Славяне, или словене (Такое правописание указывал ученый славист, профессор Виктор Иванович Григорович; но силою привычки, опирающейся на авторитет Карамзина, до сих пор удержано первое правописание.), в своих разных разветвлениях, занимают пространство от Адриатического моря до Великого океана.
До 2-й ? XIX столетия большая часть ученых полагала, что Славяне явились в Европе не ранее V в. по Р. X. Но уже польской ученый Лелевель заметил, что в V и VI в. в Европе была такая масса Славян, которые показывает, что это племя – исконный обитатель Европы, ибо в короткое время оно не могло так размножиться.
Ученый чех Шафарик проверил это положение математическим путем (он пошел от известного к неизвестному) и с очевидностью доказал древность Славян в Европе.
Свое исследование Шафарик начал с писателей VI в., гота Иорнанда и грека Прокопия. Оба они говорят с удивлением о Славянах виндах и автах, массы которых занимали прикарпатские склоны. Прокопий пишет: «Прежде Славяне и анты имели одно имя и назывались спорами»; Иорнанд же говорит: «венеты, анты и Славяне происходят от виндов».
СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО за 10 минут: все что надо знать!
Следовательно оба, только разных словами, показывают, что все эти народы были единоплеменны, и оба ни слова не говорят о недавнем приходе этих племен.
Грек Приск (писатель V в.) находит Славян уже за Дунаем. Птолемей (II в.) говорит о прибалтийских венедах или виндах.
Имя венедов упоминают и писатели I в., Плиний и Тацит.
В преданиях скандинавов и финнов винды и венеты называются ванами.(О вендах см.это).
Когда явились Славяне в Европу – на это наука не может дать положительного ответа, так же как и на вопросы: когда явились германцы, келты, пелазги; когда последние разделились на эллинов и латинян.
За исключением финнов, все коренные народы Европы принадлежат к арийскому племени. Разные ветви этого племени явились последовательно одна за другим: сначала – пелазги, потом – кельты, германцы, литовцы, Славяне.
В новое время стали высказывать предположение, что раздробление арийского племени совершилось в Европе от смешения его с разными туземными жителями.
Раз убедившись, что Славяне старожилы в Европе, не покажется уже натяжкой выводы Шафарика о существовании Славян в эпоху Геродота. Шафарик доказывал, что будины и невры, упоминаемые Геродотом в его Скифии, были Славянами.
Немецкий ученый Маннерт считал будин германским племенем.
Английский историк Грот соглашался с Шафариком. (О доказательствах Шафарика см. «Славянские древности», т. I» и «Курс средней истории», С.А.Белова, 1878).
На вендов, антов, будин, невров следует смотреть, как на предков Славян.
К Славянам же Шафарик относит и венетов, живших при Адриатическом море.
Несомненно одно, что венеты Северной Италии не принадлежали ни к латинянам, ни к германцам, ни к кельтам. Мнение о славянстве венетов получает особенную цену, если припомнить, что русская летопись первоначальные жилища Славян помещает по Дунаю, берега которого недалеки от адриатического побережья.
СлАвяне или слОвяне?
С Дуная Славяне, по преданию, вытеснены были валахами или кельтами и расселились далеко на востоке и севере.
В IX в. по Р. X. Славяне распались на следующие народности:
1) балтийские Славяне (см. это);
2) чехи – по р.р. Морава и Лаба (Эльба);
3) ляхи (поляне, куявцы, мазовшане) – между р.р. Висла, Одра (Одер) и Варта;
4) белые и красные хорваты, разделенные р. Сан;
5) панонские Савяне.
Религиозные верования и быт племени, раскинутого на таком огромном пространстве, при сходственных основных племенных чертах, были различны.
Религия 3ападных Славян довольно отчетливо рисуется в мифологии балтийских Славян (см. это).
Верования же восточных Славян и части южных представляются в таком виде: главные божества – Сварог, бог неба, и Мать сыра земля. От Сварога (Перуна) пошли сварожичи: солнце-красное, источник жизни, и огонь.
Солнцу поклонялись под разными именами: Дажь-Бог, Хорс, Волос, Купало.
От Сварога же происходил Стрибог – бог ветров.
У западных Славян была богиня Жива. В воде жили богини – русалки у русских; у сербов – вилы, горные богини.
Можно предположить, что у западных Славян злое, темное начало олицетворялось в особенном божестве, Чернобог; кроме него, представителями темных сил были: Морена, Кощей и Яга-баба.
Религиозные праздники у Славян представляли борьбу светя и тьмы, летнего солнца и зимнего холода.
Первый праздник совпадал с нынешними святками, в перелом зимы, при повороте солнца на лето. Он назывался коляда (от коло, колесо — символ солнца; другое название авсень – от какого-то божества).
Весенние праздники начинались с нынешней масленицы и кончались на пасхе. На этих праздниках пекли блины, языческое поминальное кушанье.
Весна, воскресение природы, приурочивалась впоследствии к пасхе, Воскресению Христову, и вот в радуницу поныне носят на могилы родителей блины и красные яйца. Яйцо – символ жизни, а красный цвет, напоминавший красное солнышко, д. был служить символом воскресения.
Затем следовал семик, зеленые святки.
Самый большой летний праздник был в честь Купалы (около Иванова дня) и похороны Ярилы. Оба праздника отправлялись в честь производительных сил солнца и сопровождались далеко нецеломудренными обрядами.
Кроме общеплеменных, у каждого рода были свои домашние боги – Домовой, Род, Рожаница, Щур-дед.
У одних племен были храмы и жрецы, у других – только грубые болваны, без жрецов. Но у всех, кажется, приносились человеческие жертвы.
Встречаются в наших песнях, без сомнения, древние божества: Дид, Ладо; Люль или Лель означает тоже деда. Космические-ли это божества, или домашние – неизвестно.
Историк С. М. Соловьев принимает мнение, по которому в русских припевах под словом дед должно разуметь солнце. Лель, Лёля у полабских Славян – отец; Лела в древне церковном – тетка.
Названия Лад, Лада давались любовникам и молодым супругам; предполагая, что первоначально Лад значило солнце, Лада – луну. Волос, или Велес, сперва одно из наименований солнца, превратился в скотьяго бога.
Соловьев думает, что это превращение совершилось под влиянием финнов, у которых было особенное божество, величавшееся Стар-Юнкара (великий господин); он имел власть над всеми животными, но не над человеком.
По первоначальному его значению, вероятно, в «Слове о полку Игореве» певец Баян и назван Велесовым внуком.
Другие историки, принимая слово скот в смысле денег (скотница в глубокой древности – сокровищница), под словами скотий бог разумеют бог богатства. Но этому противоречит превращение Волоса в Св. Власия. Упоминаются еще божества Симаргла (иные читают Сем и Регла) и Мокош; но о них трудно сказать что-либо вероятное. Должно были это чужеземные, инородные боги.
О быте Славян летописец наш говорит: «имели свои обычаи и законы (конечно, не писаные), отцов своих и предания и свой норов» (т. е. свой характер).
За исключением полян, быт остальных восточных Славян наш летописец рисует в непривлекательном виде. О полянах он говорит, что их обычай был тих и кроток; у них были браки; они имели велико стыденье перед матерями, сестрами, снохами. Не то у древлян, радимичей, вятичей, северян. Про эти племена летописец говорит: живуще скотьскы, или же – живаху в лесе, якоже всякий зверь; ели все нечистое (недозволенное христианам); срамословили перед отцы и снохи; браков у них не были, но только игрища между селами; сходились на игрища, на плясанья и на всякия бесовской песни; умыкали себе жен, кто с которой сговорился; имели по 2, по 3 жены. Эта картина рисует ту доисторическую эпоху, когда кончалось так называемое исключительно материнское право, когда дитя принадлежало целому роду, когда у всех был один отец – родоначальник; остальные же члены рода были тетки, дядья (откуда и остался доныне в деревнях обычай называть старших себя тетушками, дядюшками).
Вместе с окончанием старого порядка настало время и начала брачных союзов, на что указывают слова летописца про названные племена, что у них были делом обыкновенным срамословие перед отцами и снохами. Конечно, отцы и снохи появились вместе с семейным началом.
1-ю эпоху гораздо определённые характеризует чешский летописец Козьма Пражский, которой говорит о Славянах, что у них не только поля и рощи были в общем владении, но общность господствовала и в браках, ибо, подобно скотам, каждую ночь вступали в новыми браки.
Профессор Бестужев-Рюмин не признает этого свидетельства, поскольку такого быта не знает история, и во всяком случае (?) он лежит вне её пределов.
Несомненно, вне её пределов, а что этот быт показывают прославления учредителей браков.
Мацеевский(«История славянских законодательств») принимает свидетельство Козьмы Пражского. Оно иначе и не могло быть. Летописец указывает на подобное же состояние и у других народов. Например, о жителях Британии он говорит: «В Британии же многие мужи с единою женой спят, по-очереди, Конечно; також-де и многие жены с единым мужем похотствуют».
Новые исследования по исторической антропологии большей частью также указывают на этот порядок или беспорядок в глубочайшей древности. Такие известия шокируют только тех людей, которые, вместе с Руссо, еще верят в золотые века времен доисторических. Переход от такого рода жизни к брачным союзам начался в городах, где умыкание девиц было затруднительно.
В городах, вероятно, начались и покупки жен; вено было ценою женщины (у татар – колым); после, с развитием и урегулированием брачного сожития, вено обратилось в приданое. Конечно, это развитие тянулось медленно.
В переходное время девушки оставались вполне свободными. Замечательно, что в преданиях Славян на пороге истории стоят девицы, а не женщины; рядом с 3 братьями, основателями Киева, стоит сестра их Лыбедь, у чехов – Любуша, у поляков – Ванда, у хорватов – Туга и Буга. Богатырши русских сказок сходятся и расходятся с богатырями по уговору.
Только в историческое время у русских выступает Ольга с характером охранительницы обычаев и (как ни странно) охранительницы высшего нравственного закона того времени, кровомщения, существовавшего почти у всех народов. Чем более дикости в человеке, тем свирепее и необузданнее его страсти. При такой необузданности, убийства были часты, и обычай кровомщения заставлял обуздывать свои дикие страсти. Убийца навлекал мщение всего рода убитого, не только на самого себя, но и на весь род свой, который тоже становился к нему во враждебные отношения.
Страх перед последствиями сдерживал убийц, конечно, до некоторой, весьма слабый степени.
В 1-м периоде брачных отношений у всех славян существовало многоженство.
В свадебных обрядах, и доныне у крестьян, сохранились следы умыкания девиц. Подле невесты садится брат или другой родственник. Дружка его спрашивает:
— «Зачем ты здесь? Она уже не твоя, а наша».
– «А если она теперь ваша, возражает родственник, то заплатите мне за её прокормление. Я одевал ее, поил, кормил».
Жених должен был уплатить вено.
В обряде погребения весьма печальную роль играла женщина: одну из жен сжигали. При многоженстве требовалось, чтоб одна из жен сопровождала мужа, как говорится, на тот свет. Думали, что женщина скорее приведет в рай.
Арабские писатели по этому случаю сообщают, что для такой дели мертвых женили на рабынях, которая, из страха подвергнуться истязаниям, соглашались добровольно собою пожертвовать. Совершались-ли похороны жен при обряде погребения зарыванием – неизвестно. Но при сожигании несомненно, что одна из жен возлагалась на костер вместе с мужем. Об этом свидетельствует арабский писатель Ибн-Фоцлан.
Он подробно описал, виденный им, гнусный обряд. Девушку каждый день поили, доводили до пьяного веселья; она, конечно, чтобы забыться, все пела и плясала. Перед самой смертью ей подали 2 чаши опьяняющего напитка. Под конец вошли к ней в палатку 6 мужчин и по-очереди прилегли к ней. При этом присутствовала старуха, которою называли ангел смерти.
По её приказанию, девушку, опьяненную, изнеможённую, клали возле её мнимого супруга; 2 мужчины держали ее за руки, двое за ноги; старуха накидывала ей веревку на шею; из оставшихся без дела мужчин, каждый брал по концу веревки. Во время обряда стучали палицами о щиты, чтобы не слышать было криков девушки, дабы не отнять у других девушек охоты следовать в могилу за господами своими. Гнусен был обряд сожигания живого человека, но сожигание мертвецов заслужило уважение арабов.
Один рус, стоявший у костра в числе зрителей, обратясь к Ибн-Фоцлану, сказал: «Вы арабы – глупы; зарываете милейших вам людей в землю, где их едят гады и черви; мы же предаем покойников огню; подует ветер, и умерший через час в раю».
Какое было у славян представление о будущей жизни – сказать в точности трудно. Несомненно, только, что дуализм славян был детский. Душу они представляли как нечто материальное. Так они предполагали, что зиму покойники спят, а летом переселяются в рощи, на берега рек.
Об основных чертах характера славян можно сказать то же, что относится почти ко всем первобытным народам и отчасти к детям. Славяне быстро переходили от проявления самой крайней доброты к жестокости. Такие смены объясняются тем, что и первобытные народы и дети управляются чувствами. Все писатели единогласно хвалят гостеприимство Славян, ласковость к иностранцам. Хвалят также и обхождение с пленниками; последних они не оставляли рабами на всю жизнь, но через известное число лет отпускали на волю.
Все Славяне питали отвращение к чужому игу.
Во время войны избегали открытых сражений.
Притворным бегством заманивали неприятеля в лес, внезапно возвращались и с разных сторон нападали на оторопевшего врага.
Изменения в строе жизни Славян начались, как и везде, от столкновения с более культурными иноземцами. Посредником в этих изменениях был, конечно, город. Первоначально города представляли не что иное, как укреплённое селение. Вследствие усобиц, у Славян были частые переселения. Переселенцы выбирали места, укрепленные самою природой, усиливали их еще более, огораживали; отсюда и слово город, огороженное место.
В таких местах, вероятно, селились наиболее сильные роды, или куда стекались члены разных родов, наиболее выдававшиеся в них, и составляли новые роды с разными нововведениями, к числу которых относилось и прекращение умыкания девиц.
О том, что в огороженных местах, городах, селились наиболее выдающиеся роды, указывает предание о Кие, Щеке и Хориве, которые засели в Киеве; Киев же давал направление делам всей Полянской земле.
Когда родовой строй стал разрушаться, вместо дида-родоначальника, отца рода, стали выбирать старшин, которые в иных местах назывались князьями. У южных Славян выборных старшин до сих пор сажают в переднем углу, под образами, чем отчасти и объясняется наше летописпное выражение «посадить князя».
Тогда сажали только не за стол, а на стол, т. е. на престол.
Древний обряд настолования кпязя сохранялся у хорутан до XIV в. На широком поле ставили круглый стол, высеченный из мрамора; на стол садился сельский староста, и к нему знатные паны приводили, в сельской одежде, избранного князя. Староста спрашивал: «Кого ведете?» – «Князя, потому ты должен уступить место». Далее староста допытывался: достоин-ли этого избранный; будет-ли охранять покой земли, защищать вдов и сирот.
По получении утвердительного ответа, староста слегка ударял нового князя и затем уступал ему место.
Князь становился на стол, давал присягу, что будет охранять землю, в знак чего махал мечом на все 4 стороны.
Так избирались и всюду племенные князья до начала Русского государства.
Был-ли князь в то же время и жрецом, – можно найти ответ в следующей сохранившейся колядной песне:
За рекою, за быстрою.
В тех местах огни горят,
Они горят великие.
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые.
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни колядушки.
В средине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Возле котла козел стоит:
Хотят козла зарезати.
Здесь ясно изображена картина готовящегося жертвоприношения, картина, свидетельствующая о её глубокой древности. Без сомнения, она принесена с юга, вероятнее всего – из древней родины Славян, с берегов Дуная (Смысл такого рода песен, несомненно, утрачен был, под влиянием христианства, не вдруг. Точно также и языческие боги медленно исчезали из памяти народа. Но кроме того многие из богов превратились в нечистую силу (домовой, русалки); так были и на Западе. Проповедники христианства не говорили, что эти боги вымысел, но что это – нечистая сила.
Других богов заменили святые: Илья – Перуна (он же у греков – Зевса, на о-ве Эгина). Даже христианские праздники приурочивались ко времени языческой празднеств; например на западе день Св. Цецилии праздновался в день языческой богини Флоры. Замечательно, что враждебные человеку боги (Кощей, Яга-баба) остались только в детской сказках.).
Среди пирующих или молящихся сидит жрец-старик, чтобы зарезать жертвенного козла. Этот старик вначале мог быть родоначальником, а потом его обязанности, конечно, исправляли старшины-князья.
Ныне Славяне обитают почти исключительно в Европе и на севере Азии, в Сибири.
Численность и размещение различных народностей Славян, в начале XIX века, показана в следующий таблице (в тыс. человек):
НАРОДНОСТИ Государства, в которых они обитаю Всего:
Россия Австро-Венгрия Германия Сербия Болгария Босния и Герцеговина Турция Восточная Румелия Черногория Румыния
Русские 71.809 3.096 15 — — — — — — 16 74.936
Поляки 5.918 2.645 — — — — — — — — 11.017
Сербы, кроаты, словены. 7 4.132 — 1.646 — 1.197 — — 160 45 7.187
Чехи, моравы, словаки,
венды 21 6.957 181 — — — — — — — 7.159
Болгары 122 30 — 3 1.334 — 1.000 574 — 24 3.067
Итого: 77.877 16.860 2.650 1.649 1.334 1.197 1.000 574 160 86 103.386
Главная народность – русские, обитающие преимущество в России (см.); кроме того они жили: в Австро-Венгрии, составляя 42% всего населения в Галиции (Восточной), 41% в Буковине и 3% в Венгрии; затем в небольшом числе – в Германии и Румынии.
За русскими по численности следуют поляки (см.).
Потом – сербы, кроаты (хорваты) и словены (южные народности).
Главная масса их обитало в Австро-Венгрии, именно: кроаты и сербы – в Далмации и Кроации-Славонии, где составляли до 90% всех жителей, в восточной части полуострова Истрия (Прибрежье) и на юго-западе Венгрии; словены – в Краине (до 93%), Штирии и Каринтии (около 1/3), Прибрежье (около 1/3) и отчасти – в Венгрии и Кроации-Славонии; затем сплошь населяли Сербию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и отчасти жили в Румынии и Боснии (главным образом – в Славяно-Сербском уезде Екатеринославской губернии).
4-е место по численности принадлежит группе: чехи, мораване, словаки, венды; из них 1-ые 3 народности обитают главным образом в Австро-Венгрии: чехи – в Богемии, составляя до 2/3 всего её населения, мораване – в Моравии (до 70%) словаки – в северо-западной Венгрии и лишь отчасти – в России (в Волынской губернии); венды живут исключительно в Германии (Восточная Пруссия).
Наконец болгары обитают большей частью в Болгарии, Турции (Восточная Румелия и Македония), на юго-западе Европейской России, в Австро-Венгрии (на юге-востоке Венгрии) и Румынии (Добруджа).
Источник: imha.ru
Как правильно писать и говорить: СлАвяне или СлОвяне?
есть 2 теории: по одной — СлОвяне — люди живущие С ЛОВА, по другой — СлАвяне — от слова СЛАВИТЬ. якобы Славяне не молились своим богам, но славили их (отсоюда и слово ПРАВОСЛАВИЕ произошло. Славянам было дано ПРАВО СЛАВИТЬ) . было бы интересно узнать ваше мнение.
Дополнен 14 лет назад
теории,приведенные мной в данном вопросе, не мной придуманы и я не утверждаю что они верны. если кто-то знает единственно верную теорию — буду рад выслушать.
Лучший ответ
Самым добросовестным источником можно считать книгу Егора Классена, где читаем по данному вопросу:
«Производящие название Славян от слова должны бы были обратить внимание на то, что Славяне и Словене суть имена нарицательные. Но первое может принадлежать одному, двум, трем или более племенам; однако же нет необходимости, по словопроизводству, чтобы оно принадлежало всем племенам без исключения. Название же Словене должно быть общим, между тем как по истории оно есть действительно частное, присвоенное себе славными» .
«Но чтобы убедиться фактически в том, что Славяне произвели это название от славы, рассмотрим несколько собственных имен славянских, принадлежащих лицам, городам и разным урочищам, в составление которых вошла слава как общее основание, около которого вертятся все действия народа; например; Брети — слав, Боле — слав, Бури — слав, Богу — слав, Влади — слав, Все — слав, Венце — слав, Вече — слав, Врати — слав, Греми — слав, Добро — слав (это был Стефан, Князь Сербский, Византийцами названный Буе — славом) , Любо — слав, Мсти — слав, Мече — слав, Миро — слав, Прими — слав, Рости — слав, Свято — слав, Сули — слав, Собе — слав, Суди — слав, Славо — мысль, Славо — мир, Уни — слав, Яро — слав, Пре — слава, Перея — славль, За — славль, Бри — славль, Яро¬славль, Рос — славль (наЛабе, ныне Росслау) . Сла — венск, Славяно-сербск, Славенское озеро, Славенские ключи, Сла — витино (село Новогородской губернии) , Славенка (улица в Новгороде) . Сюда же можно отнести и Чести — бор, Хвалисы и Хвалисское море, иными называемое Хвалынским.
Возможно ли допустить хотя бы тень сомнения в том, что все эти имена были произведены от славы? И наоборот: можно ли допустить, чтобы хотя бы одно из этих имен было произведено от слова? В первом случае каждое имя выражает особое отношение славы к житейскому быту, а во втором все эти имена означали бы бессмыслицу» .
«Но спросим еще: у какого народа, кроме Греков, есть имена Ж Веры, Надежды, Любови или Осмомысла (мыслящего за семерых или имеющего на каждое дело восемь мыслей) , Всемысла (мыслящего обо всем) , Премысла (перемысливающего все) (Чешский Князь, 750), свидетельствующие вместе с прочими именами, что Славяне глубоко рассуждали о всех фазах жизни человеческой, о всех изгибах души и сердца; что они были гостеприимны и миролюбивы, но храбры и отважны, любили славу и похвальбу, чтили душевные достоинства, преданы были вере, но вместе с тем были и властолюбивы.
На что нам тут сказания разных историков о характере и духе славянских племен; все это ясно видно из имен славянских, дышащих высокою, разумною жизнью. »
Источник: «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и СЛАВЯНО-РУССОВ до рюриковского времени в особенности с легким очерком Истории Руссов до Рождества Христова»
Источник: otvet.mail.ru
Как получились slave и Slav
О происхождении слов со значением “раб” в романских языках я уже писал.
Теперь рассмотрим происхождение этих слов в германских языках. Под такими языками будем иметь ввиду немецкий, английский, голландский, датский, шведский, норвежский и исландский.
Версия происхождения там как и следовало ожидать излагается одна и та же.
Какие же слова были раньше в этих языках для передачи данного понятия? Прежде всего knecht, bond, threll с некоторыми конечно отличиями. Knecht связан с понятиями теснить, сжимать, bond в словарях это еще и цепь, связать, threll это приблизительно ловить, хватать.
Кнехт в русском языке термин обозначающий устройство для закрепления канатов, bond есть в слове бандаж, threll используется как трал.
Из немецких источников на эту тему можно сослаться на Deutsches Worterbuch братьев Гримм, классический такой словарь.
Там написано что в некоторый период формирования письменного немецкого языка часто использовалась латынь.
Естественно что в период латыни в письменных источниках использовались слова Sclavus и подобные. Некоторые полагают что вот тогда и определилась ассоциация Sclavus- раб. Но в документах собственно что: освободили Sclavus, передали Sclavus, продали Sclavus — это ничего не значит, очевидно то, что именно людей этноса Sclavus освободили, передали и продали, а не рабов вообще.
Отдельно можно упомянуть Библию Лютера начала 16 века. В соответствии со своими убеждениями Мартин Лютер стремился перевести Библию максимально точно, он даже не использовал как оригинал классическую латинскую Вульгату, а переводил с текстов на греческом языке. Слова для перевода он выбирал самые обиходные, наиболее понятные народу. И там нет никаких sklave или подобных, а надо отметить что в Библии немало упоминаний о рабах и рабстве, книга же древняя, а тогда рабство было повседневным и привычным явлением. Так вот, в Библии Лютера наиболее часто используется knecht для обозначения раба, очевидно это слово и было в тот период в широком употреблении для данных целей.
Вернемся снова к словарю. Там уточняют что современному sklave предшествовали такие слова как sglaff, schglaff, gslaff.. Похожее слово schlaff и сейчас есть в немецком языке.
Эти слова вполне можно считать происходящими из собственных корней со значением безвольный, слабый, древнеиндийское arbhas – «слабый» считается одним из предшественников слова раб, русское слово “холоп” тоже по словарю Фасмера предположительно происходит от значения “слабый”.
Например такое слово в стихах старинного немецкого поэта Ганса Сакса (1588 год)
. inn das vierzehest jar als ein elender knecht und sglaff.
У слов sglaff, schglaff есть сходство с подобными голландскими и скандинавскими словами.
По этой теме работал российский исследователь 19 века — протоиерей Стефан Карпович Сабинин (1789-1863), православный библеист и историк. Окончил духовную академию в Санкт-Петербурге (1821), где затем в течение года преподавал немецкий язык. В 1823 г. Сабинин был рукоположен в иереи и направлен за границу.
Служил в посольской церкви Копенгагена . Одна из его работ данного периода грамматика исландского языка. В 1837 году он излагал результаты этимологических исследований по данной теме: «… в скандинавских диалектах slav, slaf, slaven, slafen, множ. Slaverne, slavene, slaferne, slafene, что значит слабые, подчиненные, подручные …». Разумеется при этом он исходил из того, что эти слова местного происхождения. Этим же значениям соответствует и голландское слово slaaf.
Во всех этих языках было несколько слов для передaчи этого понятия а основное из них выбрали примерно в 18 веке.
Дальше он пишет что не из этих ли слов произошло название славяне, но это уж никак не может быть потому что эти слова конечно намного старше.
В этом ряду слов вполне может быть и старославянский “хлап”- холоп.
Позже в немецком языке были и другие варианты: schlafe, schlave.
Эти слова объясняют влиянием итальянского sсhiave . Возможно произошло переосмысливание слова потому что немецкое klauen схожеe по смыслу с итальянским глаголом chiare.
В немецком языке sklave как основное и в этом написании установилось только во второй половине 18 века. Пример в стихах Шиллера со словом sklave:
aufgerichtet wandle hier der sklave, seiner feszeln glucklich unbewuszt,
selbst die rachende Erinne schlafe friedlich in des sunders brust.
Царство Тьмы.(1795 год)
Далее это стихотворение известно как Идеал и Жизнь и там уже использовалось слово Sklavensinn — раболепие. Известно, что Шиллер много писал на античную тему, ему было естественно вставить слово из античных языков. Вроде бы как казалось, что похожее древнегреческое слово будет правильным вариантом. Особенно с учетом, что нужное немецкое слово надо выбирать из диалектов.
Диалектные слова выглядят ниже уровнем, деревенщина такая. Так вот слова вкладывают в язык, а потом кажется что они туда сами собой попали, естественным путем. Но ничего подобного не было.
Теперь английское slave. Считается что оно произошло от французского esclave. Действительно в 15 веке французский язык в Англии использовался довольно широко в аристократических кругах и некоторое время был вполне официальным языком наряду с латинским. Для этого периода известно немного написанного на английском, и там использовалось именно французское esclaue с соответствующим смыслом, а в середине 16 века уже широко используется slaue , с 1602 года уже современное слово slave . Но этот вариант происхождения всего лишь версия ничем конкретным не подкрепленная. То что это слово получилось из более привычной германско-скандинавской среды совсем не исключается.
Итак, голландские и скандинавские слова для обозначения раба происходят из собственных корней, английское slave наиболее вероятно происходит из этого же ряда. Что же касается немецкого слова sklave то тут возможно и итальянское влияние, но в основе все же собственное слово schlaff или подобное.
Со словом Slav или Slaw тоже не просто. Как будет правильнее славяне или словяне ?
По этому поводу у самих славян нет единства. Поляки, чехи, словаки, словенцы, македонцы, сербы пишут это слово через о, болгары, хорваты, боснийцы, русские через а. В русском языке так получилось потому что тот язык, который сейчас называют церковно-славянским раньше назывался славенским, так как за его основу брался болгарский язык. Так было удобнее переложить богослужебные книги уже переведенные на болгарский с греческого.
В русском языке для названия собственно языка было выражение “ словенский язык” и как общее “славяне” для языковой группы определилось только к 19 веку по решению ученых.
В толкованиях слова Slave иногда ссылаются на Павла Шафарика как первого слависта. Так вот его главная книга изданная в середине 19 века называлась в оригинале Slovanske starozitnosti, потому что он словак. В общем сами себя называть славянами могли бы только некоторые хорваты, боснийцы и болгары.
Полабцы частью ближе к полякам, частью к чехам и славянами бы себя называть не стали.
Вендами их немцы называли, в Deutsches Worterbuch упоминают еще и вандалов.
А ведь именно они и могли бы быть захвачены в походах 13 века Карла Гроссе.
Скандинавцы узнали о славянах, как о названных так, еще позднее. В сагах записанных в 13 веке ничего о таких не сказано. Зато они издавна знают вендов. Венды и англичанам давно известны, например в Саге о Беовульфе упоминается вендский король.
Slav это больше из латыни. Сначала Sclaverum, потом Slavorum и дальше было настойчивое применение этих слов к тем или другим славянским народам примерно с 12-13 веков.
В основном этот процесс завершается в 19 веке и получается однотипный текст в разных словарях и энциклопедиях. И слово slave как бы случайно стало обозначать и славянина и раба.
Источник: proza.ru
Словяне или славяне как правильно
Ты реально тормозишь, честно) Люди, писавшие историю, писали на основании принятых в языке норм! Меня хоть не учи. Я и историю и рус язык идеально знаю.
если знаешь то от куда произошло слово немцы?
Исторически раньше всех иностранцев и чужеземцев так называли, это на старославянском такое слово было
так вот исходя из этого словяне называли так друг друга потому что понимали речь. чо то мы себя славными не называем потому что как минимум это не правильно у нас же демократия и равенство))))
Не буду я спорить с Вами, но правильно «славяне», хоть и исходит от «слово», Вы правы. Но поавильная форма через А
Источник: sprashivalka.com