Пятого января Москва отмечает день уличного фонаря. В ноябре 1730 года сенат Российской империи издал указ об изготовлении стеклянных фонарей для освещения Москвы в зимнее время. И уже 5 января 1731 года (25 декабря 1730 года по старому стилю) в Москве были зажжены первые уличные фонари. МОСЛЕНТА попросила рассказать об истории уличного освещения города директора музея «Огни Москвы» Наталью Потапову.
Руслан Шамуков / ТАСС
Пятого января Москва отмечает день уличного фонаря. В ноябре 1730 года сенат Российской империи издал указ об изготовлении стеклянных фонарей для освещения Москвы в зимнее время. И уже 5 января 1731 года (25 декабря 1730 года по старому стилю) в Москве были зажжены первые уличные фонари.
МОСЛЕНТА попросила рассказать об истории уличного освещения города директора музея «Огни Москвы» Наталью Потапову. ###Первые фонари Вначале на улицах Москвы было установлено 520 фонарей, которые заправлялись конопляным маслом, использовавшимся тогда и в кулинарии. Задачей фонарщиков было заправлять их и зажигать с наступлением темноты. Когда стало ясно, что масло систематически подворовывают, в него стали добавлять скипидар, чтобы невозможно было употреблять его в пищу.
Читайте на тему:
Вначале фонари зажигались с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. К концу XVIII века освещение улиц улучшилось. В 1800 году общее число фонарей составило 6 559. Из них 4 614 были укреплены на столбах, остальные — прибиты к стенам домов. В начале XIX века в фонари начали устанавливать отражатели, а их обслуживанием стали заниматься пожарные.
Но затем, во время пожара Москвы 1812-го года, фонари на деревянных столбах сгорели, и после этого восстановление уличного освещения шло очень медленно.
Чтобы вновь появившиеся на московских улицах фонари светили ярче, в 1820-х их пробовали заправлять лампадным маслом, но быстро выяснилось, что городскому бюджету это обходится очень дорого. Тогда для этих целей начали использовать хлебный спирт, и в 1848 году в Москве и Петербурге начали проводить опыты по устройству спирто-скипидарного освещения. Чтобы спирт не воровали и не пили, в него начали добавлять скипидар, а все фонари стали закрывать на замки. В Москве уже разработали план замены масляных фонарей на спирто-скипидарные, но как раз в то время на мировых рынках появился керосин.
Вид Москвы из Космоса
Керосин и вечерние прогулки
В результате в 1863 году, когда были объявлены торги на улучшение освещения в Москве, их выиграл француз Баталь, который предложил ввести керосиновое освещение. Его проект был признан лучшим, хотя заявки рассматривались самые разные, например, российские крестьяне представили проект фонаря, работавшего на сосновых шишках.
Читайте на тему:
Керосиновые фонари давали силу света в 8-10 свечей, освещение в городе стало гораздо ярче, москвичи это заметили, стали чаще выходить на улицы и гулять по вечерам, и даже начали более модно одеваться для таких прогулок, потому что теперь уже можно было друг друга разглядеть в темноте. В дневниках все стали писать, что керосин светит как Солнце, а Москва благодаря новому освещению стала европейским городом.
Обслуживание фонарей изменилось: керосина хватало на несколько дней, поэтому фонарщики днем собирали лампы, которые на санках, тележках и даже на коромыслах относили в депо, заливали в них керосин и уже заправленными возвращали их на место. По вечерам для фонарщиков наступал самый суетный момент, так как за полчаса каждый должен был зажечь около 50 фонарей.
Московская городская дума постоянно, каждый месяц утверждала осветительный календарь, в котором для каждой ночи было прописано, с какого по какой час производить освещение. В XIX веке фонари горели всю ночь только вокруг тюрем, а по городу только часов до двух-трех. И их совсем не зажигали, если ночь по календарю была лунная. И даже если было пасмурно, тучи на небе, все равно освещение не производили. Гиляровский писал, что в метель на улицах только изредка виднелись какие-то светлые пятна и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это уличный фонарь.
Ильинские ворота Китайгородской стены, конец ХIХ века
Газовое освещение
В 1865 году, через два года после появления в Москве керосиновых фонарей, был подписан контракт с английской фирмой на устройство газового освещения. Эта компания построила в Москве газовый завод, проложила газопровод и установила три тысячи газовых уличных фонарей.
Англичане объявили очень низкую цену за уличный фонарь, 14 рублей 50 копеек, и рассчитывали, что будет очень много частных потребителей и за счет этого они покроют расходы на уличное освещение. Но люди у нас во все времена были консервативными, москвичи боялись, что газ будет взрываться, что им можно отравиться.
В большинстве своем люди тогда вообще не понимали, что такое газ, многие задавали вопрос, как может гореть воздух без фитиля, и в итоге желающих освещать газом свои дома и квартиры нашлось совсем немного. Сам контракт на газовое освещение был непродуманный, невыгодный. Он был подписан на очень большой срок, на 25 лет. Газ тогда получали из каменного угля, который в первое время завозили из Англии, что создавало дополнительные сложности. Поэтому, когда появилось электрическое освещение, газовым фонарям было сложно с ним конкурировать.
Михаил Фомичев / РИА Новости
Электрическое освещение
В Москве первые электрические фонари были установлены в 1880 году, их было ровно 100, все они стояли в разных частях города и принадлежали частным владельцам: богатые люди освещали так свои рестораны и сады. Например, 24 электрических фонаря стояли в саду «Эрмитаж», и публика каждый вечер собиралась и аплодировала электричеству.
Сразу встал вопрос об электрическом освещении территории храма Христа Спасителя. Как раз в тот период завершалось строительство храма, которое растянулось очень надолго.
В Московской городской думе обсуждалось, что храм нужно осветить только электрическими фонарями, так как считалось, что электрический свет — это дар божий, который снизошел на русского изобретателя Яблочкова, и для Бога нет ничего приятнее, чем труд человеческий. Вот цитата того времени: «Один из гласных Думы отмечал, что устройство электрического освещения можно рассматривать как жертву Богу.
Жертву Богу, которую город Москва в лице своих представителей принесет перед этим храмом. Если Бог есть высший разум, то для этого Бога ничего не может быть приятнее жертвы, приносимой ему от плода человеческого труда, разума и гения.
Действительно, свет Яблочкова есть одно из великих украшений человеческого разума и его побед над материей, которая по преимуществу принадлежит нашему отечеству». Вообще, электрическое освещение появилось раньше керосинового.
Еще в 1802 году, когда на улицах горели масляные фонари, русский изобретатель Василий Владимирович Петров соорудил огромных размеров батарею и получил электрический разряд, электрическую дугу и предположил, что ее можно будет использовать для освещения темных покоев. В то же время и Эдисон сделал такое же изобретение. Поэтому в разных странах мира изобретатели и промышленники начинают пытаться приспособить электрическую дугу для освещения. Сначала эти лампы были совсем примитивными: два угольных стержня, между ними электрический разряд.
Например, в 1856 году, когда в Москве горели масловые спирто-скипидарные фонари, во время коронации императора Александра II, в Лефортовском дворце русский инженер Александр Ильич Поковский зажег десять «электрических солнц», десять ламп своей конструкции. Их нужно было зажечь много, потому что они быстро сгорали, не было электростанции, то есть нужно было еще решить проблему, как выработать электроэнергию. Существовали динамо-машины, локомобили, с помощью них вырабатывали какое-то количество электроэнергии и зажигали несколько лампочек.
Читайте на тему:
Керосиновые фонари и лампы быстрее распространились, потому что керосин легко производить и он дешев. На демонстрацию первых ламп сначала ходили как в театр, «смотреть на электрический свет». А электрические лампы еще долго дорабатывались, усовершенствовались, параллельно разные изобретатели разрабатывали лампы накаливания. В нашей стране Александр Николаевич Ладыгин в 1874 году получил Ломоносовскую премию и патент на свое изобретение «Электрическая лампа накаливания». ###Керосин до 1932-го Первые электрические лампы накаливания, которые в 1880-х стали применять в Москве, были изобретением американца Томаса Эдисона. Его заслуга заключалась в том, что он начал промышленное производство ламп накаливания, построил фабрику, на которой наладил выпускать их в большом количестве, за счет чего они становились все дешевле и доступнее.
Именно лампы Эдисона горели в Кремле 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III. Тремя годами позже первая московская улица была целиком освещена электричеством. Так как Тверская во все времена была главной улицей Москвы, все новые и самые лучшие фонари в первую очередь всегда устанавливали на ней.
Поэтому 1 мая 1896 года началось электрическое освещение Тверской, на ней было установлено 99 боковых фонарей. Если масляные и керосиновые фонари стояли на деревянных столбах, то газовые, электрические устанавливали уже на литых чугунных колоннах. Московские фонари в основном были довольно скромными и лаконичными по форме.
Газовые, керосиновые компании, ощутив конкуренцию с производителями электрических ламп, начали внедрять изобретения, которые значительно улучшили уровень уличного освещения. Появились калильные сетки, и фонари с простыми горелками стали менять на керосинокалильные, газокалильные. На горелку надевали колпачок из сетки, пропитанной в растворе солей тугоплавких металлов, который раскалялся и давал свет силой до тысячи свечей. Они были легки в обращении и очень эффективны: одного керосинокалильного фонаря хватало, чтобы осветить зимним вечером каток или сквер, его легко было установить и зажечь там, где невозможно протянуть электрический кабель. Поэтому такие фонари использовались в Москве очень долго — до 1932 года.
###Лампочки Ильича и кремлевские звезды Целиком на электрическое освещение Москва перешла только с 1932 года. В определенной степени электрификация столицы отмечает этапы политической жизни России начала XX века.
В 1907 году городские власти приняли проект по улучшению освещения в Москве, на улицах города должно было появиться большое количество электрических фонарей с лампами накаливания. Какую-то часть проекта выполнили, но началась Первая мировая война и все эти работы были прекращены. Во время революции многие фонарные столбы были спилены, их использовали для строительства баррикад.
В трудные годы последовавшей гражданской войны москвичи уносили последнее: фонарные столбы использовали для отапливания помещений, чтобы хоть как-то согреться в холодном голодном городе. Поэтому в 1919 году во всей Москве не было освещения, город как будто вернулся в средневековье. Еще не закончилась гражданская война, когда Ленин принял план электрификации всей страны. К проекту было привлечено 200 ведущих инженеров-энергетиков, на всей территории страны запланировали построить 30 электростанций. Знаменитая лампочка Ильича в первую очередь появилась в Москве, где рабочие окраины пытались освещать электричеством, несмотря на то, что пролетарии часто выкручивали лампочки из фонарей.
Первая фабрика по производству ламп накаливания в нашей стране была открыта еще в 1906 году, на Мясницкой улице. Детали часто закупали за границей, во время революции эти поставки прекратились. Лампочки Ильича, производство которых было налажено в России после революции, были уже с металлической нитью накаливания, которая еще не была свернута спиралью.
Самые яркие были 25-ваттными, но в основном их делали 16-ваттными, то есть они были довольно маломощными. Отечественная электроламповая промышленность стала быстро развиваться в 1930-е годы. В 1937 году Московский электроламповый завод разработал лампу накаливания для кремлевских рубиновых звезд мощностью 5 000 ватт и 3 700 ватт.
В каждой звезде было установлено по одной такой лампе с рефлектоотражателями и вентиляторами, а также трехслойные стекла, обеспечивающие ровное распределение света. В тот же период на Московском электроламповом заводе начали производить первые газоразрядные лампы, ртутные и натриевые лампы низкого давления. Однако у них была очень плохая цветопередача, поэтому, когда их попробовали ставить в фонари, москвичи и в первую очередь дамы, москвички стали жаловаться на такое освещение, и их снова заменили на лампы накаливания.
###Светомаскировка C первого дня Великой Отечественной войны в Москве была введена светомаскировка. К войне готовились, еще до нее была создана централизованная система управления наружным освещением, которая позволяла за одну секунду включить и выключить все фонари в городе одновременно.
До этого на то, чтобы зажечь и погасить городское освещение, требовалось два часа: электромонтеры ходили и вручную включали, а затем выключали рубильники по всему городу. Новая система состояла из одного центрального пульта, который выдавал команду. Военные из противовоздушной обороны следили, чтобы не было световых сигналов, провокаций.
Кроме фонарей погасили все московские огни, замаскировали окна домов, фары у автомобилей, светофоры, город на четыре года погрузился в темноту. Даже когда началось контрнаступление и Москву уже почти не бомбили, светомаскировка все равно соблюдалась. Отменили ее 30 апреля 1945 года, то есть фонари у нас снова зажглись всего за девять дней до победы.
Пока мужчины были на фронте, фонари и вообще уличное освещение Москвы реанимировали девушки 16-17 лет. Они ходили по городу с огромными лестницами, лампами и светильниками и постепенно восстанавливали освещение. Уже 30 апреля впервые за войну зажгли все фонари, а 9 мая уже был, конечно, устроен большой светлый праздник, сопровождавшийся грандиозным салютом.
Источник: moslenta.ru
Температура цвета светодиодов для уличного освещения
В широком понимании температура цвета бывает «теплой» и «холодной». Температура влияет не только на само восприятие цвета, но и на самочувствие человека, что уже было неоднократно доказано испытаниями. Цветовая температура современных диодных ламп — от 2 700 до 6 400 Кельвинов. Чем ниже это значение, тем «теплее» свет.
Как температура цвета воспринимается человеком?
В принципе, цветовую температуру до 800 К человеческий глаз увидеть неспособен. А вот остальные значения — само собой разумеется. Так мы видим цветовую температуру светодиодных светильников, ламп, фонарей в следующем виде:
- 2 000 К — очень теплый свет, почти оранжевый;
- 2 500 К — стандартное значение для ламп накаливания 40 Вт;
- 3 000 К — приятный желтый свет, похожий на тот, что мы видим на восходе солнца;
- 3 500 К — белый светодиодный свет с едва уловимым желтым оттенком;
- 4 100 К — естественный белый свет, максимально приближенный к дневному;
- 5 500 К — более холодный свет светодиода, напоминающий яркий свет солнца;
- 6 000 К — белое свечение, ощутимо отдающее синим оттенком.
А вот силу света светодиода измеряют в канделах (Кд). Для уличного освещения обычно чем выше сила света светодиода, тем лучше. Один источник света может осветить площадь большего размера. Но если, например, фонарь будет установлен рядом с окнами жилого дома, лучше ориентироваться на меньшую силу света светодиода. Так комфортнее для жильцов.
Интересным решением в световом дизайне могут быть светильники из поликарбоната и акрила. Много споров идет по поводу свойств этих материалов. Есть интересная статья о трех мифах акрила и поликарбоната.
3 000 или 4 000 Кельвин: какой выбрать светодиодный цвет?
Сегодня четких норм, которые бы регулировали требуемую цветовую температуру светодиодных ламп уличного освещения, нет. Но мы можем дать некоторые рекомендации:
- цветовая температура 3 000 К — это более «уютный» свет, создающий приятную, расслабляющую и комфортную атмосферу. Прекрасный выбор для освещения старинных улиц, парковых зон и других мест, где нужно добавить уюта. Такие же решения используют в кафе, лаунж-зонах, офисах и т. д. Свет приятен для глаз, не вызывает утомляемости, и, опять же, добавляет уюта;
- цветовая температура 4 000 К — это белое свечение, максимально похожее на естественный дневной свет. Белый светодиодный свет не искажает цвета, улучшает концентрацию и бодрит, в отличие от более «сонных» теплых оттенков.
Уличное освещение — выбор формы светильников
Нередко в городах цветовую температуру светодиодных ламп и фонарей комбинируют. Например, основную часть дороги освещают холодным светом светодиода (от 4 000 К до 6 000 К). А пешеходные зоны и переходы выделяют более теплой цветовой температурой — около 3 000 К. Такое решение повышает внимательность водителей на дороге и позволяет им сразу увидеть, что впереди пешеходная зона и нужно быть более осторожным.
Какую цветовую температуру в уличном освещении использовать не стоит?
Мы не рекомендуем использовать светодиодное освещение с температурой менее 3 000 К. Оно подойдет для дома, чтобы создать уют, но для улицы — нет. Такой свет хуже освещает, искажает цвета (желтит) и визуально уменьшает пространство вокруг. В частности, цвет свечения диодных ламп 3 000 К практически полностью соответствует лампам накаливания 200 Вт.
Цвет около 6 000 К слишком резкий. И хотя он лучше передает цвета окружения, находиться под ним долгое время не комфортно. Такой цвет идеально подходит для ландшафтного дизайна. В частности, для подсветки искусственной травы. Для освещения пешеходных, общественных зон и пространств использовать его не рекомендуют.
Лучше всего отдать предпочтение более теплым оттенкам. При этом важно учитывать, как рассеивается свет? Лучше всего использовать рассеиватель из поликарбоната. Он сгладит неровности света и предаст ощущение глубины пространства.
Итак, выбирая подходящую температуру цвета светодиодов старайтесь выбирать более нейтральные цвета. Слишком теплые или холодные оттенки ухудшают восприятие. Они могут спровоцировать быструю утомляемость, а последние даже сделать пространство неуютным.
Источник: www.policarbon.ru
Красные или зелёные огни на уличных фонарях.
Неоднократно стал замечать, с того момента, как заменили все уличные фонари на диодные, сверху фонаря горит, или мигает красный огонёк, редко зелёный. Хорошо видно, если фонарь немного развёрнут, с расстояния 50 метров до столба на котором этот фонарь установлен.
Вопрос! Чо за нах? Зачем?
пс. вот и сегодня, пока стоял в очереди на мойку на рокадке, на круге на столбе два огня, один красный мигающий, второй зелёный. Потом зелёный начал мигать с интервалом 10-15 секунд, потом совсем погас, красный продолжал мигать с интервалом 1 секунда.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
22 апреля в 22:16
базовые станции зомбирования
Фотореле gsm, «огонёк» — индикация состояния Ставили на 800.
Как работают — у меня информации нет.
Инфа выше — от монтажников.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
22 апреля в 22:22
Нафига фотореле? Горсвет включается централизовано, даже в нашем колхозе ящик в том году заменили на новый. Причём старый ящик умел выключать 30% фонарей после полуночи, т.е. через два, в целях экономии, а этот нихрена так не делает.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
22 апреля в 22:21
Важнее скорее одно.
Какого цвета оно в оптическом прицеле.
Сам противник подсвечивает? Да мы в сказке..
Вы не можете отвечать в этой теме.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
22 апреля в 22:58
Новые лампы светят ярче, служат дольше — до 20 лет, а энергии потребляют гораздо меньше, чем привычные ртутные или натриевые фонари. Автоматизированная система уличного освещения с энергосберегающими лампами — по-настоящему выгодное и экономичное решение, позволяющее усовершенствовать работу коммунальной сети города и, в конечном итоге, существенно повысить качество жизни населения.
Власти смогут контролировать их состояние через интернет с помощью специального интерфейса. Планируется, что интеллектуальные системы освещения сами будет включать и выключать уличные фонари, дистанционно снимать показания приборов учета, отслеживать неисправности в сети и незаконные подключения.
Благодаря тому, что данные будут поступать на экраны мониторов в режиме реального времени, диспетчеры смогут оперативно реагировать на любые внештатные ситуации. <<Появление умного освещения — это первый шаг на пути масштабной реконструкции городской инфраструктуры и дальнейшего развития цифровых экосистем города. В перспективе на фонарных столбах можно будет разместить камеры видеонаблюдения, Wi-Fi-модули, датчики состояния дорожного полотна, кнопки вызова экстренной службы 112 и многие другие устройства>>. В результате применения решений национального цифрового провайдера затраты муниципальных бюджетов снизятся на 60 %, что позволит сэкономить несколько миллионов киловатт-часов.
.
В 2019 году экс-мэр Новороссийска Игорь Дяченко заключил контракт с компанией > сроком на 7 лет. В рамках сотрудничества в городе и пригородах было модернизировано все освещение.
Как сообщили в компании >, весной 2020 года весной текущего года в Новороссийске было полностью модернизировано уличное освещение. В городе установлены 15 292 светодиодных фонаря и 233 трансформаторные подстанции. Срок службы светильников свыше 25 лет. Энергосберегающие фонари помогают городу экономить на освещении улиц до 62% эксплуатационных расходов.
Первое время результаты заключенного контракта радовали. Расход электроэнергии снизился. При этом на многих ранее не освещенных улицах появились современные фонари.
Проблемы начались в августе 2020 года. Фонари начали массово гореть по всему городу. Сказалось плохое качество поставляемой продукции. Об этом рассказал главный энергетик Центра благоустройства Сергей Жук.
Сейчас ситуация патовая. В месяц из строя выходят по 1000 светильников. При этом обменный фонд — то есть фонари, которые ежемесячно предоставляет > для замены поломанных, — всего 216 светильников. При этом по условиям контракта нельзя получать светильники у другого поставщика.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Источник: www.nn.ru
lsvsx
25 декабря 1730 года (по старому стилю) в Москве зажглись первые уличные фонари. Деньги на установку 520 масляных фонарей были выделены казной, но зажигать и содержать их в исправности должны были сами горожане.
Фонарщик, керосин и шкалики
В декабре 1730 года по указу императрицы Анны Иоанновны на территории всей Москвы зажгли стеклянные фонари. Поначалу их заправляли конопляным маслом, которое также использовали в кулинарии. Когда стало понятно, что фонарщики подворовывают его, чтобы добавлять себе в кашу, масло разбавили несъедобным скипидаром.
Такое освещение горело слабо, зажигали его редко: строго в период с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. Москвичи шутили, что надеяться на луну и звезды куда лучше, чем на уличное освещение.
По праздникам (в первую очередь, на Новый год) было принято зажигать шкалики – стаканчики из цветного стекла, наполненные салом. Их расставляли на деревянных каркасах, установленных на фасадах зданий. Днем они смотрелись довольно невзрачно, а в дождь и ветер вовсе не загорались.
«Далее, ради Бога, далее от фонаря, и скорее, как можно скорее проходите мимо. Это еще счастье, если отделаетесь тем, что он зальет ваш щегольской сюртук вонючим своим маслом» — пишет Гоголь в «Невском проспекте».
Можно предположить, что в описании речь идет о фонаре, в котором горело именно масло со скипидаром.
Чтобы подсветить одно Кремлевское здание, требовалось от 27 до 30 тысяч шкаликов. Во время коронации императора Александра II весь Кремль был украшен шкаликами. Для их установки требовались специальные подставки. Когда шкалик потухал, фонарщик взбирался наверх по лестнице, чтобы снов его зажечь. Только за одной Кремлевской башней следили до ста человек.
В XVII освещение улиц было обязанностью обывателей, однако в 1806 году обслуживание фонарей перешло в руки пожарной команды. Она состояла из отставных солдат, негодных к фронтовой службе — они работали в городской полиции. Фонарщикам платили жалование — 18 рублей. Службой фонарщиков руководил отставной унтер-офицер.
Керасиновое освещение появилось в Москве в 60-е годы, хотя сам керосин был изобретен в 20-х годах. Все эти промежуточные 40 лет он использовался в медицинских целях. Им полоскали горло, избавлялись от вшей и боли в суставах.
Если масляная лампа имела силу света в три свечи, то керосиновая увеличила этот показатель до 75 свечей. Постепенно керосиновые лампы заполнили витрины магазинов Москвы, ими также осветили надомные знаки. С керосиновыми лампами москвичи почувствовали себя в безопасности: стало возможным выходить на улицы и гулять по вечерам. Как следствие — стремительное развитие моды. Хотелось одеваться лучше, потому что теперь можно разглядеть друг друга в темноте.
Наряду с этим возросли требования к профессии фонарщика: по нормативам он был обязан зажигать до 40 фонарей в день, а по утрам тушить их – новое топливо могло гореть несколько дней.
Хитровка и газгольдеры
Образ российской столицы, созданный в 1926 году Владимиром Гиляровским (тогда была опубликована авторская версия сборника «Москва и москвичи»), свидетельствует о том, что самой плохоосвещенной улицей XVIII века считалась Хитровка.
«Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны», — писал Гиляровский.
«Ночь была непроглядная. Нигде ни одного фонаря, так как по думскому календарю в те ночи, когда должна светить луна, уличного освещения не полагалось, а эта ночь по календарю считалась лунной. А тут еще вдобавок туман».
В 50-е годы XIX века в городскую Думу начали поступать многочисленные предложения от частных предпринимателей по улучшению уличного освещения. Но только в 1865 году был подписан контракт с английской фирмой «А. Букье и Н. Д. Гольдсмит». По контракту компания в течение трех лет построила газовый завод в Сусальном переулке, близ путей Курской железной дороги, проложила газопроводную сеть, поставила и осветила три тысячи фонарей.
Так у керосинового освещения появился конкурент — светильный газ. Каменный уголь, из которого его делали светильный газ, поставляли из Англии морским путем, а затем по Николаевской железной дороге. Первые газовые фонари в Москве засияли в 1868 году. Всего их насчитывалось 3107. На больших улицах было по 50 фонарей на версту, в переулках — по 20.
В Москве светильный газ хранили в специальных резервуарах (газгольдерах), которые устанавливали вблизи вокзалов или на их территории — один из них и сегодня можно увидеть в Нижнем Сусальном переулке на территории пространства «Арма».
Несмотря на то, что газ светил довольно ярко и англичане установили на него приемлемую цену, многие москвичи отнеслись к новинке скептически, просто потому, что не понимали, как может гореть воздух без фитиля. Светильники устанавливали на металлические столбы, внутри которых помещался газовый стояк, соединенный с магистральной сетью газового завода. Поначалу они эксплуатировались только в пределах Садового кольца, за исключением Бульварного кольца и Замоскворечья. Остальные части Москвы по-прежнему освещались при помощи керосиновых фонарей.
Угольные стержни Лодыгина и свечи Яблочкова
Первые попытки перевести Москву на электрическое освещение были предприняты в 70-е годы XIX века. Тогда оно вырабатывалось генераторами и воспринималось как предмет роскоши, доступный только очень обеспеченным людям. Общедоступным электричество сделал электротехник Александр Лодыгин.
Принцип работы электрической лампы накаливания был известен и до него (этим изобретением прославился американец Томас Эдисон, чье имя мы сегодня встречаем на маркировках лампочных цоколей), но Лодыгин усовершенствовал конструкцию и превратил ее из физического прибора в практическое средство освещения. Он поместил в колбу два угольных стержня и пропустил между ними электрический разряд. Сперва накалялся и быстро сгорал первый стержень, поглощая весь кислород в лампе, затем начинал светиться второй. Так как кислорода оставалось очень мало, он светил около двух часов.
Лодыгина это явно не устраивало: он решил, что будет лучше заменять стержни в лампочке, но в таком случае возникала необходимость каждый раз выкачивать из будущей лампочки воздух.
Многочисленные эксперименты в конце концов привели Лодыгина к его главному изобретению – вольфрамовой нити накаливания. Она дает яркий белый свет, требует гораздо меньше тока, чем угольная, и может служить несколько тысяч часов.
Не менее важный вклад в создание электрической лампочки внес Павел Яблочков (по иронии судьбы, он, как и Лодыгин, родился в 1847 году). Чтобы лампа светила дольше, Яблочков увеличил толщину угольного стержня и использовал переменный ток.
В России к дуговым лампам – предшественницам ламп накаливания — отнеслись недоверчиво, поэтому Яблочков решил уехать в Париж, где к нему пришла слава. Газовые фонари на улицах французской столицы демонтировали и заменили на «свечи Яблочкова». Помещенные в белые матовые шары, они давали приятный яркий свет. Их главным недостатком было активное излучение тепла — в небольших комнатах, освещенных свечами Яблочкова, было невозможно дышать. Поэтому ими стали пользоваться преимущественно для освещения улиц и просторных помещений вроде театров, заводских цехов, морских портов.
Несмотря на явный минус изобретения, западное общество встретило la lumiere russe («русский свет», как говорили парижане) на ура. «Россия — родина электричества», «вы должны видеть свечу Яблочкова» — такими заголовками пестрили европейские газеты того времени. Свечи русского изобретателя горели на улицах и павильонах Всемирной выставки в Париже в 1878 году.
Электрические лампы довольно долго дорабатывались и усовершенствовались. С нововведениями первой всегда «знакомилась» улица Тверская — все новые и самые лучшие фонари и лампы в первую очередь устанавливали на ней.
Лампы Ильича
Последний газовый фонарь был заменен на электрический в 1932 году – с этого момента Москва полностью перешла на электричество. Интересно, что план электрификации России был принят Лениным задолго до этого, в 1920 году, а первая фабрика по производству ламп накаливания была открыта еще в 1906 году (на Мясницкой улице).
За реализацию плана электрификации отвечала государственная комиссия электрификации России (ГОЭЛРО). Первые уличные электрические фонари появились в Москве в 1880 году на Петровских линиях, около популярного тогда ресторана «Яр», а также на территории фабрики купцов Алексеевых и в саду «Эрмитаж». Постепенно линии электропередач опоясали всю Россию.
В современных московских фонарях (их в столице около полумиллиона) используются как натриевые лампы высокого давления (они дают оранжевый свет), так и более дорогие энергосберегающие светодиодные лампы, производящие холодный белый свет. Централизованная система управления городским освещением, созданная до Второй мировой войны, функционирует и сегодня: правда, управляют ею теперь не массивные пульты, а компьютеры.
Источник: lsvsx.livejournal.com