В каком году впервые применили катюшу

«Гений», «великий механик», «человек-легенда» – так называли академика С. А. Христиановича его современники. Во время Великой Отечественной войны в лаборатории Христиановича в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) рождалось будущее реактивной авиации. Но одна из научных разработок ушла «прямо в бой» – это были новые реактивные снаряды для «катюш», которые намного повысили кучность стрельбы легендарного российского оружия Великой Отечественной

Войну Сергей Алексеевич Христианович встретил в «возрасте Христа» или, по современным меркам, «молодого ученого». К этому времени бывший сирота-беспризорник дворянского происхождения успел закончить математический факультет Ленинградского государственного университета, защитить одновременно две (!) докторских диссертации и в 30 лет стать членом-корреспондентом Академии наук СССР. К этому времени ученый уже отчетливо понимал, что его истинное призвание – не «чистая» математика. Его влекли эксперименты, «живые» установки, которые можно «пощупать руками»…

14 июля 1941г Первый боевой залп Катюш

В ЦАГИ он начал работать еще до окончания докторантуры, а в 1940 г. тридцатидвухлетний ученый возглавил лабораторию аэродинамики больших скоростей, где строилась уникальная не только в Советском Союзе, но и во всем мире аэродинамическая труба. В том же году была опубликована его первая работа, посвященная задаче обтекания профиля крыла при больших скоростях, стремящихся к скорости звука.

Как писал сам Христианович: «…Таким образом, к началу войны мы имели исключительную экспериментальную базу – такой не было у немцев. Результаты проведенной работы сказались во время войны. Вот в этих трубах и в лаборатории прочности, где целый самолет мог быть нагружен по определенным законам или доведен до разрушений с проведением необходимых измерений на других установках, на которых можно было имитировать фляттер и вибрацию, фактически были доведены наши новые самолеты, которые поступали на вооружение к началу войны. В значительной мере благодаря наличию этого оборудования и людей, которые им овладели, нам удалось оказать помощь конструкторам. Так что наши самолеты, в сущности, с сорок третьего года начали качественно превосходить соответствующие немецкие машины. Но важно было не только созданное перед войной оборудование, важна была плодотворная работа людей, понявших суть явлений и создавших соответствующие теории. »

Во время войны практически все подразделения ЦАГИ занимались работой для фронта. Благодаря наличию аэродинамических труб и другого оборудования им удалось усовершенствовать систему охлаждения, устойчивость, управляемость самолетов, увеличить их скорость, потолок полета, что давало летчикам огромные преимущества в бою.

Исключение составляла лаборатория, которой руководил Христианович. Тот факт, что во время войны ученые занимались подготовкой к созданию реактивной авиации, многим казался странным и даже преступным. Это считалось делом, не имеющим непосредственного отношения к военным действиям. Однако уже к концу войны вопрос о создании реактивной авиации встал со всей остротой.

Отечественный реактивный двигатель к тому времени уже появился, но без знания законов околозвуковой аэродинамики невозможно было разработать специфические аэродинамические формы этих машин. И разобраться в особенностях околозвуковых скоростей помогли испытания в уникальной аэродинамической трубе и точнейшее измерительное оборудование, которое было создано именно в военное время. Эти работы, нацеленные на будущее, фактически, заложили основы сверхзвуковой аэродинамики.

Но одна из работ, в которой Христианович принимал участие, оказалась чрезвычайно важной и полезной непосредственно для фронта. Речь идет об усовершенствовании снарядов для самой известной советской боевой машины артиллерии – «катюши» (БМ-13), наводившей ужас на немецкие войска. Впервые это оружие было с успехом применено еще осенью 1941 г. в боях под Ельней. Однако выяснилось, что ракетные снаряды «катюш» обладают одним значительным недостатком: имеют большой разброс при стрельбе. Поэтому для создания нужной плотности поражения требовалось очень много снарядов и большое число установок.

Решать проблему надо было немедленно, иначе грозные «катюши» пришлось бы снять с вооружения из-за слишком больших расходов металла. Техническое решение должно было быть простым, чтобы не пришлось менять технологию и перестраивать производство.

Христианович и его коллеги предложили просверливать в корпусе снарядов наклонные боковые отверстия, отводившие часть пороховых газов, благодаря чему снаряды закручивались в полете. Таким образом удалось в 4–5 раз увеличить кучность огня и понизить расход боеприпасов настолько, что появилась возможность вести пристрелку. Сразу после испытаний на фронт стали отправлять усовершенствованные снаряды. В процессе разработки была создана теория полета реактивных снарядов, которая послужила основой для дальнейших работ в этой области.

Гвардейские минометы «Катюша» и «Андрюша», вооруженные реактивными снарядами М-13 и М-31

Академик Христианович был шесть раз награжден орденами Ленина, и один из этих орденов он получил за «оружие Победы», гвардейский реактивный миномет.

После войны он продолжал заниматься сверхзвуковой аэродинамикой, принимал участие в испытаниях советского ядерного оружия, а в конце 1950-х стал одним из инициаторов создания и «отцом-основателем» Сибирского отделения Российской академии наук. Даже краткий официальный послужной список С. А. Христиановича занимает немалое место в Большой советской энциклопедии. Ученый-универсал: механик, математик, гидролог, энергетик, метролог, эколог… И во всех этих областях Христианович добивался поразительных результатов, самим своим существованием опровергая мнение, что в эпоху научно-технического прогресса нет места «универсальным гениям».

Источник: scfh.ru

В каком году впервые применили катюшу

Катюша: начало славного боевого пути

Буквально за день до начала Великой Отечественной войны на вооружение артиллерийских частей Красной армии был принят новый тип вооружения – реактивный миномёт. Его прозвище – ласковое женское имя «Катюша». В боевых условиях мощное оружие впервые применили уже 14 июля 1941 года.

БМ-13

Работа над созданием реактивной установки залпового огня началась в середине 30-х годов. Уже в феврале 1938 года над этой разработкой трудился коллектив инженеров, химиков и конструкторов специального Реактивного института НИИ-3.

Читайте также:  Как выглядит икра карася в пруду

В августе того же года инженер Иван Гвай представил проект автономного полевого комплекса, включавшего механизированную установку с пусковыми устройствами и системой прицеливания, смонтированную на грузовике ЗИС-5, и комплект реактивных снарядов с химическими или осколочно-фугасными боеголовками. Новое оружие получилоя обозначение «Боевая машина 13» (БМ-13).

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии со скоростью до 40 км/ч, быстрое развертывание на огневой позиции в течении нескольких минут, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

С испытаний на войну

Днём 21 июня 1941 года, после показательных стрельб и заводских испытаний было принято решение о принятии на вооружение и срочном развертывании серийного производства пусковой установки БМ-13 и снарядов М-13.

В связи с началом Великой Отечественной войны на следующий день, было принято решение о формировании 1-й отдельной экспериментальной батареи с целью всесторонней проверки боевой эффективности нового оружия. Ее командиром стал капитан Иван Андреевич Флеров.

Именно батарея под его командованием и нанесла ракетный удар впервые 14 июля 1941 года в бою, уничтожив большое скопление вражеской техники и личного состава немецкой армии на железнодорожной станции Орша. Первый залп из 112 ракет из семи пусковых установок фактически стер цели с лица земли.

Немецкие военные были шокированы новым русским оружием. За установками БМ-13 или любой информации о них немцы открыли настоящую охоту, все подразделения вермахта получили задание захватить хоть одну такую машину неповрежденной.

7 октября 1941 года у деревни Богатырь Смоленской области Иван Флёров, чтобы установки не попали в руки к врагу, тяжелораненым подорвал себя вместе с боевой машиной. Через много лет позже после окончания войны, 21 июня 1995 года указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, капитану Флерову Ивану Андреевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

«Катюши» в бою

Уже к осени 1941 года в Красной Армии имелось 45 дивизионов, вооружённых БМ-13, а после началось формирование полков реактивной артиллерии, получивших официальное название «Гвардейские минометные полки артиллерии резерва Верховного Главнокомандования». Они состояли из трех дивизионов БМ-13, которые насчитывали 36 машин с общим суммарным залпом в 576 ракет, который уничтожал живую силу и боевую технику противника на площади свыше 100 гектаров.

Перед частями реактивной артиллерии, вооруженными БМ-13, в основном ставились задачи на поражение открытой живой силы и огневых средств, резервов, артиллерийских и минометных батарей противника. Поражения цели обычно достигали одним залпом. В зависимости от размеров, характера и важности цели залп давали батареей, дивизионом, полком или бригадой.

Важнейшими принципами боевого применения реактивной артиллерии в годы войны являлись сосредоточение ее на направлениях главных ударов войск, а также массированный огонь по особо важным объектам обороны противника. К концу Великой Отечественной войны в состав советской реактивной артиллерии входили семь дивизий, 11 отдельных бригад, 114 отдельных полков, 38 отдельных дивизионов, в которых насчитывалось свыше 3 тысяч боевых машин.

Легендарные «Катюши» сыграли важную роль в решающих битвах по разгрому фашистской Германии и ее сателлитов, успешно применялись во всех видах боевых действий, участвовали во всех крупных наступательных и оборонительных операциях. Всего за годы войны было изготовлено около 11 тысяч боевых машин, а также более 12 миллионов реактивных снарядов М-13 и М-31 к ним.

Ленд-лиз для «Катюши»

В течении войны рама с направляющими для ракет устанавливалась не только на грузовики отечественного производства, трактора и шасси лёгких танков, но и на американские грузовики, поставленные в СССР по программе ленд-лиз. Так появилась БМ-13Н, основой для которой послужил американский трехосный полноприводный грузовой автомобиль «Студебеккер US».

Из воспоминаний немецких солдат

«Волчий вой нагонял на нас тоску и дурные предчувствия. Но даже он был лучше, чем завывание «органа Сталина». Так мы прозвали секретное оружие русских, которое они сами называли «Катюшами». Снаряды, выпускаемые этим оружием, скорее напоминали ракеты. Невероятный грохот взрывов, языки пламени — все это ужасно пугало наших бойцов.

Когда нас обстреливали «Катюши», у нас горела техника, гибли люди». Так вспоминали пережившие налёт ракет и снарядов реактивного миномёта БМ-13.

Артефакты Музея Победы

На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлено около 400 экспонатов, в числе которых танки, самолёты, артиллерийские орудия стран участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Среди этих экспонатов представлена БМ-13Н «Катюша» на базе грузового автомобиля «Студебеккер US» (6×6), кроме этого в составе экспозиции «Подвиг Армии» экспонируются фрагменты пусковой установки БМ-13 «Катюша» вросшие в дерево. Это осколки «Катюш» 1-й отдельной экспериментальной батареи капитана Флерова с места последнего боя батареи Флёрова.

В Зале Славы Музея Победы на 72 белоснежных мраморных пилонах увековечены имена 11 695 Героев Советского Союза и 107 Героев Российской Федерации, которые получили это звание после 1991 года за подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Увековечен в этом зале и капитан Иван Андреевич Флеров, а в фондах музея хранится уникальная картина Леонида Федотова «Памяти капитана Флерова».

Источник: pobedarf.ru

Когда впервые выстрелила знаменитая «Катюша»

78 лет назад, 14 июля 1941 года, впервые в бою была применена мобильная многозарядная реактивная система залпового огня (РСЗО) «Катюша». Так назвали собранные в конце июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже две боевые пусковые установки БМ-13.

Читайте также:  Что представляет собой сталь

Известно несколько версий происхождения этого названия. Наиболее вероятная из них связана с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 и с популярной в то время одноименной песней.

«Катюша» стала первой созданной в нашей стране мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО). А в начале июля 1941 года была сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии во главе с капитаном Иваном Флеровым, вооруженная семью этими боевыми установками.

И 14 июля 1941 года батарея дала залп по захваченному фашистскими войсками железнодорожному узлу города Орши. Это стало боевым крещением «Катюш». В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами были уничтожены вражеские эшелоны, боеприпасы и переправа через реку Оршицу. Так, переправа противника была сорвана и развить успех на этом направлении ему не удалось.

Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что и стало одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им Сухопутных войск Красной Армии.

Батарея же Флерова продолжила успешно воевать — она участвовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В начале октября 1941 года при движении к линии фронта из тыла батарея попала в засаду врага под деревней Богатырь (Смоленская область). Расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины, большинство бойцов и их командир Иван Флеров погибли.

За героизм Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня. В августе-сентябре 1941 года на фронт были отправлены уже 324 боевые машины БМ-13 и БМ-8.

В боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «Катюш». С осени 1941 года этим частям при формировании было присвоено звание гвардейских.

Читайте нас в Telegram

Просмотров

11916

Источник: www.pnp.ru

«Орган Сталина»: мифы, окружающие первый залп «Катюши»

В протоколе допроса немецких военнопленных было отмечено, что «взятые в плен два солдата в деревне Попково сошли с ума от огня реактивных установок», а пленный ефрейтор заявил, что «случаев сумасшествия в деревне Попково было много от артиллерийской канонады советских войск». Таким был психологический эффект применения советской боевой машины залпового огня БМ-13 в июле 1941 года.

Когда же произошёл первый залп «Катюши», как её ласково называли советские солдаты? И каковы были цели этого залпа?

Рассмотрим это в нашем материале, посвящённом двум реактивным системам залпового огня: одной из самых эффективных систем прошлого и новейшей системе «Полонез» белорусско-китайского производства, которая может изменить расстановку сил на европейском театре действий.

Материал состоит из двух статей:

  • первая — посвящена боевой машине БМ-13 и тому, когда, где и при каких обстоятельствах состоялся первый залп «Катюши»,
  • вторая — посвящена новой белорусско-китайской реактивной системе залпового огня (РСЗО), которая по некоторым сведениям является «квазибаллистической», а значит — может изменить расклад сил в Европе.

Первый залп «Катюши»

Справка

БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

Первый залп «Катюши» — первое боевое применение боевой машины БМ-13 состоялось 14 июля 1941 года под Оршей. Первые залпы произвела первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии под командованием капитана И.А. Флёрова.

image4

Батарея была сформирована в конце июня 1941 года и укомплектована семью боевыми установками РНИИ (Реактивного Научно-Исследовательского Института) РККА и одной 122-мм пристрелочной гаубицей.

После трёх пристрелочных выстрелов из гаубицы 14 июля в 15 часов 14 минут батарея открыла огонь по железнодорожному узлу Орша, где по донесению войсковой разведки сосредоточилось много вражеской техники. Было выпущено 112 РС (реактивных снарядов).

image2

По воспоминаниям А.С. Попова, одного из создателей «Катюш»:

«железнодорожный узел был стёрт с лица земли». Фашисты были буквально ошеломлены этим огневым смерчем из непонятного для них оружия и в панике стали спасаться бегством. Противнику потребовалось значительное время, чтобы собрать деморализованные подразделения».

В тот же день огневой удар из нового оружия был произведен по немецкой переправе через реку Оршицу. Результат был такой же.

В этот день в своем дневнике начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал:

«14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

8 августа 1941 года «Катюши» были задействованы на киевском направлении (https://www.popmech.ru/made-in-russia/12625-vykhodila-na-bereg-katyusha-kanonada/). Об этом свидетельствуют следующие строки секретного донесения члену ЦК ВКП (б) Маленкову:

«Сегодня на рассвете на киевском УРе были использованы известные Вам новые средства. Били по противнику на глубину до 8 километров. Установка чрезвычайно эффективная. Командование участка, где стояла установка, доложило, что после нескольких поворотов круга противник совершенно прекратил нажим на участок, откуда действовала установка. Наша пехота смело и уверенно пошла вперед».

В том же документе указывается, что применение нового оружия вызвало первоначально неоднозначную реакцию советских солдат, ранее не видавших ничего подобного.

«Передаю так, как рассказывали красноармейцы: «Слышим рокот, потом пронзительный вой и большой огненный след. Среди некоторых наших красноармейцев поднялась паника, а потом командиры разъяснили, откуда и куда бьют… это вызвало в буквальном смысле ликование бойцов. Очень хороший отзыв дают артиллеристы…»

Таким были первые боевые применения «Катюш».

Читайте также:  Как заказать ружье на ижевском заводе

Когда были разработаны реактивные установки залпового огня?

Часто о рождении «Катюши» утверждается, что советское высшее военное командование впервые увидело её за несколько дней, а правительство постановило принять на вооружение за несколько часов до начала войны. И это верно в отношении конкретной модели БМ-13, но разработка установок залпового огня началась раньше.

Ещё за два с половиной года до начала войны — с 8 декабря 1938 года по 4 февраля 1939 года — на полигоне ГАУ в Казахстане были успешно проведены полигонные и государственные испытания механизированных установок залпового огня на автомашине ЗИС-5: 24-зарядной МУ-1 и 16-зарядной МУ-2 для стрельбы ракетными снарядами РС-132.

У МУ-1 был отмечен ряд недостатков, а МУ-2 (чертеж № 199910) на трёхосной автомашине ЗИС-6 было запланировано принять на вооружение в 1939 году. Госкомиссию возглавлял зам начальника ГАУ и начальник Арткома комкор (c мая 1940 года генерал-полковник артиллерии) В.Д. Грендаль.

Пред самым началом Финской войны с 26 октября по 9 ноября 1940 года на Ржевском полигоне под Ленинградом были проведены показательные стрельбовые испытания ракетной техники, в числе которых была пусковая механизированная установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6.

Комиссию возглавлял начальник артиллерии РККА комкор (c мая 1940 года генерал-полковник артиллерии) Н.Н. Воронов. На основании положительных результатов испытаний НИИ-3 обязали внедрить в 1940 году в промышленности серийное производство механизированных установок БМ-13-16, названных «объектом 233» (интересно, что выпуск РС-132 на НИИ-3 не возлагался, так весь этот год осуществлялся серийными заводами наркомата боеприпасов).

Известно, что несколько типов ракетных установок на танках использовались при прорыве «Линии Маннергейма». О том, что именно «Катюши» серийно выпускались ещё до начала войны, свидетельствуют ещё ряд фактов:

  • из 7 пусковых установок флёровской батареи лишь 3 были изготовлены НИИ-3, а остальные 4 где-то ещё
  • уже 3 июля был сформирован первый дивизион «Катюш» (43 установки, включая 7 флёровских)
  • уже к середине августа 1941 года было сформировано 9 четырёхдивизионных полков «Катюш» (по 12 установок в каждом), 45 дивизионов, а в сентябре ещё 6 трехдивизионных полков вооружённых боевыми установками БМ-8 и БМ-13. Полк состоял из трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Формируемые полки получили наименование «гвардейских минометных полков (ГМП) артиллерии Резерва ВГК».

Бои в информационном пространстве за первый залп «Катюши»

В сети довольно много публикаций о том, что первый залп «Катюши» был осуществлён по захваченным немцами советским эшелонам, в составе которых, некоторые предполагают даже наличие установок «Катюш», какое предположение позволяет им писать красивые заголовки, вроде:

  • 2012 — Первый залп «Катюш» был по «Катюшам»? (http://www.arms-expo.ru/news/archive/pervyy-zalp-katyush-byl-po-katyusham-16-07-2012-14-38-00/)

Начало таким публикациям положила статья Андрея Александровича Петрова, которого всегда представляют как инженера и полковник запаса, видимо, чтобы придать словам бывшего военного больший вес:

  • 2008 год — Загадка первого залпа «катюш» http://nvo.ng.ru/history/2008-06-20/12_katusha.html

Эта статья, как можно заметить, была опубликована в известной либеральной газете «Независимая газета» и была скопирована другими ресурсами, иногда с творческими дополнениями:

  • 2010 год — Катюша. Мифы и реальность http://www.geocaching.su/?pn=101cid=7254). А некоторые идут дальше и, пытаясь подкрепить свои измышления о сговоре Сталина и Гитлера, пишут:

    «Как ни странно, оказалось, что, скорее всего, первый залп флёровских «Катюш» был сделан по составу (или по составам) других «Катюш», которые двинулись к западной границе еще до начала войны, чтобы по тайной договоренности Сталина и Гитлера о Великой транспортной антибританской операции через Германию перебросить к берегам Ла-Манша (такую гипотезу начала войны один из авторов этой публикации впервые опубликовал в 2004 году)».

    Разбором этой смелой гипотезы мы не будем заниматься, в сети много разоблачений резуновщины (http://ruxpert.ru/Мифы_о_Великой_Отечественной_войне):

    • Владимир Грызун «Как Виктор Суворов сочинял историю» — отличная стёбная книга, написана легко и с изрядной долей здорового юмора.
    • Алексей Исаев «Антисуворов. Большая ложь маленького человека» — намного более «академичная», но от этого не менее интересная книга. Для особо интересующихся — другая книга того же автора «Антисуворов. Десять мифов Второй мировой».
    • Арсен Мартиросян «Сталин и Великая Отечественная война» — книга о наиболее известных мифах о Wow, связанных с И. В. Сталиным, в том числе о якобы планах Сталина о нападении на Германию.

    Отметим только смелость авторов в отношении цели первого залпа «Катюш». И сомнительность «главного аргумента».

    Заключение

    Боевая машина БМ-13 «Катюша» была оружием массовым и сыграла большую роль во всех ключевых военных событиях Великой Отечественной войны. В заключение хотелось бы отметить, что история советской реактивной артиллерии в годы войны остаётся одной из очень непростых и даже можно сказать «скользких» тем, которая ещё ждет своего исследователя.

    Что же говорить о современных системах вооружения, о которых информация многократно искажается в целях сокрытия их реальных возможностей?

    Во второй статье мы рассмотрим новую белорусско-китайскую военную разработку, названную «Полонез», перспективы оснащения ею белорусской армии и связанные с этим возможные изменения соотношения сил на европейском театре военных действий.

    Материалы:

    «Катюша»: оружие победителей

    Железные дороги СССР и Третьего рейха в период Wow

    Кершоу Роберт. 1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо Железных
    https://history.wikireading.ru/2600

    Полковник в отставке. Герман Теске. Военное значение транспорта
    http://militera.lib.ru/h/ergos/19.html

    Перешивка ж/д колеи. Можайск, январь 1942

    Источник: inance.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...