Рация – незаменимая вещь для любого дальнобойщика. Некоторые недоумевают: зачем им эти несовременные «гаджеты», если есть сотовые телефоны? Ответ прост: водители фур почти постоянно находятся в зоне роуминга. Если все время пользоваться телефоном, можно потратить на связь немалую сумму. Кроме того, рация позволяет знакомиться и общаться в пути с новыми людьми.
По телефону же можно позвонить только тому, чей номер известен.
Подготовка к связи
Дальнобойщики разговаривают между собой в диапазоне CB (Си-Би) на 15-м канале. Его частота в России – 27,135 МГц. Чтобы начать общение, водителю сначала нужно правильно настроить рацию.
Маркировка каналов может варьироваться в зависимости от производителя прибора. Водитель определяет сетку, к которой относится нужная частота. На панели управления она обозначается одной из латинских букв: C, D или E. Затем дальнобойщик выбирает канал № 15. Некоторые рации позволяют производить поиск по самой частоте. Нужно лишь помнить ее значение – 27,135 МГц.
Конфликт автолюбителей и дальнобойщиков по рации. 15 канал. (18+)
Источник изображения: hktruck.com
Прием!
Итак, рация настроена, дорога предстоит длинная, значит можно начинать общение. Что же происходит дальше? На канале дальнобойщиков можно услышать немало интересного. Вот несколько реальных диалогов.
Две фуры, едущие парой, приближаются к третьей, незнакомой. Водители переговариваются друг с другом:
– Ты посмотри, у него номера латвийские. Это сколько же он километров намотал?
– Вот это да! Интересно, что он везет?
– Кузов обычный, не рефрижератор. Если продукты, то какое-нибудь печенье, чай или кофе.
– Что у нас там из Латвии экспортируют? Может алкоголь или сигареты?
Тут внезапно откликается водитель загадочного грузовика, оказавшийся русским:
– Да пустой я, пустой. В Россию загружаться еду.
Водитель фуры внезапно начинает маневрировать в плотном потоке машин. Из динамика рации доносится голос его соседа-дальнобойщика:
– Номер три-два-три из Краснодара, ты что тут сейчас изобразил? Неужели подождать не можешь?
– Это сколько же придется ждать! Ты видишь, сколько здесь «легковушек».
– Ты мешаешь движению. Сейчас кувалдой получишь по стеклу.
– Да уж. Вот что значит заехал на «гостеприимую» М5!
Завидев на обочине инспекторов ГИБДД, многие дальнобойщики не упускают случая беззлобно «поугорать» над ними:
– Видел? Что за ребята сейчас у дороги с палками стояли?
– Да это же наши общие друзья стоят – денежку просят.
– Здесь у них вряд ли что-то получится. Им бы переместиться куда-нибудь, где машин побольше.
– Да уж, с работой у них тут напряженка.
– Ну давай еще пожалеем их.
– А почему бы и нет. Ты видел – один из них совсем худенький.
Интересно, пришлись бы такие шутки по душе самим инспекторам? Уж они-то точно знают, что времена массовой коррупции в МВД давно остались в прошлом.
О качестве связи в канале дальнобойщиков (15AM)
Источник изображения: image.newsru.com
Разговоры по рации далеко не всегда носят развлекательный характер. Порой они спасают водителей от серьезных аварий.
Этот случай произошел около пяти лет назад. У одной из фур внезапно отказали тормоза. Впереди ехало еще несколько длинномеров. Вот что в результате произошло в эфире:
– Ребята, у меня тормоза пропали! Я с горки спускаюсь…
– Как, вообще пропали?
– Принял. Передачами тормози, передачами! Машину назови, на которой идешь!
– На «КамАЗе» номер 320 иду без тормозов. Ребята у Зеленовки, разойдитесь!
Ближайшие фуры благополучно расступились. И тут, пока дальнобойщик пытался замедлиться, на горизонте показался длинномер, едущий с небольшой скоростью. Его водитель не пользовался рацией и не знал о том, что происходило. Казалось, столкновение неизбежно. И тут один из автомобилистов впереди проявил находчивость.
Он успел выехать на встречную полосу и правым бортом стал прижиматься к задней части грузовика. Человек, сидевший за рулем, автоматически нажал на газ, и аварии удалось избежать. Вскоре дорога стала пологой и фура с отказавшими тормозами благополучно остановилась.
– Спасибо всем, спасибо! – прозвучало в эфире.
Подобные ситуации способны многому научить. Даже если вы не дальнобойщик, рация в машине может пригодиться в самый неожиданный момент. Это устройство помогает ориентироваться в дорожной ситуации, получать информацию о заторах, постах ДПС. Есть у него и минусы. Один из них – ненормативная лексика, которую используют водители.
Если в машине есть дети, прибор придется выключить. Второй недостаток рации – то, что ее приходится слушать вместо музыки. Однако все эти неудобства кажутся не такими уж существенными, учитывая то, какую пользу этот прибор способен принести.
Источник: www.rudorogi.ru
СиБи или правила общения на 15 канале
15 канал АМ сетки аля «дальнобой» это своеобразный мирок в гражданском диапазоне Си-Би.
Немного поговорим о том как общаться в СиБи, если иметь в виду — канал дальнобоя. Во многом общение напоминает привычный всем чат, но в радиоэфире… единственное принципиальное отличие — это не место для флуда, а рабочая частота… вас никто никогда не оговорит, если речь идет о чем-то, связанном с реальной обстановкой на дороге, попытками узнать как и куда проехать, купить соляру или что-то подсказать по делу…
Любой частный треп — однозначно получите полный набор нахов… Обычно чтобы потрепаться уходят с основного канала на любой другой. В эфире это звучит так «Пошли на 2 выше» или «Или на 2 ниже» = перейдем с 15 на 17 или 13 канал…
Дальнобойщики — народ суровый, всех водителей легковушек считают чайниками и крепко не любят, если выражаться очень культурно. Надо сказать, очень часто — вполне заслуженно и обоснованно. В тоже самое время — это такие же люди как и мы все — каждой твари по паре. За 4 года активного участия в радиобменах на трассе, убедился совершенно точно — тебя воспринимают таким, как ты себя ведешь на трассе. Соответственно и отношение…
Теперь собственно сабж… Вы купили комплект рации, антенну, все установили, настроили КСВ… а язык к гортани липнет…
Для начала следует немного познакомиться с жаргоном дальнобоя: приведенный ниже словарик хорошо известен в сети — заучивать его не надо, но понимать этот слэнг просто необходимо:
Наверно, многим приходилось на трассе слушать переговоры дальнобойщиков на 27,135 АМ. Вероятно, не все было понятно. Попалась тут забавная подборка.
Словарь дальнобойного российского жаргона был впервые составлен дальнобойщиком Дмитрием из Санкт-Петербурга и опубликован в номерах 1 и 4 журнала АВТОТРАК в 2004 году.
Затем он был дополнен участниками форума dalnoboi.ru
АКВАРИУМ – Renault Magnum.
АМЕРИКАНЕЦ – общее название капотных тягачей.
АРБУЗ-ТРАНС- сильно перегруженные овощами КамАЗы, традиционно с номерами 05rus.
БАБОЧКА – фургон с подъемными боковыми стенками.
БАТОН — шина, используемая на односкатных колесах размером, как правило, 385/65 R 22,5.
БЕДУИН — легковой автомобиль с грузом на крыше.
БОМЖПАКЕТ — супы быстрого приготовления типа «Лапша-Доширак” («язва-с-первой-ложки”)
БОТАНИКИ – легковые автомобили, забивающие дороги в начале и в конце выходных в дачный сезон.
БОЧКА – грузовик или прицеп с цистерной или контейнером-танком.
БУДКА – жесткий крытый кузов.
БУРАТИНО-ТРАНС – лесовозы.
ВЕДРО НА КРЫШЕ — спутниковая связь.
ВЕДРО С БОЛТАМИ – старая машина.
ВОЗДУХАН — воздушный фильтр.
ВОДОПОЙ — источник питьевой воды у дороги (типа: поворот на Выдропужск или горка у В. Волочка). Обочина у ВОДОПОЯ обычно забита как попало припаркованными грузовиками.
ВОНЯЛКА – освежитель воздуха типа «елочка».
ВРЕМЯНКА — старая-старая SISU.
ВЫХЛОП – запах перегара изо рта.
ГАЗИРОВАТЬ — бесполезно газовать там, где нужно пробовать внатяг.
ГЛОБИК – Volvo с высокой кабиной (Globetrotter).
ГЛУХОНЕМОЙ – грузовик, не оборудованный рацией.
ГОЛИМЫЙ КОНТРАБАС — груз совсем не тот, что в документах.
ГОЛОВА (БАШКА) – седельный тягач без полуприцепа.
ГОЛОВАСТИК – МАЗ 500.
ГОРШОК – цилиндр двигателя.
ГРУШИ – соединительные головки ПЕРЕКИДОК.
ДИРИЖЁР – регулировщик.
ДОЗВОЛ — разрешение на поездку в другую страну, выдаваемое министерством транспорта этой страны.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – после въезда на российскую территорию водитель должен подготовить кучу документов для таможенного оформления. Со стороны корпеющий над бумагами в кабине дальнобойщик действительно похож на школьника.
ДРОВА («У кого есть дровишки”) — топливо или талоны на него.
ДУТИК – пограничный магазин Duty Free.
ЁЛОЧКА – накопительная площадка у таможни или в местах погрузки.
ЖИДКИЙ ХЛЕБ («Чтобы сало растопить”) — водка в разговорах по рации в Финляндии.
ЗАКРЫТЬ КАЛИТКУ — когда во время плотного движения необходимо перестроиться, что в нашей стране с нашим воспитанием сделать тяжело, идущий следом дальнобойщик выезжает на соседнюю полосу, позволяя тебе начать обгон.
ЗАМЕС – партия грузовиков, периодически запускаемая на площадку для таможенного оформления. «Вася, я в этот замес не попал, дождись меня!»
ИНТЕР – International.
КАКТУС — Мерседес-Бенц Актрос.
КАМЕНЕЦ — двигатель Cammins.
КАПУТ – международное слово, означающее неисправность. Например, «Акку капут” — аккумуляторы cдохли.
КЕПКА – Volvo с низкой кабиной с козырьком и обтекателем.
КЕША – Kenworth.
КОЛБАСИТ («Что-то меня колбасит») – я устал и хочу спать, пора на стоянку.
КОЛЕЙКА – священное слово, обозначающее очередь на границе, на погрузке, иногда — пробку. Нарушение порядка в КОЛЕЙКЕ карается физической расправой.
КОНДЁР – кондиционер.
КОРОЕДЫ – лесовозы.
КОСОРЫЛАЯ – Volvo FM/FH последней серии.
КОЧЕРГА — рычаг переключения передач.
КУРЯТНИК – надстройка кабины, оборудованная спальным местом.
ЛЕНИВЕЦ – поддерживающий мост.
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ – автомобиль, едущий в тёмное время суток без габаритных огней.
ЛОПАТА — подъемная аппарель для загрузки-разгрузки фургона.
ЛЮДОЕД – International 9700/9800
МАЗУРИК – МАЗ.
МАШИНКА – патрульный автомобиль ДПС.
МАШКА (ТЁЩА) — кувалда.
МАЛЕНЬКИЙ легковой автомобиль
МАНЯ грузовики МАН
МЕРИН – Mercedes.
МЕШОК (ЧУЛОК) – тентованный грузовик или прицеп.
МИКРОБЫ – микроавтобусы и грузовики размером меньше «Бычка».
МЫШКА – симпатичная девушка.
МЯСОРУБКА – ручной стеклоподъемник.
НА КОРОТКОМ ПОВОДКЕ – когда два грузовика идут с минимальной дистанцией между собой.
НАКРЫТЬ ПОЛЯНУ – приготовить еду, накрыть стол. Столом может быть топливный бак, палетница, торпедо, спальник и т.д.
НАЧАЛЬНИК КОЛОННЫ (БРИГАДИР) – тихоходное транспортное средство, управляемое водителем без совести и мозгов, за которым на узкой дороге скапливается транспорт и наблюдается нервозная обстановка.
НЕЙТРАЛКА – дорога между крайними пограничными постами соседних стран.
НЕСВЕЖИЙ СВЕТОФОР – ситуация, когда два или более автопоезда на приличной скорости приближаются к перекрёстку, и не известно, успеют ли все пройти под давно горящий зеленый. Чтобы избежать резкого торможения или проезда под красный, идущий первым предупреждает: ”Вася, а светофор-то несвежий!”
НЫРНУТЬ В ЛУНКУ – на таможне подойти после ожидания очереди к окну для оформления документов.
ОБОЧИНКА — препятствие на обочине.
ОВЕЧКА – Iveco.
ОГНЕННАЯ ВОДА – то же, что и ЖИДКИЙ ХЛЕБ.
ОДНОГЛАЗЫЙ – машина с одной исправной фарой.
ОКНО (ИДТИ ПО ОКНУ) – прохождение таможенного оформления на границе на льготных для грузовладельца условиях.
ПАЛКА – шлагбаум.
ПАНИКЁР — водитель-пессимист, сеющий панику в эфире, преувеличивающий негативные явления на дороге: «голимый лёд», «большая КОЛЕЙКА» и т.п. Чтобы узнать истинное положение дел на трассе, желательно пообщаться с тремя-четырьмя дальнобойщиками.
ПАПИРЕН – документы.
ПАРАШЮТ – тормозной кран, действующий только на прицеп.
ПАРОВОЗ – автопоезд с одним или двумя прицепами, общей длиной 24 метра.
ПАРОВОЗИК – автопоезд с прицепом (но не с полуприцепом).
ПАСТУХ – водитель, дающий глупые советы по рации насчёт того, как себя вести на дороге или в КОЛЕЙКЕ.
ПЕРЕКИДКА – соединительные шланги или кабели, идущие с тягача на прицеп или с полуприцепа на прицеп.
ПЕТУШКИ – обязательное в России обозначение автопоезда (три огонька на кабине).
ПЛЕМЯННИК – прицеп за полуприцепом.
ПО КОРОБКЕ – тронуться с места.
ПОВАРЁШКА — близкая подруга дальнобойщика, работающая в сфере общественного питания.
ПОВИСНУТЬ (ШЛИФОВАТЬ, МЫЛИТЬ, СУШИТЬ) – не въехать в подъём из-за скользкого покрытия. Не стронуться с места. Буксовать.
ПОДСНЕЖНИК — водитель легковой, выезжающий на дороги только в теплое (бесснежное) время года.
ПОЛНЫЙ АНШЛАГ — большое скопление грузовиков на границе/СВХ/погрузке/разгрузке.
ПОЛОВИК — брызговик, который сзади при загруженной фуре волочится по земле.
ПОНИ – Scania-Griffin, Volvo-FM.
ПОПАСТЬ ПОД АВТОБУС – подъехать на пограничный паспортный контроль вместе с туристическим автобусом и стоять в очереди с пассажирами.
ПОПУГАЙ – короткая кабина с надстройкой с откидывающейся полкой.
ПОСАДИТЬ – оказаться перед идущим в подъём автопоездом, тем самым заставив его сбросить газ.
ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА – КамАЗ.
ПРЕДАТЕЛЬ – оранжевый маячок на крыше негабарита.
ПРИЛИПНУТЬ — поломаться с невозможностью ехать дальше. Сильно задержаться на погрузке/разгрузке/СВХ/границе.
ПРИКУРИТЬ – завести машину от чужого аккумулятора.
ПРОДВИЖКА – этим словом можно будить водителя, даже когда он спит дома (правда, может и обидеться). Периодически возникающие движения в КОЛЕЙКЕ. В конце КОЛЕЙКИ продвижки редкие и длинные, до нескольких км. Ближе к цели – частые и короткие. Можно разработать целую теорию ПРОДВИЖЕК.
Во всяком случае анекдоты про них уже есть.
ПРОЛЕТЕТЬ СО СВИСТОМ – быстро пройти проблемный участок трассы или города.
ПРОСПЕКТ ПРОСВЕЩЕНИЯ – рентгеновская установка для просветки автотранспорта.
ПРЫЩИКИ – боковые повторители поворотов.
РАЗБИТЬ ДОРОГУ – в процессе движения разбить колёсами лёд на дороге.
РАЗОЙТИСЬ ПО ПЕЩЕРАМ (ПО НОРАМ) – пойти в свою кабину после совместного с другими водителями ужина.
РАСПАШОНКА – прицеп–шторник или прицеп с боковыми воротами.
РЕГИСТРЫ – государственные номера.
РЕКС — неприветливый охранник (на базе, терминале, заправке и т. п.)
РЕФ – рефрижераторный кузов, прицеп или контейнер.
РОГА – габаритные огни на резиновых кронштейнах на задних нижних углах кузова/прицепа.
СИДЕТЬ НА ПОДСОСЕ – жить в грузовике на СВХ или на стоянке за счёт соседа (газ, вода, еда), когда всё своё уже кончилось.
СКАМЕЙКА – Scania.
СКВОРЕЧНИК – короткая кабина с надстройкой со входом на верхнюю полку через люк.
СКЕЛЕТ – пустой полуприцеп для перевозки морских контейнеров.
СЛОЖИТЬСЯ – аварийная ситуация, при которой прицеп движется не в том направлении, что тягач.
СОБАКА – стальной короб с замком для защиты пломбы на контейнере или фургоне.
СРАБОТАТЬ ВМЕСТЕ – выйти в эфир одновременно с другим водителем, из-за чего все остальные в эфире слышат лишь шум.
СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА – равномерно неровное дорожное покрытие.
СТОПАРЬ – стоп-сигнал.
СТРАУС — Iveco Stralis.
СТУКАЧ – прибор, определяющий расход топлива.
СУНДУК – морской контейнер.
СУПЕР – МАЗ 3,4-го поколений.
ТАБУРЕТКА – погрузчик, имеющий с фронта форму буквы «П” и пропускающий СУНДУК и тягач со СКЕЛЕТОМ между колес.
ТЕРМОС – термоизолированный кузов.
ТЕРРОРИСТЫ – дорожники.
ТИГРЯТНИК(КЛЕТКА) – стоянка для арестованных машин.
ТИСКИ — тормоза («Я по тискам, а она летит…»)
ТИСНУТЬ – нажать на педаль тормоза.
ТОПНУТЬ – нажать на педаль газа.
ТРОИТ – не работает цилиндр двигателя.
ТРЮМО – подсвеченная изнутри надпись над лобовым стеклом кабины.
ТЯНУТЬ КОНТРАБАС — перевозить контрабандный груз.
УЛЫБКА — Renault Premium.
УПАСТЬ – съехать в кювет, перевернуться.
УПАСТЬ В ЛЮЛЬКУ – лечь спать.
ФРЕД – Freightliner.
ХВОСТ (ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ) – прицеп (полуприцеп, прицеп-ПЛЕМЯННИК).
ХМУРЫЙ ФЕДОР – Scania 4-ой серии Top-Line с козырьком.
ХОЛОДИЛЬНИК – рефрижераторный кузов.
ЦЫПЛЯТА (РЫЖИКИ) – оранжевые КАКТУСЫ одной большой фирмы, перевозящие бананы.
ЧИСТАЯ ДОРОЖКА («Подскажи дорожку») – ответ на запрос о наличии ДПС, гололёда и о других неприятностях на дороге. ВСЁ ЧИСТО – дорога без проблем.
ШАЙБА – бумажный диск тахографа.
ШАЙТАН-АРБА – Камаз с прицепом или без, везущий овощи-фрукты летом-осенью в направлении с юга на север. Из-за перегруза становится НАЧАЛЬНИКОМ КОЛОННЫ и доводит до исступления остальных участников движения.
ШАХМАТИСТ – часто перестраивающийся из ряда в ряд.
ШВЕДСКИЙ МАЗ – Volvo серии «F». Прозван так за простоту конструкции и отсутствие лишней электроники.
ЭФАШКА – Volvo серии FH.
ЭФКА – Volvo серии F.
ЮБКА (ФАРТУК) — спойлер под передним бампером.
BACK IN USSR – принудительное возвращение нашего водителя из-за границы за нарушение закона (техн. неисправность, водка, просроченная виза) Материал с сайта www.cbradio.kz
Всяких киношных позывных на трассе вы не услышите… Обычно обращаются или по номеру машинки или по модели…
Обращение звучит приблизительно так: «3246 36 регион в канале?» где 3246 — номер на прицепе… Далее собственно обычный разговор… (Следует помнить, что радиосвязь — это симплексная связь — когда нажата клавиша передачи, вы не услышите ответ). Меня чаще всего вызывают по модели — «крайслер, в канале?»
Чтобы выяснить обстановку в интересующем направлении обычно кидаем в эфир: «Ребята, подскажите обстановочку на… (любой крупный населенный пункт в направлении движения)». Причем обычно говорят именно «ребята».
Если вам подсказали обстановку, считается хорошим тоном в ответ выдать обстановку встречным… Если вы только вышли на трассу и не можете ничего подсказать — не проблема — «Спасибо, сам не подскажу, только выехал»…
Здесь хочется сделать небольшую ремарку по поводу взаимоотношений водителей на трассах: нет ничего удивительного в том что в общем и целом дальнобой терпеть не может водителей легкового транспорта. Тупое хамство и непонимание того, что люди неделями находятся на трассе с грузом в 25 тонн за спиной приводят к тому, что водители легковых автомобилей провоцируют бесконечные конфликты, а иногда и аварии с тяжелейшими последствиями… сколько раз сам наблюдал — фура вышла в обгон в левый ряд — обязательно найдется недоумок, которому просто невозможно подождать, когда большая машина закончит обгон… эти 1,5 тонны тупой наглости немедленно начинают обгон справа не понимая элементарной вещи, что просто могут оказаться в слепой зоне водителя фуры — через несколько секунд, как результат, кое-кто нетерпеливый в кювете чешет затылок, а в эфире шторм в 10 баллов по случаю очередного тупого ДТП с участием очередного тупорылого «маленького»…
Но вернемся к эфиру… считается хорошим тоном подсказать о неработающих подфарниках (хроническая болезнь большегрузов), пробитом колесе или других очевидных неполадках…
Если фура обозначает выход в левый ряд и вы готовы ее пропустить — «№№ … выходи, пропускаю…» — не было случая, чтобы в ответ не прозвучало — как минимум «спасибо»… а иногда в ответ получаете Большое Спасибо и признание, что не все «маленькие» нетрадиционной ориентации, и побольше бы машин с рациями — всем было бы легче жить на трассе… Ремарка: так как эфир общий -и все слышат всех — желательно обозначить номер машины, которую вы собираетесь пропустить — тогда водитель поймет, что именно вы именно его собираетесь пропустить…
И еще раз об эфирном флуде… Помним всегда — частота Дальнобоя — рабочая и забивать эфир приватным трепом — верх неприличия и через 5-10 минут флуда вы точно узнаете о своей нетрадиционной ориентации… Для привата следует элементарное действие -«пошли выше (ниже) на 1 (2,3…) канала… на свободном канале (15+2=17 или или 15-2=13) можно сосредоточиться на любых вопросах и обсуждениях… вы никому не мешаете и вам никто не мешает… и ваша сексуальная ориентация вне подозрений…
Справедливости ради следует отметить, что в среде дальнобойщиков хватает своих отморозков и ковбоев… много молодежи без опыта и мозгов, но с кучей дурных гормонов… Бодаться с многотонной фурой — дело заведомо проигрышное и опасное, но осадить хама в эфире вполне реально. Самый неприятный и действенный для них упрек — в непрофессионализме, если речь идет о более-менее вежливом общении… Выяснение на повышенных тонах и с массивным привлечением ненормативных идеоматических выражений обычно не приводит ни к чему… кроме потоков отборного мата и бессмысленных по сути оскорблений… Чаще всего водитель легковой машины сталкивается с внезапным выходом фуры в левый ряд без включения поворотника, или с каким-нибудь пустым автовозом, стабильно заблокировавшим левый ряд — мощи за глаза, веса нет, вот ковбоец и поливает под 110 км/час… и пребывает в полнейшей уверенности, что он тут один работает, а весь мировой парк легковушек занят только тем, чтобы мешать ему эту работу делать…
Источник: www.drive2.ru
УКВ (LPD и PMR) на трассе
Друзья автолюбители часто задают вопросы по поводу использования безлицензионных УКВ радиостанций для общения на трассе. Чаще всего распространено общение в СиБи диапазоне. Но у этого диапазона есть серия минусов. Во-первых, необходима большая радиостанция (есть носимые варианты, но они малоэффективны).
Во-вторых, необходима длинная антенна, так как укороченные антенны малоэффективны. В-третьих, у них довольно высокая стоимость, так как они рассчитаны на мобильно-стационарное размещение.
По этим причинам люди невольно обращают внимание на «игрушечные» LPD и PMR радиостанции. У них, в свою очередь, есть другой минус они маломощные.
На трассе я периодически слышал переговоры между автоколоннами по LPD и PMR. Но не думал, что уже появляется определённый стандарт и договорённости об использовании заранее оговорённой частоты. Это аналог частоты С15AM у дальнобойщиков. Естественно, что эти частоты еще не прописаны как часто используемые. По этому могу предложить те варианты, что я сам встречал в эфире.
LPD 2 канал
Самый частый вариант с которым сталкиваюсь это второй канал диапазона LPD, субтон 4. Для настройки радиолюбительских станций: 433,100 МГц, субтон 77 Гц.
Включайтесь на этой частоте (канале) с данным субтоном и вы будете на связи. Единственное, что LPD пока не имеет достаточной популярности за рулём. Самый популярный вариант всё-таки СиБи, так как на нём работают дальнобойщики и этот канал стал стандартом «де факто». Но всё в наших руках и мы можем со временем склонить людей, не желающих пользоваться громоздким СиБи, на сторону потаскушек в LPD.
Но заранее предупрежу о том, что LPD имеет очень маленькую мощность и с его помощью невозможно получить большую дальность связи. Для колонны это не критично.
PMR 2 канал
Ещё я встречал дорожное общение на трассе на втором канале PMR, субтон 4. Для настройки радиолюбительских станций: 446.01875 МГц, модуляция NARROW, субтон 77 Гц. PMR приблизительно в 50 раз мощнее. Так как по закону для LPD максимальная разрешенная мощность равна 0.01 Вт, а для PMR она равна 0.5 Вт.
Если вы встречаетесь с другими вариантами или сами пользуетесь другими частотами, то напишите в комментариях об этом.
Для того, чтобы иметь больший радио-обзор, лучше поставить приём без субтонов, чтобы слышать всех выходящих в эфир на этой частоте, а на передачу установить субтон 77 Гц, чтобы вас услышали те, кто закрылся субтонами, чтобы не слышать мусор.
11 комментариев
Имя: Александр
А я купил себе алан42 и гоняю с ней по просторам. На приём то как стационарная, а на передачу хватает на 1,5-2 км, больше и не надо.Зато из машину в машину легко перенести, для любителей самый смак.
Комментарий оставлен: 2016-11-03 00:00:00
Имя: Orcinus Orca
Александр, при наличии нормальной радиостанции со второй стороны Алан42 будет хорошим подспорьем на трассе.
Комментарий оставлен: 2016-11-03 00:00:00
Имя: GSM
Orcinus Orca, второй канал PMR 446.018750 МГц.
Комментарий оставлен: 2017-10-31 00:00:00
Имя: Orcinus Orca
GSM, спасибо. Странно, что даже сами активисты которые распространяли ссылки на статью не заметили этого недочёта.
Комментарий оставлен: 2017-11-01 00:00:00
Имя: Сергей Москва
Болталки на укв в Москве. 439.600. 434.700 безтонов. 438.500 новая частота общего вызова на 70см. На старой 433.500 стоит сильная помеха.
Комментарий оставлен: 2022-02-26 06:43:54
Ответ:
Спасибо. Уточните свой РЛ позывной.
Ответ оставлен: 2022-02-28 11:15:55
Имя: 405-й
Замечена активность в Москве на 70 см. 439.600. 439.500 без тонов.
Комментарий оставлен: 2022-03-09 20:26:53
Имя: 405-й
Надо не просто сидеть слушать а тоже выходить в эфир и вещать иначе так никогда мы не поднимем активность на 70см в Москве. Если все будут сидеть слушать. Надо ставить антенны и вперёд. 73.
Комментарий оставлен: 2022-03-09 21:09:08
Ответ:
Тут обсуждался переход на 70 см на трассах для прямого общения на короткие дистанции.
Ответ оставлен: 2022-03-11 12:27:00
Имя: 405-й
Да понятно. Но я так думаю радиолюбители тоже читают. Но тут смотрю уже давно ничего не обсуждается.
Комментарий оставлен: 2022-03-11 17:37:40
Ответ:
Просто читают.
Ответ оставлен: 2022-03-14 07:05:33
Имя: 405-й
Ну так понятно что обсуждался канал на трассах. Ну просто если не было этого дебилизма плодить кучу частот один ту пишет другой ту. Херней заниматься лижбы языки чесать а толку ноль. Написали 433.100 все точка. Кому надо тому Нада кому не надо тому не надо. Кому надо надо сами включат канал.
Вот как я ы Москве дал на форум частоту 439.550 единая частота местных радиопиратов .все точка .кому надо было пришли общаемся .кому не надо тому не надо. 73!
Комментарий оставлен: 2022-03-20 08:03:48
Ответ:
А вообще, как часто там люди присутствуют?
Ответ оставлен: 2022-03-21 13:09:26
Имя: 405-й sergey
Не много но есть народ. Вы из Москвы??
Комментарий оставлен: 2022-03-21 16:24:51
Ответ:
Я из Красноярска
Ответ оставлен: 2022-03-21 20:57:53
Имя: 405-й сергей
Найдите группу в ВК или одноклассники. Радиопираты Москва. Пишите туда .там проще будет общаться
Комментарий оставлен: 2022-03-21 16:28:40
Источник: orcinus.ru
Радиосвязь для начинающих. F.A.Q. по радиосвязи в авто.
В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.
1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?
Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота [МГц] = 300 / Длина_волны [м]
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).
2. Что такое модуляция и какие они бывают?
По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.
3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?
В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).
4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?
Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку.
У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.
5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?
Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к «сухопутным подвижным РЭС», и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай».
Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?
6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?
Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».
7. Какие у вас аппараты?
Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».
8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?
Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние.
Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.
9. Как правильно запитать радиостанцию?
Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.
10. У меня сломалась радиостанция, что делать?
Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.
11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?
Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая «врезка»: в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.
Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.
12. Какую антенну посоветуете приобрести?
В настоящее время на автомобилях в основном применяются штыревые антенны длиной от 30 до 200 см. Сразу оговорюсь, что при прочих равных условиях, более высокая антенна обеспечивает более хорошую связь (дальность передачи, слышимость), чем менее высокая. При этом разница в высоте штыря между 100 см и 120 см скорее будет не очень заметна на слух, но в то же время, различие антенн 150 см и 200 см уже будет ощущаться.
Ещё раз оговорюсь: любую антенну нужно настроить (или хотя бы проверить на работоспособность), прежде чем пользоваться.
Теперь, когда мы выбрали высоту и способ крепления, можно поговорить о конкретных экземплярах.
1) До 70 см:
Эти антенны не очень-то хочется называть антеннами. Узкая полоса пропускания, плохой приём, передача как с носимой р/с или незначительно лучше. На трассе обеспечивают связь до 2-3 км, в городе чаще всего до 1 км.
Sirio T3-27 Mag — антенна на магнитном основании высотой 63 см. Пожалуй лидер из этой категории. Есть вариант для установки на кронштейн, врезки(вопрос №11). Правда в данном случае врезкой антенны вы вряд ли получите значительное улучшение связи. В комплекте идёт кабель длиной около 3.5 м с популярным разъёмом PL-259 (UHF), стоимость 30-50 $.
Sirio Triflex — теоретически 3-ёх диапазонная антенна, включающая радио (88-108 МГц), GSM и Си-Би. В реальности, если на первых двух диапазонах она справляется нормально, то для Си-Би однозначно не подходит. Рекомендованная максимальная мощность — не более 10 Вт.
2) 71 — 150 см:
Здесь и далее основные различия антенн в основном проявляются в качестве сборки, толщине проводников, надёжности крепления и немного дизайне. Для антенн на магнитном основании важный параметр — диаметр (площадь) магнита. От этого напрямую зависит устойчивость антенны на скорости и при встречи с препятствиями.
Alan (Midland) ML-145 — 1.5-метровая антенна на магнитном основании. Отличается сравнительно хорошей сборкой. Менее подвержена воздействиям окружающей среды. Стоимость — 50-70 $. Есть и аналоги для врезки/крепления на кронштейн.
Можно так же рассмотреть линейку President (более дорогие и качественные), Lemm (недорогие).
3) 151 — 200 см:
Среди данных антенн магнитное основание встречается реже. Это объясняется большей тяжестью, толщиной штыря и соответственно парусностью антенны. Магнит просто не сможет удержать её на высокой скорости. Зато при врезании в крышу эти антенны наиболее эффективны.
Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.
Источник: www.drive2.com
Каналы раций
Игорь Владимирович 23 июля 2019
Работа радиостанций привязана к частотным диапазонам, в пределах которых ведется свободный или закрытый обмен информацией. Каналы рации определяются частотой, на которой осуществляется передача сигналов. На основании возможных линий связи формируется сетка каналов.
Это осуществляется по следующим принципам:
- Определяется диапазон частот по набору стандартных требований. На гражданском диапазоне Си/Би этот показатель в пределах 26,9-27,4 МГц.
- Разбивка диапазона осуществляется с определенным шагом, как правило, 10 КГц или 0,01 МГц. Это значит, что к крайней нижней отметке, равной 26,965 МГц, прибавляется по одному каналу через определенный частотный промежуток.
- С каждым таким переходом в сторону увеличения или в обратном направлении меняется канал связи.
- Варианты зависят от стандартов, выбранных частотных диапазонов и шагов увеличения частот.
- Нумерация каналов определяется в сторону градации частот. Количество каналов в разных диапазонах не совпадает. Например, в LPD формате их 60, в «морском» – 281.
Присваивание каналу номера не связано с постоянными частотами. Относительность объясняется необходимостью упростить систему радиосвязи для удобства пользования. Это избавляет от необходимости запоминать шестизначные обозначения для поиска канала.
Канал дальнобойщиков
Наиболее распространенной категорией пользователей радиостанций являются водители грузового транспорта на дальних маршрутах. Это надежное средство коммуникации, которое помогает профессиональной деятельности. Благодаря обмену информацией, пользователи знают об обстановке на дорогах, могут попросить помощь на участках дорог, где отсутствует сотовая связь.
Чтобы всегда быть на связи, передавать и получать сообщения в зоне радиуса действия радиостанции, дальнобойщики настраивают приемники радиостанций на Си-Би диапазон на 15 канале, что соответствует частоте 27,135 Мгц по европейской сетке «С». Канал для дальнобойщиков в разных моделях радиостанций может помещаться в любых частотных сетках, но под тем же номером.
Полицейский канал
Радиостанции являются главным средством коммуникации для сотрудников правоохранительных органов. В их распоряжении профессиональное оборудование, которое работает на специально определенных частотах. Вмешиваться в разговоры полиции не рекомендуется, такие действия наказуемы. Рации ГИБДД, ДПС и др. соответствуют перечню правил и в обязательном порядке лицензируются.
Канал таксистов
Применение радиостанций в пассажирских перевозках играет важную роль. Постоянная связь в городских и загородных условиях между таксистами и с диспетчером обеспечивает мобильность, активное взаимодействие и безопасность.
На что обратить внимание при выборе рации для такси:
- мощность;
- диапазон;
- каналы рации;
- частоты;
- дальность действия;
- преодоление радиоволнами препятствий.
При покупке радиостанций в пределах корпоративного сообщества важно, чтобы они были от одного производителя, либо обладали достаточной технической совместимостью.
Какие каналы использовать?
Применение радиоустройств определяется условиями и задачами, в которых они используются. Также выбор каналов зависит от типа радиоустройства. Приборы работают на открытых или закрытых частотах.
Выбор канала осуществляется по следующему принципу:
- Для частного общения во время туристических походов, на рыбалке и т.д. участники группы договариваются, на каком канале они будут вести переговоры. Современные радиостанции автоматически сканируют эфир. Доступ к каналам возможен, если они не закодированы, либо не заняты.
- Использование радиосвязи в производственных целях позволяет назначать каналы для общения определенных групп специалистов. В профессиональной деятельности пользователи руководствуются внутренними и общепринятыми правилами пользования каналами.
- Для экстренных или аварийных вызовов определяются каналы, которые настраиваются по умолчанию.
Перед покупкой радиостанции пользователю необходимо точно определиться, на каких каналах он планирует общаться. Радиостанции для каналов открытого общения стоят дешевле и не требуют лицензирования. Если пользователю сложно определиться, какую радиостанцию ему необходимо приобрести, рекомендуем посоветоваться со специалистами.
Источник: radiokom.ru