С момента прекращения производства Т-16МГ прошло уже более 20 лет, но до сих пор этот трактор не редкость на просторах нашей страны, особенно – в сельской местности.
Многие хоть раз видели необычный трактор, как правило, с грузовой платформой, расположенной спереди кабины. За эту особенность он получил народное название «попрошайка». Вторым именем, данным народом было – «шассик».
Изначально конструкция Т-16 рассматривалась в качестве самоходного универсального шасси для различных сельскохозяйственных агрегатов. Так как мощность была небольшой, для пропашных работ он не годился, а вот для прополочных, опрыскивателей, кормозаготовки, сельскохозяйственные самопогрузчики, стогометания – вполне.
Работал трактор не только в селе, но и в городе, в основном в качестве техники дорожных и коммунальных предприятий – уборка дороги нанесение разметки, гидравлические подъемники и даже краны – манипуляторы встречались, построенные на его основе.
Несмотря на универсальность этого трактора, чаще всего он использовался как сельский грузовик, с кузовом впереди и отличной проходимостью. Расстояние от земли до самой нижней точки трактора составляет более полуметра. Такое расстояние называется агротехническим просветом, по аналогии с клиренсом у автомобиля. Большим плюсом была еще и маневренность.
Купил шассик Т-16 обзор трактора.
Грузоподъемность невелика, 750 килограмм. Да и объемного много не погрузишь, кабина то сзади, но другого подобного грузовика найти сложно.
Производство Т-16 началось в 1961 году в Харькове. Поначалу устанавливался двигатель мощностью всего в 16 л.с. Это двухцилиндровый дизельный мотор, четырёхтактный с воздушным охлаждением. У него есть интересная особенность – предкамерное смесеобразование, в головке блока есть вставки- предкамеры. Поршень тоже не ровный, в его донце сделано углубление.
Коробка передач 7 – ступенчатая механическая, тоже своеобразная – валы в ней расположены поперек относительно продольной оси, а крутящий момент от двигателя передается конической шестернёй. Вот как это выглядит на схеме.
Такая конструкция позволила сделать трансмиссию очень компактной. Интервал скоростей – от 3.7 км/час до 19.5 км/час. Реверсная передача была всего одна. Так же есть вал отбора мощности.
Рулевое управление могло быть как механическим, так и гидравлическим, где передние колёса поворачивались гидроцилиндром.
Т-16 производился 6 лет, с 1961 по 1967, затем появилась модификация Т-16М, с более мощным мотором в 25 л/с, благодаря чему расширился диапазон скоростей – от 1.6 км/час (появился демультипликатор) до 23 км/час. На этой модификации появилась и простенькая кабина- каркас.
С середины восьмидесятых появилась обновленная версия Т-16МГ. Мотор усовершенствовали, хотя мощность осталась прежней. Скорость выроста до 40 км/час, появилось три вала отбора мощности, и более удобная, (если вообще это слово к ней подходит), кабина. Последние «попрошайки» покинули заводские ворота в 1995 году.
Источник: mexanizm.livejournal.com
Трактор Т-16. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации
Рекомендуют: 100%
История появления
Трактор Т-16 — это модель, производимая Харьковским тракторным заводом. Первая модель Т-16 сошла с конвейера в 1961 году. Выпуск трактора продолжался до 1967 года.
Трактор Т-16
По сути, Т-16 представляет собой модернизированное, доработанное самоходное шасси ДСШ14. Именно эта модель предшествовала выпуску Т-16 и его выходу в массовое производство.
Отличительные особенности:
- более усовершенствованный двигатель;
- шины низкого давления;
- выносные цилиндры;
- гидросистема навесного типа.
Общее количество произведенных экземпляров Т-16, по официальным данным, составило 600 тысяч. В настоящее время эта модель трактора также довольно популярна, в особенности в селах, на заготовительных производствах (заготовка и сбор сена), а также для работ на приусадебных территориях.
Весомое преимущество трактора Т-16 перед аналогами, выпущенными в то же время — это универсальность, высокая маневренность и хорошая проходимость на любых почвах, в том числе на почве с повышенным уровнем влажности.
Назначение :
- сельскохозяйственные манипуляции (такие как опрыскивание культур антипаразитарными средствами);
- работа в сочетании с культиваторами;
- работа вместе с уборочными машинами;
- грузовые операции (после выпуска в последующие годы трактор стал популярен именно благодаря его грузовым функциям);
- модель, также называемая в кругах фермеров «шассик», использовалась в колхозах, совхозах, а затем — в частных и государственных фермерских хозяйствах;
- благодаря навесному оборудованию, к агрегату возможно подключение циркулярной пилы, лебедки, генератора;
- перевозка строительных материалов;
- вывоз строительного мусора.
Модельный ряд
Во время массового производства трактора Т-16 ХТЗ не выпускал его модификаций, однако в 1967 году, когда выпуск Т-16 был прекращен, мир увидела более совершенная версия, модификация под названием Т-16М.
Трактор Т-16М
Характеристики Т-16М были улучшены по сравнению с базовой моделью. Например, машина получила двигатель на 25 лошадиных сил, новую маркировку. Функционал КПП также был улучшен. Дополнительно была установлена кабина с защитным каркасом, дверцы, тент от солнца. Минимальная скорость движения модификации составила 1,6 км/час.
Выпуск Т-16М длился включительно до 1955 года. Агрегат обрел высокую популярность, его активно использовали для коммунальных работ, асфальтоукладочных и сельскохозяйственных операций, причем, не только в Украине, но и в соседних государствах.
Трактор Т-16 МГ
Еще одна доступная модификация — это Т-16-МГ, выпускалась с 1986 года. Оборудована улучшенным двигателем, мощность которого осталась той же — 25 л.с., однако сама конструкция была укреплена и модернизирована. Дополнительно присутствовали два ВОМа: синхронный и независимый.
Сейчас можно обнаружить трактор Т-16 в рабочем состоянии в селах, пгт и деревнях по всей России, кроме того, есть возможность купить трактор Т-16 в состоянии б/у. Цена такой техники колеблется в зависимости от общего состояния, в среднем подержанный экземпляр стоит от 45 до 95 тысяч гривен (120-180 тысяч рублей).
Технические характеристики
Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимцем многих поколений фермеров. Из конструктивных особенностей устройства особенно можно выделить заднее расположение мотора.
- Тяговый класс 0,6.
- Размеры шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих — 6.50-16.
- Грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины — 1000 кг.
Габаритные размеры и вес трактора Т-16
Габариты «Шассика» следующие: ДВШ — 3280/2600/2000 мм. Клиренс 56 мм., общий вес трактора 1685 кг. без навесных устройств.
Марка двигателя, его параметры
Т-16 оснащен двигателем Д-16. Двигатель дизельный, первоначальная мощность его составляла 16 л.с., однако на модификации 1967 года Т-16М был установлен похожий агрегат, но с повышенной мощностью — 25 л.с. Четырехтактный двигатель обладал воздушным охлаждением, имел заднее расположение, два цилиндра. Функцию запускающего устройства выполнял электростартер.
Двигатель Д-16 был оснащен газораспределителем, шатунным механизмом. Расход дизельного топлива в час составляет 272 г/кВт/час. Мотор снабжался топливным фильтром, фильтром тонкой очистки и пластинчатым фильтром для отсева всех возможных примесей и грубых частиц.
КПП трактора Т-16
- Семиступенчатая КПП, механическая.
- Минимальная скорость движения составляла 1,6 км/час, максимальная — 17,5 км/час.
КПП трактора Т-16
Для трактора такой массы и функционала данный скоростной диапазон был оптимальным для использования на посевах культур, приусадебных территориях. Система торможения: ленточный тормоз.
Трансмиссия и ходовая часть
Сцепление фрикционного типа, однодисковое. Торможение осуществляется за счет ленточного тормоза. Особенности эксплуатации: устройство практически не применялось зимой, при низких температурах. Этому способствовали конструктивные особенности, например, расположение двигателя.
Устройство кабины
Кабина трактора Т-16 была весьма удобной. Основу её составлял каркас, на котором крепились ключевые элементы. Модификации следующих лет были усовершенствованы, и кабину оснастили крышей, дверцами, панелями со стеклами — так Т-16 стал полноценным трактором, удобным для эксплуатации. В летнее время часть конструкции можно было снять.
Каркас крепился на шасси трактора и защищал оператора от возможных повреждений при опрокидывании машины. Кроме того, он выполнял защитную функцию — оберегал оператора от выхлопных газов или дождя. Крыша кабины могла приподниматься. Присутствовали очистители стекол, щиток от солнца, крючок, на который можно повесить одежду.
Сиденье одноместное, регулируется под рост оператора, оборудовано подлокотниками и фиксированной спинкой.
Управление трактором Т-16
Процесс управления Т-16 производился нажатием на педали, крепившимися друг к другу с помощью наконечников и пальцев, а также рычагами управления, размещенным внутри кабины. Трансмиссия заднего расположения (как и двигатель).
Навесное оборудование
Расположение навесных орудий на Т-16: спереди.
ХТЗ выпускал для тракторов собственного производства огромный выбор навесок, среди которых можно выделить такие:
- погрузчик;
- сенокосилка;
- опрыскиватель культур;
- стогомет;
- компрессорная станция;
- лебедки различного типа;
- отвал коммунальный;
- тележка (прицеп).
Трактор Т-16 c плугом
Из навесных орудий сельскохозяйственного назначения Т-16 работал с:
- фрезой;
- плугом;
- рыхлителем;
- окучниками;
- бороной.
Трактор Т-16 c косилкой
Дополнительно использовалось и менее распространенное навесное оборудование, например:
- мотопила;
- щетка для уборки тротуаров;
- грузовые платформы для погрузчиков.
Трактор Т-16 c ковшом
Именно в сочетании с навесными устройствами трактор Т-16 стал таким популярным и незаменимым в фермерских, коммунальных хозяйствах и на стройплощадках. И хотя фактическая мощность устройства меньше некоторых современных минитракторов, применение данной машины всё еще позволяет автоматизировать труд фермера и облегчить управление крупными участками и дачами.
Правила эксплуатации и обслуживания
Правила безопасной эксплуатации трактора Т-16:
- во время движения держите двери кабины закрытой;
- высоту сиденья регулируйте соответственно росту оператора;
- ремонт двигателя и разбор КПП производите только после того, как мотор остыл;
- следите за уровнем давления охлаждающей жидкости;
- контролируйте показатели дизельного топлива, уровня масла;
- не курите вблизи работающего двигателя машины.
Правила обслуживания трактора Т-16:
- как и любая техника подобного класса, Т-16 нуждается в периодической проверке состояния деталей устройства, скрепленных частей, навесок, КПП, данная проверка выполняется каждые 50, 100, 200 и более часов;
- на время бездействия «законсервируйте» трактор, выполнив слив топлива и установив машину на хранение в сухом помещении;
- при сложных условиях эксплуатации (высокий уровень влажности, высокая запыленность и т.д) может потребоваться внеплановый ТО, выполните его согласно инструкции по эксплуатации трактора;
- все отработанные жидкости сдавайте в утилизацию;
- избегайте течи масла и топлива, в особенности в жаркие летние дни — и масло, и дизельное топливо весьма горючи и легко воспламеняются.
Для новых моделей требуется обкатка для увеличения срока эксплуатации трактора, чтобы все детали притерлись и вошли в пазы. Данная процедура занимает около 6-8 часов, в течении которых трактор эксплуатируется на 50 % своей мощности. По завершению процедуры необходимо заменить моторное масло.
Для тракторов б/у обкатка не нужна.
По окончании сезона работы, трактор необходимо законсервировать. Его надо очистить, поставить его в сухое место, слить масло, отсоединить провода свечей зажигания и смазать детали чтобы не формировалась коррозия.
Возможные неисправности и их устранение
Возможные неисправности трактора, способы устранения
Неисправность | Решение проблемы |
1. Маслов КПП перегревается | Причина: некачественное масло или его малый уровень. Устранение: замена топлива, доливка |
2. Затруднено переключение передач | Вероятно, произошло замасливание диска тормоза; присутствует неполное выключение муфты. Устраняется регулировкой муфты, прочисткой диска. |
3. КПП не функционирует должным образом, заедают шестерни | Засор фильтра, отключение насоса смазочной системы. Помогает прочистка фильтра, замена изношенных деталей. |
4. Течет масло | Возможно, повреждены прокладки, превышен уровень масла в баке. Решение: замена прокладок, отлив масла. |
Видео-обзор
В данном видео представлена работа трактора Т-16 с плугом
Отзывы владельцев
Александр, Харьков:
О данном тракторе могу сказать следующее: знаю о нем со слов отца, он работал в совхозе в советское время, как раз такими машинами управлял. Водил и владимировца, и известную на весь союз сотку, но по управлению Т-16 был как раз «в любимичках».
Из плюсов машины на мой, уже зрелый взгляд (также работаю на участке, управляю минитрактором другой модели) выделяется особо количество навесок от ХТЗ, в Харькове до сих пор можно по объявлению купить какую угодно деталь к нему. Как сельхозмашину не использовал его лично, по назначению — возил грузы телегой. Работы с почвой не довелось с его помощью делать. Но управлять им совсем не сложно, как раз на таких машинах можно учиться.
Источник: fermerinform.ru
На что нужно обратить внимание при покупке Т-16?
Владимир Тырин 27 декабря 2019
Классная универсальная платформа
Кирилл Епишин 27 декабря 2019
На бортовые в первую очередь, потом раму возле гидробака
Сергей Викторович 27 декабря 2019
Шпильки бортовых внимательно смотри,если у гаек грани сбиты.Ну и как выше сказано полурама с задним мостом,крепеж.
Валентин Шолнеров 27 декабря 2019
двигатель в первую очередь. внешний осмотр креплений и покататься на всех скоростях и нагрузках и пусть хозяин покажет на что способен его трактор.
Валентин Шолнеров 27 декабря 2019
, способен действительно на много. но если хозяин насиловал- проверить блокировку.на тормозе разворот.скорость вылетает,муфта на грани..не тянет-всё определяется только при испытании перед покупкой. один должен доказать-что лучше не найдёт- у покупателя поверить -что да действительно нормальную берёт..
Алексей Рассохин Валентин Шолнеров 27 декабря 2019
Валентин, не понятно прочего пишем
Валентин Шолнеров Алексей Рассохин 27 декабря 2019
Алексей, в статье спрашивается -на что надо обратить внимание при покупке. я ответил — а вам про что надо. что можно цеплять?
Валентин Шолнеров 27 декабря 2019
, если не заставишь конечно не будет- тогда сам погоняй мал- мал. сейчас продают в основном технику которую купили давно или на пай при развале достался-содержать уже нет сил.здоровья или вложится нет смысла.
Алексей Рассохин Валентин Шолнеров 27 декабря 2019
Валентин, приехали мтз покупать решил нагреть его в поле по снегу прогонять , решил через бровку переехать переднее колесо от пало вместе с бортовои вылез дверью хлопнул и уехали , вот такое говно решили впарить
Руслан Ямалов 27 декабря 2019
Данир Галлямов 27 декабря 2019
Самой главной надо по пинать всё четыре колёса,всё четыре обезательно
Людмила Соловьева Данир Галлямов 27 декабря 2019
Данир, может человек не знает а вы стебетесь над ним, в чем прикол не понимаю пинать по колёсам
Данир Галлямов Людмила Соловьева 27 декабря 2019
Людмила, понятно же первый очередь ДВС коробка,ходовка
Людмила Соловьева Данир Галлямов 27 декабря 2019
Данир, я знаю об этом можете не говорить мне , муж тракторист
Данир Галлямов Людмила Соловьева 27 декабря 2019
Людмила, ну тогда удачи вам
Данир Галлямов Данир Галлямов 27 декабря 2019
Данир, Я тоже тракторист
Людмила Соловьева Данир Галлямов 27 декабря 2019
Данир, спасибо, взаимно, ну и не стебитесь над теми кто не знает а лучше расскажите, пусть молодым или старым опытом будет
Данир Галлямов Людмила Соловьева 27 декабря 2019
Людмила, я некогда эту технику не взял бы, МТЗ надо брать мтз
Николай Кабанец Данир Галлямов 27 декабря 2019
Данир, МТЗ конечно хорошо,но не всегда,если он выбрал Т 16 значит он явно не будет им пахать и культивировать десятки гектаров.
Людмила Соловьева Данир Галлямов 27 декабря 2019
Источник: zavodru.ru
Трактор Т-16 (Владимирец). Обзор, технические характеристики, отзывы
Это легендарная модель, которая имеет особую конструкцию. У нее мотор расположен позади, под кабиной, благодаря этому значительно улучшается сцепление ведущих колес с поверхностью. Спереди установлен небольшой «багажник». Из-за своего необычного внешнего вида в народе трактор Т-16 окрестили «попрошайкой», поскольку при взгляде спереди его корпус напоминает вытянутую ладонь.
Трактор Т-16
Трактор Т-16 владимирец является модернизацией своего предшественника Т-14. Он был оснащен более мощным двигателем, широкопрофильными колесами и универсальной гидравлической системой. Его производство началось в 1961, а закончилось в 1968 году. За этот короткий промежуток временно было выпущено более 600 000 экземпляров данной техники.
Большинство навесного оборудования можно устанавливать спереди, благодаря чему облегчается контроль над его работой и управлением.
Спрос на Т-16 объясняется простотой их конструкции, экономичностью и широкими эксплуатационными возможностями. В основном, данный трактор приобретался для потребностей сельского хозяйства.
Обзор модельного ряда
Вскоре, взамен трактора Т-16 начались разработки более мощной модели Т-16М. На ней был установлен мотор с мощностью в 25 лошадиных сил, который позволил увеличить наибольшую скорость до 23,2 км/ч. Благодаря ходоуменьшителю минимальная скорость работы теперь составляет 1,6 км/ч. Благодаря этому происходит более качественная обработка земли. Из-за установки более мощного мотора, Т-16М стал весить 1810 кг.
Трактор Т-16МГ
В 1986 году начался выпуск трактора Т-16МГ. Улучшилась комфортабельность проведения работ. Несмотря на то, что двигатель остался тот же, увеличилась максимальная транспортировочная скорость до 40 км/ч.
На модификацию Т-16МГ установлено 3 вала отбора мощности (1 независимый и 2 синхронных), которые позволили увеличить производительность этой машины.
На переднюю платформу «попрошайки» Т-16 МГ был установлен самосвальный механизм. Вследствие этого, модель начала пользоваться спросом среди транспортных и строительных компаний.
Читать еще: Обзор тракторов ЛТЗ. Описание и технические характеристики. Особенности использования
Технические характеристики
Все модификации Т-16 разрабатывались на основе базовой модели. Ее габаритные размеры составляют 3820×2000×2600 мм. Отклонения у остального модельного ряда от этих показателей не велико. Т-16 весит 1685 кг. Высота от моста до земли составляет 58 см.
Трактор Т-16М
Сравнительные технические характеристики тракторов Т-16 представлены ниже в виде таблицы.
Характеристики
Т-16
Т-16МГ
3820 х 2000 х 2600
3700 х 2035 х 2500
Двигатель
Базовые тракторы Т-16 были оборудованы четырехтактным мотором с мощностью 16 л.с., более поздние модели были оборудованы двигателем Д-21А1 с 22 лошадиными силами. Этого мотора хватает для приведения в действие не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, которое может весить до 150 кг.
Схема двигателя Д21А1
Оба мотора имеют воздушное охлаждение. На головках и боковых сторонах цилиндров расположены ребра, которые обеспечивают их охлаждение. Можно регулировать скорость воздушного потока при помощи поворотного диска в соответствующем канале.
Коробка передач
На минитракторе Т-16 установлена механическая коробка передач. На первых моделях было четыре положения для езды вперед, на последующих модификациях их количество было увеличено до 7.
Ходовая и трансмиссия
Валы коробки передач находятся под прямым углом по отношению к продольной оси. Благодаря этому удалось уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом.
Схема сцепления трактора Т-16
Сцепление включает в себя два однодисковых узла, которые предназначаются для передачи момента вращения на коробку передач и регулировку работы ВОМ. Ведущий мост – задний.
Читать еще: Трактор трелевочный ТТ-4. Обзор модификаций, устройство, отзывы
Кабина и органы управления
Кабина не является козырем «Попрошайки». Она со всех сторон застеклена. Кондиционер и вентилятор в этих машинах не предусмотрен. Высота сиденья не регулируется, и приборная панель выполнена в минималистическом стиле.
Навесное оборудование
Большинство навесок минитрактора Т-16 устанавливается впереди на трубчатый подрамник. Завод производитель предлагает большой комплект навесного оборудования, который поможет в проведении сельскохозяйственных работ.
Отвал-лопата Косилка роторная Снегоуборщик Фреза
Экскаватор Грабли ворошилки Грабли Прицеп
Плуг Борона дисковая Борона зубовая Лущильник
Инструкция по эксплуатации
Трактор Т-16 и сейчас можно встретить в сельской местности. Его популярность обуславливается несколькими факторами:
- Бюджетной стоимостью;
- Небольшими расходами ГСМ;
- Широким спектром применения;
- Ремонтопригодностью;
- Длительным ресурсом эксплуатации.
Однако, многими владельцами отмечается тот факт, что с каждым годом все сложнее и сложнее найти запчасти к трактору Т-16, поскольку они уже давно не производятся. Поэтому, легче поддерживать технику в рабочем состоянии, и проводить периодическое обслуживание, чем искать запчасти при выходе из строя.
Техническое обслуживание
«Попрошайка» является очень простым трактором в плане ежедневного и периодического обслуживания. Перед каждым выездом следует проверять и при необходимости доливать топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверять работоспособность тормозной и рулевой системы, заряд аккумулятора.
Масло М-10Г2к Масло М-10ДМ
Рекомендуемые масла:
- Замена моторного масла должна происходить спустя 250 часов эксплуатации. Летом рекомендуется использовать М-10Г2к, в зимнее время М-10ДМ.
- Трансмиссионное масло подлежит замене через 500 отработанных часов. Для этого узла предназначено масло Тап-15в.
Основные неисправности и способы их устранения
Трактор Т-16 отличается простотой конструкции и проведения ремонтных работ.
Если двигатель не заводится:
- Проверьте наличие топлива и масла в соответствующих органах;
- Убедитесь в исправности системы зажигания и рабочем состоянии свечей;
- Проверьте топливную систему;
- Очистите воздушные и топливные фильтры, многие владельцы отмечают то, что они зачастую забиваются.
Читать еще: Трактор Т-90. Обзор, технические характеристики, отзывы
Слишком комфортным попрошайку назвать нельзя в силу того, что кабина находится прямо над трансмиссией, и при небольшом весе его очень трясет во время езды. Однако, если идет сильная вибрация, то это является признаком неисправности:
- Разболтались болтовые соединения;
- Неправильно подсоединено навесное оборудование;
- Закончился смазочный материал.
Видео обзор
Обзор вспашки трактором Т-16 с двухконтурным плугом
Обзор управление куном на тракторе Т-16
Обзор скашивания сена на тракторе Т-16
Обзор трактора Т-16 с передней лебедкой
Отзывы владельцев
Ниже собрано несколько мнений о тракторе Т-16 с тематических форумов.
Игорь:
«Об этой технике справедливей всего будет сказать, что качество полностью соответствует технике. За бюджетную стоимость понимаешь, что и технические характеристики будут соответствующие. Работать на ней можно, но необходимо провести ряд доработок. Одной из них является герметизация кабины, поскольку у меня она текла со всех сторон. Удобно работать с передней навеской, поскольку не приходиться постоянно оборачиваться назад для контроля хода навесного оборудования.»
Источник: proogorod.com