В этот день в 1916 году состоялось крупнейшее морское сражение «машинного» времени – Ютландское (соотношение сил см. ниже), в Германии — Бой у Скагеррака. В схватке сошлись 250 кораблей противников (при Цусиме, полным счетом — 150+). Если же кто-то из «знатоков» напомнит о сражении в зал. Лейте, то отвечу:
— события в кон. октября 1944г. у берегов Филиппин представляют собой не одно сражение, а попытку японцев провести морскую стратегическую операцию в ответ на американскую высадку на о-в Лейте. В ходе этой попытки они были разбиты в силу подавляющего превосходства противника, хотя и имели шанс нанести ему бОльший урон.
— многие помнят слова О.Бендера о таких «знатоках»
Но вернемся к событиям 100-летней давности в Северном море, кто же победил:
Резюмируя:
— британский флот, обладавший значительным превосходством в силах, несмотря на потери, одержал победу, т.к. достиг своей цели — сохранил блокаду, как метко выразился кто-то из современников: «германский флот ранил тюремщика, но . остался в тюрьме!»
Ютландское сражение . Страницы истории.Battle of Jutland. History pages.
— германский флот не смог достигнуть своей — цели — разбить противника по частям
Нек-рые детали:
— британская разведка («комната 40») ЗАРАНЕЕ знала о готовящейся операции и их корабли вышли в море РАНЬШЕ германских — ! Хотя чисто военная дурость (получавший донесение разведки адмирал не снизошел до выслушивания соображений аналитиков, а передававший их офицер не посмел высказаться. ) помешала точно определить состав сил германцев. Тут нужно вспомнить и о нашем вкладе — сигнальные книги и шифры с выскочившего на камни на Балтике в августе 1914г. германского крейсера «Магдебург» наши передали «союзникам»
— германские линейные крейсера (ком. — к-адм. Ф.Хиппер) навели британский авангард на свои главные силы, при этом нанесли им ощутимые потери; в конце сражения успешно прикрыл отход главных сил Флота Открытого моря — хотя, возможно, этот «выпад» и был излишен
— британские линейные крейсера (+ 5-я эскадра быстроходных линкоров; ком. — в-адм. Д.Битти) сумели оторваться и почти случайно навели германские корабли на свои главные силы. При этом Битти: а) не сумел сосредоточить свои силы к началу боя; б) не распределил огонь; в) не обеспечил комфлота вразумительной и своевременной информацией о противнике; г) за почти 1,5 года после боя у Доггер-Банки не «подтянул» своих артиллеристов — стрельба его кораблей была отвратительной — см. табл. внизу (к быстроходным линкорам это не относится, хотя командир их эскадры был просто тупым служакой)
— неожиданно для себя столкнувшись с главными силами британцев Флот Открытого моря (в-адм. Р.Шеер) не стал рисковать и отступил, дважды, в условиях боя, исполнив сложнейший маневр. В конце концов флот вернулся в свои базы пройдя ночью ЗА КОРМОЙ главных сил противника! По слухам Шеер выпил во время сражения 2 бутылки шнапса — должно быть это и помогло.
— Гранд Флит (адм. Дж.Джеллико), не получая своевременной информации о противнике сумел в кратчайшие сроки перестроить 6 параллельных походных колонн (!) своих линкоров в наилучший, в тех условиях, боевой порядок, затем снова потерял германцев (снова «спасибо» крейсерам!), оставался в море всю ночь, утром врага в море не нашел (они уже были в своих базах) и вернулся.
— из-за задержек с ремонтом германских кораблей выход в море пришлось несколько раз откладывать и большинство развернутых заранее на позициях ПЛ вернулось, оставшиеся не добились никакого успеха (о судьбе «Хэмпшира — отдельно!)
— британские эсминцы добились незначительных успехов, германские — никаких
Частные дополнение:
— несовершенство средств разведки, связи и управления привели к тому, что само сражение почти превратилось в блуждание масс кораблей в р-не боя практически наугад (впрочем, надо признать, что германцы управлялись лучше. )
— сражение показало что, по крайней мере германские линейные крейсера превосходят британские
Германские корабли, после сражения, ремонтировались дольше британских, а те просто прекратили выходить в море (не считая вылазки в августе), потом к ним еще присоединились американские эскадры и у германцев просто не стало шансов — в итоге, по условиям перемирия, 2-й в мире флот униженно перешел под британским контролем в Скапа-Флоу (вместе с подлодками — основной угрозой англосаксам), где фаталистически и самозатопился.
После боя, учитывая, что германское сообщение о победе появилось еще до возвращения британских кораблей в базы, британская общественность нуждалась в «козле отпущения» и, одновременно, «герое» — первым сделали Джеллико, вторым — Битти — он стал главкомом уже в ноябре.
Споры (в т.ч. и с переходом на личности) о ходе сражения, его руководстве и результатах не прекращались и после войны, тем более Адмиралтейство засекретило «Официальный отчет» — он был опубликован с «изьятиями» лишь в 1927г. Полная история, со всеми документами и мнениями главных участников вышла в 1939 году и . бОльшая часть тиража погибла под немецкими бомбежками в 1940г. — теперь библиографическая редкость! «Всё надо делать вовремя»
«Спорщики» Битти и Джеллико умерли в 1935-36гг с «разбегом» в неск. месяцев (разница в возрасте — 12 лет).
Командующий германскими крейсерами — Хиппер тоже сменил своего «шефа» в качестве главкома, но уже под занавес — в августе 1918г., пережил флотские мятежи и революционные события, вынужден был сдать флот британцам и ушел в отставку, мемуаров не оставил, умер в 1932г.
Шееру не так повезло — в 1920г. злоумышленник ворвался в его дом, убил жену, ее служанку, тяжело ранил его дочь и . покончил с собой в подвале — ! Написал мемуары, принял приглашение от Джеллико посетить Британию, но . умер в 1928г. до поездки.
Итак, соотношение сил в Ютландском сражении:
Флагманы противников — британский «Айрон Дьюк» (вверху) и германский «Фридрих дер Гроссе»
1) Общее (в скобках — потери кораблей):
Британцы Германцы
линкоры-дредноуты 24 16
крейсера-дредноуты 9 (3) 5 (1)*
ВСЕГО дредноутов 37 21
станд. в/и, тыс.т 940 (69) 530 (31)
* германские линейные крейсера, по своим боевым качествам, приближались к понятию «быстроходные линкоры», но уступали британским в артиллерийской мощи
«Уорспайт» — британские быстроходные линкоры типа «Куин Элизабет» с 381-мм ГК могли бы стать «кохырной картой» в этом бою, но . постоянно опаздывали к месту событий
линкоры-додредноуты
(броненосцы) — 6 (1)
броненосные крейсера 8 (3) —
ВСЕГО кораблей-
-«броненосцев» 45 (6) 27 (2)
станд. в/и, тыс.т 1.067 (114) 615 (45)
Броненосный крейсер «Дефенс» (вверху) и броненосец «Поммерн» вступили в строй уже после «Дредноута», но соперничать с кораблями нового типа уже не могли (правда второй погиб от торпеды британского эсминца, а не от артогня дредноутов, как первый. )
легкие и бронепалубные
крейсера 26 11 (4)
станд. в/и, тыс.т 131 55 (21)
эсминцы 79 (8) 61 (5)
* «Энгадайн» с 4 поплавковыми самолетами на борту — один из них взлетел, обнаружил противника, но несовершенство средств связи не позволило авианосцу передать это сообщение главным силам — первое в ситории использование корабельной авиации в бою!
Второй авианосец — «Кампания» — не вышел в море из-за угрозы подлодок
Германские дирижабли не смогли вылететь из-за погоды (сильный ветер)
У британцев в составе флота был и гидроавианосец «Энгадайн».
2) Артиллерия (бортовой залп кораблей, калибр больше 150-мм):
ВСЕГО орудий ГК
дредноутов, борт 332 188
ВСЕГО орудий ГК
броненосных кораблей,
борт 360 212
150/152-мм 168 160
Всего орудий среднего
калибра, борт 190 202
По орудиям больше 234-мм:
Бортовой залп, т 183 76
Бортовой залп в минуту, т*** 299 196
Отдельно по силам Битти и Хиппера перед началом сражения:
Бортовой залп, т 52 15
Бортовой залп в минуту, т*** 72 41
* ЛК «Канада» — строившийся для Чили корабль, конфискованный с началом войны, после войны отремонтирован и передан заказчику — «Латорре»
** 190-мм — ГК на БрКр «Хэмпшир»
***Табличные данные — естественно скорострельность в реальном бою зависит от многих факторов, это техническая огневая производительность орудийных установок, заложенная конструктора, по-моему я первый даю этот показатель.
«Костяк» ютландской артиллерии британские BL 13.5-inch Mk V и германские 30.5 cm SK L/50
Выпущено снарядов ГК (попаданий): Британия 4.480 (124, 2,8%) Германия 3.597 (122, 3,4%)
в т.ч. ЛКр 1.650 (26, 1,6%)
и ЛК 2.630 (98, 3,7%)
(по БрКр данных нет)
Потери: Британия 14 кораблей (9,3%), 6.100 чел. (10%) Германия 11 кораблей (11%), 2.550 чел. (7,1%)
Линейный крейсер «Индефатигебл» стал одной из главных жертв сражения — неудачное развитие типа «Инвинсибл» (и так недостаточная броня была «размазана» по большей площади) — потплен германским «Фон дер Танном», только 2 из экипажа в 1.019 чел. спасены
Его одноклассник «Нью Зиланд» (выпустил больше всех снарядов — 420, но попал всего 4 раза — меньше 1%) получил лишь одно попадание — видимо сказалось «шаманство» аборигенов маори, подаривших командиру крейсера накидку пью-пью, в к-рой он и был во время сражения:
Еще один из серии — «Австралия» к Ютланду не успел выйти из ремонта
В общем, в т.ч. для нас:
— английские линейные и броненосные крейсера (3 и 3, соответственно) бодро взрывались и горели (кстати, аналогично поврежденный нашим огнем «Фудзи», построенный в Англии, при Цусиме, не взорвался, сволочь!), но германский флот победы не добился и вернулся в свои базы (жаль «Лютцова» не дотащили! кроме него, из крупных кораблей , германцы потеряли броненосец времен русско-японской войны) – просто РАНЬШЕ нужно было англичан топить – в конце 1914-начале 1915 гг., тогда был реальный шанс и лучшее соотношение сил, а в середине 1916 года было уже поздно.
Да, немцы потеряли в сражении легкий крейсер «Эльбинг» — строившийся для русского флота как «Адмирал Невельский» и конфискованный с началом войны.
Еще один пример неудачи континентальных держав на море.
Источник: nosikot.livejournal.com
Кто победил в ютландском морском сражении
- Политика
- ВМФ
- Украина
- ВМС США
- ВМС Европы
- ВМС Азии
- Другие ВМС
- Пиратство
- Происшествия
- Соцобеспечение
- Курьезы
- 23 февраля
- Арабский мир
- 9 мая
- День ВМФ
- Структура ВМФ
- Структура ВМФ
- Балтийский флот
- Черноморский флот
- Тихоокеанский флот
- Северный флот
- Каспийская флотилия
- Боевые возможности ВМФ РФ и ВМС США
- Подводные лодки
- Надводные корабли
- Офицер
- Командир корабля, командир части
- Помощники командира
- Командир БЧ оружия
- Командир БЧ связи/управления
- Командир электромеханической БЧ
- Корабельный врач
- Командир группы, инженер
- Штурман
- Старшина команды
- Техник
- Специалист
- Младший командир — старшина, сержант
- Хронология трех веков Российского Флота
- Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв.
- Регулярный военный флот Петра Великого
- Русский флот в послепетровский период
- Русский парусный флот в XIX в.
- Паровой броненосный и миноносный флот
- Подводные лодки в Российском императорском флоте
- Флот накануне и в период Первой мировой и Гражданской войн
- Становление советского флота
- Флот накануне и в период Великой Отечественной войны
- История родов сил ВМФ
- Надводные силы
- Подводные силы
- Морская авиация
- Береговые войска
- Наука и Флот — исторический обзор
- Наука и современность
- Тактика и оперативное искусство
- Научные проблемы кораблестроения и их решение
- Научные проблемы корабельной энергетики
- Оружие кораблей ВМФ
- Радиоэлектронное вооружение
- Авиация ВМФ и роль науки в ее развитии
- Навигация и океанография
- Флотские ученые
- Военно-морская академия
- Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. ВВМУ им. М.В. Фрунзе)
- Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова)
- Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова
- Военно-морской инженерный институт
- Балтийский государственный технический университет («Военмех»)
- Военно-Медицинская академия
- Военный университет МО РФ
- Нахимовское училище
- Ломоносовский морской колледж ВМФ
- Морской кадетский корпус
- Балтийский военно-морской институт
- Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова
- Кадетская Россия: школы и корпуса
- Издания с материалами о ВМФ
- Литература
- Рекомендуем прочесть
- Книжная полка
- Справочники, словари, руководства, указатели
- Исследования, документалистика
- Фундаментальные, энциклопедические, общеисторические труды
- Мемуары
- Художественные исторические труды, публицистика, поэзия, карикатура
- Одна «Булава» — хорошо.
- Международное морское право
- Законы
- Указы и постановления
- Корабельные уставы
- Кодексы
- Стандарты, правила
- Каталог бизнес-организаций
- Каталог товаров и услуг
- Как загрузить в каталог данные о товарах/услугах?
- О кают-компании
- Поэтический иллюминатор
- Вернисаж
- Анекдоты, флотские байки, пословицы
- История одной жизни
- «Море зовет» и «На побывке»
- Песни — душа поет о море
- Ностальгия
- Computer Дрозд»
Источник: flot.com
Ютландское сражение. Причины. Ход. Последствия
Ютландское сражение (31 мая — 1 июня 1916 г.) — крупнейшее морское сражение произошедшее в Северном море в Первую мировую войну, где британский и немецкий флоты сошлись в генеральном сражении.
Самое крупное морское сражение
Великие битвы Первой мировой войны, унесшие миллионы человеческих жизней, происходили на суше. Марна, Верден, Брусиловский прорыв определяли судьбу этой войны. Однако в истории Первой мировой есть одно сражение, которое стоит особняком. Это Ютландское морское сражение, обычно кратко именуемое Ютландским боем. Это единственное большое сражение флотов в годы войны; больше того, оно было и остается самым крупным морским сражением в мировой истории.
Вместе с тем Ютландское сражение и само по себе имело немалое значение и серьезно повлияло на ход войны. Так, его следствием стала объявленная Германией в начале 1917 г. неограниченная подводная война, что, в свою очередь, привело к вступлению в войну США. Последствия этого известны.
Предыстория
В начале войны британский флот заблокировал выход из Северного моря, прервав морские поставки в Германию сырья и продовольствия. Основные военные действия на море состояли в попытках германского флота прорвать блокаду, а английского – помешать этому прорыву. В 1916 г. германский флот попытался прорвать блокаду основными силами, что и привело к его столкновению с основными силами британского флота вблизи полуострова Ютландия.
План войны на море
Замысел командующего германским Флотом открытого моря адмирала Шеера, исходивший из плана войны на море, был в том, чтобы демонстративными действиями линейных крейсеров в проливе Скагеррак вызвать выход в море одного из крупных соединений кораблей английского флота, а потом перехватить и уничтожить его главными силами. Что бы избежать встречи со всем английским флотом у его баз на позициях были заранее развернуты 22 немецкие подводные лодки с задачей разведки и ослабления противника при выходе его кораблей из баз.
Но немецкие подлодки не смогли выполнить свою задачу. 30 мая командованию англичан стало известно из перехваченных радиограмм о готовящемся выходе в море германского флота. Это дало возможность командующему английским Гранд-Флитом адмиралу Джеллико принять необходимые контрмеры. По его плану, главные силы английского флота должны были выйти в пролив Скагеррак навстречу неприятелю и уничтожить его в генеральном сражении.
1) Адмирал Рейнхард Шеер; 2) Адмирал Джон Рашоурт Джеллико
Соотношение сил
Английский флот насчитывал 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 легких крейсеров и 79 эсминцев; германский – 22 линкора, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 61 эсминец. У англичан было значительное превосходство в силах. Вес бортового залпа их кораблей был почти в 2,5 раза больше, чем у немецких кораблей. Английские линкоры также превосходили линкоры немцев в скорости, но уступали им по бронированию и живучести.
ЧИТАТЬ на сайте: Проклятие мумии или ты умер, но будешь жить вечно
Ход сражения
Германский флот начал развертывание на рассвете 31 мая. Первым в море вышло авангардное соединение адмирала Хиппера, которое состояло из линейных крейсеров, которые шли в охранении легких крейсеров и эскадренных миноносцев. За ним на расстоянии 50-ти миль шли основные силы германского флота. Соединение Хиппера должно было до наступления темноты показаться у берегов Южной Норвегии, после чего на протяжении ночи крейсировать в Скагерраке и к полудню на следующий день присоединиться к основным силам. Но около 14 часов корабли Хиппера увидали перед собой авангард английского флота.
Ютландское морское сражение началось в 14 ч 30 мин. 31 мая боем авангардов линейных крейсеров, в ходе которого немцы смогли потопить 2 линейных крейсера, которые взорвались и затонули – в основном, из-за недостаточной защиты боевых погребов и небрежного обращения команды с кордитом. Немцы также смогли навести английский авангард на свои основные силы. Из-за отсутствия разведки командующие флотами не знали действительной обстановки.
Основной этап боя
Английский авангард, оказавшись перед основными силами германского флота, начал отход, а германский флот, преследуя его, не знал о нахождении в море всего английского флота, и в скором времени оказался перед его главными силами. Основной этап боя начался в 15 ч 48 мин. на дистанции около 80-ти кабельтовых. Противники открыли огонь почти одновременно. Но в английской эскадре под командованием Битти из-за плохо организованной связи при распределении целей между кораблями произошла путаница, в результате чего германский крейсер «Дерфлингер» оказался вне обстрела и мог безнаказанно вести огонь по английским кораблям.
Положение англичан было осложнено еще и тем, что, неверно определив начальную дистанцию боя, они в течении долгого времени не могли пристреляться, и первые их снаряды ложились с большими перелетами. Германские корабли, находившиеся в более выгодном положении, довольно быстро смогли пристреляться. Это привело к тому, что на первом этапе потери англичан были куда более серьезными.
Отход эскадры. Преследование
В скором времени в сражение вступили и германские линкоры главных сил, и Битти начал отвод эскадры. Хиппер, даже не став дожидаться соединения с основными силами, бросается в погоню. Битти, однако, смог оторваться. Между тем, основные силы двух могучих флотов, едва ли догадываясь об этом, приближались друг к другу. Шеер вообще не предполагал, что весь Гранд-Флит вышел в море.
К столкновению со всем английским флотом немцы, конечно, не были готовы.
ЧИТАТЬ на сайте: Казанский кремль. История. Археологические исследования
Преследуя отходившее на север соединение Битти, германский Флот открытого моря в 18 ч 20 мин. пришел в боевое соприкосновение с основными силами английского флота. Англичане открыли интенсивный огонь с дистанции 60 – 65 кабельтовых. Только оказавшись под огнем Гранд-Флита, адмирал Шеер понял, что он вступил в бой с главными силами противника.
Выход германского флота из боя
Ввиду явного превосходства англичан в силах адмирал Шеер отказался от боя и в 18 ч 35 мин. поворотом на 180º вышел из боя и направился на юго-запад. Поворот германских линкоров и выход их из боя прикрывался дымовой завесой. К исходу 31 мая германский флот смог оторваться от противника. Последующий ночной бой между флотами уже носил характер случайных и неорганизованных стычек отдельных кораблей.
Потери
Потери в Ютландском бою составили у англичан 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев, около 6800 человек убитыми, ранеными и пленными, немцы потеряли 1 линейный крейсер, 1 устаревший линкор, 4 легких крейсера и 5 эсминцев, около 3100 человек было убито и ранено.
Последствия. Итоги. Анализ
В Ютландском морском сражении флоты обеих сторон не решили своих задач. Но Англия смогла сохранить за собой господствующее положение на море, а немецкий линейный флот перестал предпринимать активные действия.
Тем не менее обе стороны объявили происшедшее своей собственной победой: Германия – в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания – в связи с явной неспособностью германского флота прорвать британскую блокаду. В целом, это сражение ухудшило положение Германии. Стало очевидным, что в открытых морских сражениях германский флот не может на равных соперничать с английским. Больше Флот открытого моря участия в военных действиях фактически не принимал.
Противники придерживались устаревшей линейной тактики. Громоздкие кильватерные колонны оказались неудобными для ведения боя, они затрудняли массированное использование огневых средств и сковывали инициативу командующих эскадрами. Сражение показало возросшую роль в бою легких сил, но они не имели должной организации взаимодействия.
Впервые получили широкое применение дневные торпедные атаки, но производились они одиночными торпедами, с больших дистанций, без поддержки атакующих кораблей другими силами и были малоэффективными. Это сражение показало большую зависимость течения и исхода боевых действий флота от состояния разведки, гибкости и твердости управления главными силами флота. Оно ознаменовало также окончательный крах идеи «генерального морского сражения» как главного способа достижения цели вооруженной борьбы на море.
Источник: shtorm777.ru
Ютландское проклятие: кровавая битва на море
31 мая 1916 года в Северном море близ датского полуострова Ютландия, в Скагерракском проливе, разыгралось крупнейшее в мировой истории морское сражение между британским Гранд-Флитом и германским Флотом открытого моря. С обеих сторон в нем участвовали около 250 боевых кораблей и 100 тысяч человек личного состава.
С началом Первой мировой войны британский флот блокировал выход из Северного моря, прервав морские поставки в Германию сырья и продовольствия. Устранить эту блокаду немцы не могли. Командующий кайзеровским Флотом открытого моря адмирал Фридрих фон Ингеноль понимал, что лобовое столкновение с неприятельским Гранд-Флитом, мягко говоря, нежелательно. Силы были неравны, что наглядно показал бой в Гельголандской бухте 28 августа 1914 года, когда англичане, не потеряв ни одного корабля и лишь 32 человека убитыми, потопили три германских легких крейсера и эсминец.
В итоге Флот открытого моря, созданный практически с нуля в 1907 году, берегли как козырную карту. Досаждать противнику немцы решили набеговыми операциями на восточное побережье Великобритании быстроходных крейсеров и действиями подводных лодок на коммуникациях близ баз Гранд-Флита. Плоды это приносило. В частности, 22 сентября 1914 года субмарина U-9 за полтора часа отправила на дно три крейсера англичан. Однако тактика «ударь и отходи» не могла обеспечить прорыв блокады.
В январе 1916-го командующим Флотом открытого моря назначили вице-адмирала Рейнхарда Шеера, сторонника агрессивной наступательной стратегии. Этого старого служаку всю жизнь терзал внутренний конфликт. По натуре он был бойцом, но ни проявить себя, ни сделать карьеру никак не удавалось. Сын баварского учителя, Шеер поступил на императорский флот в 16 лет. Презираемый сослуживцами-аристократами за «врожденное плебейство», он лишь на пороге своего сорокалетия получил должность старшего помощника командира корабля.
Дальше дело пошло быстрее: в 1907 году Шеер уже руководил флотилией миноносцев, семью годами позже 2-й ударной эскадрой линкоров, а затем 3-й ударной эскадрой дредноутов. Наконец, всеми военно-морскими силами Германской империи.
Их возможности Шеер явно переоценивал. «Я проинспектировал весь свой флот, — заявил он однажды, — и мне остается лишь признать, что он не хуже английского». Вице-адмирал подготовил план, сутью которого была идея решительной битвы с неприятельской армадой. В документе говорилось, что на Гранд-Флит «должно оказываться систематическое и постоянное давление с тем, чтобы принудить его отказаться от выжидательной тактики и выслать часть сил против германского флота. Это предоставит последнему благоприятную возможность для атаки».
Шеер предлагал следующие формы давления: подводная война против торгового судоходства, минно-заградительные операции, атаки отдаленных океанских коммуникаций англичан, воздушная война. Кайзер Вильгельм II этот план утвердил.
Британское адмиралтейство отметило повышенную активность германских субмарин в Северном море и сделало вывод, что немцы что-то затевают. «Комната 40», криптографическое подразделение адмиралтейства, сформированное вскоре после начала войны, подтвердило эти опасения. Расшифровав приказы Шеера, «комната 40» передала 30 мая 1916 года: «Вражеские силы могут выйти в море». Главнокомандующий Гранд-Флитом Джон Джеллико и командующий эскадрой линейных крейсеров Дэвид Битти получили сообщение: «Немцы наметили какую-то операцию. Вы должны сосредоточиться к востоку от Долгих Сороковых (район в 110 километрах к востоку от шотландского побережья. — Г. Степанов.) в готовности к любой встрече».
«Величаво взошло солнце»
Гранд-Флит базировался в Скапа-Флоу, гавани в Шотландии на Оркнейских островах. В 1916 году он располагал 40 современными линкорами и линейными крейсерами, а также значительным числом легких крейсеров и эсминцев. Набеговая тактика противника заставила британское адмиралтейство провести передислокацию ряда соединений. Большинство линейных крейсеров, находившихся в подчинении вице-адмирала Битти, перешло на 400 километров южнее, в залив Ферт-оф-Форт у городка Росайт. Это позволяло более оперативно перехватывать немецкие корабли во время их вылазок к английскому побережью.
В войну Гранд-Флит вступил, имея централизованную структуру управления, тесно связанную с утвержденной на флоте системой связи. Эта служба была перегружена различными правилами и процедурами, худо-бедно оправданными в мирное время, но абсолютно не подходящими для боя. Командиры кораблей дей-ствовали в четком соответствии с множеством сигналов, подаваемых с флагмана. В реальном бою, с его высокими скоростями, с возникавшими при орудийных залпах клубами густого дыма, эти сигналы часто оставались незамеченными.
Структура Флота открытого моря в целом была схожа с английской. Она включала в себя и морское министерство, и штаб, и главные силы флота, дислоцированные на Северном и Балтийском морях. Однако командующие эскадрами подчинялись лично кайзеру, что связывало им руки в принятии решений.
Немецкие корабли уступали неприятельским в скорости и артиллерийской мощи. Это отставание компенсировалось более качественной броней и лучшей подготовкой артиллеристов. Кроме того, у английских линейных крейсеров были крайне уязвимые погреба боезапаса, что неоднократно становилось причиной детонации снарядов и почти мгновенной гибели кораблей при удачном для противника прямом попадании в башни главного калибра.
Королевский флот вышел в море вечером 30 мая тремя соединениями из трех разных точек на восточном побережье Шотландии. Через несколько часов, в ночь на 31 мая с базы в Вильгельмсхафене в устье реки Яде в Нижней Саксонии в направлении пролива Скагеррак вышел отряд контр-адмирала Франца фон Хиппера в составе пяти линейных крейсеров с легкими крейсерами и миноносцами. Через полчаса за ними последовал и весь Флот открытого моря, ведомый Шеером.
Капитан 3-го ранга Георг фон Хазе, командовавший артиллерией на тяжелом крейсере «Дерффлингер», вспоминал тот момент, когда около 8 часов утра германская эскадра миновала проход в минном поле у бухты Гельголанд и повернула на север: «Величаво взошло солнце, разметало свои золотые лучи по морю, и нашим глазам во всей своей красе предстал Флот открытого моря, идущий в бой, — зрелище, достойное восхищения. Погода стояла ясная, и далеко за кормой мы видели наши линейные корабли. Всего их было двадцать два — настоящая армада».
У немцев насчитывалось 99 кораблей общим водоизмещением 660 тысяч тонн и 45 тысяч человек команды. У англичан же — 149 кораблей общим водоизмещением почти миллион с четвертью тонн и около 60 тысяч человек.
Встреча противников произошла между 14 и 15 часами 31 мая примерно в 160 километрах к западу от побережья датского полуострова Ютландия. Об этом событии написаны тома, и нет смысла воспроизводить его во всех подробностях. Да и не получится.
Источник: news.day.az