Сколько денег в казне России

Благосостояние любой страны мира во многом зависит от того, сколько средств находится в национальной казне. Для России в ее текущем положении этот вопрос особенно актуален – курс рубля неуклонно падает, Запад вводит все новые и новые санкции, а экономических и политических проблем не убавляется. Но и унывать не стоит.

Министерство финансов России и Банк России проводят довольно грамотную финансовую политику, направленную на приращение денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Сейчас на казначейском счете Министерства финансов РФ и в Фонде национального благосостояния накоплены около 7,6 трлн руб., что составляет более 7% ВВП страны.

На законодательном уровне закреплено, что именно эта цифра является своего рода пороговой – все, что накопится свыше 7,5% ВВП, можно смело тратить на различные нужды государства. Но этого не произойдет, поскольку порог в 7,5% установлен для Фонда национального благосостояния, а названные показатели учитывают и средства ФНБ, и деньги, находящиеся на казначейском счете Минфина.

Сколько наличных можно вывезти из России за границу

По мнению руководителей финансового ведомства, на уровень средств, размещенных в ФНБ и составляющих 7,5% от ВВП, Россия выйдет уже к наступающему 2019 году. Тогда и можно будет тратить накопленные деньги. Пока же к резервам относятся только свободные средства, размещенные в Банке России. Это примерно $52 млрд, то есть – 3,6 трлн рублей по текущему курсу.

Чтобы увеличить национальные резервы, Минфин продолжает скупать иностранную валюту – доллары, евро, фунты стерлинга. Финансовое ведомство направит на эту цель колоссальную сумму в 426,9 млрд рублей. Если темпы закупки иностранных валют сохранятся, то к концу года объем резервов вырастет примерно до 9 трлн рублей. В этом случае Минфин получит возможность тратить излишки резервов, направляя их на поддержку развития отечественной экономики и на другие цели. В Министерстве финансов считают, что бюджет в 2019 году будет лучше по сравнению с текущим годом, его профицит составит примерно 1,8% ВВП.

Но относительно прогнозов финансового ведомства есть определенные сомнения. Во-первых, появление «лишних» денег у страны связано с ростом цен на мировом нефтяном рынке. Но вряд ли цены на нефть будут оставаться столь же высокими, как и сейчас. Скорее всего, в обозримой перспективе наступит их относительное снижение, что повлечет за собой и снижение доходов.

Во-вторых, существующая финансовая политика заключается в том, что средства фактически «тасуются» между счетами Министерства финансов и Банка России. В результате экономика страны не получает дополнительные средства для своего развития, что отражается и на социальном благополучии общества, и на ее привлекательности для инвесторов.

Источник: alex-news.ru

Госдума утвердила бюджет России на 2021–2023 годы

Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон о федеральном бюджете на 2021–2023 годы. В 2021 году запланирован дефицит бюджета в 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП), в 2022-м — 1,25 трлн руб. (1% ВВП), в 2023-м — 1,41 трлн руб. (1,1% ВВП).

Падение экономики РФ. Коллапс коммунальной системы в России. Будущее россиян | Ваши деньги

Основные параметры бюджета:

  • 2021 год — доходы: 18,8 трлн руб., расходы: 21,52 трлн руб., прогнозный объем ВВП: 115,53 трлн руб.;
  • 2022 год — доходы: 20,6 трлн руб., расходы: 21,88 трлн руб., прогнозный объем ВВП: 124,22 трлн руб.;
  • 2023 год — доходы: 22,3 трлн руб., расходы: 23,67 трлн руб., прогнозный объем ВВП: 132,82 трлн руб.

Согласно закону, на ЖКХ выделят 322,5 млрд руб. в 2021 году, 306,7 млрд руб. в 2022 году и 424,5 млрд руб. в 2023 году. На образование — 1,08 трлн руб. в 2021-м, 1,04 трлн руб. в 2022-м и 1,08 трлн руб. в 2023-м. На здравоохранение — 1,12 трлн руб., 1,1 трлн руб. и 1,1 трлн руб. соответственно. На социальную политику — 5,6 трлн руб., 5,7 трлн руб. и 6,05 трлн руб. соответственно.

Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит 3,5 трлн руб. в 2021 году, 3,2 трлн руб. в 2022 году и 3,2 трлн руб. в 2023 году. На реализацию восьми федеральных целевых программ направят 251,7 млрд руб., 257,3 млрд руб. и 325,1 млрд руб. соответственно.

Документом также распределены средства на финансовое обеспечение Общенационального плана по восстановлению экономики. В 2021 году эта сумма составит 638,9 млрд руб. Деньги пойдут на сохранение рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях за счет реализации кредитной программы поддержки организаций (421,2 млрд руб. в 2021 году), снижение ставки по ипотечным жилищным кредитам и другие цели.

Второе чтение документ прошел во вторник, 24 ноября. К бюджету поступило 876 поправок, приняли 669 из них. Ни одна из поправок оппозиционных фракций не была поддержана представителями «Единой России».

Источник: www.kommersant.ru

Что нужно знать о проекте бюджета на 2023 год. Разбираемся в цифрах

Что нужно знать о проекте бюджета на 2023 год. Разбираемся в цифрах

Государственная дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2023 год и плановые 2024–2025 годы.

В основу бюджета, как и прежде, лег прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Он предусматривает, что после падения на 2,9% в 2022 году в 2024–2025 годах российская экономика вернется к росту на уровне 2,6% в год. При этом мировой ВВП продемонстрирует резкое замедление, мировая инфляция останется повышенной, а санкции сохранятся, что приведет к сокращению отечественного импорта и сжатию экспортных рынков.

Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

Что такое федеральный бюджет?

1

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2023 год?

2

При подготовке бюджета на 2022 год власти предполагали, что и в текущем, и в следующем году он будет профицитным. Но сейчас они планируют, что следующий год станет дефицитным.

Так, в 2023 году доходы составят 26,13 трлн рублей, расходы — 29 трлн рублей, а дефицит — около 2,9 трлн рублей соответственно.

При этом в процентном отношении траты составят 19,4% к объему ВВП, который прогнозируется на уровне 149,949 трлн рублей.

Для сравнения, по предварительной оценке, в 2022 году доходы бюджета оказались на уровне 27,693 трлн рублей, расходы — 29,006 трлн рублей, а дефицит — примерно 1,313 млрд рублей.

Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

Что означает дефицит бюджета? Это плохо?

3

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Читайте также:  Как ловить на течении

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, в 2022 году, по предварительным оценкам, — 0,9% ВВП, и в 2023 году дефицит планируется на уровне 2% ВВП. Ожидается, что он будет постепенно сокращаться — до 0,7% ВВП в 2025 году.

Что будет с государственным долгом?

4

В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. И по итогам того года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.

В 2022 году он, по предварительным оценкам, вырос до 23,407 трлн рублей, или 16% ВВП. Это меньше, чем предполагалось проектом федерального бюджета годом ранее. Ожидается, что следующие три года в абсолютных числах размер госдолга продолжит увеличиваться — до 25,368 трлн рублей в 2023 году и 27,679 трлн рублей и 29,939 трлн рублей в 2024–2025 годах соответственно.

Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП.

Оно в текущем году составит 16%, а следующие годы будет оставаться около 17–20%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.

Какой будет инфляция?

5

Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 12,4%.

ЦБ постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценке, в сентябре 2022 года ее годовой показатель составил 14,1% — после 15,1% в июле, в 2023 году он должен снизиться до 5–7% и вернуться к 4% в 2024 году. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. На нее же рассчитывает и правительство.

Чего ждать от курса рубля?

6

По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 68–72 рублей. В среднем 68,3 рубля за доллар в 2023 году, 70,9 рубля — в 2024 году и 72,2 рубля — в 2025 году.

При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным».

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько, как ожидается, будет стоить нефть?

7

В 2023 году нефтегазовые доходы составят 8,939 трлн рублей, ненефтегазовые — 17,191 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 34,2%.

При этом по отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11,5%, а нефтегазовые снизятся — с 8% в 2022 году до 5% в 2025 году. Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и общей добычи, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 30,3% в 2025 году.

Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $70,1 за баррель в 2023 году и $67,5 и $65 в 2024–2025 годах соответственно. В 2020 году российская нефть стоила в среднем $41,73 за баррель, $69,1 — в 2021 году и, как предполагает проект федерального бюджета, $80 в 2022 году.

Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ с учетом стран СНГ в 2023 году составит $592,2 за тыс. куб. м.

Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 6,968 трлн рублей, а импортного — 3,449 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,632 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,108 трлн рублей, импортные — 137,4 млрд. На НДФЛ придется 153,4 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 746,2 млрд рублей.

Каким будет ФНБ? Средства из него будут на что-нибудь тратить?

8

Объем ФНБ на 1 сентября 2022 года составил 11,869 трлн рублей, или 8,9% ВВП, а к концу 2024 года его объем, предположительно, составит 5,947 трлн рублей.

Следующие три года власти планируют направлять средства из фонда на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян и на инвестиционные проекты. Также деньги из него можно тратить и на покрытие бюджетного дефицита.

И как государство собирается тратить деньги?

9

Бюджет на 2023–2025 годы формировался, исходя из необходимости полного исполнения поручений президента и социальных обязательств перед гражданами России, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе «социальная политика» — 7,343 трлн рублей, или 25,3% от общего объема бюджетных трат.

На втором месте — национальная оборона с расходами 4,98 трлн рублей в 2023 году. На третьем — национальная безопасность и правоохранительная деятельность: 4,417 трлн рублей. Экономика оказалась на четвертом месте — 3,514 трлн рублей, и замыкают пятерку направлений по тратам «общегосударственные вопросы» — 1,994 трлн рублей. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.

На образование и здравоохранение планируют направить примерно по 1,4 трлн рублей соответственно.

При этом каждое из таких направлений состоит еще из подразделов. Например, «социальная политика» включает пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы социальной политики.

Финансирование национальных проектов составит 2,8 трлн рублей в 2023 году и 2,9 трлн рублей в 2024 году.

Источник: tass.ru

Запасы денег в российском бюджете достигли рекорда

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Накопления федерального бюджета в 2018 году достигли рекордных 10,188 трлн руб., следует из данных Счетной палаты, представленных во вторник, 19 февраля. По итогам 2017 года показатель составлял 6,19 трлн руб.

Читайте также:  Как вязать леску к леске

Видео:РБК

  • средств на рублевых счетах в казначействе,
  • банковских депозитов,
  • средств по учету нефтегазовых доходов (купленная Минфином по бюджетному правилу иностранная валюта),
  • средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Остатки по итогам 2018 года незначительно превысили предыдущий максимум за 2014 год, когда остатки составляли 10,17 трлн руб.

Денежные остатки федерального бюджета составили, таким образом, 61% бюджетных расходов по итогам 2018 года, следует из данных Минфина. Это максимум с 2014 года, когда они достигали 69% (см. инфографику). По отношению к ВВП остатки средств федерального бюдж​ета на 1 января 2019 года достигли почти 10%.

В том числе остатки бюджетных средств, размещенные на депозитах в банках, по итогам 2018 года составили 1,57 трлн руб., что является наибольшим значением с 2009 года, отмечает Счетная палата. В этот показатель входит валютный депозит на $1 млрд, размещенный в некотором банке (банках).

Кроме того, Минфин в 2018 году купил иностранной валюты в общей сложности на 4,13 трлн руб. — в 2019 году она будет переведена в ФНБ.

Нужна бюджетная жесткость

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин пояснил РБК на пресс-конференции, что одна из причин существенного нарастания остатков — то, что правительство в 2018 году нефтегазовые доходы не сразу переводило в ФНБ. Кроме того, «некоторое время приостанавливалась конвертация в валюту, чтобы не провоцировать курс на рынке; часть таких остатков оставалась на счетах Министерства финансов», указал ​Кудрин.

«И еще причина — это связано с тем, что министерства и ведомства не тратили те деньги, — большие остатки на конец года, они накапливались постепенно, поэтому Казначейство их размещало», — сказал глава Счетной палаты.

Говоря в целом про бюджетные сбережения, Кудрин отметил: «Для сохранения устойчивости нам нужно иметь достаточно жесткие параметры отсечения по цене на нефть» (цене, сверх которой нефтегазовые доходы направляются в ФНБ. — РБК). «Чтобы у нас не падал курс в два раза в момент падения цен на нефть, нам нужно ограничивать использование (нефтегазовых доходов). Это важнейшая функция такого рода (резервных) фондов», — сказал он.

По расчетам агентства Fitch Ratings, суммарные запасы наличности на счетах расширенного правительства России (включая региональные правительства и внебюджетные госфонды) по итогам 2018 года достигли 13,4% ВВП, в том числе средства ФНБ в размере 3,9% ВВП и остатки на счетах Федерального казначейства в размере 2,9% ВВП. Принимая во внимание финансовые активы государства на 13,4% ВВП, чистый долг расширенного правительства составляет всего лишь около 1% ВВП, отметило Fitch.

Источник: www.rbc.ru

Сколько денег в казне россии

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения. Что нового он принесет и за что его критикуют

Артём Васильев

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения. Что нового он принесет и за что его критикуют

Федеральный бюджет на 2022 год уже принят Госдумой – это значит, что все его параметры уже утверждены и до начала года точно не изменятся. Мы проанализировали основные параметры главного финансового документа страны – что в нем изменится по сравнению с текущим годом, на что потратят больше денег, а на что меньше, и что в бюджете не появится даже в 2022 году.

Зачем нужен федеральный бюджет

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС.

Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег. В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства.

Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета. За счет федерального бюджета финансируются те расходы, которые в принципе нельзя перенести на уровень региона: армия и оборона, правоохранительные органы, высшее образование и наука, МЧС и другие направления. К тому же, федеральный бюджет «помогает» бюджетам социальных фондов (покрывает половину бюджета ПФР) и бюджетам регионов (через ежегодные дотации).

  1. составление проекта бюджета – с 12 марта по 1 октября . При этом процесс подготовки проекта – очень длительный, он включает в себя десятки этапов, по каждому из них назначено ответственное ведомство и есть четкие сроки. Например, до 9 апреля Минэкономразвития должно подготовить основные сценарии функционирования экономики в следующем году и предоставить их в Минфин, который до 20 апреля должен их утвердить. И таких этапов – десятки;
  2. утверждение бюджета – с 1 октября по 24 декабря . Подготовленный проект федерального бюджета вносится в Госдуму, где проходит три чтения. Самый важный период – между первым и вторым чтением, когда в документ могут внести буквально любые поправки. Тогда начинается соревнование партий, правительства и общественников – каждый пытается «продавить» какие-то интересные для себя траты. Тем не менее, интриги в принятии бюджета в России нет – все понимают, что он будет проголосован во всех трех чтениях, одобрен Советом федерации и подписан президентом;
  3. исполнение бюджета – с 1 января по 31 декабря . Здесь все понятно – хоть бюджет составляется на 3 года, фактически исполняется только та часть, которая касается следующего года;
  4. отчет об исполнении бюджета – должен быть составлен до 1 сентября следующего года;
  5. контроль – за отчет должна проголосовать Госдума, и произойти это должно до 1 октября следующего года.

И хоть в процессе принятия бюджета интриги почти не осталось, важно понимать, что именно приняли депутаты и по какой смете будет жить страна весь следующий год.

Каким будет бюджет-2022

Проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов уже подготовлен и принят Госдумой во всех трех чтениях и одобрен Советом Федерации. На данный момент бюджет находится на подписании у президента – после его подписания и официальной публикации закон вступит в законную силу.

Один из первых разделов федерального бюджета – основные показатели экономики на следующий год. И они заложены такие:

Показатели 2022 2023 2024
Доходы 25,02 трлн рублей 25,54 трлн рублей 25,83 трлн рублей
Расходы 23,69 трлн рублей 25,24 трлн рублей 26,35 трлн рублей
Профицит/дефицит +1,32 трлн рублей (1% ВВП) +299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) -522,7 млрд рублей (0,3% ВВП)
Объем ВВП 133,3 трлн рублей (рост на 3%) 141,88 трлн рублей (рост на 3%) 151,51 трлн рублей (рост на 3%)
На реализацию нацпроектов 2,74 трлн рублей 2,88 трлн рублей 2,98 трлн рублей
Уровень инфляции 4% 4% 4%
Объем ФНБ на начало года 13,89 трлн рублей (10,4% ВВП) 16,48 трлн рублей (11,6% ВВП) 20,1 трлн рублей (13,3% ВВП)
Курс доллара 72,1 рубля 72,7 рубля 73,6 рубля
Цена барреля нефти Urals 62,2 доллара 58,4 доллара 55,7 доллара

То есть, в проекте бюджета учтено, что экономика будет расти каждый год на 3%, при этом инфляция составит по 4% каждый год. Более того, в ближайшие 2 года государство будет собирать больше налогов, чем сможет потратить за год – часть пойдет на погашение долгов (Минфин выпускает ОФЗ, несмотря на то, что в целом проблем с деньгами у России нет), часть – на пополнение Фонда национального благосостояния.

Читайте также:  Когда весной начинает хорошо ловиться окунь клевать

Что касается структуры доходов и динамики расходов, все более важную роль в бюджете будут играть ненефтегазовые доходы (то есть, налоговые, от собственности и т.д.), а расходы будут максимально приближены к доходам:

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения. Что нового он принесет и за что его критикуют

Важно, чтобы государство могло увязать между собой доходы и расходы бюджета: ведь профицит с точки зрения налогоплательщиков – едва ли не хуже, чем дефицит, потому что государство собирает налоги, которые даже не в состоянии потратить. И особенно неприятно это звучит в контексте повышения НДС с 18% до 20%, которое прошло в 2019 году, а также повышение пенсионного возраста.

Что же касается видов доходов, то они распределятся по видам так:

Поступления 2020 год 2021 год Проект бюджета 2022 год 2023 год 2024 год Сумма, млрд руб. Удельный вес, %
Налог на прибыль организаций 1 091,4 1 339,1 1 447,4 5,78 1 505,1 1 589,9
Налог на доходы физических лиц 0,0 81,4 186,9 0,75 195,1 203,8
НДС 7 202,2 8 937,9 8 943,9 35,74 9 661,4 10 382,6
Акцизы 1 137,3 87,3 242,0 0,97 314,8 321,1
НДПИ и другие платежи за ресурсы 4 057,5 7 824,3 9 048,7 36,16 9 022,1 8 828,6
Таможенные пошлины 1 935,2 2 908,8 2 682,7 10,72 2 317,1 1 949,6
Доходы от имущества 1 067,3 933,9 1 290,5 5,16 1 327,2 1 353,1
Платежи за пользование природными ресурсами 593,5 642,0 637,0 2,55 664,7 678,9
Прочие поступления 1 634,8 1 027,8 542,6 2,17 532,7 524,2
Всего доходов 18 719,1 23 782,3 25 021,9 100 25 540,2 25 831,8

Как видно, более 70% доходов федерального бюджета будут давать две основные статьи – это НДС (на продажи внутри России и импорт) и сырьевые платежи. К тому же, более 10% доходов будет приходиться на таможенные платежи – это по большей части вывозные пошлины на энергоресурсы.

Власти же планируют усиление роли несырьевых поступлений – как видно, доходы от НДС будут расти, а НДПИ и таможенные пошлины – сокращаться. Правда, пока на сырьевых рынках ситуация такая, что сырьевые доходы все еще могут составлять значительную часть доходов. Но что будет через год или два – никто точно не скажет.

Расходы по программам и не только

Федеральный бюджет расходуется на цели, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ – по сути, на те направления, которые относятся к ведению Российской Федерации (тогда как расходы, связанные с регионами, финансируют сами регионы, и т.д.).

Однако расходы могут быть классифицированы по нескольким правилам – например, по главным распорядителям бюджетных средств (МВД, Минобороны, Минздрав и т.д.), или по государственным программам. Распорядителей в России почти 100, поэтому более нагляднее будет разделить расходы именно по программным целям.

Нагляднее всего эту классификацию представила Счетная палата:

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения. Что нового он принесет и за что его критикуют

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения. Что нового он принесет и за что его критикуют

Источник: Счетная палата РФ

Как можно заметить, кардинальных изменений не предвидится – но это укрупненные группы из нескольких программ.

Например, самыми затратными программами в 2022 году будут такие:

  • «Социальная поддержка граждан» – 2,2 триллиона рублей, или 14,24% от всех расходов;
  • «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» – 2,07 триллиона рублей и 13,31% от всех расходов;
  • «Обеспечение обороноспособности страны» – 1,6 триллиона рублей, иди 10,34% от бюджета;
  • «Развитие транспортной системы» – 1,27 триллиона рублей или 8,18% федерального бюджета России;
  • «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» – 1,05 триллиона рублей или 6,75% федерального бюджета.

При этом по отдельным программам бюджет резко сократит расходы. Например, на «Экономическое развитие и инновационная экономика» государство в 2022 году потратит на 82,2% меньше, чем в 2021-м, на «Развитие авиационной промышленности» расходы снизятся на 62,68%, а на «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» – на 48,97%. Пострадает даже «Содействие занятости населения» – программу урежут на 29,11%.

Отдельный момент – дотации из федерального бюджета. В силу объективных обстоятельств бюджет помогает бюджету Пенсионного фонда России – в 2022 году планируется перечислить в него 3,9 триллиона рублей, а в 2023-м – 4 триллиона. Это составит более трети от доходов ПФР – иначе фонду не будет чем платить пенсии.

А еще бюджет поможет дотациями регионами – например, Дагестан получит более 80 миллиардов рублей, Якутия – 56,8 миллиардов, Камчатский край – 44 миллиарда, а Чеченская Республика – 36,8 миллиардов рублей. При этом 10 регионов в 2022 году смогли выйти из категории получателей бюджетных дотаций – всего таких регионов будет уже 23.

За что критикуют проект бюджета

Федеральный бюджет – лишь роспись планируемых доходов и расходов государственной казны на следующий год, однако этот документ показывает, на что правительство готово тратить деньги налогоплательщиков.

Критика бюджета началась еще с его принятия в Госдуме – как и всегда, часть оппозиционных фракций проголосовали против него. Депутаты пояснили это так:

  • в КПРФ считают, что бюджет составлялся по «грязной, вороватой колее, которую протаптывали гайдары и чубайсы» – и пообещали защищать свой проект бюджета;
  • в СРЗП считают, что бюджет не способствует снижению бедности и закредитованности россиян. А еще – что на МРОТ в реальности прожить невозможно;
  • в «Новых людях» посчитали, что бюджет учитывает нереалистичные цифры роста экономики. Но в целом документ поддержали.

Перед вторым чтением законопроекта многие депутаты хотели «пробить» в бюджет какие-то свои поправки. Среди прочего – выделение еще 40 миллиардов рублей на образование, бесплатное питание всех школьников, возвращение прежнего пенсионного возраста и индексация пенсий работающим пенсионерам, увеличение расходов на медицину на 250 миллиардов рублей, бесплатное тестирование на коронавирус за 80 миллиардов рублей, 30 миллиардов на «детей войны», выделение почти 800 миллионов на жилье для детей-сирот.

Естественно, эти идеи, возникшие буквально в сессионном зале перед голосованием, в окончательный документ не вошли – слишком масштабными оказались траты, и это не было предусмотрено авторами законопроекта о бюджете.

Тем не менее, «за бортом» бюджета в очередной раз оказалось несколько важных пунктов:

  • власти снова отложили на год компенсацию вкладов из Сбербанка СССР. Впрочем, на компенсации по действующим правилам нужно более 2 годовых федеральных бюджетов, поэтому принятие этой нормы – полнейшая утопия;
  • снова продлена «заморозка» пенсионных накоплений . Вместо накопительной части 6% зарплаты идет в «общий котел» Пенсионного фонда. Эта сумма дает право на пенсионные баллы, но считается, что при активном инвестировании будущие пенсии растут быстрее;
  • так и не возвращена индексация пенсий работающим пенсионерам – кроме того, что они получают пенсии по «расценкам» года начала работы, за год они добавляют к пенсии не более 3 пенсионных баллов. Возвращение индексации обсуждается уже давно, это не самая дорогая программа, но решение так и не было принято;
  • база для расчета военных пенсий была заморожена еще на год. Военные пенсионеры будут получать пенсии из расчета 74% денежного довольствия – это минимально допустимая величина в 2022 году, если следовать первоначальному плану.

Таким образом, пакет бюджетных законов в этот раз снова не решит ключевых проблем экономики и социальной сферы из-за отсутствия средств на это.

Источник: bankstoday.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...