Может, советские военачальники нерешительно использовали авиацию, «берегли» её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия — за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР — 3 808 136 вылетов!
Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о «лапотном Ваньке», который, дескать, туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с «цивилизованными арийцами» — ибо военная авиация — это всегда, и тогда и сейчас, техническая элита армии. И боевой пилот — это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки — сам самолёт это копейки…
Однако и по потерям «материальной части» СССР тоже не на первом месте:
В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:
- ВВС Германии: 85 650 самолётов;
- ВВС Японии: 49 485 самолётов;
- ВВС СССР: 47 844 самолёта;
- ВВС США: 41 575 самолётов;
- ВВС Британии: 15 175 самолётов.
(количество потерянных машин намного меньшее, чем количество убитых пилотов у англичан объясняется тем, что, например, у английского бомбардировщика «Ланкастер» экипаж составлял 7 человек, а воевали, в основном, у англичан именно стратегические тяжёлые бомбардировщики)
Их боялись в небе! Лучшие лётчики-асы Второй мировой войны
Да, СССР потерял больше всех самолётов из стран антигитлеровской коалиции, но меньше, чем любая из стран-противников.
Источник: alternathistory.com
Советская авиация понесла наименьшие потери во Второй мировой войне из всех воюющих держав
Судя по дошедшим до меня сведениям, сравнительно большое число погибших германских и японских лётчиков в значительной степени объясняется ставкой руководства этих стран на сравнительно небольшие — но очень хорошо подготовленные — вооружённые силы: пропускной способности системы подготовки не хватало на своевременное восполнение боевых потерь, и когда довоенные запасы высококвалифицированных бойцов исчерпались, пришлось бросать в бой малообученных, да ещё и не имеющих опытного прикрытия для доучивания в процессе собственно боевых действий. Впрочем, нижеприведенная разница всё равно столь велика, что для её объяснения вряд ли хватит одной этой причины.
Наткнулся тут в Сети на интересные данные, сопоставляющие потери ВВС всех стран — участников Второй мировой войны. Интересно получается: авиация СССР понесла наименьшие потери из всех воюющих стран, причём действительно ВСЕХ — как стран антихитлеровской коалиции, так и «держав Оси».
На первом месте — Япония: 60 750 убитых пилотов (ну, это понятно: «камикадзе», традиции чести и т.д.).
Потери во Второй мировой войне
На втором месте — Германия: 57 137 убитых пилотов.
На третьем месте — Англия: 56 821 убитый пилот.
На четвёртом месте — США: 40 061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте — СССР: 34 500 убитых пилотов.
Потери даже меньше, чем у США! Почему?
Может, советские военачальники нерешительно использовали авиацию, «берегли» её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия: за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР — 3 808 136 вылетов!
Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о «лапотном Ваньке» (он, дескать, слишком туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с «цивилизованными арийцами»), ибо военная авиация — это всегда (и тогда, и сейчас) техническая элита армии. И боевой пилот — это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное — сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки сам самолёт — это копейки…
Однако и по потерям «материальной части» СССР тоже не на первом месте, а на предпоследнем. В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:
1. ВВС Германии: 85 650 самолётов;
2. ВВС Японии: 49 485 самолётов;
3. ВВС США: 41 575 самолётов;
4. ВВС СССР: 38 409 самолётов;
5. ВВС Британии: 15 175 самолётов (количество потерянных машин намного меньшее, чем количество убитых пилотов, у англичан объясняется тем, что, например, у английского бомбардировщика «Ланкастер» экипаж составлял 7 человек, а воевали у англичан в основном именно стратегические тяжёлые бомбардировщики).
Да, СССР по количеству потерянных машин оказывается на втором месте после Великобритании. Обойдя по этому параметру даже США.
Основные потери авиации СССР были в первый год войны. Объясняется это очень просто — авиацию при быстром захвате территорий просто не успевали переводить в тыл.
Самолёт ИЛ-2 немцы называли «чёрной смертью» не случайно — бронированный штурмовик мог летать почти на бреющем и уничтожать противника.
А такого фронтового бомбардировщика как ТУ-2 ни у кого в мире не было даже близко. В 1941 году из Омска в Москву был отправлен на ремонт своим ходом самолёт с неисправным двигателем, который был просто выключен. И это при том, что скорость ТУ-2 была практически такая же как у истребителей, а бомбовая нагрузка практически такая же как и у «Ланкастера».
С пилотами дело обстояло хуже.
Массовая подготовка пилотов снижала качество их обучения. У немцев 20% пилотов погибало во время обучения, в СССР практически обучали без потерь. Потери среди курсантов не являются боевыми потерями. Но на фронте это безопасное качество обучения сказывалось не лучшим образом.
Молодые были ведомыми поскольку сами ещё не могли планировать скоротечный воздушный бой, а значит прикрывали собой хвост ведущего. Оставшиеся в живых ведомые через полгода уже сами становились ведущими. Схема обучения очень жёсткая, но не жестокая. Ведомого допускали к полётам только после дообучения его в ближнем тылу в качестве ведомого. Это война и такая схема оправдана как наиболее щадящая состав.
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку «Новая запись». И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку «Отправить в . «.
Источник: cycyron.livejournal.com
vikond65
Недавно, просматривая архив Военно-исторического форума, наткнулся на весьма любопытную табличку, в которой отражены (по немецким данным) поквартальные потери истребителей Люфтваффе на Восточном и Западном фронтах Второй мировой войны. При этом к Западному фронту отнесены все театры военных действий, где против немцев воевали не советские, а англо-американские ВВС, то есть, Западная Европа, Атлантика, Балканы, Северная Африка и Средиземноморье.
Я решил, так сказать, для широты кругозора, перепостить эту таблицу, дополнив ее итоговыми значениями, а также — еще одной табличкой с потерями советской истребительной авиации по годам войны, взятыми из известного справочника Кривошеева. В справочнике они округлены до сотен, но на общую картину это не влияет. А картина, прямо скажем, получается не очень оптимистичная.
Итак, сперва — «немецкая» таблица. В первой колонке показаны потери на западных фронтах, во второй — на Восточном, в третьей — общий итог. Потери за 1945 год не учтены, поскольку из-за «схождения» фронтов в этот период одни и те же немецкие истребительные части воевали как против советских, так и против англо-американских ВВС, а потому зачастую невозможно было определить, кем нанесен урон. Потери за период с 22 по 30 июня 1941 года на советско-германском фронте приплюсованы к данным за 3-й квартал.
3 квартал 312 794 1106
4 квартал 191 301 492
ВСЕГО 503 1095 1598
1 квартал 268 317 585
2 квартал 562 558 1120
3 квартал 592 676 1268
4 квартал 499 298 797
ВСЕГО 1921 1849 3770
1 квартал 967 343 1310
2 квартал 1612 565 2177
3 квартал 2173 673 2846
4 квартал 1619 335 1954
ВСЕГО 6371 1916 8287
1 квартал 2700 391 3091
2 квартал 3569 511 4080
3 квартал 4231 705 4936
4 квартал 3560 496 4056
ВСЕГО 14060 2103 16163
ИТОГ 22855 6963 29818
Далее — соотношение советских и немецких потерь истребителей по годам, поскольку поквартальной разбивки в кривошеевском справочнике нет. В первой колонке — немецкие потери, во второй — наши, а в третьей — пропорции. Любопытно, что наиболее выгодное для нас соотношение потерь было в 1942 году.
1941 1095 9600 1/8,8
1942 1849 7000 1/3,8
1943 1916 11700 1/6,1
1944 2103 12700 1/6,0
ИТОГ 6963 41000 1/5,9
промо vikond65 май 18, 11:55 65
Информация об этом журнале
- Цена размещения 50 жетонов
- Социальный капитал 15 687
- В друзьях у
- Длительность 8 часов
- Минимальная ставка 50 жетонов
- Посмотреть все предложения по Промо
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
- 139 comments
- —
- Leave a comment
June 12th, 2016 , 02:32 pm
Если вы вставите сюда количество самолетов и количество боевых вылетов, будет еще удивительнее.
Горькая .
June 12th, 2016 , 02:34 pm
. правда, чо уж. Надо ее проговаривать, а не замалчивать а тем более — искажать . Из песни слов не выкинешь.
June 12th, 2016 , 02:42 pm
В конечном итоге-то всё равно ВВС СССР потеряли меньше всех пилотов из всех воевавших во Второй Мировой стран. Даже меньше американцев: http://von-hoffmann.livejournal.com/53246.html
June 12th, 2016 , 03:11 pm
Во-первых, не пилотов, а членов экипажей.
Во-вторых, из какого источника взята цифра 34500?
Согласно тому же справочнику под редакцией Кривошеева (табл. 168) безвозвратные потери советских ВВС, то есть, убитые и пропавшие без вести, только среди офицеров составляли 39100 человек.
А вот тут:
http://www.airpages.ru/dc/hist_3.shtml
написано, что безвозвратные потери летного состава ВВС КА с 1941 по 1945 г. составили 48158 человек, в том числе 28193 летчика (пилота).
June 12th, 2016 , 02:49 pm
>ИТОГ 22855 6963 29818
Мессершмитт Bf.109 произведено 34 852
Фокке-Вульф Fw 190 произведено 20 051
Смотрим в Кривошеева
Наличие, поступление и потери вооружения и техники (по годам войны)
Истребители (тыс. шт.)
Потери 46,8/20,7
4. В графах «Потери» учтены боевые и небоевые потери вместе, т.к. удельный вес небоевых потерь незначителен, кроме авиации. Ее потери даны: в числителе общие, а в знаменателе — боевые
Какая-то негодная бухгалтерия выходит.
June 12th, 2016 , 03:23 pm
А в чем Вы видите противоречие?
June 12th, 2016 , 03:04 pm
Все ж таки не могу молчать! (c)
Таблички бьются напрямую с одним единственным параметром: количеством самолетов на фронте. Больше самолетов == больше потерь. Меньше самолетов == меньше потерь. Дело в том, что сбивали самолеты не только вражеские асы, но и зенитчики, и пехота. Ну, и сами гробились — у Кривошеева, кстати, общие потери или боевые? Больше похожи на общие.
Так что соотношение потерь говорит только, что немецких самолетов на Вост.фронте было мало, и с каждым годом все меньше и меньше (в процентах).
Поэтому такое «благоприятное» соотношение в 1942, когда у нас довоенная авиация уже закончилась, а военная еще не начиналась толком.
Чтобы проверить эффективность действий пилотов и сравнить реальные, а не табличные характеристики самолетов, нужно учитывать, как минимум:
— не количество самолетов, а количесвто самолетовылетов (если мессер мог и по шесть раз за день слетать, то у наших и три, емнип, считалось чем-то запредельным, но во всех табличках мессер будет фигурировать за единицу, а наши — за двоих-троих, хотя суточный налет примерно равен)
— тактику действий авиации (немцы гонялись за счетом, а нашим в первые годы прямо запрещали вступать в бой и нацеливали на поддержку пехоты)
— отделить мух от котлет, разобраться с боевыми/небоевыми потерями и методикой их учета (не знаю за авиацию, а в танках немцы отчитывались о потере, только если танк не возвращался в строй в ближайшее время; наши рембазы такой эффективностью похвастать не могли, в потери шло вообще все).
Источник: vikond65.livejournal.com
СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ ПОНЕСЛА НАИМЕНЬШИЕ ПОТЕРИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ ИЗ ВСЕХ ВОЮЮЩИХ СТОРОН.
Наткнулся тут в Сети на интересные данные, сопоставляющие потери ВВС всех стран — участников Второй мировой войны. Интересно, получается, авиация СССР понесла наименьшие потери из всех воюющих стран, причём действительно ВСЕХ, в том числе и стран антигитлеровской коалиции.
А данные такие:
На первом месте — Япония: 60,750 убитых пилотов (ну, это понятно, «камикадзе», традиции чести и т.д.)
На втором месте — Германия: 57.137 убитых пилотов.
На третьем месте — Англия: 56.821 убитый пилот.
На четвёртом месте — США: 40,061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте — СССР: 34.500 убитых пилотов.
Потери даже меньше, чем у США! Почему?
Может советские военачальники нерешительно использовали авиацию, «берегли» её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия — за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР — 3 808 136 вылетов!
Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о «лапотном Ваньке», который, дескать, туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с «цивилизованными арийцами» — ибо военная авиация — это всегда, тогда и сейчас, техническая элита армии. И боевой пилот — это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки — сам самолёт это копейки…
Однако и по потерям «материальной части» СССР тоже не на первом месте, а на предпоследнем:
В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:
1. ВВС Германии: 85.650 самолётов;
2. ВВС Японии: 49.485 самолётов;
3. ВВС СССР: 43.100 самолётов;
4. ВВС США: 41,575 самолётов;
5. ВВС Британии: 15.175 самолётов.
Количество потерянных машин намного меньшее, чем количество убитых пилотов у англичан объясняется тем, что, например, у английского бомбардировщика «Ланкастер» экипаж составлял 7 человек, а воевали, в основном, у англичан именно стратегические тяжёлые бомбардировщики .
Как показывает простая аналитика, СССР воевал и побеждал не количеством, а умением. источник-1
Источник: artyushenkooleg.ru
Для летчиков война была неприятной рутиной, перемежающейся моментами полного ужаса, которая слишком часто заканчивалась гибелью
Решающим театром войны Второй мировой стал Восточный фронт. В ожесточенных сражениях погибли десятки миллионов военных и мирных жителей. Для летчиков война была неприятной рутиной, перемежающейся моментами полного ужаса, пишет в книге «Война над степями» Э. Р. Хутон, подробно рассказывая о быте советских летчиков в тот период.
Решающим театром Второй мировой войны в Европе стал Восточный фронт. Катастрофическим приказом немецкого премьера Адольфа Гитлера вторгнуться в гигантский Советский Союз в 1941 году нацистская Германия ввязалась в кровопролитный конфликт, который так и не смогла выиграть.
И пока Германия истекала кровью в заваленных обломками городах и бесконечных степях России, западные союзники — Великобритания и США — собирали свои силы для контрнаступления. К 1944 Германия оказалась под ударом с трех сторон.
На пике боев в 1943 году немцы разместили на Восточном фронте около 3,9 миллиона солдат. Советы — 6,7 миллионов. Погибли десятки миллионов военных и мирных жителей.
Бои в воздухе были не менее жестокими. Это — тема книги историка Э. Р. Хутона (E. R. Hooton) «Война над степями».
Пользуясь первоисточниками с обеих сторон, Хутон выписывает канву воздушной войны на востоке, то и дело приближая масштаб, чтобы остановиться на отдельных летчиках и командирах и придать человеческое лицо титанической воздушной борьбе.
Немецкие войска вторглись летом 1941 года и к ноябрю оказались на подступах к Москве. Следующие три с половиной года немцы медленно отступали, но за каждый сданный километр наносили ужасные потери.
О масштабах боевых действий дает представление аэрофотосъемка. По словам Хутона, с 7 декабря 1941 года по 8 апреля 1942 года Люфтваффе потеряли на востоке 859 самолетов. Еще 636 получили повреждения. На 30 марта 1942 года немецкие эскадрильи располагали 1 766 самолетами, в том числе высококачественными истребителями «Мессершмитт» Bf 109G, пикирующими бомбардировщиками «Юнкер» с Ju 87 и штурмовиками «Хеншель» Hs 129.
Во втором квартале 1942 года немецкие самолеты «выпили» 388 000 тонн топлива — на 55 000 тонн больше, чем Германия произвела за те три месяца, поэтому запасы Берлина истощились. Отсутствие у нацистов нефтяных ресурсов окажется едва ли не главной их слабостью. В 1944 году Германия произвела 40 329 новых самолетов — почти столько же, сколько Советский Союз (41 136), но топлива для заправки немецких баков не хватало.
Однако «голые» цифры об объемах советской промышленной продукции таили в себе фундаментальные проблемы. По словам Хутона, СССР построил множество самолетов — но по качеству они уступали немецким.
«Сомнительное качество российских самолетов наглядно проявилось 3 июня 1943 года, когда с истребителей Як-9 c завода 153 в Новосибирске начала слезать обшивка — вскоре та же участь постигла Як-3 и Як-7, а также Ил-2 завода 30 в Москве», — пишет Хутон. «Причиной неисправности стала несанкционированная модификация камуфляжной краски — она реагировала на клей, и некачественная древесина в крыльях под нагрузкой расслаивалась».
На 1 июля 1943 года советская авиация на Восточном фронте насчитывала 8 491 самолет. Воздушные соединения второй линии располагали дополнительными 2 662 самолетами. Но организационные недостатки советской системы обучения и тяжелые потери от рук асов Люфтваффе привели к тому, что экипажи насчитывали всего 5 732 человека — то есть летчиков было вдвое меньше, чем самолетов.
Таким образом, немецким эскадрильям из более совершенных, но недозаправленных самолетов противостояли более крупные советские части, где отчаянно не хватало обученных экипажей. В ходе миллионов боевых вылетов за четыре года были уничтожены десятки тысяч самолетов. Погибли десятки тысяч экипажей.
Для летчиков война была неприятной рутиной, перемежающейся моментами полного ужаса, — которая слишком часто заканчивалась гибелью. Хутон описывает увлекательные подробности быта советских летчиков.
«Экипажи размещались в деревенских избах на расстоянии до 10 км от аэродрома, спали на нарах или на соломенных матрасах и часто делились пайком с хозяевами. Наземные бригады жили в задымленных землянках с самодельными печами и спали в мешках».
«Все вставали до рассвета, умывались и чистили зубы пальцем, при этом летчики обычно не брились, а потом шли в столовую завтракать чаем или кофе, булочками или черным хлебом, иногда с колбасой, и отправлялись на аэродром».
Летчики проверяли самолеты, чтобы убедиться, что необученные и вечно голодные бригады техобслуживания ничего не пропустили. После инструктажа взлетали. Если они выживали, наградой по возвращении на базу становился быстрый обед — за которым запросто могло последовать еще задание.
Ужин оставшихся в живых ждал сравнительно щедрый. Общий дневной рацион экипажей составлял 3 450 калорий в день — полкилограмма мяса, по 100 граммов сахара и масла, две миски каши или картофельного пюре.
Для сравнения наземные бригады получали всего 2 954 калории — для русской зимы этого недостаточно. «Летчики часто отдавали им остатки, хотя официально это не одобрялось, — пишет Хутон. — Бригады поддержки нередко голодали».
Курево было чуть ли не важнее еды. «Летчики получали по 30 пачек папирос в месяц и часто делились с наземными экипажами. У разных званий были свои марки: командиры полков курили «Казбек», летчики — «Белое море», а аэродромные команды — «Простые».
Процветали суеверия. Перед заданием не брились и не фотографировались. И упаси вас бог заняться сексом с женщиной из механиков! Мылись редко, иногда даже раз в месяц. Туалеты были ямами в земле.
«В нелетную погоду играли в карты, шашки, домино или шахматы, хотя в некоторых полках, например, в Первом гвардейском, карты были запрещены. Заводили патефон или слушали живую музыку, потому что в каждом полку был хороший аккордеонист, или танцевали с полковыми девушками. Вечерами разговаривали и писали домой, а затем ложились спать».
А потом просыпаешься — и снова одно и то же, пока авария или немецкий ас не положит конец грязному, голодному и жуткому существованию в величайшей воздушной войне в истории.
Источник: inosmi.ru