Керосинка, примус и керогаз — разные по конструкции бытовые нагревательные приборы, которые сейчас путают в частности потому, что все они работают на керосине. В то же время примус прекрасно работает и на бензине, спирте, а керогаз — на солярке (дизельном топливе).
Глубина незнания дошла до того, что в словаре синонимов 2010 года примус и керосинка указываются синонимами керогаза, а ресурс «словари на Академике» керогаз определяют как род бесшумного примуса!
В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, примусы долгое время были популярны среди туристов в связи с компактностью, эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.
Примус Рекорд 1, ВНИМАНИЕ, ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ!!!!
Самое простое изделие из этой гроссе-тройки — керосинка, которая по сути представляет из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями.
однофитильная керосинка 1900-х годов:
а эту двухфитильную керосинку в сети упорно называют керогазом, хотя на фото открытой керосинки видно два фитиля, да и по количеству регулировочных ручек всё сразу понятно:
и трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава:
Положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы — повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина.
Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью.
Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час, чуть больше примуса, но меньше керосинки.
Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка.
Как правильно разжечь примус Шмель
Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.
Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось.
Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.
Те же самые керогазы, только чуть модернизированные и с другим дизайном продаются под названием «Чудо-печь», «Солярогаз». Работают они естественно не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.
ПРИМУСЫ И. ПАЯЛЬНЫЕ ЛАМПЫ
Примус действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель,
Пламя образуется на выходе форсунки при воспламенении смеси паров жидкого горючего (спирт, керосин, бензин) с воздухом. Примус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 Францом Вильгельмом Линдквистом, основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Популярен среди туристов.
В СССР широко выпускался с 1922 г. первым государственным меднообрабатывающим заводом (ныне ЗАО «Кольчуг-Мицар»), расположенным в г. Кольчугино Владимирской обл.
1 — крышка наливного отверстия; 2 — винт спуска воздуха; 3 — чашка; 4 — насос; 5 — форсунка. см
Старинный примус конца XIX — начала XX века. На ручке регулировки подачи топлива отштамповано не то ‘5’, не то ‘S’. На крышке насоса надпись: ‘F.W. Linqvists Patent’. На горелке штамп — ‘Primus.
Sweden’. Чашка, куда наливают спирт для зажигания, не обычного типа «тарелочкой», а в форме воронки, приваренной прямо к восходящей трубке.
«Примус» — по-латыни означает «первый», «лучший». «Primus» — так называется известная уже почти 120 лет шведская компания, один из ведущих изготовителей примусов и подобных ему переносных газовых приборов в мире. Все это время параллельно существовала фирма «Sievert», которая начала с производства паяльных ламп, а потом перешла на плиты для приготовления еды на том же принципе, что и примус. В 1966 году конкурирующие фирмы слились, чтобы стать еще сильнее.
А все началось с того, что в 1881 году Макс Зиверт, немецкий торговец техникой, приехал в Стокгольм, чтобы начать собственное дело. Тем временем в другом конце города изобретатель Карл Ричард Нюберг «колдовал» на своей кухне, создавая принципиально новое устройство — паяльную лампу. Случай свел их, и появилась фирма «Sievert».
Примерно в то же время швед Франц Вильгельм Лундквист создал первую керосиновую горелку, не дававшую сажи; она обеспечивала лучший нагревательный эффект, чем другие известные тогда приборы. Лундквист стал продавать свои горелки друзьям и соседям, и вскоре дело выросло в предприятие, которому было дано гордое название — «Примус». Компания стала экспортировать свои изделия. Возможность вскипятить воду за 3-4 минуты и поджарить мясо за 5 минут была сенсацией, сравнимой только с появлением микроволновых печей. Так плиты «Примуса» завоевали мир.
Прибор был компактен и прост, но очень капризен и требовал сноровки в обращении. Не каждая хозяйка умела обращаться с ним, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Примусы часто ломались, и это способствовало появлению множества ремонтных мастерских.
Современный примус — важная часть экипировки многих экспедиций во всем мире. Интересную информацию о применении примусов в походных кухнях можно найти в Интернете, например, на сайтах: http://www.primus.se ; http://www.spiritburner.com/ . Без примуса не мыслят существования современные туристы, особенно ценят его альпинисты. Этот нагревательный прибор успешно использовали в своих знаменитых экспедициях Амундсен (Южный полюс, 1911 год), Хиллари и Тенцинг (Эверест, 1953 год), Горан Кропп (Эверест, 1996 год). В туристских изданиях и на интернетовских сайтах можно почерпнуть много нового и интересного относительно использования примусов в походных условиях или просто в поездках на природу, на рыбалку.
Паяльная лампа — очень удобный нагревательный прибор, однако она надежно работает только при правильном уходе и требует, осторожного обращения. Как видно ка рисунке 77,
лампа состоит из резервуара для керосина, куда при помощи насоса нагнетается воздух; тройника с запорным краном для распределения и регулирования рабочей смеси; горелки; чашечки для подогрева горелки; горловины и клапана, служащего для выпуска избыточного воздуха из резервуара.
Принцип действия паяльной лампы прост. Воздух, нагнетаемый насосом в резервуар, подает горючее в горелку, где оно сгорает, образуя факел пламени. Чтобы горючее воспламенилось, горелку нужно предварительно нагреть до определенной температуры. Для этого в чашечку под горелкой наливают бензин и поджигают его. Запорный кран в это время должен быть закрыт.
Емкости чашечки обычно хватает для достаточного нагрева горелки. Пока горелка разогревается, в резервуар не спеша накачивают воздух. После этого открывают запорный кран, и лампа загорается (рис. 78).
Величина пламени регулируется запорным краном. Чтобы потушить лампу, закрывают запорный кран и выпускают воздух из резервуара через клапан.
Мастеру-любителю могут встретиться лампы различных конструкций и рассчитанные на разное горючее-керосин, бензин, спирт. Наиболее распространены керосиновые лампы. Их ни в коем случае нельзя заправлять бензином или смесью бензина и керосина — может произойти взрыв.
Керосин следует заливать в лампу через воронку с мелкой сеткой. Резервуар нельзя заполнять горючим более чем на три четверти его объема, так как это может привести к взрыву.
Чтобы накачанный в резервуар воздух не выходил, необходимо периодически проверять состояние прокладки крышки заливной горловины и своевременно заменять ее новой. Правильная работа лампы в значительной мере зависит от состояния форсунки, отверстие которой необходимо регулярно прочищать. Подача топлива в горелку иногда задерживается нагаром, который образуется внутри змеевика. Змеевик в этом случае необходимо раскалить и продуть воздухом.
Источник: mexanic2.livejournal.com
Топливо для примусов
Чем кормить примусы? Такой вопрос иногда возникает в самый неподходящий момент… К тому самому моменту когда нужен примус — лучше быть готовым заранее. .а не по факту… Естественно — примус должен находиться в работоспособном состоянии. иначе сжигание любого топлива в нем может стать проблемой… Примусы бывают — бензиновые, керосиновые, мультитопливные.
Соответственно и выбор топлива не велик. Но есть и в данном случае свои исключения из правил.
Самые распространенные у нас примусы — среди бензиновых — это семейство типа Шмель — от 1 до 4-го. Работают они по инструкции — на автобензинах… С небольшим — НО — когда проектировались данные примусы — в бензинах был минимум присадок. сейчас же — картина другая. Более того — при сжигании некоторого бенза аромат стоит такой, что примус хочется выкинуть куда подальше… и больше на нем ничего не готовить и не разжигать его. чем заправлять в таком случае?
Если позволяют ресурсы — не смотря на рекомендации — кормите Шмеля бензином типа 80 или Галоша. Он же — Нефрас 80/120. По производителям кто приятней, кто похуже — сложно сказать.
Неплохие и не самые дорогие это -Ясхим, Вершина.
Галоша от Вершины
Использование Галоши или 80го позволит значительно снизить или практически свести к 0 образование нагара в горелке примуса. Плюсов у данного топлива много… Но и минусы тоже есть — это цена и доступность. Но если для примуса имеется отдельное топливо с рассчитанным объемом на использование — лучше использовать его.
Но если не хватит или в критической ситуации — используйте автобензин из бака авто — если есть возможность его оттуда слить конечно. Да примус может подзабиться нагаром — но хотя бы будете с пищей и теплом. Как вариант.
По поводу американцев типа COLEMAN — только Галоша… только хардкор…
Coleman 533
Как вариант — 80й прямогонный бенз. Он в разлив дешевле Галоши — но есть не везде… В крайних случаях — автобензин из бака… но если примус с генераторной трубкой — ресурс его на автобензине может исчисляться и несколькими днями, а иногда и несколькими часами работы. Иначе — просто генератор на выброс… Реанимировать его или прочистить — практически не возможно… Стоимость его после скачка валюты более чем.
Есть генераторы БЕЗ капиллярной трубки… Но это старые модели и у нас они не распространены — в силу чего используются редко. На керосине — бензиновые примусы БЕЗ переделок и доработок — как правило — НЕ работают.
Керосиновые примусы типа Рекорд-1.
Все вроде бы понятно — работают на керосине. Типа КО-25. Керосин осветительный…По производителям — те же Ясхим и Вершина… Но опять же — можно взять порцию и сжечь в примусе… Если запах при горении отвратен — то и керосин соответствующего качества. Конечно любой керосин при горении дает соответствующий выхлоп — есть и совсем отвратные марки — но все относительно.
Керосин. Вершина.
При некотором раскладе примус типа Рекорд-1 и прочий из данного типа вполне может стать… мультитопливным… Простейшая конструкция горелки позволяет ему работать практически на всем что горит… Для этого необходимо иметь сменные жиклеры для горелок с соответствующими диаметрами в них под конкретное топливо.Без переделок такие примусы способны сжигать — бензин, керосин, уайт-спирит, сольвент, некоторые растворители и обезжириватели — в крайних случаях при отсутствии другого топлива. Также можно использовать спирт с соответствующим жиклером в качестве топлива.
Ясхим. Уайт — спирит
Тот же уайт-спирит имеет более приятный запах при сжигании по сравнению с керосином.
Мультитопливные горелки в своей конструкции опять же — имеют генератор -испаритель, зачастую с тросиком внутри…который при использовании некачественного топлива — имеет свойство забиваться нагаром…
Поэтому дабы горелка стала всеядной — или удаляют тросик из генератора… или ТО горелки делают каждый день после ее использования с установкой соответствующего топливу жиклера. Либо — хорошее топливо типа Галоши… или газ — в случае с наличием трубки-испарителя или генератора — вполне допустимый вариант. Многие горелки в своей комплектации имеют сменные жиклеры под разное топливо — газ, бензин, керосин, солярка — что делает их еще более универсальными — но в большинстве своем без модификации — они также остаются требовательны к качеству топлива — в противном случае ресурс и время их работы — могут быть значительно уменьшены.
В качестве вывода — если Вам позволяют средства и есть возможности — используйте для горелок и примусов отдельное топливо типа Галоши и хорошего керосина. Только чистый бензин Галоша или 80 — для американских моделей.
Если нет выбора и средств — для наших Шмелей и Рекордов — соответственно авто-бензин и керосин. При определенных навыках и Рекорд отлично работает на бензине… НО — надо уметь. его правильно тушить в первую очередь и разжигать — во вторую.
Для мультитопливных горелок — также предпочтительно хорошее топливо… Но в случае отсутствия — использовать можно все что подходит, но с ежедневным ТО горелки во избежание ее закоксовывания нагаром.
Для всех типов примусов и горелок — КРАЙНЕ нежелательно сжигание смесей для бензопил — где масло содержится в бензине…
11 августа 2016
Поделиться:
А если спиртом заправить «шмель» ?
Как он это переживёт ?
Нагара по идее вообще не должно быть
Под спирт нужен соответствующий жиклер, с обычным нестабильное горение и срыв пламени.
Спасибо большое за инфу !
Отличная статья !
Просто и доходчиво !
Огромное спасибо ! Пойду за голошей
Хех думал смесь пойдет. Спасибо за статью
Я езжу на Hyundai Getz
Вершина- редкий товар, в москве его только в ОБИ продают, облазил кучу строительных и хоз-товаров. Кто галошей от вершины зипу пробовал ли заправлять, какие впечатления?
(сам заправлял «Обезжиревателем» вершина, понравился, не пахнет, горит хорошо, но больше чем на 3 дня его нехватает-летучий) вот думаю может галоша дольше в зипе проживет-хотя бы 5дней.
Странно. У нас полно его так то. Обезжириватель не вспомню сходу что там. Возможно тот же нефрас.
Я езжу на Hyundai Getz
а в москве его в оби продают, зато полным полно везде в продаже в зеленой бутылке с желтой этикеткой, но эта вещь вонючая и явно с примесями. Вершина имхо более чистая и запаха почти нету.
Я езжу на Volkswagen Touareg (1G)
Вершина- редкий товар, в москве его только в ОБИ продают, облазил кучу строительных и хоз-товаров. Кто галошей от вершины зипу пробовал ли заправлять, какие впечатления?
(сам заправлял «Обезжиревателем» вершина, понравился, не пахнет, горит хорошо, но больше чем на 3 дня его нехватает-летучий) вот думаю может галоша дольше в зипе проживет-хотя бы 5дней.
Чтобы не испарялся, каждый раз в бутылку сливаю, для примуса тоже полезно. А «вершина» реально классный нефрас.
Я езжу на Hyundai Getz
из моей практики Вершина (но испаряется сильнее)-пахнет меньше всех, взял галошу «ясхим»( тот же нефрас80/120) но запах на порядок сильнее, я вершину могу открытую оставить но запах почувствую если к носу открытое горлышко под несу, а «ясхим» открытый за метр чувствуешь…
Я езжу на Volkswagen Touareg (1G)
Я о том, что сливать топливо из примуса после пользования, дабы не испарялось.
Насчет вершины я в курсе, около 8 лет пользую. Но когда нужен большой обьем, покупаю рязанский 80/120 на разлив, беру обычно 20л канистру, на год хватает.
Ярославский воняет и если форсунка чуть изношена иглой, коптит нещадно.
Скажите пожалуйста, а с такими характеристиками нефрас/бензин подойдёт?
-НЕФРАС С2, (бензин-растворитель) — Описание товара
НЕФРАС С2 (БЕНЗИН «КАЛОША») ОАО»Нафтан»
Описание: нефрас С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92) — бензиновый растворитель смешанного типа, содержит не более 50% углеводородов каждой из групп.
Основные эксплуатационные характеристики: быстро растворяет органические соединения, быстро испаряется, свойственна коррозионная агрессивность. Относится к группе бензинов-растворителей.
Область применения нефраса С2-80/120: продукт применяется в резиновой промышленности, а также для обезжиривания поверхностей, предназначенных для склеивания, и с целью разрежения красок, эмалей. Возможно использования нефраса С2-80/120 в качестве топлива для каталитических грелок и бензиновых паяльных ламп.
Технические характеристики:
Наименование показателя Норма по ГОСТ (ТУ)
Плотность при 20°С, г/см3, не более 0,700
Фракционный состав:
температура начала кипения, °С, не ниже 80
98% перегоняется при температуре, °С, не выше 110
100% перегоняется при температуре, °С, не выше 98
остаток в колбе после перегонки, %, не более 1,0
Бромное число, г брома на 100 см3 нефраса, не более 0,08
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 1,5
Испытание на образование масляного пятна выдерживает
Массовая доля серы, %, не более 0,001
Содержание водорастворимых кислот и щелочей отсутствие
Содержание механических примесей и воды отсутствие
При покупке оптом действует система СКИДКОК!
Производитель: Открытое акционерное общество «НАФТАН», Республика Беларусь, Витебская область, 211441, г.Новополоцк, 375(214)59-82-57
Да это он. Думаю сделан по стандарту — пуст ьи Белорусскому. При горении если не будет мерзотного запаха — это оно.
Спасибо.В Белоруссии ещё по советским гостам делают
Источник: www.drive2.ru
Синий цветок жизни. Сага о примусе.
Примус достался мне по наследству, как семейная реликвия путешествий по Кавказу. Документации на него не сохранилось, но достоверно известен год покупки – 1971. Ну что ж, 37 лет безотказной службы не так уж и мало. Порой, вообще столько не живут.
«Шмель» попал ко мне из отцовского гаража, в конце 90-х. Отстояв без дела несколько лет, он был в отличном состоянии. Запустился сразу и без проблем, на оставшемся в нем бензине. Так я стал его новым постоянным хозяином. Первый «Шмель» — точная копия австрийского “Phoebus” 50-х годов. Мощность 2,5 кВт. Литр воды закипает за 3,5 минуты.
Далеко не каждая газовая горелка может похвастаться такой производительностью. Примус служил верой и правдой. Был всегда «козырным тузом» в спорах, сокрушая любые аргументы сомневающихся. Справедливости ради скажу, что недостаток в нем все же был, но только один — готовка на открытом воздухе. Продукты горения вредны для здоровья.
Лично меня, это никогда не смущало, ведь жизнь туриста сплошной открытый воздух. А дождь и ветер — лишь атрибут приключений и путешествий. Но всё рано или поздно ломается — такова «се ля ви». За год путешествий с газом я стал забывать о бензине.
Этой осенью в Крыму я познакомился с приятной парой из Приднестровья. У них был. армейский “Juwel-33”. Подумать только, рабочий немецкий примус 1934 года! Я был просто сражен состоянием живого раритета. Находил малейший повод прийти в гости на утреннюю готовку кофе.
Хозяин ювеля, человек радушный и компанейский, отдававший отчет ценности девайса, мог часами крутить тему «Как хорош мой бензиновый примус». В общем, приехав домой, думал только об «энтом чуде». Перерыв интернет, и собрав доступную информацию, я начал замечать, что почти в каждый разговор с друзьями умудрялся вплетать нить о примусе.
В перерывах между восхищенными рассказами я пополнял знания из отдаленных уголков Сети. «. оказывается, в 1927 году у шведов уже был патент!», «. почему так долго работают? Так нечему ломаться!», «. гудит? В этом весь смысл. Аэродинамическая тяга головки. Верх инженерной мысли!».
«Слушай, мне кажется, ты знаешь о примусе всё, даже больше создателей» — сказал, шутя один из моих друзей. Комплимент из его уст был вдвойне приятен, он участник сложнейших экспедиций, включая Эверест.
Как известно, мысль материальна. Через два дня зазвонил телефон: «Мне сказали, что вас интересует примус. Советский, восьмидесятые, состояние не очень, 12 долларов». Этим же вечером примус был у меня. Состояние было и впрямь не очень: весь в саже и копоти, с припаленной ручкой регулировки. Он напоминал мне дворнягу, прошедшую ужасы улиц, впервые почувствовавшую тепло родного дома.
Мне не терпелось его проверить. К моему удивлению примус заработал. Сначала робко и неуверенно. Постепенно он набирал обороты. Раскаленная до красна горелка, фыркнув, рассталась с остатками копоти. Выйдя на полную мощность, примус распустил свой прекрасный синий цветок.
Я был на седьмом небе!
Попробовав потереть старую сажу на корпусе, не смог остановиться. «Не шалю, ни кого не трогаю. Починяю примус. ». Разобрал до последнего винтика. Все отчистил. Собрал. Проверил. Работает.
Да, мне пришлось с ним изрядно повозиться.
Кухонное окно залил утренний свет. На подоконнике стоял сияющий примус. Я пил у окна кофе, сваренный на новой горелке. Я радовался новому дню, размышляя о будущих путешествиях.
Комментарии:
9Aclimber, 25.11.2009 13:33
Вы очень бережливый и внимательный хозяин!))
У нас за время различных походов(начиная с 1984 года) и экспедиций столько этих примусов и «шмелей» взорвалось и вышло из строя!))) Весёлые и не очень истории закончились с переходом на газ)))
lowtem, 25.11.2009 14:33
А я своего Шмеля-50 в стенчестве пропил. Продал и пропил.
Tsvetik, 25.11.2009 15:17
примус на фото, насколько я помню, не шмель а пионер.
P-Abramov, 25.11.2009 15:53
И не Пионер, а Турист. А делали их в городе Павлодаре. В 60-х они в небольших количествах выпускали цельнотянутый Ювель.
SanchezZz, 25.11.2009 16:55
а почему примусы взрываются? )) что с ними нужно не так сделать, чтобы отправить в воздух?))
parabel, 25.11.2009 19:45
Я видел как в жару примус «Шмель» рвануло, наверное от перегрева, хотя у «Шмеля» клапан на случай повышенного давления есть. Чтобы испортить «Шмель», нужно его закрыть в другую сторону, а когда он остынет, открыть, и зубья сорваны. Примус с фотографии лет тридцать назад можно было купить в спорттоварах, но он настолько несерьёзный был, что смысла не имело, для кастрюльки максимум 1 литр, да и дорогой. В Ала-Арче в 80 году вместо примусов нам выдавали паяльные лампы, вот это действительно ракета была.
Gravity, 25.11.2009 20:06
клапан, конечно хорошо, сбрасывает давление, вот только если пользуешься стеклотканью или еще чем прикрываешь примус то эти пары выходящие через клапан тутже загораются и если не углядеть — БАХ!))
А про маленький примус зря так резко) на 10рых человек за 15-20 минут чай обеспечивал, пока на примусе варилась каша))
А от себя про «Шмель» еще добавлю) Как в этом году на «Спартаковских Ночевках» в Адыл-су перегрелся примус ( в нашем отделении решили мне поручить с ними возиться). Снял кастрюлю, нужно сбросить давление. Открутил немного насос. жду.. Давление никак не спадает) решил открутить посильнее. еще немного сильнее. и тут насос вылетает и мне прямо в лобешник со струей бензина)))))))) пока я лицо отмывал ужин уже был готов))))
Раскрыть ветку обсуждения
СтарыйЧайник2, 25.11.2009 20:10
Всё праильна, ТБ надо знать и соблюдать.
9Aclimber, 26.11.2009 13:41
Это происходит от перегрева(особенно, когда несколько примусов ставят рядом и накрывают каким-нибудь экраном).
Случай из жизни пионерлагеря: взрослого пионера попросили поставить кастрюлю на 2 примуса. Пионер подошёл к решению вопроса творчески — чтобы увеличить интенсивность огня, он поставил один примус на другой и сверху кастрюлю. Результат: кастрюлю после недельного поиска нашли, а вот от примусов ничего не осталось. )))(пионеры не пострадали, к счастью)))
kovalev, 25.11.2009 17:24
Проще всего накрыть стеклотканью или фольгой, для эффективности.
СтарыйЧайник2, 25.11.2009 20:07
И от этого тоже. взрывались
Но чаще умирали от плохого бензина. Хотя, для этоих случаев были и специалисты-реаниматоры, которые находили способы таки заставить их работать.
Эх, интересно было. В том числе и от этой. ррромантики.
Но всё же с газом — лучше
nomade, 26.11.2009 01:04
Так скажите точно как модель называется?
Шмель, Турист, Пионер?
Есть ли у кого паспортик завалялся, отсканируйте!
mongol, 26.11.2009 03:07
evlampei, 26.11.2009 07:45
На фото- примус Турист.
Я купил такого зверя в 88 году в Алма-Ате, в Спорттоварах рядом с парком 28 Панфиловцев, за 12 рублей.
Пашет до сих пор, без проблем и забот- техника на века.
Интересная конструктивная особенность этого примуса- отсутствие насоса.
Давление создается при разогреве бачка- потом опускаешь специальный отражатель, чтоб не перегревался.
И немного история в тему- в родном ЦСКА на выездах вечно была проблема со Шмелями.
То не горели, ты «фыркали» фонтаном пламени, то еще что.
В связи с этим, в экспедицию с нами всегда ездили два абалаковских рюкзака с запчастями.
Так вот однажды, на Бивачном, после очередной жалобы на примус, Ильинский заглянул в эти рюкзаки и за полчаса собрал безотказно работающий оригинальный (импортный) Фебус.
После этого за несколько дней в темпе вальса мы, солдаты, перебрали все оставшееся оборудование и собрали несколько абсолютно рабочих Шмелей.
Несколько лет после этой истории я мог перебрать примус с закрытыми глазами- разобрать, прокалить, собрать, протянуть, настроить и заставить работать.
Армия- школа жизни.
BlackClimber, 26.11.2009 11:32
На фото — «Смерть Туриста». Прекрасный примус, сам таким несколько лет пользовался. Сейчас в гараже живет, ждет своего часа занять достойное место на полке домашнего музея — надеюсь, он таки будет 🙂
—-
5. ЗАВОДСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИМУСА «ТУРИСТ»
Эту инструкцию отсканировал и пропустил через «распознавалку» Антон Щербаков, за что ему еще раз СПАСИБО!
Оригинал с картинками лежит по адресу: http://tavrich.ru/pages/scher/Stove/Review/tourist/man.htm
1. ПРИМУС туристский
Туристский примус служит для приготовления пищи и кипячения воды в полевых условиях и предназначен для туристов, рыболовов. охотников, автомобилистов, дачников и т.п. Примус работает на чистом автомобильном бензине. Одна заправка обеспечивает горение примуса в течение 50—60 мин. Два литра воды закипают через 16 мин.
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Примус состоит из коробки со стойками, бензинового бачка с клапаном, корпуса горелки 1 с регулировочной иглой 2, штуцера 3, рейки 4, жиклера 5, сальника 6, шайбы 7, чашки 8, горелки 9 и регулировочной ручки. Для очистки бензина и подачи его в жиклер в трубку корпуса горелки вставлен марлевый фильтр. Свободные концы фильтра должны находиться в бачке.
В коробке имеется гаечный ключ для разборки регулирующего устройства горелки, и для поджатия штуцера 3 в случае нарушения герметичности сальника (отвинчивание штуцера, соединяющего горелку с бачком, не допускается). При замене сальника 6 необходимо отвернуть горелку 9 и жиклер 5, вынуть рейку 4, затем вывернуть штуцер 3 и регулировочную иглу. После замены сальника ввернуть регулировочную иглу 2 до отказа, затем отвернуть ее на пол-оборота и вставить рейку. После чего поставить шайбу 7 и завернуть жиклер, горелку и штуцер.
3. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ
Установить примус на ровном месте. Открыть коробку, откинуть боковую стенку с закрепленным на ней бачком. При этом горелка располагается между стойками.
Надеть ручку на квадрат регулирующего устройства и поворотом ручки по стрелке «Прочистить» до отказа прочистить отверстие в горелке, затем поворотом ручки по стрелке «Зажечь» открыть доступ бензину на чашку горелки, одновременно подогревая бачок руками. Затем повернуть ручку до отказа вправо и поднести горящую спичку к чашке горелки, когда бензин почти выгорит, необходимо повернуть регулирующую ручку немного влево, позволяя парам бензина проходить через жиклер, и после достаточного прогрева корпуса горелки поворотом ручки добиться ровного горения примуса бледно-голубым пламенем.
Оптимальным режимом горения является работа примуса с высотой пламени 25-30мм. Появление бензина в жидком виде в начале горения, копоти и пульсации пламени вызывается недостаточным прогревом корпуса горелки во время розжига. Во избежание пульсаций пламени, рекомендуется, не гася примус, очистить внутренние поверхности жиклера 5 и горелки 9 с отражателем от налета копоти.
Для сокращения времени розжига примуса и при зажигании в холодную погоду разрешается налить немного бензина на чашку горелки. Не допускается скапливание большого количества бензина в чашке горелки во избежание сильной вспышки и копоти.
В случае слабого горения примуса рекомендуется проверить, нет ли просачивания паров бензина по резьбе штуцера 3 и крышки бачка зажженной спичкой. При появлении венчика пламени по резьбе штуцера 3 необходимо подвернуть штуцер ключом и, если пламя не исчезнет, заменить сальник.
При замене сальника, во избежание поломки регулировочной иглы 2, допускается извлечение изношенного сальника из корпуса горелки по частям путем скалывания. Для стравливания избыточного давления паров бензина в крышке бачка расположен клапан. В случае появления огонька на клапане бачка необходимо вращением регулировочной ручки уменьшить пламя и огонек погасить. Выключается примус поворотом ручки по стрелке «Зажечь» до отказа. После пользования примусом необходимо дать ему остыть, затем принести его в первоначальное положение.
1. Заправка и доливка бензином горящего примуса не допускается.
2. Каждый раз перед зажиганием необходимо отвернуть крышку бачка и дать возможность воздуху пройти в бачок. Затем плотно завернуть крышку.
3. После заправки крышка бачка должна быть завернута до отказа. Отвинчивание крышки бачка с момента зажигания не допускается.
4. Пламя не должно регулироваться в крайнем левом положении регулировочной ручки, т. е. в положении чистки жиклера иглой.
5. Если пламя при горении касается клапана, рекомендуется прикрыть клапан закрепленным на бачке защитным экраном.
6. Необходимо следить за чистотой примуса.
7. При переносе примуса с заправленным бачком, во избежание вытекания бензина, убедитесь, выключен ли примус.
8. Включение и выключение примуса детям категорически запрещается.
9. Извлечение марлевого фильтра из бачка не допускается.
В комплект туристского примуса входят: 1. Ключ гаечный — 1 шт. 2. Регулировочная ручка — 1 шт. 3. Сальник запасной — 1 шт. 4. Инструкция по эксплуатации — 1 шт.
По всем вопросам эксплуатации туристского примуса обращаться по адресу: Москва. Д-424, Сходненский тупик, 1, КБО. Телефон 491-49-83. Проезд: от станции метро «Сокол» автобусом № 62 до остановки «Поликлиника». Завод гарантирует работу туристского примуса, при условии его эксплуатации в соответствии с правилами пользования, в течение 12 месяцев со дня продажи магазином.
haurhot, 16.09.2010 14:11
Из личных наблюдений: по инструкции не хочет разжигаться и гаснуть. Пришлось делать так: прогрев в закрытом состоянии(игла торчит наружу), при открытии происходит выход бензиновых паров и переход рабочий режим сопровождающийся завидным тарахтением, выключение — закрытием клапана, а не полным открытием как в инструкции.
Примус у меня с неизвестным сроком эксплуатации и видимо забит. 1л за 12минут это в два раза медленнее чем положено. Общее впечатление положительное, хорош для одиночек и очень маленьких компаний.
P.S. Как проверить на годность клапан в крышке бачка, как его разобрать?
Источник: risk.ru