Московский патефонный завод как определить год выпуска

Увлеченным

Электрическое Электро

Себе и любимым

Все в дом В дом

Передвигаемся

Себе и любимым

Передвигаемся

Попробуйте эти варианты поиска:

  • Музыка → Пластинки 1049129
  • Антиквариат и Искусство → Музыкальные инструменты, приборы → Патефоны, граммофоны 1223
  • Жевательная резинка → Обертки → Пластинки 20557
  • Антиквариат и Искусство → Пластинки 16892
  • Музыкальные инструменты, приборы → Патефоны, граммофоны → Граммофоны, патефоны 587
  • Аудиотехника → Винил → Проигрыватели пластинок 1057
  • Музыка → Пластинки → Зарубежный рок 288576
Уточните поиск
Музыка (22830) • Пластинки (22770) 78 оборотов (4661) Классика (3408) Зарубежная поп музыка (2988) Другие (2904) Зарубежный рок (2899) Советская эстрада (1607) Джаз и Блюз (1571) Российский рок (462) Авторская песня и барды (452) Коллекции (308) Антиквариат и Искусство (5453) • Пластинки (4137) Коллекционное (6851) • Этикетки (2524) Этикетки от крепких спиртных напитков (1373) Пивные этикетки (663) • Награды, Жетоны, Медали, Значки (1833) Знаки, Значки (1419)
Увлеченным
  • Антиквариат и Искусство
  • Видео, Фильмы
  • Винтаж
  • Книги, журналы, газеты
  • Коллекционное
  • Музыка
  • Сделано своими руками
Электрическое
  • Бытовая техника
  • Электроника и Оптика
  • Видео, Фото, Кино
  • Компьютерная техника
  • Телефоны
Себе и любимым
  • Драгоценности и украшения
  • Детское
  • Красота и здоровье
  • Одежда, Обувь и Аксессуары
  • Спорт-снаряжение
  • Часы
  • К Новому году
Все в дом
  • Видео, Фильмы
  • Домашний очаг, Сад, Дача
  • Книги, журналы, газеты
  • Музыка
  • Строительство и Ремонт
  • Флора и Фауна
Передвигаемся
  • Воздухоплавание
  • Авто, Мото, Запчасти
  • Плавсредства
Остальное

Все права защищены 1999-2022 Мешок

Mon, 28 Nov 2022 20:08:28 +0300

Источник: meshok.net

как выяснить год старой пластинки ?

С Гостами вы правильно понимаете. Но!
Пластинки в СССР номеров не имели, если только номер заказа, год и тираж на конверте.
Номера имели оригинал-матрицы пластинок. По ним и делают датировку. Проблема точной датировки экземпляра в том, что со старых матриц пластинки печатались годами, по мере спроса в торговле. Ваша пластинка именно из таких. По таблице можно определить только год выхода первого тиража. Варианты записи матрицы (цифры вроде «3/4» после номера), цвет яблока и тп. разумному объяснению не поддаются и в датировке никак не учитываются.

Зигфрид Нидерландский
Пользователь
07-11-2005 20:31:27

Год выхода первого тиража — тоже неверно сказано. Пластинка могла быть нарезана, к примеру, в 1975, а выйти в 1977. Всякое бывало. Скорее, год нарезки первой версии матрицы, год первый «твердой» записи.
И в 99% случаев — таки год первого тиража.

А насчет ГОСТов — все правильно, но за многочисленными исключениями. Так, 78-оборотки под ГОСТом 5289-61 делались до начала 70х, а на Апрелевке под ГОСТ 5289-56 до 1.1.1965 года, когда фирма Мелодия образовалась. Долгоиграющие тоже иногда улыбают — некоторые заводы под ГОСТ 5289-56 до 1963 года делали, неокторые вообще без ГОСТа.

Дата выпуска же определяется исключительно по дизайну лейбака (приблизительно) и другим нюансам, совершенно частным. Занимался этим много

crazy quaxter
Пользователь
07-11-2005 23:11:19

Цитата
неокторые вообще без ГОСТа.
Дата выпуска же определяется исключительно по дизайну лейбака (приблизительно) и другим нюансам, совершенно частным. Занимался этим много

Без ГОСТа, как правило, выходили пластинки в первые годы печати на ВСГ и диски, выпущенные на экспорт по ТУ (например, той же МК или даже Апрелевкой).
Дизайн этикета — обманчивая штука. Вернее можно оценить возраст пластинки по совокупности данных: шрифт аннотации, рельеф «яблока» под этикетом и «губы» у кромки пластинки, цвет этикета и его оформление.
Точной датировке по дизайну поддаются только юбилейные пятаки вроде Богданчика (юбилей 300-летия воссоединения Украины с Россией в 1954 г.), Медного всадника, 25 лет Советской Латвии и еще несколько особо выдающихся. Но я, проработав в музотделе одной небольшой библиотечки находил там такие перлы пятаков, о которых многие зубры от коллекционирования не подозревают

Источник: www.hi-fi.ru

Определитель дат записи советских грампластинок

За долгую, почти семидесятилетнюю историю своего существования, советское граммофонно-пластиночное производство более десятка раз передавалось в подчинение различных учреждений, считавших своим долгом аннулировать прежнюю систему нумерации граммофонных записей и ввести свою собственную. Точно так же они поступали и в отношении этикетки грампластинок.

Имея набор граммофонных каталогов, можно достаточно точно систематизировать граммофонные записи согласно принятым в разные годы системам нумерации. В моем распоряжении есть каталоги грампластинок за 1919, 1923–1924, 1926–1927, 1929, 1930, 1931, 1933, 1934–1969 годы. На каждом из них указано название учреждения, в ведении которого находилось в тот или иной период граммофонно-пластиночное производство. Это облегчило задачу идентификации применявшихся в разное время систем нумерации граммофонных записей.

Однако это лишь часть главной задачи, заключающейся в том, чтобы с помощью матричных номеров научиться узнавать дату записи любой из советских граммофонных пластинок. Поэтому, зная матричный номер, нужно еще правильно определить, к какой именно системе нумерации он относится. Ошибка здесь совершенно недопустима и может привести к путанице, так как каждая из систем оперирует, по сути дела, одними и теми же номерами.

Примеров такой путаницы немало. Остановимся на датировке старых граммофонных записей, приводимой на выпусках ретроспективных пластинок фирмы «Мелодия». На пластинке М60-47661 («Мы из Ленинграда») одна из записей имеет матричный номер Л 973 и датируется 1938 годом. В то же время на пластинке М60-47149 («О любви не говори») запись с матричным номером Л 1321 датируется 1936 годом.

Надо ли доказывать явную ошибочность такой датировки? Здесь нарушен ее основополагающий принцип, заключающийся в том, что матричные номера используются по мере нарастания чисел, т. е. чем больше число, из которого состоит матричный номер, тем к более позднему времени он относится.

Того, кто в этом сомневается, отсылаем к монографии Е. И. Регирера «Граммофонная пластинка», где дается описание завершающего этапа записи звука на восковой диск на специальном звукозаписывающем станке: «Остановив мотор станка… снимают диск и помечают вне пределов форматной канавки номер записи».

Естественно, что запись очередного использованного матричного номера в журнале регистрации идет в сторону увеличения, а не наоборот. Отсюда следует, что матричные номера записей Л 973 и Л 1321 либо неверно датированы, либо относятся к разным системам нумерации и должны обозначаться по-разному.

Лишь после того, когда мы точно установим, к какой из систем нумерации относится интересующий нас матричный номер, можно приступать к определению даты его использования.

Задача датировки граммофонных пластинок прошлых лет не вызывала бы никаких затруднений, если бы сохранились все журналы регистрации граммофонных записей. К сожалению, журналы за 1919–1933 годы пропали. Поэтому сейчас мы вынуждены прибегать к различным приемам и косвенным данным для того, чтобы узнать дату записи той или иной пластинки прошлых лет. Один из таких приемов заключается в следующем.

Берем какой-нибудь каталог грампластинок, скажем, за 1930 год. Отыскиваем в нем самый большой матричный номер: 950. Принимаем, что все последующие номера будут относиться уже к 1931 году. Затем в каталоге 1931 года также отыскиваем самый большой матричный номер: 1462. И таким образом получаем, что в 1931 году были использованы для записи матричные номера от 951 по 1462.

Конечно, такой способ не может дать абсолютно точной картины, но при отсутствии других источников достигнутая степень точности оказывается вполне удовлетворительной. Ошибка здесь не может превышать один год.

Предлагаемый вниманию коллекционеров определитель дат записи советских граммофонных пластинок составлен на основании обширного статистического материала. Это первый опыт такого рода, и он отнюдь не претендует на абсолютную точность и не дает исчерпывающей информации о всех без исключения советских грампластинках. Некоторые из применявшихся систем нумерации еще не достаточно расшифрованы и не вошли в определитель. Основные же системы, представляющие как бы магистральную линию развития нашей грамзаписи, даны полностью.

Весь материал разделен на отдельные блоки, каждый из которых имеет самостоятельную систему нумерации записей. Если в заголовке блока приведены названия нескольких учреждений, в ведении которых последовательно находилось граммофонно-пластиночное производство, то это означает, что система нумерации грамзаписей оставалась одной и той же, не меняясь в зависимости от подчиненности.

Центропечать ВЦИК, 1919–1921 гг., Госпросснаб НКП, 1922–1923 гг.

Это первая система нумерации советских грампластинок, введенная для регистрации записей выступлений вождей пролетарской революции. Кроме речей, на пластинках Центропечати записывались революционные песни, марши, декламация. Пластинки с этикеткой «Центропечать» выпускались московской фабрикой бывшей «Пате», а после ее закрытия — Апрелевской фабрикой грампластинок.

Госпросснаб Наркомпроса продолжил список регистрации грамзаписей, начатый Центропечатью ВЦИК. В это время пластинки выпускались только одной граммофонной фабрикой — фабрикой Пятилетия Октября.

Ориентировочная разбивка матричных номеров

Довольно большое количество матричных номеров в 1922–1923 гг. объясняется тем, что для выпуска пластинок с этикеткой фабрики Пятилетия Октября во все возрастающем объеме применялись дореволюционные матрицы разных фирм.

Музпред НКП, 1924–1927 гг.

Когда производство граммофонных пластинок передали Музпреду НКП, была введена новая система нумерации. С 1924 года до середины 1925 года матричные номера по системе Музпреда выглядели так: X 0–1, X 0–5 и т. п. В середине 1925 года, после перевода производства пластинок с закрывшейся фабрики Пятилетия Октября на введенную в строй Апрелевскую фабрику, графика матричных номеров видоизменилась, хотя список регистрации записей был продолжен. С учетом этого обстоятельства разбивка матричных номеров по годам их использования для записи будет такой:

Музтрест НКЛП, 1927–1929 гг.

Музтрест Наркомата легкого машиностроения начал новую, свою собственную систему нумерации граммофонных записей. На этикетках пластинок этого периода и на самой пластинке за пределами этикетки можно было увидеть сразу несколько различных номеров. На этикетке, чуть ниже центрального отверстия — номер заказа, одинаковый для обеих сторон диска. За ее пределами, на самой пластинке указывался матричный номер записи, заключенный между двумя рисками (например, — 276-). Иногда, кроме названных номеров, в случаях перепечатки записи с дореволюционных национализированных матриц, ставились еще каталожный и матричный номера той фирмы, которой принадлежала эта матрица.

Новых записей делалось очень мало, зато в огромном количестве использовались национализированные матрицы («Граммофон», «Зонофон», «Сирена», РАОГ и др.).

Ориентировочная разбивка матричных номеров пластинок

На этом заканчивается акустический период советской грамзаписи.

Музтрест ВСНХ РСФСР,

Культпромобъединение ВСНХ РСФСР,

Музобъединение ВСНХ РСФСР,

В феврале 1929 года была зарегистрирована новая этикетка, предназначенная специально для пластинок, записанных электромеханическим способом. По рисунку она не отличалась от прежней, акустического периода, но изменился цвет: вместо желто-голубой она стала желто-красной (для выпусков «экстра» — золотистокрасной). Кроме того, в верхней части этикетки появилась надпечатка «электрозапись».

Регистрация электрозаписей велась одновременно по двум спискам: прежнему, начатому еще в 1927 году (общему списку), и по новому, предназначенному только для электрозаписей.

С сентября 1930 года, в связи с реорганизацией Музтреста в Культпромобъединение, этикетка пластинок изменилась. С этого момента на ней появились заглавные буквы КПО (иногда латинским шрифтом КРО), что означает Культпромобъединение. Номера по общему списку больше не ставились, остались лишь матричные номера электрозаписи.

Некоторое время производство пластинок находилось в ведении Музобъединения, а с середины 1933 года оно было передано вновь организованному Грампласттресту Наркомата легкой промышленности (НКЛП), затем — наркомату тяжелой промышленности (НКТП). Система нумерации грамзаписей продолжалась по прежнему списку, но буквы КПО (КРО) с этикетки исчезли.

Разбивка матричных номеров по годам записи (в числителе по общему списку, в знаменателе — по списку электрозаписей).

трест «Металлоснабширпотреб НКОМ СССР»,

С декабря 1933 года Грампласттрест ввел новую систему нумерации граммофонных записей. Матричный номер указывался одновременно на этикетке пластинки и за ее пределами, прямо на массе диска с той лишь разницей, что на массе он ставился всегда с номером варианта записи, помещенного на данном диске, например: на этикетке № 3572, на массе диска 3572/3. Кроме того, выставлялся также номер разрешения Главреперткома на запись (ГРК), Ленреперткома (ЛРК) или Укрреперткома (УРК).

Распределение матричных номеров.

Здесь есть одна интересная особенность. В 1935 году Грампласттрест сделал, если судить по количеству использованных матричных номеров, 2789 записей, то есть в пять раз больше, чем в предыдущем году! Откуда такая производительность? Все объясняется очень просто: на самом деле было осуществлено всего 789 новых записей, а 2000 фонограмм, сделанных ранее Культпромобъединением-Музобъединением-Грампласттрестом НКЛП и признанных ценным культурным наследием, было решено включить в активный фонд и продолжать их тиражирование под эгидой Грампласттреста НКТП, сохраняя при этом прежние матричные номера. Вот почему граммофонным записям, сделанным Грампластрестом НКТП, во избежание повторения не присваивались матричные номера от 1000 до 2999.

Грампластинки военных лет, 1941–1945 гг.

При расшифровке и описании особенностей нумерации граммофонных пластинок военных лет сталкиваемся с некоторыми трудностями, так как журналы регистрации за 1941–1943 гг. не сохранились. Тем не менее есть достаточно убедительные косвенные данные, позволяющие сейчас обойтись без недостающих журналов.

В 1941 году, в отличие от предыдущих лет, номер разрешения Главреперткома вместо обычного ГРК обозначался одной буквой К. По этому признаку можно установить, что регистрация номеров записи в 1941 году началась с № 10723. Нетрудно также определить, что первая пластинка, записанная уже после начала войны имела № 11015 — это видно по внезапно изменившемуся характеру записей.

Есть очень надежный способ установить и номера пластинок, записанных в 1942–1943 годах, несмотря на утрату журналов регистрации. Когда в октябре 1942 года московский Дом звукозаписи возобновил свою работу, все новые записи нумеровались по системе, несколько отличной от принятой ранее: вместо пятизначных номеров ставились сокращенные, трехзначные, например: вместо 11139 — лишь 139. Так продолжалось до середины 1943 года, когда количество трехзначных номеров превысило 500. После этого они вновь стали пятизначными. Таким образом, нумерация, введенная в декабре 1933 года Грампласттрестом НКТП, в военные годы не прерывалась, несмотря на временный переход к трехзначной нумерации.

Еще одной особенностью пластинок 1942–1943 годов и частично 1944 года было то, что вместе с номером разрешения Главреперткома указывался также и год выдачи этого разрешения, соответствующий году записи пластинки: ГРК 21/42, ГРК 108/43 и т. д.

Распределение матричных номеров записей пластинок военных лет.

Комитет по делам искусств при СНК СССР,

Министерство культуры СССР,

Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»,

Нумерация пластинок послевоенных лет особых комментариев не требует. С 1951 года к номерам пластинок на 78 об/мин. добавляются номера долгоиграющих дисков монозаписи (индекс Д), а с 1961 года также и стереозаписи (индекс С), которые начинаются с № 101. Это объясняется тем, что первые стереозаписи (100 номеров) были сделаны в 1960 году, но нумеровались они в общем списке вместе с монозаписями и выделялись лишь одним индексом С, например: С 06561-2, С 6567-8, С 0007005-6.

С 1981 года Всесоюзная студия грамзаписи начала указывать на этикетках и на конвертах пластинок дату записи, поэтому продолжать далее таблицу матричных номеров нет необходимости.

Кроме основной нумерации советских грампластинок, которая была показана выше, существовало еще несколько второстепенных, побочных систем нумерации. В качестве примера можно назвать системы, применявшиеся объединением «Коверкустэкспорт» для своих пластинок «Сов Сонг», Экспериментальной фабрикой грампластинок в Ленинграде, трестом «Ленкино», ленинградской фабрикой радиоизделий, Ленмузтрестом, фабрикой звукозаписи ВРК (как до войны, так и в послевоенное время). Расшифровать все эти системы не представляется возможным, да в этом и нет необходимости, так как в некоторых случаях прямо на диске ставилась дата записи. Так, например, на пластинке треста «Ленкино» с двумя фрагментами фонограммы кинофильма «Петер» стоит дата: 1936 г., а на пластинках Экспериментальной лаборатории грампластинок Ленгоркино обозначался не только год, но даже месяц и день записи. Поэтому приведу примерную разбивку матричных номеров по годам их использования лишь по двум второстепенным системам нумерации дисков.

Фабрика звукозаписи ВРК при СНК СССР

Фабрика грампластинок Ленмузтреста

Номера пластинок по этой системе указаны на этикетке, например: 11-242 А на одной стороне диска и 11-242 В на другой. Но ориентироваться на них не следует. Ниже этикетки, прямо на массе пластинки даны матричные номера записи. Только они точно указывают на последовательность выполнения записей.

Источник: hobby.wikireading.ru

Форумы сайта «Отечественная радиотехника ХХ века»

Изображение

Добрейшего вечера!
Кто владеет информацией?
http://radikal.ru/F/s43.radikal.ru/i102 . eaf7c7.jpg

Последний раз редактировалось Ирина 08 сен 2011, 19:17, всего редактировалось 2 раза.

Ирина

50-е года, точнее не определить. На патефоне под диском может быть круглый шильдик с типом и серийным номером. Но даты выпуска там нет. Дата есть только на паспорте.

Сапфир

Фото патефона выложите,тогда реальней определить.Самые старые — с граммофонным механизмом,заводная ручка не под углом,а перпендикулярно корпусу вставляется.Но надо видеть.

Ружеро

патефон выглядит так?

Изображение

это 50-е.
только у моего отсутствует на момент фото рычаг автостопа, сейчас стоит на месте.

по патефонам вообще мало информации. немножко есть на страничках всем известного сайта

но про данную модель там ничего нет.

ДрыхДрыхычЪ
Ирина

#5 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 21:24

К сожалению ни шильдика ни тем более паспорта нет.
От патефона изображенного ниже отличается только эмблемой на крышке.
http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i091 . b.jpg.html

Ирина
Ирина

#6 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 21:27

Желтый
Он самый.
Спасибо за ссылку, но с сайта Брусникина и начала поиск. На сайтах посвященных пластинкам по нулям. Прямо призрак какой-то.

Ирина
Ирина

#7 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 21:49

Бенни Хилл писал(а): А в 1950-е годы эта салютная символика была ужо устарелой.
Не исключено. Но и со счетов не надо сбрасывать факт неповоротливости производителей.

Ирина

Судя по тому что там не железочка набита то это скорее всего до 1950 года, военный не послевоенный какая разница главное чтобы работал я свой сейчас переодеваю прошлый хозяин содрал всю шкуру с него, сейчас экспериментирую. А такой значок я вижу впервые но могу предположить что это ближе к первым выпускам когда красок не хватало а изображение было красиво сделано.

Моя коллекция viewtopic.php?t=49
ICQ 639-175-970

алексей
Ирина

#9 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 22:10

алексей а во что патефон переодеваете?
Тоже один стоит раздетый. Купила дермантиновую обшивку для двери. А ледерин поди нигде не сыщешь, тем более с родным рисунком.

Последний раз редактировалось Ирина 16 ноя 2009, 22:22, всего редактировалось 1 раз.

Ирина

Сам ищу во что одеть все магазины оббегал единственное что ближе подходит это либо сделано не у нас или на заказ что несомненное дорого для меня. Дерматин не пойдёт это не та фактура да и долго на патефоне он не продержится, либо оцарапается или отскочит.
посмотри что там википедия выдаст может быть сама сделаешь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0% . 0%B8%D0%BD

Последний раз редактировалось алексей 16 ноя 2009, 22:19, всего редактировалось 1 раз.
Моя коллекция viewtopic.php?t=49
ICQ 639-175-970

алексей

В начале мая 1953-го были образованы Министерства местной и топливной промышленности в союзных республиках. И просуществовали до середины августа 1954-го. Вот в этом промежутке и был выпущен патефон.

До и после существовали отдельно Министерства местной промышленности и Управления местной топливной промышленности.

Александр Хрисанов
Ирина

#12 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 22:23

Александр Хрисанов
что бы я без вас делала? Спасибо!
Последний раз редактировалось Ирина 16 ноя 2009, 22:32, всего редактировалось 1 раз.

Ирина
Ирина

#13 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 22:28

алексей
производство ледерина точно не потяну.
А вот клеенки в аптеках попадаются, огорчает лишь цвет. Он зеленый.

Ирина

Там написано что он использовался для производства книг значит на некоторых полиграфических комбинатах могут их использовать до сих пор.

Моя коллекция viewtopic.php?t=49
ICQ 639-175-970

алексей
Ирина

#15 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 22:34

В местной типографии книг не выпускают точно, но наведаться не помешает.

Ирина
Ирина

#16 Непрочитанное сообщение Ирина » 16 ноя 2009, 22:51

Бенни Хилл Плюсика для хорошего Человека не жалко. Но там ограничение стояло, сейчас еще разик попробую.
Ес.

Ирина

Ирина, у вас получилось.

Почитайте положительные отзывы Александра Хрисанова.

Они напомнили мне коротенькие тосты.

Спасибо этому человеку.

ДрыхДрыхычЪ

Патефон, скорее всего, типа ПТ-3. Очень популярная модель — долгожительница. У моего есть под диском полукруглый шильдик «Тип ПТ-3. Серия 01.1935год.» От Вашего отличается только тем, что рычаг «Пуск-стоп» расположен вверху слева, а в правой части верхней крышки около петли стоит зажим типа маленькой салфетницы для коробочки с иголками.

Всё остальное один к одному. Так что выпускался он почти 20 лет подряд и отлично играет, кстати! Поздравляю.

Ищу станину от фонографа с «мандрелью» (валом для валика) и фильмы 16мм)))))

Digger

Re: Помогите определить год выпуска патефона.

Digger писал(а): Так что выпускался он почти 20 лет подряд и отлично играет, кстати! Поздравляю.

Более того, есть фото ПТ-3 Московского, бело-красная эмблема (точно такого, как у меня, цвет даже тот же) с дарственной надписью 1958 года. Так что выпускался не почти 20 лет, а более 20 лет, возможно, Москва его делала до 1960-го, т.е. до упора. И очень много модификаций, хотя бы основные все собрать — штабель на большой чулан.Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Самые толковые идеи обычно преждевременны. Ищу лампы 6Г7С и 6V6, желательно 1949 года или близко. Ищу радиорозетку чёрную пр-ва Харпластмасс (Харьков).

Homo Sapiens

Re: Помогите определить год выпуска патефона.

Homo Sapiens
показанная Вами моделька производилась до середины 1962 года.
В прошлом году аналогичным обзавелась, 1961 года выпуска.

Источник: rt20.getbb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...