Всё зависит от типа (носимая или автомобильная), мощности передатчика, диапазона частот. Если говорить о гражданских портативных (носимых) станциях, работающих на частотах 433-434МГц/446МГц, то возможная максимальная дальность — в пределах нескольких километров (не более 6-10 км) в лесу и не более 5 км в городе. Нужно учитывать тот факт, что многое зависит от конкретного места эксплуатации радиостанции. Если опыта использования данного вида оборудования ранее у Вас не было, то наша компания «СпецТехСвязь» предлагает услугу предоставления оборудования для проверки дальности и качества связи.
Если интересует дальность у автомобильной Си-Би станции, то среднее расстояние у 8-10 ваттной радиостанции составляет в пределах 10 км по трассе. В условиях крупного города — не более 5км.
2. Чем отличается носимая гражданская радиостанция от профессиональной?
Основные отличия в рабочих частотах, разрешённой выходной мощности и в качестве исполнения станций. Радиостанции диапазонов 33-50 МГц, 136 -174 МГц и 403-470 МГц называются профессиональными. Эксплуатация, уровень выходной мощности передатчика и программирование на конкретные каналы происходит согласно официальному разрешению госорганов.
Купил 8Вт носимую рацию Baofeng.На каких частотах в России лучше не выходить в эфир
Почти все профессиональные радиостанции имеют прочный корпус, металлическое основание, и, в большинстве случаев, сертифицированы по военному стандарту качества и надёжности. Профессиональные радиостанции рассчитаны на круглосуточную эксплуатацию. Профессиональная станция программируется при помощи специальной программы с ПК.
Гражданская рация позволяет менять каналы из жёстко установленного в радиостанции диапазона частот 69 каналов в LPD 433-434МГц, или 8 каналов в 446 МГц. С официально разрешённой мощностью 0.01Вт и 0.5Вт.
В последнее время, условия эксплуатации гражданских станций и сложность получения разрешения на эксплуатацию профессиональных станций несколько размыли границы и круг пользователей носимых станций. Очень часто можно увидеть профессиональную станцию в руках частного охранного агентства на серьёзных объектах, но работающих на общих гражданских частотах. И наоборот, в руках сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей, можно вполне увидеть недорогую простенькую гражданскую станцию. В любом случае, если гражданин планирует использовать в своих частных целях надёжную, мощную радиостанцию из числа профессиональных, запрограммирована она должна быть только на разрешённые гражданские частоты.
3. Как понять, какой радиус действия радиостанции?
При выборе станции руководствуйтесь характеристиками её мощности. Чем мощнее, тем дальше радиус действия. Часто можно увидеть на ярких упаковках недорогих станций, предлагаемых в сетевых магазинах, максимальную дальность связи в десятки километров.
Указанная в рекламных материалах дальность маловероятна, а если и возможна, то при наличии идеальных условий: отличная погода, полностью заряженный аккумулятор, связь по воде с высокого берега по ровной глади. Другими словами, нельзя рассчитывать на рекламную информацию при выборе рации. Примерная дальность — один Ватт = один километр.
А лучше посоветоваться с нашим специалистом, который, к слову сказать, никогда не пообещает больших расстояний, не зная места и условий эксплуатации конкретной модели. В любом случае, советуем сперва взять и проверить подобранную модель самим. Компания СпецТехСвязь предлагает услугу предоставления оборудования для проверки дальности и качества связи.
4. Чем отличается радиостанция от рации?
Рация — сокращенное и упрощённое название от радиостанции.
5. Я хочу подобрать рацию для охоты, рыбалки, туризма. Что более подойдёт?
Для связи на открытых пространствах, конечно, лучше пользоваться разрешёнными частотами 433/446 МГц из числа станций с повышенной надёжностью исполнения и выходной мощностью. А если исходить из физики распространения радиоволн, то более качественной связь будет на, так называемом, нижнем диапазоне частот, разрешенном для радиолюбительского пользования: 140-148MHz. Эта длина волны лучше подходит для открытых местностей и лучше огибает редко стоящие препятствия. Но использование станций гражданами на данном диапазоне — незаконно.
6. Нужна рация для работы в бетонном здании с большой этажностью. Что лучше?
Лучше в закрытых пространствах работает гражданский диапазон частот: 433/446 МГц. Волны на этих частотах лучше проходят сквозь бетонную стену, т.е. лучше пробивают её.
7. Имеются в наличии рации VECTOR. Нужно докупить еще одну. Теперь мне нужно найти точно такую же?
Вы можете использовать любые рации различных производителей, и они будут отлично работать друг с другом, главное — настроиться на одну и ту же частоту и настроить правильно другие параметры. Нужно выбирать рацию, которая работает в тех же диапазонах LPD 433 МГц 69 каналов, или 8 каналов на 446МГц, что и имеющиеся уже в наличии VECTOR.
8. Какая гарантия на радиооборудование?
Гарантия на радиостанции — один год. Гарантия недействительна, если продукции нанесены повреждения в результате механических воздействий, попадания жидкости и других посторонних предметов внутрь изделия и пр. ООО «СпецТехСвязь» имеет собственный сервисный центр, который позволяет нам производить монтаж, ремонт и обслуживание любой сложности.
9. Как правильно обращаться с радиостанциями?
Все правила описываются в инструкциях. Лучше всего знакомиться с ними перед эксплуатацией оборудования.
Например, нельзя включать рацию на передачу, если к ней не прикручена антенна (рация сгорит). Нельзя самостоятельно укорачивать длину антенны и нельзя использовать антенну, работающую на других диапазонах. Аккумулятор заряжать нужно с выключенной станцией, строго соблюдать условия заряда/разряда штатного аккумулятора конкретной модели радиостанции. В противном случае, сокращается срок эксплуатации аккумулятора.
10. Нужна носимая рация на LPD (433МГц, 69 каналов) и на Си-Би 27МГц.
В настоящее время о таких радиостанциях мы не слышали. Можем посоветовать установить в автомобиль недорогую Си-Би станцию для общения по трассе и иметь при себе комплект из 2-3 надёжных портативных LPD/PMR раций для общения в пешем режиме. Одну из этих станций всегда можно отдать в другой автомобиль, если Вы передвигаетесь группой. По трассе дальность портативных 433/446 МГц станций будет вполне достаточна для общения в колонне.
11. Какие радиостанции не требуют государственных разрешений на эксплуатацию?
Официальной регистрации не подлежат радиостанции 433 MГц (LPD)/446МГц (PMR) диапазонов и мощностью передатчика 10 Мвт/0.5Вт, Си-Би радиостанции 27 МГц мощностью до 10Вт, используемые только в частных, не коммерческих целях (Си-Би станции для такси могут потребовать зарегистрировать).
12. Что такое CB (Си-Би) ?
От англ. «Citizen Band», в переводе — «гpажданский диапазон» pадиосвязи (с 26.970 МГц по 27.850 МГц). В России pадиосвязь в Си-Би диапазоне была pазpешена в 1988 г. Она пpедполагает наличие pадиостанции (чаще всего автомобильной) и антенны, обеспечивающих связь в симплексном pежиме (нажал — говоpи, отпустил — слушаешь). Допустимые виды модуляции радиочастоты: Амплитуднaя -AМ, частотная -FМ, однополосная -SSB (веpхняя боковая полоса — USB, нижняя боковая полоса -LSB). Разpешенная мощность пеpедатчика — не более 10Вт.
13. Кому можно пользоваться Си-Би связью без регистрации?
Как физическим лицам (гражданам), так и юридическим лицам в личных целях .
14. Hа какой основе выделен для использования Си-Би диапазон?
Hа втоpичной. Ранее, этот диапазон частот пpедназначался для пpомышленных, научных и медицинских пpименений, в частности, для сбpоса «pадио-мусоpа». До сих поp, в этом диапазоне можно принимать вредные помехи от различных установок. Именно поэтому в крупных городах на популярных каналах стоит сильная постоянная помеха.
15. Чем отличаются автомобильные рации Си-Би диапазона 27МГц?
Радиостанции отличаются производителем, выходной мощностью, наличием автоматического шумоподавления и другим функционалом. Станцию следует подбирать исходя из Ваших задач. Если она нужна для установки в грузовик для «дальнобоя», то подойдёт и самая простенькая, без особого функционала, станция. Например, достаточно популярны модели MegaJet MJ-300 и VECTOR VT-27 Comfort. Если требуется станция для работы в городской черте, например, в такси, то будет полезна станция с повышенной выходной мощностью, электронным шумоподавителем, сканированием двух каналов, информативным дисплеем (MegaJet MJ-600 Turbo, MegaJet MJ-600 Plus Turbo, MegaJet MJ-3031M Turbo).
16. Как влияет выходная мощность на работу радиостанции?
Выходная мощность передатчика радиостанции влияет, прежде всего, на дальность передачи Вашей радиостанции. Чем больше Ватт выходной мощности, тем на больше километров будет происходить передача информации. Конкретно обозначить привязку Вт/Км достаточно сложно, т. к. многое зависит от типа станции, типа антенны и настроена ли она, от конкретного участка дороги, по которому вы движетесь, от типа и состояния преобразователя 24-12В и, наконец, от погоды. Но в среднем, дальность в пределах 10 км, радиостанцией с выходной мощностью 8-10Вт получить можно.
17. Какие документы требуют сотрудники МВД на владение радиостанцией?
Постановлением Правительства РФ №837 от 13.10.2011г. была отменена регистрация автомобильных станций, работающих в диапазоне 27МГц с выходной мощностью передатчика до 10Вт и портативных станций, работающих в диапазоне 433-434МГц, 446МГц с выходной мощностью передатчика 0,01Вт и 0,5Вт. Данные радиостанции являются гражданскими и какой-либо регистрации и получения разрешительных документов для сотрудников МВД не требуют.
18. Можно ли настроить Си-Би радиостанцию на полицейские частоты?
Прослушивают ли ДПС канал дальнобойщиков?
Нет, у сотрудников ДПС радиостанции, работающие совершенно на другом диапазоне частот 132-174 МГц, поэтому они физически не могут настроить свои станции на 15 канал дальнобойщиков 27,135 МГЦ. Да и незачем им этого делать, ничего интересного они там услышать для себя не смогут. И, соответственно, нельзя настроить Си-Би рации на полицейские частоты и на музыкальные радиоканалы.
19. Какую выбpать Си-Би антенну на автомобиль?
Автомобильные антенны Си-Би диапазона бывают врезные и магнитные, короткие, средней длины, очень длинные. Магнитное основание диаметров от 90мм до 200мм. Врезные антенны можно крепить как непосредственно в отверстие кузова, так и через крепёжное основание различного вида и типа крепления. Антенну следует выбирать исходя из задач, марки и типа автомобиля.
На грузовики, в основном, ставят врезные антенны длиной от 60см до 150см. Закрепляя их, либо в штатное отверстие, либо через держатель, например, на водосток. На легковые автомобили устанавливают антенны исходя из задач.
Если нужна связь для межгорода, то нужно подбирать антенну исходя из скорости движения (диаметр магнитного основания и длину антенны) и марки автомобиля (куда именно можно закрепить врезную антенну). Особой разницы в антенне для использования по трассе на 15 канале Вы не почувствуете, главное — настроить её на данный канал. Гораздо сложнее — выбрать антенну для города.
Условия по электромагнитному излучению и помехам настолько сложные, что приходится использовать удлинённые антенны, т. к. чем ближе к земле, тем больше помех. Но, в использовании удлинённых антенн в условиях города есть и свои минусы.
Основные это: большое количество мест, где этой антенной можно зацепиться: подземные парковки, автомойки, гаражи, боксы СТО, и т.д.; наличие низко висячих проводов и конструкций. Всё это может в значительной мере сократить жизнь антенны и причинить её владельцу массу неудобств. Поэтому, стоит выбирать в дальности и качестве радиосвязи и в сроке жизни антенны. Короткая, 60см антенна, в среднем, работает хуже процентов на 20-30, чем удлинённая, 200см антенна.
20. Как настроить автомобильную Си-Би антенну? Что такое КСВ антенны? Нужна ли рация для настройки антенны?
Антенна является неотъемлемой частью любой приёмопередающей радиостанции. Без неё невозможны передача и приём радиосигналов из эфира. Антенна должна быть максимально эффективной и хорошо согласована с выходом передатчика радиостанции. Эффективность оценивают по согласованию с передатчиком по коэффициенту стоячей волны (КСВ).
Данный коэффициент при настройке в резонанс на выбранной частоте оценивают с помощью специальных приборов КСВ-метров. Точно настроить антенну без него практически невозможно. Для настройки КСВ антенны наличие самой станции необязательно. Главное, чтобы антенна была грамотно установлена на кузов автомобиля и был доступ к разъёму.
Требуется добиться значения КСВ меньше 1.5, обычно, удается довести до значения 1.1. Hадо иметь в виду, что работа пpи КСВ >2 может привести к повреждению выходного каскада передатчика радиостанции. Практически прекращается работа станции на передачу, хотя на приём она может продолжать работать без проблем. Работы по настройке КСВ антенны следует доверять только специалистам с должными специализированными приборами. Специалисты сервисного центра ООО «СпецТехСвязь» профессионально и быстро проведут монтаж и настройку практически любого радиооборудования с гарантией.
21. Какая антенна подойдёт для связи на 15 канале без настройки? Можно ли купить уже настроенную антенну?
Антенн сразу настроенных с завода на 15 канал дальнобойщиков нет. Для настройки КСВ антенны требуется, чтобы она была установлена на кузов именно Вашего автомобиля. Настроить антенну в условиях сервисного центра невозможно. КСВ изменяется даже когда антенну переносят с одного места на другое в одном кузове автомашины.
22. Какая антенна лучше всего подойдёт к радиостанции MegaJet MJ-300?
Данная радиостанция работает на Си-Би диапазоне 27МГц. Лучшая будет та антенна, которая наиболее подойдёт конкретно под Ваш автомобиль и условия его эксплуатации (скоростное движение, езда по зарослям и ухабам, работа и передвижение только в городе), будет грамотно установлена на него, с профессионально настроенным КСВ.
23. На какой скорости может сорвать магнитную антенну ML-145, установленную на легковой автомобиль?
Практически каждый производитель магнитных антенн не рекомендует движение более 110 км/ч. На практике, магниты вполне удерживаются и на гораздо больших скоростях, чем заявлено ими. Но в любом случае нужно помнить, что при движении на повышенных скоростях всегда есть риск отрыва магнитного основания, особенно у антенн с длиной более 100см. Отрыв страшен, прежде всего, тем, что антенна при отрыве от поверхности кузова, может прилететь в стекло. Если Вы любитель скоростной езды, то рекомендуется установка 60 см антенны, с диаметром магнитного основания не менее 120мм.
24. Что плохого в том, что я самостоятельно уменьшил длину антенны.
Антенна радиостанции должна быть определённой длины. Самостоятельное уменьшение длины штыря автомобильной антенны может привести к выходу из строя радиостанции.
33. Что такое российская и европейская сетки частот? Почему на российской сетке связь плохая?
Существует такое понятие как «Российская сетка частот RUS» — каналы данной сетки сдвинуты на минус 5Кгц относительно общепринятой сетки Си-Би диапазона, её называют «Европейская сетка частот EUR». Например, если 1 канал основной 40 канальной сетки EUR имеет частоту 26,965 МГц, то в Российской сетке RUS частота 1 канала этой же сетки будет 26,960 МГц.
Часто возникает путаница — пользователи, обращаясь к логике в названиях сеток, настраивают требуемый канал (чаще всего 15 канал дальнобойщиков) согласно Российской сетки частот RUS. И жалуются на невозможность осуществления связи с другими абонентами этого канала. Ответ достаточно прост. В РФ на общих и популярных гражданских каналах используют только Европейскую сетку частот EUR.
Практически все современные Си-Би радиостанции изначально штатно настроены именно на неё. И пытаться переходить на иную сетку не следует.
34. Как уменьшить помехи по приёму на автомобильной Си-Би станции?
Полностью избавиться от таких помех скорее всего не удастся.
Для их уменьшения может помочь следующее:
— Убедитесь, что станция и антенна «заземлены» на кузов автомобиля.
— Проверьте уровень шума с и без антенны.
— Если шум больше, когда антенна подключена, то источник, скорее всего, в системе зажигания.
— Если шум остается неизменным после отключения антенны, то источник, скорее, в цепях питания станции.
— Для устранения шума от зажигания, попробуйте подобрать точку заземления на кузове или двигателе.
— Проверьте, заземлены ли капот, глушитель, выхлопная труба.
— Шум от зажигания может быть уменьшен установкой проводов зажигания с «магнитным подавлением» и/или металлических экранов на свечи зажигания.
— Если источник шума — цепи питания, проверьте, есть ли конденсатор, подключенный к контактам прерывателя (или его исправность).
— Если у вас электронное зажигание, можно попробовать зашунтировать цепь питания блока зажигания в непосредственной близости к блоку керамическим (бумажным, полифталатным) конденсатоpом ёмкостью 1-20мкФ.
— Постаpайтесь pасположить антенну, соединительные кабели, станцию, по возможности, дальше от потенциальных источников шума.
— Можно попpобовать заэкранировать кабель питания станции. Убедитесь, что кабель питания имеет сечение, соответствующее потребляемой мощности, и, что этот кабель надежно соединенен с землей и плюсом питания.
— Хоpошие pезультаты дает запитка станции непосpедственно с клемм аккумулятоpа.
— Существуют фильтpы для подавления помех по питанию, но их эффективность ниже, чем меры, описанные выше.
38. Что такое «дальнее пpохождение»? Почему иногда можно услышать другие города?
Дальнее прохождение — это пpоцесс пpохождения pадиоволн с отpажением от слоев ионосфеpы, вызывающий возможность увеpенного пpиема (и пеpедачи) сигнала пеpедающей pадиостанции, удаленной на тысячи километpов от пpинимающей. Очень сильный пpоход может помешать сеансу связи с местной станцией. Данный вид связи нельзя назвать устойчивым, поскольку сильно зависит от конкpетной ситуации в ионосфеpе. Пеpиодичность таких дальних пpохождений связана с солнечной активностью. В данный момент мы постепенно пpоходим минимум солнечной активности (11-летний цикл) и вскоpе, такие нюансы радиосвязи будут все чаще.
Источник: 54sts.ru
Диапазон частот
Диапазон частот, на которых работают радиопередающие устройства простирается от 0,1 до нескольких тысяч мегагерц. И условно подразделяется на две группы: короткие и ультрокороткие волны.
Частоты, которые используются в портативных радиостанциях, о которых пойдёт речь, являются ультрокороткими. И начинаются сразу за диапазоном укв fm вещания.
«А как же дальнобойщики? — Дальнобойщики, или так называемый, автоканал, располагается на участке гражданского Си Би диапазона, на частоте 27,135 МГц. Это самый конец коротких волн. На УКВ рацию, услышать его нельзя.»
На этом месте давайте остановимся, и попытаемся понять, а зачем же нам рация? Не смотря на все что пишут в интернете и говорят продавцы портативных радиостанций, разговаривать на них без лицензии НЕЛЬЗЯ! Для разговоров и общения без лицензии в Российской Федерации выделено два участка: LPD и PMR. На LPD максимальная мощность ограниченная 0,01 Вт, на PMR 0,5 Вт.
На обеих участках рация должна быть оснащена несъемной антенной. Как показывает практика данные рации не имеют свободного ввода частот. Работа на них ограничивается предустановленными каналами. Как правило данные рации больше подходят для детских игр либо для связи на очень небольшое расстояние. Да и внешний вид у них соответствующий.
Поэтому для наших целей, а это мониторинг (слушать частоты не запрещено) и впоследствии получение радиолюбительской лицензии, подойдёт недорогая радиостанция китайского производства. Но вот здесь подробнее о частотах.
Практически все УКВ радиостанции, любительской класса, имеют на своём борту встроенный приёмник диапазона 90 — 108 МГц, что позволяет слушать радиовещательные и музыкальные станции. Моя первая радиостанция Baofeng UV-5 за 1700 рублей, принимала радио, на окраине московской области, очень даже неплохо.
Сразу за радиовещательные идёт, так называемый «Авиа» диапазон. В нем общаются между собой пилоты воздушных судов и авиа диспетчера. Работать на передачу здесь категорически запрещено, а вот слушать пожалуйста. Но есть одно но. Радио связь здесь ведётся с применением амплитудной модуляции, а она есть только в дорогих радиостанциях.
Цена даже за китайскую рацию с АМ авиадиапазоном, будет от десяти тысяч рублей. Например это woxung.
Стоит ли платить такие деньги за возможность послушать радиопереговоры лётчиков?
На частоте 144 МГц, следом за авиационным, начинается любительский диапазон. Радиолюбители его называют ласково — двойка. Из-за за того, что длина радиоволны на данной частоте будет примерно равна двум метрам. В данном диапазоне можно работать имея любительскую лицензию и позывной, и соответственно соблюдая определенный регламент. Послушать же можно и без позывного.
Если у вас есть цифровая радиостанция, например стандарта DMR, можно послушать частоты 144.800 — 145.000 МГц. В аналоге слушаем частоту 145.500 МГц — это основная вызывная частота. Обычно радиолюбители общаются именно на ней. Так же слушаем частоты 145.600 — 145.800, здесь работают радиолюбительские ретрансляторы. Услышать их мощный сигнал гораздо легче чем сигнал портативной станции.
Так же послушайте частоты 145.800 — 146.000 — тут вы сможете услышать работу радиолюбителей через спутники.
А вот в станции ABBREЕ за шесть тысяч рублей. В ней передача уже открыта по умолчанию. Правда не на всем участке частот Сатком.
Как я уже говорил выше спутники Сатком передают в диапазоне от 240 до 260 МГц, а вот принимают они на 40 — 50 МГц выше, поэтому станция должна уметь работать и там и там. Иногда под эти цели переделывают станции речного диапазона, который находится на частотах около трёхсот мегагерц.
Работу радио хулиганов на спутниках можно принять и на портативную антенну, но для комфортного прослушивания я бы рекомендовал изготовить небольшую антенну. Например из старой рулетки и куска полипропиленовой трубы. Схем полно в интернете, потому не будем здесь на этом останавливаются.
Что можно услышать на Саткоме? Да много чего. От мирной беседы любителей дальней связи, до ругани и распрей на национальные и политические темы. В последние время на некоторых спутниках стали появляться люди, которые включают звуки, музыку или просто нажимают на передачу и молчат, тем самым мешая другим общаться.
А так как и добро порядочные обитатели этих частот находятся здесь незаконно, то и помощи просить не у кого. Мне хватило послушать данные спутники несколько раз, чтобы понять, что здесь делать нечего.
Но не будем останавливаться на Сатком и пойдём дольше по диапазону частот вверх. Совсем рядом с приёмными частотами Сатком находится «речка» или по правильному речной диапазон. Общаются в речном диапазоне частотой модуляцией, работники речного флота. Радиостанции данного диапазона находятся на судах, катерах, баржах и т. д. Если в радиусе пятьдесят километров от вашего дома нет судоходства, то это ещё не значит, что на речке некого слушать. Слушаем частоты в районе 300 МГц и 336 МГц.
Рядом с речкой в районе 337 — 341 МГц, во многих районах нашей страны работает система «Алтай’. Это устаревшая система радиотелефонной аналоговой радиосвязи. В конце девяностых начале двухтысячных годов началось оснащение отдалённых деревень телефонной связью. Человеку в дом ставили обычный «домашний» телефон, выводили провода на ближайшую опору электропередач, а дальше сигнал от телефона передавался в аналоговой виде на районную вышку системы «Алтай», и далее на городскую АТС.
Так как сигнал идёт в незашифрованном виде, то его спокойно можно прослушать на радиостанцию имеющую диапазон частот в районе 337 МГц, чем я благополучно занимался до тех пор, пока на смену алтаю в нашем районе не пришла сотовая связь. Но во многих районах и областях она по прежнему в строю. Послушайте, интересно. Радиостанции приведенные выше — QYT, ABBREE вполне сносно справляются с приемом этих частот.
Источник: maximvelgin.ru
Сравнение диапазонов Си-Би, LPD и PMR
Как известно, в Российской Федерации есть несколько диапазонов, которые могут быть использованы гражданами в своих целях. Самый популярный диапазон, Си-Би, в журнале освещен довольно полно, а вот УКВ диапазоны как-то особенно не рассматривались. Пришло время исправить этот недочет.
Данная статья не есть полностью авторское сочинение. Этот материал собран из нескольких источников с исправлениями и дополнениями автора. Список источников в конце.
Итак, в России есть 3 диапазона которые доступны для использования гражданами в своих личных целях.
Си-Би диапазон, 11 метров, 27МГц с разрешённой мощностью до 10 Вт, (а по новым данным, до 4 Вт) разрешено использовать радиостанции с любыми типами антенн.
LPD диапазон, 70см, 433МГц с разрешённой мощностью до 0,01 Вт, разрешено использовать радиостанции со встроенными антеннами.
PMR диапазон, 70см, 446МГц с разрешённой мощностью до 0,5 Вт, разрешено использовать радиостанции со встроенными антеннами.
Правила использования
С Си-Би все понятно, и правила использования носимых и возимых радиостанций уже не однократно описывались на страницах журнала. Если коротко, то возимые автомобильные радиостанции си-би диапазона мощностью до 10 ватт регистрации не подлежат. При этом используемая антенна должна иметь усиление меньше 1.73dBi.
Станции, используемые стационарно, со стационарными же антеннами (базы), подлежат регистрации в установленном порядке. Отклонение от вышеописанного, строго говоря, не законно. А вот как быть с LPD и PMR?
Если ваши носимые радиостанции, работающие в диапазонах LPD и PMR не обладают способностями работать на мощностях свыше установленных законом то беспокоиться Вам не о чем. Можете пользоваться этими диапазонами как простые граждане, и никто Вам слова не скажет. Превышение установленных пределов мощности, переводит станцию из разряда гражданского в разряд любительский и если у Вас нет соответствующей радиолюбительской категории, хотя бы четвертой, то использование такой станции становится незаконным и любое уполномоченное лицо может у Вас радиостанцию изъять и вкатать штраф за радиохулиганство.
За соблюдением порядка в эфире следит организация Роскомнадзор. В круг ее обязанностей входит выявление радиостанций, не соответствующих установленным законодательством нормам по разрешённой мощности. На практике, если Вы будете использовать рации, пусть и с повышенной мощностью, не систематически, и не будете никому создавать помех, то, скорее всего Вами никто не заинтересуется и станцию у Вас не отнимет. В любом случае, при использовании эфира уважайте других его пользователей, особенно если они используют частоты на законных основаниях. Это касается всех гражданских диапазонов.
В общем виде, при выборе диапазона для связи следует помнить что:
1. Всегда присутствует рассеяние радиоволн – мощность волны равнонаправленного источника ослабевает пропорционально квадрату расстояния (просто за счет того, что энергия распределяется по площади сферы, радиус которой равен расстоянию до источника). То есть, на каком-то расстоянии антенна не сможет поймать больше энергии, чем содержится в окружающем электромагнитном шуме).
2. Препятствием для распространения радиоволн служит любой объект, геометрический размер которого больше половины длины волны. Возможно и обратное, когда более короткая волна пройдет через, например, арматуру железобетонного здания или стальную сетку с меньшими потерями нежели волна, длина которой значительно больше расстояния между арматурой или ячейками сетки.
3. Существует затухание радиоволн – энергия волн ослабевает в среде распространения. Для этого есть множество таблиц и коэффициентов для разной погоды, разных климатов и прочих факторов, влияющих на затухание в атмосфере.
4. Земля, в первом приближении, имеет форму сферы (геоида) – волны распространяются практически прямолинейно. Потому эффективное распространение происходит, в основном, в пределах прямой радиовидимости (за счет рефракции она немного больше оптической видимости). Расстояние прямой радиовидимости зависит от высоты размещения антенн и считается примерно так: R = 4.12* √ (h1² + h2²), где h1 и h2 – высоты подвеса передающей и приемной антенны.
5. Ионосферное отражение и двойное лучепреломление, переотражение от поверхности Земли и ионосферы, искривление в атмосфере, на волны УКВ диапазона влияют слабо и обычно не учитываются. На Си-Би диапазонах возможны дальние прохождения, отражения сигналов от ионосферы и распространения на расстояния более тысячи километров.
6. Чем выше частота, и соответственно меньше длина волны, тем короче используемая на этой частоте антенна. Каждая антенна имеет коэффициент усиления (за счет способности излучать и принимать большую долю энергии в нужном направлении).
7. Чем выше частота, тем меньше эфирных шумов присутствует на диапазоне. На Си-Би диапазоне эфир очень грязный, сильно засорен промышленными помехами и дальними прохождениями. На УКВ в связи с отсутствием прохождений в том смысле в каком они присутствуют на Си-Би, эфир гораздо чище, что позитивно сказывается на дальности и качестве связи. Однако в городах LPD и PMR тоже могут быть сильно загрязнены промышленными помехами.
Частоты LPD/PMR Си-Би
LPD, 69 каналов 433.075 – 434.775 МГц, шаг между каналами 25кГц.
PMR, 8 каналов 446.00625 – 446.09375 МГц, шаг между каналами 6,25кГц.
Си-Би, 40 каналов 26,965 – 27,405 МГц, шаг между каналами 10кГц
Дальность радиосвязи LPD/PMR и Си-Би
На коробках LPD/PMR радиостанций пишут дальность в километрах. Могу только сказать, что обычно эту цифру в реальных условиях можно делить на 2, на 4, а то и на 8. Указанную дальность можно получить при условии прямой видимости и отсутствии препятствий. Практически измеренная дальность связи любой рации диапазона 400-470МГц, при мощности 0.5-2Вт, с чувствительностью 0.18мКв и в половину укороченной антенной, будет такой:
– в городе 0.3-0.6 км
– в лесу 0.4-1 км
– в селе 1-3 км
– в поле 2-5 км
– в горах 5-25 км (в условиях прямой видимости)
Носимые СВ радиостанции на 27МГц: 1-10км. (зависит от помех, антенны и рельефа)
Эти расстояния могут отличаться в два раза, всё зависит от местности и помех. Если вместо штатной укороченной антенны, использовать антенну 1/4λ, то дальность вырастет в 1.5-2 раза. При использовании направленной антенны, дальность увеличится в 3-7 раз. А если увеличить мощность в 2 раза, то при прочих равных дальность увеличится еще процентов на 15-20.
Что касается возимых радиостанций Си-Би и УКВ диапазонов, то это отдельная тема, поскольку они имеют гораздо большую мощность и например радиостанции LPD и PMR переходят из разряда гражданских в разряд любительских. Поскольку LPD/PMR станции для автомобиля не выпускаются, можно пойти на хитрость и приспособить обычную портативку для работы из авто. Для этого купите автомобильную антенну, для диапазона 420 – 450МГц, установите в станции разъем (переходник) и подключите её к антенне, это увеличит дальность связи в 2 – 3 раза.
Что купить, LPD, PMR, CB?
Если вы не радиолюбитель с позывным и соответствующей категорией, то лучший выбор для вас это Си-Би, LPD/PMR радиостанции. LPD совместимы с радиолюбительскими радиостанциями в диапазоне 430-440МГц. PMR работают за пределом радиолюбительского диапазона (в некоторых случаях это плюс), также PMR станции мощнее, дешевле и разрешены в большем количестве стран мира.
Отличия в дальности радиосвязи LPD и PMR радиостанций
Есть три показателя, от которых зависит дальность связи:
1. мощность передатчика
2. чувствительность приёмника
3. усиление антенны.
Если у LPD и PMR станций эти параметры примерно совпадают, дальность будет одинаковой. Разницы между ними не будет. Разница появляется при изменении любого из трёх перечисленных выше параметров. Например, PMR станции мощностью 500мВт, обеспечат большую дальность, чем LPD станции мощностью 10мВт.
Позывные при использовании Си-Би LPD или PMR
Поскольку все три диапазона являются гражданскими, то пользователи таких радиостанций могут сами придумать себе позывные или не использовать их вообще. Можно в качестве позывного использовать ваше имя. Например: Маша, Вася, Петя, цифровые позывные и тд. Если в вашей группе насколько человек с одинаковыми именами, используйте имя с номером (Вася1, Вася2 и тд.) или клички.
Доработки для Си-Би LPD/PMR радиостанции
Требуются ли они? Для дешевых моделей да, желательны. Часто попадаются радиостанции плохо настроенные, из-за этого падает дальность связи и разборчивость.
Тоновый и цифровой шумоподавитель, или что такое CTCSS и DCS
Используются в основном в профессиональной связи, но по наследству достались и радиостанциям гражданских диапазонов. Это специальные сигналы (субтоны), которые передаются вместе с формируемом станцией сигналом. На радиостанциях, работающих между собой код должен быть одинаковый. Таким образом, помехи и другие сигналы на частоте отфильтровываются и не мешают разговору. Сами переговоры при этом не шифруются.
CTCSS (Tone-Coded Squelch System) тонально кодированная система шумоподавителя (38-50 кодов)
DCS (Digital-Coded Squelch) цифровой код шумоподавителя (83-104 кода)
Обе кодировки предназначены для фильтрации помех от других радиостанций или бытовых помех. CTCSS аналоговая система и поэтому когда рядом с вами появится радиостанция с соседним тоном вы её тоже будете слышать. Например вы используете 4 канал с тоном 22, если рядом появится радиостанция на 4 канале с 21 или 23 тоном, вы её будете слышать. В DCS таких накладок не бывает.
Надо сказать, что такие коды и субтоны имеют место быть не только в УКВ радиосвязи к коей относятся LPD и PMR, но и на Си-Би, где защита от дальних прохождений в настоящее время имеет довольно большое значение. Однако аппаратуры способной поддерживать подобную систему защиты от помех очень не много.
Источник: radiochief.ru
Разрешенные и запрещенные диапазоны в радиосвязи
В результате недолгих поисков образовался список УКВ-частот, куда мне со своей рацией низзя (от слова «вообще») и куда мне низзя, но в случае БП можно и нужно. Понятно, что в запрещённых диапазонах почти все работают закрыто (кодированно), а многое и вовсе не в режиме радиотелефонии, так что нечего там делать — ни на приём, ни (тем более) на передачу. В списке я оставил только те полосы, в которые я теоретически могу влезть со своей рацией (для своих доступных диапазонов запрещённое ищите сами). Кто на каких из них конкретно сидит, писать не буду – просто не лазить туда, и точка. Это МВД и ФАПСИ. Дискретность в полосах частот тоже не указываю, ибо незачем:
Запрещенные диапазоны частот:
139.174 – 139.242 МГц
148.000 – 149.000 МГц
149.000 – 149,900 МГц
157.875 МГц
162,7625 – 163,200 МГц
168,500 – 171,150 МГц
169.455 МГц
169.462 МГц
171.150 – 173.000 МГц
173.000 – 174.000 МГц
406.000 – 406.100 МГц
Кроме этого, полоса «Космос – Земля» (136.000 – 137.000 МГц) и полоса «Земля – Космос» (406,000 – 406.100 МГц, она исключительно для спутниковых аварийных радиомаяков – указателей места бедствия).
Далее – каналы морского диапазона:
– 156.325 МГц (собственно каналом морского диапазона не является, но попадает в него; что там на нём происходит – я ХЗ);
– 156.300 МГц – служебный канал 06 для управления судами. Может использоваться для связи между кораблями и летательными аппаратами при проведении поисково-спасательных работ, поэтому не фиг туда соваться со своей кнопкой PTT;
– 156.525 МГц – специальный канал 70 – в нём запрещена работа в радиотелефонном режиме (используется для передачи цифрового селктивного вызова, морского аналога SMS-сообщений DSC);
– 156.800 МГц – 16-й канал, международная УКВ-частота бедствия, безопасности и вызова в морской подвижной службе для радиотелефонии. Она же для поиска и спасания пилотируемых космических кораблей. Ограничена с обеих сторон двумя запретными защитными полосами (канал 75 – защитная полоса 156.762 – 156.7875 МГц и канал 76 – защитная полоса 156.8125 – 156.8375 МГц).
Кроме того, следует помнить, что часть каналов морского диапазона предназначена не для симплексной связи, а для дуплексной (1–7, 18–28, 39, 60–66, 78–88), и вообще: работа на передачу в морском диапазоне с берега кому попало запрещена. Выйдешь в море – хоть на чём (надувнушка или доска для сёрфинга) – тогда можно. Правда, всё равно можешь нарваться – отловят, раздвинут, вдуют а потом ещё раз вдуют.
На всякий случай вот ещё запрещённые частоты (моей рации недоступные, но всё же пусть тут полежат, вдруг кому надо):
243.000 МГц
300.200 МГц
254.000; 254.685; 380.000; 393.100 МГц – это МО РФ
273.000 – 300.000; 300.000 – 390.000 МГц – полосы ФАПСИ, правительственной связи, безопасности и обороны РФ. В них входят ещё различные, более узкие подполосы с разным шагом дискретности; нечего туда соваться вообще.
145.500 МГц – общая вызывная частота для радиолюбителей. Однако работать на передачу там можно только при наличии официального РЛ-позывного и с зарегистрированной рации.
Понятно, что список далеко не полный (да он и не может быть полным). Кроме того, не ручаюсь за его текущую достоверность – ибо, как говорил один литературный персонаж, «время текёт, и мы вместе с нею». Проверять надо, искать.
Отдельный список аварийных частот в диапазонах 2 м и 70 см для выживальщиков и предвкушателей БП:
145.450 МГц (это МЧС, ага)
145.945 МГц (. ХЗ)
433.450 МГц (16-й канал LPD)
Источник: www.433175.ru
ВНИМАНИЕ. Обновите свой браузер! Наш сайт некорректно работает с IE 8 и более старыми версиями.
Когда говорят «хочу купить рацию для полетов, но в рациях не разбираюсь, так какую выбрать?», первый и основной встречный вопрос — а для чего? Точнее, с кем именно вы хотите связываться? Если «ездим компанией, хотим беседовать друг с другом» — это простой вариант. Тут подойдут почти любые доступные модели, на любой диапазон.
Скорее всего, это будут LPD-рации, то есть маломощные аппараты на 433 МГц (точнее, 433.075-434.775). Они дешевы, продаются в спортивных магазинах и практически легальны при «упрощенной процедуре регистрации», которая обычно сводится к заполнению документов прямо в магазине.
Но если вы планируете ездить в разные летные места и связываться с «тамошними», а тем более — участвовать в соревнованиях, вам нужна рация на 144-146 МГц. Именно этот диапазон принят на большинстве «серьезных» парапланерных мероприятий. Основной плюс его по сравнению с 433 — большая дальность связи в условиях отсутствия прямой видимости, например, в лесу. В некоторых клубах и летных местах, однако, используется диапазон 433 МГц. Таким образом, вывод — нужна станция на 144-146 или двухдиапазонка.
Два слова о других диапазонах.
* 27 МГц, он же Си-Би. Насколько я знаю, парапланеристами в России не используется. Основные минусы — зашумленность и трудность создания хорошей портативной антенны. Впочем, есть и плюсы: дешевизна аппаратуры и простота получения легального разрешения.
* 108-137 МГц, авиационный диапазон. Коротко: даже и не думайте!
* 140-170 МГц за пределами радиолюбительских 144-146. Иногда используется (так как рации на 144-146 часто работают и шире любительского участка), но.. лучше бы вы не рисковали. Без надлежащего разрешения абсолютно нелегален.
* 462-467 МГц, он же GMRS/FRS. Иногда используется. Нелегален.
Теперь скажу чуть подробнее о диапазоне 144-146, он же — «два метра». Данный диапазон выделен для работы радиолюбителей. Т.е. официально для выхода в эфир необходимо иметь оформленную «радиолюбительскую категорию». Получить ее в общем-то несложно (хотя и сложнее, чем LPD-шное или СиБи-шное разрешение). Но, если стоять на формальных позициях, даже и «с лицензией» работа парапланериста на этой частоте окажется не вполне законной, так как регламент радиолюбительской связи накладывает много ограничений, которые вам выполнить не удастся.
Что же делать, чтобы минимизировать возможные неприятности себе и помехи другим от работы в эфире?
Прежде всего, старайтесь никому не мешать. Перед выходом в эфир проверьте, свободна ли частота. Если вы слышите, что она занята — уйдите на другую. Если вы уже договорились встретиться на этой частоте, а она оказалась «не вашей» — постарайтесь найти взаимоприемлемое решение. ХУДШЕЕ, что вы можете придумать в эфире — это затеять скандал на тему «нет, это моя частота». «Помните, что если вы спорите с идиотом, он в этот же момент делает то же самое!» Если вы собираетесь ехать в новое место, лучше всего — узнайте, какова там практика использования диапазона.
Вообще, очень хорошо иметь хотя бы базовые представления о практике и этике радиолюбительства, о занятых и свободных частотах и т.п. Так, следует знать, что для работы частотной модуляцией (а у вас именно такая) на «двойке» разрешен участок 144.500-145.800 Мгц.
Кроме того, 145.500 — частота общего вызова Частоты 145.000-145.200 и 145.600-145.800 могут быть заняты так называемыми репитерами (ретрансляторами), . Использовать их также не следует, если только вы не знаете совершенно точно, что на такой-то частоте в радиусе досягаемости репитера нет. Ну а лучше — иметь знакомых «официальных» радиолюбителей. или же самому быть таковым. И помните, что с радиолюбителями лучше дружить, чем иметь испорченные отношения. Если вы однажды сядете где-то вдали от дорог и «баз» мобильной связи, именно радиолюбитель может оказаться тем, кто услышит вас первым.
Источник: paraplan.ru