Цвета спектра, начинаясь с красного и проходя через оттенки противоположные, контрастные красному (зеленый, циан), затем переходят в фиолетовый цвет, снова приближающийся к красному. Близость видимого восприятия фиолетового и красного цветов связана с тем, что частоты, соответствующие фиолетовому спектру, приближаются к частотам, превышающим частоты красного ровно в два раза. Но сами эти последние указанные частоты находятся уже вне видимого спектра. Поэтому мы не видим перехода от фиолетового снова к красному цвету, как это происходит в цветовом круге, в который включены неспектральные цвета и где присутствует переход между красным и фиолетовым через пурпурные оттенки.
Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти первоосновы всего на свете, анализируя явления природы, все разложить на элементы, привело к выделению основных цветов. Основные и дополнительные цвета обычно иллюстрируют с помощью цветового круга (рис. 7.3).
ЦВЕТА И ОТТЕНКИ. ТЫ НЕ ПОВЕРИШЬ: СКОЛЬКО ИХ? КАК КЛАССИФИЦИРОВАТЬ?
Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Дополнительными цветами (взаимодополнительными или противоположными) называют пары цветов,
Рис. 7.3. Цветовой круг
оптическое смешение которых приводит к получению ахроматического цвета (белого, серого или черного). В RGB триаде [1] основных цветов «красный – зеленый – синий» дополнительными являются соответственно «циан – пурпурный – желтый». То есть основные и дополнительные цвета в RGB выглядят следующим образом:
- • красный цвет и циан (англ. red – cyan) (циан – сине-зеленый цвет);
- • зеленый цвет и пурпурный (англ. green – magenta) (пурпурный или маджента – между малиновым и лиловым);
- • синий и желтый цвета (англ. blue – yellow).
Излучения, составляющие дополнительные цвета, могут иметь различный спектральный состав (явление метамерии). На цветовом круге, который построен по принципу RGB, эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются.
Цвета цветового круга
В системе RGB (красный – зеленый – си– ний) цвета разделяются на 12 основных тонов: 3 основных цвета, 3 дополнительных к основным и еще 6 промежуточных тонов (табл. 7.1).
Цвета в системе RGB
Таблица 7.1
Источник: studme.org
Основные цвета и их особенности
Несмотря на то, что большинство людей видят тысячи разных цветов, на самом деле большинство из них являются комбинациями трех основных цветов. Рассмотрим, что это такое, какие теории цвета существуют и и в чем заключается концепция хроматического круга.
Сложение цветов в RGB модели
Цвет — это визуальный опыт. То есть это сенсорное впечатление, которое возникает благодаря тому, что мы обладаем тремя типами хроматических рецепторов в сетчатке — конусами. Эти рецепторы реагируют на очень специфические длины волн.
Что такое основные цвета
Основные цвета — это те, которые не могут быть получены путем смешивания с другими цветами, поэтому они считаются уникальными. Тем не менее, можно смешивать их друг с другом, получая широкий спектр оттенков.
Хотя широко распространена идея о том, что три основных цвета — красный, желтый и синий, на самом деле эти три не являются подлинными чистыми основными цветами. Существуют различные хроматические модели, причисляющие к основным разные цвета.
Что общего у большинства хроматических моделей, так это то, что они защищают идею о том, что основных цвета всегда три, хотя и разные от модели к модели. Это потому, что человеческий глаз имеет трихроматическое зрение.
Эта особенность заключается в том, что в сетчатке у большинства людей есть три типа рецепторов, которые реагируют на очень специфические длины волн света.
Теории основных цветов
Существуют различные теории основных цветов, причем две из них являются наиболее влиятельными: легкие цвета, или аддитивная теория, и пигментные цвета, или субтрактивная теория.
Аддитивная теория
Светлый цвет нематериален, создается солнечным или искусственным светом. Световые цвета получают из суммы излучений разных длин волн и в разных пропорциях.
Основными цветами в аддитивной системе являются красный, зеленый и синий, составляющие модель RGB (Red, Green и Blue). Эти цвета находятся в белом свете, и их можно получить, если этот же свет разлагается призмой. В свою очередь, сочетая красный, зеленый и синий свет, мы получаем луч белого света.
Основные цвета аддитивной системы могут быть объединены в пары, давая в качестве вторичных цветов следующие:
- Красный + зеленый = желтый.
- Красный + синий = пурпурный.
- Зеленый + синий = голубой.
Точно так же отсутствие основных оттенков приводит к появлению черного цвета. Это потому, что человеческий глаз не в состоянии распознать оттенки в окружающей среде, если нет света в окружающей среде.
Поскольку есть возможность играть с оттенками, чтобы получить разные цвета, это система, которую используют приборы, которые работают через световые излучения, то есть экраны.
Субтрактивная теория
Субтрактивные основные цвета — это те, которые содержатся в пигментах и красителях — пурпурный, желтый и голубой, называемый моделью CYM (голубой, желтый и пурпурный).
Раньше считалось, что цвет является качеством объекта. Однако с достижениями в области оптики и было обнаружено, что цвет, который мы видим на объекте, обусловлен тем, какой свет отражается на нем.
В зависимости от пигмента, которым обладает объект, белый свет, падающий на него, отражается неполно. С одной стороны, некоторые лучи света будут поглощены одним и тем же объектом, в то время как другие будут отражены. Отражение — это то, что захватывает человеческий глаз, присваивая ему цвет, из которого мы видим объект.
Например, представим себе объект пурпурного цвета. Как мы уже говорили, белый свет обладает всеми цветами в нем. Этот свет, попадая на объект, частично поглощается, поглощая все цвета видимого спектра, кроме пурпурного, который отражается и является тем, что мы в конечном итоге видим.
Как и в случае со светлыми цветами, субтрактивные первичные цвета могут быть объединены, образуя вторичные цвета.
- Пурпурный + желтый = красный.
- Желтый + голубой = зеленый.
- Голубой + пурпурный = синий.
Интересно, что из комбинации субтрактивных первичных цветов мы получаем вторичные цвета, которые являются первичными в аддитивной модели. Наоборот, сочетая аддитивные первичные цвета, мы получаем, как и их вторичные, субтрактивные первичные цвета.
В отличие от цветов света, которые в сочетании приводят к лучу белого света, смешанные цвета пигмента приводят к черному цвету.
Поскольку эти цвета напрямую связаны с пигментами объекта, система субтрактивных первичных цветов используется в живописных или печатных элементах, таких как картины, баннеры, книги, цвета промышленных объектов.
Традиционные основные цвета
Первоначально считалось, что основные цвета пигмента такие же, как сегодня у нас в популярной культуре: желтый, красный и синий.
Действительно, известный немецкий философ Иоганн Вольфганг фон Гете защищал эту идею в своей книге 1810 года Zur Farbenlehre (”Теория цвета«). В этой книге он создал модель, которую мы могли бы назвать RYB, если бы она преуспела (Red, Yellow и Blue), будучи изображенными в хроматическом круге и где они соединялись, образуя другие, вторичные цвета. Эта модель будет предшественником текущей модели CYM.
Хотя эта система устарела, она по-прежнему используется в изобразительном искусстве, особенно на курсах, ориентированных на детей начальной школы.
Психологические основные цвета
Теория психологических первичных цветов была изложена Эвальдом Герингом. В нее входило до шести основных психологических цветов, сгруппированных в противоположные пары, а именно: черно-белый, красный и зеленый, желтый и синий.
Хотя в художественном искусстве эта теория не оказала большого влияния, она оказала свое влияние на изучение визуального восприятия, будучи очевидной на практике.
Например, если вы смотрите на зеленый объект, а затем отводите взгляд на белую или черную поверхность, силуэт объекта остается на сетчатке, но вы видите его противоположный цвет, который будет красным. Этот же процесс может быть повторен с объектами разных цветов, появляясь, по сути, их противоположным цветом.
Происхождение хроматического круга
Исаак Ньютон был одним из первых, кто изучил основные цвета и их производные, изложив свою теорию в своей книге Opticks: or, Treatise of the Reflexions, Refractions, Inflexions and Colours of Light (1704). В ней он утверждал, что в свете существует семь основных цветов, которые можно увидеть в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, бирюзовый, синий и фиолетовый.
В дополнение к этому описанию он внес большой вклад в оптику с созданием первого хроматического круга.
Хроматический круг, как мы его знаем сегодня, возникает из основных цветов. В этом круге основные цвета расположены в равноудаленных положениях, где смешивание двух из них приведет к возникновению вторичных цветов. Из смешивания первичного цвета с его вторичным возникает третичный цвет.
Ньютону приписывают открытие того, что цвета, которые мы воспринимаем, могут быть идентифицированы благодаря свету, как мы объясняли ранее в разделе субтрактивной теории.
Свет, попадая на объект с определенным пигментом, разрушается, отскакивая от не поглощенного света и поглощая остальные. Это тот неабсорбированный свет, который придает цвет рассматриваемому объекту.
Библиография
Newton, Isaac (1998). Opticks: or, a treatise of the reflexions, refractions, inflexions and colours of light. Also two treatises of the species and magnitude of curvilinear figures. Commentary by Nicholas Humez (Octavo ed.). Palo Alto, Calif.: Octavo.
ISBN 1-891788-04-3.
Goethe’s Theory of Colours: Translated from the German; with Notes by Charles Lock Eastlake, R.A., F.R.S. London: John Murray. 1840.
Источник: cvet-psy.ru
Почему в спектре именно семь цветов?
Потому что в музыке семь нот. Какая связь между цветовым спектром и темперированным звукорядом? Этот вопрос следует адресовать сэру Исааку Ньютону — именно его опыты в сфере оптики позволили при помощи призмы разложить белый световой луч на составляющие — а потом собрать обратно. Когда Ньютону удалось получить искусственную «радугу», он произвольно выделил основные цвета — семь, чтобы спектр соответствовал теории музыки — и зафиксировал их последовательность. Белый, чёрный и коричневый цвет, по решению Ньютона, цветами спектра не являются.
- Тишина во время снегопада обусловлена физическими свойствами снега
- Простой способ справиться с запахом пота
- 5 отшельников, живущих в экстремальных условиях
- Десятка фактов, которая объяснит, как устроен мир
- 7 неожиданных фактов о мире вокруг нас
Источник: www.factroom.ru
Ньютон обратился к исследованиям цветов
Ньютон обратился к исследованиям цветов, наблюдаемых при попытках усовершенствования телескопов. Стремясь получить линзы возможно более хорошего качества, Ньютон убедился, что главным недостатком изображений, получаемых в телескопе, является наличие окрашенных в радужные цвета краев изображений.
В 1666 году Ньютон произвел в Кембридже опыт разложения белого цвета призмой – опыт, который познакомил нас с истинной природой цвета. Через маленькое круглое отверстие в ставне окна в затемненную комнату проникал луч света, а его пути Ньютон ставил стеклянную трехгранную призму и пучок света преломлялся в призме. На экране, стоявшем за призмой, появлялась разноцветная полоса, которую Ньютон назвал «спектром» (от греческого «спектрум» — смотрю). См. рис.1
реконструкция по рисунку Ньютона.
Со времен Ньютона принято различать в спектре семь основных цветов:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Конечно, разделение спектра именно на семь цветовых зон чисто условно. В действительности, глаз различает в спектре громадное количество промежуточных оттенков, поскольку последовательность цветов спектра непрерывна, и каждый цвет переходит в соседний плавно и постепенно.
Описанное наблюдение Ньютона показывает, что лучи разного цвета по-разному преломляются призмой. Это важное заключение Ньютон проверил многими опытами. Важнейший из них состоял в определении показателя преломления лучей различного цвета, выделенных из спектра. Для этой цели в экране, на котором получается спектр, прорезалось отверстие, перемещая экран.
Можно было выпустить через отверстие узкий пучок лучей того или иного цвета. Опыты обнаружили, что такой выделенный пучок, преломляясь во второй призме, уже не растягивается в полоску. Такому пучку соответствует определенный показатель преломления, значение которого зависит от цвета выделенного пучка. Зависимость показателя преломления от цвета получила название «дисперсия цвета» (от лат. dispergo – разбрасываю).
Ньютон установил также, что можно наоборот, смешав семь цветов спектра, вновь получить белый цвет. Для этого он поместил на пути разложенного призмой цветного пучка (спектра) двояковыпуклую линзу, которая снова налагает различные цвета один на другой; сходясь, они образуют на экране белое пятно. Если же поместить перед линзой (на пути цветных лучей) узкую непрозрачную полоску, чтобы задержать какую-либо часть спектра, то пятно на экране станет цветным.
Описанные опыты показывают, что для узкого цветного пучка, выделенного из спектра, показатель преломления имеет вполне определенное значение, тогда как преломление белого света можно только очень грубо охарактеризовать одним каким-то значением. Сопоставляя подобные наблюдения, Ньютон сделал вывод, что существую простые цвета, не различающиеся при прохождении через призму, и сложные, представляющие собой совокупность простых, имеющих разные показатели преломления. В частности, белый солнечный свет есть такая совокупность цветов, которая при помощи призмы разлагается на спектральные (простые). Таким образом, в основных опытах Ньютона заключались два важных открытия:
1) свет различного цвета (длина волны) характеризуется разными показателями преломления в данном веществе (дисперсия);
2) белый цвет есть совокупность простых цветов.
В чем же состоит основное различие между цветами спектра? Ньютон утверждал, что различные цвета состоят из частиц разного размера: красные лучи – из самых больших частиц, фиолетовые – из самых маленьких. С другой стороны Томас Юнг предполагал, что цвета соответствуют волнам различной длины, при чем в красных лучах волны самые длинные, в фиолетовых – самые короткие.
Эти два объяснения представляются настолько важными, что необходимо несколько более подробно остановиться на них. В науке мы объясняем явления посредством аналогий с другими явлениями. Мы можем, поэтому, представлять себе луч света, как поток частиц, выбрасываемых источником света. Подобно пулям, выбрасываемым пулеметом.
Эти частицы чрезвычайно малы, так что они могут долгое время испускаться источником света, не вызывая в нем сколько-нибудь заметной потери веса. Они распространяются по прямым линиям, что очень простои естественно объясняет прямолинейность лучей света. Частицы отражаются зеркалом подобно тому, как резиновый мяч отскакивает от пола и бильярдный шар от борта.
Когда частицы ударяют в сетчатку глаза, они вызывают ощущение света. Этот способ объяснения световых явлений называется теорией истечения (или корпускулярной теорией). Ньютон в первой части своей «Оптики» говорит: «В этой книге я не намереваюсь объяснять свойства света гипотезами, но предполагаю только устанавливать их и проверять рассуждением и опытом».
В соответствии с этим намерением Ньютон очень осторожен в своих утверждения, свободных. Насколько это возможно, от гипотез.
Он постоянно употребляет слово «луч», мысленно представляя его себе как поток частиц, причем стекло призмы притягивает частицы луча, падающего на него, и это притяжение является причиною отклонения луча от первоначального направления; маленькие частицы притягиваются сильнее больших и испытывают. Следовательно, большее отклонение, что и является причиной образования спектра. Принимая теорию истечения, ньютон высказывал сомнения в ее верности. Он спрашивает сам себя: «Не производят ли различные лучи колебания различной частоты, которые, сообразно их частоте, вызывают ощущения различных цветов, подобно тому, как колебания воздуха вызывают ощущения различных звуков, соответствующих их частоте?» Ньютон в этом вопросе не становится на точку зрения чистой волновой теории, но предполагает компромисс – соединение теории истечения и волновой: «Световые корпускулы, ударяясь о вещество, вызывают в нем волны».
Немного великих открытий пользовались таким почетом и были оценены их современниками в такой степени, как открытия Ньютона. Когда в 1727 году в возрасте 84 лет
он скончался – он с величайшими почестями был похоронен в Вестминстерском аббатстве. В течение последних 20 лет его жизни в огромном кругу учеников и почитателей он считался непогрешимым авторитетом, и его воззрения на свет получили чрезвычайно широкое распространение.
На рубеже 19 века Томас Юнг установил принцип интерференции света, согласно которому можно, сложив свет со светом, получить темноту, то есть взаимно погасить свет. Юнг исследовал различные приложения принципа интерференции и пришел к заключению, что свет должен распространяться волновым движением.
Объяснить полосы интерференции с точки зрения истечения оказалось совершенно невозможным. Он вычислил также среднюю длину волны света различных цветов. Его результаты даны в следующей таблице. Они представляют интерес, как первые определения длины световых волн, которые когда-либо были сделаны. Следует отметить, что его цифры вполне пригодны и для современного употребления:
Длина волны в см.
Граница видимого спектра
Источник: studfile.net
Сколько базовых цветов существует?
Базовыми цветами называют такие цвета, путем смешивания которых получаются все остальные.
К базовым цветам относятся всего три цвета: синий, красный и желтый. Смешивая их, мы получаем все остальные цвета.
Вот спектр цветов, который видит человек.
физиологически человек воспринимает три цвета, так как в рецепторах сетчатки глаза находятся фотоопсины только трех видов.
Еще один пример: матрица монитора каждого компьютера состоит опять же из субпикселей только трех цветов.
Цвета обладают следующими характеристиками: тон, свет, насыщенность.
Кроме того, цвета можно разделить на холодные и теплые. К холодным цветам относятся синий, зеленый, а к теплым — желтый, оранжевый.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
ВасВа с [24.4K]
7 лет назад
«Зри в корень» — говорил Козьма Прутков.
А корень — как раз в зрении.
Сетчатка глаза человека имеет два типа фоторецепторов: «палочки» и «колбочки». Называют их так из-за формы светочувствительных клеток. Дык ежели «палочки» отвечают за зрение вообще, т.е., есть свет — нет света, то «колбочки» как раз и «занимаются» различием цветов. Чувствительность «колбочек» гораздо ниже, чем «палочек», поэтому при низкой освещённости (сумерки например) человек перестаёт различать цвета, и все кошки становятся серыми.
И вот как раз колбочек есть РОВНО три типа:
Отсюда однозначный вывод: базовых цветов есть три. Кто бы что ни мнил о технике, о фотографии, о телевидение.
Я знаю (и не одного) человека, который(е) радугу видят в две полосы: что-то там жёлто-красное и что-то там сине-зелёное («цвета» ихненские я с большой натяжкой попытался привести к боль-мень понятному для нас видению). Я также знаю одного человека, который в радуге видит «всего лишь» 57 (пятьдесят семь!) оттенков — человек «кушает хлеб» как эксперт средневековой живописи. Но и у тех, и у других в сетчатке всего три типа цветовых рецепторов, сиречь «колбочек».
Иже мняше кто, что его сетчатке Бог дал (ну, или эволюция — ежели сторонники Дарвиновской теории. ) больше цветовых рецепторов — немедленно бегите! В комитет по Нобелевским премиям. Миллион на дороге не валяется.
Источник: www.bolshoyvopros.ru