мон о кль, монокля, муж. (франц. monocle от греч. monos — один и лат. oculus — глаз).
Оптическое (вогнутое или выпуклое) круглое стекло для одного глаза, вставляемое в глазную впадину и употребляемое (в буржуазно-дворянском кругу) вместо очков или пенсне.
Энциклопедия моды и одежды
(франц. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Энциклопедический словарь
- простейший фотообъектив, обычно в виде выпукло-вогнутой линзы; использовался в недорогих фотоаппаратах преимущественно для портретной и пейзажной съемки.
- Линза (в оправе или без нее), вставляемая в глазную впадину; Монокль применялся вместо очков.
Словарь Ожегова
МОНОКЛЬ, я, м. Оптический прибор для одного глаза, вставляемый в глазную впадину. М. на шнурке.
Словарь Ефремовой
м.
Круглое оптическое стекло для одного глаза в оправе или без нее, вставляемое в
глазную впадину и употреблявшееся вместо очков.
Источник: znachenie-slova.ru
История одного экспоната. Монокль.
Монокль
Монокль (из др.-греч. μόνος — один и лат. oculus — глаз) — один из видов оптических приборов для коррекции или улучшения зрения. Состоит из линзы, как правило с оправой, к которой может быть прикреплена цепочка для закрепления на одежде, во избежание потери монокля.
История
Появление
Генерал-фельдмаршал люфтваффе Хуго Шперрле
Монокль как оптический прибор был изобретён в XIV веке. Первоначально он представлял собой линзу, закреплённую на длинной ручке, которая держалась над текстом либо перед глазами. В XVI веке ручка монокля потеряла свою функцию, поскольку получило распространение зажатие монокля с помощью мышц лица [1] .
Вхождение в моду
Как популярный оптический аксессуар монокль вошел в повсеместную моду одновременно с пенсне, во второй половине XIX века, и являлся массовым предметом ношения на лице до Первой мировой войны. Монокль как правило носился мужчинами и особую популярность имел среди гвардейских офицеров, особенно немецких [2] .
Монокли получили максимально широкое распространение, как отмечают исследователи, в Германии и Российской империи. Но, при этом, во время Первой мировой войны в России монокль вышел из моды и повсеместного употребления. Причинами этого считаются патриотические соображения: русские отказывались от использования монокля для демонстрации различия с «воинственными тевтонами», которые более «страстно» относились к моноклю, и не спешили от него отказываться в годы войны. В прессе России этого периода представитель вражеской армии — «прусак в остроконечной каске и с моноклем» часто изображался в карикатурном образе [2] .
КАК ВЫБРАТЬ МОНОКУЛЯР В 2021
Исчезновение
Среди последних любителей монокля в России отмечают писателя Михаила Булгакова. Уже в советский период, после получения первого писательского гонорара за публикацию в газете «Гудок», Булгаков приобрел на «толкучке» монокль и сфотографировался с ним. Впоследствии он любил раздавать эту фотографию друзьям и знакомым. Существует предположение, что для Булгакова монокль стал «эпатирующим символом буржуазности», признаком скрытой оппозиционности советскому строю [2] .
Монокль иногда ассоциируется как один из «изящных» символов жизни Европы конца XIX-начала XX века [2] .
Конструкция
Монокль представляет собой одиночную оптическую линзу в тонкой оправе, которому часто сопутствует шнурок или цепочка. Шнурок крепится на лацкане или на пуговице пиджака [2] .
Способы ношения
Монокль в неиспользуемом виде носился в жилетном кармане. Для использования он вставлялся в глазную впадину и зажимался между бровью и щекой. Отмечается, что «перекошенное из-за мускульных усилий лицо, приобретало совершенно особенное, брезгливо-высокомерное выражение». Пишется, что такая снобистская «мина», если, к тому же, у её обладателя был хорошо выбрит подбородок, волосы были уложены в идеальный пробор, использовалась манишка, а к галстуку была приколота булавка с драгоценными камнями, стала причиной утверждения носителя монокля в карикатурном образе надменного аристократичного человека. Вставление монокля в глазную впадину и быстрое его сбрасывание оттуда превратилось в вид светской акробатики с претензией на шик [2] .
См. также
Примечания
- Офтальмология
- Зрение
Источник: dic.academic.ru
p_i_f
Легенды рассказывают, что римский император Нерон страдал от природы близорукостью. Врачи предписали ему для укрепления глаз больше смотреть на зеленое. Сохранились записи античных авторов, которые рассказали, что Нерон на великое бедствие — пожар Рима любовался с холма через хорошо отшлифованный смарагд-изумруд большого размера.
Изумруд Нерона — самый известный античный монокль. Линзы шлифовали не только для императора. Как правило, их изготавливали из горного хрусталя, но использовали и турмалин, сапфир, изумруд и топаз.
Малик Алексей. Человек с розовым моноклем
С крушением античного мира монокли ушли в прошлое. Хотя отрывочные сведения и дают нам возможность предположить, что в Византии и на арабском Востоке они встречались.
Тем не менее, в Европе средневековья и Возрождения отдавали предпочтение очкам. Так во Франции сохранилось захоронение со следующей надписью на надгробной плите: «Здесь покоится Сальвино Армати из Флоренции, изобретатель очков. Бог да простит ему прегрешения. 1317год».
Более поздний монокль –линза, которая корректирует зрение. Первоначально стекло крепилось на длинной рукояти. Поэтому монокль просто подносили к глазу, как и лорнет. Возрождение монокля связано с распространением луп, с помощью которых читали мелкий шрифт в книгах и первых газетах, а также рассматривали иллюстрации.
Англичане и немцы оспаривают друг у друга право считаться изобретателями монокля. Одни утверждают, что распространение он получил в туманном Альбионе в 1800-х годах, другие указывают на ранние образцы середины XVIII века из Германии.
Так или иначе, на Континенте монокли получили большее распространение, чем на Острове. Австриец Й.Ф.Фойгтландер в 1814 году привез первые образцы из Лондона в Вену и вскоре мода на монокли распространилась и была перенесена в Россию.
Однако наиболее изящные образцы встречаются во Франции наполеоновской эпохи.
Поскольку при ношении первых моноклей руки были заняты, появился особый снобизм демонстрировать таким образом свою принадлежность к высшим праздным классам.
Со временем монокли упростились: они стали большей частью линзами в тонкой оправе на цепочке, либо без нее. Эта идея восходит к Италии XV века, где за оправу из дерева зацепляли шнурок и закрепляли за ухом.
Ношение монокля женщиной иногда воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Так знаменитая романистка Жорж Санд одинарный монокль наводила на незнакомых мужчин. Чем их соблазняла или шокировала.
К концу века монокли на цепочке распространились либо среди военных и чиновников, либо среди богемы.
Про богему стоит упомянуть особо. Монокль стал для денди Серебряного века тем же, чем был лорнет для денди Золотого. Безусловно, лорнеты тоже оставались в ходу, но считались более экстравагантным увлечением, чем монокль. Прищуренный взгляд, с пренебрежением оглядывающий обывателей, сколько в этом ощущения собственной избранности! Не случайно еще ранее Салтыков-Щедрин писал: «В одном глазу был вставлен монокль, другой- прищуривался с легким оттенком презрения».
В увлечении моноклями декадентов сыграло роль и увлечение упадком Римской империи и образом императора-артиста Нерона в частности. Вспомним, что Оскар Уайльд в молодости стригся «под Нерона».
Монокль носили французские поэты Жан Морреас, хозяин декадентского салона Жан Лоррен. Гюисманс предпочитал пенсне, но, есть и его портреты с моноклем.
В России монокли были в ходу как у любителей прошлого, так и у футуристов. Эрудит, искусствовед и денди начала ХХ века барон Николай Николаевич Врангель, брат знаменитого белогвардейского генерала, носил монокль постоянно.
Вот как вспоминает о нем Георгий Иванов: «Барон Н.Н. Врангель, то вкидивая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья». Но монокль был и атрибутом скандального футуриста Бурлюка! Алексей Стахович, законодатель хороших манер, аристократ, гвардейский офицер и попечитель художественного театра носил то монокль, то пенсне.
После революции монокль стал в Советском Союзе признаком старорежимности и/или буржуазности. Акулам капитализма в фильмах и на карикатурах часто вкладывалось в глаз пресловутое стеклышко. Артисты носили монокль в пьесах про «прошлую жизнь».
Но в период НЭПа его носили еще и недобитые советские денди и представители богемы. Не берусь утверждать, но вероятно, что монокль одно время выбрали поэты Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев, друзья Есенина и Мариенгофа. В этом была определенная провокация. Каноническим стало фото Булгакова с моноклем.
Кстати, Михаил Афанасьевич наградил моноклем и беса-гаера Коровьева в «Мастере и Маргарите».
В прусской и австро-венгерской армии многие офицеры носили монокль и это несколько подпортило его репутацию. В Первую Мировую пруссак в остроконечной каске и с моноклем стал героем ядовитых карикатур. Привычка к моноклю сохранилась и в вермахте среди офицеров старой имперской школы. На знаменитом фото 1945 года фельдмаршал Кейтль подписывает капитуляцию фашистской Германии в монокле.
После войны монокль казалось отошел в небытие, и лишь причуда модника могла возродить его в чьем-то отдельном личном стиле. Однако в 1980 вместе со стилем «эксцентричный денди» и во время возрождения интереса к денди-стилю (в том числе в женской моде) в середине 1990-х было и увеличение интереса к моноклям. В наши дни они могут стать превосходным аксессуаром для любителей стиля винтаж.
Источник: p-i-f.livejournal.com
Монокль — это. Очки-монокль: конструкция и способы ношения
Иногда случается так, что люди начинают плохо видеть, то есть пропадает зрение. И как бы ни хотелось, но рано или поздно приходится надевать очки. Всем известно, что очки – один из самых распространённых приборов, который предназначен для улучшения или коррекции зрения человека, также они защищают глаза от вредоносных воздействий. Очками пользуются люди, у которых зрение отклоняется от нормы, и это не зависит от вида отклонения.
Состав очков
Как правило, все виды очков состоят из следующего:
- Линзы.
- Рамки оправы.
- «Мост» оправы.
- Заушники или дужки.
- Упор для носа.
- Шарнир или замок.
Монокль — это очки для коррекции одного глаза
Бывают случаи, когда плохо видит один глаз, и его необходимо скорректировать, для этого разработали оптический прибор. Этот оптический прибор стал предметом роскоши еще в 19 веке, его могли позволить себе только богатые люди. В нынешнее время редко кого встретишь с таким прибором. «Что же это за оптический прибор?» — спросите вы. Ответ прост: этот прибор называется монокль.
Монокль — это одна из разновидностей очков для коррекции или улучшения зрения. Составляющей частью его является линза, чаще всего с оправой и с прикрепляющейся цепочкой для того, чтобы можно было закрепить его на одежде. Также цепочка необходима была для того, чтобы не потерять очки-монокль. Монокль сам по себе маленького размера, отлично садится в глазную впадину. Вообще, один глаз не может удержать очки, поэтому стоит лишь удивиться или приподнять бровь — как они выпадают из впадины.
Появление монокля
Монокль появился в 19 веке, изначально этот оптический прибор выглядел как линза с ручкой. Чаще всего его и использовали для того, чтобы можно было прочитать текст, его держали непосредственно перед самим текстом или же перед глазами. В скором времени ручка утратила свою функцию, потому что стало распространённым зажимать монокль мышцами лица.
История монокля
Монокль — это символ ретроградства, оставивший красочный отпечаток не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Первый приверженец новой моды — известный писатель Эмиль де Жирарден. Князь де Саган ввел лорнет в оправе из черепахи с широкой муаровой лентой, а князь де Бофремон надевал монокль на поле своей шляпы.
Журналист и писатель из Франции Орелльен Шолль носил монокль без оправы. А вот знаменитая Жорж Санд использовала прибор для того, чтобы можно было рассмотреть незнакомых мужчин, это приводило их в недоумение и восторг, ведь такое поведение было за гранью приличия. Также монокль использовали поэты Жан Морреас и Жан Лоррен, писатель Жорис-Карл Гюисманс. Хотя последний больше всего предпочитал пенсне, но все же существуют фотографии, где он изображен с моноклем.
В начале 20 века стал известным английский министр Невилл Чемберлен, он прославился своим моноклем. Однако многие считали, что они ему не идут, но он все равно продолжал их носить. В нынешнее время модель «используется» вымышленным персонажем Юстасом Тилли, он является настоящим денди и талисманом известнейшего журнала The New Yorker. Первый раз Тилли появился на обложке этого журнала в 1925 г. В этот период владельцев монокля уже высмеивали, но, как видно, это ни капли не мешает жить вымышленному герою до сих пор.
Монокль в России
В России монокль начали носить представители самых разных литературных течений. Барон Николай Франгель регулярно носил прибор и не снимал. После окончания революции монокль начали называть признаком старорежимности и буржуазности. Его начали носить даже артисты, люди, которые были изображены на плакатах, также были со вставленной линзой.
Монокль — это оптический прибор, который стал популярным в одно время с пенсне. Эти два вида очков были популярны до Первой мировой войны. Их массово носили на лице, чаще всего мужчины. Большую популярность монокль имел у гвардейских офицеров, особенно немецких. Максимальную популярность прибор получил в Германии и Российской империи.
Когда началась война, в России монокль перестал быть популярным.
Последним любителем такого прибора считают Михаила Булгакова. Принято считать, что монокль — это эпатирующий символ буржуазности для Булгакова. Купил его Михаил Афанасьевич после получения первого своего гонорара. Сразу же после приобретения он с ним сфотографировался. После чего это фото он раздал всем друзьям и знакомым.
Также монокль ассоциируют с одним из лучших символов жизни Европы в конце 19 – начале 20 века.
Конструкция
Монокль — это одиночная оптическая линза, которая размещена в тонкой оправе с сопутствующим шнурком или цепочкой. Шнурок вешали на лацкан или на пуговицу пиджака. Линза-монокль хорошо крепилась к оправе, и выпасть из нее она не могла.
Способы ношения
Если монокль не использовали, то его носили в жилетном кармане. Если же его применяли, то вставляли в глазную впадину и зажимали его между бровью и щекой. Историки отмечают, что из–за мускульного усилия лицо становилось особенным. Такое лицо стало образом аристократического человека.
Носители монокля придумали некий вид акробатики, они вставляли прибор в глазную впадину и быстро его сбрасывали. Это было неким развлечением среди ценителей монокля.
Пенсне
Пенсне — это очки без дужек, которые цепляются за уши, они держались на носу с помощью зажимания пружины на переносице. Впервые о пенсне стало известно в 16 веке, но одним из модных аксессуаров и предметов регулярного обихода они стали только в 19 веке, вместе с моноклем. Пенсне — это в переводе с французского pincer — «защемить», и nez — «нос».
Первые пенсне были круглой формы, со временем они приобрели овальную форму. Вообще принято считать 19 век насыщенным временем разнообразных аксессуаров. Единственным сложным требованием для выбора пенсне было то, что, помимо выбора линзы, нужно было тщательно подобрать оправу, чтобы она отлично подходила по размеру. Если оправа была подобрана неверно, то у человека становился больным нос, но происходила хорошая коррекция зрения. Потом приходилось лечить нос, чтобы этого избежать, люди старались правильно подбирать оправу.
Пенсне и Чехов
Многие считают, что пенсне — неотъемлемая часть образа Антона Павловича Чехова, но у него оно появилось в самые последние годы. Носить его писатель стал в 1897 г. После тяжелой болезни Чехова осматривали многие врачи. Окулистом был обнаружен астигматизм, плюс ко всему у него была разница в диоптриях в полторы единицы, поэтому линзы подбирались долго.
Брат Антона Павловича носил всю жизнь пенсне, поэтому писатель часто его примерял. Выходит, что Чехов видел свои проблемы со зрением, но почему-то не спешил от них избавляться. Однажды все-таки пришлось обратиться к врачу, ему с трудом подобрали линзы, но с того момента Антон Чехов начал носить пенсне. Теперь же пенсне Чехова можно увидеть в его музеях, оно хранится там до сего дня.
Фотограф и монокль
В нынешнее время моноклем пользуются многие фотографы, ведь это простой объектив, который состоит из одиночной положительной линзы. Существует классический вид, который предложил Уильям Уолластон еще в начале 19 века для использования камеры – обсуры. Данный объектив выглядит как вогнутый и выпуклый мениск, который обращается вогнутостью наружу к предмету. С помощью этого объектива можно изменить астигматизм и сделать меньше кривизну поля на изображении. Это происходит благодаря отрицательному астигматизму передней поверхности.
Монокль как объектив имеет невысокую светосилу и небольшой угол поля зрения. Фотография, которая была сделана при использовании такого объектива, как правило, малоконтрастная с невысокой, убывающей к краю резкостью. Хотя резкость можно и повысить.
В современном мире применяют творческий, мягкорисующий объектив, который используют чаще всего для портретов, пейзажных съемок, а также натюрмортов. Современные фотографы очень любят использовать монокль для своих фотографий. Ведь благодаря ему можно сделать очень красивые снимки, которые будут только радовать глаз.
Источник: fb.ru