Почему Россия не строит авианосцы

Эксперты оценили необходимость создания авианосной группы в ВМФ РФ.

Эксперты оценили необходимость создания авианосной группы в ВМФ РФ

Россия будет строить новый авианосец

Член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов заявил РИА «Новости», что строительство нового авианосца водоизмещением не менее 70-80 тысяч тонн обойдётся России по меньшей мере в 500 млрд рублей.

«Мы можем ошибиться на 10-20%, но не в разы. Иначе уйдём в долгострой на многие годы», — сказал Поспелов.

Он отметил, что американские авианосцы обладают водоизмещением 110 тысяч тонн и принимают более 100 летательных аппаратов, если считать вместе с беспилотниками.

Владимир Проспелов добавил, план по созданию нового головного авианосца рассмотрит Военно-промышленная комиссия России при подготовке новой государственной программы вооружения на 2024-2033 годы.

Авианосцы России, которых нет… А как же Адмирал Кузнецов?!

«Необходимо оценить целесообразность создания авианосцев и их стоимость. По идее, для ВМФ нужно три таких корабля — головной и два серийных. Аванпроект авианосца есть», — уточнил Поспелов.

Давно пора строить — и не три, а четыре

Как сказал «Правде.Ру» председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев, тема о проектировании и строительстве авианосцев обсуждается уже второе десятилетие, и давно пора действовать.

По мнению эксперта, России объективно необходимо два авианосца на Северный флот и два авианосца на Тихоокеанский флот, потому что для страны, которая расположена на берегу трёх океанов, авианосец — это признак того, что она имеет стратегические взгляды на своё присутствие в Мировом океане.

С военной точки зрения, продолжил Михаил Ненашев, наличие полноценных действующих авианосцев — это «экономия определённых средств», потому что с более чем 50 самолётами, вертолётами и беспилотниками на борту он может решать задачи за большую группу кораблей, конечно, в сопровождении определённых классов надводных кораблей и подводных лодок.

Эксперт прогнозирует острое соперничество на морях и в океанах, и особенно в Арктике, где «мы обустраиваем свой сектор и есть много желающих соседей по планете ставить нам палки в колёса или самим пытаться там что-то делать».

«Мы имеем много территорий, которые нам надо развивать и обеспечивать им оборону и безопасность, и оборону и безопасность наших союзников. Мы же видим, как США делают из Прибалтики полигон провокаций. И завтра они могут из Норвегии сделать полигон провокаций, из Гренландии и, если удобно, из кого угодно», — сделал вывод Михаил Ненашев.

У побережья Судана и в Арктике авианосец нужен

В комментарии для «Правды.Ру» автор телеграм-канала «Оперативная линия» отметил, что авианосец нужен в нынешних реалиях только ради престижа и, возможно, для решения ряда ограниченных задач в составе Корабельной авианосной группы (КАГ) на «удалённых театрах», например, у побережья Судана.

Вот почему Россия строит подлодки, а не авианосцы

Автор канала напомнил, что в сирийском походе авианосца «Адмирал Кузнецов» палубная авиация, Су-33 в основном, перелетела на базу Хмеймим, а с палубы остались работать только МиГ-29 по самым ближайшим целям.

«Авианосную ударную группу (АУГ) России не создать, так как у нас нет ни достаточного количества кораблей для формирования зон ПВО и противолодочной обороны (ПЛО), ни палубных самолётов дальнего радиолокационного действия, ни развитой системы разведки и целеуказания в море. Мы можем знать район нахождения противника размером в сотни километров, но его точное местоопределение вызывает значительные затруднения», — отметил военный эксперт телеграм-канала «Оперативная линия» .

«Но пусть авианосец будет. Лучше, когда он есть, чем когда его нет. По крайней мере, морской манёвренный район ПВО он может обеспечить. Допустим, на севере, в мёртвых зонах береговых РЛС и вне досягаемости авиации с материка, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа», — добавил он.

Какие модели авианосцев есть в РФ

Как сообщала «Правда.Ру», в России разработана концепция авианосца «Шторм», водоизмещением около 95 тысяч тонн, длиной, шириной и осадкой: 330x42x11 метров. Ширина полётной палубы составит 85 метров. Скорость полного и экономического хода — 26-30 и 14 узлов, соответственно. В концепции заложена автономность в 90 суток.

Авиационное вооружение авианосца проекта «Шторм» предусматривает базирование от 80 до 90 корабельных летательных аппаратов. Судно может нести запас авиатоплива до шести тысяч тонн. Мореходность — шесть-семь баллов (по применению авиации). Экипаж корабля — до четырёх тысяч человек. Срок службы — более 50 лет.

Второй проект называется 11430Э «Ламантин». Его разработчиком выступило Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ). «Ламантин» будет оснащён атомной энергетической установкой, его водоизмещение составит 80-90 тысяч тонн. Максимальная длина авианосца — 350 метров, автономность — около 120 суток. На полном ходу может достигать скорости около 30 узлов.

Экипаж включает 2,8 тысячи человек, в авиагруппу будут входить 800 человек. Авианосец оснащён трамплином, двумя электромагнитными катапультами, четырьмя аэрофинишерами. В авиагруппу будут входить до 60 летательных аппаратов.

Сейчас на вооружении российского военно-морского флота находится тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолётов и 24 вертолётов.

В СССР в 1970–1980-х годах были построены несколько тяжёлых авианесущих крейсеров. Часть из них была списана. «Варяг» был продан Украиной Китаю и переименован в «Ляонин». «Адмирал Горшков» был перестроен в авианосец и продан в Индию, где был включен в состав ВМС под именем «Викрамадитья».

Читайте по теме:

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте MilitaryPravda в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Твиттере, Одноклассниках, YouTube.

Источник: military.pravda.ru

Точка опоры в океане. Почему у России нет авианосца

Российские авианосцы — тема, безусловно, спорная. Информация о кораблях подобного класса, которые могли бы в будущем пополнить состав Военно-морского флота (ВМФ) России, появляется регулярно. Дискуссии о целесообразности их постройки ведутся с начала 2000-х годов, когда отечественная оборонка начала «вставать на ноги». Однако дальше публичных заявлений представителей ВМФ РФ, судостроителей и предварительных проектов дело не пошло.

Так, на форуме «Армия-2019» и Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге были продемонстрированы в качестве моделей несколько перспективных проектов, причем как с атомной, так и с обычной двигательной установкой. Однако развивать строительство этих кораблей Россия будет исходя из имеющихся возможностей. «За авианосцами будущее. Атомный авианосец, конечно, будет, но не в ближайшей перспективе», — заявлял главком ВМФ РФ Николай Евменов.

«Стоит ли нам в это ввязываться?»

В боевом составе ВМФ находится единственный неатомный авианосец «Адмирал Кузнецов» (по отечественной классификации — тяжелый авианесущий крейсер). Неоднократно заявлялось, что флот получит перспективный авианосец с атомной энергетической установкой к концу 2030 года, а его водоизмещение должно составлять не менее 70 тыс. т.

Еще в 2015 году Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) разработал и представил широкой публике аванпроект авианосца для иностранных заказчиков, который также предлагался и для отечественного флота. Проект 23000 получил название «Шторм». Водоизмещение — 80–90 тыс. т, силовая установка — комбинированная (и атомный реактор, и газотурбинный двигатель). Авиагруппа — до 60 единиц, причем палубные истребители — пятого поколения Су-57, МиГ-29К/КУБ и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.

Модель авианосца разработки КГНЦ

Также показывался концепт-проект среднего авианосца с атомным реактором и вспомогательной газотурбинной установкой водоизмещением уже 76 тыс. т, способного нести до 100 летательных аппаратов.

Свою модель атомного авианосца проекта 11430Э «Ламантин» продемонстрировало и Невское проектно-конструкторское бюро. Корабль водоизмещением 80–90 тыс. т получит атомную энергетическую установку и две электромагнитные катапульты. В составе авиагруппы — до 60 летательных аппаратов, в том числе тяжелые и легкие истребители, корабельные вертолеты и даже самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Также предусмотрено базирование до 10 беспилотников.

Читайте также:  Что значит вороненая сталь

Модель авианосца проекта 11430Э «Ламантин»

«Работа Крыловского центра направлена на предвосхищение ожидания ВМФ. Поэтому и целый набор различных проектов кораблей авианосного класса, которые флот при определенных обстоятельствах мог бы закупить», — рассказал ТАСС военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Сегодня есть задача строить океанский флот. Авианосец будет нужен. Вот Крыловский центр и дает идеи различных проектов. Определитесь, что вы хотите, и мы вам сделаем. То есть сегодня промышленность работает на опережение интересов Минобороны РФ. Все разработки, показанные на форуме «Армия» и МВМС, опережающие, они создаются за счет самих предприятий

Дмитрий Литовкин, военный эксперт

Однако самая главная проблема — это деньги. По неофициальным данным, на создание концепции тяжелого атомного авианосца типа «Шторм» было затрачено около 300 млн рублей. И это только выработка концепции.

«Даже проект нового авианосца-полукатамарана с водоизмещением 44 тыс. т от КГНЦ оценивается в $3–4 млрд. А что уж говорить о 360-метровом авианосце проекта «Ламантин»? Там счет пойдет под полтриллиона рублей. Для Минобороны в нынешних условиях это явно неподъемная сумма», — считает руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. По его мнению, именно дороговизна строительства является тем фактором, который ставит палки в колеса авианесущим проектам.

Авианосцы — это очень крупные корабли, дорогостоящие проекты. Обслуживание и эксплуатация их потом тоже очень затратны и по времени, и по финансам, и по людским ресурсам. Поэтому стоит ли нам в это ввязываться?

Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

«Авианосец — проекция силы»

Попов считает, что если тот или иной проект будет сопоставим по финансовым средствам с атомным крейсером типа «Петр Великий», то тогда, возможно, и можно строить. Но специалист склонен к тому, что развивать нужно больше вооружений оборонительного характера. «Это присуще нашей стратегии развития. А авианосец к этому уже отнести не совсем можно будет. Сейчас у нас все носит оборонительный характер, даже стратегические атомные подлодки, которые рассчитаны на ответные удары. Мы не планируем наступательных операций и развязывание войны», — говорит он.

Я думаю, это будет один из элементов гонки вооружений на море. Ведь у нас есть хорошие противокорабельные системы и корабли, которые обеспечивают противодействие любым авианосным группировкам. Есть дальняя ракетоносная морская авиация. Это компонент достаточно весомый. Без авианосцев мы обходились и обходимся

Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Авианосец — проекция силы, считает Литовкин. «У нас последний раз проецирование силы произошло в Сирии, когда там была создана воздушная группировка и в том числе был флот с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Собственно, все: и это за последние 20 лет. У России нет каких-либо геополитических задач в регионах мира, где мы могли бы проецировать силу и авианосец был бы олицетворением наших амбиций и возможностей».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Американцы начали строить авианосцы еще до Второй мировой войны. «США фактически островное государство, которое если хочет проецировать силу, то ему нужно куда-то идти, а идти они могут только по морю. Поэтому у них основная боевая мощь — это флот. А авианосец — это плавучие острова, которые позволяли поддерживать и проводить сухопутную операцию с моря. У них же все действия во время военной кампании в Ираке были с кораблей. Это только сейчас они развернули авиационную базу в Катаре», — говорит эксперт.

Авианосец USS Carl Vinson

Поэтому тут возникает вопрос: есть ли у нас задачи в отдаленных регионах мира? «А задачи стратегические под авианосцы есть? — спрашивает генерал Попов. — Военная доктрина России является сугубо оборонительной. Поэтому нужно ли нам сегодня втягиваться в очередную гонку вооружений на море?»

В свою очередь руководитель Бюро военно-политического анализа тоже задается вопросом: «Не станут ли будущие российские авианосцы, в строительство которых были вложены астрономические суммы, удобными целями для западных ракет? Сумеем ли мы к окончанию их строительства обеспечить полную безопасность самим кораблям, транспортируемой авиации и личному составу?» По мнению Михайлова, этот вопрос остается весьма спорным, ведь наши западные конкуренты тоже не стоят на месте в военно-техническом развитии.

А ведь экономика России на порядок скромнее в сравнении с производственными гигантами в лице Китая и США, строящих подобные корабли. Да и новый авианосец нужен не один: в них нуждается и Северный флот, и как минимум Тихоокеанский

Александр Михайлов, руководитель Бюро военно-политического анализа

Слово и дело

Конечно, по словам Михайлова, в строительстве новых авианосцев есть и объективные плюсы: это и мощнейший военно-технологичный импульс для российского оборонно-промышленного комплекса, и имиджевый прорыв для России в целом, ну и, конечно, подобные корабли могут значительно укрепить военно-морскую мощь страны.

Если говорить о северной части России, то там авианосец, по мнению генерала Попова, будет не совсем пригоден для действий. «Нужно будет достаточно много ледоколов. А у нас есть решение другого характера. Если нам понадобятся аэродромы подскока на северах, то там с ноября по май ледовая обстановка позволяет использовать аэродромы как для стратегической авиации, так и транспортной.

И у нас есть такой опыт уже. И даже посадить истребители-бомбардировщики, которые смогут наносить ответные удары. А в летней период у нас есть аэродромы в Анадыре и на Чукотке, которые необходимо развивать дополнительно», — считает он.

На Балтику, что ли, погонят авианосец? Эффективности никакой. В Тихий океан? Ну там мы и так кого надо хорошо достаем из Сахалина, Хабаровска и Камчатки. Удар может быть сокрушительный благодаря тому, что у нас много мощных сил и средств на берегу. И ни одна авианесущая группировка не сможет нам противостоять в этом регионе в нашей экономической зоне ответственности

Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Опять же нужно понимать, что сейчас идет программа по модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Петр Великий», которым, по мнению Литовкина, логично было бы придать еще и авиационное крыло — ударную авиацию.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

«Так, МиГ-29К, которые в свое время были созданы для Индии и сейчас наш ВМФ их покупает, стали первыми истребителями, которые получили на вооружение противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и противорадиолокационные ракеты Х-31. Это первый истребитель, на котором отработано применение этих ракет. И то, что сейчас эти самолеты эксплуатируются в индийских ВВС и заказываются еще дополнительно, говорит о том, что машина удачная», — говорит военный эксперт о самолетах, которые входят в состав авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов».

Истребитель МиГ-29К на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Авианосец — это корабль, потеря которого — это фактически завершение любой военной кампании. Этот удар равносилен национальной трагедии

Дмитрий Литовкин, военный эксперт

Поэтому, по словам эксперта, когда мы столкнулись с опасностью присутствия американского авианосного флота, а у нас не было возможности делать авианосцы, мы стали создавать подлодки проекта 949 (серия подводных лодок с крылатыми ракетами «Гранит» дальнего действия, предназначенных для борьбы с мощными корабельными группировками — прим. ТАСС), чтобы хотя бы одной мощной ракетой потопить авианосец и закончить любую военную кампанию. «На тот момент у нас были лучше крылатые ракеты. То есть у нас был асимметричный ответ. Пошли по такому пути: мы не делаем авианосцы, зато мы можем вас утопить», — говорит Литовкин.

Читайте также:  Как взорвать банкомат газом

Пока у нас есть ударные подводные лодки проекта 949 и скоро будут «Ясени», мы в принципе, по мнению эксперта, задачу противоавианосной борьбы решаем, однако нужна все же и авиация.

«Нам исключительно нужен атомный корабль, потому что за «Адмиралом Кузнецовым» идет танкер… а у США все атомные. За ними танкер обеспечения, может, и приходит раз в полгода питания подбросить, но у них и базы по всему миру», — говорит Литовкин. У них нет проблем с логистикой, а нам придется действовать самостоятельно.

И опять же, то, что сейчас восстанавливаются атомные ракетные крейсера — это автономный океанский флот, который будет длительное время действовать самостоятельно. «Скорость такого крейсера — больше 30 узлов, дизельный авианосец за ним может не угнаться. А корабли в группе должны идти с одинаковой скоростью. То есть если мы будем медленно идти за авианосцем, то потеряется маневренность, а если крейсера пойдут быстрее, то потеряем авианосец, который тут же потопят», — заключает эксперт.

Ключ на старт

Строить авианосцы Россия планирует, просто сейчас не пришло время. Эта тематика является для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) актуальной, и предприятия готовы к этой работе. «Время пришло восстановить техническую готовность того, что у нас есть, и дать задел на будущее», — говорил главком ВМФ.

В свою очередь, глава ОСК Алексей Рахманов подчеркивал, что специалисты и технические компетенции для постройки авианосца тех размерностей, о которых говорили, существуют. «Как только будет сигнал «на старт», тут же приступим к этой работе», — сказал он.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов и глава ОСК Алексей Рахманов

После развала СССР единственная верфь, которая строила авианосцы, находилась в Николаеве (Украина). «И у нас есть задача создать такую верфь, которая могла бы строить такие крупные корабли. Рассматривалось крупнейшее судостроительное предприятие «Севмаш» в Северодвинске, но там сейчас массово строят атомные подводные лодки проектов «Ясень» и «Борей». И ему уж точно не до авианосцев», — говорит Литовкин.

Также не первый год идут разговоры о том, что необходимо модернизировать 35-й судоремонтный завод в Мурманске для того, чтобы там ремонтировать тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По словам эксперта, там из двух доков хотят сделать один. Кроме того, специалисты не исключают, что та верфь, которая сейчас строится на Дальнем Востоке (верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда» — прим. ТАСС), будет предусматривать строительство авианосцев.

Атомный подводный крейсер четвертого поколения «Казань» (проект «Ясень-М») на ПО «Севмаш»

В целом, все представленные за последнее время проекты авианосцев на перспективу выглядят более эффективными и соотносящимися по «цене и качеству». Однако решающее слово остается все-таки за военным ведомством.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения обороноспособности государства мы себя прикрываем полностью: у нас есть возможности, чем и как ответить, защищая зону экономических интересов России. Не исключено, что в будущем наши интересы могут поменяться в глобальном плане и необходимо будет поставить где-то в океане «точку опоры», которая обеспечит интересы России вдали от берегов. Но пока все это планы.

Роман Азанов

Источник: vpk.name

В США объяснили неспособность России построить авианосец

Российские верфи до сих пор не оправились от постсоветского коллапса, в результате чего современная Россия строит не большие корабли, а гораздо меньшие фрегаты и корветы, а также подводные лодки. Причины неспособности Москвы построить авианосец объяснили в статье, опубликованной в Forbes.

По мнению военного эксперта Павла Лузина, с которым поговорил американский журнал, главная проблема российской судостроительной отрасли заключается в отсутствии подходящих двигателей. «Российская промышленность до сих пор не может производить двигатели, достаточно мощные и эффективные для этих типов кораблей», — считает специалист.

Издание отмечает, что Россия не может купить необходимые силовые агрегаты у западных стран из-за санкций.

«Новый авианосец, вероятно, российская промышленность построить не в силах», — предполагает журнал.

Материалы по теме:

Обратный отсчет Как США готовятся к репетиции масштабной войны с «агрессором» — Россией

Обратный отсчет Как США готовятся к репетиции масштабной войны с «агрессором» — Россией
7 февраля 2020

«Ростех» презентовал Су-75 Способен ли российский истребитель уничтожить американский F-35?

«Ростех» презентовал Су-75 Способен ли российский истребитель уничтожить американский F-35?
20 июля 2021

Таким образом Forbes прокомментировал январское сообщение ТАСС, посвященное проектам Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ), в частности универсальному морскому кораблю (УМК) «Варан», способному вмещать 24 многоцелевых самолета, шесть вертолетов и до 20 беспилотных летательных аппаратов. Издание отметило, что у России нет средств на реализацию данного проекта, а также подходящих беспилотников.

«Невское [ПКБ] мечтает вслух», — пишет журнал.

В январе издание The Drive написало, что России следует отказаться от своего единственного авианосца — «проклятого» «Адмирала Кузнецова», сосредоточившись на строительстве пары новых универсальных десантных кораблей (УДК).

6 июля 2020 года в России произвели закладку сразу шести боевых кораблей, в частности, в Керчи — УДК (вертолетоносцев) «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900 «Прибой».

Источник: lenta.ru

Нужны ли России современные авианосцы

На прошедшем недавно Девятом Международном военно-морском салоне были представлены новые фрегаты, корветы, малые ракетные корабли, многочисленные десантные корабли на воздушной подушке и другие образцы морской техники.

Однако большое внимание военных экспертов и посетителей салона привлекли проекты российских авианосцев. Это, в частности, тяжелый атомоход «Шторм» разработки Крыловского государственного научного центра, на котором смогут базироваться до 90 палубных многоцелевых Су-57, Cу-33М и Су-35К, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты Ка-27.

А также макет авианосца «Ламантин» Невского ПКБ, на котором смогут размещаться до 60 МиГов и Су, а также вертолеты и беспилотники. Как считают военные эксперты, один из этих авианосцев в конце 2030-х годов сможет заступить на боевое дежурство.

С одним условием: если найдутся деньги. Ведь на строительство нового авианосца для ВМФ России необходимо минимум 500 млрд рублей в течение пяти лет.

Как все начиналось?

В начале XX века развитие тактики и стратегии Военно-морских сил, качественный рост возможностей авиации привели к идее «посадить» са­молет на надводный корабль. К реализации этого проекта приступили Со­единенные Штаты Америки, Великобритания и Япония.

Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Ю. Эли с крейсера «Бирмингем»; он же осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера «Пенсильвания» в январе 1911 года.

К началу Второй мировой войны авианосцы имелись на вооружении флотов США, Великобритании и Японии. Наиболее мощным авианосным флотом обладала Япония. 7 декабря 1941-го палубная авиация Япо­нии с четырех авианосцев, скрытно подошедших к Гавайском островам, практически уничтожила американский Тихоокеанский линейный флот на военно-морской базе Перл-Харбор. Почти без потерь все самолеты вернулись на свои «плавучие аэродромы».

Потеря линейного флота заставила США пе­ресмотреть планы развития собственного флота. В течение 1939—1945 годов в Северной Америке было завершено строительство 143 авианосцев: 28 тяжелых и легких 115 эскорт­ных (конвойных).

В послевоенный период, когда появилось ядерное оружие и оказалось возможным применение палубных самолетов в качестве его носителей, началось строительство наиболее современных много­целевых авианосцев типа «Форрестол», «Китти Хок». В этот же период (1958—1961) был создан и первый атомный авианосец (АВА) «Энтерпрайз». Авиационное крыло, базирующееся на авианосце, состави­ло 80—90 самолетов различного назначения и 6—10 вертолетов.

Читайте также:  Как готовить перепелов на сковороде вкусно пожарить

Советский ответ Америке

В Советском Союзе внимательно следили за строительством авианосцев за рубежом. Уже в 1959 году были вы­полнены проектные проработки ударного корабля на 60 и 100 летательных ап­паратов морского базирования.

Однако упомянутые проекты и проработки так и остались достоянием истории, поскольку в военное кораблестроение в очередной раз вторглись новые воззрения не только руководителей-политиков, но и «теоретиков», абсолютизировавших новые средства вооруженной борьбы — ядерное ору­жие, ракеты, атомные подводные лодки.

Официально морская авиация продолжала считаться одним из главных родов сил ВМФ, однако из ее состава изъяли истребительную авиацию. Вопрос об авиационном прикрытии кораблей даже у побережья был возложен на общую систему ПВО страны, ориентированной на сухопутные направления.

Противолодочный крейсер с авиационным вооружением

В 1967 году на воздушном параде в Домодедово был продемонстрирован самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36, которым заинте­ресовалось командование ВМФ. Доработанный с учетом морских требований Як-36, получивший впоследствии обозначение Як-38, был включен в состав авиавооружения проектируемого корабля пр. 1143, имевшего перво­начально несколько «экзотическую» классификацию — «противолодочный крейсер с авиационным вооружением». Испытания по взлету и посадке Як-38 с надводного корабля проводились на дооборудованном крейсере «Мо­сква».

Первый взлет самолета Як-38 с палубы крейсера состоялся 18 ноября 1972 года. Эту дату можно с полным основанием считать знаменательной.

В декабре 1972 года на воду спустили «Киев», после чего тут же состоялась закладка второго однотипного корабля — получившего название «Минск». Их авиаци­онное вооружение составляло 36 СВВП Як-38 и вертолетов Ка-25 (Ка-27).

В 1975 году произошли изменения в классификации и корабли этого класса официально стали называться авианесущими крейсерами. В то вре­мя авианосцы заклеймили как «оружие агрессора», и наше военно­политическое руководство не хотело беспокоить мировую общественность тем, чего на самом деле мы не имели.

К середине 80-х годов в ВМФ имелось четыре авианесущих крейсера: «Ки­ев», «Минск», «Новороссийск», «Баку». Детальные расчеты и исследования показывали, что для создания посто­янного по времени и необходимого по пространству авиационного обеспе­чения даже в прибрежной зоне на глубину 200—300 км потребуется авиа­парк и создание инфраструктуры (в дополнение к уже имевшейся) с такими затратами и трудоемкостью, что их размеры превышали все мыслимые границы.

Выход был один — «нужен плавающий аэродром», авианосец, способный обеспечивать ведение боевых действий самолетов круглосуточ­но, в любом районе операционной зоны ВМФ, с минимальной зависимо­стью от погодных условий.

И снова авианосец

Многочисленные согласовывания тактико-технического задания и про­екта полноценного авианосца, полное отрицание некоторыми высокопоставленными военачальниками необходимости наличия в составе ВМФ авианосцев, недостаточные производственные возможности судостроитель­ных заводов привели к тому, что окончательный технический проект оте­чественного авианосца (пр. 1143.5) был утвержден только в 1982 году.

Парал­лельно с проектными работами по кораблю был осуществлен и ряд подго­товительных мероприятий, включивших реконструкцию стапелей на Чер­номорском заводе и постройку берегового испытательно-тренировочного комплекса авиатехнического оборудования «Нитка» в Крыму с трамплином- аэрофинишером и катапультой. Летом 1982-го были выполнены первые взлеты с наземного трамплина самолетов Су-27, МиГ-29; 1 сентября 1985 года — первая посадка на аэрофинишер.

Официальной датой закладки корабля пр. 1143.5 считается 22 февраля 1983 года. Первоначально его называли «Ригой», затем переименовали в «Леонид Брежнев», однако государственные испытания он проходил уже под названием «Тбилиси», но еще раз был переименован в «Адмирал Фло­та Советского Союза Н. Г. Кузнецов».

И том же 1983 году было принято решение о строительстве шестого авианесущего корабля — второго авиа­носца по данному проекту, но с некоторыми усовершенствованиями. В 1985 году по этому проекту и был заложен многострадальный «Варяг» (по­строенный на 70% корабль после развала СССР был продан Украиной на металлолом).

«Пятерка» хоть и сохранила номер проекта первого авианесущего ко­рабля («Киев»), имела с ним мало общего. Ее архитектура приобрела более «авианосный вид», сквозная полетная палуба с трамплином, бортовые самолетоподъемники, впервые примененные в отечественной практике. Кро­ме того, на «пятерке» кардинально улучшена подводная и надводная конструктивная защита, увеличена автономность. Полное водоизмещение корабля составляет 55 тысяч т, авиационное вооружение — 52 ЛА (Су-25 и Ка-27).

1 ноября 1989 года были выполнены первые взлет и посадка с корабля самолетов Су-27, пилотируемого летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым, МиГ-29, пилотируемого летчиком-испытателем Т. О. Аубакировым, и Су-25, пилотируемого летчиками-испытателями И. В. Вотинцевым и А. С. Крутовым.

В конце 80-х годов была начата постройка седьмого, атомного корабля уве­личенного водоизмещения. Были предусмотрены две паровые катапульты на угловой палубе, трамплин в носовой оконечности и три бортовых самолетоподъемника. Однако этому кораблю, как и «Варягу», помешали внутрен­ние потрясения в стране, он был разрезан на стапеле в 1992 году.

Быть или не быть

На создание нового российского авианосца «Ламантин», если решение о его строительстве будет принято, уйдет около 10—12 лет, заявил заместитель гендиректора Невского проектно-конструкторского бюро Алексей Юхнин.

Он отметил, что в корабле используют наработки бюро и технические решения, которые ранее были уже опробованы. За счет этого строительство авианосца не будет сопряжено с техническими рисками, пояснил он.

— То оборудование, которое там применяется, оно все может быть изготовлено на предприятиях российского военно-промышленного комплекса, — отметил Юхнин.

Он также сообщил, что на перспективном российском авианосце можно будет размещать беспилотники. Их размещение и применение не представляет никакой технической сложности. Самолеты размещать сложнее, и сложнее их эксплуатировать и обслуживать, сказал Юхнин.

Он добавил, что концепция авианосца «Ламантин» разрабатывалась исходя из возможностей размещения МиГов и Су, используемых сейчас в палубной авиации. Требования о размещении на авианосце перспективных самолетов пока не предъявлялись к предприятию.

Нужен ли России авианосец

В последнее время все громче и громче раздаются голоса противников строительства авианосцев в нашей стране. И аргументы они приводят довольно-таки серьезные.

Существует мнение, что Россия — великая морская держава. На самом деле она — великая сухопутная страна, и оборонять ее территорию в основном будут сухопутные силы, а не авианосцы.

Даже военная доктрина России является сугубо оборонительной, поэтому, как утверждают военные эксперты, нам не нужна, да и не по карману, очередная гонка вооружений на море.

Кроме того, авианосец очень хорошая цель для противокорабельных крылатых ракет, и 100-процентную безопасность ему и сопровождающим его кораблям невозможно обеспечить!

Очень спорно также утверждение о полезности единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» для проведения операций в Сирии и других странах. Эксперты утверждают, что там решающую роль сыграла сухопутная авиация, а не авианосец, к тому же потерявший в Сирии два самолета: МиГ-29К и Су-33.

В настоящее время «Кузнецов» находится на ремонте. Авианосец получит улучшенную систему противовоздушной обороны и комплексы морского исполнения «Панцирь», а также новое энергетическое оборудование. В строй корабль должен вернуться в 2021 году. Но погоды он даже тогда не сделает!

Много говорят и об атомных авианосцах, но в ближайшие 10—15 лет в России они не появятся. Дело в том, что в нашей стране нет верфи для его строительства, поскольку единственная верфь, на которой строили авианосцы в Советском Союзе, находилась в Николаеве (Украина).

Так что лучше и дешевле строить в России подводные лодки с крылатыми ракетами дальнего действия, предназначенными для борьбы с сильными корабельными группировками любого противника. Тогда одной мощной ракетой можно потопить любой авианосец. И это будет мощный асимметричный удар.

  • Щит и меч российского неба: «Сухому» 80 лет
  • Второе пришествие «Каспийских монстров»

Источник: www.ridus.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...