На каких птиц охотились коренные народы чукотки

Чукотка: птицы Чукотки

По разнообразию птиц в тундре Чукотка превосходит богатство основных тундр Евразии.

  • Баклан берингов
    Phalacrocorax pelagicus
  • Белошей
    Philacte canagica [бывший Anser canagica]
  • Бургомистр, или чайка большая полярная
    Larus hyperboreus Gunnerus
  • Веретенник бекасовидный американский
    Limnodromus scolopaceus Say
  • Гага очковая, или фишерова
    Somateria fischeri Brandt
  • Гагара белоклювая
    Gavia adamsii
  • Гагара белошейная
    Gavia pacifica
  • Гагара краснозобая
    Gavia stellata Pontoppidan
  • Галстучник, галстучник восточный
    Charadrius hiaticula
  • Глупыш
    Fulmarus glacialis
  • Гуменник восточно-сибирский
    Anser fabalis serrirostris
  • Дутыш
    Calidris melanotos Vieillot
  • Журавль канадский
    Grus canadensis
  • Зимняк, или канюк мохноногий
    Buteo lagopus Pontoppidan
  • Ипатка, или топорик тихоокеанский
    Fratercula corniculata
  • Казарка американская
    Branta nigricans
  • Казарка черная сибирская
    Branta bernicla orientalis
  • Кайра толстоклювая
    Uria lomvia Linnaeus
  • Камнешарка рыжая
    Arenaria interpres
  • Крачка полярная
    Sterna paradisaea
  • Кроншнеп средний, восточносибирский
    Numenius phaeopus
  • Куропатка белая
    Lagopus lagopus
  • Куропатка тундряная
    Lagopus mutus Montin
  • Лебедь американский, или тундровый [тундряной]
    Cygnus columbianus
  • Лебедь малый
    Cygnus bewickii Yarrell или Cygnus columbianus bewickii
  • Лопатень, кулик-лопатень
    Eurynorhynchus pygmeus или Calidris pygmeus
  • Морянка, или авлик, или алык, или авлейка
    Clangula hyemalis
  • Плавунчик круглоносый
    Phalaropus lobatus
  • Плавунчик плосконосый
    Phalaropus fulicarius
  • Поморник большой
    Stercorarius skua
  • Поморник длиннохвостный
    Stercorarius longicaudus Vieillot
  • Поморник короткохвостый
    Stercorarius parasiticus
  • Поморник средний
    Stercorarius pomarinus Temminck
  • Пуночка обыкновенная
    Plectrophenax nivalis Linnaeus
  • Ржанка азиатская бурокрылая
    Pluvialis fulva Gmelin
  • Ржанка американская бурокрылая
    Pluvialis dominica
  • Сова белая полярная
    Nyctea scandiaca
  • Сова ястребиная
    Surnia ulula
  • Сокол тундровый, или белощекий
    Falco peregrinus leucogenys
  • Топорик
    Lunda cirrhata
  • Трясогузка желтая
    Motacilla flava
  • Тулес
    Pluvialis squatarola
  • Хрустан
    Eudromias morinellus
  • Чайка восточносибирская = клуша восточная
    Larus heuglini vegae = Larus vegae
  • Чайка морская большая
    Larus marinus
  • Чайка серебристая, или северная клуша
    Larus argentatus
  • Чернозобик (сахалинский подвид)
    Calidris alpina actites
  • Чечетка обыкновенная
    Acanthis flammea Linnaeus
  • Чистик голубиный, или тихоокеанский (большой тихоокеанский. малый тихоокеанский, Берингов, курильский)
    Cepphus columba

Интимная жизнь чукчей ( ^​◡^)っ❤️ Предлагали гостям своих жён?

Как живут Эскимосы. Иглу. Еда. Гигиена. Охота. Рыбалка | Факты

Источник: apus.ru

Песнь моря

От рождения и до ухода в иной мир вся жизнь чукчей и эскимосов связана с тундрой и морем. Человек на Чукотке – не господин или противник природы, он неотъемлемая ее часть. Эта связь лейтмотивом проходит через весь фольклор, будь то бытовые сказки или предания о сотворении мира.

Дух вселенной

По представлениям чукчей, мир – это вечное единство и противоборство двух начал, враждебных человеку или благожелательных к нему: мрака и света, холода и тепла, луны и солнца. Точно так же и среди духов есть добрые и злые. Первые – это духи предков, наставники и охранители. Вторые – это вредоносные кэле, виновные в болезнях, несчастных случаях и других неприятностях.

Главное место в чукотских представлениях о явлениях природы занимает божественная сила наргынэн. Это своего рода «дух вселенной», который ведает всем, что связано с погодой и промыслами. Сам он не вмешивается в людские дела, однако может отвечать на обращенные к нему просьбы.

Для чукчей тесная связь человека с солнцем, луной, звездами, природными явлениями – не мифы, а реальность каждого дня.

Турпортал Чукотки

chukotka.travel

Сайт музейного центра «Наследие Чукотки»

chukotka-museum.ru

Творец Чукотки

Единой «версии» о том, как именно был сотворен мир, у чукотских народов нет. Как правило, в них действует творец, который создает мир, животных, первых людей и учит их необходимым навыкам. Однако объединяет их одно: практически во всех фигурирует Ворон (Куркыль).

Ворон в фольклоре чукчей и эскимосов либо сам является творцом, либо выступает его посланником, а затем активно участвует в человеческой жизни.

Исследователи отмечают, что бытовые сказки у чукчей и эскимосов распространены больше, чем у соседей. Многие животные в этих преданиях наделяются человеческими качествами, а мир природы и человека сливается воедино: например, медведь может выразить желание стать оленеводом, а человек – жениться на белой медведице.

Особое место в чукотском фольклоре занимает жанр героических сказаний, прославляющих отвагу, силу и ловкость героев, которые преданы своему народу и встают на его защиту от иноплеменников.

Росомаха – один из персонажей чукотских сказок.

Песни и танцы

В песнях и танцах коренных народов Чукотки значительную роль играет обрядовая составляющая. Это и шаманские практики, в которых ритм и пластика становятся частью камлания, и пляски-пантомимы, призванные задобрить духов-покровителей: животных или птиц. Например, на празднике, посвященным добыче диких оленей, танцоры имитируют характерные повадки волка.

В народных танцах коренных жителей Чукотки исполнители нередко подражают животным – гагаре, зайцу, оленю, лисице.

Одна из характерных черт традиционной чукотской культуры – горловое пение, в основе которого также лежит подражание голосам животных и птиц. Истоки лежат в образе жизни чукчей: издревле охотники и оленеводы использовали голос, чтобы управлять животными или призывать добычу.

Ни одно движение не случайно: в каждом жесте и в общем рисунке танца заключен смысл.

Песни Севера в исполнении этнического чукотского ансамбля

youtube.com

Чукотское горловое пение в исполнении Олит Тевлянаут

youtube.com

Вначале было море

Издревле жизнь эскимосов и береговых чукчей связана с морем. Тысячелетиями оно кормит жителей этих мест. В прибрежных водах обитают киты, моржи, тюлени, белые медведи, охота на которых помогает людям обеспечить себя едой и теплом. Благодарность морю за щедрость находит отражение в преданиях и обычаях: морские обитатели становятся персонажами сказок и легенд, а благодарственные обряды, посвященные морю и его обитателям – неотъемлемая часть народных традиций.

Священное животное в традиционной культуре народов Восточной Чукотки – косатка. Это животное считается помощником морских охотников, которому принято приносить дары: например, долгое время существовал обычай, завидев в море косатку, насыпать ему чаю или табака.

О тесной, неразрывной связи коренных жителей Чукотки и моря свидетельствуют праздники: День рыбака (отмечается в июле), праздник кита (отмечается осенью или зимой, в конце промыслового сезона) и даже праздник байдары – да, у нее тоже, как и всего сущего, по представлениям чукчей и эскимосов, есть душа.

Статуэтка, вырезанная из моржового бивня. Резьба по кости – еще один традиционный промысел коренных народов Чукотки.

Научно-популярный сериал «История Чукотки»

youtube.com

Докфильм «Чукотка: как попасть на край света»

youtube.com

Охота на охоту

Морская охота обеспечивает коренное население Чукотки не только едой. В дело идет все, чему можно найти хоть какое-то применение. Из кожи моржей делают ремни, покрытия для яранг, такелаж для лодок. Шкуры тюленей идут на обувь, одежду, мешки. Жир морских животных используют для освещения и отопления жилищ.

Читайте также:  Как привязать боковой поводок к основной леске

Кости китов используются как топливо и строительный материал, китовый ус – для плетения сетей, а из клыков моржа делают наконечники для гарпунов и разные бытовые предметы (например, ложки).

Охота на морских животных – традиционный промысел чукчей. Сегодня коренные народы Чукотки – одни из немногих, кому разрешено охотиться на китов.

Главное промысловое животное на Чукотке – кит. Традиционное снаряжение для охоты на кита – байдара на деревянном каркасе, обтянутая шкурами моржей и лахтаков, и гарпун с поплавком из шкуры нерпы. Гарпун был изобретен более 15 тысяч лет назад и используется до сих пор.

Эскимосы и береговые чукчи занимаются промыслом серых и гренландских китов. Это часть культуры коренных народов Чукотки.

Источник: arctic-children.com

Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Чукотский автономный округ

Десятки тысяч лет назад, в эпоху древнекаменного века, на Чукотку пришли первые люди. Это были первобытные охотники из более южных областей Центральной и Восточной Азии.

В те времена тундростепи Северо-Восточной Азии и Аляски были соединены перешейком и представляли собой единый природный регион Берингия, где росли леса и паслись стада мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей. В отличие от загадочной и мифической Атлантиды, Берингия, ушедшая под воду около 10 тыс. лет назад, — историческая реальность. Официальный сайт Чукотского автономного округа. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Чукчи могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Чукотскому автономному округу, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Чукотский автономный округ

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Чукотскому автономному округу

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Какие средства, обнаруженные археологами в древнеэскимосском поселении Эквен, эскимосы использовали в качестве опор для кровли

Деревянные жерди
Оленьи рога
Челюсти гренландского кита

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Челюсти гренландского кита

В эскимосской мифологии грибы – это …

Пища для духов
Уши черта
Священные растения

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Уши черта

Загадочный «крылатый предмет», как выяснили ученые археологи и этнологи, созданный древними предками эскимосов, выполнял функцию

Стабилизатора полета гарпуна во время охоты на морских животных
Украшения морских транспортных средств
Ритуального предмета при жертвоприношении

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Стабилизатора полета гарпуна во время охоты на морских животных

Смысл главного ритуала Праздника кита «Полъа» заключался в…

Встрече кита, как дорого гостя
Проводах духа кита в мир иной
Проводах духа кита в мир иной

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Встрече кита, как дорого гостя

На каких птиц охотились коренные народы Чукотки таким образом: «Края ямок поливают водой, пока они не станут ледяными, гладкими и скользкими. Около каждой ямки и на её дно насыпают ягоды брусники. Склёвывая ягоду, птицы приближаются к ямкам. Увидев на дне лакомство и стремясь дотянуться до него клювом, соскальзывают в ямку, а выбраться из неё уже не могут»?

Полярных сов
Куропаток
Уток

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Куропаток

Самоназвание эскимосов «юпик» переводится как:

морской охотник
Настоящий человек
Предприимчивый человек

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Предприимчивый человек

О каком коренном народе Чукотки идёт речь? «Важным транспортным средством были лыжи. При перекочевках на них шли не только мужчины, но и женщины, и дети. Лыжи были нескольких типов: широкие охотничьи, подбитые камусами или шкурой лося; простые широкие лыжи (голицы) для ходьбы по мокрому вязкому снегу и насту».

Юкагиры
Эвены
Кереки
Чуванцы

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Юкагиры

Прочитайте отрывок из стихотворения чукотского поэта Александра Атаукая «Пастух». С чем автор сравнивает луну? Что такое сагуяк? Взошла луна. Над тундрой как сагуяк дрожит…

Стекло
Бубен
Струна

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Бубен

О каком месяце (оленеводческой культуры чукчей) идёт речь? «Месяц, когда у оленёнка, находящегося внутри оленихи, появляется шерсть на мордочке. В конце этого месяца стадо делили на две части: рэквыт – стадо важенок и пээчвак – стадо годовалых оленят со взрослыми самцами».

Ынпылювлен (январь)
Чьачаңльоргын (февраль)
Чьачаңльоргын (февраль)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Чьачаңльоргын (февраль)

Завершите эвенскую поговорку: «Мелкая вода шумлива. Мелкий человек … ».

Хвастлив
Болтлив
Суетлив

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Болтлив

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Источник: coolotvet.ru

Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей

Регата на традиционных байдарах, Лорино.

Жить в тундре страшно, а без тундры — тоска. Как живут и чем занимаются сегодня коренные жители Чукотки?

Далеко-далеко на самом краю России, там, где в бескрайней тундре начинается новый день, живут чукчи. Они называют себя «настоящими людьми» или на их языке луораветланами. Жизнь на Чукотке нелегкая, но и правда настоящая. «Тундровые» чукчи — это оленеводы-кочевники, а «береговые» — морские охотники. Всего их около 16 тысяч человек, и большинство обитает на Чукотском полуострове. Многие из них, как сто, двести и даже триста лет назад занимаются традиционными для своего народа промыслами.

Их профессия и быт могут показаться архаичными, однако их жизнь протекает вовсе не в изоляции от окружающего мира. Они пользуются и смартфонами, и ноутбуками, и банковскими картами.

Бригада номер три

Вертолет

Вертолет «Чукотавиа» посреди тундры.

Вертолет долго кружит над тундрой в поисках стойбища чукчей. Найти их непросто. Современные кочевники поделены на бригады, каждая из которых, перемещаясь с места на место, сообщает свой маршрут руководителям оленеводческих предприятий.

Где все?

Александр Крымов/Правительство Чукотского автономного округа

Вот только есть проблема, говорят пилоты: у оленеводов свои названия сопок и рек, а на карте совсем другие. И над тундрой можно лететь несколько часов и не увидеть ни человека, ни зверя.

Читайте также:  Что означает слово ништяк на русском

Наконец показалась долина с несколькими ярангами, традиционными чукотскими жилищами, и навстречу радостно выбежали дети. Это стойбище бригады номер три. Сюда редко садятся вертолеты, потому что до поселка Эгвекинота всего 70 км. Близко. А гостям всегда рады.

В бригаде три семьи. Сейчас мужчины ушли в тундру пасти оленей, и в стойбище остались только женщины, дети и пожилые мужчины.

Валерия с детьми.

Валерия с детьми.

Валерия – русская, она раньше жила в Эгвекиноте, но познакомилась с будущем мужем из семьи оленеводов и решила переехать в тундру. В свои 29 лет она воспитывает двух детей, Валю (около 5 лет) и Кирилла (около года). Такие семьи здесь не редкость. «Времена, когда женщины рожали в яранге, давно прошли, — говорит она. — Муж говорил, что раньше все привозили вертолеты. Сейчас у нас свой вездеход, мы ездим в поселок за продуктами, топливом. Когда дети подрастут, сами будем отвозить их в школу».

У них большая яранга, в центре которой очаг с дымящимся чайником. Нам огнем коптится рыба. На полу постелены мягкие шкуры оленей, спальня отделена плотным занавесом. По всему полу расставлены удлинители с розетками: все-таки нужно заряжать мобильные телефоны и прочую технику. Связи в долине нет — чтобы позвонить, нужно идти на сопку.

У детей есть и машинки, и куклы, но им интереснее всего просто гулять.

За рулем

За рулем «Бурана». Не по-настоящему, конечно.

«Пошли на “Буран”, — тянет за руку Валя, — кататься по тундре». Конечно, заводить снегоход по-настоящему ей рано, но она берет с собой куклу и представляет, как мчится по Чукотке. До школы еще пара лет, но Валя уже говорит, что будет возвращаться и помогать маме.

На пенсию в тундру

Сергей у яранги.

Сергей у яранги.

На Чукотке работает 14 муниципальных предприятий, в которых состоит примерно 600 оленеводов со 150 тысячами оленей. У чукчей есть олени и личные, и муниципальные, но все пасутся вместе. Зарплаты у оленеводов хотя и небольшие по местным меркам — менее 50 тысяч рублей, но зато есть определенные льготы. Например, можно досрочно выйти на пенсию: женщинам в 45 лет, мужчинам в 50.

Василий.

«Я уже на пенсии, помогаю детям и внукам, — рассказывает Василий, 50-летний крепкий и серьезный мужчина в серой рубашке. — Сам я здесь с детства, в трудовой книжке так и написано — оленевод. Мы сдаем в предприятие мясо, шкуры, рога, панты. Получаем зарплату на карточку — а если нужно что-то купить, то потом просто отдаем ее тому, кто поедет в поселок».

Старший сын Василия работает с ним в тундре, а младший не хочет, но за выбор отец не обижается, говорит, что «это его дело».

Тамара.

Александр Крымов/Правительство Чукотского автономного округа

А вот его сестра Тамара еще в 5 классе бросила школу, чтобы сбежать обратно в стойбище к семье. «Я решила так сама, — говорит она. — Мне хотелось помогать родителям и тете». Она уже стала бабушкой, ее внуки здесь же.

Тамара говорит, что сейчас в тундре всего хватает: «Есть генератор, есть рация, можем связаться с нашими мужчинами и с другими бригадами». Женщины тоже оформлены как оленеводы официально, хотя и занимаются, в основном, хозяйством.

В яранге Тамары.

В яранге Тамары.

Александр Крымов/Правительство Чукотского автономного округа

Работы хватает с избытком. Приготовить на всех еду, прибраться в жилище, проверить технику, подготовить запасы на зиму, подлатать одежду, постирать — дел больше, чем в городе, на самом деле. В одиночку не справиться. Когда кто-то устает от общения, то может уйти в тундру — поразмышлять о жизни.

Морзвербои из Лорино

Регата на традиционных байдарах, Лорино.

Регата на традиционных байдарах, Лорино.

Коренные жители Чукотки — одни из немногих народов мира, которым разрешен китобойный промысел (другие — это аборигены Аляски, Гренландии и островного государства в Карибском море Сент-Винсент и Гренадины). Между общинами распределяются определенные квоты. Наибольшее количество китов — более 40 в год — добывают в национальном селе Лорино (население около 1500 человек) примерно в 500 км восточнее Анадыря и в 150 км западнее Аляски.

Кроме китов, добывают ластоногих — моржей и тюленей нескольких видов. Современные чукчи ходят на промысел на специальных моторных лодках. Они только кажутся крошечными, но могут тянуть за собой несколько тонн. Для охоты используют ручные гарпуны.

Ребенок на пляже Берингова моря, Лорино.

Ребенок на пляже Берингова моря, Лорино.

Морские охотники объединены в бригады и получают такую же зарплату и льготы, как и оленеводы. Работа у них очень опасная: мало того, что Берингово море само по себе строптивое, так бывает, что животные переворачивают лодки, и тогда на помощь оказавшимся за бортом людям приходят коллеги. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. А как тут плавать, если вода круглый год ледяная?

Здоровье охотников страдает от таких тяжелых условий, но даже в старости они сохраняют любовь к морю. Дмитрий ходил на морского зверя с 15 лет и до самой пенсии. Сейчас ему 68. От тяжелой работы у него обветрилось лицо, не гнутся пальцы, руки еле слушаются. Он почти ослеп, но приходит на море, и сидя на холодном берегу, вглядывается в проходящие мимо лодки.

«Я здесь родился, я лоринский, — еле слышно говорит он — Мы ходили в море в любую погоду. Тогда было очень тяжело, и ноги болят теперь постоянно».

Туризм на краю земли

Ольга.

Местные жители всеми силами стараются поддерживать национальные традиции, рассказывают детям о культуре чукотского народа, делают сами сувениры и с радостью ждут туристов, которые приезжают только летом, когда не так холодно. В Лорино продают обереги — символы солнца, традиционные длинные рубашки — комлайки, да резные поделки из кости моржа — это местные умельцы делают.

«Мы любим свой народ и хотим, чтобы народы мира видели, что у нас есть, — говорит Ольга, которая всю жизнь занимается разными местными ремеслами, от пошива одежды до косторезного искусства. — Пока у нас все больше на энтузиазме, без рентабельности».

Дорога, которая ведет от берега моря в село Лорино.

Дорога, которая ведет от берега моря в село Лорино.

В то же время чукчи открыты для новых культурных традиций с «большой земли». Мариам родилась в Лорино, но долгое время жила в Хабаровске, крупнейшем городе Дальнего Востока (более 600 тысяч человек) и недавно вернулась, чтобы помогать маме на пенсии. «Когда сюда приехала, так было тяжело привыкнуть и к ценам (они куда выше, чем в городе), и к обстановке.

Читайте также:  Иван чай когда цветет и как собирать

Но люди везде живут», — говорит она. Мариам пришлось снова вспомнить, каково это — жить бок о бок с медведями, когда на много километров вокруг — только тундра и холодное Берингово море. Но зато она привезла с собой многие праздники, которые раньше тут не отмечали. «Обычно мы тут справляли наш чукотский новый год 22 декабря и обычный 1 января. А теперь еще стали отмечать Пасху — семье понравилось делать куличи и красить яйца».

Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен

Источник: ru.rbth.com

Настоящие, северные, хищные:
Как чукчи охотятся на моржей и китов

Веками охота на морских животных была главным промыслом береговых чукчей. Добычу преследовали на сшитых из тюленьих шкур байдарах, гарпунили и добивали копьями. Современные зверобои охотятся так же, разве что копья сменили на огнестрелы. Андрей Шапран наблюдал чукчей в деле.

К спящему на камнях моржу наша лодка подошла почти вплотную. Ревущие моторы его не разбудили — животное даже не повернулось в нашу сторону. Первая пуля пробила голову моржа и заставила его встрепенуться. После второй зверь завалился на спину и прикрыл ластом глаза. Казалось, перед нами лежал раненый человек, решивший заслониться от неминуемой смерти.

Охотники не спешили стрелять — ждали, пока морж откроется, окликнули его по-чукотски. Как только животное взглянуло на нас, раздался очередной выстрел. Кровь фонтанчиками забила из отверстий.

Морж оказался худой и, по всей видимости, больной. Раскроив шкуру зверя острым ножом, «чтобы медведю было проще его есть», охотники двинулись дальше. Про животное коротко сказали: «отмучился».

Наблюдать гибель этих фантастических, ни на что не похожих существ всегда грустно. Но таков промысел, от которого зависит выживание здешних людей. Как говорят сами чукчи, если на охоте появляются мысли о жалости, значит, надо перестать охотиться.

Казалось, перед нами лежал раненый человек, решивший заслониться от неминуемой смерти.

Мантак и кымгыты

Во всем мире — за исключением Норвегии, Исландии и Дании — охота на моржей и китов запрещена. Официальное право на промысел этих животных есть лишь у некоторых коренных народов Севера: эскимосов, алеутов, индейцев племени маках и чукчей.

Разрешен лишь некоммерческий промысел, поэтому всю пойманную в море добычу на Чукотке не продают, а раздают — на берегу каждый житель может подойти и бесплатно отрезать кусок мяса или китовой кожи. Охотники работают за зарплату, у каждой бригады зверобоев есть план по добыче.

…всю пойманную в море добычу на Чукотке не продают, а раздают — на берегу каждый житель может подойти и бесплатно отрезать кусок мяса или китовой кожи.

Самая лакомая часть кита — кожа (мантак). Ее едят сырой, с солью и перцем, или вареной. Из моржей заготавливают кымгыты — куски мяса и сала, завернутые в шкуру наподобие рулета для дальнейшей закваски в специальных хранилищах в ледниках или в холодных мясных ямах.

Поселкам выделяют квоты на китов и моржей. Невыбранные китовые квоты осенью перераспределяют — приоритет получают самые населенные деревни. Правда, чтобы добыть «дополнительного» кита, зверобоям требуется дополнительное топливо — а его не дают. Чукчи не всегда могут выйти в море за свой счет и порой вынуждены отказываться от охоты.

Несколько месяцев назад в Нешкане добыли и вытащили на берег первого и единственного кита. Маленького. Больших нешканцы не берут — местные охотники когда-то утопили в море свой трактор и с тех пор китов здесь вытаскивают вручную, всем поселком. Туши, тяжелее пяти-шести тонн, с места не сдвинуть. При этом именно у нешканских охотников прерогатива в добыче «гренландца»: этого крупного кита нельзя вытащить на берег ни в одном поселке, тогда как нешканское мелководье позволяет подогнать животное как можно ближе к суше.

Чукотский стол

В двенадцати километрах от поселка Энурмино расположено самое большое на Чукотке лежбище моржей. Охотники держались от него подальше, чтобы не нарушить естественную среду обитания млекопитающих и не лишить себя возможности охотиться зимой (если за летне-осенний сезон зверобои в море не успевают добыть необходимое количество животных по промысловой квоте, с приходом холодов они отправляются в район лежбища — на покол моржей).

Но и вдалеке от лежбища было много моржей — все они прятались возле скал, и даже на такой тихоходной лодке, как наша, не представляло большого труда настичь животных. Добыли ровно столько, сколько смогли разделать и увезти. Разделка происходила прямо в море, на выдающемся плоском камне — «столе», как обозначали это место охотники.

***

В редкие моменты тучи рассеивались и появлялось ощущение фантастического и безлюдного «курорта»: синяя гладь воды и неба, не по-осеннему жаркое солнце заставляло чукчей раздеться. Но уже спустя два часа шквальный ветер и холодный туман возвращали нас в реальность. Немногословные чукчи спокойно принимают такие перемены погоды. В каждой лодке есть примус и запас пресной воды. Продолжительная стоянка может быть скрашена горячим чаем и коротким обедом или ужином из куска вареного мяса и буханки хлеба.

Разделка происходила прямо в море, на выдающемся плоском камне — «столе».

Утром один из энурминских охотников перетащил с берега два фрагмента молодого моржа, добытого сутки назад. Чукчу с его поклажей я встретил при выходе из поселка: упряжка ездовых собак, надрываясь, тащила по песку металлические нарты, груженные мясом.

На станции было много собак, прибежавших из Энурмино, — запах свежатины привлек целые стаи. Отрезанный ласт моржа переходил из одной собачьей пасти в другую, и в конце концов животные скрылись с ним в траве.

***

На второй день охоты добыли полтора десятка моржей. Трактором затаскивали гигантские туши на берег и парами волокли наверх, на поляну, где шла разделка. Здесь наравне со всеми трудился 13-летний Виктор. С шести ходит с дедом на охоту, в следующем году собирается самостоятельно гарпунить моржей. Подросток ловко управлялся с ножом, а затем на упряжке собак отправился в поселок.

Как и все дети его возраста, Виктор осенью улетает на учебу в Лаврентия и возвращается в поселок только в середине весны.

Виктор с шести лет ходит с дедом на охоту. В следующем году собирается самостоятельно гарпунить моржей.

Источник: birdinflight.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...