Федеральной службой исполнения наказаний рассмотрено письмо Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Федотова М.А. по вопросу предоставления нормативных правовых актов, регламентирующих порядок применения наручников при конвоировании обвиняемых, подсудимых и осужденных в медицинские учреждения.
Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания определены Законом Российской Федерации от 27 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон).
В соответствии со статьей 28 Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ НАРУЧНИКИ.ОБЗОР.
- для пресечения преступлений;
- для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной
- для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
- для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
- при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
- при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
- для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;
- для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега.
Также сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять наручники в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».
Указанные нормативные правовые акты находятся в общем доступе в сети Интернет. Документов ограниченного доступа по данным вопросам не имеется.
Упражнение 2 Наручники, применение Сдача периодической проверки охранниками Обучающий ролик.
Врип заместителя директора В.П. Балан
Письмо МВД России
Уважаемый Михаил Александрович!
Министерством внутренних дел Российской Федерации Ваше обращение по вопросам нормативной правовой регламентации порядка применения наручников при конвоировании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в медицинские учреждения рассмотрено.
Сообщаем, что право сотрудников полиции применять специальные средства, в частности средства ограничения подвижности (наручники) при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, закреплено пунктом 6 части первой и пунктом 3 части второй статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции).
При этом пунктом 1 части первой статьи 22 Закона о полиции предусмотрен запрет на применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. В то же время законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений на применение названных средств к «тяжелобольным лицам».
Основания для применения средств ограничения подвижности (наручников) при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в тех или иных случаях определены приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (далее — Наставление). Наставление не выделяет какой-то особый порядок их применения к лицам, находящимся под стражей в медицинских организациях. Соответствующее решение принимается старшим конвойного наряда индивидуально, в зависимости от личностных характеристик конвоируемого лица, его склонности к совершению противоправных действий, наличия оперативной информации о намерении совершить побег, а также с учетом иных обстоятельств.
Следует отметить, что на практике пренебрежение указанными нормами безопасности неоднократно приводило к чрезвычайным происшествиям, в том числе связанным с побегами заключенных под стражу лиц из медицинских организаций, причинением членовредительства себе или телесных повреждений посторонним лицам.
МВД России не располагает информацией о нарушениях прав подозреваемых и обвиняемых при их конвоировании и содержании под стражей в медицинских учреждениях и выражает готовность рассмотреть возможно имеющиеся в Вашем распоряжении сведения о подобных случаях для проведения по ним проверок в установленном порядке.
Первый заместитель Министра А.В. Горовой
Источник: www.president-sovet.ru
Правовые основания применения сотрудником полиции физической силы, наручников и огнестрельного оружия
Правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентированы Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[1].
Часть 1 статьи 20 Закона о полиции устанавливает, что сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
При этом, сотрудник вправе применять физическую силу и во всех тех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Статьей 21 Закона о полиции установлено право сотрудников полиции применять специальные средства, в том числе наручники, в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
К специальным средствам, помимо наручников, которые сотрудники полиции могут применять в вышеперечисленных случаях относятся также палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, при отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания, специальные окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, служебных животных, световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, средства разрушения преград.
Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение огнестрельного оружия. При этом, закон запрещает применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции; а также в случае пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если такие мероприятия не носят насильственный характер и не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия является крайней мерой, но, тем не менее, закон предусматривает достаточно широкий перечень законных оснований для его применения, которые установлены статьей 23 Закона о полиции. Так, сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие для: 1) защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; 2) пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции; 3) освобождения заложников; 4) задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным; 5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; 6) отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; 7) пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц; 8) остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан; 9) обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции; 10) разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции; 11) производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
При этом, части 5, 6 статьи 23 Закона о полиции содержит прямой запрет на применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, а также при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Старший юрисконсульт правовой группы
УМВД России по Гатчинскому району ЛО
майор внутренней службы
Павлова Анна Сергеевна
Источник: xn--80aahvz2a9a.78.xn--b1aew.xn--p1ai
Статья 21. Закона о Полиции РФ. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
- для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
- палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
- средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
- специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
- электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
- светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
- служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
- световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
- средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;
- водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
- средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
- средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
Комментарий к ст. 21 Закона о Полиции
1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию. Не обязательно, чтобы нападение было осуществлено либо на гражданина, либо на сотрудника полиции. Несомненно, основания применения специальных средств имеются и при нападении на них обоих.
2. Сопротивление, о котором речь идет в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, подразумевает активное противодействие, а не выразившийся в словах отказ подчиниться законному требованию сотрудника полиции.
3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции. Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.
4. В пунктах 4 и 5 ч. 1 комментируемой статьи употреблен термин «задержание». Это более широкое понятие, чем то задержание, о котором речь идет в УПК РФ. Названная разновидность задержания равнозначна кратковременному ограничению возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. После того как гражданин успешно ограничен в указанной возможности, применять к гражданину специальные средства по данному основанию нельзя. Хотя возможно применение указанных средств по некоторым другим закрепленным в комментируемой статье основаниям.
5. Вооруженным сопротивление следует признавать, когда у лица имеется оружие (любая из разновидностей такового), которым оно намерено воспользоваться, а равно при намерении лица использовать против сотрудника полиции в качестве оружия иные подручные средства (железный прут, палку и т.п.).
6. Под конвоированием понимается принудительное сопровождение лица к месту назначения.
7. Действия, о которых речь идет в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, следует документировать так, чтобы они были письменно отражены в каком-либо документе. Таким документом может быть составленный сотрудником рапорт. Закрепление в письменном документе указанных в комментируемой статье оснований («оснований полагать») является гарантией возможности осуществления контроля над законностью применения специальных средств в рассматриваемой ситуации.
8. В случае применения или использования специальных средств начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.
9. Если будет доказано, что специальные средства применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.
10. В пункте 9 ч. 1 комментируемой статьи упомянуто право сотрудника полиции требовать остановки транспортного средства. Данное право закреплено в п. 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Требование об остановке транспортного средства может быть подано с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель обязан остановиться в указанном ему месте.
11. Под водителем в комментируемом Федеральном законе понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водителем является и погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Между тем данное лицо может быть включено в круг тех водителей, о которых идет речь в комментируемом Федеральном законе, лишь применительно к содержанию п. 20 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
12. Одним из специальных средств названы служебные животные. Обычно в этом качестве используются собаки. Основы организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся организации приобретения, содержания, сбережения, кормления, ветеринарного обеспечения, списания служебных собак, деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел при организации исследований запаховых следов человека с использованием служебных собак и образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел, урегулированы Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2005 г. N 1171.
13. В патрульно-постовой службе полиции служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и в иных подобных местах.
14. Ведомственными нормативными правовыми актами запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.
15. Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.
16. Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя должностное лицо полиции обязано доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.
17. Массовые беспорядки — это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
18. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
19. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
20. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
21. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
22. О понятии «средство связи» см. комментарий к ст. 48 настоящего Федерального закона.
23. См. также комментарий к ст. ст. 1, 2, 6, 12 — 14, 20 настоящего Федерального закона.
Источник: consultant-mos.ru
ФСИН разъяснила порядок применения наручников
Один из экспертов отметил, что из-за отсутствия должного нормативного регулирования должностные лица вправе «заковывать» в наручники граждан, невзирая на состояние их здоровья. Адвокаты сошлись во мнении, что для решения этой проблемы требуется внесение изменений в законодательство.
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека получил разъяснения Федеральной службы исполнения наказаний России о правовых основах применения наручников при конвоировании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в медицинские учреждения.
В письме указано, что основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, определены Законом РФ от 27 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В соответствии со ст.
28 Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие при исполнении обязанностей по конвоированию. Согласно ст. 30 Закона наручники применяются сотрудниками для пресечения преступлений, неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья; при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу; при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании и т.д. Также сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять наручники в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».
Ранее разъяснения по данному вопросу СПЧ получил от Министерства внутренних дел РФ. В письме отмечалось, что право сотрудников полиции применять специальные средства, в частности наручники, при конвоировании подозреваемых и обвиняемых закреплено п. 6 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Также указано, что законодательство РФ не устанавливает ограничений на применение специальных средств к тяжелобольным лицам.
Кроме того, в письме сообщается, что основания для применения наручников при конвоировании подозреваемых и обвиняемых определены Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых». Наставление не предусматривает особый порядок их применения к лицам, находящимся под стражей в медицинских организациях. Соответствующее решение принимается старшим конвойного наряда индивидуально, в зависимости от личностных характеристик конвоируемого лица, его склонности к совершению противоправных действий, наличия оперативной информации о намерении совершить побег, а также с учетом иных обстоятельств.
СПЧ сообщает, что продолжит изучение данного вопроса, принимая во внимание случай обвиняемого экс-директора «Гоголь-Центра» Алексея Малобродского, в отношении которого были применены наручники при госпитализации с подозрением на инфаркт.
По словам адвоката АП Краснодарского края Татьяны Третьяк, проблема применения наручников при конвоировании в отношении подозреваемых и обвиняемых является актуальной и дискуссионной уже на протяжении долгого времени. «С одной стороны, мы говорим о правах заключенных, с другой – нельзя забывать о безопасности конвоиров, необходимости пресечения попытки к побегу и членовредительству, – пояснила она. – На мой взгляд, к каждому конкретному случаю следует подходить индивидуально».
Адвокат отметила, что вопрос о целесообразности применения наручников в отношении заключенных, этапируемых в медицинские учреждения, должен решаться комиссионно – с привлечением сотрудников медучреждения – и с учетом тяжести заболевания. По ее мнению, в данном случае нельзя ограничиваться усмотрением конвойного подразделения. «Процедуру конвоирования в медучреждение необходимо тщательно проработать и закрепить на законодательном уровне, чтобы соблюсти баланс интересов государства и конвоируемых больных», – уверена Татьяна Третьяк.
Она рассказала, что имеется обширная практика Европейского Суда по решению вопроса о правомерности применения наручников в зале суда, психиатрических лечебницах и больницах. В качестве примеров адвокат назвала постановления от 14 марта 2013 г. по делу «Салахов и Ислямова против Украины» (жалоба № 28005/08), от 7 мая 2015 г. по делу «Илиевска против России» (жалоба № 20136/11) и от 24 марта 2016 г. по делу «Корнейкова и Корнейков против Украины» (жалоба № 56660/12). Во всех трех случаях ЕСПЧ признал нарушение ст. 3 Конвенции, придя к выводу о том, что применение наручников составило унижающее человеческое достоинство обращение.
Проблему применения наручников при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в медучреждения прокомментировал советник ФПА РФ Нвер Гаспарян. «Требуется внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, на которые ссылаются в МВД и ФСИН. Необходимо предусмотреть запрет на применение специальных средств при конвоировании тяжелобольных обвиняемых и осужденных, которые в силу неудовлетворительного состояния здоровья не способны осуществить побег из мест заключения под стражу или лишения свободы, – считает он. – Пока такой нормы не имеется, должностное лицо всегда сможет “заковать” в наручники человека, невзирая на состояние его здоровья, дабы не допустить ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей».
Источник: www.advgazeta.ru