Вожаками становятся особи с высоким иерархическим рангом, лидерство которых принимается большинством группы. Алгоритм становления лидера не всегда понятен.
Бывают два типа вожаков. Вожак-лидер, за которым все следуют (олени, овцы, крупный рогатый скот, козы), и вожак-руководитель, который не только ведет за собой группу, но и организует сложные совместные действия (охота, оборона, поиск пищи) и регулирует взаимоотношения животных низких рангов.
Выделяется ли лидер на фоне стада или стаи? Далеко не всегда. Те особи, которые имеют резкие внешние отличия на фоне большинства (окраска, запах, особенности локомоций и др.) имеют больше шансов быть замеченным и даже пойманным врагами прежде других членов стаи (стада).
При выборе жертвы голодный хищник выбирает в качестве жертвы ту особь, которая чем-то отличается от прочих животных (мелкая особь, хромающая особь, особь, испускающая посторонние запахи, и др.). Чем однороднее группа животных, тем сложнее хищнику выбрать объект для нападения. И, соответственно, выделяющаяся особь не имеет шансов стать лидером.
Вожак стаи волков
Наблюдения за животными показывают, что существует несколько механизмов формирования вожаков. Однако всегда лидером признают особь, которая обладает личностными качествами, полезными для большинства.
А. Вожаком может быть особь с богатым личным опытом, который становится достоянием всего сообщества. Этот путь можно смоделировать в эксперименте. У рыб, птиц, крыс (у отдельных особей) вырабатывают условный рефлекс на дачу корма. Затем обученную особь возвращают в родное сообщество.
В составе группы животных такая предварительно обученная особь раньше других подходит к кормушке и получает корм. Члены группы начинают внимательнее следить за этой особью и подражать ей. Результатом следования за этой особью является пищевое подкрепление. Поэтому рядовые члены группы признают за ней лидерство.
У снежных баранов и домашних овец вожаком обычно бывает старая опытная самка, которая знает все тропы. Именно такой лидер принимает спасительные для всех решения при приближении ненастной погоды, нападении хищников или при поиске кормных мест.
Б. Другим вариантом формирования лидера служит личная храбрость одной особи на фоне трусости большинства. Этот механизм хорошо прослеживается на северных оленях. При испуге животные собираются в плотную группу. Однако в таком состоянии стадо не может уклониться от угрожающей опасности.
Но стадо охотно последует за тем оленем, который возьмет на себя смелость вырваться из группы и устремится прочь от опасности. В данном случае тактика отделения от стада одной особи (губительная в других условиях) приводит к тому, что стадо последует за смельчаком и большинство будет спасено. Выделившийся из толпы смельчак становится вожаком.
В. Особый механизм становления вожака у собак и волков. У этих животных стаю возглавляет обычно сильная и опытная самка. Однако она не всегда обладает достаточной физической силой для всеобщего признания в качестве вожака. Ей в этом помогает альфа-самец. В случае смерти самки-вожака стая распадается.
Ее члены пытаются войти в состав других структурированных групп. Но лидерство в стае может взять на себя другая самка, если у нее достаточно богатый личный опыт и она уже предпринимала попытки улучшить свой ранг при жизни вожака.
Самец-вожак возникает в группах с ярко выраженным территориализмом. Это наблюдается у диких лошадей, зебр, зубров, горилл, бабуинов и других видов животных, занимающих открытые пространства. Такой вожак должен быть сильнее других физически, следовательно, выделяться на фоне группы. Лидерство такого вожака абсолютно (пища, место, самки).
Вожак-руководитель помимо привилегий имеет и тяжелые обязанности. В случае возникновения опасности для возглавляемого им сообщества вожак первым выступает на защиту своих подопечных, порой с риском для собственной жизни. Так, в стае обезьян, в табуне лошадей, в стаде зубров или бизонов при возникновении опасности вожак занимает место в группе с наиболее уязвимой стороны. При этом роль ведущего стадо берет на себя старая опытная самка (кобыла, корова и т. д.). В этой ситуации самец-вожак защищает своих субдоминантных сородичей.
У слонов и обезьян вожак выводит свою стаю (стадо) к водопою. Эта рутинная процедура в засушливых районах, в частности в Африке, таит в себе большую опасность. К источнику воды рано или поздно приходят все животные. Этим пользуются хищники. Они часто поджидают свою жертву именно у водопоя. Так поступает леопард, лев, гиены. Кроме того, в крупных водоемах обитают крокодилы.
Пришедшая на водопой группа, возглавляемая вожаком, не станет пить воду до тех пор, пока место водопоя не обследует вожак. У многих видов животных вожак голосом дает установку своим соплеменникам не подходить к воде, если он заподозрил какую-то опасность.
Показательна в этом отношении структура ассоциаций павианов. Для них характерна иерархия «многосамцового» типа, т. е. лидерство в группе принадлежит нескольким особям. Наиболее наглядно иерархия в группе павианов проявляется в маршах по равнинным участкам. Главный самец занимает положение в центре группы рядом с самками и их детенышами.
Недалеко от вожака шествуют два самца более низкого ранга, но допущенные к спариванию. Возглавляют и замыкают шествие молодые сильные самцы низкого ранга.
Личностные качества вожака отчасти врожденные, а отчасти являются индивидуальными приобретениями в процессе онтогенеза. В эволюционном ряду роль врожденного поведения уменьшается, а роль личного опыта возрастает при формировании лидера.
У животных с примитивной психикой на роль лидера пригодны единицы, поскольку большинство имеет ограниченные способности к факультативному научению. Так, анализ формирования лидеров в отаре овец показал, что из 600 животных всего 4 особи были пригодны на роль вожака. Чабан обратил внимание на то, что эти овцы еще в незрелом возрасте (до 1 года) в критической ситуации, когда отару охватывала паника, брали на себя смелость принятия решения, позволявшего отаре выйти из затруднительного положения. Они выходили из толпы и первыми бросались в бурный поток для переправы на другой берег. Они первыми начинали движение по глубокому снегу и выводили отару из снежного заноса.
У животных с более развитой психикой лидерство принимает на себя особь, которая быстро и охотно научается. А группа быстро перенимает полезное приобретение индивидуума. Так, у обезьян большее любопытство и склонность к научению проявляют самцы.
Японец Д. Утани при изучении поведения макак заметил, как один самец из опытной группы случайно снял обертку с конфеты, после чего всегда ел конфеты без обертки. Через некоторое время все члены стаи ели конфеты, предварительно удаляя с них фантики. В соседних стаях макаки продолжали есть конфеты с оберткой.
В другом опыте исследователи наблюдали за тем, как один из макаков случайно бросил горсть песка, перемешанного с зернами, в воду, что облегчило ему процесс сортировки зерна и песка. После этого случая самец стал всегда отделять зерно от песка при помощи воды. Подражая этому самцу, все члены группы стали поступать именно так, как их лидер.
В случаях с макаками наглядно видно, что склонность отдельной особи к быстрому обучению с общественно полезным результатом ценится в группе и может стать основанием для признания этой особи лидером. Склонность к быстрому научению отражает выраженные адаптивные способности индивидуума. У такой особи больше шансов на выживание, ее личный опыт помогает выжить всему сообществу.
Лидерские качества формируются прежде всего у свободных, не обремененных постоянными семейными заботами особей. У обезьян самка всегда чем-то озабочена: кормление детеныша, поиск корма для себя, защита от посягательств самцов и пр. Самец более свободен. У него больше вероятность столкнуться с новым неизвестным предметом, явлением или событием.
И ему приходится на них соответствующе реагировать, т. е. научаться. Поэтому у самца личный опыт богаче и у него больше возможностей раскрыть свой генетический потенциал и больше шансов стать вожаком.
Таким образом, для вожака-руководителя характерны такие черты, как большая физическая сила, отвага и амбициозность, богатый личный опыт, предполагающий хорошее знание местности, включая кормовые угодья и места водопоя, недоверчивость ко всему постороннему, своевременное распознавание опасности и желание обезопасить и защитить своих сородичей.
Дополнительные материалы по теме
- Структура ассоциаций животных и механизмы ее поддержания
- Смена иерархического порядка у животных
- Иерархия среди овец
- Ранговый стресс
- Прекоитальное поведение
- Иерархия у рыб
- Популяционное рассеяние
- Переадресованная активность
- Иерархия у свиней
- Иерархия у лошадей
Источник: www.activestudy.info
«Стайная теория»: разоблачение
Должны ли Вы действительно быть «вожаком» своей собаки?
Начнем с того, что это невозможно, поскольку ваш питомец прекрасно понимает, что вы не собака. Но даже если бы вы и были для собаки «своим», само по себе понятие «вожака стаи» в отношении домашних собак, как оно обычно воспринимается обычными владельцами, на протяжении многих лет опровергалось дрессировщиками, ветеринарами, ветеринарными бихевиористами и современным бихевиоризмом в целом.
Должны ли мы быть лидерами и руководителями для наших собак? Конечно.
Должны ли мы делать их «покорными» и заставлять рассматривать себя как некое «доминирующее» существо, чтобы подавить их воображаемый естественный инстинкт занять главенствующее положение в наших взаимоотношениях, доме и вообще мире? Нет.
История «стайной теории»
Опасное, но распространенное заблуждение о понятии доминирования и «стайной теории» в околособачьем мире базируется в значительной степени на проведенных в 1970-х годах исследованиях, объектом которых была содержащаяся в неволе стая никак не связанных между собой волков. По результатам этих и предыдущих исследований было вынесено предположение, что волки склонны к жесткой иерархии, в которой «альфа-особи» (лидеры) имеют приоритетный доступ к ресурсам, поддерживая структуру группы демонстрацией агрессии.
Поскольку собаки, как полагалось, произошли от волков, «стайная теория» была экстраполирована на домашних собак. Более того, было выдвинуто предположение, что само по себе формирование «стай» собак основано именно на стремлении отдельных особей быть альфами в группе, а складывающаяся иерархия основана на конкуренции.
Эта теория стала столь популярной, что несмотря на очевидный (и очень важный) факт, что собак и волков разделяют тысячи лет эволюции, и что собаки и люди являются совершенно разными видами, ее стали использовать, чтобы объяснить не только социальные взаимодействия между собаками, но также и между собаками и людьми, а также положили в основу воспитания и обучения собак.
Но собаки – не волки. Более того, результаты исследований поведения волков в неволе опровергли самые ученые, которые их проводили и сделали первоначальные выводы.
В неволе волки, живущие в смешанных группах (не связанных кровными узами) ведут себя совершенно не так, как в естественной среде обитания. Доктор Дэвид Мич, эксперт по поведению волков, старший научный сотрудник американской Геологической службы, который был одним из основоположников оригинальной «стайной теории» (от которой впоследствии сам и отказался), теперь заявляет, что дальнейшие исследования показали, что его исследования волков в дикой природе практически полностью опровергают результаты первоначальных исследований.
Что такое «истинная стая»?
Новые научные исследования показали, что в дикой природе истинная стая на самом деле состоит из матери, отца и их потомков. Эта стая существует скорее как человеческая семья, в которой родители берут на себя ведущие роли, а дети их слушаются.
В естественной стае царит гармония, потому что уважение к старшим членам естественно для младших волков, а не вызвано агрессивным влиянием родителей.
Результаты оригинального исследования были искажены наблюдением за волками, которые находились в условиях тяжелого стресса, поскольку были вынуждены жить в неволе с чужими волками в неестественной среде, а потому и вели себя совсем не так, как вели бы в естественной «семейной группе».
Также исследователям помешал «субъективный человеческий фактор», из-за чего они пришли к выводу, что волки постоянно жаждали повысить свой статус. Проблема в том, что никто действительно не подверг сомнению результаты в той части, существовало ли для волков понятие статуса в человеческом понимании этого феномена.
Куда более вероятно, что желание получить некий «статус» у волков в неволе возникало по гораздо более простым причинам, нежели вопрос иерархии: потребность в безопасности, выживании и репродуктивном успехе. Доступ к пище и воде гарантировал бы выживание, поэтому, хотя некоторые волки агрессивно выясняли отношения, чтобы заполучить желаемое и обеспечить собственную безопасность, другие учились гарантировать свое выживание, показывая подчинение.
Первые исследователи из группы Мича наблюдали неестественным образом ведущую себя группу волков, которые использовали угрозы или наоборот подчинение в поисках безопасности и выживания «в плену». Это не была истинная стаея, которая функционирует на основе уважения, а не насилия.
К сожалению, эти истины относительно понятия доминирования, подчинения и иерархии были точно поняты совсем недавно. Поскольку результаты тех ранних поведенческих исследований были неправильно истолкованы, а важные аспекты доминирования неправильно поняты, дрессировщики собак предположили, что эти надуманные факты о поведении волков, могут быть замечательно и без изменений перенесены на поведение собак.
В итоге понятие «стайной теории», в том виде, как многие ее сегодня истолковывают, порочно по нескольким основным причинам:
— Собаки – не волки. И мы не можем предполагать, что они ведут себя одинаково.
— Результаты исследований волков были с тех пор опровергнуты самыми учеными, которые их проводили.
— «Стаи» в истинном значении этого слова не существуют, если речь идет о ничем не связанных домашних собаках. Истинная семейная стая состоит из родителей и их потомков, иерархия в ней выстроена на основе уважения, а не насильственного подчинения.
— Собаки знают, что мы не собаки. Поэтому глупо притворяться «одной из них», да еще и «вожаком».
Должны ли мы быть лидерами и учителями для своих собак? Конечно!
Можем ли мы притвориться «вожаками»? Нет.
Мы не собаки и поэтому не можем быть частью стаи собак. Следовательно, если мы хотим стать настоящими лидерами в наших взаимоотношениях с питомцами, не должно быть места насилию, доминированию и запугиванию вне зависимости от породы собаки или поведенческой проблемы.
Новость отредактировал: maugli — 10-04-2019, 15:00
Источник: wolcha.ru
Тимбилдинг в стае волков
«Отношения в стае волков очень похожи на человеческие, нам есть чему у них поучиться», — с уверенностью говорит доктор Джанет Нейджел, профессиональный зоолог и психолог. Еще пять лет назад, наблюдая за своей собакой, Джанет Нейджел поняла, что собаки и их предки — волки — многому могут научить людей, и запустила бизнес-тренинг по развитию лидерских качеств в природном заповеднике Шорфхайде (северо-восточная Германия). Через эти курсы прошла не одна сотня предпринимателей, директоров по персоналу, будущих бизнесменов и директоров компаний. Особенно востребованы корпоративные тренинги — когда собирается большая компания знакомых людей, становится очевидным, как много общего у волчьей стаи с человеческой.
Еще в 1960-е годы психоаналитик и преподаватель Венского университета Рауль Шнайдер выяснил, что система человеческих отношений похожа на ту, что можно наблюдать в среде волков. По Шнайдеру, в иерархии любого общества можно выделить лидеров (альфа), ближайших претендентов на их место и одновременно их же защитников (бета), основную часть общества (гамма) и аутсайдеров (омега).
В стае волков и в жизни людей альфа-лидеры — визуально самые крупные, раскрепощенные, они организуют свое жилье на лучшем участке территории, контролируемой стаей. Вожаком стаи, по мнению ученых, волк может оставаться долго благодаря своей харизме — у волков это подчеркнутое спокойствие и психологическое превосходство. Но альфа-лидеры имеют еще и обязанности: они разрешают конфликты между другими волками и всегда действуют в интересах своей стаи. «В стае волков нет давления, агрессии, наоборот, у всех очень теплые отношения. Настоящий лидер должен заслужить свое положение. И вот этому прежде всего мы учим на нашем тренинге», — говорит Джанет Нейджел.
Впрочем, обучение — это громко сказано. Тренинг проходит не в классе, а на свежем воздухе: первая часть — общение с прирученными волками в вольере, вторая — наблюдение за стаей диких волков уже на территории заповедника. Ева Кальман, одна из участниц тренинга, рассказывает: «Вначале было страшно, мы не ожидали, что хищники подойдут так близко.
Да мне и не доводилось прежде видеть близко дикого волка. Но потом мы поняли, что бояться нечего». По словам Евы, очень интересно было наблюдать за поведением стаи — за вожаком, прежде всего. «Сравнения с офисной жизнью возникают постоянно, — говорит Ева. — Но, конечно, никто не призывает копировать волчьи правила в офисе. Хотя бы потому, что, в отличие от волков, люди не способны так тонко чувствовать и правильно трактовать сигналы и знаки. И ни один босс в мире не сможет одним взглядом передать жизненно важную информацию, как это делает вожак волчьей стаи».
Стоимость однодневного тренинга — €1500.
Занятия проходят 2–3 раза в месяц.
Контакты: школа тренингов Teamventure в Берлине
Телефон: +49 30 55 15 13 59
Скачки
Вместо профессионального коуча — скакуны и кобылы учат участников тренинга, как развивать лидерские качества и добиваться поставленных целей с помощью аллюра и галопа. Тренинг проходит в формате обучения верховой езде, с разными упражнениями, внешне похожими на занятия по дрессировке. Но это прежде всего психологический тренинг — оказывается, таким образом можно научиться тому, как стать успешнее в бизнесе, как принимать свои слабые стороны и преодолевать препятствия. «Мы стали очень зависимы от современных технологий, отошли от нашей природной сути, — говорит основательница школы Equinox Coaching Анетт Хог. — Лошади помогают нам вернуться к самим себе. Вы можете прочитать сотню блестящих книг о том, как стать лидером, но дрессировка лошади объяснит вам то же самое за полдня».
Специалисты уверены, что лошади идеально подходят для развития лидерских качеств — они всегда объективны и искренни на 100 процентов. Им неважно, кто вы — генеральный директор или секретарь. Они сами выбирают себе хозяина и лидера. И поэтому человек должен поступиться статусом, опытом и довериться интуиции, чтобы завоевать их доверие, стать для них авторитетом, чтобы они смогли слушаться, уважать и выполнять команды.
Однажды директор одной небольшой компании пришел со своими сотрудниками на тренинг с проблемой: мол, в коллективе нет командного духа. Уже после всех занятий стали просматривать видеозапись упражнений — и директор был поражен: «Я же ни разу не обернулся, чтобы проверить, как лошадь выполняет это задание. Неужели то же самое происходит на работе?»
В школе пять видов семинаров для бизнесменов, некоторые из них рассчитаны только на выпускников MBA и руководителей высшего звена.
Источник: www.forbes.ru
Шон Эллис: Двуногий вожак стаи волков
На залитую серебряным лунным светом лесную поляну выбежали три взрослых волка. Вскоре к ним присоединился мужчина. Все четверо затеяли веселую возню, носились друг за другом, то сбиваясь в кучу, то распадаясь на пары, а потом закружились в каком-то магическом танце.
При этом человек не выглядел чужим в звериной стае, он был ее неотъемлемой частью, пожалуй, даже вожаком. Звери безропотно подчинялись человеку.
Язык зверей
Имя вожака волчьей стаи — Шон Эллис. Некоторые соотечественники-британцы считают Шона экстравагантным чудаком, рискующим жизнью. Другие полагают, что он гонится за адреналином и дешевой популярностью. Третьи убеждены, что он — фанатик, преданный науке, и глубокий исследователь, заслуживающий всяческого уважения.
Но сам Шон равнодушен к чужим оценкам своей персоны, он просто занимается тем делом, которое любит и которому посвятил всю жизнь.
Эллис — знаменитый британский зоолог, талантливый литератор и журналист, ведущий и главный герой популярной телевизионной программы «Жизнь с человеком-волком».
Ради изучения повадок серых хищников Шон отказался от благ цивилизации и поселился в волчьей стае, став на время ее неоспоримым вожаком. Другие волки подчинялись и полностью доверялись ему. Эллис для них — несомненный авторитет.
Когда двуногий вожак и главный добытчик Шон притаскивал оленью тушу, голодные звери терпеливо ждали, пока насытится человек, и только потом приступали к трапезе.
Хищникам и невдомек, что их уважаемый вожак вовсе не гонялся за оленем, не выслеживал его в лесу и не рвал его горло острыми клыками — он просто взял готовую тушу на ближайшей биостанции, где коллеги Шона проводили интересные научные эксперименты, частью которых и было существование человека рядом с волками. Коллеги зоолога заранее искусно прятали в туше свертки с вареным мясом, так что Шон не рисковал получить расстройство желудка, питаясь только сырым.
За долгие месяцы общения со зверями Шону пришлось принять их законы, принципы и повадки, а также полностью отказаться от человеческого языка и научиться понимать волчий вой.
— Это своеобразный и сложный язык зверей, с помощью которого они выражают всю гамму настроений, желаний и чувств! — говорит зоолог и добавляет: — Волчицы умеют издавать особый фыркающий звук — это сигнал опасности, который заставляет щенков моментально прятаться. Существует также особый вой, приглашающий волчат на трапезу. Сильнейшая мотивация на отклик у волков наблюдается в феврале-марте, когда наступает брачный период.
Шон Эллис досконально изучил волчий язык и мастерски имитирует все звуки, которые способны издавать братья наши меньшие. Кроме того, он записывал звуки, издаваемые волками, и намерен объединить их в своеобразный словарь, который поможет ученым-биологам в их работе.
Чтобы оставаться своим в стае, Шон пошел на многие лишения: спал вместе с хищниками на голой земле, не пользовался обычными моющими средствами, ибо четвероногие очень чувствительны к посторонним ароматам.
— Мне пришлось полностью расстаться с привычкой ежедневно принимать душ, я должен был сохранять запах собственного тела, к которому привыкла стая, — признавался зоолог.
Для проведения поистине уникальных исследований отважному экспериментатору пришлось стать волком, оставаясь при этом человеком.
Следует отметить, что интерес к жизни диких животных проснулся в Шоне еще в раннем детстве, когда он жил на родной ферме в Норфолке, и первыми объектами для наблюдений стали ежи, лисы, совы и барсуки. Шон учился у них ориентироваться ночью по звукам и развил поистине звериное обоняние, что помогло ему в дальнейшем.
Свою профессиональную карьеру он начинал учеником егеря, затем отслужил два года в морской пехоте. Вернувшись из армии, Шон полностью посвятил себя зоологии.
Первая кровь
Он перечитал сотни книг о серых хищниках, но гораздо больше зоологу импонировало наблюдать за волками из надежного укрытия. Результаты своих наблюдений Шон записывал в специальный дневник. Вскоре он начал контактировать с такими же фанатичными натуралистами по всему миру. Они подсказали Шону, как и где можно получать гранты для своих исследований.
Профессиональные зоологи относились к нему свысока, не принимали его всерьез и называли «сумасшедшим выскочкой». Но впоследствии смелые эксперименты Шона заставили их прикусить языки. Целеустремленный и упрямый британец научился выбивать научные гранты под свои наблюдения и твердо шел к намеченной цели — поселиться с волками, стать для них своим, изучить их повадки и язык.
Еще при первом знакомстве с волками (а это случилось в 1990 году, когда Эллис жил в индейском племени в штате Айдахо (США)) он понял, насколько умны, хитры и понятливы волки. Именно тогда Шон впервые попытался внедриться в волчью стаю, и звери приняли его.
Нельзя сказать, чтобы внедрение прошло гладко. Как-то раз заигравшийся зверь так хватил Шона за плечо острыми зубами, что вырвал ему часть мышцы. Ученому пришлось срочно покинуть стаю и обратиться к врачу, который зашил рану. После чего Эллис снова вернулся к волкам.
Словно устыдившись своей промашки и поняв вину перед Шоном, волк-обидчик терпеливо зализывал рану Шона, и буквально через несколько дней она затянулась. Остался лишь шрам, напоминавший, что с волками шутки плохи.
Получив первый полезный опыт общения с четвероногими хищниками, Шон приступил к следующему эксперименту -он взял на воспитание троих волчат-сирот из России (их родителей убили охотники) и обучил малышей науке выживания в дикой природе. Он стал для них подлинным учителем и вожаком.
Но полтора года спустя с ролью лидера ученому пришлось расстаться.
Когда он вернулся после очередной командировки в свою человеческую семью, волки приняли его в стаю, но дали ясно понять, что у них уже есть новый вожак. Шон не стал спорить и согласился на подчиненное положение. Ему было важно остаться в стае и продолжить изучение жизни волков.
Еще через три года стая насчитывала дюжину особей. Обитают звери в заповеднике «Комб-Мартин» (Англия).
Цель жизни
Итогом первого тесного общения с четвероногими хищниками стала книга, написанная Шоном, которую он назвал весьма символично: «Свой среди волков». Это интересное повествование с элементами строго научного отчета.
Эллис сравнивает себя с разведчиком, который тщательно готовил внедрение в волчью стаю и, наконец, попал в мир зверей, чтобы досконально изучить их повадки. Зоологи считают, что труд Шона оказал неоценимую услугу науке, ведь наблюдательный автор не упустил ни единой мелочи и описал то, с чем встречался каждый день.
Специалисты отмечали также наличие в книге и философского аспекта. Автор Шон Эллис доказал, что человек — отнюдь не царь природы, каковым себя считает. Он — лишь часть ее, отдельное звено, тесно связанное с другими звеньями.
— Волки обладают чувством собственного достоинства и невероятной жаждой жизни. Это помогает им выживать в самых суровых условиях, — говорит Шон.
На встречах с журналистами ему часто приходится отвечать на вопрос: насколько вероятно в реальной жизни то, что случилось со знаменитым Маугли, которого воспитала волчья стая?
В ответах ученый всегда точен и лаконичен:
— С научной точки зрения, такое вполне возможно, — говорит он. — У волчицы в период выкармливания, особенно если стая удачлива в охоте, много молока. А ее материнский инстинкт настолько силен, что, если свои волчата пропадают, она может кормить кого угодно. Кстати, и легенда об основателях Рима — Ромуле и Реме, которых выкормила волчица, — вполне могла быть реальностью!
Следует отметить, что у Шона имеется не только волчья семья, но и человеческая. Зоолог женат и имеет двоих детей.
— Когда я ненадолго возвращаюсь домой, жена говорит, что я не человек, -признается он, — волчьи повадки выветриваются из меня только через 3-4 недели. Но к тому времени мне уже пора опять возвращаться в стаю!
Своей главной целью Шон считает возрождение в Великобритании популяции диких волков, которые были истреблены в стране еще в XVII веке.
— Многие считают волков злобными, тупыми и кровожадными убийцами, — говорит Шон, — но это далеко не так. Пожив с волками, я понял, что стая — это большая и любящая семья. Счастлив, что научился понимать и любить этих зверей как свою семью!
Владимир ПЕТРОВ
Источник: goodnewsanimal.ru