Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»
Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77
Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
Кукушка (фильм)
На юг птицы улетели.
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка , стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
Логопед предлагает детям сесть за столы.
На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: «Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.»
Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».
«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».
4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.
КИНО ВИКТОР ЦОЙ — Кукушка 2013 (Олимпийский 1990) Subtitles
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
-У скворца-… (скворчата)
-У грача-… (грачата)
-У журавля-… (журавлята)
-У кукушки-… (кукушата)
-У аиста-… (аистята)
-У лебедя-… (лебедята).
5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-…(маленький, голосистый)
6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
8. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: — Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами.
Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
9. Итог занятия «Птицы улетают на юг».
Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.
— Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.
Конец сентября – аисты, кукушки.
Середина октября – цапли.
Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.
Желаем успехов!
Поиск специалистов.
Источник: www.logoped.ru
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Поделитесь с друзьями, возможно,
им с нужна эта информация!
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»
МАРТ
3-я и 4-я неделя
Лексико-грамматическая тема содержит очень много информативного материала, который ребенку необходимо усвоить и запомнить. Также грамматические задания достаточно объемны, и одной недели, как показывает практика, бывает недостаточно для ее усвоения. Целесообразно на третьей неделе дать информативный материал (п. 1-6), а на четвертой неделе выполнить грамматические задания.
Для детей 4-5 лет
1. Рекомендую познакомить ребенка с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».
2. Рассмотреть изображение этих птиц на иллюстрациях, обсудить их отличительные признаки: внешний вид, повадки, особенности питания.
3. Рассказать, откуда прилетели птицы.
4. Во время прогулок учить ребенка узнавать грача и скворца.
5. Обратить внимание на сезонные изменения в природе.
6. Помочь запомнить информацию.
7. Упражнение «Улетает — не улетает».
Взрослый называет ребенку птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
скворец — скворушка, скворчик
соловей — соловушка
и т. д.
9. Упражнение «Назови птенцов» на образование супплетивных форм существительных.
У грача — грачата.
У скворца — скворчата.
И т. д.
10. Упражнение «Один — много» на употребление родительного падежа существительных во множественном числе.
Один грач — много грачей.
Один соловей — много соловьев.
И т.д.
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 .
1 соловей, 2 соловья, 3 . 4 . 5 .
И т.д.
12. Упражнение «4-й лишний» на развитие логического мышления (по картинкам).
Например: жаворонок, воробей, грач, скворец.
13. Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Черный, проворный,
Кричит: «Крак»
Червякам враг.
(грач)
На шесте дворец,
А во дворце певец.
(скворец)
14. Развитие связной речи, обучение пересказыванию по вопросам.
Рассказ «Предвестники весны».
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи.
Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Вопросы:
— Какая была зима?
— Что наступает после зимы?
— Как греет солнышко весной?
— Кто прилетел?
— Что увидели дети?
— Что они закричали?
Словарная работа: объяснить малышу выражение «Вестники весны».
15. Упражнение «Птички» на развитие мелкой моторики.
Птички прилетали, крыльями махали.
Сели, посидели и дальше полетели.
(пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз)
16. Развитие слухового внимания и памяти.
Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору)
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки —
Черненькие перышки.
Ласточка
Ласточка — тивит — тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.
17. Ознакомление с произведениями художественной литературы.
Прочитать ребенку стихотворение и обсудить. Словарная работа: объяснить значение слова «сени».
Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Для детей 5-7 лет
1. Рекомендую вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе.
3. Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.
4. По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной.
5. Упражнение «Улетает — не улетает».
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица, зимующая или ведет оседлый образ жизни. (воробей, голубь, сорока, галка)
6. Упражнение «Назови ласково» на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Соловей — соловушка, журавль — журавушка и т.д.
7. Упражнение «Кто у кого» на образование супплетивных форм существительных.
У грача — грачонок и грачата.
У скворца — скворчонок и скворчата.
И так далее.
8. Упражнение «Один — много» на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач — много грачей, один скворец — много скворцов и т.д.
9. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным. 1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 . и т.д.
10. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, .
Аист (какой?) важный, .
Ласточка (какая?) быстрокрылая, .
И т.д.
11. Упражнение «Кто что делает?» на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
12. Упражнение «Скажи наоборот» (учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей — .
У аиста длинная шея, а у кукушки — .
Аист белый, а грач — .
У соловья серая грудка, а у ласточки — .
13. Учимся употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).
Грач вылетел (из) гнезда.
Грач прилетел . гнездо.
Грач подлетел . гнезду.
Грач кружит . гнездом.
Грач сел . гнездо.
Грач ходит . пашне.
14. Упражнение «Скажи одним словом» на образование сложных слов.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым)
У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют . (длиннохвостой)
15. Упражнение «Закончи предложение» на развитие связной речи.
На дереве гнездо, а на деревьях — . (гнезда)
На ветке сук, а на ветках — .
В гнезде птенец, а в гнездах — .
16. Обучение пересказыванию.
А) Пересказ по вопросам.
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.
— Какие птицы прилетают весной первыми?
— Что сразу начинают делать грачи?
— Где они вьют гнезда?
— Когда они выводят птенцов?
Словарная работа. Объяснить ребенку значение словосочетаний «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева».
Б) Пересказ рассказа от первого лица.
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворца будет хороший дом!
Словарная работа. Объяснить значение слова «скворечник».
17. Развитие логического мышления.
А) Упражнение «4-й лишний» (без опоры на наглядность).
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.
Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец.
(скворец)
18. Развитие слуховой памяти, внимания, работа над выразительностью речи.
Выучить стихотворение (любое по выбору).
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
«За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи —
Птицы работящие».
Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами
На березы сел.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
— Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Словарная работа. Объяснить значение слов «зардел», «лазурь».
19. Упражнения для пальчиков на развитие мелкой моторики.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала.
Несу весну,
Весну-красну.
(На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная, с указательного пальца, сначала на правой, потом на левой руке.)
Эту картину написал известный русский художник Саврасов. Она очень красивая и висит в музее. На ней нарисован прилет грачей и грачовник. После прилета у грачей начинаются весенние хлопоты и заботы.
— Какие это заботы?
— Как ты думаешь, почему самка сама не может добывать корм?
— Какие весенние признаки изобразил художник?
— Краски, каких цветов использовал Саврасов для изображения неба, снега?
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 14 марта 2007 г.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Март
09.03.2008, 17:05
мария
спасибо, очень хорошо разработаны конспекты, занимаемся дома с удовольствием
Алена 4 года, Ваня 1 год 11.11.2008, 16:47
Аниса
Спасибо большое, нам очень понравились упражнения. Теперь будем чаще заходить на вашу страничку. 02.03.2009, 22:14
Елена.
Спасибо, нужно для моей работы. 22.03.2009, 21:05
Евгения
Долго мучились, вспоминая как же можно назвать птенчика ласточки))) а каково мнение автора и логопеда соответственно? 16.09.2009, 16:36
Юля
Спасибо вам огромное,очень умно подобраны темы,а стихи просто прелесть. 08.03.2010, 17:41
ИЗА
СПАСИБО 15.04.2010, 07:28
татьяна
спасио,всё точно и конкретноо 23.03.2011, 13:40
ирина
интересно,что например у вороны замечательная память и она узнает человека буквально в лицо.а гнезда вьет,заметьте, на тополях.очень умные птицы.а играют как!-по правилам! 20.07.2019, 21:04
Катя
Всё замечательно! 03.08.2019, 16:30
Денис
Перезвоните мне пожалуйста 8 (952) 364-04-10 Денис.
Источник: solnet.ee
Кукушка какая пестрая а еще какая
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями перелетных птиц (грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».
2. Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?
3. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей .
У аиста длинная шея, а у кукушки .
У соловья серая грудка, а у ласточки .
Аист белый, а грач .
4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).
Кукушка (какая?) пестрая.
Грач черный. .
Аист важный.
Ласточка быстрокрылая, . .
Перелетные птицы весной (что делают?). .
Перелетные птицы осенью (что делают?). .
5. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым). У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют . (длиннохвостой).
6. Упражнение «Рассмотри и назови»: Ваня учился фотографировать птиц. Но, когда он напечатал фотографии, оказалось, что птицы на них получились не полностью. Рас смотри Ванины фотографии и отгадай, каких птиц он фотографировал.
Составь предложения по образцу: «На этой фотографии ласточкино крыло».
7. Упражнение «Исправь ошибки»: Рассмотри картинки. Послушай предложения и исправь ошибки.
Аист улетает из поля. (С)
Аист прилетает с поля. (Улетает)
Скворец вылетел от скворечника. (Из)
Скворец влетает из скворечника. (Вылетает)
8. Упражнение «Нелепицы»: Послушай предложения. Расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Тело птицы покрыто шерстью.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Птенцы строят гнезда.
Дети сделали для аистов скворечники.
Скворец живет в будке.
9. Игровое упражнение «Танины марки». Таня коллекционирует марки. В ее коллекции много марок с изображениями птиц. Найди одинаковые марки, соедини их линия ми между собой. Назови птиц, которые на них изображены.
Какие это птицы?
Обведи линиями синего цвета марки с изображениями зимующих птиц, зеленого — перелетных, а красного — домашних.
10. Весной к дому, где жили Таня и Ваня, прилетали птицы. Ребята наблюдали за ними, а Ваня фотографировал их. Упражнение «Считай и называй»: Помоги ребятам посчитать сфотографированных птиц (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их. (Ваня сфотографировал одного аиста, пять соловьев и т.д.)
11. Послушай сказку. Рассмотри картинки. Правильно ли они расположены? Пронумеруй рисунки по порядку. Перескажи эту историю.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: « Ты росток зеленый, молодой и сладкий.
Я тебя съем».
Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти.»
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грача своими семечками.
Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР . Альбом 3 / Н . Э . Теремкова . — М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2006.
Похожие материалы
- Тема: ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
- Тема: НАСЕКОМЫЕ
- Тема: ЛЕТО
- Тема: ЦВЕТЫ
- Тема: РЫБЫ
- Тема: ЗООПАРК
- Тема: ИНСТРУМЕНТЫ
- Тема: ПРОФЕССИИ
- Тема: ТРАНСПОРТ
- Тема: МЕБЕЛЬ
- Тема: ВЕСНА
- Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
- Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
- Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
- Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
- Тема: ЗИМА
- Тема: ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
- Тема: ОБУВЬ
- Тема: ОДЕЖДА
- Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Источник: logopeddoma.ru
Лексическая тема «Перелётные птицы»
учебно-методический материал (старшая группа)
Представлены задания, тексты для чтения по теме «Перелетные птицы». Информация может быть полезна для родителей и педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
- Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями перелетных птиц
(грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить, почему этих птиц называют
перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». - Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв,
хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?
3. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей .
У аиста длинная шея, а у кукушки .
У соловья серая грудка, а у ласточки . Аист белый, а грач .
4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).
Кукушка (какая?) пестрая. Грач черный. .
Аист важный Ласточка быстрокрылая, . .
Перелетные птицы весной (что делают?). . Перелетные птицы осенью (что делают?). .
5. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым). У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют . (длиннохвостой).
6. Упражнение «Рассмотри и назови»: Ваня учился фотографировать птиц. Но, когда
он напечатал фотографии, оказалось, что птицы на них получились не полностью. Рас
смотри Ванины фотографии и отгадай, каких птиц он фотографировал.
Составь предложения по образцу: «На этой фотографии ласточкино крыло».
7. Упражнение «Исправь ошибки»: Рассмотри картинки. Послушай предложения и исправь ошибки.
Аист улетает из поля. (С) Аист прилетает с поля. (Улетает)
Скворец вылетел от скворечника. (Из) Скворец влетает из скворечника. (Вылетает)
8. Упражнение «Нелепицы»: Послушай предложения. Расскажи, чего не бывает. А как
должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда.
Дети сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке.
9. Игровое упражнение «Танины марки». Таня коллекционирует марки. В ее коллекции много марок с изображениями птиц. Найди одинаковые марки, соедини их линия
ми между собой. Назови птиц, которые на них изображены. Какие это птицы?
Обведи линиями синего цвета марки с изображениями зимующих птиц, зеленого —
перелетных, а красного — домашних.
10. Весной к дому, где жили Таня и Ваня, прилетали птицы. Ребята наблюдали за ними, а Ваня фотографировал их. Упражнение «Считай и называй»: Помоги ребятам посчитать сфотографированных птиц (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их. (Ваня сфотографировал одного аиста, пять соловьев и т.д.)
11. Послушай сказку. Рассмотри картинки. Правильно ли они расположены? Пронумеруй рисунки по порядку. Перескажи эту историю.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: « Ты росток зеленый, молодой и сладкий.
Я тебя съем».
Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти 1 .»
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грача своими семечками.
Предварительный просмотр:
1. Вспомните с ребенком перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.
3. Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.
4. По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной.
5. Упражнение «Улетает — не улетает».
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица, зимующая или ведет оседлый образ жизни. (воробей, голубь, сорока, галка)
6. Упражнение «Назови ласково» на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Соловей — соловушка, журавль — журавушка и т.д.
7. Упражнение «Кто у кого» на образование супплетивных форм существительных.
У грача — грачонок и грачата.
У скворца — скворчонок и скворчата.
8. Упражнение «Один — много» на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач — много грачей, один скворец — много скворцов и т.д.
9. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 . и т.д.
10. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, .
Аист (какой?) важный, .
Ласточка (какая?) быстрокрылая, .
11. Упражнение «Кто что делает?» на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
12. Упражнение «Скажи наоборот» (учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей — .
У аиста длинная шея, а у кукушки — .
Аист белый, а грач — .
У соловья серая грудка, а у ласточки — .
13. Учимся употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).
Грач вылетел (из) гнезда.
Грач прилетел . гнездо.
Грач подлетел . гнезду.
Грач кружит . гнездом.
Грач сел . гнездо.
Грач ходит . пашне.
14. Упражнение «Скажи одним словом» на образование сложных слов.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым)
У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют . (длиннохвостой)
15. Упражнение «Закончи предложение» на развитие связной речи.
На дереве гнездо, а на деревьях — . (гнезда)
На ветке сук, а на ветках — .
В гнезде птенец, а в гнездах — .
16. Обучение пересказыванию.
А) Пересказ по вопросам.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.
— Какие птицы прилетают весной первыми?
— Что сразу начинают делать грачи?
— Где они вьют гнезда?
— Когда они выводят птенцов?
Словарная работа. Объяснить ребенку значение словосочетаний «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева».
Б) Пересказ рассказа от первого лица.
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворца будет хороший дом!
Словарная работа. Объяснить значение слова «скворечник».
17. Развитие логического мышления.
А) Упражнение «4-й лишний» (без опоры на наглядность).
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.
Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (ласточка)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец. (скворец)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Загадки про птиц
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
Колыбель для деточек
Из травы и веточек.
Сухие листочки
На сучках-сучочках.
В них лежат яички —
Выведутся птички.
Поднять можно,
А через избу
Не перекинуть.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — .
(Ю. Светлова)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это.
В стене отверстие одно
Дверь заменяет и окно.
У избушки есть балкон.
Только без перилец он.
Поселились в ней жильцы –
Несравненные певцы.
(В. Кремнев)
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
Аист
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …
Кукушка
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут?
Гнездо под крышей
Ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку,
Каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку . (ласточкой) звать.
Скворец
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец —
Он и лётчик, и певец.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это.
Источник: nsportal.ru