Кто командовал великой северной экспедицией

Долгими месяцами, сливавшимися в годы, добирались его люди на Дальний, воистину Дальний Восток! Только три с половиной года спустя парусный бот Беринга «Святой Гавриил» взял курс на север вдоль берегов Камчатки и Чукотки.

Миновав по-прежнему безымянный пролив между Азией и Америкой, корабль вошел, наконец, в Ледовитый океан. «Из-за тумана с мокротью» русские моряки не увидели в 1728 г. берегов Нового Света, однако у Беринга не осталось ни малейшего сомнения: два огромных материка не соединяются друг с другом. Таким образом была окончательно решена задача, поставленная покойным Петром I. Уже кончался август, во избежание гибельной зимовки в высоких широтах нужно было спешить на юг.

Первая Камчатская экспедиция провела обширные географические наблюдения и чрезвычайно точные для той эпохи картографические работы. Знаменитый английский кругосветный мореплаватель Джеймс Кук, побывавший в тех же водах в конце XVIII в., отозвался о них так: «Я должен воздать справедливую похвалу памяти почтенного капитана Беринга; наблюдения так точны и положение берегов означено столь правильно, с теми математическими пособиями, какие он имел, нельзя было сделать ничего лучше. Широты и долготы его определены так верно, что надобно сему удивляться». Тогда-то Кук и предложил звать легендарный пролив именем Витуса Беринга.

«Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга». Видеоэкскурсия Виктора Шалая. Часть 1.

Сразу же по окончании первой экспедиции моряк-исследователь начал вынашивать планы второй, куда более масштабной. В намерения Беринга входило положить на карту все арктические и дальневосточные берега России, изучить их природу и природу омывающих их морей. Вторая Камчатская, проходившая в 1733 — 1743 гг., вошла в отечественную и мировую историю как Великая Северная экспедиция. В ней работали тысячи людей, на протяжении многих лет несколько ее отрядов действовали каждый на своем, громадном по протяженности, участке: между Северной Двиной и Обью, между Обью и Енисеем, Енисеем и Хатангой, Хатангой и Леной, Леной и Колымой — и далее, до Берингова пролива и Анадыря на Чукотке, вплоть до тихоокеанских островов и Камчатки!

Громоздкое и тяжелое оборудование, снаряжение, припасы экспедиция доставляла из Центральной России на ее далекие и суровые окраины, и, естественно, не с помощью самолетов-вертолетов или поездов, или хотя бы грузовых машин, а на крестьянских подводах и деревянных, судёнышках, но чаще — на плечах рядовых участников. Это продолжалось год за годом, как год за годом велись исследовательские работы в Заполярье.

Под парусами и на веслах, на небольших морских судах и обыкновенных гребных шлюпках, на оленьих и собачьих упряжках, в забитых льдами прибрежных водах и на пустынных тундровых берегах участники экспедиции плыли и шли пешком, измеряли морские глубины и расстояния на местности, искали надежные фарватеры для кораблей, определяли астрономические координаты опорных пунктов, изучали быт и нравы коренных обитателей тех краев — малочисленных народностей Севера.

Капитаны, лейтенанты, штурманы, подштурманы, штурманские ученики, мичманы, лекари, подлекари, боцманы, трубачи, канониры, писари, барабанщики, конопатчики, плотники, парусных дел мастера, толмачи-переводчики, рудознатцы-геологи, геодезисты, священники, капралы, сержанты и, наконец, основа основ той Великой экспедиции, солдаты и матросы — вот что за люди уходили в полярные широты более двух с половиной столетий назад. И возглавлял тот исполинский поход капитан-командор русского флота Витус Беринг.

Якутия. Арктика. Место, где нашёл свое пристанище командор Великой Северной Экспедиции в 1736г

В течение всех десяти лет Великая Северная была укрыта непроницаемым покровом секретности. Предприятие было сугубо военным, «общественность» знать не знала о том, что на краю света, в гибельном ледяном Заполярье, в котором до того удалось побывать лишь отдельным безрассудно храбрым путешественникам, идет напряженная изыскательская работа. Когда же экспедиция, испытав величайшие лишения, понеся многочисленные потери, закончилась, — словно какие-то дьявольские силы вторглись в ее судьбу! Бесследно исчезли, например, важнейшие результаты наблюдений, уцелели только дубликаты морских карт, копии подробных почасовых записей, ведшихся на судах, а сами бортовые журналы сгорели при пожаре тобольского архива в 1787 г.

Мы почти не знаем имен участников той экспедиции, хотя архивы сохранили списки личного состава. Никто из них не получил за труды и старания ни одной награды, даже доблестные офицеры-гидрографы, признанный цвет нации во все времена! В 1743 г. деятельность Великой Северной была прекращена, фамилии, судьбы, свершения тысяч людей надолго канули в безвестность.

Безмолвная географическая карта запечатлела для потомков очень и очень немногие имена: двоюродные братья-офицеры Дмитрий и Харитон Лаптевы, штурманы Семен Челюскин, Дмитрий Стерлегов, Степан Малыгин, Алексей Скуратов, лейтенант Дмитрий Овцын и Василий Прончищев.

Сам капитан-командор не дожил до завершения работ экспедиции. Летом 1741 г. на пакетботе «Святой Петр» он отправился в свой последний рейс на север из Авачинской бухты на Камчатке. Другим кораблем, «Святым Павлом», командовал многолетний помощник Беринга «капитан полковничьего ранга» Алексей Ильич Чириков. Через две недели суда потеряли друг друга в тумане.

Проплутав в океане до октября, пережив гибель половины экипажа от острейшей нехватки пресной воды и всевозможных напастей, Чириков сумел все-таки вернуться на Камчатку. А вот «Святой Петр» в том году в Авачинскую бухту так и не пришел.

Корабль побывал в водах, омывающих берега Северной Америки, русские моряки открыли здесь скопления небольших островков, обследовали их, нанесли на карту, установили дружеские отношения с местными алеутами. Но потом «Святой Петр» попал в жесточайший шторм, продолжавшийся несколько недель, на борту началась повальная цинга. В ноябре корабль приблизился к неизвестному берегу, при этом он получил серьезные повреждения. Многим казалось, что они, слава Богу, достигли Камчатки (сколько же нужно было пережить, чтобы даже Камчатку середины XVIII в. считать желанной!); однако вскоре выяснилось, что моряки ступили на берег одного из островов пустынного безымянного архипелага.

Здесь и нашел свою могилу капитан-командор. После того как в декабре 1741 г., прожив 60 лет, он умер «от голода, жажды, неудобств, печали и скорби», остров стали именовать островом Беринга, а весь архипелаг Командорскими островами. Проведя тяжелую зиму в вырытых на берегу землянках, потеряв многих товарищей, построив из остатков корабля маленькое суденышко, в августе следующего 1742 года осиротевшая экспедиция добралась до Петропавловска на Камчатке. На родину, в Россию, возвратились 46 человек из 77, начинавших плавание на «Святом Петре».

Источник: studwood.net

Великая Северная экспедицияПо словам немецкого географа Фридриха Гельвальда, Великая Северная экспедиция может быть поставлена наравне с величественнейшими географическими предприятиями.

Мыс Челюскин — самая северная точка материковой суши мира, самая северная точка Евразийского материка, самая северная точка континентальной России.

Даже более: по обширности территории, на которой экспедиции предстояло действовать одновременно, в истории географических открытий ничего подобного ей не было.

В последние годы своей жизни Петр I активно занимался разработкой планов освоения северных и восточных земель и поисков морских путей в Америку и Индию. В январе 1725 года, уже будучи тяжело больным, он составил инструкцию по подготовке «Сибирской экспедиции», которая предписывала дойти по северным морям до Америки, исследовать те берега и нанести их на карту. Начальником экспедиции был назначен датчанин Витус Беринг, который неоднократно пытался дойти до берегов Америки, но не смог пересечь пролив, названный впоследствии его именем, и вернулся в 1730 г. в Петербург. Там он представил правительству Анны Иоанновны доклад о своих плаваниях и выдвинул проект новых исследований, указав на необходимость «выведывать северные земли или берега Сибири» с целью установления торговых маршрутов в Северо-Западную Америку и Японию.

Проект Беринга поддержали и выделили на его осуществление немалые средства. Особенно усердно за подготовку новой экспедиции взялись Академия Наук, Адмиралтейство и Сенат. В 1732 г. вышел указ о снаряжении новой, Второй Камчатской экспедиции, известной в истории как Великая Северная экспедиция. В указе Сената отмечалось, что «оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая».

Великая Северная экспедиция

Великая Северная экспедиция 1733−1743 гг. состояла из 7 независимых отрядов общей численностью в 10 судов и около 580 человек. Каждому отряду предписывалось обследовать определенный район. Первому отряду, отправлявшемуся из Архангельска под руководством лейтенантов Степана Воиновича Муравьева и Михаила Степановича Павлова, было приказано описать берег между Печорой и Обской губой.

Берег на восток от Обской губы до северной оконечности Таймырского полуострова или до Хатанги стал задачей второго отряда, отправлявшегося из Тобольска под руководством лейтенанта Дмитрия Леонтьевича Овцына. Третий отряд должен был описать берег к западу от устья Лены; выполнение этой задачи было возложено на команду под руководством лейтенанта Василия Прончищева.

Прончищева в этом плавании сопровождала жена Татьяна, ставшая первой женщиной-полярницей. Четвертому отряду поручалось описание берега на восток, от устья Лены до Берингова пролива, этот отряд возглавил лейтенант Петр Ласиниус, а после его смерти — Дмитрий Яковлевич Лаптев. Пятый отряд возглавил сам Беринг, ему поручалась Камчатка, острова на севере Тихого океана и Северо-Западная Америка, а шестой отряд, под командованием Мартына Петровича Шпанберга, должен был обследовать Курильские острова и берега Японии. Седьмому, так называемому «академическому» отряду под руководством профессора Герхарда Фридриха Миллера, поручалось исследование внутренних районов Сибири. Экспедиция проходила в строго секретном порядке.
Первому отряду экспедиции — Двинско-Обскому отряду на переход из Архангельска в устье Оби понадобилось четыре года. Результаты его работы были весьма скромны — удалось описать лишь сравнительно небольшую часть береговой линии, Югорский Шар, острова Матвеев, Долгий и Местный.

Читайте также:  Размеры дверцы почтового ящика

Настоящим бедствием стала цинга — она начала одолевать путешественников и собирать свой страшный урожай буквально с самого начала путешествия. Начальник отряда Муравьев писал, что за два месяца плавания «от тамошнего воздуха почитай все, хоть несколько времени, пребывали тяжкими головными, грудными и цынготными болезнями. Страдала дисциплина, но недовольных матросов сурово наказывали плетьми. Руководители отряда не ладили между собой, а также притесняли местных жителей во время зимовок, что вызвало большое недовольство и жалобы. В результате Муравьев и Павлов были разжалованы, вместо них командиром отряда назначили лейтенанта Степана Гавриловича Малыгина, а его заместителем — лейтенанта Алексея Ивановича Скуратова, которые и смогли завершить порученное своим предшественникам дело.

Во втором отряде дела обстояли немногим лучше. Лейтенанта Овцына, которому удалось выполнить возложенное на него поручение по описи берега от устья Оби до Енисея за три года, по прибытии в Петербург разжаловали по политическим мотивам — за «дружеское обхождение» с находившимся в ссылке князем Долгоруким.

Исследование берега к востоку от Енисея продолжили Федор Алексеевич Минин и Дмитрий Васильевич Стерлегов. Стерлегов сухим путем прошел от устья Енисея на северо-восток до мыса, носящего теперь его имя. Минин в первое плавание дошел только до устья Енисея, затем летом следующего года продолжил плавание на восток. Однако, пройдя группу из многочисленных небольших островов, он натолкнулся на льды и повернул назад.

РОССИЙСКОЕ ДОСТОЯНИЕ. Северный морской путь — исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). СМП почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток.

В открытии этого пути первостепенную роль сыграли русские путешественники, участники Великой Северной экспедиции. 150 лет карты Харитона Лаптева оставались единственными и самыми точными картами побережья Таймырского п-ва.

Минин и Стерлегов тоже между собой не ладили. Вернувшись домой, они затеяли судебную тяжбу. В результате Минина разжаловали в матросы на два года за жестокое обращение с подчиненными, «лихоимство и пьянство». Овцына же впоследствии в звании лейтенанта восстановили и в 1741 г. отправили на Охотское море.

Третий отряд под руководством Василия Прончищева на шлюпе «Якуцк» от устья Лены отправился на запад, дошел до устья реки Оленек, и там его отряд зазимовал. На следующий год плавание продолжилось. Пробираясь сквозь тяжелые льды, отряд дошел до восточного берега полуострова Таймыр, до 77˚ 29’ с. ш., дальше пройти не смог и отправился назад, в устье Оленека.
9 сентября 1736 г., через год после начала экспедиции, Василий Васильевич Прончищев скончался. Его жена Татьяна Федоровна, мужественно переносившая тяготы экспедиции наравне со всеми, ненадолго пережила мужа и умерла 22 сентября того же года. Могила Прончищевых в устье Оленека сохранилась до наших дней.

В 1999 г. в ходе исследований была выявлена настоящая причина смерти Василия Прончищева — он умер от эмболии в результате перелома ноги, хотя долгое время считалось, что его погубила цинга. Татьяну Прончищеву долгое время считали Марией. В 1913 г. русская Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием Б.А.

Вилькицкого присвоила имя Прончищевой мысу у побережья Таймыра. При подготовке новых карт обозначение «м. Прончищевой» было истолковано как название «Бухты М. Прончищевой» (М. — от имени Мария). Только в 1983 г. было установлено подлинное имя этой мужественной путешественницы.
После смерти Прончищева командование отрядом перешло к Харитону Прокопьевичу Лаптеву. Вместе с геодезистом Чекиным и штурманом Челюскиным он выполнил порученное задание, завершив описание берегов Таймырского полуострова, от Лены до Енисея, сухим путем после нескольких неудачных попыток проделать это с моря. На мысе Фаддея Лаптев соорудил маяк «из плиточного камня», который через 180 лет обнаружила экспедиция Руаля Амундсена. Штурману Семену Ивановичу Челюскину удалось достичь северной оконечности Азии, теперь этот мыс носит его имя.
Четвертый отряд экспедиции, которому поручалось описание берега между Леной и Колымой, также «обезглавила» цинга. Руководитель отряда лейтенант Петр Ласиниус скончался от этой болезни во время первой же зимовки, вслед за ним ушло в могилу еще тридцать пять человек. На смену ему пришел с новой партией двоюродный брат Харитона — Дмитрий Лаптев. Под его руководством отряд справился с поставленной задачей. Лаптев также несколько раз пытался обогнуть Чукотский полуостров и пройти морем до Камчатки, но это ему не удалось.

В XVIII в. еще не знали, какие необходимо соблюдать меры, чтобы избежать цинги. Пища в экспедициях была однообразна — преимущественно солонина и сухари.

Шестой и седьмой отряды экспедиции собрали обширный материал по географии, геологии, этнографии севера и востока Сибири, открыли и осмотрели все Курильские острова и северную часть Японии. Пятый отряд под руководством Беринга и Чирикова на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел» отправился к берегам Северной Америки.

Первым эту землю увидел 15 июля 1741 г. Алексей Ильич Чириков, командовавший пакетботом «Св. Павел», а через несколько дней к американской земле подошло и судно Беринга. Эта экспедиция стала для славного мореплавателя последней — во время шторма
«Св. Петр» выбросило на необитаемый остров, где капитан-командор скончался от цинги. Могилы Беринга и его спутников обнаружили в 1991 году. Теперь его имя носят пролив, остров, море на севере Тихого океана, в его честь названы также Командорские острова.

Великая Северная экспедиция

Великая Северная экспедиция заложила основы российской традиции полярных исследований и продемонстрировала черты, которые будут впоследствии присущи более поздним русским экспедициям. Прежде всего, их задачи определялись насущными политическими и экономическими потребностями России.

С помощью этой экспедиции правительство хотело определить действительные размеры русских владений на севере и собрать географический, астрономический и естественно-научный материал о Сибири и Дальнем Востоке. Во-вторых, этот проект разрабатывался правительством совместно с Академией Наук, но исполнение поручалось военно-морскому флоту. Сотрудничество правительства, военно-морского флота и научных учреждений стало характерной чертой всех российских полярных исследований дореволюционного периода. Это привело к созданию двух традиций в картографии — военной и академической. В-третьих, начиная с Великой Северной экспедиции, Академия стала привлекать к полярным исследованиям профессиональных ученых, участие которых существенно повышало научный уровень экспедиций.

От Великой Северной экспедиции сохранилось мало материалов — она готовилась и проводилась в строгой секретности. Тем не менее на протяжении почти 200 лет ее результаты служили практически единственным наставлением для мореплавателей, а имена ее участников и по сей день значатся на географических картах.

Светлана Машкова-Хоркина 16 августа 2012

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: historicaldis.ru

Великая Северная экспедиция

Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене

Изображение

Мыс Челюскин — самая северная точка материковой суши мира, самая северная точка Евразийского материка, самая северная точка континентальной России.

Даже более: по обширности территории, на которой экспедиции предстояло действовать одновременно, в истории географических открытий ничего подобного ей не было.
В последние годы своей жизни Петр I активно занимался разработкой планов освоения северных и восточных земель и поисков морских путей в Америку и Индию. В январе 1725 года, уже будучи тяжело больным, он составил инструкцию по подготовке «Сибирской экспедиции», которая предписывала дойти по северным морям до Америки, исследовать те берега и нанести их на карту. Начальником экспедиции был назначен датчанин Витус Беринг, который неоднократно пытался дойти до берегов Америки, но не смог пересечь пролив, названный впоследствии его именем, и вернулся в 1730 г. в Петербург. Там он представил правительству Анны Иоанновны доклад о своих плаваниях и выдвинул проект новых исследований, указав на необходимость «выведывать северные земли или берега Сибири» с целью установления торговых маршрутов в Северо-Западную Америку и Японию.

Проект Беринга поддержали и выделили на его осуществление немалые средства. Особенно усердно за подготовку новой экспедиции взялись Академия Наук, Адмиралтейство и Сенат. В 1732 г. вышел указ о снаряжении новой, Второй Камчатской экспедиции, известной в истории как Великая Северная экспедиция. В указе Сената отмечалось, что «оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая».

Великая Северная экспедиция 1733−1743 гг. состояла из 7 независимых отрядов общей численностью в 10 судов и около 580 человек. Каждому отряду предписывалось обследовать определенный район. Первому отряду, отправлявшемуся из Архангельска под руководством лейтенантов Степана Воиновича Муравьева и Михаила Степановича Павлова, было приказано описать берег между Печорой и Обской губой.

Берег на восток от Обской губы до северной оконечности Таймырского полуострова или до Хатанги стал задачей второго отряда, отправлявшегося из Тобольска под руководством лейтенанта Дмитрия Леонтьевича Овцына. Третий отряд должен был описать берег к западу от устья Лены; выполнение этой задачи было возложено на команду под руководством лейтенанта Василия Прончищева.

Читайте также:  Как поймать крупного карася на поплавочную удочку

Прончищева в этом плавании сопровождала жена Татьяна, ставшая первой женщиной-полярницей. Четвертому отряду поручалось описание берега на восток, от устья Лены до Берингова пролива, этот отряд возглавил лейтенант Петр Ласиниус, а после его смерти — Дмитрий Яковлевич Лаптев. Пятый отряд возглавил сам Беринг, ему поручалась Камчатка, острова на севере Тихого океана и Северо-Западная Америка, а шестой отряд, под командованием Мартына Петровича Шпанберга, должен был обследовать Курильские острова и берега Японии. Седьмому, так называемому «академическому» отряду под руководством профессора Герхарда Фридриха Миллера, поручалось исследование внутренних районов Сибири. Экспедиция проходила в строго секретном порядке.

Первому отряду экспедиции — Двинско-Обскому отряду на переход из Архангельска в устье Оби понадобилось четыре года. Результаты его работы были весьма скромны — удалось описать лишь сравнительно небольшую часть береговой линии, Югорский Шар, острова Матвеев, Долгий и Местный.

Настоящим бедствием стала цинга — она начала одолевать путешественников и собирать свой страшный урожай буквально с самого начала путешествия. Начальник отряда Муравьев писал, что за два месяца плавания «от тамошнего воздуха почитай все, хоть несколько времени, пребывали тяжкими головными, грудными и цынготными болезнями. Страдала дисциплина, но недовольных матросов сурово наказывали плетьми. Руководители отряда не ладили между собой, а также притесняли местных жителей во время зимовок, что вызвало большое недовольство и жалобы. В результате Муравьев и Павлов были разжалованы, вместо них командиром отряда назначили лейтенанта Степана Гавриловича Малыгина, а его заместителем — лейтенанта Алексея Ивановича Скуратова, которые и смогли завершить порученное своим предшественникам дело.

Во втором отряде дела обстояли немногим лучше. Лейтенанта Овцына, которому удалось выполнить возложенное на него поручение по описи берега от устья Оби до Енисея за три года, по прибытии в Петербург разжаловали по политическим мотивам — за «дружеское обхождение» с находившимся в ссылке князем Долгоруким.

Исследование берега к востоку от Енисея продолжили Федор Алексеевич Минин и Дмитрий Васильевич Стерлегов. Стерлегов сухим путем прошел от устья Енисея на северо-восток до мыса, носящего теперь его имя. Минин в первое плавание дошел только до устья Енисея, затем летом следующего года продолжил плавание на восток. Однако, пройдя группу из многочисленных небольших островов, он натолкнулся на льды и повернул назад.

Изображение

РОССИЙСКОЕ ДОСТОЯНИЕ. Северный морской путь — исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). СМП почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток.

В открытии этого пути первостепенную роль сыграли русские путешественники, участники Великой Северной экспедиции. 150 лет карты Харитона Лаптева оставались единственными и самыми точными картами побережья Таймырского п-ва.

Минин и Стерлегов тоже между собой не ладили. Вернувшись домой, они затеяли судебную тяжбу. В результате Минина разжаловали в матросы на два года за жестокое обращение с подчиненными, «лихоимство и пьянство». Овцына же впоследствии в звании лейтенанта восстановили и в 1741 г. отправили на Охотское море.

Третий отряд под руководством Василия Прончищева на шлюпе «Якуцк» от устья Лены отправился на запад, дошел до устья реки Оленек, и там его отряд зазимовал. На следующий год плавание продолжилось. Пробираясь сквозь тяжелые льды, отряд дошел до восточного берега полуострова Таймыр, до 77˚ 29’ с. ш., дальше пройти не смог и отправился назад, в устье Оленека.
9 сентября 1736 г., через год после начала экспедиции, Василий Васильевич Прончищев скончался. Его жена Татьяна Федоровна, мужественно переносившая тяготы экспедиции наравне со всеми, ненадолго пережила мужа и умерла 22 сентября того же года. Могила Прончищевых в устье Оленека сохранилась до наших дней.

В 1999 г. в ходе исследований была выявлена настоящая причина смерти Василия Прончищева — он умер от эмболии в результате перелома ноги, хотя долгое время считалось, что его погубила цинга. Татьяну Прончищеву долгое время считали Марией. В 1913 г. русская Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием Б.А.

Вилькицкого присвоила имя Прончищевой мысу у побережья Таймыра. При подготовке новых карт обозначение «м. Прончищевой» было истолковано как название «Бухты М. Прончищевой» (М. — от имени Мария). Только в 1983 г. было установлено подлинное имя этой мужественной путешественницы.
После смерти Прончищева командование отрядом перешло к Харитону Прокопьевичу Лаптеву. Вместе с геодезистом Чекиным и штурманом Челюскиным он выполнил порученное задание, завершив описание берегов Таймырского полуострова, от Лены до Енисея, сухим путем после нескольких неудачных попыток проделать это с моря. На мысе Фаддея Лаптев соорудил маяк «из плиточного камня», который через 180 лет обнаружила экспедиция Руаля Амундсена. Штурману Семену Ивановичу Челюскину удалось достичь северной оконечности Азии, теперь этот мыс носит его имя.
Четвертый отряд экспедиции, которому поручалось описание берега между Леной и Колымой, также «обезглавила» цинга. Руководитель отряда лейтенант Петр Ласиниус скончался от этой болезни во время первой же зимовки, вслед за ним ушло в могилу еще тридцать пять человек. На смену ему пришел с новой партией двоюродный брат Харитона — Дмитрий Лаптев. Под его руководством отряд справился с поставленной задачей. Лаптев также несколько раз пытался обогнуть Чукотский полуостров и пройти морем до Камчатки, но это ему не удалось.

Изображение

В XVIII в. еще не знали, какие необходимо соблюдать меры, чтобы избежать цинги. Пища в экспедициях была однообразна — преимущественно солонина и сухари.

Шестой и седьмой отряды экспедиции собрали обширный материал по географии, геологии, этнографии севера и востока Сибири, открыли и осмотрели все Курильские острова и северную часть Японии. Пятый отряд под руководством Беринга и Чирикова на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел» отправился к берегам Северной Америки.

Первым эту землю увидел 15 июля 1741 г. Алексей Ильич Чириков, командовавший пакетботом «Св. Павел», а через несколько дней к американской земле подошло и судно Беринга. Эта экспедиция стала для славного мореплавателя последней — во время шторма
«Св. Петр» выбросило на необитаемый остров, где капитан-командор скончался от цинги. Могилы Беринга и его спутников обнаружили в 1991 году. Теперь его имя носят пролив, остров, море на севере Тихого океана, в его честь названы также Командорские острова.

Великая Северная экспедиция заложила основы российской традиции полярных исследований и продемонстрировала черты, которые будут впоследствии присущи более поздним русским экспедициям. Прежде всего, их задачи определялись насущными политическими и экономическими потребностями России.

С помощью этой экспедиции правительство хотело определить действительные размеры русских владений на севере и собрать географический, астрономический и естественно-научный материал о Сибири и Дальнем Востоке. Во-вторых, этот проект разрабатывался правительством совместно с Академией Наук, но исполнение поручалось военно-морскому флоту. Сотрудничество правительства, военно-морского флота и научных учреждений стало характерной чертой всех российских полярных исследований дореволюционного периода. Это привело к созданию двух традиций в картографии — военной и академической. В-третьих, начиная с Великой Северной экспедиции, Академия стала привлекать к полярным исследованиям профессиональных ученых, участие которых существенно повышало научный уровень экспедиций.

От Великой Северной экспедиции сохранилось мало материалов — она готовилась и проводилась в строгой секретности. Тем не менее на протяжении почти 200 лет ее результаты служили практически единственным наставлением для мореплавателей, а имена ее участников и по сей день значатся на географических картах.


Источник: ohotniki.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится

0

Источник: oko-planet.su

Великая Северная экспедиция

«…Ея Императорское Величество указала для подлинного известия, есть ли соединение Камчацкой земли с Америкою, тако ж и имеетца ль проход Северным морем, построить дубель-шлюпки о 24 веслах каждую с палубою… и следовать… Обью рекою до устья морского и от устья к востоку морем подле берега даже до енисейского устья» (инструкция Адмиралтейств-коллегии В. Й. Берингу о снаряжении Второй Камчатской экспедиции 28 февраля 1733 г.).

Результаты Первой Камчатской экспедиции современниками оценивались неоднозначно. С одной стороны, Витус Беринг получил звание капитан-командора, а также денежную награду, что вроде бы свидетельствовало о признании похода удачным. Одобрено было и предложение Беринга об организации второй экспедиции в Тихий океан.

Однако надежды, возлагавшиеся на поход профессионалами — моряками и картографами, несмотря на всю грандиозность проведенных работ, не оправдались. Берегов Америки Беринг не достиг. Поэтому многие, в том числе Адмиралтейств-коллегия, ставили под сомнение сам факт, что экспедиция выполнила свою главную задачу, т. е. нашла пролив между Азией и Америкой. Не исключалась возможность существования перешейка, соединяющего два континента.

Великая Северная экспедиция

В работе над предложенным Берингом проектом новой экспедиции наряду с Адмиралтейств-коллегией, непосредственное участие приняли обер-секретарь Сената Иван Кириллович Кирилов и капитан-лейтенант Алексей Ильич Чириков. В феврале 1733 г. Сенат утвердил план Второй Камчатской экспедиции.

Читайте также:  Как выбрать скс при покупке

Начальником ее снова назначили Беринга (главным образом потому, что он уже побывал в Тихом океане), а его помощником — Чирикова. По-прежнему перед мореходами стояла задача найти путь от Камчатки к Северной Америке. Кроме того, им надлежало достичь Японии и завязать с ней торговые отношения.

В ходе первой экспедиции стало очевидно, что перевозить грузы на восток страны сушей долго и невыгодно. Требовалось проложить более удобные морские маршруты (весь путь вдоль Арктического побережья к середине XVII в. был уже пройден, пусть по частям, русскими мореходами).

Участникам экспедиции предстояло исследовать и нанести на карту весь северный берег страны — от Белого моря до Чукотки, изучить на практике возможность навигации в полярных морях. Обсуждался также вопрос об отправке на Дальний Восток флотилии южным морским путем — в обход либо Африки и Азии, либо Южной Америки. Однако это посчитали излишним. Расчетная стоимость экспедиции и без того превышала 360 тыс. рублей — астрономическую по тем временам сумму.

Уже весной из Санкт-Петербурга на восток потянулись обозы. Вместе с экипажем будущих кораблей — штурманами, шкиперами и матросами — ехали плотники, лекари, геодезисты, рудознатцы, солдаты охраны и др. Следом шли обозы с инструментами, якорями, парусами, канатами и оружием. Последними выезжали академики. Экспедиция была рассчитана на шесть лет.

Всего в ней приняли участие более 3 тыс. человек.

Вторую Камчатскую экспедицию чаще именуют Великой Северной. Это совершенно справедливо, и не только с позиций сегодняшнего дня, когда стало очевидным транспортное, ресурсное и стратегическое значение Арктики. Экспедиция носила секретный характер, и в случае встречи с иностранцами ее участникам следовало утверждать, что у них только одна цель — выяснить, соединяется ли Азия с Америкой. Очевидно, уже тогда понимали: Америка — это хорошо, но чужое и вряд ли надолго, а Сибирь и Арктика — свое и навсегда.

Гигантскую работу по нанесению на карту всего Арктического побережья Азии распределили по четырем участкам. План съемки был составлен грамотно и, казалось, учитывал все, но выполнить его оказалось гораздо труднее, чем предполагалось. Так, западному двинскообскому отряду предстояло преодолеть два непростых для судоходства пролива — сначала между материком и островом Вайгач (Югорский Шар), а затем между Ямалом и островом Белым. За два года задачу выполнить не смогли: второй пролив оставался будто заколдованным, несмотря на благоприятные ледовые условия в Карском море.

Адмиралтейств-коллегия ждать не стала: новым начальником отряда был назначен Степан Малыгин, а его помощниками — лейтенанты Алексей Скуратов и Иван Сухотин. Во время зимовки в устье реки Кары, на выходе из Байдарацкой губы, к морякам присоединился геодезист Василий Селифонтов. К этому времени он успел добраться от устья Печоры к Обской губе, описать восточный и западный берега Ямала и южное побережье острова Белого, расставить маяки. Ориентируясь по ним, Малыгин и Скуратов прошли проливом между Ямалом и островом Белым. В результате была составлена первая точная (для того времени) карта берега от Архангельска до устья Оби протяженностью более 4000 км.

Второй отряд исследовал побережье между устьями Оби и Енисея. Начальнику отряда Дмитрию Овцыну было поручено изучить два проблемных для судоходства участка: к северу от полуострова Явай и у входа в Енисейский залив. В 1736 г. геодезист Федор Прянишников обследовал старую дорогу на Енисей.

Он прошел южным берегом Обской губы, пересек Тазовский полуостров и вышел к губе того же названия, затем поднялся по реке Таз, перебрался в бассейн Турухана и прибыл в Туруханск. Следующей зимой он отправился к устью Енисея и выполнил съемку побережья Енисейского залива и Юрацкой губы. Михаил Выходцев закартировал восточное побережье Обской губы и часть западного берега Гыданского полуострова. Два судна отряда прошли всю Обскую губу, вышли в Карское море и, обогнув Гыданский полуостров, вошли в Енисейский залив между островами Оленьим и Сибирякова, а затем достигли устья Енисея. Штурману Федору Минину, назначенному новым начальником отряда, и Дмитрию Стерлегову удалось нанести на карту восточный берег Енисейского залива и побережье Карского моря от мыса Северо-Восточного до мыса Приметного, открыть несколько островов и Пясинский залив.

Третьему отряду надлежало описать побережье от устья Лены до Енисея. В августе 1735 г. лейтенант Василий Прончищев на дубель-шлюпе «Якутск» спустился по Лене, попутно проведя ее съемку, и вышел в море, но вскоре остановился на зимовку в устье реки Оленёк. Следующим летом Прончищев прошел до устья Анабара, а затем повернул на север, следуя вдоль восточного берега Таймыра, открыл острова Петра, восточную группу островов Самуила (ныне Комсомольской Правды), залив Фаддея. Достигнув широты 77° 50’, моряки оказались в двух шагах от пролива Вилькицкого, но в густом тумане не разглядели ни самый северный мыс Евразии, ни острова архипелага Северная Земля. «Якутск» обступали льды, и офицерский совет принял решение повернуть назад.

Через неделю корабль был у устья Оленька, еще через день скончался Прончищев, а через две недели его жена Татьяна. По официальной версии, супруги умерли от цинги, хотя никто в отряде ею не болел.

Штурман Семен Челюскин завершил карту побережья от устья Лены до залива Фаддея и на собачьих упряжках отправился в Якутск, где оказался в конце июля 1737 г. Чуть позже в Якутск прибыло отрядное судно. Новым начальником третьего отряда назначили лейтенанта Харитона Лаптева. Работа возобновилась только через два года: в августе 1739 г. «Якутск» вышел из дельты Лены.

Не доходя до Таймыра, Лаптев обнаружил бухту, не замеченную Прончищевым, и назвал ее Нордвик. Зайдя после этого в Хатангский залив, он двинулся вдоль берега Таймыра. Проследовать так далеко на север, как Прончищеву, ему не удалось: льды вынудили его вернуться в низовья Хатанги на зимовку.

С этого времени отряд исследовал Таймыр по суше. Впрочем, Лаптев еще пытался прорваться морем в устье Енисея. В августе 1740 г. он прошел на «Якутске» до 75° 26’ с. ш., где судно попало в ледовую ловушку и было раздавлено, но команда успела его покинуть. За три года Лаптев, Челюскин, Никифор Чекин и Василий Медведев засняли более 3,5 тыс. км побережья между Леной и Енисеем. Впервые на карту были нанесены полуостров Таймыр, горы Бырранга, pеки Пясина и Хатанга с Хетой и Котуем, западная часть озера Таймыр.

Фронт работ ленско-камчатского отряда был самым широким. Предстояло исследовать берег от Лены до ведущего в Тихий океан пролива, если такой существует. Начальнику отряда шведу Питеру Ласиниусу не повезло. Спустившись летом 1735 г. из Якутска по Лене на «Иркутске», он вышел в море и повернул на восток, однако льды не позволили ему продвинуться дальше губы Буор-Хая.

Зимовка была страшной, свирепствовала цинга. Первым умер Ласиниус, к весне болезнь унесла еще 39 жизней. Из Якутска, где стало известно о трагедии, летом 1736 г. вышел новый отряд во главе с лейтенантом Дмитрием Лаптевым, двоюродным братом Xаритона Лаптева. Отряд спустился по Лене и прошел до зимовки Ласиниуса, где застал лишь девятерых выживших.

Переоснастив «Иркутск», отряд двинулся на восток, но из-за сплошных льдов ушел недалеко. После зимовки Дмитрий Лаптев отправился в столицу за инструкциями.

Вернувшись, летом 1739 г. (выходит, восточный отряд тоже бездействовал два года) он проследовал от Лены до мыса Буор-Хая, а в августе вышел в Восточно-Сибирское море. Достигнув устья Индигирки, Лаптев встретил там партию геодезиста Ивана Киндякова, заснявшую летом побережье от мыса Святой Нос до Индигирки. Ранее был закартирован берег от губы Буор-Хая до Святого Носа, а в 1739—1740 гг. проведена съемка берега от Индигирки до Колымы, нанесены на карту Яна, Индигирка, Хрома, Колыма с притоком Большим Анюем. Летом 1740 г. Д. Лаптев на «Иркутске» прошел до мыса Большой Баранов Камень, где путь судну преградили льды. В 1741—1742 гг. отряд закартировал реку Анадырь и осуществил съемку на маршруте от Анадыря до Пенжинской губы.

За 10 лет отряды экспедиции нанесли на карту берега Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов Камень — это свыше 13 тыс. км! Были собраны данные о климате и ледовом режиме морей, промерены фарватеры, выявлены опасные для судоходства мели и скалы. Благодаря этим исследованиям через много лет начались регулярные плавания по Северному морскому пути.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Дмитрий и Харитон Лаптевы; Семен Челюскин

Другие действующие лица

Витус Беринг, Степан Малыгин, Дмитрий Овцын, Василий и Татьяна Прончищевы, Василий Селифонтов и др.

Время действия

1733—1743 гг.

Маршрут

Все российское побережье Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов Камень

Цель

Нанесение на карту Арктического побережья России, изучение возможности плаваний в полярных морях

Значение

Закартировано более 13 тыс. км берега, собраны данные о климате и ледовом режиме полярных морей

Источник: mir-znaniy.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...