Казалось бы, что может отличать представителей одного рода, живущих в разных высотах. Но, если присмотреться, можно найти отличия не только во внешнем виде, но и повадках животного.
Суровый климат вынуждает жителей северных широт приспосабливаться – это относится как к людям, так и к оленям. Главное отличие северных оленей – наличие рогов у самок. Они меньше, чем у самцов, и не такие ветвистые, но «женщины» северных животных – единственные, кто может похвастаться ими. Среди оленей других широт рога являются отличительным признаком мужского пола. Зачем самкам рога? Чтобы защищать найденную пищу. В холодное время года, когда вокруг снега, найти пропитание совсем не легко. Животному приходится копать, чтобы добраться до лишайника. Рога позволяют не допустить на свое «пастбище» голодных самцов. Кроме того, именно зимой самки вынашивают потомство, поэтому им необходимо достаточное количество пищи. Самка сбрасывает рога после появления детенышей, в мае-июне, когда пищи достаточно и нет необходимости обороняться. Самцы не рискуют вступать в схватку с будущей матерью, но не потому что заботятся о потомстве – они просто не могут. Самцы лишаются своего главного орудия в начале зимы, а новые рога появляются у них к лету. Как и у всех оленей, детеныши жителей северных широт рождаются крепкими. На ноги они становятся через час, а спустя еще 2-3 часа могут бегать вместе со стадом. Отличия северных оленей:
- они согревают воздух при помощи ноздрей, прежде чем он попадет в легкие;
- подошва копыт изменяется в зависимости от сезона, летом она мягкая и широкая, зимой – с роговыми краями;
- в холодное время года шерсть удлиняется, чтобы сдерживать морозный воздух. Она позволяет им отлично держаться на воде. Северные олени могут переплывать водоемы шириной в несколько километров.
Летом животное пасется в тундре, где меньше насекомых, но больше любимого ими лишайника. Единственный недостаток такой пищи – отсутствие минеральных веществ и белков. Поэтому олени нередко охотятся на мелких грызунов или поедают птичьи яйца. Пополнить организм минералами позволяют их собственные рога: олени просто облизывают их — как правило, сброшенные.
Самый необычный поселок России: Как возят дома на оленях / Таймыр / Как Люди Живут @anton_lyadov
Зимой легче добывать пищу в редколесье, куда и мигрируют животные. Во время перехода они собираются в огромные стада. Вместе с оленями приходиться менять место жительства и людям, ведь выжить без оленьего мяса, шкур и молока народы Лапландии не смогут.
Люди приручили оленей, но не одомашнили их в привычном смысле – животные все также свободно передвигаются и сами добывают себе пищу. Люди же обеспечивают дополнительную защиту от хищников. Даже во время перехода из тундры в редколесье и обратно стадо сопровождают оленеводы.
Северные народы Евразии приручили животное больше 1.5 тыс. лет назад. Дикого и «домашнего» оленя можно отличить по окрасу. Защита людей позволила снизить естественные маскировочные свойства животного. Одомашненные олени имеют более яркую окраску.
Самое главное достижение процесса одомашнивания – использование животного в качестве тяговой силы. Олени очень сильные и выносливые, они могут нести груз весом в 200 кг. Скорость передвижения животного с санями – до 60 км в час. Стоит отметить, что жители Северной Америки не стали одомашнивать карибу (оленя).
Источник: poznavaemoe.ru
Северный олень: Без него людей на севере никогда не было бы. Обзор ключевых особенностей оленя
Не, экология у нас не та, чтобы такое на самом деле увидеть. Но если в этой песне заменить дождь на полметра снега и дичайший дубак, то получится типичная Воркута. Олени в таких местах не редкость, потому что не простые, а северные.
Несут новогоднее настроение.
Северный олень, или карибу, видимо, решил смотаться на заработки на вахту. Только что-то засиделся на пару миллионов лет. Не, ну а что? На севере платят больше, пенсия повышенная, в стаж год идёт за два… Карибу на севере так понравилось, что он оккупировал его полностью. Нет, серьёзно — ПОЛНОСТЬЮ.
Его ареал простирается на ВСЮ сушу примерно севернее Сыктывкара.
Ты кому там сигналишь, олень (та самая Воркута)!
Среди оленей северный — тот самый парень, который не смотрит на взрыв. Он крут, брутален и доводит девчонок до визга лишь одним своим видом. Начнём с рогов. Рога прикольные. Рога ветвистые.
Рога — это щит для хищников и меч для конкурентов, показатель настоящего мужика (не для людей, не разгоняйтесь). Но карибу настолько мужественен, что они и у самок появились. Это единственный случай во всём семействе оленевых.
Похоже на обложку рок-альбома. Не подскажете, где можно послушать их музыку?
Карибу-блин-личность, потому узоры отростков оригинальны для каждой особи и даже отличаются от региона к региону. Правда, каждый сезон рога отпадают. Выглядит это кроваво, крипово, но не для оленеводов севера. Кожу с рогов они сушат и едят. Для них это как желатиновая конфета-червячок.
Ох уж эти экзотические северные сладости…
А ещё северный олень — тот самый парень, который носит тёмные очки посреди ночи. Глаза животины меняют свой цвет в зависимости от времени года. Летом они золотистые, а во время долгой полярной ночи становятся тёмно-синими и позволяют улавливать ультрафиолет. Поэтому рогатый прекрасно видит даже в темноте
Тот самый странный парень, который носит чёрные линзы.
Далее тулово и шерсть. 200 кило мясца укутаны в толстую жировую прослойку и мех, который идеально приспособлен для холодов. Где-то волосы полые и лучше сохраняют тепло, где-то полные и защищают от ветра. А ногах шерсть короткая и жёсткая, как щётка, чтобы об лёд не стираться и увеличивать поверхность копыта. У них даже нос шерстяной, чтоб на холоде не мёрз!
Предупреждаем! Это фото вызывает дикое желание сделать буп в экран.
Бродяжничество большими стадами тоже увеличивает шансы не окочуриться. Но есть ещё одна фича по сохранению тепла. Для того, чтобы теплокровному совершать теплообмен, желательно иметь потовые железы. У карибу их нет. Вообще.
А терморегулируется он частым дыханием, как собаки. Так что не пытайтесь завезти его южнее своего ареала — он просто скопытится.
Только на север!
Кстати, о копытах. На ровной поверхности олень в них выглядит, как клоун на манеже. А всё потому, что олень знает физику: чем больше площадь опоры, тем меньше давление на грунт.
Девочки, как вам новогодний маникюрчик?
Вкупе с вышеупомянутой шерстяной щёткой карибу и по болоту ходит, расправив плечи, и в снег не проваливается. Вдобавок это отличный такой подарок для хищников, которые на новый год хотят получить под ёлочкой по хлебалу. Да и на роль лопаты подходит отлично. А копать всегда есть что.
Как же я хорош! Как сильны мои лапищи!
Ягель. Нет, это не польско-украинское ругательство, это лишайник. То бишь симбиоз грибов и водорослей. А по совместительству — хлеб насущный нашего героя. Ягель, побеги и грибы — это всё, что ест и усваивает его желудок.
Дашь ему отруби или сено — в лучшем случае получишь несварение, в худшем — придёт костлявая.
Извините, у вас шоколадный кекс сбежал.
А пока не пришла, нужно успеть оставить после себя след. Период гона у диких оленей идёт с сентября по ноябрь. В это время самцы так напряжены ухаживаниями и боями, что почти не едят и могут потерять до 20% массы тела. Самочки тоже не прочь заняться собой: они постоянно бегают. От ухажёров.
В таком стаде найти ту единственную сложно…
Если кому-то подфартит, и знойная северная дама готова отдать себя всю, сам процесс дружбы организмами тоже спокойным не назовёшь: у самца для этого дела есть всего пара часов — потом парень даме будет неинтересен. А само действие происходит исключительно на ходу.
Выглядят баталии самцов невероятно эпично! Главное в пылу сражения не запутаться рогами. Иначе оба претендента на размножение выйдут из игры и помрут голодной смертью.
Малыши появятся на свет аж через 7,5 месяцев, аккурат к началу лета. Молоденькие самки смогут стать мамами уже через год-полтора. А настоящим мужчинам кекс не нужен. Они наслаждаются своей одинокой маскулинностью примерно до трёх лет.
Осторожно, фото вызывает прилив неконтролируемого умиления.
Северный олень для России не просто зверь с горы: он всегда имел архиважное значение для коренных народов севера, а позже — и для советских исследователей Арктики.
Это выглядит как мем из 2010-го, но на севере реально наряду в автомобилями таксуют оленьи упряжки. У меня сослуживец, живший в Нарьян-Маре, показывал фотку местного Uber’а мощностью 3 оленьих силы.
Он и сейчас является и конём, и коровой, и подушкой, и потенциальным одеялом с курткой, и ходячим стейком, и основной валютой. Без него людей в тундре никогда не было бы. И даже сейчас, если там не будет оленя — не будет и человека. В следующий раз увидите его — поклонитесь. Любите оленюшку!
Источник: zendiar.com
Cеверные олени: разведение в России
Оленеводство давно признано одной из известных отраслей животноводства, которая занимается разведением для собственных нужд северных оленей. На сегодняшний день этим непростым занятием увлекаются больше северные народы, проживающие на территории Сибири и Дальневосточного региона. К их числу относят: долганов и коми, коряков и ненцев, саамов и тофаларов, хантов и манси, эвенков и эвенов, юкагиров и чукч. На территории Норвегии, современной Швеции, а также Финляндии разведением заняты саамы. Все перечисленные народы выращивают животных в условиях естественной среды их обитания, однако попытки заняться северным оленем и разведением его в средней полосе, были неоднократно предприняты фермерами из разных областей России.
Северные олени разведение: с чего все начиналось в мировой практике?
Как утверждают современные источники, олень на территории Сибири(южной ее части) одомашнен был в эпоху нашей эры народами самодийцев и тунгусов. Это произошло благодаря большому влиянию степного коневодства, имевшегося на то время у скифских, а также тюркских народов. Именно тунгусы оседлали диких рогатых животных и передвигались на них верхом, а вот самодийцы (или их еще называли ненцы) в период X века, передвигались по Арктике на оленях, используя сани. Именно они помогли народам крайнего севера заняться оленеводством, и эта отрасль охватила территорию от народов Лапландии, проживающих на территории Европы до палеоазиатов, которые заняли Восточную Сибирь. В свою очередь саамы, как и норвежцы северной ее части, предприняли попытки заняться оленеводством в IX, а вот чукчи пришли к этому немного позднее – в XVI веке.
Северный олень выращивание: сложности и особенности
Самой главной особенностью выращивания оленей является обеспечение высокой мобильности стаду. Это напрямую связано с доступностью естественных кормов, находящихся на пастбищах. Оленей выпасают только в нескольких местностях:
- Северная тайга.
- Лесотундра.
- Тундра.
Благодаря этому оленеводство разделяют на лесное, тундровое и межзональное. Когда речь идет о последнем случае, то берут во внимание сезонность: в летний период особей переправляют на территорию тундры, а в зимний период их приходится перегонять в лесотундру или же в северную тайгу.
Чтобы качественно окарауливать стадо необходима специализированная бригада, которая будет иметь в буквальном смысле мобильное жилье. В качестве такого жилья подойдет чум, яранга или палатка. Как правило, в качестве бригады выступает потомственная семья оленеводов, проживающая на территории севера уже не одно поколение и имеющая опыт, навыки и знания в этой отросли животноводства.
К основной задаче оленеводов принято относить защиту животных от хищников, а также своевременную смену пастбищных владений. Кочевание стад всегда проводится по специальным и заранее оговорённым маршрутам. В основном эти маршруты всегда одинаковые и служат постоянными пастбищами уже на протяжении длительного времени.
Имеет место и сезонность окарауливания. Так, например, на территории лесной зоны олени в теплое время года могут выпасаться без наблюдения со стороны человека. А вот начиная с осени, их сгоняют в специализированные загоны под названием «корали», где каждая особь становится на учет, проходит ветеринарную обработку, маркировку за надобностью или выбраковку.
Выбраковка может проводиться прямо в присутствии других животных – это нормальное явление для оленеводов и самих оленей. Подгон животных, учитывая мобильность современных средств передвижения, может проводиться на снегоходах, но некоторые народы не отходят от традиций и используют для этого самих оленей. К ним можно отнести ненцев и эвенков.
В этом видео повествуется о народных промыслах коренных народов России.
Северный олень разведение в России: статистика
Статистические данные говорят о том, что в 1990 год на территории РФ насчитывалось 2304 тысяч оленей, а уже через десять лет (в 2000 году) поголовье вдвое сократилось и насчитывало только 1244 тысяч особей. Через 10 лет популяцию удалось поднять лишь до отметки в 1553 тысяч голов.
Если учитывать территорию проживания оленей, то большая часть оленей пребывала на 2010 год на Ямало-Ненецком автономном округе, и насчитывала 660 тысяч животных. Следом за ним шла Якутия с 201 тысячей оленей в пределах своей территории. Далее следовал Чукотский автономный округ, где проживало 198 тысяч голов, и за ним закрывал популяцию Ненецкий автономный округ с 166 тысячами особей в пределах своего округа.
Известно, что на 1 января 2011 года оленеводством были заняты 18 регионов России: Амурский край, Архангельская область, Иркутская, Магаданская, Мурманская и Сахалинская, также разводили и выращивали оленей в Забайкальском и Камчатском крае, Красноярском и Хабаровском, в Ненецком и Чукотском, а также Ямало-Ненецком автономных округах, сюда же относили республики Бурятию, Коми, Туву и Якутию.
Оленье поголовье на территории РФ на 1 января 2011 года принадлежало 67,5 % сельскохозяйственным предприятиям. Относительно частных долей в оленеводстве цифры колеблются в пределах от 0 до 100 %.
Интересные факты о московской оленьей ферме
В 2012 году в Подмосковье побывала группа репортеров, чтобы узнать о проблемах в содержании и разведении оленей в средней полосе России. На тот момент ферма насчитывала 13 голов и располагалась на затемненном участке, поросшем елями.
Хозяин фермы после службы на территории Крайнего Севера привез домой несколько оленей и решил разводить их в непривычных для животных условиях под наблюдением специалистов. Трудность ухода за ними заключается не только в температурных условиях, но и в рационе питания. Известно, что ягель, которым питаются животные на воле, содержит в себе 139 компонентов, необходимых оленем для нормальной жизнедеятельности. Хозяин фермы сумел разработать специальную «похлебку», которая включает в себе 120 из них.
Все питомцы находятся на хорошем содержании, развлекают местных туристов и участвуют в спектаклях и постановках.
В этом видео представлена информация о том, как выгладит чума оленеводов на севере. Обязательно оставляйте свои вопросы и комментарии к статье.
Источник: rutvet.ru
Олень в Арктике: от почитания до опасения
Арктические тундра и тайга – не самые благоприятные места для жизни людей. В деле освоения северных пространств огромную роль сыграл своеобразный симбиоз человека и оленя. Эти животные питали, согревали и перемещали представителей коренных народов, подобно верблюдам в пустыне и коням в степи. Олень настолько важен для арктических народов, что почитался как сакральное животное, а порою даже вызывал священный ужас.
Сакрализация оленя
Несмотря на христианизацию, многие народы сохранили элементы почитания оленя. Причём это касается не только арктических, но и других народов, например, ираноязычных осетин, чьи святилища украшены рогами жертвенных оленей, или мексиканских уичоль, для которых олень является подателем священного растения пейот. Вероятно, почитание оленя в качестве божества или посредника между людьми и богами, как и его жертвоприношение, берёт начало в Каменном веке и рудиментарно сохраняется до наших дней.
Святилище Дигори Изад. Источник: turbina.ru
У большинства арктических народов разного происхождения сохранились легенды об особых отношениях между человеком и оленем. Например, у тунгусоязычных эвенов-оленеводов олени называются солнечными, а человек, вышедший за «Небесные ворота» в день летнего солнцестояния превращался в птицу-оленя. Этнографы успели зафиксировать три типа священных оленей у оленеводов-тунгусов: 1) священные шаманские олени Ьэвэк, hɵбɵк, посвящённые Верховному богу-творцу Сэвэки, hɵвки, возили только шаманскую атрибутику и были посредниками между богом и духами; 2) священные шаманские олени Кудьай – покровители «оленных людей» были связаны с лечением больных людей и поиском души; 3) священные олени Эдьок выступали покровителями оленьего стада 1 .
Современное изображение Мяндаша. Художник Святозар Роу. Источник: svyatozar.artstation.com
У части финноязычных саамов сохранились предания об олене-оборотне Мяндаше, который был сыном шаманки и оленя, мужем женщины, от которой произошли саамы. Мяндаш сначала жил, как обычный человек, но после нарушения запрета превратился в оленя и стал жить в тундре. Прародитель саамов научил людей охотиться и стрелять из лука, за что его и почитали.
До 20-х годов ХХ века арктическим народам особо не мешали проводить обряды: приносить оленей в жертву и камлать. Даже христианским миссионерам, стремившимся распространить новую веру, не удалось полностью контролировать духовную жизнь населения на бескрайних арктических просторах.
День оленя (1932 год) в Ненецком автономном округе. Источник: aonb.ru
Советский праздник: олень как продукт
Советская власть в начале 30-х годов с одной стороны стремилась наладить контакт с народами Арктики, а с другой – вела борьбу с «религиозными пережитками прошлого», поэтому учредила в Коми АССР и Ненецком автономном округе День оленя, который отмечался в первое воскресенье августа (около Ильина дня). Ранее в это время заканчивался летний выпас оленей, и некоторые арктические народы устраивали «оленьи праздники», порой с жертвоприношением. Новый советский праздник не приветствовал ритуальное убийство животных, предлагая взамен рабочие собрания, продажу дефицитных товаров и соревнования в национальных видах спорта.
День оленевода. Источник: Pikamax777, pikabu.ru
В первой половине 50-х годов праздник стал называться День оленевода и считаться профессиональным: негоже человеку труда поклоняться оленю. Его чаще стали приурочивать к празднику «Проводы русской зимы» (во второй половине марта – начале апреля). В этот день северные кочевники на оленьих упряжках приезжали в молодые арктические города, и горожане знакомились с бытом и ремеслами коренного населения. Праздник всё больше походил на смотр-ярмарку, где оленеводы могли представлять свои достижения и спортивные состязания (прыжки через нарты, соревнования по национальной борьбе и пр.). Важнейшей и самой зрелищной частью Дня оленевода была гонка на оленьих упряжках, а победитель, помимо всеобщего уважения, получал ценный приз.
День оленевода (коми «Зарни сюр» / «Золотой рог») в Усинском районе Коми. 2018 год. Источник: пресс-служба Лукойл-Коми / komiinform.ru
Российский праздник: олень как сакральное
Россия как правопреемница Советского союза унаследовала большинство праздников. Однако если раньше организацией Дня оленевода занимались исключительно представители местной власти, то теперь всё большую роль (особенно в финансировании) играют крупные добывающие компании. Для газовщиков и нефтяников, добывающих углеводороды в Арктике, очень важно взамен устраивать праздники, на которых происходит «встреча города и тундры». Крупные призы за победу в гонке на оленьих упряжках (часто это снегоход) являются одними из немногих стимулов продолжать заниматься оленеводством.
День оленевода на Ямале. 2017 год. Источник: kprf-yamal.ru
Возродившийся после нелёгких 90-х годов День оленевода теперь проводят одновременно или близко по дате к празднованию Масленицы. Более того, этнограф Мария Момзикова отмечает, что всё более традиционным на Дне оленевода становится жертвоприношение оленя 2 .
Например, так описывает ритуал, проводившийся в конце марта 1993 года в Салехарде, журналист газеты «Полярный круг» Юрий Морозов в статье «Стакан крови для газового короля»:
«На берег Полябты, где проходил праздник, привели священного белого оленя и, прокричав семь раз в небо к богам Нуму и Торуму, жертвенное животное забили и приготовили обед. Дорогим гостям из Газпрома по простоте душевной поднесли свежего парного мяса и по стакану свежей крови… Выпили все, обычай был соблюдён».
День оленевода (обращение к духам перед закланием). 1993 год. Источник: polkrug.ru
Получается, что созданный в советскую эпоху праздник продолжает развиваться в наше время, причём в нём появляются элементы, свойственные традиционным торжествам коренных народов Арктики.
Необычный образ в кинематографе: страх перед оленем
Интересно, что отношение к оленю как другу-помощнику и даже божеству иногда может претерпевать инверсию: животное, вернее, превратившийся в него человек, становится злым и приносит несчастье.
Постер к фильму «Белый олень». Источник: Wikimedia Commons
В 1952 году, когда в СССР появились Дни оленевода, в соседней Финляндии вышел в прокат фильм «Белый олень» (Valkoinen peura, режиссёр Эрик Бломберг). Это была экранизация саамской легенды о женщине-вампире, которая, к тому же, оборотень. Однако, в отличие от своих более южных и восточных «коллег», женщина превращается не в волка или лисицу, а в красивого белого оленя.
Вампир. Источник: cineoutsider.com
По сюжету фильма молодая саамка Пирита участвует в гонках на оленьих упряжках во время праздника, аналогичного нашему Дню оленевода. В процессе гонки её заарканил саам по имени Аслак. Вскоре они поженились, но муж почти всё время пасёт оленей и не уделяет времени жене. Тогда Пирита решается на рискованный шаг: за бутылку горячительного местный шаман проводит обряд, причём бубен используется в качестве доски для спиритического сеанса.
Оборотень. Источник: IMDb
Пирита отправляется на святилище, украшенное оленьими рогами, где приносит в жертву любимого белого оленёнка. Теперь она в полнолуния становится вампиром и оборотнем, так как может превращаться в белого оленя. Пирита губит мужчин одного за другим, не жалея даже молодожёна. В итоге она, будучи в образе оленя, пала от копья, брошенного рукой мужа.
Пирита на святилище. Источник: laajakuva.com
Фильм, благодаря показу суровой природы Лапландии, саамского быта и, конечно, великолепной музыке, стал очень популярным. Он получил приз на Каннском кинофестивале 1953 года и награду «Золотой глобус» в 1956 году. Даже сейчас, когда прошло более полувека, «Белый олень» считается одним из лучших фильмов финского кинематографа.
Интересно, что если в скандинавских странах кого-то обвиняют в применении магии, то это, как правило, оказываются саамы. В США и Канаде вместо саамов есть коренные американцы (индейцы). Например, в седьмой серии первого сезона телесериала «Мастера ужаса» (2005 год) была показана история, как женщина-олень убивает мужчин. Как и саамская женщина-олень, индеанка соблазняет и убивает мужчин, но, поскольку она не оборотень, а привлекательная девушка выше пояса и олень ниже пояса, то она просто забивает своих избранников копытами до смерти.
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic
1 Алексеев А.А. «Обычаи и обряды, связанные с оленем, и некоторые проблемы доместикации северного оленя в Якутии»
2 Момзикова М. «Северная масленица»: День оленевода в советском и современном российском контекстах // Мифологические модели и ритуальные поведение в советском и постсоветском пространстве: сборник статей / сост. А. Архипова. — М.: РГГУ, 2013. — С. 227—237.
Источник: goarctic.ru