В какой стране изобрели танк

Двадцатый век, начавшийся с ужасной войны, положил конец многим иллюзиям. Не самая большая среди них — сказка об изобретателе-одиночке, этаком Леонардо да Винчи, только и думающем о том, как бы осчастливить человечество и, в конце концов, его «осчастливливающем».

Кстати, о Леонардо да Винчи. Вернее о его записках. Это своеобразный зашифрованный каталог идей, которые он намеревался предложить властителям-современникам. Тем из них, кто смог бы оплатить осуществление этих идей, снискав для себя славу и могущество. Изобретателя же одарив некоторым количеством денег, благодаря которым тот мог бы продолжать свою изобретательскую деятельность.

Так вот, среди записок Леонардо имеется набросок, сопровождаемый фразой: «Я сделаю закрытые колесницы, безопасные и защищенные, вооруженные пушками, которые смогут нарушить многочисленный вражеский строй». Более точно описать предназначение танка вряд ли возможно. Вот почему, среди прочего, Леонардо приписывают также изобретение танка.

Танки — история создания и развития боевых машин!

Хотя от идеи до воплощения в огне и в металле — путь немалый. Что мог бы подтвердить, имея на то полное основание, генерал Жан-Батист Эстьен (Jean Baptiste Eugène Estienne) (1860−1936), которого называют «отцом французских танковый войск».

В 1871 году, во время франко-прусской войны, в родной городок Жан-Батиста вступили прусские войска. Впереди на коне ехал генерал, за ним двигалась артиллерия, потом шла пехота. Естественно, что десятилетний мальчик понял, кем он хочет стать. Конечно, генералом.

В те времена многие не без основания считали, что франко-прусскую войну выиграли стальные немецкие пушки, оказавшиеся по всем параметрам лучше бронзовых французских. Военные сделали выводы из поражения. Артиллерия стала считаться во Франции «богом войны», а карьера артиллериста — самой завидной военной карьерой.

Для Эстьена эта карьера началась вполне стандартно. В 1882 году Жан-Батист окончил знаменитую Политехническую школу (École Polytechnique), а затем — артиллерийское училище. Свою службу лейтенант Эстьен начал в 1884 году. А Первую мировую войну он встретил уже полковником.

Говорят, что военные всегда готовятся к уже прошедшей войне. Менее всего это относилось к Жан-Батисту Эстену. Еще в Политехнической школе он отличался математическими способностями, для артиллериста совсем не лишними. В тридцать лет Эстьен написал свою первую научную работу по баллистике.

Работу эту отметила Французская Академия наук, и она послужила теоретической основой для того, что нынче называется «стрельбой с закрытых позиций». С целью повысить действенность огня пушек, Ж.-Б. Эстьен занимался также совершенствованием артиллерийских измерительных приборов. А для того, чтобы позволить командирам эффективно переключать огонь с одной цели на другую, в 1902 году он предложил использовать для связи между батареями и штабом телефон.

В 1909 году во французской армии организовали авиационную службу. Поскольку предполагалось, что авиаторы будут главным образом направлять огонь артиллерии, их к артиллерии и приписали. А командиром первой французской авиационной части сделали самого известного специалиста по артиллерийской стрельбе с закрытых позиций Ж.-Б.Эстьена, в ту пору уже подполковника. Так что Ж.-Б.Эстьена вполне можно считать еще и отцом французской авиации.

Российский танкист честно рассказал, что немецкий танк Leopard ждет на поле боя

23 августа 1914 года, уже в первый месяц разразившейся войны, Ж.-Б. Эстьен сказал, что победа достанется той стороне, которая первой поставит артиллерийское орудие на защищенный броней вездеход. Этой идеей он попытался в конце 1915 года зажечь знаменитого автоконструктора Луи Рено. Л. Рено уже тогда ходил в национальных героях.

Благодаря его автомобилям, знаменитым черным парижским такси, произошло так называемое «чудо на Марне». Мирные трудяги-автомобили помогли французскому командованию буквально за одну ночь перебросить тысячи солдат и офицеров на рубежи у реки Марна и в начале сентября 1914 года остановить немецкое наступление на дальних подступах к Парижу.

Л. Рено отказался производить «боевые колесницы», оправдываясь тем, что все мощности его предприятий уже заняты выполнением государственных военных заказов. Только к июлю 1915 года он сообщил Ж.-Б. Эстьену о том, что его конструкторы приступили к созданию танка Renault FT-17.

Танки для прорыва немецкой линии обороны в то же время конструировали и в Великобритании. Эти работы велись под руководством Военно-морского министерства и никак не координировались с французскими коллегами. Поэтому танки Л. Рено были абсолютно не похожи на британские «сухопутные крейсера». Они были легче, поэтому и скорость у них была выше. Танк Renault FT-17 был вооружен 37-миллиметровой пушкой, установленной — самое главное — в башне, которая могла поворачиваться на 360 градусов.

Англичане впервые применили танки для прорыва линии обороны немцев 15 сентября 1915 года в битве на реке Сомме, в Бельгии. По результатам пятичасового боя танки были признаны успешным и перспективным оружием. Соответственно, и французы форсировали изготовление своих бронированных машин. 30 сентября 1915 года генерал Ж.-Б. Эстьен был назначен командиром танковых частей французской армии, которые тогда называли частями особой артиллерии (Artillerie Spéciale).

Читайте также:  Как на рюкзаке закрепить лямки

Организация нового вида войск «из ничего» потребовала от генерала Ж.-Б. Эстьена выдающихся организационных способностей. Свой талант интригана на этом посту он тоже выказал в полной мере. Дело в том, что во Франции одновременно на разных предприятиях создавались легкий танк Рено, тяжелый танк St Chamond (практически копия британских «сухопутных крейсеров») и оригинальный сверхтяжелый танк Char 2C. Чтобы избежать распыления ресурсов, генерал Эстьен сделал все возможное, дабы прекратить производство иных танков, кроме Renault FT-17.

Первая битва, в которую бросили эти танки, произошла 16 апреля 1917 года в районе Берри-о-Бак (Berry-au-Bac). Битва эта была проиграна. Более того, в этом бою погиб командир первой французской танковой части Луи Боссу (Louis Bossut). За эту неудачу Ж.-Б. Эстьена вполне могли бы разжаловать, а возглавляемые им танковые части расформировать.

К счастью, этого не произошло благодаря заступничеству непосредственного командира Ж.-Б. Эстьена, генерала Филиппа Петена. Слово Петена тогда многое значило. Он был признанным героем войны. Еще более четверти века оставалось до того момента, когда Ф. Петен запятнает себя сотрудничеством с врагом.

Как и Л. Рено, которого в те годы тоже называли героем и спасителем нации.

А Ж.-Б. Эстьену пришлось всерьез заняться разработкой тактики применения нового вида наступательного оружия. Будучи артиллеристом, он считал главным достоинством танков хорошее артиллерийское вооружение и высокую скорость. Основной боевой тактической единицей Ж.-Б.

Эстьен определил группу из 12−16 танков, которой ставилась отдельная задача по прорыву линии вражеской обороны и по уничтожению пулеметных гнезд. Анализируя неудачный бой под Берри-о-Баком, генерал Эстьен подчеркивал важность взаимодействия танков, пехоты и артиллерии. Все эти положения считаются верными и сегодня.

Как видим, Ж.-Б. Эстьен оказался одним из немногих французских генералов, готовившимся, вопреки уже упомянутой поговорке, не к прошедшей войне, а к будущей. К сожалению, лучше всего уроки Ж.-Б. Эстьена освоили немецкие танкисты, что привело Францию к ужасающему поражению в 1940 году.

Источник: www.shkolazhizni.ru

Россия — родина танка

Спор различных английских изобретателей о праве патента на танки завершился по окончании войны судебным процессом в Лондоне. Этот процесс приковал к себе внимание технических кругов всего мира, так как помимо спора английских конструкторов претензию на право быть признанным «отцом» танка заявляли также два французских и два американских инженера.

Выйти из полноэкранного режима

Александр Пороховщиков

Развернуть на весь экран

Танки в мировой войне сыграли решающую роль. Это было последнее достижение военной техники, объединявшееся с авиацией, удушливыми газами и прочими «культурными» способами уничтожения людей. Помимо принципиальной стороны присуждение звания первого изобретателя должно было принести последнему колоссальную сумму лицензий за пользование его изобретением. Процесс закончился условным присуждением первенства Уинстону Черчиллю, предоставившему вполне разработанный проект танка в марте 1916 года. Первый танк был построен по этому проекту во второй половине 1916 года, и вскоре на фронте союзников появились первые английские танки.

Некоторые изобретатели остались недовольны решением суда. Согласно уверениям газеты «Морнинг пост», действительным изобретателем танка является Китченер, а конструктором — капитан Бентлей. Этими лицами 19 октября 1914 года был разработан проект, имевший уже характерную особенность танка — гусеничную цепь. Осуществления тогда проект не получил.

С особым удовлетворением редакция сообщает, что не только Черчилль, но и Китченер должны уступить пальму первенства русскому изобретателю. В августе 1914 года, вскоре после объявления мировой войны, заместителю председателя особого комитета по усилению флота генералу Александру Каульбарсу представил доклад владелец опытной станции по новым изобретениям Александр Пороховщиков.

Он создал новое средство передвижения по бездорожью, назвав новую машину «Вездеход». Она должна была состоять из тех же элементов, которые теперь имеются в лучших типах танка. 21 декабря 1914 года была начата постройка опытной модели, 18 мая 1915 года в Риге было проведено первое испытание «Вездехода». Испытания были продолжены, но ввиду скудости технических средств, отсутствия необходимых сортов стали и слабости нашей промышленности проект танка инженера Пороховщикова был переслан в Англию, а в России дело заглохло.

В витрине «Известий» на Тверской выставлены фотографии танка «Вездеход» и статья газеты «Новое время» от 29 сентября 1916 года.

Об изобретении Александром Пороховщиковым танка рассказали «Известия» 13 сентября 1922 года.

Публикацию подготовил Алексей Алексеев

Источник: www.kommersant.ru

100 лет назад… изобрели танки

…В разгар Первой мировой войны не только изобрели танки и сделали эффективным оружием отравляющий газ, но и запатентовали неоновые вывески и придумали печатную машинку для иероглифов. А еще сформулировали закон устройства Вселенной

Читайте также:  Как связать два куска лески

Построили и испытали танки

Великобритания

Англичане одними из первых начали разрабатывать боевую машину на гусеничном ходу. Сделана она была на основе американского трактора. «Сухопутный корабль» (так официально называлось техническое новшество) для конспирации при транспортировке стали именовать «танк» (в переводе — «резервуар для воды», «цистерна»). Впервые англичане применили танк в бою в 1916 году на Сомме, вызвав у противника панику.

Казимир Малевич написал «Черный квадрат»

Санкт-Петербург, Россия

Над картиной для футуристической выставки «0,10» художник, по его словам, трудился несколько месяцев.

Запатентовали неоновые вывески

Париж, Франция

Несколько лет инженер и химик Жорж Клод совершенствовал сконструированную им лампу, заполненную газом, который светился электрического разряда: неон — красным, аргон фиолетовым. Первая неоновая вывеска была продана парижскому парикмахеру.

Впервые сфотографировали Плутон

Флагстафф, Аризона, США

Астроном Персиваль Лоуэлл много лет искал планету Икс, находящуюся, по его расчетам, за Нептуном, однако в 1915 году ее не опознали на снимках с телескопа, сделанных ассистентом ученого. Эту планету открыли в обсерватории Лоуэлла, но уже после его смерти — в 1930-м. И назвали Плутоном. В 2006 году статус Плутона понизили до карликовой планеты (нечто среднее между планетой и астероидом).

Успешно применили в бою отравляющий газ

Ипр, Бельгия

22 апреля 1915 года немецкие войска распылили по французским позициям свыше 160 тонн хлора, погибло около 5000 человек. Операцию с циничным названием «Дезинфекция» разрабатывал химик Фриц Габер, друг Эйнштейна и будущий нобелевский лауреат. С этого времени на фронтах Первой мировой началась химическая война, в ходе которой использовалось более 50 видов отравляющих веществ.

Родился Владимир Зельдин

Мичуринск, Россия

Звезда советского кинохита «Свинарка и пастух» и многих других знаменитых фильмов и спектаклей — старейший из ныне живущих народных артистов СССР и из мировых актеров, постоянно играющих на сцене.

Придумали печатную машинку для иероглифов

Япония

Изобретатель Кёта Сугимото создал аппарат с клавиатурой на 2400 японских иероглифов. Современный словарь японского языка содержит примерно 50 000 иероглифов кандзи, однако в письменной речи жители Страны восходящего солнца обычно используют около 3000.

Началось массовое истребление нетурецкого населения Османской империи

Турция

Националисты в правительстве санкционировали кампанию арестов, депортации и уничтожения сотен тысяч армян на всей территории государства. Та же судьба постигла ассирийцев и понтийских греков.

Альберт Эйнштейн сформулировал общую теорию относительности

Берлин, Германия

«Птолемей создал Вселенную, просуществовавшую 1400 лет. Ньютон тоже создал Вселенную — и она прожила 300 лет. Теперь Вселенную создал Эйнштейн — интересно, сколько она продержится?» — высказался писатель Бернард Шоу о теории, изменившей представления физиков об устройстве мира. Пока она «держится».

В мировой истории появился Махатма Ганди

Шантиникетон, Индия

«Махатма» в переводе с санскрита и хинди значит «Великая душа». Так лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор назвал своего гостя, возвратившегося на родину из Южной Африки юриста, борца за права индийцев в британских колониях Мохандаса Карамчанда Ганди. Прозвище будущий «отец индийской нации» не принял, считая себя недостойным, однако оно закрепилось за ним навсегда.

Австралия навсегда «заболела» серфингом

Новый Южный Уэльс, Австралия

Уроженец Гавайских островов, олимпийский чемпион по плаванию Дьюк Каханамоку приехал в декабре 1914 года на Зеленый континент. Из сосновой доски, купленной в местном магазине, он собственноручно изготовил инвентарь для серфинга и начал показывать на пляжах искусство катания на волнах и обучать желающих. В итоге серфинг стал одним из самых популярных в Австралии видов спорта.

Фото: DIOMEDIA (X2), SPL / LEGION-MEDIA, ALAMY / LEGION-MEDIA, ULLSTEIN BILD / GETTYIMAGES.RU, ANDREW SKUDDER (CC-BY-SA), RECONSTRUCTION BY JOE HAYTHORNTHWAITE

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2015
Материалы по теме
Сегодня читают
Тест: насколько вы творческий человек?
С этим тестом из СССР любой школьник мог справиться за 30 секунд
Что будет, если менять постельное белье реже раза в неделю? Отвечает дерматолог
Только 1 из 10 человек смогут справиться с этим тестом на эрудицию

Дети в СССР решали эту задачку за минуту, а вы, скорее всего, ошибетесь

  • О компании
  • Состав издательства
  • Правовая информация
  • Правила использования материалов
  • Пользовательское соглашение
  • Реклама на сайте
  • Реклама в журнале
  • Контакты
  • Политика использования cookie-файлов

Сетевое издание «Сайт VokrugSveta.ru» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-83686, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 июля 2022 года.

Учредитель сетевого издания: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Медиа Холдинг»

Главный редактор: Меньщикова Т. С.

Copyright (с) ООО«Шкулёв Медиа Холдинг», 2022

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе для Роскомнадзора):

Читайте также:  Как сделать санки для рыбалки своими руками

Источник: www.vokrugsveta.ru

Танк

Танк

Уже в конце XIX столетия имелись все технические предпосылки для изобретения такого грозного оружия, как танк. К этому времени изобрели двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель, броню, пушки и пулеметы. Перед началом войны 1914-го года был создан гусеничный трактор «Холт», явившийся предшественником танка. В самом начале Первой мировой войны перед воюющими сторонами встал вопрос выхода из позиционного тупика, создания орудия, с помощью которого можно прорвать фронт и достичь желанных побед.

Мысль о создании бронированной гусеничной боевой машины, беспрепятственно преодолевающей вражеские рвы, окопы и заграждения проволоки впервые высказал английский полковник Суинтон. 20 октября 1914 г. он представил свои предложения в военное министерство. После тщательного изучения и обсуждения министерство приняло его идею в целом. Тут же были сформулированы основные требования к будущей боевой машине: иметь небольшие размеры, пуленепробиваемую броню и гусеничный ход, двигаться со скоростью не менее 4 км/ч, преодолевать проволочные заграждения, рвы, окопы, воронки до 4-х метров шириной, иметь 2 пулемета и пушку.

Трактор Холта предшественник танка

Фирма «Уильям Фостер и Ко» за рекордно короткий срок (40 дней) создала танк на основе гусеничного трактора «Холт». Главными конструкторами танка, названного «Маленький Вилли», были лейтенант Уильсон и инженер Триттон. На испытаниях машина проявила хорошие ходовые качества и в ноябре фирма «Холт» решила приступить к изготовлению машины. Недостатком была небольшая ширина преодолеваемого препятствия в виде рва, окопа. Чтобы танк легко преодолевал 4-х метровые окопы, крутые возвышения и вертикальные насыпи, конструкторы увеличили длину машины на 1 м, придав форму параллелограмма обводу гусеницы и пустив ее поверх корпуса.

 Танк «Большой Вилли»

По предложению Дейнкурта вооружение разместили в боковых полубашнях — спонсонах. Так появился новый танк — «Большой Вилли». Корпус и ходовая часть танка были закрыты броней толщиной 5-10 мм. Внутри «сухопутный крейсер» выглядел как машинное отделение маленького корабля, у водителя и командира впереди была отдельная рубка.

Мотор «Даймлер», трансмиссия и коробка передач занимали очень много пространства, перврначально внутри машин находились еще и топливные баки. Между крышей и верхом двигателя находилась полка с боеприпасами. При движении внутри танка скапливались пары бензина и выхлопные газы, из-за работающего двигателя температура поднималась до 50 градусов.

Едкий пороховой дым заполнял танк после выстрела пушки. Экипаж машины страдал от перегрева и угорал. Тяжелый танк часто садился на грунт и камни из-за узкмх гусениц, отсутствовала радиосвязь и даже внутреннее переговорное устройство. Наблюдение из танка велось через незащищенные щели, что не обеспечивало осмотра, но являлось причиной лицевых ранений у танкистов.

Управляли танком 4 человека: водитель, его 2 помощника и командир. На танке установлено три коробки передач, одна была возле водителя и служила для изменения скорости движения, две другие стояли по бортам машины, использовались для изменения скорости танка и его поворота. С помощью двух тормозов осуществлялся тормоз гусениц, за это отвечал командир танка. 15 сентября 1916 г. в сражении на Сомме впервые были применены танки. Благодаря участию в атаке танков в 20 раз меньше были потери пехоты.

Дальше последовал ряд модификаций Mk («Большого Вилли»),последующие модели были более совершенными. Так, танк MkC имел 19,5 тонн веса, при этом развивал скорость 13 км/ч. На вооружении было 4 пулемета, экипаж был из 4 человек. Последний плавающий танк MkI, созданный в 1918 г., имел вращающуюся башню, 3 пулемета и 4 члена экипажа. Имея вес 13,5 тонн, он имел скорость 43 км/ч на суше и 5 км/ч на воде.

За годы войны англичане создали 13 различных модификаций и выпустили 3 тысячи танков.

Французский танк Рено FT

Лучшим танком Первой мировой войны считается «Рено» FT, фирмы «Рено», ставший прообразом будущих танков. При весе всего в 6 тонн он развивал скорость 9,6 км/ч, имел на вооружении пулемет (позже — пушку), экипаж состоял из двух человек. Впервые на эти танки установили бортовые радиостанции, что моментально повысило управляемость танковыми частями. Компоновка основных узлов танка является классической: двигатель, трансмиссия, спереди — отделение управления, сзади — ведущее колесо, в центре находится вращающаяся башня. Немецкая фирма «Бремерваген» не смогла наладить массовый выпуск танка A7V.

Танк Пороховщикова

Русская версия танка была предложена мастером машиностроительного завода Пороховщиковым еще в августе 1914 года. При испытании его машина развивала скорость до 25 км/час. Первые английские и французские танки такой скоростью не обладали. Затем мастер усовершенствовал свою гусеничную машину, создав ее колесно-гусеничной, предвосхитив танкостроение того периода на несколько лет.

Танк Пороховщикова был водонепроницаемым и легко преодолевал всевозможные водные преграды. К сожалению, промышленность России была не готова к выпуску таких сложных машин и танк не был применен в русской армии.

Источник: mirnovogo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...