5 июня 1940 года Совнарком принял решение о серийном выпуске танка Т-34. Задача – 600 машин в 1940 году. В годы Великой Отечественной войны было выпущено около 40 тыс. Т-34.
Оказывается, немцы не знали нашего оборонного потенциала! Хорошо же была налажена секретность в предвоенном СССР, которую интеллигенция считала глупой шпиономанией. Вот из воспоминаний генерала Блюментрита. Подчеркну, эти воспоминания относятся не к весне 1945-го, когда мы стояли на подступах к Берлину, а к осени 1941-го, когда немец пер на Москву.
«Нам было очень трудно составить ясное представление об оснащении Красной Армии… Гитлер отказывался верить, что советское промышленное производство может быть равным немецкому. У нас было мало сведений относительно русских танков. Мы понятия не имели о том, сколько танков в месяц способна произвести русская промышленность…
И вдруг на нас обрушилась новая, не менее неприятная неожиданность. Во время сражения за Вязьму появились первые русские танки Т-34… В результате наши пехотинцы оказались совершенно беззащитными. В районе Вереи танки Т-34 как ни в чем не бывало прошли через боевые порядки 7-й пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия».
Т-34: ПОЧЕМУ НЕМЦЫ ЕГО ТАК БОЯЛИСЬ?
«Происхождение танка Т-34: от танка Кристи, до А-32»
В 1935 году «быстроходные танки» БТ давно уже нельзя было назвать копией «танка Кристи», прототип которого, купленный у Уолтера Кристи в 1931 г., послужил основой для проектирования первого БТ-2.
Прадед Т-34, быстроходный танк БТ-7
Новый советский танк БТ-7 качественно отличался от всего, что было раньше — имел усиленную бронезащиту корпуса, в его конструировании активно применялась сварка, но главное, взамен привычного двигателя М-5 («либерти») установили более надежный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т, мощностью 400 л.с., увеличенный до 800 литров запас топлива и в два раза увеличенный запас хода.
Машина была надежной, быстрой, но не лишена одного из основных недостатков предыдущих моделей (как, впрочем, и вообще всех существующих на тот момент танков в мире) – авиационный мотор, способный сдвинуть с места многотонную громаду, питался исключительно высокооктановым горючим, не только дорогим, но и опасным, если речь идет о танке.
Решить эту проблему не удавалось долго, пока в 1938 г. на опытный БТ-7 не был установлен дизель В-2. Двигатель получился настолько удачным и пригодным к модернизации, что советские танки были обеспечены «сердцем» на десятилетия вперед. Опытной машине присвоили индекс А-8 (А – индекс всех экспериментальных танков 30-х годов) и 5 сентября 1939 г. рекомендовали запуск танка в производство, обозначив его БТ-7М. Хотя к этому времени уже существовал польский танк 7TP с дизельным двигателем, БТ-7 стал первым крупносерийным танком с дизелем в качестве силовой установки.
Т-34. История создания танка победы. В день рождения Михаила Кошкина
Почти одновременно с этим, шла разработка и испытания целого букета различных улучшений для БТ-7, особо заметными тут были БТ-ИС (БТ – Иосиф Сталин), БТ-СВ — версия БТ с наклонными бронелистами, и «артиллерийский» БТ-7А оснащенный 76,2-мм пушкой. Однако все это были лишь пробы, наработки – в серию машины не шли и пока только ждали своего часа. По сути шло накопление «критической массы» новшеств, однако по отдельности все они были весьма «сырыми» и в дело не годились.
Основная причина заключалась не столько в недостатке опыта у конструкторов, сколько в пределе возможностей самого БТ – танк был уже перетяжелен, и его трансмиссия нуждалась в переработке. Решение нашлось у военинженера 3 ранга Адольфа Яковлевича Дика, предложившего добавить на каждый борт машины ещё по одному (пятому) катку, однако Михаил Ильич Кошкин, с 28 декабря 1936 г. возглавлявший КБ танкового завода № 183, и работавший над танком БТ-9 – дальнейшей модернизацией БТ-7, идею отбросил. Время шло, проект «БТ-9» сперва просто запаздывал, а затем и вовсе сорвал все сроки по проектированию – дело приняло настолько серьезный разворот, что заговорили о «вредительстве» и начались аресты…
А дело было в том, что БТ-7 был хотя и хорошим танком, но уже исчерпавшим свои возможности. Понимая это, руководство страны поставило перед конструкторами новую задачу – объединив опыт и используя предыдущие наработки, сконструировать совершенно новую боевую машину, впрочем, также колесно-гусеничную.
Танки серии «А»
Новый проект получил рабочее название БТ-20. Предполагалось, что танк будет иметь дизель БД-2 мощностью 400 л.с. с возможностью форсирования до 600 л.с в дальнейшем, индивидуальной торсионной амортизированной подвеске и наклонными броневыми листами толщиной до 25 мм. Экипаж состоял из 3-х человек, а вооружить машину планировалось 76-мм (как вариант – 45-мм) пушкой. Как видно, схожий в общих чертах, в деталях будущий Б-20 был совсем не похож на БТ-7.
Его проектирование забрали у «вредителя» Кошкина и назначили вместо него Дика, вверив ему специально созданное ОКБ. Однако хорошо предлагавший «со стороны», Дик и его ОКБ сперва не уложились в сроки, затем все-таки предоставили чертежи будущего танка, однако с куда более скромными характеристиками.
Теперь уже расформировали его ОКБ, а освободившееся место заняла новая группа конструкторов под шифром КБ-24, руководителем которой опять назначили Кошкина.
С самого начала мнения касательно концепции будущего танка разделились. Одна часть специалистов отстаивала идею создания чисто гусеничного движителя, а другая — комбинированного колесно-гусеничного.
Для принятия окончательного решения, какому типу танка отдать предпочтение, в марте 1938 г. на имя Председателя СНК СССР В.М.Молотова от наркома обороны СССР К.Е.Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре постановления НКО № 94 «О типах танков…», в котором, в частности, говорилось:
«Танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой — колесно-гусеничный…”. И далее «Создать два опытных образца легких танков: один — чисто гусеничный, вооруженный 45-мм танковой пушкой и спаренным пулеметом с броней от 12,7-мм пуль со всех дистанций, максимальной скоростью 50 — 60 км/ч и весом не более 13 т. Второй — колесно-гусеничный с шестью ведущими колесами с тем же вооружением и броней, скоростью на гусеницах и колесах 50 — 60 км/ч и весом не более 15 т. Мотор — дизель».
В октябре 1938 г. завод № 183 предъявил чертежи и макеты двух разработанных согласно предложениям комиссии АБТУ вариантов (колесно-гусеничного и гусеничного) танков, которые были рассмотрены Главным военным советом 9 и 10 декабря 1938 г.
Колесо против гусеницы
К 15 января 1939 г. были выполнены рабочие чертежи корпуса и башни опытного колесно-гусеничного танка А-20 и начата разработка чертежей нового образца чисто гусеничного танка с более мощным вооружением, который первоначально имел заводской индекс А-20Г (Г — гусеничный), а впоследствии ему было присвоено новое обозначение — А-32.
27 февраля 1939 г. на заседании Комитета Обороны состоялось обсуждение чертежей и макетов танков А-20 и А-32. Большинство присутствующих высказалось в пользу А-20, но М.И.Кошкин предложил построить сразу обе машины, на что присутствовавший на заседании И.В.Сталин коротко ответил, что необходимо «дать коллективу возможность работать».
Постановлением КО при СНК СССР № 45 от 27 февраля 1939 г. разработанные чертежи и макеты танков А-20 и А-32 были окончательно утверждены для производства. Ведущим инженером проектов был А.А.Морозов, а главным конструктором — М.И.Кошкин.
Менее чем за три месяца, уже к 26 мая 1939 г., опытный образец танка А-20 был собран (без оружия), обкатан на стенде и испытан на колесном ходу, выдав скорость в 85 км/ч.
Заводские испытания опытного гусеничного танка А-32 начались в середине июня 1939 г. и продолжались до 16 июля. Во время испытаний танк неоднократно развивал максимальную скорость до 70 км/ч (причем на гусеницах) и прошел в общей сложности свыше 350 км. Результаты были так хороши, что броню машины увеличили ещё на 10 мм доведя вес танка до 19,6 т.
Оба танка бесспорно были новым словом в отечественном танкостроении – все предыдущие машины они превосходили на порядок. Мощные двигатели, броневые листы имеющие оптимальный угол наклона, надежная трансмиссия, повышенная защищенность – таких танков не имела ещё ни одна армия мира.
Внешне А-20 и А-32 были похожи, и даже по весу различались лишь в 1 тонну. Однако за счет отсутствия сложного колесного движителя, броня А-32 почти в 2 раза превышала по толщине броню А-20, а 76,2-мм танковая пушка Л-10 явно превосходила по всем параметрам «сорокопятку» собрата. При этом на гусеничном ходу А-32 «выжимал» почти столько же, сколько А-20 на колесном – 74 км/ч.
Полигонные испытания обеих машин проводились в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа комиссией под председательством начальника 1-го отдела АБТУ майора Кульчицкого.
За период испытаний танки прошли: А-20 — 4500 км, а А-32 — 3000 км и по надежности работы механизмов показали совершенно равноценные результаты, по всем параметрам «сделав» самые совершенные БТ-7 стоящие в тот момент на вооружении. Оба танка были рекомендованы к производству, однако, как отмечалось, танк А-32 в виду своей более высокой живучести и огневой мощи явно превосходил А-20 и вполне мог быть ещё более усилен за счет увеличения мощности брони до 45-мм.
Общим же недостатком обеих машин отмечалась теснота, недостаточная проработанность рабочих мест членов экипажа – качество, которое ещё долго будет непременным спутником отечественных танков.
Рождение танка Т-34
19 сентября 1939 г. наркомат обороны поставил перед правительством вопрос о принятии обоих танков на вооружение РККА и изготовлении на заводе № 183 к 1 декабря 1939 г. опытной партии танков А-32 с 45-мм броней в количестве 10 машин и установочной партии танков А-20 — 10 машин к 1 января 1940 г. До начала выпуска установочной партии на танке А-20 КБ завода № 183 следовало устранить все выявленные дефекты и дополнительно увеличить толщину лобового листа корпуса до 25 мм и днища в носовой части — до 15 мм.
На протяжении всей последующей недели на правительственном уровне решалась судьба средних танков А-20 и А-32. Результатом этих обсуждений стал проект Постановления КО при СНК СССР от 25 сентября 1939 г. рекомендовавший к производству только одну машину – А-32. Но к производству она была принята под другим, давно привычным нам индексом: Т-34.
Имя это было присвоено танку «авансом» — машина была ещё очень «сырой» и сразу же в серию не пошла. Потребовалось ещё некоторое время на доработку и отладку различных узлов, результатом которой стал следующий опытный танк – А-34. По сравнению с А-32 он был тяжелее на 5,5 тонн, имел скорость «всего» (ага, всего) 54 км/ч, был длиннее на 30,4 см, шире на 45 см и ниже на 6 мм.
10 февраля 1940 г. завод № 183 предъявил комиссии под председательством полковника В.Н. Черняева на войсковые испытания два первых серийных танка Т-34 (А-34). А 5 марта 1940 г. обе машины начали свой исторический пробег по маршруту Харьков-Москва, причем за рычагами одного из танков находился сам М. Кошкин. Т-34 начал свой путь в легенду.
Интересный факт: тем же постановлением, которым принимался на вооружение Т-34 были приняты на вооружение и такие заслуженные боевые машины как танки KB-1, БТ-7М, Т-40, тягач «Ворошиловец», тракторы СТ-2 и СТЗ-5, бронемашина БА-11, автомобили ГАЗ-61 и ЗИС-5.
по книге «Неизвестный Т-34»
Дополнение:
Как война изменила самолеты, танки и стрелковое оружие
Источник: lsvsx.livejournal.com
Почему именно танк т-34 считается легендарным?
Во-первых он на много превосходил предшественника — КВ по вооружению, а во-вторых именно постановка на вооружение Т-34 привела к ключевым победам (Курская дуга, Ржевка) в Великой Отечественной войне, после которых Красная армия перешла в наступление.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
владс андро вич [739K]
6 лет назад
Во первых по тому что Т-34, оказался самым используемым танком для СССР, во все времена, и этого уже не изменить, так как СССР распался, а Россия хоть и наследница, но все равно уже другая страна.
Использовался он реально в самое трудное время, и стал первым элементом Советской техники, который стал превосходить немецкую. Да в то время когда у Советской армии появились Т-34, Немцы использовали свои танки которые назывались очень похожим названием, а именно Т-4.
Когда же на авансцену вышел Т- 34, то он стал превосходить немецкие танки, и немцам пришлось наспех сконструировать Пантеру и Тигр.
Однако Т-34 изготавливались в неслыханных количественных масштабах, и количеством превосходили
более сложные технически немецкие танки. Хотя такая спешка сказалась на красоте танка, но это не как не сказывалось на его мобильности, так как он после сборки мог сразу идти в бой, и управлять им было относительно не сложно, а от того кадры для его эксплуатации, всегда находились.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Т-34. Почему этот танк вошёл в историю и получил такое название?
Эта броневая машина – своего рода символ Wow. Как появилась ставшая легендой «тридцатьчетверка», и почему танк Т-34 носит такое название?
Простой, массовый, удивительный, эталонный, легендарный – все эти эпитеты относятся к танку Победы, который действительно внес существенный вклад в исход войны.
История создания и появление названия Т-34
История удивительного оружия началась в конце 30-х годов прошлого века. На базе Харьковского паровозостроительного завода было создано конструкторское бюро, возглавляемое Михаилом Кошкиным. Задачей вновь созданной структуры стала разработка бронированной техники. Результатом работы команды – появление двух проектов бронемашин. Ими стали А-20 и А-32 гусенично-колесного и гусеничного типов соответственно.
Осенью 1939 года специальная комиссия оценила опытные образцы и признала второй вариант более соответствующим поставленным задачам. Перед разработчиками были поставлены задачи по доработке конструкции: повышении толщины брони, улучшению обзорности, оснащению машины пушкой и пулеметами.
Результатом модернизации стал прототип А-34. Касаемо появления названия версии расходятся. Одни исследователи считают, что 34 – это год принятия решения о создании, другие уверены, что год начала работ, а третьи настаивают на весе танка. Но приказ о присвоении названия был подписан в 1939 году, поэтому эта версия отпадает. Что касается массы, то первые образцы не превышали 26 тонн.
Наиболее достоверным предположением считается использование следующего после 32 порядкового номера. Еще одной логичной версией является использование в названии года 17 съезда ВКП(б) – так называемого «Съезда победителей», прошедшего зимой 1934 года. Фактически решение о создании этой боевой машины было не только прорывом, но и отправной точкой в развитии танкостроения как самостоятельной области, поскольку до этого инженеры-конструкторы опирались преимущественно на опыт зарубежных стран.
Вклад Т-34 в исход войны
Для своей эпохи машина получилась действительно новаторской. Уникальность обеспечивали дизельный двигатель, мощная пушка и оптимальный угол наклона броневых листов. Использование танка в боевых условиях вскрыло и существенные недостатки. Так, членам команды приходилось работать в очень стесненных условиях при слабом обзоре.
Были проблемы с системой очистки воздуха и охлаждением двигателя. Вызывала трудности в работе и коробка передач.
В сложных военных условиях недостатки спешно устранялись. Конструкторами была повышена прочность трака. Четырехступенчатую коробку заменили на пятиступенчатую, большой по весу люк – двумя более легкими.
Постепенно танк обогнал по функциональности и защищенности ведущую боевую технику противника – «Пантер» и «Тигров», что позволило ему принять участие в ключевых наступательных операциях и стать одним из лучших танков своего времени. Несомненными плюсами Т-34 стали простота выпуска, эксплуатации и обслуживания и возможность массового производства.
Парадоксально и печально, но гусеничная легенда стала и причиной смерти своего создателя Михаила Кошкина. После испытаний на полигоне в Подмосковье два танка использовали для пробега по маршруту Харьков – Москва – Харьков. Кошкин помогал вытаскивать машину из холодной воды, после чего был госпитализирован с воспалением легких и скончался. После его смерти модернизация танка проводилась под руководством его заместителя Морозова.
По воспоминаниям очевидцев, сам Сталин высказался по поводу танка, назвав его ласточкой бронетанковых войск. Собственно, эти слова и оказались пророческими.
Источник: back-in-ussr.com
Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
Т-34 — один из самых знаменитых танков не только в России, но и во всем мире. И, как и любой известный образец оружия, «тридцатьчетверка» обросла немалым количеством укоренившихся мифов. Сегодня мы разберем самые известные из них.
Миф 1: потрясающая надежность
Отечественное вооружение славится простотой и неприхотливостью. Способность того же автомата Калашникова дольше, чем аналоги, обходиться без чистки и простота обслуживания стали легендой. Подчас кажется, что так было всегда — но, увы, развитие каждой модели оружия — это длинный путь доделок и уточнений. А в случае с танком Т-34 это дополнялось еще и влиянием военно-политической обстановки.
Свежесобранные Т-34 Сталинградского тракторного завода. Источник: waralbum.ru.
Свежесобранные Т-34 Сталинградского тракторного завода. Источник: waralbum.ru.
Материалы по теме
Танк был отправлен в производство весной 1940 года. В воздухе пахло войной, и Т-34 требовался в больших количествах. Но вначале изготовление нового изделия должны были освоить танковые заводы. Этот процесс не улучшил качества или количества выпускаемых танков — первые Т-34 выходили весьма сырыми. Затем началась война.
Стране отчаянно требовались новые танки, и ради массовости производства требования к выпускаемой продукции снизились еще сильнее. К началу 1942 года дело улучшилось, но до знаменитой надежности было еще далеко. В апреле 1942-го в США прибыли «эталонные» Т-34 — лучшие образцы для оценки американскими испытателями. Первые поломки на полигоне начались уже после 60-го километра, а на 343-м «тридцатьчетверка» вышла из строя окончательно. Воздушный фильтр, согласно отчету американцев, «мог сконструировать только саботажник» — двигатель забился пылью и требовал капитального ремонта.
Сборка Т-34 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru.
Сборка Т-34 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru.
Реальный ресурс двигателя Т-34 в первую половину войны редко превышал сотню моточасов. Дело стало меняться к 1943 году. Страна перестала выживать, танки уже не всегда сгорали в первых серьезных атаках. Умы военных стали занимать вопросы надежности — они планировали гнать немцев на Запад, а для преследования требовалась длительная работоспособность.
К началу Курской битвы ресурс дизелей «тридцатьчетверок» был увеличен (за счет незначительного понижения мощности) до 300 моточасов. А Т-34-85, поступившие в войска в 1944 году, были уже надежны по-настоящему, что сильно пригодилось при длительном танковом пробеге по Европе на завершающем этапе войны.
Миф 2: чудо-оружие
Для 1941 года Т-34 был очень серьезным аргументом на поле боя. «Тридцатьчетверка» могла поражать танки панцерваффе на расстоянии 500–1500 метров, в то время как противник должен был подбираться на 100–200 метров или вообще вплотную. Казалось бы, имея 1300 Т-34 на 22 июня 1941 года, можно было не бояться 3500 немецких танков — мощная «тридцатьчетверка» перещелкала бы их как орешки. Но в реальности все было куда сложнее.
Танковый десант тренируется взаимодействовать с Т-34, 1943 год. Источник: deutsch.rt.com
Танковый десант тренируется взаимодействовать с Т-34, 1943 год. Источник: deutsch.rt.com
Ведь исключительно друг против друга танки воюют только в компьютерной игре. Реальность — это общевойсковой бой, когда к делу может быть подключено что угодно. Например, пикирующие бомбардировщики Ju —87, славящиеся точностью бомбометания. Или 88-мм зенитные орудия, поставленные на прямую наводку — позднее их поставят в башню грозного «Тигра». Или же подкалиберные или надкалиберные снаряды для 37-мм и 50-мм пушек (в том числе и танковых), резко повышающие огневую мощь этих орудий.
Возлагались серьезные надежды на рациональные углы наклона брони. Верхняя лобовая плита корпуса Т-34 располагалась под углом в 60 градусов. Благодаря этому снаряд противника не мог войти в нее под наиболее оптимальным 90-градусным углом. Это должно было повышать шанс рикошета — остроголовый бронебойный снаряд мог «соскользнуть» с танковой брони. А если и нет — из-за неудобного угла вхождения путь снаряда в броне был дольше, что увеличивало шанс на «непробитие».
Бронебойный остроголовый снаряд с тупым наконечником средней твердости «закусывается» о броню танка и «доворачивается» в сторону наклона, входя в итоге под прямым углом. Источник: М.Свирин, «Танковая мощь СССР», Яуза, 2009 год.
Бронебойный остроголовый снаряд с тупым наконечником средней твердости «закусывается» о броню танка и «доворачивается» в сторону наклона, входя в итоге под прямым углом. Источник: М.Свирин, «Танковая мощь СССР», Яуза, 2009 год.
Но, к сожалению, существовало решение, способное нивелировать и это преимущество. Им был бронебойный наконечник с тупым «носом». Он был мягче, чем корпус снаряда, но достаточно твердым, чтобы «закуситься» за броню одним из своих острых углов. После того, как это происходило, сам снаряд доворачивался в сторону наклона, входя, таким образом, в танковую броню под наиболее рациональным, почти 90-градусным углом. Так что в первой половине войны «тридцатьчетверки» не были чудесным инструментом, решавшим все проблемы — они были серьезным противником, но вовсе не волшебной палочкой.
Миф 3: беспомощность против «Тигров»
В августе 1942 года в панцерваффе появились первые тяжелые танки «Тигр». Летом 1943-го началась Курская битва — к этому моменту «Тигры» и «Пантеры» стали массовым явлением. Не прибавляли оптимизма и старые танки Pz — III и Pz — IV — их модифицировали, серьезно усилив броню — уничтожать их становилось все сложнее. Советские танковые войска потеряли былое преимущество.Такая обстановка родила обратный миф — о почти полной бесполезности Т-34-76 против новейших образцов немецкой бронетехники.
Т-34 въезжают в Харьков, 1943 год. Источник: waralbum.ru.
Т-34 въезжают в Харьков, 1943 год. Источник: waralbum.ru.
Казалось бы, да — 76-мм орудие «тридцатьчетверки» не пробивало лоб «Тигра» даже в упор. Какие-то шансы давал заход сбоку под хорошим углом — но обычным бронебойным снарядом борт «Тигра» пробивался только с каких-то 50–100 метров. В условиях реального боя этого было явно недостаточно. Чтобы не ставить «тридцатьчетверку» в ситуацию, когда она совершенно беспомощна против тяжелых танков противника, промышленность СССР решила использовать немецкий опыт.
Материалы по теме
Весной 1943 года интенсифицировалось производство подкалиберных снарядов — того самого средства, что помогало немцам против Т-34, когда преимущество было не на их стороне. Это было дорогое решение — такие боеприпасы требовали вольфрамовых сердечников, а этот металл для СССР был крайне дефицитным. Тем не менее в преддверии Курской битвы почти весь свободный вольфрам был пущен на подкалиберные снаряды для 45-мм и 76-мм орудий.
Это позволяло поражать борта тех же «Тигров» уже с 400 метров. Охота на этого «зверя» в таких условиях по-прежнему была крайне непростым делом, но с этим уже можно было чего-то достигать. Да, это был дорогостоящий результат, но схема была вполне рабочая. Так же поступали и американцы — формировали «охотничьи команды» в 3–4 «Шермана» на один «Тигр», и старались заходить с разных сторон. Такое положение дел продолжалось до поступления в войска Т-34-85, мощное орудие которого при удачных обстоятельствах могло пробивать лоб «Тигра» почти с километра.
Т-34 в Москве, 1941 год. Источник: mos.ru.
Т-34 в Москве, 1941 год. Источник: mos.ru.
Не миф: танк Победы
Материалы по теме
Но пока что мы так и не озвучили самый большой плюс «тридцатьчетверки». Им было не вооружение, не толщина и рациональные наклоны брони, и не сравнительно малые габариты. Главное преимущество «тридцатьчетверки» — технологичность производства, и она не была получена сразу, а вырабатывалась на протяжении всей войны. Результат был очевиден — могучих «Тигров» сделали 1354 штуки, средних Pz — IV — чуть менее 8700 единиц. Количество же произведенных Т-34 (как с 76-мм, так и с 85-мм орудиями) до конца 1945 года достигло 55 тысяч машин.
А в большой индустриальной войне это значит если не все, то многое. Можно делать аккуратно сваренные танки, начиненные электромоторами, обеспечивающими плавность управления. Можно снабжать их отличными радиостанциями и качественной цейсовской оптикой. Они могут безукоризненно выполнить задачу, остановив, например, танковый прорыв неприятеля.
Но десятком километров севернее может быть еще один танкоопасный участок, на который грозных «Тигров» и «Пантер» уже не хватит. И там танки противника пройдут без проблем, после чего отрежут могучие, но малочисленные «Тигры» от подвоза топлива и боеприпасов. И рано или поздно выиграют войну.
Источник: www.zr.ru
Т-34: подвиги эпохального танка
Легендарная «тридцатьчетверка» часто становится героем новостных выпусков. Ведь Т-34 является иконой советской победы во Второй мировой. В статье мы расскажем об истории создания,технических характеристиках, достоинствах и недостатках танка «Т-34».
Александр Плеханов
Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка
Интерес к танку Победы подогрел фильм Алексея Сидорова «Т-34», который уже собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А в середине месяца, как в годы Великой Отечественной, с востока на запад страны проследовал эшелон с бывшими лаосскими «тридцатьчетверками», что также вызвало всплеск интереса к танку.
Почему именно Т-34 до сих пор остается одним из самых известных танков в мире, хотя он давно снят с производства, он не служит в войсках, и до наших дней дожили единицы танкистов, когда-то воевавших на этом танке? И что следует понимать под «тридцатьчетверкой», ведь танк, принятый на вооружение в 1939 году, и Т-34-85, входившие в Берлин и Прагу, заметно отличались друг от друга.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Средний танк Т-34-85
Начать стоит с того, что создатели Т-34 смогли предугадать тот путь, по которому пойдет развитие мирового танкостроения. Попутно они разработали танк с серьезным модернизационным потенциалом, который позволил ему из средней и ненадежной машины со слабенькой пушкой Л-11 превратиться в красавца Т-34-85. Причем превращение это произошло в период, когда советская промышленность испытывала колоссальное перенапряжение: заводы эвакуировались на восток страны, часть из них осталась на оккупированной территории, рвались смежные связи, был острейший дефицит материалов и комплектующих.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако простота конструкции Т-34 позволила даже в тяжелейшем 1942 году выпустить 12 578 машин, и именно насыщенность Красной Армии «тридцатьчетверками» позволила ей нанести вермахту нокаутирующий удар под Сталинградом. К тому времени были потеряны два крупнейших производителя Т-34 – Харьковский и Сталинградский заводы. Но и это не помешало наладить массовый выпуск танков за кратчайший срок в других местах, что вряд ли стало бы возможным с любым другим танком того времени.
Сильные и слабые стороны Т-34
Простоту и рациональность Т-34 отмечали, например, американцы, которые испытывали его на Абердинском полигоне в мае 1942 года. Им понравились широкие гусеницы, наклонная броня, мощная 76 мм пушка Ф-34 и дизельный двигатель. Но при этом американцы отметили и слабые стороны танка: ненадежную трансмиссию, тесноту, низкую культуру производства, да к тому же во время испытаний после 340-километрового пробега вышел из строя двигатель, восстановить который не удалось. Кроме того, американцы были неприятно удивлены находящимся в боевом отделении топливным баком. В общем, Т-34 оставил у американцев двоякое впечатление: в целом танк неплохой, но не выдающийся.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В СССР также прекрасно знали все слабые стороны «тридцатьчетверки» и по мере сил исправляли недочеты. За годы военных действий в конструкцию танка было внесено несколько сотен изменений, а с начала 1944 года стал выпускаться фактически новый танк – Т-34-85.
При этом вносимые улучшения и, фактически переход на новую модель, не сказались на объемах выпуска танка, который в течении всей Wow выпускался в огромных количествах. Это позволяло не только оперативно восполнять потери, но и неуклонно снижать цену машины. Массовость, простота, дешевизна и высокие боевые свойства – вот что сделало его эпохальным танком. Т-34 также стал танком-эпохой, ведь используемые в нем конструктивные решения были взяты за основу советскими и иностранными конструкторами при разработке танков следующего поколения.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Достоинства Т-34
«Тридцатьчетверка» была воплощением танка-солдата, «рабочей лошадкой» поля боя, чего не скажешь про аналоги других стран. Например, немцы совершили кардинальную ошибку, затратив огромные средства и силы на разработку и выпуск таких танков как «Тигр» и «Пантера». Дорогие, сложные и выпущенные относительно небольшим тиражом они не смогли оказать заметного влияния на ход военных действий, буквально утопая в потоках накатывающих на них «тридцатьчетверок». Немецкие «кошки», которым «подпалили шерсть» на Курской дуге, остаток военных дней лишь отползали в свое логово, иногда жестоко огрызаясь. Но закончилось все тем, что последние из них были добиты на улицах Берлина.
Памятник «тридцатьчетверка»
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Американцы хоть и выпускали массовый и недорогой «Шерман», но он изначально был не самым удачным танком, сборищем компромиссов и в подметки не годился Т-34-85. Когда «тридцатьчетверки» и «Шерманы» встретились в Корее, последние были банально деклассированны, подтвердив свое презрительное прозвище «зажигалка Ронсон».
Незаурядные боевые качества, надежность и простота в обслуживании позволили Т-34-85 воевать практически весь ХХ век, в то время как все его ровесники давно были отправлены в переплавку или стали музейными экспонатами. Т-34, даже будучи музейным экспонатом, хоть завтра готов пойти в бой. Так в 2006 году в Будапеште митингующие граждане без особых проблем завели танк-памятник Т-34 и попытались прорвать полицейское оцепление. В 2014 году на службу был призван Т-34 в Луганске: танк-памятник без особых проблем удалось завести, но участия в боевых действиях он не принял.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Памятник танку Т-34
Не стоит забывать главное: Т-34 стал символом Победы, без которого победа была бы невозможной. «Тридцатьчетверка» пережила катастрофу лета 1941 года, тяжелые бои под Сталинградом и Ржевом в 1942 году, ломала хребет немецкому зверинцу на Курской дуге, грохотала по брусчатке немецких городов в 1945 году и завершила военный конфликт на Дальнем Востоке блистательным разгромом Квантунской армии. На долю Т-34 выпало столько испытаний, сколько не выпадало ни одному другому танку, и из всех них он вышел победителем. Вот почему «тридцатьчетверка» была и будет тем танком, которым стоит и нужно гордиться.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Средний танк Т-34: техническая характеристика
- Масса составляла примерно – 25,6 тонн;
- Экипаж состоял из 4 человек: командир, заряжающий, стрелок-радист, механик-водитель;
- Двигатель был дизельным В – 2 – 34, мощностью в – 500 л.с.;
- Габаритные размеры корпуса: длина – 5920 мм; длина с пушкой – 8150 мм; ширина – 3000 мм; высота – 2405; клиренс – 400 мм.
- Максимальная скорость до 55 км/ч;
- Бронирование: лоб – 45 мм; борта – 40 мм; башня – 45 мм; корма – 40 мм; днище – 13 мм;
- Преодолеваемый подъём – 36° (градусов).
13 обсудить
Андрей Логинов 15 Апреля 2019, 23:19
Cенатор Джордж, председатель Финансового комитета при Рузвельте, так объяснял, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза: США сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно… Так что Штаты платили за то. чтоб Гитлер не переплыл к ним через Атлантику. И попутно штаты загрузили промышленность после кризиса.
Александр Зинкович 23 Января 2019, 13:41
Кристи заложили будущее танкостроения. Совок, и никто больше не догадался поставить бак в боевое отделение, уникальная традиция продолжилась на 80 лет. А потери- одна суперпечаль, ведь лобовая броня уже в 1942 не соответствовала, но штамповали для колхозных рабов
Саша Захаров 02 Февраля 2019, 13:38
Шерманов по лендлизу в сравнении с нашими Т-34 было мало. И в результате они поставлялись в ограниченное колличество частей из-за сложностей снабжения топливом и боеприпасами, а не потому что ими могли управлять только самые продвинутые
Андрей Платонов 27 Января 2019, 09:26
Не надо вешать лапшу людям с гвардейскими частями. 5 Гвардейская танковая армия Ротмистрова не имела в своем составе ни одного Шермана.
Василий Бесфамильный 04 Февраля 2019, 23:06
Ещё один, «за них золотом». Вся техника по Ленд Лизу была поставлена нам бесплатно, ни копейки не было заплачено, и не предполагалось, за всё платили рядовые американские граждане из своих налогов. Конечно, кроме техники, которая осталось после войны, и которую СССР пожелал оставить и оплатить, вместо возврата поставщикам. «Забавные у вас сведения. Откуда такие, интересно?» — да почитайте официальные документы, неужели сложно найти, по словам «Ленд Лиз»? Кроме современной путинской пропаганды, обсирающей Wow и жертвы войны, ничего конкретного про оплату Ленд Лиза вы не найдёте.
Виктор Юдкин 25 Января 2019, 13:57
А откуда ты взял, что «когда наших танков уже было достаточно, СССР отказалось от этих танков и они уже не поставлялись»?! Шерманы поставлялись до конца войны с Японией..
Сергей Сидоренко 26 Января 2019, 21:41
Ленд-лиз безоплаты? Забавные у вас сведения. Откуда такие, интересно?
Виктор Юдкин 25 Января 2019, 13:26
Зачем пишешь, то что не знаешь? Никаким золотом за Шерманы не платили. Лэнд-лиз — это поставки без оплаты. А в «свечку» превращались 34-ки тоже прекрасно. Если тема интересует, прочитай мемуары «Танкист на иномарке», найдешь без труда.
Очень интересно. Автор не «дядя» конечно, но воевал на Шермане два года.
elaginn 24 Января 2019, 17:08
Ты прав! Я как муха. на говно. Так вот отвечу — Ленд-Лиз — это БЕСПЛАТНЫЕ поставки! НИКТО и НИКОГДА за них не платил! Почитай положение по Ленд-Лизу.
Далее — Т-34 был ЕДИНСТВЕННЫМ у которого топливные баки были размазаны по бортам, в надгусеничных полках. У Шермана баки были за бронеперегородкой в двигательном отсеке + снаряды в водяных укладках. От Ленд-Лиза Союз не отказывался и даже после победы над Германией еще несколько месяцев получал. По бронепробиваемости 76мм снаряд шермана был равен 85мм снаряду Т-34-85. Зачем я такому г. ну что-то объясняю?!
Андрей Терентьев 24 Января 2019, 14:52
Все просто. Мой родной дядя участник Wow, был танкистом (радист-пулеметчик) в танке. Так вот он рассказывал, что американские танки, которые приходили к ним в часть в бою горели, как свечки.
А почему асам давали, так потому, что только они способны были, что бы хоть какое-то Шерманы пожили, ведь стоили они не дешево, за них золотом по Ленд-лизу платили и надо было что бы они не сразу сгорали, а ещё какое-то время по-воевали, вот и была задача у танкистов асов попытаться их как-то сохранять. Если наши 34-ки часто выдерживали попадания вражеских снарядов, то Шерман, после попадания часто превращался в свечку.
Более того, когда в СССР поступали эти танки, то их у нас предварительно модернизировали, это рассказывал и мой дядя и один знакомый ветеран, который как раз в войну и занимался на одном и заводов модернизацией. А с танком делали вот что: сначала убирали все лишнее — представьте, что у них в танке и бар был! Броня пуленепробиваемая и их наращивали броне листами, что добавляло весу и снижало скорость, по возможности меняли вооружение — слабое оно у них было. Не зря же практически ни в одной фронтовой кинохронике тех лет не увидите тех танков, а если и попадались, то после нашей доработки они уже, как правило внешне отличались от оригинала. В конце-концов, когда наших танков уже было достаточно, СССР отказалось от этих танков и они уже не поставлялись — слишком дорого это было — ненадежные в бою, и много с ними предварительно возиться приходилось, что бы на наш фронт отправить можно было.
Источник: www.techinsider.ru