Сколько основных танковых заводов СССР в 1945

Как Челябинск в годы войны был центром танковой промышленности СССР

Производство танков в годы Великой Отечественной войны было важнейшей частью оборонной промышленности СССР. Через несколько месяцев после начала войны для этой отрасли был создан профильный народный комиссариат. Располагался он в городе, давшем фронту каждый пятый танк,— в Челябинске. Имена руководителей наркомата — Вячеслава Малышева и Исаака Зальцмана — стали одними из главных в истории Южного Урала военных лет.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Артур Якушко

Решение о создании Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП) на базе наркомата среднего машиностроения было принято в сентябре 1941 года. В начале войны Советский Союз потерял много танков, и руководство страны ставило задачу укрепить и модернизировать выпуск боевых машин. У других отраслей военной промышленности уже были свои народные комиссариаты, в частности у авиации.

Количество танков СССР 1940-1945 годов (В цифрах)

В состав новой структуры вошли действовавшие танковые, дизельные и броневые заводы СССР. Среди них был Кировский завод НКТП, созданный на базе Челябинского тракторного завода и эвакуированных в областной центр производств из Ленинграда, Харькова, Сталинграда, Москвы. Все эти предприятия оказались в зоне досягаемости вражеской авиации, а значит, производство стратегически важных для страны боевых машин было под угрозой, поэтому было решено перебросить их за Уральский хребет.

Комбинат, появившийся благодаря объединению этих предприятий, и сам Челябинск неофициально называли Танкоградом. За все время войны он дал фронту 18 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 48,5 тыс. танковых дизельмоторов, 17,7 млн заготовок боеприпасов.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Здание универмага «Детский мир», где располагался Наркомат танкопрома

Фото: Артур Якушко

Первый нарком

Здание на проспекте Ленина (тогда это была улица Спартака), где в годы войны располагался Народный комиссариат танковой промышленности, находится в центре города, и в Челябинске его знают все. С 60-х годов здесь работает универмаг «Детский мир». Проектировали и строили это здание как торговое, однако война сказала свое слово, и осенью 1941 года помещения заняли чиновники, руководители эвакуированных заводов, специалисты научных центров.

Выйти из полноэкранного режима

Вячеслав Малышев

Развернуть на весь экран

Первым наркомом танковой промышленности СССР стал Вячеслав Малышев, уже имевший опыт руководства народным комиссариатом тяжелого машиностроения в 1939–1940 годах и среднего — в 1940–1941 годах. В 1940–1944 годах он также являлся заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР.

Количество танков России. Какие танки у России? (2022)

Уже через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года Вячеслав Малышев выступил на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) с докладом о нуждах советской танковой промышленности. Для него было очевидно, что советская отрасль танкостроения в том виде, в каком она существовала на тот момент, не может восполнять потери, которые ежедневно несла армия в крупных сражениях с участием тысяч танков. После этого политбюро приняло постановление о наращивании объемов выпуска как самих машин, так и дизелей и брони.

Под руководством Вячеслава Малышева с его опытом и широкими партийными связями НКТП стал одним из крупнейших промышленных народных комиссариатов Советского Союза. Наряду с наращиванием объемов производства ведомство занималось вопросами эвакуации в тыл оборудования и рабочих, которая продолжалась до 1942 года.

В Челябинске тогда на месте тракторного завода появился промышленный гигант, на котором трудились десятки тысяч людей. С этим было связано много проблем: нужно было заново налаживать хозяйственные связи, поставки сырья, решать вопросы с размещением людей в новых местах. Завод из Ленинграда перевозили уже после того, как город взяли в блокаду: людей — с помощью транспортной авиации, оборудование — через Ладогу. На первых порах именно эвакуация была основным направлением для НКТП.

«Все осенние месяцы 1941 года Малышев почти физически, как прямое продолжение самого себя, ощущал эти десятки тысяч составов с людьми, станками, заделом готовых деталей и заготовок, технической документацией. Они двигались в невиданной тесноте через станции и полустанки Поволжья, Предуралья, пропуская воинские эшелоны, скапливались у немногих волжских мостов. “Плечо” южно-Уральской железной дороги от Златоуста до Челябинска — это сплошная цепь эшелонов»,— писал Виктор Чалмаев в биографической книге «Малышев».

К концу зимы в 1942 году, когда вопросы, связанные с переброской предприятий, в основном удалось решить, наркомат переключился на другую приоритетную задачу — увеличивать выпуск танков. Делалось это за счет перевода заводов на конвейерное производство, перехода от ковки к литью деталей, освоения автоматической сварки корпусов.

В 1942 году было выпущено 24 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок — почти в четыре раза больше, чем в 1941-м. «Сегодня у нас должно сердце зачерстветь и помнить только одно, что нам нужно выпускать танки. Необходимы жесткие средства и отсутствие всякого сострадания. Надо помнить, что, если мы будем добренькими, мы подвергнем опасности сотни тысяч людей. Нам надо выжимать тысячи танков!» — говорил Малышев.

Количественные результаты дало и упрощение конструкции моделей танков, однако оно же привело к снижению надежности. Задачи по решению этого вопроса ставились «на самом верху». «Наши танки превосходят заграничные, в том числе и немецкие, по своим техническим показателям, но уступают им в ходовой части… надо иметь в виду, что теперь танкисты менее квалифицированы, и поэтому танки надо делать проще, надежнее, а не рассчитывать на виртуозов»,— приводил в июне 1942 года нарком Малышев в своем дневнике цитату Иосифа Сталина. Вопрос надежности решался путем внедрения новых конструкторских решений, модернизации действующих и разработки новых моделей танков.

Король танков

Выйти из полноэкранного режима

Исаак Зальцман

Развернуть на весь экран

В июле 1942 года народным комиссаром танковой промышленности СССР был назначен Исаак Зальцман, который до этого был заместителем руководителя ведомства и директором танкостроительного завода в Челябинске, а еще раньше — Кировского завода в Ленинграде. На Южном Урале он побывал еще в 1938 году, когда приезжал проверять готовность ЧТЗ к производству танков. Тогда ответ комиссии, в состав которой он входил, был отрицательным: не готов.

С именем Исаака Зальцмана связано превращение ЧТЗ в тот самый Танкоград, которым прозвали новое объединенное предприятие. В максимально короткие сроки на заводе были введены в действие 17 новых цехов, общая площадь которых составила 100 тыс. кв. м. С эвакуированных предприятий прибывало оборудование, его буквально «с колес» разгружали на пустырях, устанавливали на фундаменты будущих цехов и начинали производить детали прямо на улице, одновременно возводя стены и крыши.

Основные цеха были переведены на казарменное положение. В холодных помещениях, чуть отапливаемых паром от котлов паровозов, а то и вовсе под открытым небом рабочие трудились по 16–18 часов в сутки и выполняли по две-три нормы в смену. С ноября 1941 года предприятие прекратило производство тракторов и полностью перешло на выпуск танковой техники.

В 1942 году Челябинский Кировский завод отправил на фронт первую партию произведенных в его цехах Т-34, массовый выпуск которых здесь наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что на запуск массового производства боевых машин не может уйти меньше нескольких месяцев.

Директор Кировского завода был известен введенными им строжайшими правилами дисциплины, за нарушение которых только за первые два месяца 1942 года под суд отдали более 500 работников завода. Одним из требований была явка по вызову руководителя предприятия в течение 5–7 минут из любого места, за опоздание полагалось немедленное увольнение с завода.

Также известны неординарные решения Исаака Зальцмана, которые позволили ускорить темпы производства. Например, танки отправляли в Москву без двигателей, доставка которых отставала от графика, и сборка завершалась уже в столице. Другое решение — приглашать на работу танкистов запасного полка, которые ожидали свои машины. Зальцман прославился больше как выдающийся руководитель предприятия, его даже прозвали «королем танков». В должности же наркома он проработал недолго — ровно год.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Мемориальную доску на здании, где располагался народный комиссариат, установили в 2016 году

Фото: Артур Якушко

«К концу войны нам этот танк не нужен»

28 июня 1943 года Исаак Зальцман был освобожден от занимаемой должности и вновь назначен на пост директора завода в Челябинске, которым руководил до 1949 года. А на должность наркома вернулся Вячеслав Малышев. «Был на уральских заводах. В Нижнем Тагиле 27 июня т. Берия мне сказал о назначении меня наркомом танковой промышленности,— написал Малышев в дневнике.— Не скрою — был рад.

Во-первых, потому что это означает доверие, во-вторых, потому что означает возвращение на любимое дело, в-третьих, потому что Зальцман вел дело не так, как надо, и мне было иногда обидно и больно видеть это. Теперь займусь, как следует, танками. Опыта больше, а желания и сил хватит».

Известны также записи Вячеслава Малышева о встречах с Иосифом Сталиным, на которых говорилось о планах по выпуску танков и самоходных установок, о перспективах 122- и 85-миллиметровых пушек на САУ. Генералиссимус спрашивал наркома, что тот думает о конструкторе Жозефе Котине, перспективах использования малых танков.

На одной из встреч в августе 1943 года Сталин поставил задачу поставить на производство танк ИС в течение полутора месяцев. «Когда я сказал, что в такой срок это сделать невозможно, тов. Сталин сказал, что к концу войны нам этот танк не нужен. “Надо, чтобы танк повоевал еще до зимы”. Впервые слышу от тов. Сталина о конце войны. В конце концов тов.

Сталин дал срок два месяца»,— писал Вячеслав Малышев.

Задача была выполнена. В конце октября 1943 года началось серийное производство танков ИС-85, а уже в ноябре на вооружение был принят ИС-2. Танки этой модели впоследствии с учетом модернизаций находились на вооружении советской и российской армий до начала 90-х годов.

Читайте также:  Петля гарднера на фидер как вяжется

Эта машина сочетала в себе подвижность Т-34 и более мощные оружие и броню и на оставшуюся часть войны стала основной машиной в гвардейских тяжелых танковых полках. В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер — впервые в мировой истории тяжелые танки выпускали таким образом. Благодаря этому технологическому решению стоимость изготовления одного танка значительно сократилась и лишь ненамного превышала цену Т-34.

В августе 1944 года команда челябинских конструкторов во главе с Михаилом Балжи завершила проектирование новой машины — танка ИС-3. В конце декабря того же года Иосиф Сталин санкционировал производство этой модели на Челябинском Кировском заводе. У танка была усовершенствованная форма корпуса и башни и оптическая система управления наводкой, позволявшая эффективно вести бой на расстоянии 2–2,5 тыс. м. В боевых действиях этот танк задействовать не успели, он участвовал в берлинском параде. В Челябинске ИС-3 стоит на постаменте на Комсомольской площади.

К концу войны среднемесячный выпуск танковой техники предприятиями, находившимися в ведении народного комиссариата, вырос по сравнению с показателем 1940 года в 10,8 раза. Уже с мая 1942 года советская армия по оснащенности танками превосходила армию Германии. За годы войны в стране произвели почти 75 тыс. танков, что втрое больше, чем было в СССР на момент нападения немцев. Из них более 57 тыс.— средние танки Т-34.

Народный комиссариат танковой промышленности просуществовал до октября 1945 года. После войны он был переименован в Наркомат транспортного машиностроения, который с 1946 года стал Министерством транспортного машиностроения. В здании нынешнего «Детского мира» после Победы остался Челябинский механико-машиностроительный институт, с которым НКТП соседствовал с 1943 года.

Учебное заведение было создано для предотвращения кадрового голода по обращению Вячеслава Малышева, Исаака Зальцмана и руководителя Челябинского обкома ВКП (б) Николая Патоличева. Позднее вуз развивался, у него появлялись новые здания, менялись названия. Сегодня это Южно-Уральский государственный университет.

О том, что в Челябинске когда-то принимались решения о развитии танковой промышленности во всем Советском Союзе, напоминает мемориальная доска, которая появилась на фасаде «Детского мира» в 2016 году.

Источник: www.kommersant.ru

lsvsx

11 октября 1936 года с конвейера «Уралвагонстроя» в Нижнем Тагиле сошёл первый большегрузный полувагон. Эта дата считается днём рождения предприятия, которое впоследствии станет известно как Уральский вагоностроительный завод имени Дзержинского. В наши дни только здесь производятся танки для российской армии.

Уникальный научно-производственный комплекс России, крупнейший в мире по объемам производства и технологическим площадям, УВЗ всегда был в авангарде российской промышленности. «Первый в мире, уникальный, единственный…» — эти слова на протяжении десятилетий определяли биографию предприятия.

Уралвагонзавод стал известен не только своим подвижным составом. В стенах завода созданы легенды мирового танкостроения – Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, передовой Т-90 и его модификации, а также бронемашины на платформе «Армата». Всего на заводе было выпущено более 100 тыс. единиц бронетехники – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении.

Рождение промышленного гиганта

История создания УВЗ, подобно истории других строек-гигантов первых пятилеток Советского Союза, соткана как из героических, так и из трагических событий. Рост промышленности молодой страны и ее огромные территории требовали большого количества железнодорожной техники, которой катастрофически не хватало. Весной 1931 года было принято решение о создании вагонного завода, с помощью которого планировалось к 1937 году в полтора раза увеличить вагонный парк страны.

Будущий Уралвагонзавод проектировался в соответствии с американскими ноу-хау по принципам поточно-конвейерного производства. При этом он стал одним из первых промышленных предприятий СССР, спроектированных без участия зарубежных специалистов.

Масштабная стройка началась в районе Нижнего Тагила, относившегося к Урало-Кузбасскому угольно-металлургическому комплексу. В первые годы строители столкнулись с массой проблем, из-за тяжелого труда и неустроенности работники тысячами покидали стройку.

Несмотря на все трудности, 11 октября 1936 года завод выпустил первый большегрузный полувагон, и эта дата считается днем рождения предприятия. Постепенно Уралвагонзавод вышел на запланированные мощности и за предвоенный период изготовил 35 400 вагонов разного типа − в два раза больше, чем все вагоностроительные предприятия страны за годы первой и второй пятилеток.

От вагонов к танкам для фронта

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34.

Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии.

В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.

Послевоенные годы

После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику.

В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны. С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов.

Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.

Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ. Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.

Лидер мирового танкопрома

В кризисные 1990-е годы УВЗ, лишившийся прежних объемов госзаказа, смог выстоять и сохранить коллектив. Завод успешно расширил конверсионное производство. Огромный опыт позволил в короткие сроки освоить выпуск новой гражданской техники – тракторов, экскаваторов, погрузчиков.

Вехой в истории УВЗ становится принятие на вооружение в 1992 году танка Т-90 – нового основного танка российской армии. Машина была разработана силами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в Уралвагонзавод. Новую разработку УВЗ ждала слава ее предшественников – Т-90 и его модификации стали одними из самых продаваемых танков 2000-х годов.

Также в 1990-е годы на УВЗ создаются различные инженерные машины для армии, которые могут использоваться и в мирных целях, например для работы в зонах бедствия и при чрезвычайных ситуациях.

Сегодня в холдинг Уралвагонзавода входит несколько десятков предприятий. УВЗ традиционно включается в сотню крупнейших производителей вооружения в мире. В трех дивизионах холдинга – спецтехники, железнодорожной техники и дорожно- строительной техники – выпускается более 200 видов продукции. УВЗ – единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ.

В 2015 году уральские конструкторы представили миру уникальную разработку – танк Т-14 на платформе «Армата» − пожалуй, самый совершенный танк мира на сегодняшний день. Этот танк создан специально под задачи сетецентрических войн, оснащен самыми современными цифровыми устройствами, новейшими системами защиты и самым мощным вооружением.

Многопрофильное машиностроительное объединение, выпускающее около 200 видов продукции

На предприятии были разработаны и в 1990-е гг. введены в серийное производство самые современные образцы высокоэффективных дорожно-строительных и коммунальных машин.

В соответствии с задачами приоритетного национального проекта «Аграрно-промышленный комплекс», специалистами УВЗ был разработан и поставлен в серийное производство универсально-пропашной трактор РТМ-160. Несмотря на свой молодой возраст, он уже имеет награды престижных выставок, а главное – отлично зарекомендовал себя на полях страны.

УВЗ — крупнейший в России разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, контейнер-цистерн. Они — его визитная карточка. С 1979 года предприятие перешло на выпуск цельнометаллических полувагонов. Всего с конвейера завода сошло около миллиона вагонов различного назначения.

Цистерностроение началось с криогенного производства объединения (создано в 1954 г.). УВЗ внес значительный вклад в проектирование и изготовление систем и оборудования для запуска искусственных спутников Земли (начиная с запуска первого 4 октября 1957 г.), и пилотируемых орбитальных кораблей, многоразовой космической системы «Энергия-Буран», а также участвовал в международной программе «Морской старт».

Выполнять масштабные проекты объединению помогает мощный интеллектуальный и технологический потенциал. На УВЗ сформирована сильнейшая научная школа, представленная Уральским конструкторским бюро вагоностроения, Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения, Уральским научно-технологическим комплексом, Центром исследований и испытаний материалов и другими опытно-конструкторскими подразделениями всероссийского уровня.

Читайте также:  Как быстро высушить рыбу

УВЗ – это предприятие с высокой культурой производства, основанной на сложившихся технологических и интеллектуальных традициях.

Сегодня Уралвагонзавод возглавляет интегрированную структуру, объединяющую около 40 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в пяти федеральных округах России и за рубежом.

Источник: lsvsx.livejournal.com

Уралвагонзавод: первый и единственный

Уралвагонзавод: первый и единственный

11 октября отметил свой 84-й день рождения Уралвагонзавод – уникальный научно-производственный комплекс России, одно из самых крупных промышленных предприятий в мире. Именно в этот день в 1936 году с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны, и УВЗ вошел в строй действующих предприятий.

Уралвагонзавод стал известен не только своим подвижным составом. В стенах завода созданы легенды мирового танкостроения – Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, передовой Т-90 и его модификации, а также бронемашины на платформе «Армата». Всего на заводе было выпущено более 100 тыс. единиц бронетехники – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении.

Рождение промышленного гиганта

История создания УВЗ, подобно истории других строек-гигантов первых пятилеток Советского Союза, соткана как из героических, так и из трагических событий. Рост промышленности молодой страны и ее огромные территории требовали большого количества железнодорожной техники, которой катастрофически не хватало. Весной 1931 года было принято решение о создании вагонного завода, с помощью которого планировалось к 1937 году в полтора раза увеличить вагонный парк страны.

Будущий Уралвагонзавод проектировался в соответствии с американскими ноу-хау по принципам поточно-конвейерного производства. При этом он стал одним из первых промышленных предприятий СССР, спроектированных без участия зарубежных специалистов.

417-1-22-18ob_mini.jpg
Фото: Нижнетагильский городской исторический архив

Масштабная стройка началась в районе Нижнего Тагила, относившегося к Урало-Кузбасскому угольно-металлургическому комплексу. В первые годы строители столкнулись с массой проблем, из-за тяжелого труда и неустроенности работники тысячами покидали стройку.

Несмотря на все трудности, 11 октября 1936 года завод выпустил первый большегрузный полувагон, и эта дата считается днем рождения предприятия. Постепенно Уралвагонзавод вышел на запланированные мощности и за предвоенный период изготовил 35 400 вагонов разного типа − в два раза больше, чем все вагоностроительные предприятия страны за годы первой и второй пятилеток.

От вагонов к танкам для фронта

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34.

Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии.

t-34.17935.jpg
Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле.
Фото: Российский Государственный архив экономики

В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.

Послевоенные годы

После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику.

В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны. С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов.

CommandCollection2018-08.jpg
Танк Т-72. Фото: Минобороны РФ

Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.

Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ. Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.

Лидер мирового танкопрома

В кризисные 1990-е годы УВЗ, лишившийся прежних объемов госзаказа, смог выстоять и сохранить коллектив. Завод успешно расширил конверсионное производство. Огромный опыт позволил в короткие сроки освоить выпуск новой гражданской техники – тракторов, экскаваторов, погрузчиков.

Вехой в истории УВЗ становится принятие на вооружение в 1992 году танка Т-90 – нового основного танка российской армии. Машина была разработана силами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в Уралвагонзавод. Новую разработку УВЗ ждала слава ее предшественников – Т-90 и его модификации стали одними из самых продаваемых танков 2000-х годов.

TUS_6162.jpg
Танк Т-90. Фото: Антон Тушин

Также в 1990-е годы на УВЗ создаются различные инженерные машины для армии, которые могут использоваться и в мирных целях, например для работы в зонах бедствия и при чрезвычайных ситуациях.

Сегодня в холдинг Уралвагонзавода входит несколько десятков предприятий. УВЗ традиционно включается в сотню крупнейших производителей вооружения в мире. В трех дивизионах холдинга – спецтехники, железнодорожной техники и дорожно- строительной техники – выпускается более 200 видов продукции. УВЗ – единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ.

TUS_1026.jpg
Танк Т-14. Фото: Антон Тушин

В 2015 году уральские конструкторы представили миру уникальную разработку – танк Т-14 на платформе «Армата» − пожалуй, самый совершенный танк мира на сегодняшний день. Этот танк создан специально под задачи сетецентрических войн, оснащен самыми современными цифровыми устройствами, новейшими системами защиты и самым мощным вооружением. С большой вероятностью Т-14 будет принят на вооружение армии РФ уже в этом году. Символично, что это произойдет в год, когда российское танкостроение отмечает свой столетний юбилей.

События, связанные с этим

«Салют»: рекордные авиамоторы

Вологодский оптико-механический завод: с прицелом на будущее

12 октября 2020

Уралвагонзавод: первый и единственный

У истоков космовидения

Космический дайджест 2020

Источник: rostec.ru

Танковые корпуса: состав, численность, история образования, интересные факты

Обозначение «танковый корпус» или ТК впервые появилось начиная с 1942 года, во время того, как началась Великая Отечественная война. До этого страшного события это была просто бригада, которая не существовала отдельным звеном. Танковый корпус по сути своей тот же самый механизированный, но все-таки был определен как новый вид. Эти боевые единицы редко выходили в бой первыми.

Обычно все танковые корпуса были резервом, выезжали они, только когда было безумно необходимо и требовалась срочная поддержка в бою. Позже, уже через год после формирования корпусов, появились «танковые армии», а ТК были введены в их состав как главная сила этой самой армии.

История создания гвардейских танковых корпусов

Если мы начали говорить о корпусах, то нельзя не вспомнить о гвардейских. «Гвардейцы» всегда отличались от других, начиная от использования и заканчивая историей возникновения. Создавать танковые корпуса начали не сразу после появления первых танков. Как таковые, они существовали еще с 1930-х годов, ведь в межвойсках уже были танки, а оборонная промышленность полностью позволяла и даже поддерживала создание таких больших машин с полностью подвижными корпусами. По информации из некоторых источников, уже в 37-м году XX века были так называемые танковые корпуса, в которых уже были отдельные бригады, как легкие, так и тяжелые, но они были полностью расформированы и переименованы.

Танк т34

В 1940-х годах стали создаваться моторизированные дивизии, которые также включали в себя такую тяжелую технику, но из-за огромных потерь власти Советского Союза отозвали оставшиеся машины прочь, чтобы сохранить хоть что-то для отпора фашистским захватчикам. Через несколько лет, когда оборонная промышленность стала показывать хороший результат, было решено вновь организовать танковые корпуса, для того чтобы сформировать новый вид войск, полностью независимых от других видов сухопутных отрядов.

Успехи бригад

Как таковой, боевой путь танковых корпусов был очень простым. Больше они не появлялись в операциях на суше как часть какого-то отряда, они были полностью самостоятельной единицей, командир которой уже направлял своих «подчиненных». С помощью танковых корпусов удавалось пробить брешь в скоплении сил противника, нанести огромный урон или вообще полностью уничтожить вражеские силы.

Колонна танков

Они были незаменимыми войсками во время наступательных операций и сыграли в них чуть ли не самую главную роль, ведь из-за своей огромной силы наводили страх на противника, заставляя бежать стрелковые подразделения, как от огня. Очень выгодным их применение было против пехотных войск противника, в таких боях у нацистов не было ни единого шанса на победу.

Читайте также:  Какая бывает картечь 12 калибра

Составы и вооружение

Уже в 1942 году были сформированы первые танковые корпуса. Это решение высшего командования дало «козыри» в руки советской армии. Буквально спустя несколько месяцев после того, как были сформированы танковые корпуса, они отправились на фронт. Среди них были первый, второй, третий и четвертый ТК. Эти бригады сражались против нацистов с доблестью и честью!

Состав ТК в Великой Отечественной войне

  • 150 тяжелых машин (60 Т-34, 30 КВ, 60 Т-60);
  • 4 120 мм миномета;
  • 42 82 мм миномета;
  • 20 76,2 мм орудий;
  • 20 37 мм зенитных орудий;
  • 539 автомашин;
  • 12 45 мм противотанковых пушек.

Танки город

Позже в танковых корпусах нашлось место для таких дивизионов, как гвардейский минометный с ракетными установками типа М-13 и М-8, мотоциклетному батальону с сотней машин, а также батальону разведки, включающему в себя бронемашины и бронетранспортеры. Всего насчитывалось приблизительно 700 душ, управляющих этими машинами.

Дальнейшая судьба ТК

Формирование танковых корпусов было окончено в мае 1943 года. На тот момент было сформировано уже 24 корпуса, сил которых вполне хватало, чтобы остановить продвижение фашистского захватчика вглубь страны и для оттеснения его прочь от границ.

После того как закончилась Великая Отечественная война и распался Советский Союз, все танковые корпуса были разбиты на дивизии, получив новую аббревиатуру ТД, а бригады стали полками. Такие изменения произошли в большинстве стран СНГ.

Уральский корпус, или История самого известного ТК нашей страны

Данный ТК был сформирован простыми уральскими рабочими танкостроительного завода, которые выпустили статью с кричащим названием «А сверх всех планов – корпуса!». В ней выражалась потребность изготовить как можно больше танковых и самоходных машин, сколько может потребоваться на целый корпус.

Война танки

Не только за свою отвагу и силу этот добровольческий танковый корпус стал знаменитым, но и за волю к победе, стремление к достижениям поставленных целей. Известно, что даже верхушка власти положительно отзывалось о нем, и ответ на вызывающую статью пришел из Кремля. Сам Сталин дал добро на такую инициативу и определил название «30-й уральский добровольческий танковый корпус», а отдан он был под командование Родина, опытного танкиста, уже имевшего опыт в управлении дивизиями, а также звание генерал-майора.

Первые заслуги УДТК и его новое название

Уже спустя три месяца за отважные сражения и храбрость, которую проявлял Уральский танковый корпус, Иосиф Виссарионович переименовывает его в 10-й гвардейский, а всем солдатам, служащим в этом корпусе, выписывает награды за заслуги перед Советским Союзом. В этих боях наши танки с доблестью выполнили свою задачу, что помогло нашим солдатам в следующих битвах.

Армия танков

После этих событий добровольческий корпус участвовал еще и в битве за освобождение Львова, за что был вновь переименован в Уральско-Львовский, за то, с какой отвагой солдаты сражались за этот город, будто за свой родной. Сразу после этой операции пять воинов Красной Армии получили звание «Герой Советского Союза», а еще почти семь тысяч человек были приставлены к различным орденам и наградам за проявленные отвагу и честь в освобождении города Львова.

Интересные факты

  • На североафриканском фронте во время Второй мировой у немецких солдат была «традиция на удачу», а именно переехать техникой через кучку верблюжьего навоза. Союзники, наблюдая эту картину, сразу же сообразили, что к чему, и создали мины, которые маскировались под эти самые кучки, и тем самым подорвали несколько танков. Наши товарищи по борьбе с фашистскими захватчиками были еще хитрее и впоследствии сделали мину с видом уже раздавленного гусеницей навоза, будто здесь кто-то уже проезжал.

Солдаты на танке

  • В 1940 году в Англии каждому, кто состоял в сопротивлении или так или иначе мог быть подвержен удару немецких захватчиков, была выдана брошюра, в которой описывался метод противостояния. «Необходимо вооружиться топором или тяжелой деревяшкой и занять место на возвышенности вроде дерева или второго этажа здания. Когда танк будет близко, спрыгнуть ему на башню и сильно стучать по ней. Когда противник покажет голову, кинуть внутрь машины гранату и бежать как можно дальше».
  • Когда в СССР не хватало танков, а их производство еще не было так сильно развернуто, было приказано обычные тракторы превратить в эти самые танки. Да-да, все именно так. Обшитый листами брони, с трубой на «башне», с мигалками и сиренами, такой «танк» въезжал в расположение противника ночью, пугая и обращая в бегство. За это был прозван обычными солдатами НИ-1, что означало «На испуг».
  • Как таковое название «танк» пошло от английского слова tank, что означает «бак» или «цистерна». Самые первые машины, отправленные на помощь СССР англичанами, были замаскированы под эти самые баки с водой, ведь форма и размеры позволяли спокойно поместить их на поезд и отправить на помощь союзникам. Наши солдаты, услышав перевод слова танк, начали называть боевую машину не иначе как «лохань», но потом отказались от такого названия.

Источник: fb.ru

Куда подевались тысячи советских танков после Wow?

Как и любая другая война – Вторая мировая закончилась и нужно было что-то делать с огромным количеством разнообразного оружия и вооружений, которые остались после нее. Узнаем же, какая судьба постигла советские танки времен войны.

Вторая мировая война стала местом столкновения военных машин ведущих стран, их идеологий, разведок и даже общественных укладов. Но все это на самом деле не так важно, как столкновение экономик. И советская экономика смогла доказать свое превосходство над объединенной экономикой Европы.

Конечно, можно вспомнить Ленд-лиз, однако не каждый знает, что основная масса поставок пошла уже после «Большого перелома» в 1943 году. В этом был свой резон – американцы не хотели поддерживать страну, которая, по их мнению, вот-вот проиграет, ведь тогда все переданные ресурсы и ценности попали бы (с большой долей вероятности) в руки нацистов. Так что в конечном итоге экономика СССР оказалась более эффективной, несмотря на все сложности, с которыми она столкнулась в 1941 году.

Интересный факт: в 1945 году немецкий полковник (в последствии генерал) Айке Миддельдорф написал по заказу американской разведки характеристику советских войск, чтобы составить представление о потенциальном противнике США на случай Третьей мировой войны. В своем отчете Миддельдорф уделял отдельное внимание именно советской промышленности, указывая на то, что до тех пор, пока не будут уничтожены заводы СССР, победить страну в затяжной войне будет очень сложно. В частности, одной из причин поражения Германии в войне полковник считал провал плана «Барбаросса», в рамках которого немцам не удалось оперативно захватить или уничтожить ведущие предприятия Советского Союза.

И вот, на момент 1945 года в составе РККА было около 60 тысяч танков разных моделей, в том числе некоторое количество машин из стран-союзниц. Только танков Т-34 в войсках было более 35 тысяч. Что же случилось со всей этой техникой после того, как война закончилась? На самом деле масштабного разоружения не произошло. Все потому, что уже в 1945 году Вторая мировая война плавно перетекла в Холодную войну.

По «заказу» Уинстона Черчилля еще в 1945 году британской ставкой была разработана операция «Немыслимое» («Operation Unthinkable»), в рамках которой предлагалось нанести удар по СССР при помощи нового американского ядерного оружия, а затем осуществить наступление вглубь советской территории силами британской, американской, а также восстановленной немецкой армии (из числа немецких военнопленных находящихся у союзников). Однако, присутствие советской группировки войск в Западной Европе сделало невозможным начало Третьей мировой войны. Даже при успехе первых атомных бомбардировок уже в течение первого месяца конфликта Союзники бы лишились всех аэропортов, с которых можно было бы осуществлять бомбежку европейской части Советского Союза. Кроме того, на Дальнем Востоке также стояла группировка советских войск, которая только что уничтожила остатки японской армии, нарушив нейтралитет. Таким образом, Вторая мировая война перетекла благодаря (в том числе) советским танкам в Европе не в Третью мировую, а в холодную.

Интересный факт: капитуляция Японии была подписана вовсе не из-за бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Сброс ядерных бомб американцами был не более, чем политической декларацией и демонстрацией оружия нового типа. Предназначалась она в первую очередь для СССР. Капитуляция Японии же была обусловлена в первую очередь уничтожением Квантунской армии, которая стояла в Маньчжурии.

Советско-японская война началась в августе 1945 года и закончилась в сентябре. Хиросиму и Нагасаки бомбили 9 августа. Япония капитулировала 2 сентября, только после утраты своих последних войск. Большинство промышленных центров страны Восходящего солнца было уничтожено американской стратегической авиацией уже к весне 1945 года без какого-либо ядерного оружия.

Так, что в 1945 году советские танки вовсе не стали ненужными, а оставались в составе действующих войск. Значительная часть бронетехники находилась в Западной Европе, а также на Дальнем Востоке. При этом пришедшая в негодность техника утилизировалась в течении всей Второй мировой войны. Непригодные для войны, но все еще способные ездить танки в 1945 году частично были оборудованы в сельскохозяйственную технику и отправлены в колхозы. Значительная часть машин была отправлена в тыл на консервацию.

В последующие годы в СССР создавались новые типы танков, которые постепенно заменяли собой устаревающие машины. В этом случае судьба танков также была очень разной. Машине непригодные для ремонта отправлялись на утилизацию. Другие шли на консервацию и в последствии были «подарены» социалистическим странам или странам-союзникам СССР в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.

Часть законсервированных танков также была пущена на металлолом, когда они окончательно утратили свою актуальность. Некоторые машины лишались вооружения и башен, превращаясь в тягачи.

Источник: back-in-ussr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...