История танков — краткая история появления и применения боевой машины вида танк.
В 1916 году в ходе первой мировой империалистической войны впервые в бою были применены танки [1] . Так началась история танков, когда были созданы первые образцы этого нового, для того времени, вида вооружений, возможности которого были быстро оценены воюющими сторонами. С тех пор активно развивались как конструкция танков, так и тактика их применения, взгляды на которые многократно менялись. Со времён окончания Первой мировой войны танки постепенно получили распространение практически во всех государствах, содержащих сколько-нибудь значительные вооружённые силы и, начиная с середины XX века, применялись в подавляющем большинстве вооружённых конфликтов. В настоящее время, танковые войска являются основной ударной силой сухопутных войск практически всех крупных армий.
- 1 Предыстория
- 2 Первая мировая война
- 3 Межвоенный период
- 4 Вторая мировая война
- 4.1 Советский Союз
- 4.2 Германия
- 4.3 Великобритания
- 4.4 США
Источник: wiki2.org
Кто придумал первый танк и каким он был?
Кто изобрел танк? Генерал Ж.-Б. Эстьен
Двадцатый век, начавшийся с ужасной войны, положил конец многим иллюзиям. Не самая большая среди них — сказка об изобретателе-одиночке, этаком Леонардо да Винчи, только и думающем о том, как бы осчастливить человечество и, в конце концов, его «осчастливливающем».
Кстати, о Леонардо да Винчи. Вернее о его записках. Это своеобразный зашифрованный каталог идей, которые он намеревался предложить властителям-современникам. Тем из них, кто смог бы оплатить осуществление этих идей, снискав для себя славу и могущество. Изобретателя же одарив некоторым количеством денег, благодаря которым тот мог бы продолжать свою изобретательскую деятельность.
Так вот, среди записок Леонардо имеется набросок, сопровождаемый фразой: «Я сделаю закрытые колесницы, безопасные и защищенные, вооруженные пушками, которые смогут нарушить многочисленный вражеский строй». Более точно описать предназначение танка вряд ли возможно. Вот почему, среди прочего, Леонардо приписывают также изобретение танка.
Хотя от идеи до воплощения в огне и в металле — путь немалый. Что мог бы подтвердить, имея на то полное основание, генерал Жан-Батист Эстьен (Jean Baptiste Eugène Estienne) (1860−1936), которого называют «отцом французских танковый войск».
В 1871 году, во время франко-прусской войны, в родной городок Жан-Батиста вступили прусские войска. Впереди на коне ехал генерал, за ним двигалась артиллерия, потом шла пехота. Естественно, что десятилетний мальчик понял, кем он хочет стать. Конечно, генералом.
В те времена многие не без основания считали, что франко-прусскую войну выиграли стальные немецкие пушки, оказавшиеся по всем параметрам лучше бронзовых французских. Военные сделали выводы из поражения. Артиллерия стала считаться во Франции «богом войны», а карьера артиллериста — самой завидной военной карьерой.
МОЙ ПЕРВЫЙ РАЗ В МИР ТАНКОВ! HARD PLAY В WORLD OF TANKS #1
Для Эстьена эта карьера началась вполне стандартно. В 1882 году Жан-Батист окончил знаменитую Политехническую школу (École Polytechnique), а затем — артиллерийское училище. Свою службу лейтенант Эстьен начал в 1884 году. А Первую мировую войну он встретил уже полковником.
Говорят, что военные всегда готовятся к уже прошедшей войне. Менее всего это относилось к Жан-Батисту Эстену. Еще в Политехнической школе он отличался математическими способностями, для артиллериста совсем не лишними. В тридцать лет Эстьен написал свою первую научную работу по баллистике.
Работу эту отметила Французская Академия наук, и она послужила теоретической основой для того, что нынче называется «стрельбой с закрытых позиций». С целью повысить действенность огня пушек, Ж.-Б. Эстьен занимался также совершенствованием артиллерийских измерительных приборов. А для того, чтобы позволить командирам эффективно переключать огонь с одной цели на другую, в 1902 году он предложил использовать для связи между батареями и штабом телефон.
В 1909 году во французской армии организовали авиационную службу. Поскольку предполагалось, что авиаторы будут главным образом направлять огонь артиллерии, их к артиллерии и приписали. А командиром первой французской авиационной части сделали самого известного специалиста по артиллерийской стрельбе с закрытых позиций Ж.-Б.Эстьена, в ту пору уже подполковника. Так что Ж.-Б.Эстьена вполне можно считать еще и отцом французской авиации.
23 августа 1914 года, уже в первый месяц разразившейся войны, Ж.-Б. Эстьен сказал, что победа достанется той стороне, которая первой поставит артиллерийское орудие на защищенный броней вездеход. Этой идеей он попытался в конце 1915 года зажечь знаменитого автоконструктора Луи Рено. Л. Рено уже тогда ходил в национальных героях.
Благодаря его автомобилям, знаменитым черным парижским такси, произошло так называемое «чудо на Марне». Мирные трудяги-автомобили помогли французскому командованию буквально за одну ночь перебросить тысячи солдат и офицеров на рубежи у реки Марна и в начале сентября 1914 года остановить немецкое наступление на дальних подступах к Парижу.
Л. Рено отказался производить «боевые колесницы», оправдываясь тем, что все мощности его предприятий уже заняты выполнением государственных военных заказов. Только к июлю 1915 года он сообщил Ж.-Б. Эстьену о том, что его конструкторы приступили к созданию танка Renault FT-17.
Танки для прорыва немецкой линии обороны в то же время конструировали и в Великобритании. Эти работы велись под руководством Военно-морского министерства и никак не координировались с французскими коллегами. Поэтому танки Л. Рено были абсолютно не похожи на британские «сухопутные крейсера». Они были легче, поэтому и скорость у них была выше. Танк Renault FT-17 был вооружен 37-миллиметровой пушкой, установленной — самое главное — в башне, которая могла поворачиваться на 360 градусов.
Англичане впервые применили танки для прорыва линии обороны немцев 15 сентября 1915 года в битве на реке Сомме, в Бельгии. По результатам пятичасового боя танки были признаны успешным и перспективным оружием. Соответственно, и французы форсировали изготовление своих бронированных машин. 30 сентября 1915 года генерал Ж.-Б. Эстьен был назначен командиром танковых частей французской армии, которые тогда называли частями особой артиллерии (Artillerie Spéciale).
Организация нового вида войск «из ничего» потребовала от генерала Ж.-Б. Эстьена выдающихся организационных способностей. Свой талант интригана на этом посту он тоже выказал в полной мере. Дело в том, что во Франции одновременно на разных предприятиях создавались легкий танк Рено, тяжелый танк St Chamond (практически копия британских «сухопутных крейсеров») и оригинальный сверхтяжелый танк Char 2C. Чтобы избежать распыления ресурсов, генерал Эстьен сделал все возможное, дабы прекратить производство иных танков, кроме Renault FT-17.
Первая битва, в которую бросили эти танки, произошла 16 апреля 1917 года в районе Берри-о-Бак (Berry-au-Bac). Битва эта была проиграна. Более того, в этом бою погиб командир первой французской танковой части Луи Боссу (Louis Bossut). За эту неудачу Ж.-Б. Эстьена вполне могли бы разжаловать, а возглавляемые им танковые части расформировать.
К счастью, этого не произошло благодаря заступничеству непосредственного командира Ж.-Б. Эстьена, генерала Филиппа Петена. Слово Петена тогда многое значило. Он был признанным героем войны. Еще более четверти века оставалось до того момента, когда Ф. Петен запятнает себя сотрудничеством с врагом.
Как и Л. Рено, которого в те годы тоже называли героем и спасителем нации.
А Ж.-Б. Эстьену пришлось всерьез заняться разработкой тактики применения нового вида наступательного оружия. Будучи артиллеристом, он считал главным достоинством танков хорошее артиллерийское вооружение и высокую скорость. Основной боевой тактической единицей Ж.-Б.
Эстьен определил группу из 12−16 танков, которой ставилась отдельная задача по прорыву линии вражеской обороны и по уничтожению пулеметных гнезд. Анализируя неудачный бой под Берри-о-Баком, генерал Эстьен подчеркивал важность взаимодействия танков, пехоты и артиллерии. Все эти положения считаются верными и сегодня.
Как видим, Ж.-Б. Эстьен оказался одним из немногих французских генералов, готовившимся, вопреки уже упомянутой поговорке, не к прошедшей войне, а к будущей. К сожалению, лучше всего уроки Ж.-Б. Эстьена освоили немецкие танкисты, что привело Францию к ужасающему поражению в 1940 году.
Источник: www.shkolazhizni.ru
100 лет танкам. Mark I, серийный первенец
Самый ответственный момент танковой предыстории наступил вечером 2 февраля 1916 года, когда принципиально новая боевая машина должна была показать себя на испытательном полигоне. В этот момент «танком» её называли только в официальных бумагах, а в кругу создателей чаще звучали прозвища «Большой Вилли» или «Мать».
Форма машины не была похожа ни на одно механическое транспортное средство из существовавших ранее. Это была бронированная коробка, опоясанная по периметру крупнозвенчатыми гусеницами. Передние катки были подняты над землёй и вынесены вперёд, так что при взгляде сбоку «Большой Вилли» напоминал громадный ромб. Казалось бы — очень странная конструкция. Но испытания показали совсем другое.
Восхитительный боевой «ромб»
Согласно плану, «Большому Вилли» предстояло с места преодолеть препятствие высотой 1,37 метра и разрез шириной полтора метра. После этого, пройдя на полной скорости 100 ярдов (91,44 метра), машина должна была занять место в подготовленном окопе-капонире, выехать из него и двигаться дальше, круша проволочные заграждения и пересекая обширные воронки. Напоследок танк планировали обкатать на склонах и в топких местах.
Очевидцы были в восторге от вроде бы неуклюжей машины. Британский министр снабжения Ллойд-Джордж вспоминал: «Она легко двигалась через плотные заграждения, перелезала по глубокой грязи и через окопы… Напоминавшее слона чудовище прорывалось через кустарники, втаптывало молодые деревья в землю и оставляло после себя широкий след разрушений». Канцлер казначейства Реджинальд Маккена назвал танк лучшей инвестицией из возможных и гарантировал, что если военные одобрят проект, то Британия обеспечит ему неограниченный бюджет.
При своём обычном скепсисе остался только неумолимый лорд Китченер, заявивший, что эта «дорогостоящая игрушка» не поможет выиграть войну. Правда, генерал Дуглас Хейг, чья армия тонула в крови под Лоосом осенью 1915 года, думал иначе. И уже через несколько дней после испытания он заказал первые 40 танков.
Как же появилась на свет эта невообразимая ромбовидная конструкция танка и в чём был залог успеха «Большого Вилли»?
«Осторожно — Петрограа ь!»
Когда у ходовой части старшего родственника первого «ромба» — «Машины № 1 Линкольн» — обнаружились конструктивные недостатки, изобретатели смогли быстро её улучшить. Увы, это была только полумера. Прототип по-прежнему не мог ни проехать по склону крутизной до 27°, ни преодолеть ров шириной 2,4 метра, ни «перелезть» через стену высотой 1,37 метра. А военные были категоричны в этих требованиях, потому что точно знали, с чем новая машина столкнётся на фронте.
В номере отеля «Уайт Харт» (White Heart) отцы-разработчики устроили мозговой штурм в поиске выхода из очередного технологического тупика. Найденное решение выглядело столь же абсурдным, сколь и многообещающим: отказаться от тракторного шасси, а вместо этого прикрепить по бокам коробчатого корпуса здоровенные бронированные рамы в форме параллелограмма и пустить гусеницы по их периметру. При этом направляющие катки оказывались выше доброй половины возможных препятствий. Идея казалась неуклюжей, но Суинтон был готов пойти на риск.
Вопрос размещения вооружения решили полностью в духе концепции «сухопутных кораблей». Вращающаяся башня на крыше увеличивала и без того крупный силуэт танка, а вдобавок — смещала центр тяжести корпуса. Поэтому от неё отказались, заменив на бортовые спонсоны — выступающие казематы. Похожими оснащались корабли-броненосцы того времени. У пушек в спонсонах получались вполне приемлемые углы наведения.
В конце сентября 1915 года компоновку нового прототипа утвердили, а вскоре был готов и деревянный макет. Работа над «Большим Вилли» началась параллельно с улучшением «Маленького» (доработанной «Машины № 1 Линкольна»). Режим конспирации соблюдался неукоснительно, и не только в деловой переписке.
Легенду о том, что «танки» собираются отправлять в Россию, подкрепили надписями на кириллице поверх собранных корпусов. Правда, знатоков русского языка среди тех, кто работал над танками, не было, так что случались курьёзы. Один неизвестный фотограф, например, запечатлел машину с надписью: «ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь».
После ошеломительного успеха на испытаниях в Хэтфилде новинку продемонстрировали королю Георгу V. Вскоре первый в истории танк приняли на вооружение уже под официальным наименованием Mark I и запустили его серийное производство. Первоначальный заказ включал 100 единиц.
В апреле 1916 года Суинтон выдвинул предложение выпустить половину заказанных танков с исключительно пулемётным вооружением. Это отвечало первоначальной концепции танка как истребителя пулемётов и средства для «зачистки» окопов. Орудие и вправду хуже справлялось с живой силой, как сидящей в траншеях, так и нападающей на другие машины. Переход на пулемёты также позволял существенно ускорить производство танков. Так Mark I разделился на пушечно-пулемётных «самцов» (Male) и пулемётных «самок» (Female).
Внезапно заартачилось британское Управление вооружений, которое заявило, что не будет снабжать артиллерией «сомнительные новинки». На помощь, уже в который раз, пришло Адмиралтейство: в спонсонах танков-«самцов» производители установили морские 6-фунтовые (57-мм) пушки. Теоретически они могли выпускать 15–20 снарядов в минуту на дистанцию 1,8 км, но реальный темп и расстояние стрельбы оказались существенно ниже из-за неудобной конструкции орудийной установки. Шутка ли — наводчику приходилось работать, стоя на коленях.
«Самцы» несли смешанное вооружение, так что кроме пушки Mark I Male оснащался тремя-четырьмя пулемётами «Гочкис». «Самки» кроме «Гочкисов» несли в каждом спонсоне по два громоздких 7,7-мм «Виккерса». С удобством работы у пулемётчиков дела обстояли так же скверно, как и у «пушкарей». К примеру, выбраться из спонсона стрелок мог, только пятясь ползком и боком. В случае пожара в танке он был обречён.
Гадкий утёнок на гусеничном ходу
Экипаж первого танка страдал в полном составе. Управляли машиной четыре человека: командир, водитель и два помощника, каждый из которых трудился на отдельной бортовой коробке передач. Из-за грохота внутри стальной коробки докричаться друг до друга было нереально. Водителю приходилось колотить рукой или молотком по капоту, чтобы обратить на себя внимание, а потом показывать на пальцах номер передачи.
Острых ощущений добавляло то, что по обеим сторонам боевой рубки располагались два бака с топливом — по 114 литров в каждом. Немудрено, что под рукой всегда были огнетушители. Горючее поступало в карбюратор двигателя самотёком. Стоило танку накрениться, как экипаж хватался за стеклотару и начинал переливать горючее из бака в двигатель. Внутри танка температура могла превышать 60 градусов, а из-за отсутствия рессор трясло так, что люди, покинув машину, зачастую некоторое время не могли нормально ходить.
Финальный штрих: выхлопные трубы 105-сильного двигателя конструкторы вывели на крышу. Они были лишены глушителей, отчего нещадно коптили и извергали искры, демаскируя танк и подпаливая брезент.
Несмотря на это, первый танк для своего времени оставался чудом техники. Суинтон, гордясь своим детищем, сформулировал основные принципы его применения. Танки следовало бросать в бой, только когда в распоряжении полководца их достаточно много. Атаковать ими нужно было внезапно, ошеломляя врага, без артиллерийской подготовки. И, наконец, пусть гусеницы и превосходили колёса по проходимости, это не значило, что танку по зубам любой ландшафт.
Не все заветы Суинтона оказались соблюдены, но через пять месяцев под панический возглас «Дьявол идёт!», прозвучавший из немецких окопов, британские «ромбы» пошли в свой первый бой.
Оригинал статьи опубликован на портале worldoftanks.ru.
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
- Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
- Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
- Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.
Источник: warspot.ru
Первый русский танк — сормовский
Как в Нижнем Новгороде начиналось отечественное танкостроение
31 августа 1920 года вошло в историю как день рождения первого отечественного танка. В этот день на заводе «Красное Сормово» прошли испытания «Русского Рено», прототипом которого стал легкий танк Renault FT-17. Он достался красноармейцам в качестве трофея во время Гражданской войны. Для завода «Красное Сормово» этот опыт определил дальнейшую судьбу: в годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало легендарные Т-34.
Как началось российское танкостроение
В Российской империи не было серийного танкового производства — только опытные образцы, не обладающие реальной боевой мощью, и даже броневые автомобили собирали на базе шасси зарубежных машин. Накануне революции власти собирались закупать танки в Европе, но эти планы не были реализованы.
Прототипом сормовского танка стал французский легкий танк Renault FT-17. Эти боевые машины попали в страну в годы Гражданской войны 1918-1922 годов. Франция поддерживала Белое движение и снабжала танками армию генерала А. И. Деникина. В боях под Одессой красноармейцы отбили четыре FT-17 и один из них отправили В.И. Ленину в качестве подарка.
Тот поручил использовать трофей для строительства собственных советских танков, а заводом-исполнителем определил «Красное Сормово». Предприятие уже имело опыт строительства боевых машин: во время Гражданской войны оно выпустило 30 бронепоездов и 20 бронированных судов.
Renault FT-17
Первым в мире серийным легким танком был Renault ft-17, выпускался с 1917 года. В годы Первой мировой войны он считался одним из самых удачных — впервые танк имел башню кругового вращения. На танках устанавливали 37-мм пушку Гочкиса или 8-мм пулемет Гочкиса образца 1914 года.
В Нижний Новгород трофейный танк прибыл разобранным в трех крытых вагонах. В нем не было многих ключевых узлов, но сормовичи встречали его с воодушевлением, пообещав изготовить собственный первый образец за девять месяцев. Работы начались в конце сентября 1919 года.
Конструкторская работа
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Чертеж первого танка «Борец за свободу тов. Ленин»
Сроки были жесткими: за три месяца надо было представить всю техническую документацию. С натуры сняли эскизы и по ним изготовили первые рабочие чертежи (эти документы сохранились в музее истории завода «Красное Сормово»), а многие детали, вроде коробки скоростей и приводов управления, сормовичи конструировали заново. В работе конструкторской группы участвовали французские инженеры-коммунисты.
Среди руководителей первых танкостроителей был представитель Центроброни, военный моряк Иван Христианович Гаугель, имя которого сегодня носит одна из улиц Сормовского района. Неравнодушный к своему делу, творческий и требовательный — заводчане звали его «комиссар Гаугель». Именно он в августе 1920 года телеграфировал в Москву о первом испытании готового образца.
Танк успешно справился со всеми заданиями: на проходимость, подъем, маневренность и другими.
Первым водителем-испытателем танка был слесарь сормовского завода Иван Алексеевич Аверин.
Источник: www.kommersant.ru