Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
Советские водители и шоферы придумали огромное количество названий для самых разных отечественных автомобилей. Прозвища одной и той же машине могли сильно меняться в зависимости от конкретной модели и региона страны, когда она использовалась. Однако, были и условно «всесоюзные» прозвища, которые разносились шоферским фольклором по всей стране. Сегодня поговорим о легендарных грузовиках ЗИЛ.
Великая держава грузовиков. |Фото: Twitter.
Если Соединённые Штаты Америки в XX веке можно смело считать великой автомобильной державой, то вот Советский Союз был великой державой грузовиков. Стремительно растущая в 1930-е годы экономика требовала огромного количества новых грузовиков. Никакой экспорт не был способен удовлетворить запросы страны в данной области, а потому СССР обязан был начать выпуск своих собственных машин.
За что «Захара» грузовик «ЗИЛ 157» так ценили в СССР?
Захар Иванович собственной персоны. |Фото: m.ok.ru.
Первым действительно известным на всю страну стал грузовик ЗиС-5 с грузоподъемностью 3 тонны. Выпускалась машина с 1933 по 1958 год в то время, когда предприятие все еще носило имя Сталина. Уже в первые годы эксплуатации ТС отечественные шоферы придумали грузовику занятное прозвище по первым двух буквам «З» и «И» — «Захар Иванович». Спустя годы удобства ради прозвище сократили просто до имени «Захар». Первое имя, данное еще ЗиС-5, оказалось настолько удачным, что прочно закрепилось в народно сознании и часто применялось ко всем последующим моделям грузовиков ЗиЛ.
157-ой рекордсмен по числу прозвищ. |Фото: drive2.com.
Абсолютным рекордсменом по числу собранных прозвищ стал, конечно же, легендарный ЗиЛ-157. Из-за характерной формы капота машину прозвали «Клоном». Однако, данное название прижилось не шибко. На Дальнем Востоке 157-ой получил прозвище «ступа» за схожесть формы кузова с одноименным инструментом. Кроме того, грузовик прозвали «Самоваром», «Бабаем» и «Мурмоном».
Тот самый крокодил. |Фото: yaplakal.com.
А вот модели 164 и 166 из-за характерной формы кузова получили уже совсем другое название. В народе, помимо общепринятого «Захара» и «Зилка», эти машины звали «Крокодилами». Уж больно у них был вытянут нос. Кроме того, грузовики армии и народного хозяйства чаще всего выкрашивали в зеленый цвет, что наводило на определенные аналогии.
Почему ЗИЛ-157 мормон, трумен и даже крокодил
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 4 некогда популярных советских автомобиля , которые теперь и не сыщешь.
Источник: novate.ru
Грузовик по имени «Захар», который знали все водители СССР
Комментарии: 4 21.10.2021 У многих россиян, родившихся в Советском Союзе, при упоминании Завода имени Лихачёва часто всплывает образ ЗИЛ-130. Этот грузовик выпускали до 2010 года и он часто встречался на сельских и городских дорогах. Немногие помнят, что его предшественник — ЗИЛ-164, был не менее, а то и более популярным грузовым автомобилем.
Впервые с конвейера ЗИЛ-164 сошёл в 1957 году. Машина стала результатом глубокой модернизации послевоенного среднетоннажного грузовика ЗИС-150. От прародителя новому автомобилю досталось народное прозвище «Захар».
Грузоподъёмность до 4 тонн обеспечивалась бензиновым силовым агрегатом мощностью 97 лошадиных сил объёмом 5.5 литров. Пятиступенчатая механическая трансмиссия передавала крутящий момент только на задние колёса.
Двигатель машины был достаточно прожорлив, употреблял 30 литров бензина на сто километров, что пришлось компенсировать вместительным топливным баком 150 литров.
ЗИЛ-164 широко применялся в строительстве, в сельском хозяйстве, были даже модификации с цистерной и тягач.Необходимо учесть, что «звездным часом» для грузовика стал конец 50-х и почти все 60-е годы. Это было время, когда в Союзе происходило масштабное строительство. Потребность во всех видах грузовых автомобилей была просто огромной – и во многом она удовлетворялась за счет «переходных» моделей ЗиЛ, поскольку более новый ЗиЛ-130 еще только начал появляться на автодорогах. Значительная часть этих авто была направлена в ВС СССР. В армии ранее уже использовался ЗиС-150, что во многом облегчало практическое освоение новой машины, которой от предшественника осталось богатое «наследство» – семейство разных специализированных надстроек.
Источник: car.ru
Первый в роду «Захаров»
Поколению 30-х годов прошлого века хорошо известен грузовой автомобиль, прозванный в народе Захаром. Почему «Захар»? Почему именно этот автомобиль? И вообще, какой именно «этот».
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Некоторые знатоки советских грузовых авто уверенно называют «Захаром» автомобиль ЗИЛ-157 гражданской версии, другие, не допуская противоречий, – ЗИС-5. Затем в «несомненном» списке появляются ЗИЛ-151, ЗИЛ-150. При этом каждый приводит довольно убедительные аргументы своей правоты. Возникает вопрос: как такое могло случиться, что имя одно, а моделей – множество.
Мы решили обратиться к производителю всех этих автомобилей, на завод ЗИЛ – уж они-то знают! Там нам подтвердили, что «Захаром» называли именно ЗИС-5. Но неужели остальные наши собеседники ошибались? «Копнув» еще, мы выяснили, что в то время, когда ЗИС-5 выпускали на Урале, это прозвище дали ему местные остряки. Более поздние автомобили, упомянутые выше, действительно называли «Захарами», но неоспорим факт того, что именно ЗИС-5 первым был удостоен этого человеческого имени. Таким образом, получается, что правы все, и у каждого был свой «Захар», однако ЗИС-5 по праву является основателем этого рода.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
К 1933 г., когда появилась первая партия из десяти грузовиков ЗИС-5, в СССР грузовые автомобили производили на Московском им. Сталина (ЗИС), Ярославском и Горьковском автозаводах. Пионером советского грузового автомобилестроения был национализированный в 1918 г. завод Автомобильного московского общества (АМО).
Ярославский автозавод выпустил свою первую модель в 1924 г., а Горьковский – в 1932 г. В 1925-1928 гг. в Ярославле выпускали грузовик такой же грузоподъемности, как и у ЗИС-5 (3 т), – Я-3, унаследовавший двигатель и некоторые узлы от американского грузовика White. Однако машина была технически устаревшей даже для своего времени, поэтому ее выпустили небольшой партией в 160 шт. В течение года (с 1928 по 1929-й гг.) также небольшой партией (137 шт.) был выпущен Я-4 с двигателем Mercedes-Benz и грузоподъемностью 4 т. Страна, развивающая индустрию, наращивавшая экономический и военный потенциал, остро нуждалась в грузовиках подобной тоннажности. На заводе АМО, в 1933 г. переименованном в ЗИС, началось производство ЗИС-5, прозванного в народе «Захаром», или «трехтонкой». За год до этого (в 1932 г.) Горьковский автозавод запустил в производство ГАЗ-АА («полуторку») грузоподъемностью 1,5 т. Именно ГАЗ-АА и ЗИС-5 в течение многих десятилетий будут самыми массовыми гражданскими и военными грузовиками СССР.
Предшественниками ЗИС-5 были две модели московского автозавода – АМО-2 и АМО-3. Конструкция АМО-2 имела прогрессивные для своего времени новшества: гидравлический привод тормозов, диафрагменный бензонасос, батарейную систему зажигания и даже специальный компрессор для подкачки колес, приводимый в действие от двигателя. Прототипом для АМО-2 послужил американский грузовик Autocar-SA. АМО-3 фактически был модификацией АМО-2 с незначительной модернизацией.
Внешне ЗИС-5 был очень похож на АМО-2 и 3, однако конструкция автомобиля подверглась серьезным изменениям. Увеличенные (по сравнению с американским прототипом) диаметры цилиндров позволили повысить мощность двигателя с 60 до 73 л.с., были серьезно доработаны коробка передач, карбюратор, радиатор, карданный вал, конструкция рамы и мостов. Гидравлический привод тормозов заменили механическим. Общие принципы модернизации можно выразить несколькими словами: упрощение конструкции, ремонтопригодность, мощность, простота производства.
Шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель ЗИС-5 доказал свою эффективность и надежность – его производили более 30 лет. Своей максимальной мощности он достигал при 2300 об/мин, а максимального крутящего момента – при 1200 об/мин. Низкооборотистый двигатель объемом 5555 см 3 позволял грузовику двигаться на очень низкой скорости – 4-5 км/ч, что имело определенную практическую ценность.
Удачное распределение массы автомобиля, хороший подбор передаточных чисел шестеренок коробки передач в сочетании с тяговитым низкооборотистым двигателем – эти факторы обеспечивали на удивление неплохую проходимость заднеприводного грузовика. Силовой агрегат ЗИС-5 был крайне неприхотлив к качеству топлива, он мог работать на бензине с октановым числом ниже 60, расходуя 30-33 л на 100 км. В годы войны при дефиците не только высокооктанового топлива, но и топлива вообще, в баки ЗИС-5 заливали даже светильный керосин, и ничего – ездил.
Интересной особенностью отличалась рама грузовика, которая не была полностью жесткой. Под воздействием продольных сил скручивания рама «играла», то есть частично гасила колебания дорожной поверхности. При этом полуэллиптические рессоры оставались достаточно жесткими, чтобы выдерживать массу перевозимого груза. ЗИС-5 мог не только перевозить 3 т груза, но и буксировать при этом прицеп массой 3,5 т.
ЗИС-5 В НОВЫХ ОБРАЗАХ
Наряду с выпуском базовой модели ЗИС-5 началось производство его модификаций с удлиненной базой. Так, на шасси ЗИС-11 выпускались пожарные машины, ЗИС-12 использовался в качестве платформы для прожекторов, зенитных установок, звукоулавливающих устройств, ЗИС-13, оснащенный газогенератором, работал на древесных чурках, ЗИС-14 с усиленной рамой, рессорами и никелированными облицовками радиаторов и бамперами шли на экспорт. Вообще, ЗИС-5 и его модификации (в том числе автобус ЗИС-8) были первыми отечественными экспортными автомобилями. Они поставлялись в десять стран Европы и Азии.
Всего же на базе ЗИС-5 производилось 19 модификаций, в том числе автобусы ЗИС-8, ЗИС-16, санитарные ЗИС-16С и ЗИС-44, первый советский седельный тягач ЗИС-10, самосвал ЗИС-19, полугусеничные ЗИС-22 и 42, газогенераторные (топливо – древесные чурки) ЗИС-13, 21, 41, газобаллонный ЗИС-30,полноприводный ЗИС-32. На базе ЗИС-5 был сконструирован и произведен в единственном экземпляре электромобиль ЛЭТ (1935 г.).
Конструкция ЗИС-5В была подчинена жесткой необходимости упростить производство этого грузовика и сэкономить дефицитные материалы. Кабину изготавливали из фанеры и дерева, штампованные с вытяжкой крылья полукруглой формы заменили угловатыми, изготовленными методом гибки и сварки из дешевого железа. ЗИС-5В не имел передних тормозов. На кузове оставили всего один откидной борт – задний (вместо трех довоенных) кабину оснастили только одной фарой – левой .
В 1948 г. двигатель (мощность 90 л.с.), предназначенный для новой, еще разрабатывающейся модели ЗИС-150, был испытан на шасси ЗИС-5. Небольшая партия этих грузовиков получила маркировку ЗИС-50. Машины обладали хорошей проходимостью и неплохой скоростной динамикой.
ЗИС-5 В НАШИ ДНИ
Благодаря отдельным энтузиастам и реставрационно-техническим клубам автомобили тех времен (в том числе и «трехтонки») можно увидеть и по сей день. Они участвуют в военных парадах, автомобильно-технических праздниках и съемках художественных фильмов.
Президент харьковского технического клуба «Самоходъ» Александр Павлович Осетров рассказал журналу о двух восстановленных силами клуба грузовиках ЗИС-5.
А.П.: Нам сообщили, что в одном из хозяйств Харьковской области, возле забора, на приколе, уже лет пятнадцать стоит Урал ЗИС-5. Мы захотели его приобрести. Хозяин грузовика – Николай Васильевич Майборода – на этой машине и воевал, и работал после войны. Грузовик был выпущен на Урале в 1943 г. Николай Васильевич сел на него в 1945 г., после войны работал в АТП, возил уголь.
Время брало свое, состарились оба. Николай Васильевич вышел на пенсию, а грузовик хотели списать. Пенсионеру удалось уговорить начальство продать ему ЗИС. Автомобиль передали с документами, и ветеран еще долго на нем ездил. Потом, когда у Николая Васильевича уже не было сил заниматься ремонтом, он поставил машину на прикол.
Хулиганы и охотники за металлом украли с машины очень много мелких деталей. Кузов и кабина сгнили.
Этот автомобиль мы восстанавливали с 2001 по 2003 гг. силами четырех техстанций. Пришлось делать почти все, от начала до конца, целой была только рама, ее в нескольких местах чуть-чуть подварили. Были восстановлены двигатель, коробка, ходовая. Новые поставили только современный генератор и резину. Кроме того, в машине сохранены родные колесные диски и приборы.
Потом мы отдали этот Урал ЗИС-5 на 110-й ремзавод Министерства обороны, где ему восстановили кузов.
Также мы реставрировали ЗИС-5 1936 г., который долгое время эксплуатировали в харьковской автошколе ДОСААФ как учебную машину для курсантов. После того, как зимой кто-то забыл слить воду из системы охлаждения, треснул блок цилиндров. Двигатель на замену тогда найти не смогли, и грузовик поставили на постамент на аэродроме, который находится при въезде в Харьков.
Перед одним из юбилеев ДОСААФ машину решили восстановить, и в 2003 г. ее «возвратили к жизни» на том же 110-м ремзаводе. Там автомобилю поставили другой двигатель, заменили много деталей в заднем мосту. На этом предприятии еще в 1943 г., после освобождения Харькова, ремонтировали технику, доставленную с полей сражений. Благодаря тому, что восстановление автомобиля производилось на заводе, где были специалисты, средства и необходимое оборудование, работы завершились быстро – за 4-5 месяцев.
R при переходе на низшие – добавлять в том же положении рычага «перегазовку» – короткое нажатие на педаль газа). Кроме того, у ЗИС-5 имеется особый открывающийся ветровичок на лобовом стекле – сейчас такого нет ни на одной машине.
Еще один любопытный момент: на приборной доске нет датчика топлива. Сбоку от горловины бензобака имеется щуп с насечками, с помощью которого и можно определить количество бензина в баке. По рассказам ветеранов, благодаря удачному высокому расположению трамблера, машина очень хорошо проходила через глубокие лужи и броды. Вода даже могла заливаться внутрь кабины, а машина все равно шла.
Рассказывали еще, что заливали в двигатель и бензин с керосином, и один керосин.
RE: Как вы подбираете расходные и запчасти, например, тормозные колодки?
А.П.: Мы берем аналоги, подходящие для ЗИС-5. Колодки ставим КАМАЗовские. Другие расходные материалы подбираем экспериментальным путем.
RE: Много ли подобных восстановленных машин в Украине?
А.П.: Думаю, около десяти экземпляров.
Rполуторкой» представлены в экспозициях американских музеев. При этом на информационных табличках указано, что это копии американского «Аутокара».
У нас, к сожалению, большого музея такой техники нет. Если бы были площади, на которых можно ее размещать, мы восстановили бы еще штуки четыре ЗИСа. С этой проблемой сталкиваются многие клубы – отреставрированную технику попросту негде хранить.
RE: И напоследок, планирует ли клуб «Самоход» еще восстанавливать «трехтонки»?
А.П.: Сейчас мы восстанавливаем третий ЗИС-5. Поскольку два отреставрированных бортовых грузовика у нас уже имеются, на шасси третьего планируем сделать автобус, подобный «Фердинаду» из кинофильма «Место встречи изменить нельзя», или пожарную автомашину ПМЗ-6.
Источник: autobuy.ru
«Захар Иванович» и другие прозвища, которые давали советские шофёры грузовикам ЗИЛ
Трудно найти человека, у которого бы в детстве не было прозвища. Кому-то везло — «псевдоним» выходил безобидным, кто-то же страдал за рыжие волосы, очки или не совсем атлетическое телосложение.
Интересно, что привычка называть знакомые многим вещи необычными именами, касается не только людей, но и автомобилей. В России трудно найти модель, которой бы отечественные автолюбители не придумали название. Причём это веяние не ново, ведь ещё в 1933 году вышел автомобиль, получивший необычное «имя», да ещё и не одно.
Грузовики «ЗИЛ»: прозвища, которые им давали советские автолюбители
Одна из самых ранних и узнаваемых моделей — «ЗИС-5». Грузовичок выпускался с 1933 по 1958 год. В этот период завод, на котором он собирался, носил гордое имя Сталина.
Однако смекалистые водители разглядели в двух первых буквах не название — «Завод Имени», а вполне себе имя и отчество. Так, «ЗИС-5», вошёл в историю, как «Захар Иванович». Кстати, впоследствии прозвище перекочевало к преемнику «зилка» — «ЗИЛ-157», который появился на свет в 1958 году. Благодаря необычной форме кабины получил прозвище не только «Захар Иванович», но и «Колун». Однако это не все «имена», которые получило авто. Самыми интересными «псевдонимами» стали:
- Утюг;
- Студер;
- Захар;
- Захар Захарович;
- Ступа;
- Мурмон;
- Захар Силович;
- Людоед.
Однако одно из самых необычных — Трумэн. Многие слышали о таком прозвище, но не все знают, как связан отечественный грузовик и американский президент.
Всё дело в «Студебеккере» — трёхосном автомобиле концерна Studebaker Corporation, который выпускался во времена Второй мировой войны. Он стал самым массовым грузовиком, который американское правительство поставляло в СССР по ленд-лизу.
«157-й» внешне очень походил на «Студебеккер», а поскольку в те времена главой США был Гарри Трумэн, его фамилия «приклеилась» к отечественному грузовику.
С 1975 по 1999 завод выпускал ещё одну популярную модель — «ЗИЛ-133». В очертаниях кабины этого грузовичка отечественные водители-фантазёры разглядели морду одного из самых грозных пресмыкающихся. Потому «133-й» запомнился многим как «Крокодил».
Завод «ЗИЛ» занимался выпуском не только проходимых грузовиков, но и автобусов. Один из них засветился в культовом «Место встречи изменить нельзя». Несмотря на то что в сериале он носил гордое имя «Фердинанд», обыватели автобус окрестили «Шараповка».
Не обошёл стороной народный креатив и автомобили, предназначенные для высшего руководства. Их граждане Советского Союза (острые на язык) окрестили «Членовозы». Прозвище настолько пришлось по душе широким массам, что прочно закрепилось в народе. Неудивительно, что и сегодня так называют модели, владельцы которых перемещаются с личным шофёром.
Источник: www.autosaratov.ru
ЗИЛ-157 – легендарный советский грузовик, и почему его называли Людоед?
Сегодня я расскажу вам про один из самых легендарных и харизматичных автомобилей ХХ века – о ЗИЛ-157. Данная статья будет скорее эмоциональной, чем технической, особенности технической части я опишу в следующей статье, сегодня я хочу просто вас познакомить, или заставить вспомнить про ЗИЛ-157.
Начну я с того, что ЗИЛ-157 создал сам Виталий Грачёв. Именно он с помощью других конструкторов добился того, что на ЗИЛ-157 стали устанавливать систему централизованной подкачки шин. Кстати говоря, подобная система до этого не применялась не только на советских, но даже и на зарубежных грузовиках.
Как ЗИЛ-157 только не называли – Захар Захарыч, Колун, Утюг, Трумэн, Ступа, Крокодил, Утюг, Людоед, Мормон. Если я что-то забыл, то можете добавить в комментариях. История ЗИЛ-157 уходит своими корнями глубоко, ещё во времена Великой Отечественной войны. Если разбираться, то машина является родственником Студебеккер US-6, с которого частично был скопирован ЗиС-151. Ну а ЗИС-151 – это и есть прямой предшественник ЗИЛ-157.
Сейчас ЗИЛ-157 вызывает у водителей чувства некой ностальгии по Советскому Союзу. Но по тому СССР, что был в 1980-х годах, когда дело шло к концу, а про СССР 1960-х-1970-х годов, когда жилось более или менее хорошо, и каждый работяга был уверен в завтрашнем дне.
Внешностью и общей компоновкой ЗИЛ-157 похож на ЗМС-151, только у него односкатная ошиновка колёс, да некоторые детали внешне отличаются. Зато шины у ЗИЛ-157 широкие, за что грузовик и получил прозвище Колун. Благодаря своей закруглённой кабине, ЗИЛ-157 не смотрится так же грозно, как ЗИЛ-131 или Урал, он скорее выглядит мягко и по-домашнему, что ли.
ЗИЛ-157 просто пропитан духом Советского Союза. Тут на всех деталях имеются надписи «сделано в СССР». Мотор у старого грузовика имеет рабочий объём 5,5 литра, и хотя его мощность не велика, всего 104-110 л.с, в зависимости от года выпуска, он тихий и обладает отличной тягой на низах.
Ну и под конец хочу рассказать вам, почему ЗИЛ-157 называли Людоед. Про это прозвище рассказывал мне один старый водитель, который возил у нас глину на кирпичный завод. Людоедом назвали ЗИЛ-157 из-за того, что во время работы в тяжёлых условиях Сибири, автомобиль без гидроусилителя часто буквально вырывал руль из рук водителя, когда ехал по разбитой и грязной дороге. Многие получали при этом вывихи, некоторым вообще кости ломало, тем, кто подохлее.
Сейчас уже на многие такие авто поставлены гидроусилители от ЗИЛ-131, но прозвище Людоед ещё можно услышать от некоторых старых водителей, которые помнят людоедские замашки старого советского грузовика.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник: auto.mirtesen.ru