м. дикий кабан, дикий свиной самец. | Перм. вят. домашний кабан. порос. Легченый назыв. боров, кнур, хряк, нохрок. | вологодск. деревянная форма, остав, в котором бьют глиняную печь. Веприца ж. дикая свинья, самка. Вепренок м. илистар. вепричищ м. дикий поросенок, дикое порося. Веприй, вепревый, принадлежащий, свойственный вепрям; веприный, относящийся к ним. Веприна ж. кабанина, мясо вепря.
Вепринец м. растение Buglossum (Anchusa?).
В словаре Ожегова
ВЕПРЬ, -я. м. То же, что кабан (в 1 знач.). || прил. вепревый, -ая, -ое.
В словаре Ефремовой
- Дикая свинья, кабан (обычно в мифах, сказаниях и т.п.).
В словаре Фасмера Макса
род. п. ве́пря, укр. ве́пер, блр. ве́пер, др.-русск. Вепрь, болг. ве́пър, сербохорв. ве̏пар, чеш. vepř, слвц. vepor, польск. wieprz, в.-луж. wjapŕ, н.-луж. japś, полаб. vipr.
Родственно лтш. vepris «кастрированный боров», veprelis «грязнуля (о ребенке)», лит. местн. н. Vẽpriai, далее, вероятно, лат. veprēs «терновый куст», др.-инд. vápati «выпускает семя»; см. Смешек, Mat. i Pr. 4, 404; Зубатый, AfslPh 16, 414; М. – Э. 4, 538; Бернекер, IF 8, 283 и сл.; Брандт, РФВ 25, 213; Траутман, BSW 351. Другие сравнивают слав. veprъ с лат. арег, д.-в.-н. ebur «Вепрь»; см. Вальде 49; Педерсен, KZ 38, 311; Уленбек, РВВ 24, 239 и сл.; Got.
ДИКИЙ КАБАН В ДЕЛЕ // Версус — Кабан против хищников // Интересные факты о кабанах
Wb.: wargiÞa.
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
кабан, боров, дикая свинья, хряк
В словаре Энциклопедии
старинное русское название кабана.
Источник: glosum.ru
ВЕПРЬ
Кабан, во многих мифологиях символ боевой мощи и плодородия. В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы В.» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам.
У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев. одного из которых звали В. (Ibor, ср. др.-исл. io:furr, «вепрь», «князь», «бог»). В древнехеттских текстах В. (кабан или свинья тростников) упоминается в качестве одного из «животных бога» (šiunas huitar).
В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в В. Охота на кабанов предстает как занятие богов в японской мифологии. В индоиранской мифологии распространен сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.
В мифологии балтийских славян огромный В., сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра. У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращенном богами за грехи в вепря.
Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя (Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо), в других — мужчины, не приносящие своим женам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр.
Кабан-Вепрь раскидал стаю волков. Чем волк отличается от собаки ?!
Ср. также евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого человека и посланных в стадо свиней (Матф. 8, 28-33; 2-16; Лука 8, 27-33).Лит.: Beck Н., Das Ebersignum im Germanischen. Ein Beitrag zur germanischen Tier-Symbolik, В., 1965; Levi-Strauss C„ Mythologiques I.- Le cru et ie cuit. P., 1964, p. 92-116. В. В. Иванов.
Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- вепрь — Вепрь/. Морфемно-орфографический словарь
- вепрь — -я, м. Дикая свинья; кабан. Малый академический словарь
- вепрь — Род. п. ве́пря, укр. ве́пер, блр. ве́пер, др.-русск. вепрь, болг. ве́пър, сербохорв. ве̏пар, чеш. vepř, слвц. vepor, польск. wieprz, в.-луж. wjapŕ, н.-луж. japś, полаб. vipr. Родственно лтш. Этимологический словарь Макса Фасмера
- Вепрь — • Aper кабан, дикая свинья; мясо этого животного считалось одним из самых лакомых и главных блюд (caput cenae) на римских пирах (animal propter conviva natum, Juv. 1, 141 или suillum pecus donatum ab natura dicunt ad equlandum, Varro r. r. 2, 4). Словарь классических древностей
- вепрь — Общеслав. Скорее всего, того же корня, что и латышск. vepris «боров», лат. vepres «терновник». В таком случае животное было названо по своей колючей щетине. Этимологический словарь Шанского
- вепрь — ВЕПРЬ м. дикий кабан, дикий свиной самец. || Перм. вят. домашний кабан, порос. Легченый назыв. боров, кнур, хряк, нохрок. || вологодск. деревянная форма, остав, в котором бьют глиняную печь. Веприца ж. дикая свинья, самка. Вепренок м. или стар. Толковый словарь Даля
- вепрь — Старинное рус. назв. кабана. Биологический энциклопедический словарь
- Вепрь — Старинное русское название дикой свиньи — Кабана. Большая советская энциклопедия
- вепрь — (Пс.79:14) — дикий кабан. Библейский словарь Вихлянцева
- вепрь — То же, что кабан. Биология. Современная энциклопедия
- Вепрь — (лесной, дикий, иначе кабан; Пс 79:14) — двукопытное животное, из породы толстокожих, отличающееся своею силою и свирепостью. Новейшие путешественники передают, что кабанов очень много водится в сев. Библейская энциклопедия архим. Никифора
- ВЕПРЬ — ВЕПРЬ — старинное русское название кабана. Большой энциклопедический словарь
- вепрь — 1. вепрь м. Дикая свинья, кабан (обычно в мифах, сказаниях и т.п.). 2. Вепрь м. 1. Название года в системе Авестийской астрологии и Зороастрийской тридцатидвухлетней календарной системе. Толковый словарь Ефремовой
- вепрь — орф. вепрь, -я Орфографический словарь Лопатина
- вепрь — ВЕПРЬ -я; м. Книжн. Дикая свинья; кабан. ◁ Вепревый, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
- вепрь — • Бурый (Фруг). • Клыкастый (Радимов). • Щетинистый (Рылеев). Словарь литературных эпитетов
- вепрь — ВЕПРЬ, вепря, ·муж. Кабан. Толковый словарь Ушакова
- вепрь — ВЕПРЬ, я, м. То же, что кабан (в 1 знач.). | прил. вепревый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- вепрь — Дикий кабан. Краткий церковнославянский словарь
Источник: gufo.me
Тотемное животное вепрь
Тотемные животные для многих людей играют очень важную роль. Дело в том, что такое животное зачастую определяет характеристики человека, его черты характера и многое другое. Определенный зверь охраняет человека на протяжении всего жизни, делая его своим «подопечным».
Соответственно, многие люди большое значение придают как своему тотемному животному, так и его уважению и почитанию на протяжении всей жизни. В данной статье речь пойдет про одно тотемное животное – вепря. Вы узнаете абсолютно все необходимое, начиная с того, в каком году нужно родиться, чтобы вашим тотемным животным был именно вепрь (или кабан, как иногда его называют), и заканчивая тем, какими характеристиками вас наделит этот зверь. Вепрь – животное далеко не самое обычное и типичное, поэтому вам стоит более детально с ним познакомиться, чтобы понять, какое воздействие оно окажет на вас, если будет вашим тотемом.
Годы
Как вы уже поняли, вепрь – животное очень интересное. Но начать стоит не с его описания. А с определения конкретных годов, которые приписывают родившимся в этот год людям конкретное животное, а в данном случае кабана. Естественно, речь пойдет о тех людях, которые еще потенциально могут оставаться в живых, поэтому первый год, который будет указан – это 1935 год.
Человек, родившийся в этот год, своим тотемом имеет вепря со всеми вытекающими из этого последствиями. Следующий год, прошедший под знаком вепря – это 1967. Если же говорить о более близком времени, то в первую очередь стоит отметить 1999 год. Это последний год, в котором рождались дети, тотемом которых становились вепри.
Соответственно, современные 18-летние подростки, которые верят в тотемы, должны особое внимание обращать на вепрей. Кроме того, они зачастую перенимают многие характеристики вепрей, даже если не подозревают о том, что это их тотемное животное. Следующий ребенок, для которого вепрь – животное-тотем, родится только в 2031 году.
Опаснейший житель леса
Многие люди считают, что самым опасным в лесу является медведь. Однако это распространенное заблуждение, так как гораздо большую угрозу для любого зверя или человека представляет именно вепрь. Тотемное животное подобного рода может немного пугать, однако вам не стоит торопиться с выводами, потому что тотемы работают далеко не настолько примитивно.
Естественно, человек, тотемом которого является конкретное животное, может перенимать его черты, но далеко не всегда в прямом и буквальном смысле. В данном случае первые качества, которые вепрь передает своему подопечному – это храбрость и отвага. Такие люди никогда ничего не боятся и всегда готовы на риск, особенно если речь идет о безопасности их близких.
Это ключевые черты характера для тех людей, у которых вепрь — тотемное животное. Характеристика, естественно, на этом не заканчивается, поэтому вам стоит продолжить чтение данной статьи, чтобы узнать больше о людях, рожденных под этим тотемом. Возможно, речь идет о вас, а может, о ваших родственниках или друзьях. Всегда очень интересно узнать, что же скрывается от ваших глаз.
Основные характеристики
Итак, если ваше тотемное животное – кабан (вепрь), то вам, конечно же, хочется узнать побольше о том, что он передал вам как своему подопечному. О храбрости и отваге уже было сказано ранее, однако это далеко не все характеристики, о которых стоит вспомнить. Также не стоит забывать о жажде приключений, которую такие люди испытывают постоянно.
Они не могут находиться на одном и том же месте долго, поэтому они всегда активны. Таким образом, они всегда в действии и при этом действуют быстро и решительно. Перерыв такой человек готов сделать только тогда, когда он готовится к совершению очередного внушительного рывка.
Вражда
Отдельно стоит поговорить о тех людях, которым довелось стать врагами человека, родившегося под охраной тотема вепря. Дело в том, что, как и сами животные, люди с этим тотемом являются безжалостными к своим противникам и расправляются с ними самым жесточайшим образом.
Но стоит понимать, что от такого человека никогда можно не ждать удара в спину, он не переносит скрытой вражды и все конфликты предпочитает решать открыто. Однако и в этом есть своя особенность, некая мудрость, которую человек получает от своего тотемного животного. Дело в том, что, как и вепрь, этот человек никогда не вступит в бой с противником, который сильнее его.
Он всегда здраво оценивает свои силы и возможности, оставаясь в стороне, если знает, что не сможет победить. Таким образом, человек во многом соответствует описанию животного. Вепрь всегда считался очень умным и безжалостным существом, и именно поэтому стоит опасаться встречи не с медведем или волком, а с вепрем.
Целеустремленность
Отдельно стоит поговорить о целеустремленности людей, которые родились под тотемом «Вепрь». Зороастрийский гороскоп подчеркивает это. Дело в том, что этот пункт вытекает из предыдущего, так как люди-Вепри всегда ставят перед собой конкретные цели, которых стараются добиться. Противостояние ради противостояния не для них.
Они не будут бороться с вами, если вы не являетесь преградой на пути к их цели. Если же вы каким-либо образом оказались такой преградой, то вам можно только посочувствовать. Вепри – специалисты по ходьбе по головам для достижения своей цели. Так что по вам пройдутся без зазрений совести, потому что именно люди-Вепри в первую очередь живут по принципу «цель оправдывает средства».
Отношения с близкими
Однако до этого момента речь шла исключительно о том, как вепри ведут себя самостоятельно или по отношению к своим противникам и незнакомым людям. Что же насчет близких и дорогих им людей? Какое отношение получают члены семьи, друзья, любимые? Это может показаться удивительным, однако вепри в отношении с близкими людьми полностью преображаются.
Они отдают себя полностью отношениям, готовы пойти на все ради своих любимых, открываются им целиком и полностью. Естественно, стоит отметить, что такой человек может потратить очень много времени и нервов того, кому планирует довериться, потому что он очень серьезно выбирает близких людей. Но если уж вы оказались в списке доверенных лиц, то вы можете ожидать полной самоотдачи от вепря.
Злоупотребление доверием
Но не стоит думать, что, однажды попав в «белый список» вепря, вы останетесь в нем навсегда. Такой человек просто великолепно умеет ощущать, когда вы начинаете злоупотреблять его доверием, и он проводит четкую черту дозволенного. И если вы начинаете наглеть и использовать доброту вепря к вам с корыстными целями, последствия могут быть плачевными.
Дело в том, что вепрь моментально перебросит вас из «белого списка» в «черный», и вы сразу же превратитесь из его близкого друга в злейшего врага. А о том, что такой человек делает со своими врагами, вы уже узнали выше. Соответственно, не рекомендуется злоупотреблять доверием вепря, потому что в одно мгновения ока вы можете потерять очень хорошего друга и обрести очень опасного врага.
Взаимодействие
Ну и, конечно же, нужно рассказать также и о том, как такой человек ведет себя в ситуациях, в которых он чувствует превосходство других. Как уже было сказано ранее, он не станет вступать в схватку с тем, кто является сильнее его, но что именно он будет делать в такой ситуации? Во-первых, стоит отметить отличную способность вепря подавлять собственный гнев. Учитывая то, насколько экспрессивным и агрессивным может быть этот человек, в нужных ситуациях он умело справляется с давлением и не позволяет эмоциям выйти из-под контроля.
Если же на пути вепря встречается человек, который, по его мнению, является более сильным, но при этом не врагом, а достойным союзником, то вепрь всегда с легкостью может подчиниться, чтобы добиться своих целей. Соответственно, в таких людях нет гордыни, которой можно было бы ожидать, читая предыдущие описания. Как уже было сказано ранее, тотемы зачастую преподносят интересные сюрпризы, а черты характера человека не всегда напрямую буквально копируются с тотемного животного.
Антитотем
К сожалению, далеко не всегда человеку достается тотем. Иногда бывает, что вам приходится жить свою жизнь под антитотемом, и в этом нет ничего хорошего или приятного. Характеристики тотемных животных редко когда бывают открыто негативными. Они могут быть нейтральными, порой и вовсе сомнительными, однако большая часть негатива проявляется именно в антитотеме.
Так каким же будет человек не с тотемом, а с антитотемом вепря? В этом случае человек перенимает основные «свинские» черты своего тотемного животного, а именно: жадность, низость, подлость, мелочность, мстительность и так далее. Зачастую такие люди оказываются вовлечены в мир криминала.
Источник: www.syl.ru
Богиня и вепрь
Одним из древнейших животных символов древних религий являлся вепрь. Символ этот двоякий, сочетающий в себе две противоположности — олицетворение плодородия (отданное со временем во власть домашней свинье) и боевую мощь, ярость. Изображения вепря носили на своих шлемах древние воины Европы.
Деметра первая, кто приходит на ум, когда вспоминаешь свинью. Именно свинья была главным жертвенным животным во время знаменитых Элевсинских мистерий. Многочисленные вотивные статуэтки женщин со свиньей на руках можно обнаружить в каждом её храме
Терракотовые фигурки женщин с поросенком в руках из святилища Деметры и Коры в Коринфе, 320-200 гг. до н.э.
Мясо свиньи, принесенной в жертву, было главным блюдом на пирах, устраиваемых в честь дня зимнего солнцестояния строителями британского Стоунхенджа. Вообще, у носителей культуры колоковидных кубков, которые строили каменные круги по всей Британии, вытесняя создателей первых деревянных хенджей культуру желобковой керамики, именно свинья была главным символом плодовитости и связывалась с женской богиней.
Таким образом, со свиньей все более менее понятно, она олицетворяла плодородие и женский принцип, потому её связь с богиней не удивляет.
А вот вепрь, олицетворяющий мужской принцип, яростную, крушащую все на своем пути мощь, как символ женского божества, мне показался интересным. В статье про Богиню Медведицу древних греков, я упоминала, что животное, которое у нас русских связано с образом силы и непобедимости, у древних греков обретало миролюбивые черты, божества-воспитателя, связанного с инициациями и мифами о ребенке, воспитанном дикими животными. Так вот, символом всесокрушающей мощи у древних был вепрь.
Археологические данные говорят о том, что дикий кабан имел особое значение в европейском обществе бронзового и железного века.
И если быть ближе к теме, то он связывался с богинями, которые имели в своем образном арсенале воинственный аспект.
Например, Ардуинна — галльская богиня, которая стала эпонимом Арденнских гор. По своим функциям она приближалась к римской Диане (то есть была близка богиня Артио и Андарте) — независимой охотнице, вооруженной и одетой в короткую удобную одежду. Её символом был вепрь, на нем она объезжала свои «владения».
Статуэтка, изображающая кельтскую богиню Ардуинну, сидящую верхом на вепре. Она одета на мужской манер, но едет на вепре в женском седле. Сама статуэтка имеет галло-римское происхождение. И не факт, что именно Ардуинна изображена на ней. Но то, что она была обнаружена в Арденнском регионе, который был назван в её честь и то, что символом этого места и по ныне является вепрь, позволяет идентифицировать безымянную богиню с Ардуинной.
В кельтском искусстве вепрь был символом распространенным: фигурки кабана, иногда в натуральную величину, изображения на монетах или украшения на гребнях шлема в виде кабана, находят по всему ареалу расселения кельтских племен, подтверждают его связь с войной и властью.
Бронзовые подвески, укрепленные на бивнях кабана,
найденные в двойном захоронении женщины и ребенка в Хейнебурге, Германия
Охота на кабана, по мнению ученых, была для кельтов частью ритуалов инициации.
Самой известной наездницей на вепре была Фрейя.
Хильдисвини — «боевой вепрь» — ездовое животное, на котором катается скандинавская богиня, когда не использует свою знаменитую повозку, запряженную кошками. Согласно поэме Хиндлулёд, под вепря богиня замаскировала своего любовника Оттара
Фрейя, по мимо того, что была любвеобильной богиней, отвечающей за плодородие, так же считалась воинственным божеством. Как Вальфрейя — она считалась покровительницей павших, и предводительствовала валькириям. Некогда она поделилась мудростью с богом войны Одином и получила право выбирать первой погибших в бою воинов, забирая лучших, и до половины заполняя свой чертог в Асгарде.
На белом крылатом коне в полном боевом вооружении, являлась она на поле битвы, ведя за собой Валькирий, и могла принести удачу в бою.
Еще один знаменитый вепрь из скандинавской мифологии принадлежал брату Фрейи — Фрейру. Звали его Гуллинбурсти («Золотая щетина»). Маски и шлемы в виде вепря передавали воинов под защиту Фрейи и Фрейра.
Здесь я бы остановилась по подробнее. Вепрь, как символ мощи, олицетворял мужской принцип, и более был связан с богами, а не богинями, но все же такое частое соединение его с женским божеством не случайно. Оно обычно подчеркивает их воинственный аспект. Так же богини, коих связывали с вепрем, часто несут в себе аспект андрогинности (или двуполости). Это выражалось в том, что их могли изображать, как в мужском облике, так и в женском, со временем в некоторых культурах (как например, скандинавские Фрейр и Фрейя) они стали составлять неразрывную пару богов — брата и сестру, богиню и её мужского паредра.
Последнее видно на примере мифов об Афродите и Адонисе, которые происходят с Ближнего Востока, для которого такие двуполые божества, со временем разделяющиеся на Богиню и её умирающего и воскресающего возлюбленного, очень характерны.
В мифе, Адониса, в которого была влюблена Афродита, убивает кабан. Тут мифы расходятся во мнении, то ли в вепря превратился ревнивый любовник Афродиты, воинственный Арес, то ли животное наслала ревнивая Артемида. В первом варианте мифа, вепрь связывается с яростным и неукротимым богом войны Аресом, а во втором с богиней дикой природы Артемидой. И тот и другой вариант не противоречат символизму вепря в европейских (и иных) культурах в целом.
Вепрь, убивающий Адониса. Эрмитаж
Если обратить свой взор на восток, то картина не меняется. На вскидку, можно назвать по крайней мерее двух восточных богинь, связанных с вепрем.
Мариситэнсон — богиня, пришедшая в японский буддистский пантеон из Индии, где её называли Маричи Дэва, и имеющая аналогов в китайском буддизме, как Молиши, и тибетском, как Одсер Чен-ма, слыла весьма воинственным божеством. Ей поклонялись воины и чтили такие полководцы, как Миномото Ёритомо и Токугава Иэясу. Самураи перед началом битвы просили у неё благословения.
«Я обязуюсь неукоснительно следовать вышеуказанным статьям. Если я нарушу любую из этих статей, пусть покарает меня божество Мариситэн»
Клятва из храма Катори
В одном из своих воплощений Мариситэн была свирепым божеством войны, имеющим несколько рук и лиц. Иногда она была настолько воинственна, что появлялась в мужском обличие. Но в любом случае сохраняла свой главный атрибут — повозку, запряженную семью кабанами, либо вепря, как животное для верховой езды.
Четыре образа Маричи Дэва (слева на право): Маричи Дэва в индийском буддизме, Одсер Чэн Ма в тибетском буддизме, Молиши в буддизме Китая и Мариситэн в японском буддизме — женское божество на повозке, запряженной семью кабанами.
Изначально её происхождение выводят от индуисткой богини рассвета, связанной браком с богом Хаягривой, богом лошадей и ритуала ашвамедха:
«Одетая в солнце, открывающая себя только мудрым, несущаяся по небу в повозке запряженной семью белыми свиньями, с различным оружием в шести руках «
Дхьяна Лока
Мариситэн в мужском облике на кабане
Помимо буддисткой Маричи в Индии (у индуистов) существовала еще одна богиня-вепрь, которую звали Варахи. Она была одной из группы богинь-матерей (Сапта Матрик — Семь Матерей), всегда изображаемой вместе.
Варахи — богиня с головой кабана, шакти боги Варахи или Ямы
И, конечно, как и в случае с другими богинями, Варахи была грозной. В руках её меч, лук и ваджра. Она была рождена для того, чтобы остановить бесчинства демона Пандасура, выпросившего у бога Шивы благословение быть убитым только лишь женщиной, которая не рождена другой женщиной и питается лишь грязью.
В буддизме она превратилась в Ваджраварахи — «Алмазную веприцу». В трехголовой форме её левая голова — голова свиньи.
Об этой богини есть интересная история, рассказанная Далай-ламой XIV. Его Святейшество говорит, что земное воплощение Ваджраварахи было настоятельницей монастыря Самдинг в Тибете.
Важно отметить, что это был мужской монастырь, возглавляемый женщиной. Единственный в своем роде.
В восемнадцатом веке, отряд монгольских всадников появился в Нангарцзе, их предводитель потребовал, чтобы к ним вышла настоятельница. Но получил вежливый отказ. Разгневавшись он стал атаковать монастырь. Ворвавшись внутрь, он обнаружил в зале, наполненном монахами, огромную дикую свинью, восседающую на троне.
У пруссов, которых Тацит называет эстиев, почиталась богиня-мать в облике веприцы. Изображения, которой носят пруссы, считая, что оно хранит их от любого оружия. Нужно так же упомянуть, что о такой богине, кроме Тацита никто не упоминает, да и в целом пантеон их был жестко патриархальным. Но за то у балтийских славян есть легенда о гигантском вепре, который выходит из-под воды, всякий раз, когда их городу Ретре грозит опасность. С кем он был связан — с женской богиней-хранительницей или яростным богом войны?
Ну и на закуску рисунок с лубка, изображающий нашу родную Бабу Ягу, верхом на свинье. Баба Яга уж точно никогда не отличалась ласковым нравом. Как и её европейские родственницы, она была связана с возрастными инициациями и была грозной богиней дикого мира.
Русский лубок «Баба Яга едет с крокодилом драться»
Так что можно сказать, что именно вепрь является символом женской независимости и силы.
Источник: mazayka-urza.livejournal.com