Нaши пoдпиcчики пpиcлaли мнoгo иcтopий пpo apмию, публикую нeкoтopыe из ниx:
Я cлужил c тувинцaми в Хaбapoвcкe, 1996-1998. Нac oтpaвили в кoмaндиpoвку в г. Вязeмcкий. Взвoд pуccкиx, взвoд тувинцeв и я, дaгecтaнeц. Они вceгдa нocили в гoлeнищe нoжи. Чуть ли нe кaждый дeнь oтбиpaл у ниx нoжи. Кo мнe oни нe лeзли, нo вoт у pуccкиx из вaгoнa зaбpaли тeлeвизop (a oни жили в жeлeзнoдopoжныx вaгoнax).
А я жил oтдeльнo, в вaгoнчикe нa кoлecax (я вoдитeль).
Ближe к вeчepу я выбpaл caмыx кpeпкиx peбят и пoшли мы зa тeлeвизopoм. Дoлгo paccкaзывaть, нo мы тeлeвизop зaбpaли. А нa нoчь вce peбятa дepжaли пoд кpoвaтями жeлeзныe пpутья, дубины, нa вcякий cлучaй. Еcли кoму интepecнo, дa, oфицepы тaм были, вплoть дo мaйopa. Нo oт ниx ничeгo нe зaвиceлo.
Оceнью мы пepeexaли в дpугoe мecтo, в тaйгу.
Пpиeзжaeм из oтпуcкa в пoлк нa пoлёты. Нoвaя (в cмыcлe в oчepeднoй paз) кaзapмa, кoйки бeз мaтpacoв, cтapшинa eщё нe пpишёл, бeдлaм в oбщeм. Нo мы жe coбpaлиcь вмecтe, cпуcтя мecяц, cнoвa, нa нoвoм мecтe! Дocтaли дoмaшниe xapчи, paзгoвopы, paдocть вcтpeчи, нapeзaeм, нaливaeм пoтиxoньку. И тут вoпpoc: «Бpaтья муcульмaнe, нaм нe жaлкo, нo вoт вoпpoc, чтo нa caлo нaлeгaeм?» Отвeт: «Пoд кpышeй Аллax нe видит.»
Драка борцов Даг против тувинца
Служил 1987 — 1989 в ЖДВ. Пpишёл нoвый пpизыв — тo ли тaджики, тo ли узбeки — cуть нe в этoм. Кoнeц СССР — пpизывникoв выгpeбaли пo cуceкaм. Бoльшинcтвo aзиaтoв из ceльcкoй мecтнocти — мaлooбpaзoвaнныe, чёpныe, xудыe. Выдeлялcя oдин coлдaтик. Он был caмый щуплый, пo-pуccки нe знaл ни oднoгo cлoвa.
Кoгдa oн бpaл в pуки лoм, a cлужили мы нa БАМ, тo oн нe мoг eгo пoднять.
Егo ocвoбoдили oт вcex тяжёлыx paбoт, тaк кaк тoлку oт нeгo нe былo никaкoгo. Он xoдил пo poтe, пoпpaвлял пocтeли, coбиpaл oкуpки в куpилкe. Нa бoльшee oн нe гoдилcя. В oдин пpeкpacный дeнь eгo oтпpaвили в гocпитaль пoпpaвить здopoвья, пoдкopмитьcя и тaм вoeнныe вpaчи oбpaтили нa нeгo внимaниe, пoняли, чтo c ним чтo-тo нe тaк c тeлocлoжeниeм, c мышлeниeм pacкoлoли eгo.
Кopoчe, eму былo 14 лeт и eгo oтпpaвили cлужить зa cтapшeгo бpaтa, тaк кaк eгo бpaт был ужe жeнaт и poдныe peшили oтпpaвить cлужить млaдшeгo, тaк кaк тoлку oт нeгo и дoмa нe былo никaкoгo. Из гocпитaля eгo пpямикoм oтпpaвили дoмoй, пpeдвapитeльнo нeмнoгo oткopмив нa гocпитaльныx xapчax.
Пocтупaл пocлe нe уcпeшнoгo пocтуплeния в инcтитут. Пepвый гoд гoняли кaк кoтoв пoмoйныx, кoнтpoль жecтoчaйший. Ужe пoтoм, пpибыв к мecту cлужбы, я пoнял, чтo cpoчнaя cлужбa — этo в нeкoтopoм cмыcлe дeтcкий caд. Вo-пepвыx, oкoлo пoлoвины бoйцoв кaвкaзцы и пoэтoму пo-pуccки ни в зуб нoгoй. Вo-втopыx, caчкoв, увиливaющиx oт нapядoв и paбoт кaк coбaк нe peзaнныx, cepжaнты пpaктичecки нe пoмoщники, a кoмaндиpы взвoдoв, пpocтo нe вceгдa уcпeвaют, тaк кaк пoлк был пoлнoгo cocтaв, дa eщё МСП.
Тaк чтo тpудитьcя пpиxoдилocь нe пoклaдaя pук: paзвoд нa paбoты в 7.30 (пapк ceбe cтpoили), a co cлужбы мoжнo былo уйти пocлe ЦУ кoмaндиpa poты. А кoмaндиpы poт ждaли укaзaний oт кoмaндиpoв бaтaльoнoв, кoтopыx кoмaндиp coбиpaл нa coвeщaниe в 20.00. Тaк чтo cпacибo, чтo в училищe пpивили глaвнoe чувcтвo — Рoдину любить. И здecь я нe шучу. Этo coвpeмeнныe «кoнтpaбacы» в ocнoвнoм зa дeньги cлужaт ввиду бeзpaбoтицы.
Тыва: шаманизм, национализм и алкоголизм | Безработица и преступность в русской Монголии
Лeтoм 1986 в poту пpишли тpи гpузинa. Пpoшлo вpeмя, нa ПХД cтaл пpoвepять у ниx тумбoчки, a тaм aккуpaтнeнькo, у кaждoгo из ниx лeжит пacпopт! Я к poтнoму. Тoгo чуть инфapкт нe xвaтил. Пpeдcтaвьтe: бepёшь пacпopт, oдeвaeшь гpaждaнку и нa пoeзд, xoтя тoгдa ж/д билeты бeз пacпopтoв пpoдaвaл или нa caмoлeт и лeти, кудa xoчeшь. Нaчaли paзбиpaтьcя.
Тe гoвopят: «Нac пpямo c лeкций в инcтитутe зaбpaли, чac нa cбopы, c poдными дaжe нe пoпpoщaлиcь.» И eщё, ecть у мeня двa дpугa, бpaтья poдныe c paзницeй в 5 лeт. Они peaльнo oдинaкoвыe, xoть и нe близнeцы. Стapший oтcлужил, peбeнкa зaдeлaл, paзвёлcя, aлимeнты плaтил. Пpишлo вpeмя млaдшeму идти в apмию. Стapший пpeдлoжил eму: я cxoжу, oтcлужу кaк нaдo, я ужe вcё знaю, кaк тaм, a ты дo 18 лeт мoeму peбeнку будeшь aлимeнты плaтить.
Млaдший нe coглacилcя. Мужики, ecли бы oн coглacилcя, тo вcё пpoкaтилo бы нa 100%, никтo в вoeнкoмaтe нe зaмeтил бы пoдмeны.
Пpиcылaйтe cвoи иcтopии пpo apмию, тaкжe пpoшу пoдпиcaтьcя нa мoй кaнaл, дaльшe будeт интepecнo! Дeлитecь cтaтьёй в coциaльныx ceтяx и cтaвьтe лaйки.
Источник: laifhak.ru
Почему тувинцы носят ножи
Тут вон про всяку десантуру. Не, не те воины пошли. Не приезжает на их быт посмотреть министр, чтобы передать передовой свой опыт.
http://www.vesti.ru/m/doc.html?id=2916943
4-8-2017 08:12 wolfo
из комментариев
«- К нам в часть на срочку приезжала команда из Тувы. Трезвые тише воды ниже травы, но стоит принять стакан — глаза наливаются кровью и летят в драку. И главное в драке меры не знают, могут до смерти забить не задумываясь.
Правильно им в СССР запрещено было алкоголь продавать. Иначе они друг друга там давно бы перебили.»
«- Когда делал фильм о горных стрелках — командир части очень хвалил тувинцев, как прирожденных воинов именно по этой ВУС. Добавил после паузы:»Одно плохо — пить не умеют. Ты можешь с ним весь вечер пить, и лучше друзей на свете не будет. Вдруг его перемыкает — он выхватывает нож и тырк тебя. Непонятно почему и за что. Поэтому перво-наперво я у них отбираю все ножи.
Ну и почаще отправляю в горы в секреты и патрули. Там водки нет!» С этими словами полковник подошел и открыл шкаф, забитый ножами, отобранными у тувинцев. Каких ножей там только не было. «
А Шойгу вроде сам тувинец?
4-8-2017 08:23 Обломов
Originally posted by wolfo:
вроде
Я слышал, он из подводной кавалерии..
4-8-2017 08:28 helg_ol
Шойгу на половину тувинец, Папа у него тувинец, а Мама русская. И в Ергаках есть базы подготовки по выживанию для спецназа . Ергаки это горы впритык к Туве. Там проходят подготовку у староверов, до сих пор в тайге живут обособленно.
4-8-2017 08:49 ID18
Трезвые тише воды ниже травы, но стоит принять стакан — глаза наливаются кровью и летят в драку. И главное в драке меры не знают, могут до смерти забить не задумываясь.
Эт точно.. Те же эвенки. посмотрел я на них..) У всех алкоголизм с молоком матери передается. По пьяни режут друг друга, стреляют. Брат-брата.. капец! Вот там, конкретно надо ввести сухой закон, как на Аляске вроде..
4-8-2017 08:52 Лёлик_Попов
Надо в Туву побольше уотке завозить. Глядишь, отделяться будет некому.
4-8-2017 09:01 Daniyal-83
Изначально написано ID18:
Эт точно.. Те же эвенки. посмотрел я на них..) У всех алкоголизм с молоком матери передается. По пьяни режут друг друга, стреляют. Брат-брата.. капец! Вот там, конкретно надо ввести сухой закон, как на Аляске вроде..
так и в Удмуртии не отстают, брат брата, сын отца, отец сына, даже сын мать, сосед был у меня один такой. а у подруги соседи по лестничной клетке были, один сидел за убийство отца, другой за убийство сына. и все по пьяни.
сейчас пишу и думаю, в каком страшном месте оказывается я жил
4-8-2017 09:12 Константин12
Originally posted by Daniyal-83:
так и в Удмуртии не отстают
И в Бурятии и. и.
4-8-2017 09:25 bobbax
В армии, помню если на роту человек 15-20 дагов, ротой управляют даги. Если в роте кроме 15-20 дагов, есть еше 5-8 тувинцев, даги управляют только сами собой. При чем у тувинцев в отличии от дагов, нет тяги занять доминирующую позицию в коллективе, постоянно это демонстрируя, по крайней мере не превышают таковую более чем традиционно для конкретной части положенное по сроку службы.
И даги знают, что дело обычно кончается электродом в брюхе, и точно знают что тувинцу все равно, какой даг, большой-маленький, много их или мало.
Для людей не знакомых с нашими малыми народностями, так скажу по сравнению с тувинцами, буряты просто эталон адекватности, хотя водку пить я бы с ними тоже не рекомендовал.
Отдельная тема сама республика и атмосфера в ней, в некоторых местах русскому появляться смертельно опасно. Национализм развит очень сильно.
Если ничего не путаю в Тыве количество убийств на 100 000 в 2010 было 79. Для сравнения в Гондурасе 56, В Бразилии 21, в Конго 30.
4-8-2017 09:36 ID18
Согласен на 120%. Но, в Восточной Сибири среди коренного населения еще хуже! И во всем у них русские виноваты..)) опять..
4-8-2017 09:47 ID18
Там проходят подготовку у староверов, до сих пор в тайге живут обособленно.
Про староверов в Туве скажу так — тут им просто повезло. )) Что Шойгу их земляк.. По большому счету, преподать какие-то особые навыки может любой опытный промысловик в Сибири.
Знакомая дама в Иркутске организует тур. поездки по Байкалу, была в Туве, показывала фотки староверов зимние.. Вот я прихуел! Все на последних моделях импортных снегоходах, стволы у Почти всех, на фото и видео Блейзеры, Саки, Тикки..)) Нормально так иметь такого земляка..))
А в Эвенкии все на бурках да с СКСами..)) или с двудулкой..
4-8-2017 12:00 Daniyal-83
Изначально написано bobbax:
В армии, помню если на роту человек 15-20 дагов, ротой управляют даги.
как-то слабовато, нас столько на батальон хватало
Изначально написано ID18:
Но, в Восточной Сибири среди коренного населения еще хуже!
врать не буду, там не бывал, за них не знаю
4-8-2017 12:07 Не-Он
Алтайцы такие же перцы.
Пить не умеют, если выпивают, то до полного аншлага.
Русских тоже люто «любят».
4-8-2017 12:15 ID18
Национализм развит очень сильно.
Если это вовремя не останавливать, последствия будут печальными..
4-8-2017 13:22 TemkA
http://twower.livejournal.com/2121930.html#comments
Цитаты из комментариев
==========
Я в общаге жил с монголами.
Они, как бы, немного родня тувинцам.
Трезвые — нормальные люди.
Как выпьют — за нож хватаются с полоборота, кулачный бой или просто словесные перепалки, в принципе не признавали, как и варианты «не заметить», «спустить на тормозах», «отшутиться» и проч.
==========
==========
Тувинцы, спиртное, ножи — знакомое сочетание.
С тувинцами проблема в том, что у них что-то с ферментами, они даже от небольшого количества спиртного полностью теряют над собой контроль. А также, поскольку нож является частью национальной культуры, поэтому все всегда ходят с ножами. Так как пьют обычно своими компаниями, обычно режут друг друга. Например — http://www.sibgrad.com/index.php?id=366option=com_contentособенность менталитета». С тувинцами та же хрень, только они еще более отмороженные и тормоза у них срывает быстрее.
==========
==========
Тувинцы и ножи — как корпускулярно-волновая теория.
Из первых рук — у тувинских призывников ножи и заточки изымают по прибытию в часть практически у всех до сих пор. Из личного опыта общения: без «отслужил, отсидел» в Тыве ты неуважаемый человек. Сам слышал от тувинских срочников, что «после дембеля в тюрьму надо сесть».
==========
Вот эту статью вчера читал
В комментариях тоже самое
Я сначала подумал, что это какие-то боты, сговорились и несут одно и то же
Оказывается — нет
Для меня — некоторое открытие
А для пишущих — не очень
4-8-2017 13:43 grurih
Изначально написано Не-Он:
Алтайцы такие же перцы.
Пить не умеют, если выпивают, то до полного аншлага.
Русских тоже люто «любят».
Последнее время , мне кажется что уже не осталось национальности или народа, который к нам бы нормально относился. Почему ? ХЗ.
4-8-2017 13:54 Лёлик_Попов
Последнее время , мне кажется что уже не осталось национальности или народа, который к нам бы нормально относился. Почему ? ХЗ.
Их и не было.
Почему? Не надо сидеть на двух стульях. Либо нацизм+фашизм+ассимиляция; Либо интернационал+diversity+покаяние. Ни в коем случае не смешивать.
4-8-2017 13:54 Константин12
Originally posted by grurih:
уже не осталось национальности или народа, который к нам бы нормально относился.
Интересно,американцы на своих форумах пишут тоже самое?)
4-8-2017 13:57 дезерт игл
Национализм развит очень сильно.
Если это вовремя не останавливать, последствия будут печальными..
Тыва вообще то была официально независимым государством, с 1915-1944 год.
Русских тоже люто «любят
Ума то нету. эксперемент по прогону » плохих русских» ничему не научил
4-8-2017 14:07 pakon
Originally posted by дезерт игл:
Тыва вообще то была официально независимым государством, с 1915-1944 год
Что очень странно! Впрочем,если восстановить ихнюю независимость,никтол и не заметит,если Шойгу к ним не сбежит президентом.
4-8-2017 14:09 pakon
Originally posted by helg_ol:
проходят подготовку у староверов, до сих пор в тайге живут обособленно
И нахрен такой спецназ,живущий обособленно? Как их вызвать то из тайги?
4-8-2017 14:12 bobbax
Изначально написано pakon:
Что очень странно! Впрочем,если восстановить ихнюю независимость,никтол и не заметит,если Шойгу к ним не сбежит президентом.
Если восстановить «им» независимость, это во первых станет прецедентом,
Во вторых почему то многое что происходит в Сибири остается для европейской части РФ не замеченным.
4-8-2017 14:24 grurih
Изначально написано bobbax:
Если восстановить «им» независимость, это во первых станет прецедентом,
Во вторых почему то многое что происходит в Сибири остается для европейской части РФ не замеченным.
Большинство населения европейской части РФ не были никогда за Уралом и далее. И никаких ништяков, от всех богатств Сибири и Дальнего Востока, они не имеют, посему им пофиг на ту часть России. Кому там острова принадлежат, кто на Байкале шишку держит- начхать.
Источник: forum.guns.ru
Они стреляют дальше, чем умеют другие народы (тувинские воины)
Субэдэй-бахадур был соратником Чингисхана, тувинец-урянхаец он вместе с воинами участвовал в нашествиях и набегах первой половины XIII века.
Урянхайцы, жившие в экстремальных природных условиях, охотились на медведей, маралов, волков, кабанов и снежных барсов, от природы они были сильными бойцами.
Субэдэй славился нечеловеческой мощью, упорством, бесстрашием и свирепостью.
Получив в битвах десятки ранений, он прожил длинную для воина жизнь и умер в своей юрте возрасте 73 лет.
Тувинцы считались в степи лучшими лучниками. С 4-5 лет юных батыров учили езде верхом, стрельбе из лука и выживанию в экстремальных условиях.
Чингисхан и Субэдэй-бахадур предпочитали ходить в набеги зимой. Замерзшие реки, озера, болота позволяли беспрепятственно двигаться, противнику было сложней организовать оборону, или уйти в леса. Запасы (хлеб, фураж, меха, мед) уже были обработаны и складированы в одном месте.
Монах Юлиан Венгерский, позже прозванный «Колумбом Востока» писал в своем послании «О монгольской войне»:
«Сообщу вам о войне по правде следующее. Говорят, что стреляют они дальше, чем умеют другие народы. При первом столкновении на войне стрелы у них, как говорят, не летят, а как бы ливнем льются. Мечами и копьями они, по слухам, бьются менее искусно. Строй свой они строят таким образом, что во главе десяти человек стоит один татарин, а над сотней человек один сотник. Это сделано с таким хитрым расчетом, чтобы приходящие разведчики никак не могли укрыться среди них, а если на войне случится как-либо выбыть кому-нибудь из них, чтобы можно было заменить его без промедления, и люди, собранные из разных языков и народов, не могли совершить никакой измены
Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее способных к бою, оставляют для обработки земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой и кого убили, делят между оставленными для обработки земли, назначая каждому по двенадцати, или больше, и обязывают тех людей впредь именоваться татарами. Воинам же, которых гонят в бой, если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами. Потому, сражаясь, они предпочитают умереть в бою, чем под мечами татар, и сражаются храбрее, чтобы дольше не жить а умереть скорее».
«Татары утверждают также, будто у них такое множество бойцов, что его можно разделить на 40 частей, причем не найдется мощи на земле, какая была бы в силах противостать одной их части. Далее говорят, что в войске у них с собою 240 тысяч рабов не их закона и 135 тысяч отборнейших [воинов] их закона в строю. Далее говорят, что женщины их воинственны, как и они сами: пускают стрелы, ездят на конях и верхом, как мужчины; они будто бы даже отважнее мужчин в боевой схватке, так как иной раз, когда мужчины обращаются вспять, женщины ни за что не бегут, а идут на крайнюю опасность».
Наполеон видел в Субэдэй-бахадуре самого себя, сына простолюдина, который на равных общался с родовитыми правителями и не чувствовал неловкости.
После Синьхайской революции в Китае (октябрь 1911 – февраль 1912 года) тувинские князья неоднократно обращались к Николаю II с просьбой принять Туву под протекторат Российской империи. 14 апреля 1914 года Тува добровольно вступила под российский протекторат.
Совместными усилиями тувинцы и русские построили столицу Урянхайского края – город Белоцарск (Белый царь). В 1915 году в городе открылась первая школа и больница, через год в 72 домах жили 500 чиновников, купцов, ремесленников.
В феврале 1918 года власть в городе перешла к большевикам, Белоцарск стал называться Урянхайском, в июле городом овладели колчаковцы. В августе 1919 года во время боя между белогвардейцами (Белоцарский бой) и красными партизанами Урянхайск выгорел дотла.
В сентябре 1920 года делегаты X съезда русских жителей края проголосовали и переименовали столицу Урянхайск в Кызыл (красный).
В августе 1921 года на «Всетувинском хурале», делегаты приняли декларацию о создании государства Тану-Тува:
«Народная Республика Тану-Тува является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством свободного народа, в международных же отношениях Республика Тану-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
В 1930 году в Туве появился алфавит, открылась первая национальная школа, стали создаваться производственные, транспортные, торговые и сельскохозяйственные предприятия.
22 июня 1941 года за 11 часов до выступления Черчилля по английскому радио, делегаты X съезда «Великого хурала» заявили в официальной декларации:
«Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним».
Тува объявила войну III Рейху и его союзникам.
По легенде, Гитлера развеселил тот факт, что некая республика, в которой жило 80 000 жителей, объявила войну «великой Германии».
С 1941 по 1944 год «Тувинская народная республика» поставила в СССР 50 000 скакунов, 750 000 голов скота, 52 000 лыж для «лыжных бригад», 10 000 тулупов, 19 000 варежек, 16 000 валенок. Помимо этого Тува отправляла «Главному управлению тыла Красной Армии»: мясо шерсть муку, масло, мёд, ягоды, средства народной медицины и т.д.
Тувинцы направили в Союз 5 железнодорожных составов с гуманитарной помощью стоимостью 35 700 000руб.
Республика передала Москве национальный золотой запас на сумму 30 000 000руб., и ежегодный объем добываемого на местных приисках золота (11 000 000руб.).
За первые 1,5 года войны поставки продукции Монголии и Тувы оказались всего лишь на 35% меньше объема поставок из США, Канады, Великобритании и Австралии.
В 1942 году правительство Советского Союза одобрило призыв тувинских добровольцев на фронт. Первых новобранцев в мае 1943 года зачислили в 25-й «Отдельный танковый полк», его бойцы освобождали от немецко-фашистских войск территорию Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии.
Осенью 1943 года вторая группа добровольцев прибыла в 8-ю кавалерийскую дивизию, в ее составе тувинцы участвовали в рейде по немецким тылам на Западной Украине.
Тувинские всадники оказывали на немцев деморализующее воздействие. Чудом попавший в плен в Волынской области немецкий офицер Ремке, со слезами рассказал на допросе, что его бойцы восприняли тувинцев как полчища Аттилы, описанные в эпических произведениях древности.
Особисты докладывали в штаб фронта, что красноармейцы призванные из «Тыва Арат Республики» повседневно носят исконные одежды, и самовольно вооружившись луками, ночью скрытно выдвигаются к первой линии немецких траншей.
Притаившись в засаде, тувинские бойцы устраивали за противником самую настоящую охоту. Неся очередные ночные потери, немцы открывали шквальный огонь наугад, или выпускали против невидимой «черной смерти» специально натасканных немецких овчарок. Эти собаки-убийцы со стальными нервами и хладнокровным взглядом легко обнаруживали засады, бросались к «невидимкам», но пробежав полпути до цели, с визгом и скулежом бросались обратно. Фашисты не догадывались, что по традиции сапоги и ватники тувинцев были обрамлены шкурами медведя, снежного барса, волка или рыси. Вот почему почуяв запах диких зверей со вздыбленной шерстью и воем собаки неслись обратно к своим позициям.
Перед закатом на немцев наводило страх тувинское горловое пение, но больше всего фашистов страшило то, что тувинцы не брали их в плен. Согласно национальным воинским обычаям враг должен был остаться лежать на поле боя.
Случалось, что тувинцы за считанные дни ставили на ноги тяжелораненых бойцов. Военврачи, впадали в ступор, узнав, что народные целители помогали умирающим, используя: заговоры, амулеты, травы, когти и зубы животных.
11 октября 1944 года на правах автономной области Тува вошла в состав РСФСР.
Два тувинца заслужили звание Героя Советского Союза:
Чургуй-оол Намгаевич Хомушку:
В марте 1944 года, экипаж танка Т-34 под командованием младшего лейтенанта Хомушку под Уманью в ходе боя захватил: 24 самолета-истребителя, 80 грузовиков, сто летчиков, техников и солдат противника.
24 марта 1945 года младшему лейтенанту Хомушку Чургуй-оол Намгаевичу присвоили звание Героя Советского Союза.
Тулуш Балданович Кечил-оол:
В бою за город Ровно 02.02.44 г. эскадрон тувинцев, не взирая на сильный артиллерийско-миномётный, ружейно-пулемётный и автоматный огонь противника, в конном строю с криком «УРА» ворвался на ж. д. станцию и обратил в паническое бегство немцев.
Гвардии капитан Тулуш Кечил-оол с батальоном первый ворвался в Ровно, где уничтожил много боевой техники и живой силы немцев.
5 мая 1990 года указом Президиума СССР гвардии капитану Кечил-оолу Тулушу Балдановичу посмертно присвоили звание Героя СССР.
20 тувинцев стали кавалерами ордена Славы, еще 6 тысяч получили другие правительственные награды.
Источник: fan-project.livejournal.com
Тувинцы: шокирующие факты
Территория республики Тыва расположена на высокогорном плато между отрогами Саянских гор. Сюда ведут только две автомобильные дороги из России и одна из Монголии. Такая труднодоступность позволила тувинцам сохранить не только первозданную природу, но и свою национальную самобытность.
Хан и солёный чай
Тувинская кухня шокирует каждого, кто в первый раз приобщается к кулинарным традициям этого народа. Самое распространённое угощение для гостей – это хан, блюдо из целого барана, после приготовления которого от животного остаются только шкура, рога и копыта.
Тувинцы с большим уважением относятся к животным. Они считают, что хан получится только из барана, который не боялся смерти. Если животное испытывает страх, это портит вкус его крови. Поэтому перед убиением барана вводят в транс: кладут его на спину, копытами вверх. Кровь – важная составляющая хана, и она не должна вытекать из тела.
Для этого животное убивают молниеносно, в одну секунду перерезая ему трахею.
При разделке туши в отдельную ёмкость собирают всю кровь для приготовления кровяной колбасы. Затем тщательно промываются кишки – череме, наполняются кровью и варятся на костре в большом казане. После варят мясо. Примечательно, что в насыщенный бульон не добавляют никаких специй, кроме лука и соли.
Удивительный напиток – тувинский хан-чай. Собственно чая там немного: в большой казан с кипящим молоком добавляют пару горстей чёрного или зелёного чая. А вот вместо сахара кладут соль и иногда добавляют топлёное масло. Тувинцы говорят, что такой напиток освежает в жару.
Горловое пение
На весь мир знаменито тувинское горловое пение – хоомей. Звуки извлекаются не при помощи голосовых связок, а благодаря сокращению диафрагмы. Профессиональные хоомейджи редко живут долго: из-за постоянного дрожания внутренних органов они быстро изнашиваются.
Только несколько лет назад исполнение песен в национальной манере в Тыве было признано профессией, и теперь тувинские хоомейджи получают государственную пенсию.
Человеческое ухо не в состоянии услышать весь диапазон звуков, издаваемых мастерами горлового пения. Однако ультразвук слышат некоторые животные, также они могут воздействовать на подсознание человека.
Самым первым известным хоомейджи считается Соловей-разбойник – тот самый монгольский воин, от свиста которого замертво падали лошади.
Буддийский календарь
Тувинцы живут по тибетскому лунному календарю. Новый год – Шагаа – у них празднуется обычно в феврале. Каждый житель республики отлично ориентируется в тибетском гороскопе и очень серьёзно к нему относится.
От того, родился человек в год Крысы или Собаки, зависит вся его жизнь. Также этот фактор учитывается в бытовых вопросах. Например, разливать спиртные напитки могут лишь те, кто родился в год Лошади, тогда застолье пройдет мирно.
При выборе даты для крупных событий и торжеств тувинцы обязательно советуются с ламами. Буддийские монахи подскажут лучшее время для свадьбы или дальней поездки.
Шаманизм и анимализм
Официальная религия – буддизм – в тувинском сознании прекрасно сочетается с шаманизмом, который в республике весьма развит. Причем в отличие от других «шаманских» регионов здесь нет артистов, пляшущих с бубном на потеху публике.
Шаман – очень важный человек в Тыве. К нему ходят, если нужно поправить здоровье, найти потерянную вещь, узнать прошлое и будущее, пообщаться с умершими родственниками и даже заказать погоду на определённый день.
У каждого тувинского рода есть свой звериный покровитель – волк или ястреб, змея или лиса. Вообще, тувинцы близко общаются с миром дикой природы. Некоторые чабаны даже умудряются приручать снежных барсов. А обитатели отдалённых пастбищ «договариваются» с местными волчьими стаями, чтобы те не нападали на их скот.
Детские скачки
По преданию, мать Чингисхана была тувинкой, да и могилу его до сих пор ищут где-то здесь, в Саянах. Тувинцы свято чтят это историческое родство. С малолетства тувинские мальчишки воспитываются как мощные борцы, поэтому монголы называют Тыву «землей богатырей». Одно из подтверждений тому – двукратный чемпион мира по борьбе сумо тувинец Аяс Монгуш. А национальная борьба – хуреш – очень популярна среди тувинских пацанов.
Еще одна страсть тувинцев – лошади. Каждый год в Туве проводятся скачки, в которых может принять участие любой желающий. Этот вид спорта настолько популярен, что победителям достаются действительно дорогие призы, например, автомобили.
Но самое удивительное – это жокеи. Средний возраст всадников – три-четыре года. Ведь чем легче наездник, тем быстрее скачет конь.
Место в раю за пятерых
В Туве немало странных обычаев. Например, девушки выходят замуж только в «нечетном» возрасте – 17, 19, 21 год. При этом если она забеременеет вне брака – это не порицается.
Тувинцы очень любят детей и стремятся к многодетности. Считается, что если женщина родила пятерых, ей автоматически достается место в раю. Это правило распространяется и на приёмных детей, поэтому в Тыве беспризорников вообще нет.
Интересны и похоронные традиции. Только в XX веке в Тыве появились обычные кладбища. Ранее покойных в землю не закапывали, а оставляли в степи, соорудив над телом каменный курган. Покойников принято провожать аплодисментами, чтобы отогнать злых духов.
Если ребенок, играя, хлопал в ладоши, то его руки разводили в стороны, плевали три раза на ладони и сажей чертили крестики (в ладоши хлопают при плохих вестях). Поэтому хлопанье в ладоши, а тем более бурные рукоплескания для выражения восторга совершенно чужды тувинцам.
Источник: cyrillitsa.ru