Добрый день! Обучался в очной аспирантуре, затем дали отсрочку для защиты диссертации. Военкомат её принял, в результате отсрочки были до достижения 27 лет. В 27 защитил диссертацию, получил степень кандидата наук. Однако диплома кандидата ещё не выдали. Через год пришёл в военкомат для получения военного билета — мне сказали, что нужно проходить медосмотр для зачисления в резерв.
Вопрос — должны ли кандидаты наук быть в резерве, или получать военный билет без медосмотра и зачисления в резерв?
09 февраля, 09:28
09 февраля, 09:24 , Егор, г. Москва
Ответы юристов
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.4
Общаться в чате
должны ли кандидаты наук быть в резерве, или получать военный билет без медосмотра и зачисления в резерв?
Егор
Перед принятием решения о зачислении в запас и выдачи военного билета Вы должны пройти медицинское освидетельствование.
И тут не имеет значения Ваша ученая степень, поскольку порядок зачисления в запас для всех лиц, не проходивших военную службу является одинаковым.
КАК Я ПОЛУЧИЛ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ В 2022 / КАК ПОЛУЧИТЬ ВОЕННИК
В силу приказа Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета»
Выдача военных билетов (справок взамен военных билетов) осуществляется только после регистрации граждан по месту пребывания (на срок более трех месяцев) или по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также после прохождения медицинского освидетельствования в целях определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья.
Источник: pravoved.ru
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п.
1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армию
Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась
16 сентября 2020 Новости
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Источник: www.advgazeta.ru
Получение военного билета кандидатом наук
3 года назад я получил отсрочку по аспирантуре, сейчас успешно защитился, получил диплом. В этот призыв (до Нового Года) я не успеваю в военкомат. Однако в течение следующего призыва, который начинается в апреле 2015 года, мне исполняется 27 лет (июнь).
Есть ли у меня повод опасаться, что мне выдадут военный билет не как человеку с ученой степенью, а как человеку, который до 27 лет “бегал” от военкомата?
24 декабря 2014, 19:44
Единственным документом, определяющим срок выдачи военного билета, является Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, в соответствии с которым выдача военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии.
Для оформления военного билета Вам необходимо предоставить:
1. Заявление на имя военкома о выдаче военного билета с описью приложений;
2. Две фотографии 2,5×3,5 см. на матовой бумаге без уголка;
4. Ксерокопию 2, 3, 5 страницы паспорта на одном листе;
5. Ксерокопию и подлинник документа об образовании;
6. Ксерокопию и подлинник водительского удостоверения (если есть);
7. Лист медицинского освидетельствования (его Вы получите после прохождения медицинского освидетельствования врачами призывной комиссии).
Заявление пишется в двух экземплярах, к первому экземпляру прилагаются копии перечисленных выше документов. Заявления подаются в канцелярию военкомата, на втором экземпляре Вам должны поставить отметку о получении с указанием даты, должности, Ф.И.О. сотрудника принявшего Ваши документы. В случае отказа в принятии документов отправить по почте заказным письмом с описью вложений.
Привожу Вам выдержки из НПА, регулирующих данный вопрос:
Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе
Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету: 1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, — по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии 1.1. При зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 г. N 465
34. При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъектаРоссийской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
35. Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.
36. В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета».
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. №400
Приложение N 9 к Инструкции (п. п. 9, 16) Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету: Пункт 12. По решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военную службу; освобожденные от исполнения воинской обязанности. Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
НО в вашем случае речь идет об освобождении от военной службе, предусмотренном ппа п.2 ст. 23 вышеуказанного ФЗ, так что Вас «уклонистом» объявить не могут.
Источник: taktaktak.ru
Приписное свидетельство из военкомата
Приписное свидетельство выдается в военкомате юношам 17 лет при первичной постановке на военный учет.
Сергеев Олег · 2022-04-21 12:45:03
- Когда выдают приписное свидетельство
- Как получить приписное свидетельство
- Список документов для приписного свидетельства
- Чем отличается приписное свидетельство от военного билета
- Что делать при утере приписного свидетельства
- Комментарии
Приписное свидетельство выдается в военкомате юношам 17 лет при первичной постановке на военный учет. После армии, освобождения по причине болезни или исполнения призывнику 27 лет свидетельство заменяется на военный билет.
Когда выдают приписное свидетельство
Документ будущий призывник получает по достижению 17-летнего возраста. Военкомат поддерживает связь со школами и ВУЗами и отправляет повестку туда, где учится допризывник. Если молодой человек не посещает школу или другое учебное заведение, повестку отправят на домашний адрес. Даже без повестки в обязанности гражданина входит оформление воинского учета.
Приписное свидетельство будет нужно в следующих случаях:
- при поступление в ВУЗы и другие заведения;
- при оформлении нового места работы;
- при прохождении военных мероприятий.
Если выяснится, что у претендента на работу отсутствует приписное свидетельство, работодатель или другой сотрудник, принимающий документы, должен оповестить об этом военкомат. В противном случае организация, принявшая на работу без этого документа, будет оштрафована.
Как получить приписное свидетельство
Чтобы принять допризывников, военкоматы определяют специальные дни, в которые учащиеся освобождаются от учебы. В эти дни в военное учреждение приглашается комиссия из врачей, которые осматривают призывников. Врачам следует сообщить об имеющихся хронических заболеваниях и других патологиях.
Фиксация болезней на этом этапе упростит получение непризывной категории, если она положена по закону. Не каждый призывник будет проходить службу. Иногда неудовлетворительное состояние здоровья станет причиной отсрочки.
В комиссию включается психолог, который также выдает заключение. После осмотра, изучения психологических тестов и заполненных анкет каждому юноше присваивается категория годности. Она не является окончательной, потому что определяется в упрощенном порядке. После достижения призывником совершеннолетия мероприятия будут проводиться в более строгом порядке, и с высокой долей вероятности категория изменится.
Порядок оформления документа выглядит так:
- Сбор требуемых документов и посещение военкомата.
- Освидетельствование медицинскими работниками.
- Заполнение анкеты и заявления.
- Получение документа.
После этого составляется личное дело призывника, которое остается в военкомате. Приписное свидетельство выдается лично в руки. В паспорт ставится отметка о том, что владелец паспорта военнообязанный.
Список документов для приписного свидетельства
Для оформления приписного свидетельства следует подготовить пакет документов, в который входит:
- Паспорт гражданина РФ.
- Справка № 9, которую получают в паспортном столе. В ней указываются сведения о прописке.
- 3 черно-белые матовые фотографии.
- Характеристика, составляет классный руководитель или начальник с последнего места работы.
- Заполненная анкета, выдается в военкомате.
- Медсправки.
- Аттестат или диплом.
Свидетельство действительно один год до начала призыва. Его можно продлевать в том случае, если гражданину положена отсрочка.
Чем отличается приписное свидетельство от военного билета
Главное отличие кроется в том, что приписное свидетельство не выдается навсегда, и в нем содержится меньше сведений, чем в военном билете. Если впоследствии юношу признают годным к воинской службе, сотрудники военкомата заберут свидетельство до того, как призывник поедет в воинскую часть.
После отправки юношей в воинскую часть свидетельство заменят на военный билет. Это касается и тех случаев, когда юношу признают негодным для прохождения военной службы. Тогда взамен свидетельства ему выдают белый военный билет. После замены документов свидетельство уничтожается в порядке, предусмотренном законом.
Если юноша намеренно избегает воинского долга, приписное свидетельство будет храниться у него. После 27 лет нужно явиться в военкомат, чтобы получить военный билет или справку, которую выдают уклонистам, если выяснится, что веских причин избегать службы у него не было.
Что делать при утере приписного свидетельства
Личное дело допризывника хранится в военкомате, поэтому именно там приписное свидетельство можно получить повторно. Для этого следует подать копии документов, перечисленных выше, прикрепить к ним заявление и фотографии. За потерю важного документа юноша будет оштрафован. После этого допризывник получит дубликат.
Если в силу разных обстоятельств приписное свидетельство не было получено до совершеннолетия, его можно получить позже в военкомате в любое время. Там проконсультируют по поводу документов и скажут, каких врачей требуется посетить. Если в возрасте до 18 лет юноша был осужден, приписного свидетельства у него не будет. В местах отбывания наказания такие документы не оформляют. После освобождения требуется также посетить военкомат.
Оформить приписное свидетельство вовремя в интересах самого молодого человека, так как без этого документа не возьмут на работу или не примут в ВУЗ. До 18 лет получить его можно без рисков попасть сразу на службу. При оформлении документа после совершеннолетия есть риск сразу поехать в воинскую чаcть.
Получить юридическую помощь по вопросам погашения долгов можно на нашем сайте.
Источник: prav.io