Это стабильная версия, проверенная 30 ноября 2021. 2 изменения ожидают проверки.
Состояние | отпатрулирована |
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
Русский
В Викиданных есть лексема таксидермист (L168521). |
Морфологические и синтаксические свойства
Им. | таксидерми́ст | таксидерми́сты |
Р. | таксидерми́ста | таксидерми́стов |
Д. | таксидерми́сту | таксидерми́стам |
В. | таксидерми́ста | таксидерми́стов |
Тв. | таксидерми́стом | таксидерми́стами |
Пр. | таксидерми́сте | таксидерми́стах |
так — си — дер — ми́ст
Что такое таксидермия
Произношение
- МФА: [ təksʲɪdɛrˈmʲist ]
Семантические свойства
Значение
- специалист, занимающийся изготовлением чучел животных и птиц ◆ Главный таксидермист музея Анатолий Садовой заканчивает работу над другим мамонтом. Галина Казачук, «Мамонт будет говорить по-русски» // «Амурский Меридиан», 22 декабря 2004 г. [НКРЯ]
Источник: ru.wiktionary.org
Михаил Головачев: Таксидермия относится к искусству
AstraKult продолжает знакомить вас с редкими профессиями из мира культуры. На этот раз поговорим о самобытном ремесле и его почетном носителе, который уже 30 лет работает в Краеведческом музее. Заведующий таксидермической лабораторией Михаил Головачев сам расскажет об особенностях своего непростого, но очень интересного дела.
– Таксидермист – профессия особая. Как вы начали заниматься этим интересным делом и как оказались в Астраханском краеведческом музее?
– История простая. В этом музее более 40 лет проработал мой отец. Можно сказать, что здесь я родился и вырос. А потому и выбора особого у меня не было. Даже после школы, при поступлении на географический факультет тогда еще Астраханского пединститута (ныне – Астраханский государственный университет, ред.), договорился с ректором, что по окончании обучения я иду работать в музей.
Галилео. Таксидермисты
За 30 лет Михаилом Головачевым выполнено более 300 чучел — все они представлены в экспозициях, отреставрировано более 800 предметов, передано музею-заповеднику свыше 500 предметов, характеризующих историю, культуру и общественную жизнь Астраханской области.
– Каким образом можно освоить это ремесло сегодня? Или есть знания, которые передаются только из поколения в поколение?
– Из поколения в поколение – это, кстати, большая редкость. В 1996 году была создана ассоциация российских таксидермистов. Я был одним из инициаторов ее создания. Так вот на первый съезд приехало чуть более 40 человек.
– Со всей России?
– Да. Там были и молодые, только начинающие, и опытные специалисты. Среди них и очень известные, как например, Назьмов. Ему тогда было 88 лет. Он работал в Дарвинском музее в Москве.
Николай Константинович Назьмов – известный российский таксидермист, посвятивший себя созданию экспонатов для музейных экспозиций в краеведческих, естественноисторических и академических музеях России и СНГ. Многие из его работ украшают экспозиционные залы Дарвиновского музея.
В то время можно было действительно говорить об очень редкой профессии, научиться этому было сложно. Не было учебных заведений. Весь опыт мастера передавали своим ученикам. Преемственность поколений была редкостью. Я в этом роде оказался единственным на съезде.
В нашем же роду, со слов отца, этим занималась еще моя прабабушка, но она не была широко известна и не работала в музее.
В конце 90-х были созданы коммерческие курсы таксидермии в Санкт-Петербурге. Они работают по сей день, и желающих обучаться там до сих пор немало. Больше скажу, это не исчезающая профессия — таксидермистов сейчас стало гораздо больше, чем, скажем, 20 лет назад. В одной только Москве существует огромное количество фирм по изготовлению чучел животных.
Наиболее известный из российских специалистов – Александр Соколов. Он работает в обеих столицах, а начинал когда-то у Заславского. Назьмов и Заславский — это два самых известных советских таксидермиста.
Михаил Абрамович Заславский – отечественный художник-таксидермист. Экспедиции в самые отдалённые уголки нашей Родины позволили М.А. Заславскому создать в Зоологическом музее АН СССР в Ленинграде высокохудожественные научные композиции-диорамы и биологические группы из жизни животных и большое количество динамичных, превосходно выполненных фигур отдельных животных.
– Можно сказать, что таксидермист – это своего рода художник и скульптор? Какими качествами он должен обладать, прежде всего?
– Да, можно так сказать, и это признано уже во всем мире. Таксидермия относится к искусству, а не к ремеслу, как раньше — тогда это считалось рабочей профессией. Таксидермисты – художники, а таксидермические работы приравниваются к произведениям искусства. Например, при вывозе их за границу необходимо специальное разрешение.
Если говорить о качествах, то не каждому это дано. Попробовать может любой, но здесь, как говорится, «чувствует» человек или «не чувствует». И, конечно, помимо художественного таланта, дара восприятия необходимы еще знания анатомии, повадок животных и т.д.
Кроме того, наш собеседник — единственный палеонтолог Астраханской области! С 1996 года он ведёт работы по палеонтологическим изысканиям на территории региона. Михаил Головачёв — автор раскопок, реставратор и реконструктор скелета мамонта, найденного на территории Черноярского района, и создатель первой палеонтологической экспозиции «Возвращение мамонта».
Позднее им была разработана научная концепция экспозиции «Живое прошлое Земли», которую сегодня так любят посетители Краеведческого музея разного возраста. Эта экспозиция признана лучшей в регионе.
В 2009 году палеонтологом был найден полный скелет бизона – это вторая после 1935 года подобная находка на территории России. Экспонат представлен в экспозиции «Живое прошлое Земли».
За годы палеонтологических исследований Михаил Головачёва сдал в фонды музея-заповедника, ввёл в научный фонд и в экспозиции более 1500 находок.
– В любом ремесле существуют свои особенности и секреты. Можете поделиться некоторыми из ваших?
– До момента создания ассоциации таксидермистов в 1996 году все мастера держали свои приемы в секрете и передавали своим ученикам, когда те достигали определённого уровня. Существовало несколько школ (напр.: Питерская, Московская) – как в живописи. И у каждой были не только секреты, но и недочеты. Первые съезды в рамках ассоциации ставили перед собой задачу обмена опытом. Тогда многие поняли, что держать что-либо в секрете не имеет смысла, ведь всем хотелось изготавливать чучела качественно.
Основной принцип таксидермии — не загубить то животное, которое уже убито. Не испортить его. Изготавливаемое чучело необходимо сделать на максимально высоком уровне. Внешние данные должны быть так же максимально приближены к «живым». Существует огромное количество горе-мастеров, которые не «чувствуя» материал делают пугало.
К сожалению, большинство талантливых таксидермистов работает сейчас не в музеях, а в частных фирмах.
– Расскажите, с чего начинается сам процесс? Какие этапы он проходит, прежде чем стать музейным экспонатом?
– Многие таксидермисты занимаются охотой, в плане добычи материала для изготовления чучела. Это не любительская охота, а часть работы. Когда-то я и сам охотился, но уже 18 лет как отказался от этого.
Животные попадают в музей различными способами. Буквально недавно, два месяца назад, к нам пришел мужчина, положил на стол орла и ушел. Оказалось, молодой орлан, слеток, выпал из гнезда. Мужчина подобрал его в камышах, когда был на рыбалке. Птица уже умирала.
Он пытался ее выходить, спасти, но не получилось. Таких историй огромное количество.
После того, как животное попало в музей, с него снимаются анатомические промеры. Эти промеры нужны и в качестве бесценной научной информации и для изготовления искусственного манекена при создании чучела. Затем снимается шкура, обрабатывается.
Любое животное – будь то птица или рыба — должно подвергаться специальной химической обработке, чтобы его не поражали насекомые-вредители. Когда-то аналогом современных синтетических веществ был мышьяк, который, к сожалению, не обеспечивал длительной сохранности. Поэтому периодически приходилось чучела подвергать дополнительной обработке. Сегодня, после одной обработки современными инсектицидами при изготовлении чучелу гарантирована защита от насекомых не на одну сотню лет.
После того как шкура выделана, создается манекен. Способов его изготовления множество. Самый традиционный – метод накрутки, изобретенный еще в начале19 века, до сих пор используется многими мастерами и дает при определенных навыках неплохие результаты (как правило, используется для мелких и средних животных).
На проволочный каркас (шея-тело-хвост, передние и задние конечности) наматывается вата, создавая приблизительную анатомию мышц. Для придания мышцам рельефа используют специальную мастику. На готовый манекен одевается шкура и аккуратно сшивается. Затем чучело устанавливается для позирования на подставку. Хотя позу будущего чучела лучше продумать заранее.
После придания чучелу естественной позы наступает ответственный этап сушки. Этот процесс может длиться до нескольких месяцев, все зависит от размеров животного. Затем монтируется в экспозицию.
– Как много времени уходит на изготовление чучела?
– От нескольких дней до многих месяцев, смотря, что Вы хотите изготовить – воробья или слона.
– В Интернете много фотографий чучел животных, и у большинства слегка … удивлённый взгляд…
– (Смеется). Да, есть даже специальный сайт, где выставлены фотографии таких работ. Существуют современные и старые технологии. А существуют еще очень старые. Люди часто пытаются изготавливать чучела по дореволюционным книжкам.
Дело в том, что после сушки шкуры глаза могут начать выпучиваться из-за неправильно выбранного объема ваты при подбивке глазниц черепа. Раньше применяли натуральную вату, а сейчас синтетическую. Она не спрессовывается, разжимается и «выдавливает» глаза. Это технические моменты. Сейчас специалисты используют мастику, которая не дает усушки и не трескается.
– Есть ли у вас экспонаты, которые любите больше всего? Самая сложная, или особо запомнившаяся?
– Самая любимая работа по качеству исполнения и с композиционной точки зрения – семейка птенцов-слетков серой неясыти на одной ветке.
Самой физически сложной по исполнению было чучело страуса. Самое популярное чучело – нетопырь – обезьяна с рогами.
Это просто шутка. Такие работы многие таксидермисты делают – создают несуществующих животных. Но это не искусство, а скажем, проявление здорового чувство юмора у специалиста. Первая такая «шутка» была изготовлена еще в конце 19 века в Англии. Это был заяц с рогами от косули. И периодически в этой стране раз в 10 лет кто-нибудь обязательно изготавливает чучело рогатого зайца.
Это уже стало доброй традицией.
Источник: astrakult.ru
Возрождение живого
Являясь подлинным искусством, а не ремеслом простого лишь набивания чучел, таксидермические работы требуют целого ряда качеств или свойств: интереса и любви к природе, наблюдательности, художественного дарования, способности улавливания изяществ и своеобразия животных обликов, линий, контуров, технической сноровки при работе с самыми разными материалами, отсутствия брезгливости, исключительного терпения, абсолютной добросовестности – чучело белки можно сделать в 2 часа и в 10 часов, но первое станет достоянием моли и кожеедов в течение ближайших месяцев, а второе переживет столетие…
Таксидермии (от гр. taxis – приготовление, обработка и derma – кожа, шкура) – профессии, которой посвящены столь проникновенные строки, в нашей стране официально не существует. Ни одно учебное заведение России не выпускает таксидермистов, мастерство это передается из рук в руки. Нет единой точки зрения на то, что же это такое – ремесло или высокое искусство.
Людей, занимающихся изготовлением чучел, крайне мало, настоящих мастеров – считанные единицы. Однако совершенно очевидно, что профессия эта есть. Она ведет начало с древнейших времен. Первые приемы обработки звериных шкур осваивали еще первобытные люди. Элементы таксидермии использовали шаманы и колдуны, непременным атрибутом которых были звериные головы, хвосты и лапы.
Древние египтяне изготовляли чучела домашних животных, которые отправлялись в загробный мир вместе с хозяином. Головами убитых на охоте животных украшали средневековые замки.
Великие мастера прошлого
Достоверная история отечественной таксидермической школы начинается с имени Ф.К. Лоренца. Федор Карлович Лоренц (1842–1909) был человеком выдающимся во многих областях. Его формальное образование ограничивалось всего лишь тремя классами ремесленного училища.
Однако он стал крупным зоологом, автором научных монографий и многочисленных статей, посвященных птицам, членом трех Императорских научных обществ. Им впервые были описаны степной тетерев, северо-кавказский, талышский и туркестанский фазаны. Хорошо известный в профессиональных кругах как тонкий наблюдательный орнитолог, знаток куриных, гораздо более широкую известность Лоренц получил как таксидермист. «Возможно, что знакомству с первыми элементарными приемами в набивке чучел Лоренц был обязан указаниям какого-нибудь любителя. Но принимая во внимание, что даже среди профессиональных препараторов Федор Карлович. не имел себе равных даже за границей, приходится признать, что совершенством, которого он достиг в препараторском искусстве, Лоренц обязан был всецело самому себе – редкому сочетанию врожденной наблюдательности и художественного дарования»,– писал о нем А.Ф. Котс.
Начав с попыток сохранить свои охотничьи трофеи, Лоренц вскоре основал коммерческую таксидермическую мастерскую, которая стала лучшей в России и приобрела всемирную известность. Продукция фирмы Лоренца – огромное количество чучел глухарей, куропаток, хищных птиц, белок, зайцев, медведей – распространялась по биологическим музеям России и частным коллекциям. Работы Лоренца до сих пор можно увидеть в Дарвиновском музее и Зоологическом музее МГУ. Но успех Лоренца-таксидермиста был бы невозможен, если бы не было Лоренца-натуралиста. Его пример убедительнее любых рассуждений доказывает, как необходимы друг другу и обогащают друг друга зоология и таксидермия.
Научные экскурсии, постоянное внимательное изучение птиц в природе давали Лоренцу-таксидермисту знания, совершенно необходимые для того, чтобы изготовленное чучело выглядело «живым». С другой стороны, таксидермические занятия предоставляли массу интересных возможностей Лоренцу-ученому. И он не преминул ими воспользоваться.
Одна из самых интересных научных работ Лоренца – «О выродках тетеревов», изданная в виде атласа в 1910 г., – стала возможной только благодаря таксидермической деятельности автора. В течение многих лет из сотен тысяч тетеревиных птиц, попадавших в его мастерскую и на рынки Москвы, Лоренц отбирал экземпляры с различными отклонениями в морфологии (выродков) и являющихся помесью разных видов (ублюдков).
Из отобранных птиц изготовляли чучела. Чучела фотографировали, а фотографии раскрашивали. Так был создан уникальный атлас. Тетерева Лоренца послужили материалом для эволюционных исследований А.С. и Г.С. Раутианов, проиллюстрировавших действие стабилизирующего отбора и сформулировавших представление об адаптивной норме.
Сборы Лоренца не раз служили науке. «…Все представлявшее научный интерес им предлагалось прежде всего Московскому университету, московским зоологам, отчасти Зоологическому музею Академии наук…. Равным образом Ф. К. с удивительной готовностью работал на провинциальные естественно-исторические музеи…», – писал М.А. Мензбир. Еще одна неоценимая сторона деятельности Лоренца – его ученики. К их числу можно отнести и основателя Государственного Дарвиновского музея, доктора биологических наук, профессора Александра Федоровича Котса.
А.Ф. Котс и сам был талантливым таксидермистом.
Начав заниматься препараторским искусством в 12 лет, к окончанию гимназии он уже вполне овладел мастерством таксидермиста, о чем свидетельствуют полученные им награды за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления – Малая серебряная (1896) и Большая серебряная (1899) медали от Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений. Позже он познакомился с Лоренцом, их знакомство и дружба сыграли большую роль в создании уникального музея.
По замыслу А.Ф. Котса, музейная экспозиция должна быть не только научной, но и зрелищной. А потому он не только собирал зоологические коллекции для будущего музея, но и искал лучших мастеров для их обработки. «Решающим моментом для создания Дарвиновского музея было само наличие в Москве талантливых таксидермистов и художников», – писал Котс.
Имена талантливых художников-анималистов, работавших с Котсом, широко известны. Это А.Ватагин, К.Х. Флеров, А.Н. Комаров, Н.Н. Кондаков, В.Я.
Трофимов. А кто же были эти талантливые таксидермисты? «Без Лоренца и его фирмы не было бы самого талантливого его ученика, неизмеримо превзошедшего его по мастерству, – Филиппа Евтихиевича Федулова, создателя громаднейшего большинства всех препаратов Дарвиновского музея. Если бы не было Федулова – не было бы и музея» – писал Котс.
В семье Федуловых было шестеро детей. Двое старших сыновей занялись скорняжным делом, профессия привела их в мастерскую Лоренца. Приобщившись к препараторскому искусству, они потянули за собой остальных.
Так в Москве возникло «Федуловское племя» талантливых таксидермистов, усердием и дарованием которых были созданы сотни замечательных экспонатов для биологических музеев России. Самым талантливым из них был Филипп, ставший, по выражению Котса, «подлинным Себастьяном Бахом в этой области». В 1914 г. вместе с ним в музее начал работать его племянник – Дмитрий Яковлевич Федулов, также ученик мастерской Лоренца. Проработав в музее более полувека, он создал множество чучел самых различных животных, особенно прославился в области «филигранной» таксидермии, овладев искусством изготовления чучел самых миниатюрных птиц – колибри.
Как они это делали
Работа таксидермиста, если не считать изготовления охотничьих трофеев, используется практически только в биологии. И здесь есть две сферы. Первая – изготовление различных препаратов для учебной работы, их требуется достаточно много, но к ним не предъявляются повышенные художественные требования. Вторая – изготовление музейных экспонатов.
Их, естественно, нужно меньше, но требования к ним очень высоки. Еще по замыслу А.Ф. Котса чучела животных должны были оформляться как художественные произведения, и решающая роль в этом всегда оставалась за таксидермией. От качества чучел, от того, насколько точно и правдиво отражают они объективную реальность, в значительной степени зависит не только эстетическое, но и педагогическое воздействие экспозиции. Неудивительно, что хорошие таксидермисты в музеях – на вес золота.
Котс писал: «. пусть для памяти миллионов будущих восторженных и благодарных посетителей музея, созерцающих итоги почти полувековой работы. орденоносца-препаратора Ф.Е. Федулова, останутся сокрытыми усилия и жертвы, что стояли некогда за этим… служением родной культуре и родной стране». Однако наша задача состоит как раз в том, чтобы узнать об этих «усилиях», и сам же Котс весьма помог в этом, оставив «перечень работ, единолично выполняемых Ф.Федуловым в его мастерской:
1. Препараторские – съемка шкур с животных.
2. Сырейные – кваска и дубление шкур.
3. Кузнечные – сооружение металлических станков для крупных чучел.
4. Столярно-плотничные – изготовление деревянных манекенов для крупных чучел.
5. Резные по кости и дереву – изготовление искусственных звериных черепов и зубов к ним.
6. Скорняжно-прошивные – сшивание звериных шкур.
7. Малярно-москательные – изготовление мастик и лаков, варка растворов мышьяка для протравки экспонатов.
8. Лепные и муляжные – реконструирование мягких тканей на звериных черепах или конечностях при имитации природной мускулатуры.
9. Собственно таксидермические – набивка чучел.
10. Декоративные – отделка постаментов и подставок для чучел».
Федуловы работали старым традиционным методом накрутки. Метод этот включает несколько этапов. Сначала сооружают каркас из проволоки и костей скелета; потом из стружки, соломы или пакли изготавливают манекен по каркасу туловища, конечностей и головы; после чего на манекен натягивают шкуру и зашивают ее… Чтобы хоть в малой степени представить себе грандиозность труда таксидермиста, не поленитесь сходить в Дарвиновский музей и посмотреть на изготовленные Федуловыми чучела слонов (африканского и индийского).
Таксидермия – профессия консервативная. Со времен Федулова и Котса в ней мало что изменилось. Ученый секретарь Зоологического музея МГУ М.Калякин рассказывает, как наблюдал изготовление чучела слона в Парижском музее уже в наше время. «Весь слон был покрыт тысячами булавочек, которыми делали все складочки, морщинки кожи, пока она мягкая». По-прежнему таксидермисту необходимо хорошее знание анатомии, биологии и экологии животных; владение методами скульптурной лепки и формовки; точное знание физико-химических свойств используемых в работе материалов; наличие художественного вкуса и чутья. При отсутствии учебных заведений и при том, сколь многих знаний, навыков и талантов требует эта профессия, удивительно, что таксидермисты вообще существуют.
Современная таксидермия
Несмотря на бесчисленные сложности, таксидермия все-таки существует. Неизменным остается спрос на таксидермистов в музеях, весьма возрос он со стороны охотников. Будучи талантливым мастером и специализируясь на изготовлении охотничьих трофеев, сегодня можно неплохо зарабатывать.
Но даже самые успешные современные таксидермисты приходят в профессию прежним путем – они самоучки. Владимир Сухарев, один из самых известных сегодня российских таксидермистов, с детства интересовался птицами, наблюдал за их жизнью. «Когда отец приносил с охоты селезней, я любовался их оперением и жалел, что такая красота пропадает.
Мне кажется, что именно тогда, когда я оценил красоту животного мира и одновременно увлекся лепкой, во мне и родился будущий таксидермист». Дальше – работа лаборантом в заповеднике, потом – в таксидермическом отделе Зоологического музея в Ленинграде. «Я использовал любую возможность, чтобы чему-то научиться. …Что-то мне показывали люди, с которыми я работал, опытные мастера своего дела.
Что-то я сам подсматривал, наблюдая за их работой. Исправлял свои ошибки, размышлял над тем, как сделать чучело лучше. Читал, хотя учебников по таксидермии на русском было очень мало. Тонкостям технологического процесса меня никто не учил – до многого мне приходилось доходить самому».
Из сказанного выше может сложиться ложное впечатление, что занятия таксидермией – национальная забава отдельных российских самоучек. Чтобы его не возникло, дадим краткую справку о положении таксидермического дела на Западе. Там таксидермия – процветающий бизнес. Только в США в этой отрасли задействовано 70–75 тыс. человек.
Там существуют свои профессиональные объединения, издаются журналы, проводятся творческие конкурсы, открыты школы, где обучают специальности. Хотя суть технологии изготовления чучел принципиально ничем не отличается от российской, живется западному таксидермисту значительно легче. Охотник приносит в таксидермическую мастерскую шкурку, например, лисицы.
Он говорит, какую позу должна принять его лисица, или выбирает по каталогу, где эти лисицы изображены в самых разных позах. Мастер заказывает нужный манекен из каталога на специальном заводе, там же заказываются глаза, уши, когти. Одновременно он отправляет шкуру лисицы на меховую фабрику для выделки. Таксидермист получает уже готовый, анатомически безупречный манекен. Ему остается только посадить на манекен шкуру.
Проводятся и соревнования таксидермистов. Самые крупные и престижные – чемпионат Европы, чемпионат США и чемпионат мира. Участники соревнований выставляют свои работы в разных номинациях – от «Новичка» до «Мастера». Требования судей в первую очередь касаются степени сходства чучела с живым образцом.
Они оценивают анатомию манекена, правильность посадки шкуры, восполнение всех голых участков кожи. После выделки шкуры голые участки кожи (веки, ноздри, губы и т.п.) высыхают и теряют свой первоначальный «живой» вид. Или этих деталей вообще не остается. А таксидермист должен их восполнить, то есть восстановить, причем так, чтобы никто не заметил подмены.
Умение восполнить голые участки – один из показателей мастерства. Судьи на соревнованиях тщательно осматривают каждый восполненный участок. Они, как отоларингологи, осматривают ушную раковину с фонариком, проверяют правильность изготовления третьего века (мигательной перепонки) и даже смотрят, увлажнено ли веко слезой.
Зачем таксидермия детям
Некоторые явления существуют в этом мире совершенно незаметно для большинства людей. Такова таксидермия. Больше двадцати лет назад я ходила в кружок зоопрепараторов во Дворце пионеров на Ленинских горах. Таксидермист и зоопрепаратор – одно и то же, просто кружок назвали более понятным для детей словом.
Таксидермистом я не стала, но и сейчас отлично помню, как сложно было, не повредив, снять шкурку, как тяжело было гнуть проволочный каркас, как пахла сырая глина, которой мы обмазывали изнутри шкурки рыб и земноводных. И как гордилась я своим первым произведением – двумя саламандрами, которыми украсила стену над кроватью, к полному ужасу домашних.
Неожиданно оказалось, что, хотя за прошедшие 20 лет изменилось в стране решительно все, кружок зоопрепараторов по-прежнему существует. Более того, на первый взгляд он не изменился ни капли. Совершенно прежним оказался и запах формалина, и коробки с тушками, и даже столы и стулья. И руководитель, В.Н. Попов, учился препараторскому искусству у того же А.Л.
Кравецкого, который когда-то учил меня. И еще мне показалось, что, несмотря на скромное название, этот кружок, как и 20 лет назад, остается одним из самых интересных среди всего многообразия кружков, предлагаемого отделом экологии.
Руководитель кружка Владимир Николаевич Попов
И дело даже не в том, что здесь, кроме изготовления классических таксидермических работ (чучел), учат делать и учебные препараты, микропрепараты, энтомологические коллекции. И не только в том, что практические занятия сочетаются с лекционным курсом по зоологии и систематике, с экспедициями в Крым, на Кавказ, Ямал, с многолетней работой в Приокско-Террасном заповеднике.
Мне кажется, главное, что здесь, больше чем где бы то ни было, можно действительно приблизиться к тайнам природы. Об этом говорят и сами кружковцы: «Хочется узнать, что внутри, познать саму природу, узнать строение. Учебники – это учебники, а здесь можно потрогать».
При любом количестве и качестве современных учебных пособий это трогательное «потрогать» оказывается действительно крайне важным. Потому что можно десятки раз прочитать в учебнике, например, о процессе размножения лягушки, и благополучно забыть прочитанное. Но когда ребята своими глазами видят, как выглядит лягушачья икра внутри лягушки, а заодно узнают, как изменяется эта икра, попадая в воду, забыть это уже невозможно. Решая совершенно механическую, на первый взгляд, задачу по изготовлению проволочного каркаса для лапы тушканчика, они навсегда запоминают, как удивительно устроена эта лапа с длинной стопой, обеспечивающей тушканчику «прыгучесть».
Таксидермию невозможно «упростить» для детей. Совершенно так же, как в работе взрослых мастеров, ребятам требуется огромное терпение, внимание, аккуратность и усидчивость. И художественные способности, и биологические знания. Совершенно так же необходимо владение самыми разнообразными инструментами – от пинцета, скальпеля, маникюрных ножниц и нитки с иголкой до плоскогубцев и молотка, пилы и дрели. Так же, как работы взрослых мастеров, их работы пользуются спросом: готовые чучела относят в школьные кабинеты биологии, отдают в другие биологические кружки.
За несколько десятилетий существования этого удивительного кружка через него прошла не одна сотня детей. По оценке В.Н. Попова из них не больше десяти человек могут сделать хорошее чучело. Но ведь перед кружком и не стоит задача выпускать профессиональных таксидермистов. Гораздо важнее другое.
Сюда приходят и здесь остаются ребята по-настоящему любящие биологию и очень серьезно относящиеся к будущей профессии. Те, кто хотят стать биологами, ветеринарами, хирургами. В большинстве своем они действительно становятся хорошими профессионалами в избранной области. Думаю, это не случайно.
Обучаясь таксидермии, ребята оказываются в уникальном положении, в чем-то схожем с положением первых натуралистов. Здесь быстро развеивается иллюзия, будто мир изучен, знаком и скучен. Каждая новая работа, будь то рыба, птица или ящерица, открывает перед каждым из ребят совершенно новый неизведанный мир, порождает множество вопросов, дарит огромное количество знаний и еще – неизбывное изумление красотой и тонкостью устройства каждого живого существа. И, конечно же, желание сохранить красоту этих существ.
Фото А.Михалева,
кружок зоопрепараторов МГДТДиЮ на Воробьевых горах
Источник: bio.1sept.ru
Профессия, полная тайн
В наш век менеджеров и маркетологов, экономистов и консультантов до сих пор существуют профессии уникальные, редкие, те, которым не учат в университетах и техникумах, — которые постигают, перенимая опыт у мастеров своего дела.
Руслан Дунаев — представитель одной из редких профессий. Он таксидермист (а по-простому чучельник) Музея природы Владимиро-Суздальского музея-заповедника. О том, как удается совершенствоваться в такой профессии, что общего у таксидермиста и художника и могут ли готовые чучела животных быть опасными для человека, Руслан рассказал корреспонденту «МК».
— Руслан, как реагируют знакомые на название вашей профессии?
— У меня много друзей-таксидермистов, с ними мы прекрасно понимаем друг друга. А люди, далекие от нашей профессии, начинают путать с таксистом, с очистителем канализации.
— Зато когда узнаешь, с чем связана ваша работа, больше ни с кем не перепутаешь! Расскажите: какими знаниями, навыками должен обладать профессиональный таксидермист?
— Он должен знать анатомию. Например, чтобы придать повороту головы чучела естественность, нужно понимать, какая мышца шеи ослаблена, а какая напряжена. Это все познается через анатомию. Необходимо иметь мало-мальский художественный вкус, нужно уметь «читать цвета». Кажется, что покрасить десны у чучела легко, они ведь красные. Нет, на самом деле они светло-розовые.
Нос, губы у зверя не черные, а темно-коричневые. И добиться этого натурального цвета позволяет послойное нанесение серого, черного и синего (последнего совсем немного!) цветов.
Любому таксидермисту для воссоздания животного, птицы, рыбы важно пользоваться фотографиями реального, настоящего зверя. Их просто найти в Интернете, но без наблюдательности в нашей профессии далеко не продвинешься.
Также таксидермист оформляет и подставку для чучела. Можно поставить зверя на корягу, а можно рядом «насадить» искусственные растения. Причем эту композицию необходимо сделать лаконичной и красивой, а не громоздкой.
— Но этим навыкам нигде не учат!
— Да, в вузах, колледжах непосредственно таксидермии не учат. Дают какие-то основы профессии, но научить человека таксидермии «от и до» невозможно. На это уходит очень много времени. Поэтому обучение нашей профессии происходит по старой, давно отработанной системе: мастера-таксидермисты передают свои знания ученикам.
К тому же существует несколько книг, которые стали для таксидермистов своеобразной Библией. Мы часто собираемся на обучающих семинарах, ездим на различные чемпионаты, общаемся с опытными таксидермистами на форумах. Словом, самообразование в нашем деле играет немаловажную роль.
— Слышала, что среди таксидермистов не принято делиться профессиональными секретами, тайнами.
— Да, если та или иная тайна раскрывается, то по большому-большому секрету. Хотя один опытный таксидермист сказал: «Секреты кончились, когда люди научились выделывать шкуры». Да, мы научились выделывать шкуру так, чтобы она не испортилась, а дальше — кто во что горазд. Но конечный результат, конечно, зависит от способностей чучельника, от желания сделать вещь качественно.
Полгода на окрашивание рыбы
— Руслан, что в себя включает процесс изготовления чучела?
— Это препаровка животного, съемка и выделка шкуры, неоднократная её стирка, обработка от вредителей, одевание на аналог тела. Аналог делается из пакли, соломы. Эта основа скручивается нитками, и таксидермист придает ей внешний вид тушки. Другой вариант – использовать в качестве аналога полиуретановые манекены, которые уже созданы по всем законам анатомии, а таксидермисту остается только доработать этот манекен с учетом особенностей того зверя или птицы, шкура которого у него имеется.
— А как же создаются зубы и глаза?
— Глаза можно сделать самому из оргстекла, отлить из полиэфирной смолы. Можно даже использовать глаза от мягких игрушек, но в таком случае о качестве этой части работы говорить не приходится. Можно и вовсе купить готовые, они различаются качеством и ценой. Продаются и заготовки, которые можно раскрасить в необходимый для тебя цвет.
Зубы, язык можно оставить натуральные, но со временем они трескаются и разрушаются, на зубах отслаивается эмаль. Поэтому большинство современных технологий таксидермии предполагает установку искусственных челюстей. Зубы и десны отливаются из пластика, и получившуюся челюсть остается лишь покрасить.
— И сколько же времени отнимает изготовление одного чучела?
— На небольшое млекопитающее уходит месяц-полтора. Крупный медведь или лось потребует намного больше времени. А вот чучело воробья можно сделать за три дня. Долго делаются чучела водоплавающих птиц: только удаление подкожного жира может занять целый день. А вообще продолжительность создания чучела зависит от того, насколько качественная нужна работа.
К примеру, один американец готовил на Чемпионат таксидермии чучело рыбы. Он только красил её полгода! Каждую чешуйку он окрашивал в несколько слоев разными красками. И, конечно, стал первым в мире в своей номинации.
— Таксидермисты на чем-то специализируются или с равным успехом могут выполнять чучело и рыбы, и голубя, и ягуара?
— Нет, и в этом таксидермисты похожи на художников. Ведь среди художников есть и портретисты, и пейзажисты, и графики. И у нас так же: кто-то любит делать рыб, кто-то млекопитающих, кто-то птиц. Любой таксидермист, конечно, может сделать то чучело, которое необходимо, но лучше у него получается что-то одно. Я, например, специализируюсь на млекопитающих.
Творец и реставратор
— Руслан, а где берете животных для будущих чучел?
— В нашем музее много охотников, и что-то удается добыть самим. Помогают друзья-охотники, знакомые егеря. Мы также дружим с охотинспекцией, которая отдает нам тушки животных, изъятые у браконьеров. Благодаря им мы недавно получили лебедей. Жители города приносят сбитых кошек, найденных на улице погибших животных.
Из Дворца творчества юных, из их живого уголка нам предоставляют умерших от старости животных. Так у нас появилось свое чучело попугая. Мы не отказываемся от таких животных. Выкинуть никогда не поздно. А то, что уже не годится для изготовления нового чучела, всегда может пригодиться для реставрации.
— Извините, а куда деваете то, что под кожей животного?
— Что касается охотничьих видов животных, — то, что съедобно, уходит в пищу. Раньше при нашем музее жили две хищные птицы, и тушки шли им на корм. А теперь скармливаем своим кошкам и собакам.
— Правда, что вы не только создаете чучела, но и реставрируете старые?
— Да, но не каждый таксидермист может этим заниматься. Нужно не только уметь это делать, но и понимать, как чучело было сделано до тебя, чтобы попытаться воспроизвести эту работу. А если человек не владеет разными технологиями таксидермии, у него не получится отреставрировать экспонат качественно.
— В новой экспозиции Музея природы появилось чучело белой куропатки. Этот вид исчез на территории нашей области около 40 лет назад. Как же тогда удалось сделать её чучело?
— Она не совсем исчезла. В прошлом году жители области эту птицу видели, но этот факт документально не подтвержден. А создать ту куропатку не было проблемой. На форуме попросил людей, живущих на севере, где эта куропатка – обычный охотничий вид, прислать нам её. Так она и появилась в нашем музее.
— Расскажите о чучеле, которым вы гордитесь.
— Это норка, которую я делал на прошлый чемпионат России и стран СНГ по таксидермии. В своей номинации «чучела мелкого размера» я занял третье место. Пока что это моя единственная гордость. Норку я делал несколько месяцев, и чучело получилось очень качественным. Сейчас готовлюсь к следующему чемпионату, который будет проводиться по Южному федеральному округу.
Туда я готовлю чучело крупного старого лиса. А еще мечтаю сделать большого кабана, которого добуду сам на охоте.
Аллергикам — противопоказано!
— Сегодня среди охотников очень популярно иметь чучело убитого животного. С какими заказами чаще всего обращаются к владимирским таксидермистам?
— Знаю, что просят сделать чучела медведей, волков, кабанов, лосей, оленей, косуль, глухарей, тетеревов. У некоторых владимирцев-охотников и вовсе есть «трофейные» дома, где целый этаж отведен под такие чучела.
— А для таксидермистов это и очень прибыльное занятие.
— Да, многие таксидермисты ушли из музеев по причине низкой заработной платы, открыли свое дело и работают, создавая чучела для охотников и тех, кто этим увлекается.
Слышал, что готовую голову кабана продают за 20 тысяч рублей. Шкуру-ковер небольшого медведя можно приобрести за 50 тысяч, а шкуру камчатского трехметрового медведя — за 80-100 тысяч.
— Могут ли уже обработанные шкуры быть опасны для человека?
— Лишь для тех, у кого есть аллергия на шерсть, на перо. Готовое изделие не опасно для человека. Если в нем завелись паразиты, значит таксидермист плохо обработал шкуру или хозяин этой шкуры плохо за ней ухаживает. Ведь в ней скапливается очень много грязи, и моль начинает есть жир и грязь, а затем уже переходит на волос.
Поэтому надо пылесосить такие шкуры-ковры или использовать пылесос на выдув пыли. Не пренебрегать моющими средствами для ковров.
— Некоторые охотники придают своим трофеям мистический смысл, считают их талисманами, которые приносят удачу. Как вы к этому относитесь?
— Для кого-то это действительно так. Некоторые люди хотят иметь дома ворона, считая его символом мудрости и долголетия. Из-за этой мистики, к сожалению, люди стреляют таких красивых птиц, как совы. Очень жалко, когда убивают их ради чучела. Но таксидермисты чучело все равно делают: птица-то уже погибла.
— И вопрос напоследок. На Западе многие любители домашних животных заказывают чучела своих питомцев после их кончины. К вам с такими просьбами обращались?
— Да. Это направление называется «пэт-энимал». Ко мне как-то обратился дедушка, который хотел увековечить своего попугая. Я его отговорил, предложив оставить любимца в своей памяти, на фото. Часто обращаются к таксидермистам с кошками, но получают отказ: очень редко хозяин этого животного бывает доволен конечным результатом.
Ведь каждое животное обладает своей мимикой, своим выражением лица, своим взглядом. Даже разрез глаз у каждой кошки разный. Таксидермист не сможет сделать чучело похожим на живое животное, не сможет угадать, каким оно было при жизни. Если кто-то из таксидермистов и берется за такую работу, то скорее всего делает чучело в позе спящего животного.
Источник: vladimir.mk.ru
Таксидермисты что это такое
Закрыть меню
Меню сайта
- Газета
- Weekend
- Радио «Ъ FM»
- Редакция
- Русфонд
- Банкротства
- Партнерские проекты
- Картотека
- Конференции
- Университетъ
- Подписка
- Реклама
- Фотоагентство
- 20 идей по развитию России
- Экономика
- Политика
- Мир
- Бизнес
- Финансы
- Потребительский рынок
- Телекоммуникации
- Общество
- Происшествия
- Культура
- Спорт
- Hi-Tech
- Авто
- Стиль
- Регионы
- Приложения
- Автопилот
- Наука
- Деньги
- Темы
- Тенденции
- Мультимедиа
- Интервью
- Справочники
- Самое читаемое
- Спецпроекты
- E-mail рассылки
- $ 60,50
- € 62,92
- ¥ 8,42
- IMOEX 2195,17
24.06.1998, 00:00
Понедельник начинается в субботу»
— Стругацкие, конечно, пошутили. Таксидермисты ведь не делают человеческих чучел?
— Нет, людей мы не делаем. Сейчас такие восковые фигуры изготовляют, что лучше всякой таксидермии. Я слышала, есть мастерская в Москве, которая занимается мумифицированием людей. Но это же не чучела, а мумии. Понимаете разницу?
— Откуда взялось это странное слово «таксидермист»?
— Все очень просто. «Дерма» означает «кожа», а «таксис» — «упорядочение». В общем, работа с кожей. Некоторые люди, кстати, понятия не имеют, кто такие таксидермисты, а я об этой профессии знала еще с детства. И склонность к таксидермии у меня всегда была. Найду, например, на улице дохлую кошку и делаю из нее чучело, ватой набиваю.
При этом мне повезло: после окончания биологического факультета педагогического института я попала в Дарвиновский музей. И уже здесь решила окончательно переквалифицироваться в таксидермиста.
— Вам пришлось специально этому учиться?
— Работе таксидермиста можно учиться только у мастера, на рабочем месте. Я училась у Николая Константиновича Назьмова, одного из старейших таксидермистов, который последние годы жизни работал у нас в музее. Он был настоящим творцом. Из каждой дохлой зверюшки, которую на улице находил, делал чучела, чтобы добро зря не пропадало. Первый год я только снимала шкурки с животных.
А когда дело дошло до изготовления чучел, он мне говорил, что я все делаю неправильно. А как надо, не мог объяснить. И приходилось распарывать чучело и делать все заново. Кстати, учиться надо на воронах — у них шкура «терпеливая», можно несколько раз ее распороть и снова сшить.
— Таксидермисты склонны делиться друг с другом секретами мастерства или каждый хранит их в тайне?
— Это довольно закрытая сфера. Некоторых составов Назьмова, которыми обрабатываются чучела, я так и не узнала. Например, он унес с собой секрет обработки осьминогов. Назьмов говорил, что у него есть специальный состав, но какой именно — оставил в тайне. Наверное, он помещал осьминога в разные жидкости.
Кстати, чучело осьминога, которое Назьмов изготовил 1957 году, до сих пор хранится у нас в музее.
— Как происходит процесс изготовления чучел?
— Все чучела в нашем музее сделаны по одному принципу. Сначала с животного снимается шкура, чистится изнутри, стирается в стиральном порошке или специальных препаратах. Потом она обрабатывается ядохимикатами (чтобы микробы убить) и мышьяком (это против моли). Потом создается основа чучела. Для небольших животных мы делаем ее из стружки, накрученной на проволоку.
Для «крупняка» делается деревянный каркас, на который наматывается стружка. А основа птицы обычно состоит из пенопласта. Потом на эту основу надевается шкурка. На заключительном этапе чучелу придается определенная поза. Для этого таксидермисту нужно иметь и художественное воображение, и пространственное мышление. Заканчивается все сушкой.
Очень ответственный этап — при усадке шкура может коробиться. Это традиционный метод. Но еще есть так называемый скульптурный метод — его разработал Назьмов. Этот метод более трудоемкий и подходит для животных, у которых короткий шерстяной покров и видны мышцы. Лепится скульптура животного в натуральную величину.
Затем с нее снимается гипсовая форма, по ней выклеивается папье-маше. И уже на него натягивается шкура. Если животное редкое, этот метод себя оправдывает.
— Кстати, зубы у чучел настоящие?
— Зубы можно делать искусственные, но натуральные для музейных экспонатов лучше. Кстати, если вы в музее увидите чучело зверя с открытой пастью, знайте, что череп у него, скорее всего, настоящий. А если пасть закрыта, то череп наверняка сделан из пенопласта.
— А глаза для чучел таксидермисты где берут?
— Когда-то глаза заказывали на советских стекольных заводах. Но качество у них было так себе — то форма разная, то зрачки разного цвета. Бывало, из целой коробки двух одинаковых не выбрать. Теперь мы заказываем глаза в Германии. Недорого.
Например, пара глаз птиц стоит меньше марки, солидные — типа кошачьих, со зрачками — до 20.
— Таксидермисты на чем-то специализируются или могут с одинаковым успехом сделать чучело и мыши, и слона?
— Таксидермисты — специалисты широкого профиля. Сейчас я делаю и змей, и птиц, и ящериц, и млекопитающих. А поначалу делала в основном птиц — это проще. Когда я начинала делать грызунов, сама довольно много ловила мышей. Их чучела сложно делать, потому что зверьки маленькие.
Дернешь за что-нибудь — и все разорвется. К тому же чем меньше животное, тем быстрее оно портится. Но сложнее всего сделать чучело гладкошерстного животного, ведь надо показать мышцы, кости. Пантеру, например, гораздо труднее сделать, чем какого-нибудь пушистого зверя — лису, скажем, или медведя.
— Сколько времени уходит на изготовление чучела?
— Небольшую птицу можно сделать за день. На более крупных животных, особенно млекопитающих, уходит неделя-две. Например, чучело лемура я делала два дня, а подготовительный этап (выделка шкурки, чистка черепа, намотка лапок) занял неделю.
— Где таксидермисты берут животных?
— В 1907 году, когда открылся Дарвиновский музей, его основатель Александр Котс отдал туда коллекцию чучел, которые сделал своими руками. Потом он ездил по Европе и закупал готовые чучела. Он специально подбирал экспонаты, которые подтверждали теорию изменчивости,— с отклонениями в окрасе, форме рогов и прочее. Потом у музея наладились связи с зоопарком.
Там много естественных отходов: животные болеют, погибают. Иногда к нам поступают вскрытые врачами зоопарка животные, но качество у них не всегда хорошее. Вечно вскроют сикось-накось — и какого-нибудь куска шерсти не хватает. А ты потом думай, как дырку заделать. В последнее время они нам мало чего дают.
Раньше охотники нам часто приносили свои трофеи, дарили. Сейчас за каждого дохлого попугая хотят деньги получить, причем такие, чтобы оправдать покупку нового. Поэтому таксидермисты сейчас часто сами ездят в экспедиции, привозят в основном мелких птиц.
— Вы сами снимаете с животных шкуры?
— Приходится, хотя это довольно неприятная процедура.
— Извините, а что таксидермисты делают с тем, что у животных под кожей?
— Несколько лет назад остовы животных забирал МГУ для своих исследований. Сейчас остатки мелких животных мы заворачиваем в несколько слоев целлофана и выкидываем на помойку. А если животное крупное, стараемся в зоопарке снять с него шкуру, а уже они там сами разбираются. Иногда говорят, что в голодное советское время таксидермисты использовали остовы животных в личных целях.
В смысле — употребляли в пищу. Но к нам животные обычно в таком состоянии поступают, что и смотреть на них не хочется. Хотя таксидермисты, у которых были домашние животные, иногда брали для их пропитания что-нибудь поприличнее — гусей, например.
— Кстати, вы вегетарианка?
— Нет.
— В вашей работе наверняка случается брак. Что в этом случае делают со шкурами?
— Брак в работе случается в основном из-за качества шкур. От момента гибели животного до момента его попадания к таксидермисту со зверем может что-то произойти. Например, он где-нибудь полежит, и шерсть вылезет. Самое неприятное, что проплешина может проявиться только в процессе выделки шкуры. Если такое происходит, шкура списывается.
Вообще-то положено ее сжигать, но мы хорошие куски оставляем для реставрации старых чучел, хотя некоторые думают, что из этих остатков мы себе шубы шьем. В общем, все бракованные шкуры идут в дело. Например, моль проест у чучела шерсть — мы начинаем искать похожие шкурки, чтобы заделать проплешину, иногда даже шкурки другого животного. Как-то нам принесли из зоопарка тукана (птица такая) без хвоста. Мы к нему вороний хвост приставили — и ничего, вроде незаметно.
— Это уже получается не чучело, а муляж.
— Нет, таксидермистам это разрешается — в разумных пределах, конечно. Иногда просто нет другого выхода. Как-то на морде волка образовалась проплешина, и мы заделали ее обрезком шкуры оленя. Или вот чучело африканского слона. Оно было в ужасном состоянии: на груди дыра сантиметров десять, на передней ноге — длинная щель.
Чем заделать? Слоновьей кожи у нас нет. Я полгода ползала вокруг этой слонихи, не знала, что делать. В итоге щели забила пропитанной клеем бумагой, потом заделала мастикой, а поверх — манной крупой, чтобы создать фактуру мелкой бугорчатой кожи. А на ногах, где бугорки покрупнее, заделала кукурузной крупой. Или вот морж.
У него ласты раскрошились. А у нас была оленья шкура, я ее выделала как кожу. И из этой кожи сделала моржу ласты.
— Много ли таксидермистов в Москве?
— Около тридцати. Человек пять работают при музеях, остальные — в частных мастерских. К ним обращаются, как правило, охотники, которые хотят увековечить свои трофеи.
— Работа таксидермистов хорошо оплачивается?
— Цена зависит от размеров животных. Сделать глухаря стоит $150, утку — $50 (это один-два дня работы). Голова кабана обходится заказчику в $200, оленя и лося — еще дороже. У таксидермистов-индивидуалов большой объем работы. Например, они делают головы из папье-маше. У них есть готовые основы голов разных размеров, и они сразу на них шкуру натягивают.
Но это ремесло, а не искусство. А если делать голову на основе настоящего черепа, больше времени уходит. Чтобы череп очистить, надо его выварить. Я пыталась это делать в домашних условиях, но пришла к выводу, что это очень неблагодарное занятие. Такая морока! И ванна несколько дней занята шкурами, помыться невозможно.
Но если много заказов, таксидермист может заработать $5000 в месяц. Правда, плохо, что спрос на услуги таксидермистов сезонный — в основном они нужны осенью и весной. А летом — пустота. И если работать только на музей, концы с концами не сведешь. Я, например, получаю 500 рублей в месяц.
За эти деньги я должна делать шесть чучел и еще заниматься реставрацией старых.
— Есть известные таксидермисты. А знаменитые чучела?
— У нас в музее есть чучело слона, которого какой-то африканский султан подарил Николаю II. Пока этого слона везли, он простудился и погиб. Тогда сняли с него шкуру, и она в засоленном виде хранилась в подвалах Политехнического музея. В 1927 году таксидермисты музея сделали чучело этого слона — несколько месяцев работали.
А индийскую слониху, которая тоже стоит у нас в музее, после гражданской войны в Москву прислали из Бухары — как подарок от Красной Азии. Слониха благополучно доехала и прожила лет десять в зоопарке. А когда умерла, из нее чучело сделали. Еще у нас есть редкий экспонат — чучело бескрылой гагарки, которая вымерла в прошлом веке.
В 70-х годах нам за нее американцы обещали построить новое здание музея. Но мы отказались.
— Рассказывают, что некоторые таксидермисты делают чучела из своих домашних животных.
— У меня есть собака, кошка и хомяк. Но из них я не смогу чучела сделать. Животное, которое хотя бы пять минут в руках подержал, уже родное. Я с них шкуру снять не смогу.
— И все-таки ваша работа формирует, скажем так, особое отношение к животным?
— Честно говоря, иногда увидишь какого-нибудь красивого зверя и сразу думаешь: вот бы нам такого в музей!
- Журнал «Коммерсантъ Деньги» №23 от 24.06.1998, стр. 30
- Марина Иванющенкова подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru