Василий Васильевич Луканичев
ЧУДНАЯ ПЕСНЯ ГОНА.
Добор гончей.
Заяц и лиса – основные объекты охоты с гончей – ведут ночной образ жизни. Ночью они жируют, при этом оставляют запах своих следов на значительной площади. Особенно широк нарыск лисы. Перед наступлением утренней зари лисы укрываются в крепком месте на лежку.
Утром, попадая на жировой след, одни гончие разбираются в этих следах молча, «без добора», то есть без подачи голоса, а другие с голосом. По этому признаку одну гончую, отдающую голос на жирах, называют «с добором», а вторую, работающую молча, — «без добора».
Какими причинами обусловлена эта разница? Среди некоторой части охотников бытует мнение, будто добор на жировых следах является признаком необыкновенно сильного чутья, гончая с добором отдает голос на жировых следах потому, что она чует запах зверя. Добор же – признак хорошего чутья.
Голоса гончих Сила 10 музыка 5 Крымск Краснодарский край
Наблюдения опровергают это мнение. Чутьистые гончие встречаются как среди гончих с добором, так и без добора. Выше я писал о выдающейся гончей Ирзе. Она была очень чутьиста и имела добор, который обычно оканчивался помычкой. В то же время можно назвать немало молчунов на жировых следах с плохим чутьем.
Причина добора или его отсутствие коренится не в качестве чутья, а в типе нервной системы. Гончая, обладающая сильными, подвижными, но неуравновешенными нервными процессами, при которых возбуждение преобладает над торможением, бурно и безудержно реагирует на следы и запах и голосит на следах. Особенно темпераментные – холерики – голосят не только на свежих следах, но и на старых, они возбуждаются даже во время сборов на охоту. Такой неуравновешенный тип собаки нежелателен в породе гончих.
Особенно плохо, когда неуравновешенность холерика совпадает с бесчутостью. В этом случае собака, попав на жировку, начинает без конца голосить и бестолково метаться. Подъем зверя у такой собаки может быть только случайным наскоком на лежку.
Но в той же мере нежелательны для породы собаки с неуравновешенными процессами и в сторону излишней заторможенности. Среди такого типа собак встречаются молчуны – гоняющие без подачи голоса и редкоскалы, подающие голос на гону редко и сдержанно.
Все блага хороши, если они в меру. Добор может быть весьма полезным явлением, если он проявляется у гончей чутьистой и добычливой. Среди таких собак встречаются гончие с самостоятельным широким полазом. Они редко показываются в полазе, хотя и придерживаются направления ведущего.
Но если долго не видишь собаку, возникает беспокойство, не отслушал ли охотник собаку, что бывает нередко в сильный ветер. И вот в этих случаях вдруг слышишь добор гончей. Это сигнал: «Я на следу». Такой сигнал очень приятен, беспокойство сменяется радостью. Теперь вы знаете, где собака и чем она занята. Можете подойти к ней, чтоб вовремя быть на месте.
Такой добор очень полезен. В некоторых книжках о гончих встречается утверждение, почему-то охотно повторяемое многими авторами, о том, что к добору может приучиться молодая собака, если она будет наганиваться с собакой, отзывающейся на жировых следах. По нашим наблюдениям, а также по наблюдениям старых охотников, это неверно.
#нагонка #эстонскаягончая Нагонка эстонской гончей. Впервые отдала голос.
Та или иная реакция на внешние раздражители зависит от типа нервной системы, а не от причуивания. Нам много приходилось наганивать молодых собак, не имеющих добора, с другими, проявляющими добор, в ряде случаев даже очень обильный, но я ни разу не замечал, чтоб молодая приучалась к добору. Совместная работа собак с добором и без добора получается так, что собака без добора перестает валиться к добирающей собаке. У нее вырабатывается недоверие к добору на жировках напарницы.
На главную страницу Оглавление Предыдущая глава Следующая глава
Источник: huntdogs74.narod.ru
«Голоса гончих» А. Стручков
Современному гончатнику охота не приносит материальных выгод . Это не работа , а скорее любительский спорт , эмоционально — поэтическое занятие , которое дает очень многое человеку , способному глубоко воспринимать проявления природы во все времена года . Постоянное общение с собакой позволяет понять психику помощника , установить с ним тесный контакт и добиться взаимопонимания , послушания , что очень важно как в повседневной жизни , так и во время нагонки и охоты . Круглогодичные занятия в поле , в лесу превосходно укрепляют здоровье и охотника , и собаки .
Голоса гончих
А . СТРУЧКОВ , Почетный член Росохотрыболовсоюза .
Современному гончатнику охота не приносит материальных выгод . Это не работа , а скорее любительский спорт , эмоционально — поэтическое занятие , которое дает очень многое человеку , способному глубоко воспринимать проявления природы во все времена года . Постоянное общение с собакой позволяет понять психику помощника , установить с ним тесный контакт и добиться взаимопонимания , послушания , что очень важно как в повседневной жизни , так и во время нагонки и охоты . Круглогодичные занятия в поле , в лесу превосходно укрепляют здоровье и охотника , и собаки .
Гончая для российского охотника во всей лесостепной зоне является наиболее массовой по сравнению с другими породами охотничьих собак . Собака среднего роста , пропорциональная , с густой теплой шерстью , неприхотлива , не требует квартирного содержания . В утепленной будке с толстым слоем сухой соломы легко переносит даже сильные морозы . Широкому распространению гончих способствует практически повсеместное достаточное количество основных объектов охоты — зайца и лисицы . С гончими охотятся и на беляка и на русака . Можно охотиться с ними на шакала и других зверей .
Преследуя зверя , гончая постоянно отдает голос . Это качество присуще только собакам гончих пород и передается по наследству из поколения в поколение . Охотник , слушая гон , определяет скорость и направление движения зверя , старается его перехватить . Вполне понятно , что чем дальше слышен голос собаки , тем удобнее и проще встретить зверя . Это свойство голоса называется доносчивостью . Гончую со слабым голосом охотник быстро теряет , особенно при сильном ветре , когда шумит листва , или зимой , когда обильно выпавший снег лежит на ветвях деревьев и гасит все звуки . Когда голос собаки не слышен , охотник теряет представление о ходе зверя , вынужден наугад бегать по лесу в попытках найти собаку , напрасно тратит много времени и сил , не получает удовольствия от охоты и даже может вовсе потерять собаку в лесу .
Голос , который гончая отдает во время гона , заметно отличается от лая собак других пород . Гончая преследует зверя с голосом , полным музыки и страсти . Диапазон отдачи голоса очень широк — от дисканта до баса — октавы . Отдача голоса бывает горячая , азартная , яркая , бывает вялой , однотонной , скучной — редкоскалой . Голоса бывают однотонные , двух и трех тонов , некоторые собаки способны модулировать . Бывают голоса с гнусью , как бы в нос . Эта гнусь обычно наслаивается на основные тона , придавая им особое звучание . Бывают голоса с заливом , когда голос звучит постоянно , словно непрерывно льётся со сменой тональности . Особенно часто такой залив бывает у выжловок . У выжлецов бывает зарев — когда голос звучит непрерывно , сплошным ревом на низких тонах , Особенно ценят гончатники работу смычка или стаи , в которых есть гончие с заревом и с заливом . Такой гон запоминается как великий подарок судьбы . В то же время даже хорошо работающую гончую со слабым невыразительным голосом слушать неинтересно .
Немало усилий приложили лучшие гончатники России для улучшения голосов , сохранения и улучшения рабочих свойств породы . Со словами благодарности должны мы вспомнить экспертов Всесоюзной категории Сергеева М . А . ( Москва ), Шмита Э . В . ( Ульяновск ), РаспоповаА . Н . и Чуватина Л . М . ( Киров ), Павлова В . Н . и Крашенинникова Н . Н . ( Ленинград ), эксперта Всесоюзной категории Пашкова С . М . ( Москва ), экспертов Всероссийской категории Федорина Д . Н . ( Иваново ), эксперта Всесоюзной категории Шияна Р . И . ( Н . Новгород ). Немало сделали для улучшения голосов гончатники из Йошкар — Олы Погадаев Е . И ., Бородин В . Л ., Погарский В . А ., Пархоменко М . 3., Чуршуков В . М ., Зимин Н . Г . и другие .
Сильными и необыкновенно волнующими голосами надолго запомнились ч . Амур 1382 р . г . Распопова А . Н . (8-4-4), ч . Набат 1235 р . г . Орлова К . А . (8- 3-5), ч . Рыдай 1519 р . г . Михеева М . А . (8-4-4), ч . Заливай 2230 р . г . Трошкова Б . Н . (9-4-5), ч . Будило 2069 р . г . Путина В . С . (9-4-5), Брызгало IV 2713 р . г . Леонова П . И . (9-3-5), Плакун 7843 р . г . Гусева А . И . (8-3-4), Будишка 1631 р . г . Сергеева М . А . (8-3-5), Волга — Ill Шия — на Р . И . (7-4-4), Заря II СтручковаА . С . (8-3-4), Волна Стручкова А . С (8-3-4), Флейта 1006 р . г . Малышева А . П . (8-3-4).
Осенью 2004 года на Всероссийских состязаниях порадовали экспертов и слушателей Арфей 1327 Соловьева В . А . (8-3-4); Певка 1616/04 Кудрявцева В . Я . (7-3-4); Бушуй 1050/01 Военного А . А . (8-3-4); Разбойка 1159/02 питомник Тархановский (7-4-4); Байкал — И 9984/ 01 Тараторина С . В . (7-3-4).
С голосами на уровне 7-3-4, 8-3-4 в наше время встречается немало гончих . Есть голосистые собаки в Марийской республике , Новгородской , Пензенской , Курской областях . Сейчас в Нижегородской области в расцвете сил такие русские гончие , как Буря 831 Н -02/0027-7 Опарышева А . П . (8-3-4); Пурга 831 Н -03/0027-5 БакалинаА . В . (8-3-4); Бас 83 Ш -01/0032-4 Гришина Н . Г . (8-3-4); Альта 831 Н -01/0032-7 Гришина В . А . (8-3-4). Многообещающая перво — осенница Пальма Храмова Н . Ф . (9-3-4) И это еще не все .
Это огромный прогресс в улучшении силы и музыкальности голосов за последние два десятилетия . Перечисленные гончие имеют по нескольку дипломов первой , второй и третьей степени и одновременно получили высшие оценки за экстерьер . Остается только пожелать гончатникам России дальнейшего успеха в улучшении рабочих и голосовых качеств наших гончих .
Малоопытным гончатникам не всегда понятно , за какие качества эксперты ставят оценку 9-4-5. Таблица испытаний предусматривает максимально за силу — 10, музыкальность — 5, верность отдачи — 5 баллов . Экспертиза гончих , пожалуй , самая тяжелая среди экспертиз других охотничьих пород как в физическом плане , так и самая сложная для правильного определения всех качеств собаки . Эксперт по голосу должен определить направление гона , расстояние от зверя до собаки , ситуацию , в которой работает собака . Сила и музыкальность голоса зависят от многих факторов : температуры , влажности воздуха и тропы , характера леса и местности , природных данных собаки и уровня ее физической подготовки , индивидуальных особенностей поведения зверя .
Наиболее полно голос звучит в крупном сосновом лесу , при умеренной влажности и невысокой температуре , когда хорошая физическая подготовка и сильное чутье позволяют собаке держаться достаточно близко к зверю . Малопуганные беляки не стараются оторваться от собаки , не торопятся наделать двоек , скидок , идут более правильным кругом , сравнительно предсказуемы . В то же время голос не может проявиться во всей красе при ветре , в сухую и жаркую погоду , в густом смешанном лесу или при наличии высокой травы , в заболоченной местности , при слабой физической подготовке собаки ( долгое время провела на цепи , не имела полноценного рационального питания ), при других неблагоприятных факторах .
Ввиду перечисленных факторов , влияющих на отдачу голоса , часто возникает недовольство владельцев на занижение расценки голоса , подозрение или в умышленном , злонамеренном занижении , или в некомпетентности экспертов . Свое недовольство владельцы объясняют более высокими баллами , полученными ранее , выставленными другими экспертами .
Большое влияние на результаты оценки оказывает физическое состояние собак в день проведения экспертизы . Если по жеребьевке выпал один из первых номеров , воздух еще прохладен , влажность достаточная , собака не утомлена , зверь шел ровно , все обстоятельства сложились благоприятно . При таких условиях собака может получить диплом с хорошей оценкой за голос . Если же при жеребьевке выпал последний номер , собака весь день провела на привязи , в возбужденном состоянии , то и оценка голоса будет ниже возможного .
У российских охотников наибольшее распространение получили две породы — русская гончая и русская пегая гончая . Гончие других пород ( например , эстонская гончая ) почти не встречаются , так как малопригодны для нашего климата с глубоким снежным покровом , сильными морозами и тяжелыми условиями работы в захламленных лесах .
Любители русских гончих утверждают , что в среднем , по сравнению с русскими пегими , голоса у них лучше . На основании собственного многолетнего опыта и с учетом мнения многих охотников и экспертов , а также результатов испытаний и состязаний могу сделать вывод :
1. У русских пегих гончих голос примерно на 0,5 балла сильнее и доносчивее .
2. По музыкальности и фигурности голоса русские гончие не уступают русским пегим .
3. По верности отдачи русские гончие явно превосходят русских пегих .
4. В среднем по породам существует заметная разница в манере отдачи голоса . Русская пегая гончая отдает голос более монотонно , однообразно — независимо от того , близко зверь или уже значительно удален . Русская гончая более ярко и продолжительно зальется с подъема , четче обозначит , что зверь удалел , приблизившись к зверю , опять ярко обозначит это голосом , именно тогда идет настоящий гон , зверю нет времени и возможности хитрить , делать двойки и петли .
Вот эта особая эмоциональность больше нравится российским охотникам . Поэтому за последние 15 — 20 лет количество русских гончих преобладает над количеством русских пегих . К примеру , в октябре 2004 г . в Марий — Эл на Всероссийских состязаниях выступало 173 гончих , в том числе 132 русских гончих , 39 русских пегих и только 2 эстонских . Кстати , на этих состязаниях из одиннадцати собак , получивших дипломы первой степени , только одна была русской пегой , это Айка 4469/98 Пермякова В . И . из Ярославля .
В конце статьи хочу в качестве примера рассказать о нескольких выдающихся голосах .
Полевого чемпиона Будилу 2069 я приобрел в солидном возрасте , к тому моменту он уже имел два полевых диплома I , два диплома II и один диплом III степени . Удалось поохотиться с ним полный сезон . Его необыкновенный голос звучал на три тона . Основным был баритон , близкий к басу , второй тон был немного выше , а третий — альтового звучания . Все три тона звучали очень чисто , певуче , четко разделялись без фазы молчания при смене тонов . На эти тоны украшением наслаивалась гнусь . Все это при отменной щедрости отдачи . Невозможно в словах передать всю своеобразную красоту , силу и страсть его голоса . На всю жизнь врезались в память счастливые минуты охот с этой выдающейся голосом и работой гончей .
В одну из последних моих встреч со знаменитым гончатником Михаилом Александровичем Сергеевым зашла речь о значении голоса гончей для истинных охотников . Михаил Александрович с восторгом вспомнил один из эпизодов охоты со смычком по чернотропу . Это были русские гончие чемпион Плакун 1049 с голосом 9-4-5 и Будишка — Ш 1631 с голосом 8-3-5. Гон был удивительно продолжительный и яркий , голоса то приближались , то удалялись . Скол произошел неподалеку , я быстро приблизился к месту скола , и вдруг почти в пятнадцати шагах — мощный взрыв голосов смычка по зрячему . От такой неожиданности , по словам охотника , мороз пошел по спине , зашевелились волосы на голове , а сердце чуть не выскочило из груди .
Конечно , такие минуты выпадают не часто , но становятся легендой , о них вспоминают всю жизнь ! Именно ради таких счастливых мгновений , ради таких голосов и нужно стремиться вести племенное дело всем истинным охотникам , по — настоящему понимающим и любящим работу гончих .
Конечная задача селекционеров — кинологов и заводчиков — серьезно анализировать подбор производителей для улучшения рабочих качеств собак , улучшения доносчивости , фигурности голосов , правильности и верности отдачи . Надеюсь , что российские собаководы продолжат работу над улучшением голосов наших гончих , достигнут хороших результатов в улучшении их рабочих и голосовых качеств .
Журнал «Охота и охотничье хозяйство» №3 за 2007 г.
Источник: rushound.ru
Почему гончая не отдает голос
Главная страница Охота с биглем Рабочие качества Работа гончих: влияние климата, тропы и погоды
Голоc
Рейтинг: / 1
Голос это то, что отличает гончую от других охотничьих пород в еще большей степени, чем злобность. Ни одной другой породе не дано это характерное преследование зверя по следу с голосом. Приходится только удивляться богатству звуковых данных, которыми обладает гончая во время бешеной погони за зверем. Только по голосу гончей охотник может определить местонахождение зверя, только благодаря этому может он наметить ход его и, следовательно, ожидать встречи с ним. Отсюда совершенно ясно вытекает важность хорошего звучного голоса у гончей, особенно необходимого в ветреную погоду, когда гончую с плохим голосом легко отслушать.
О голосах было много написано, причем особенно ценным является то, что эти статьи принадлежат перу не только известных охотников, но и музыкантов (Артынову, Сафонову (Артынов «Собачий хор».- «Охотничья газета». 1891 г.; Сафонов «Стая, как предмет музыкального изучения». — «Охотничья Газета», 1893 г.; Кишенский — «Голоса гончих». — «Русский Охотник», 1894 г.).
Считаю чрезвычайно интересным сообщить некоторые сведения о голосах гончих, которые бывают весьма разнообразными и составляют в стае целый хор, иногда очень красиво подобранный. Так как в статьях указанных авторов очень подробно изложены все особенности голосов гончих, то я приведу здесь несколько наиболее интересных выдержек.
«Каждый голос, — пишет Сафонов, — имеет свой самостоятельный уровень, или регистр, в смысле высоты издаваемых звуков. Судя по слуху, думаю, что предельные ноты собачьих голосов составляют вниз fa под первой линейкой басового ключа и вверх fa сверх 8-скрипичного ключа.
На основании высоты и характера звука голоса собак (как и человеческие) разделяются на четыре главные группы: высокие, нежные, так сказать женственные, могут быть названы дискантами; высокие, но более густого, мужественного тембра — тенорами; нежные, среднего регистра — альтами; густые, низкие — басами и промежуточные, соответствующие человеческим меццо-сопрано, второму тенору и баритону. Не меньшее разнообразие замечается также в диапазонах или объемах голосов.
Большинство собак обыкновенно издают от 2 до 5 различных тонов, глядя по регистру, высоких, средних или низких и в пределах их располагают музыкальные фигуры своего пения; но бывают экземпляры, голоса которых заключают до 11/2 и более октав. Встречаются они редко. У меня, например, за всю, почти 15-летнюю практику, был только один, по кличке «Будило», из помеси арлекина с русской гончей.
Его чудный, бархатистый basso cantante имел в диапазоне примерно от si bemol второй линейки басового ключа до mi bemol второй октавы, что, в связи с оригинальной манерой пения, производило впечатление целой арии. Когда он находил след, то вначале слышались низкие, отрывистые тоны.
Еще сомневаясь в присутствии зверя, мерными речитативами. «Будило», казалось, рассуждал сам с собой, проверял свои мысли. Но по мере того, как усиливался запах следа, голос певца, постепенно повышаясь, принимал все более и более страстный характер, отдельные возгласы становились протяжнее и захватывали все большее и большее количество тонов. Когда же заветная цель достигалась, т. е. зверь вскакивал с лежки или всякие сомнения в близком его присутствии устранялись чересчур сильным запахом, «Будило» пронзительно вскрикивал и разражался истерическими рыданиями в самом высоком регистре своего диапазона. Вот такое-то пение я называю пением «с заливом».
. «Одни субъекты склонны к двухдольному пению, именно издают подряд два отрывистых звука с различными ударениями и последующею за тем паузою: ай-ай или ай-ай, другие — к четырехдольному с различными ударениями и паузой: ай-ай-ай-ай или ай-ай-ай-ай или ай-ай-ай-ай, третьи предпочитают трехдольный ритм, четвертые издают только по одному звуку и после каждого делают паузу, благодаря чему получается ритм, который можно назвать однодольным. У некоторых при известном ритме звуки двоятся вначале слышится очень короткий, сравнительно слабый, составляющий как бы форшлаг, на одну или две ступени выше или ниже, а затем уже главный, более сильный и продолжительный. Наконец, есть и такие, которые отдают звуки portamento, т. е. берут их не сразу, как бы подходя к ним постепенно, вследствие чего получается впечатление не одного какого-либо определенного тона, а быстро исполняемого хроматического последования сверху вниз или снизу вверх, состоящего из мельчайших дроблений целых тонов, в пределах, глядя по диапазону голоса — терции, кварты, квинты и даже октавы».
«Пение дает в общем следующую, распадающуюся на три части звуковую картину: гон в добор, подъем или гон по зрячему, и гон по горячему следу.
Первая обыкновенно состоит из звуков спокойных, но вместе с тем беспорядочных, так сказать, иррегулярных, не подчиняющихся какой-либо форме и идущих crescendo, бывает она только тогда, когда собака находит не самого зверя, а ощущает запах его следа.
Вторая может быть названа сильным патетическим моментом и продолжается сравнительно недолго, при прежней неопределенности формы, в ней замечается наибольшая экспрессия, высота и сила звуков.
Наконец, третья служит как бы «разрешением» предыдущих диссонансов. Здесь пение собаки принимает свою настоящую форму, получает известный ритм, темп, размеры пауз — словом, получает свой индивидуальный колорит и в таком виде остается до тех пор, пока не исчезнет запах следа».
Артынов дает несколько иное объяснение залива. По его мнению «музыкально залив выражается так: гончая выкрикнет и затем вытянет октавой или двумя выше своего нормального диапазона нечто вроде продолжительного «ах» или «ай, ай, ай», затем следует более или менее продолжительный перерыв-пауза, как будто у гончей перехватило голос, после чего она берет уже в нормальном своем диапазоне, свой обыкновенный или только несколько измененный в чем-то рисунок. Это «ах» берется чрезвычайно высоко, так что выжловки в заливе добираются до трехчертных и, кажется даже до четырехчертных нот. В физиологическом отношении залив, по-видимому, происходит от сильнейшего прилива охотничьей страсти, является чисто нервным, судорожным пароксизмом, обусловливаемым нервным, судорожном сдавливанием голосового аппарата. Но есть, однако гончие, которые гонят почти все время с заливом. Такие гончие обыкновенно имеют залив несколько особенный, который некоторыми охотниками весьма характерно называется «заревом» Этот зарев свойственен, по-видимому, преимущественно русским гончим»
Образный старинный язык псовой охоты особенно богат яркими терминами в отношении голосов гончей. Если мы просмотрим ряд отдельных изданий и массу статей, рассеянных по страницам наших старых охотничьих журналов, то мы найдем там особый охотничий словарь.
Поскольку охотничья терминология, несколько странно звучащая для непривычного уха, являет собой образец сжатости, компактности и в то же самое время насыщенности и образности, поскольку знание ее дает колоссальную экономию средств, затрачиваемых на передачу, постольку я разберу здесь несколько наиболее ярких и часто встречающихся выражений.
Башур — низкий басовый голос гончей, приближающийся к октаве.
Голос с гнусью — скорее можно было бы назвать «томным» потому, что когда такая гончая отзывается, то звук ее голоса напоминает как будто вопль, заунывный, томный плач, но назван охотниками этот голос «голосом с гнусью» не без основания, так как действительно голос у такой гончей как бы гнусит, как бы выливается с помощью носовых органов (Губин).
Голосом с заливом называется голос гончей во время гоньбы, не ограничивающийся одной какой-либо нотой а как бы изменяющийся, переходящий с низких на высокие ноты и наоборот. Голос у таких гончих, когда они ведут, как будто не прерывается, вследствие чего, когда такая гончая помкнет по зверю, то о ней говорят «залилась», заливается. Когда гончая «с заливом» ведет одна по зверю, то кажется, что ведут зверя несколько голосов, т. е. несколько собак
Фигурный голос, который во время гона меняется, переходя с низкого на высокий и обратно, и вообще чрезвычайно разнообразен.
Яркий голос — когда во время гона гончая часто отдает голос, при делении нот на четыре четверти выражается восьмыми нотами и слышится восемь раз в течение одного такта (Губин).
Ординарный голос — когда голос гончей имеет мало характерных особенностей, лишен залива, недостаточно напряжен по своему тону и т. д.
Редкосколая — такая гончая, которая, когда ведет зверя, отзывается очень редко, отдает голос через несколько шагов, а не «учащенно», как ведет «яркоголосая» гончая.
Слабоголосая — такая гончая, которая отдает голос и тогда, когда не находится на следу; особенно часто это бывает с молодыми азартными гончими, которые, снесясь со следа, продолжают отдавать голос. Слабоголосость в небольшой степени молодой гончей, хотя и нежелательна, но простительна. Однако слишком длительная слабоголосость переходит часто в пустобрехство и является одним из крупных пороков.
Пустобрех — гончая, которая отдает голос попусту, без всякого следа. Ярким примером такого пустобрехства является работа «Будилы» в Ярославле на полевой пробе 1929 г.
Обычно голоса гончих в зависимости от того, по какому зверю они гонят, заметно меняются. Так, по зайцу все гончие гонят не так азартно, отдают голос реже, чем по лисице, по которой гонят всегда ровнее, азартнее, голоса дают больше и чаще. Особенно яркий гон бывает по волку, где злоба заставляет гончую гнать полным голосом, как бы захлебываться от ненависти, с характерным для работы по волку заревом.
Опытный охотник, поохотившись с одними и теми же гончими с неделю, большей частью сумеет отличить по голосам, по какому зверю гонит стая — по зайцу или по красному. Растеряв еще за много лет до революции свои полевые качества, гончая в первую очередь от беспорядочного смешения пород утратила свой яркий, фигурный голос, и в последнее время хорошие, звучные голоса с заливами стали необычайной редкостью. К моменту войны лучшие голоса были у собак Кишенского (так называемые костромичи) и особенно у Крамаренко (англо-русские). Вот как описывает Пильц, сам имевший хороших, голосистых собак, голос крамаренковского выжлеца двенадцати осеней «Баритона», которого он слышал у К. П. Баковецкого в 1907 г. 1(1 «Баритон». — «Семья Охотников», 1908 г., № 19).
«Прошло с четверть часа. Вдруг, в ночной тишине пронесся какой-то вопль. Звук этот был так непохож на обыкновенный взлай гончей, что я невольно спросил — «Что это такое?». «Это «Баритон», — отвечал владелец. Вопль повторился несколько раз. Выжлец видимо шел в добор по найденному следу зайца, отзываясь сначала с большими промежутками, а потом все чаще и чаще.
Описать голос этого гонца нельзя, надо самому слышать «Баритона». Почти непрерывный вой на басовых нотах, с переливами, изредка чередовался более отрывистыми взбрехами. Впечатление получалось необыкновенное, а меня, как страстного любителя хороших голосов, прямо захватывало. Двадцать пять лет охочусь я с гончими, много слышал разных стай и одиночных гонцов, но такого певца не приходилось слышать».
К этому нечего прибавлять. Вот почему голос гончей должен оцениваться не только по силе и звучности, но и по фигурности.
Остальные рабочие качества гончей:
приездка (дрессировка) и, наконец, для смычков и стай:
свальчивость и ровность ног.
По книге Н.П.Пахомова «Полевые пробы гончих»
Источник: www.biglik.ru