Кто исследовал наиболее северные районы России

Семен Челюскин — выпускник основанной Петром I Московской школы математических и навигацких наук. В 1721 году начал службу на Балтийском флоте. С 1733-го принимал участие в Великой Северной экспедиции, сделал важные географические описания полуострова Таймыр. В 1741 году начал работу по сухопутному исследованию Таймыра, в ночь с 8 на 9 мая Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.

Харитон Лаптев (1700-1763)

Первое арктическое плавание лейтенант Балтийского флота Харитон Лаптев совершил в 1737-1739 годах в качестве командира дубель-шлюпки «Якутск». Его команда прошла морем из Лены в Енисей. В 1739-1742 годах он совершил еще несколько морских и сухопутных экспедиций, итогом которых стало картографирование Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.

Роберт Пири (1856-1920)

Свое первое арктическое путешествие лейтенант ВМС США Роберт Эдвин Пири совершил в 1886 году, предприняв неудачную попытку пересечь Гренландию на собачьих упряжках. Вскоре Пири удалось найти спонсоров, которые позволили ему более основательно подготовиться, и 6 апреля 1909 года он, как принято считать, стал первым человеком, достигшим Северного полюса. Стоит, правда, отметить, что в экспедиции его сопровождали чернокожий помощник Мэтью Хэнсон и группа эскимосов.

Самый Брошенный город / Воркута / Как живут в мертвеющих посёлках / Лядов с Места событий

Фритьоф Нансен (1861-1930)

Страсть к исследованию Арктики норвежец Фритьоф Нансен приобрел в 20-летнем возрасте после плавания по Северному Ледовитому океану на судне тюленепромышленной компании «Викинг». В 1888 году он первым пересек Гренландию с востока на запад, пройдя около 660 км и став героем Норвегии. В 1892-1896 годах на судне «Фрам» исследовал Северный Ледовитый океан в районе Новой Земли. В 1906-м Нансен занялся общественной деятельностью и политикой. В 1922 году его удостоили Нобелевской премии мира.

Руаль Амундсен (1872-1928)

В 1903-1906 годах сын норвежских судостроителей Руаль Амундсен впервые прошел на небольшом промысловом судне «Йоа» северо-западным проходом от Гренландии к Аляске. Всю оставшуюся жизнь он посвятил исследованию Арктики и Антарктики, став первым, кто побывал на обоих полюсах Земли. Амундсен погиб в 1928 году при попытке разыскать экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия». Его гидросамолет «Латам» разбился в Баренцевом море.

Александр Колчак (1874-1920)

Александр Колчак, один из самых известных деятелей Белого движения, прославился и как исследователь Арктики. В 1900-1902 годах на шхуне «Заря» он участвовал в экспедиции к Новосибирским островам, его именем был назван один из этих островов и мыс в Карском море. В 1906 году Колчак опубликовал ряд специальных работ, в частности книгу «Лед Карского и Сибирского морей». Также участвовал в подготовке гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Северные регионы России: лекция Антона Кротова

Ян Нагурский (1888-1976)

В 1914 году морское министерство России начало работы по поиску пропавших арктических экспедиций Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова. Было предложено вести разведку с воздуха. В августе-сентябре выходец из семьи польского мельника, поручик Ян Нагурский на французском биплане Farman MF-11 впервые в мире совершил пять полярных полетов в районе Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Следов экспедиций ему обнаружить не удалось, зато он смог поправить карты местности.

Отто Шмидт (1891-1956)

Отто Шмидт — один из самых известных советских исследователей Арктики. В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа. В 1932 году экспедиция на ледоколе «Сибиряков» под руководством Шмидта впервые сумела за один навигационный период перейти из Архангельска в Тихий океан. В 1933-1934 годах он руководил плаванием на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути. В 1937 году Шмидт организовал создание первой дрейфующей станции «Северный полюс».

Иван Папанин (1894-1986)

Иван Папанин — дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук. В 1932-1933 годах был начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 1934-1935 годах — на мысе Челюскина. В 1937-1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». С 1939 по 1948 год был начальником Главсевморпути. Научную работу вел до 1972 года.

Именем Папанина названы мыс на Таймыре, остров на Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.

Артур Чилингаров (род. 1939)

В 2007 году во время «высокоширотной арктической глубоководной экспедиции» под руководством Артура Чилингарова в точке Северного полюса на дне моря с помощью глубоководных аппаратов «Мир» был установлен металлический флаг России. Там же была заложена капсула с посланием потомкам и флагом партии «Единая Россия». В мире этот символический жест расценили как возврат в борьбе за богатства Арктики к временам колониализма, а в Москве за него Чилингарову вручили Звезду Героя России.

В следующем номере: 10 громких покупок футбольных клубов иностранцами

  • Журнал «Огонёк» №38 от 27.09.2010, стр. 33
  • Освоение Арктики подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

История освоения российской Арктики

История освоения российской Арктики

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в «Экспофоруме» начался V Международный арктический форум «Арктика — территория диалога».

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку по истории освоения Российской Арктики.

Российская Арктика — полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года.

Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам», то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга).

В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск — первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов.

Читайте также:  Как работают хабы на уазике

В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других.

Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова.

В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

XIX — начало XX века

В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля. В 1873 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году был объявлен российской территорией. В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера.

Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне — Полярный), а в 1916 году — Романов-на-Мурмане (ныне — Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем — Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года — Институт по изучению Севера, с 1958 года — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.

В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере — Чибьюское (Северный край, ныне — Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).

В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс». Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).

В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа.

В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.

В 1962 году советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.

Читайте также:  Какое атмосферное давление в

В 1996 году был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».

В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод «Ямал — Европа».

19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы «Приразломная». 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ».

Источник: tass.ru

Сквозь бурю

Освоение Крайнего Севера – подвиг отважных путешественников, совершивших важные географические открытия. Имена этих героев увековечены в истории Арктики и на ее картах.

Семен Дежнев

(1605–1673)

Памятник Семену Дежневу, г. Великий Устюг.

Выдающийся русский путешественник, землепроходец, мореход и исследователь. Его совместная с Федотом Поповым экспедиция (1648–1660 гг.) планировалась для поиска моржовой и рыбной кости. Была надежда и на «прииск новых землиц». Мореплаватели отправились в путь на семи кочах (поморских судах). Экспедиция вышла в море в июне 1648 года.

Три судна потерялись сразу же при выходе из Колымы в Северный Ледовитый океан. Два месяца спустя погиб еще один коч. В сентябре участники увидели «Большой Каменный Нос» (ныне мыс Дежнева) – самую восточную точку Евразии – и обогнули его по морю. Так был открыт пролив между Азией и Северной Америкой. Но открытие Дежнева осталось незамеченным, а потом забылось.

Лишь 80 лет спустя тот же пролив еще раз открыла экспедиция Витуса Беринга. Сейчас пролив носит его имя.

Мыс Дежнева, Чукотка, крайняя восточная точка России и всей Евразии.

Витус Беринг

(1681–1741)

Русский мореплаватель голландского происхождения. Руководил первой (1725-1730 годы) и второй (1733-1743 годы) Камчатскими экспедициями. Во время первой экспедиции, в 1728 году, Беринг доказал существование пролива между Чукоткой и Аляской.

Беринг и его помощники, следуя на боте «Святой Гавриил», впервые исследовали и нанесли на карту северо-восточное побережье Азии от устья реки Охота до мыса Кекурный, изобразив мыс не соединяющимся с побережьем Америки. Экспедиция Беринга также открыла морской путь из Тихого океана в Охотское море через Первый Курильский пролив, нанесла на карту юго-восточное и юго-западное побережья Камчатки, доказала отсутствие мифических земель к востоку и югу от Камчатки. Во второй экспедиции, во время плавания на пакетботе «Святой Петр», были открыты некоторые из Алеутских островов и Командорские острова.

3D-модель пакетбота «Святой Петр».

Семен Челюскин

(1700–1764)

Выпускник Школы математических и навигацких наук, участник Великой Северной и ряда других важных экспедиций. Был штурманом в команде полярного исследователя Василия Прончищева, который в 1735–1736 гг. открыл несколько островов к северо-востоку от Таймыра и составил точную карту русла реки Лены. После смерти Прончищева штурман принял на себя командование судном.

Позже Челюскин вместе с отрядом Лаптева исследовал западное побережья Таймыра. В 1742 году достиг самой северной материковой точки России, Азии и Евразии. Спустя 100 лет после того путешествия найденный исследователем мыс переименован из Восточно-Северного в мыс Челюскин. А в 1967 году моряк получил именной полуостров – в его честь назвали северную часть Таймыра.

Советская почтовая марка, посвященная 50-летию похода «Челюскина».

Харитон Лаптев

(1700–1763)

Карта Таймыра, составленная Харитоном Лаптевым по результатам экспедиции.

Гардемарин Лаптев служил на флоте, побывал во французском плену и успел покомандовать придворными яхтами, прежде чем стать исследователем. В 1736 году Лаптева послали на Дон искать удобное место для верфи, а уже год спустя назначили руководить отрядом Великой Северной экспедиции. Его задачей было изучить арктическое побережье от Лены до устья Енисея.

Лаптев отправился в экспедицию вместе со своим двоюродным братом Дмитрием из Якутска летом 1939-го. Вместе с командой они путешествовали на дюбель-шлюпке по Хатангской губе, изучали побережье в районе реки Таймыр. Но судно заперло льдами и описывать полуостров Таймыр пришлось, передвигаясь по суше.

Фердинанд Врангель

(1796–1870)

Мореплаватель, адмирал, академик, один из учредителей Русского географического общества. В 1820–1824 годах возглавлял Колымский отряд экспедиции для поисков северных земель. Фердинанд Врангель установил, что к северу от Колымы и мыса Шелагского находится открытое море (прежде предполагалось, что там суша).

Участники экспедиции Врангеля описали побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы. Врангель по опросным данным смог с точностью определить положение ранее неизвестного острова в Северном Ледовитом океане. Позже остров был назван его именем.

Остров Врангеля, Чукотка.

Нильс Норденшельд

(1832–1901)

Исследователь Арктики, геолог и географ, шведский подданный, который много лет проработал в России. На корабле «Вега», который строился как китобойное судно, экспедиция Норденшельда первой в мире прошла в 1878–1879 годах по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан, а затем через Суэцкий канал вернулась в Швецию, обойдя, таким образом, всю Евразию.

Фото: wikimedia.org Карта, составленная Норденшельдом, в 1878–1879 годах.

Александр Колчак

(1874–1920)

Руководитель Белого движения, который также был еще и видным исследователем полярных широт. Руководил гидрологическими работами в Русской полярной экспедиции, которая в 1900 году отправилась в сторону Таймыра. Колчак значительно уточнил карты, составленные предшественниками, в том числе экспедицией Нансена.

В знак признания большой роли Колчака его именем назвали один из открытых во время путешествия островов в Таймырском заливе и наградили орденом Святого Владимира. Возглавлявший исследовательскую команду барон Толль назвал его лучшим офицером экспедиции. Колчак также был одним из руководителей Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, стартовавшей в 1909 году. Он мечтал открыть Северный морской путь, но участие в исследованиях пришлось прервать – Колчака вызвали в Санкт-Петербург, где он продолжил службу в морском генштабе.

Фото: wikimedia.org Карта русской полярной экспедиции, 1900–1902 гг.

Борис Вилькицкий

(1885–1961)

Морской офицер, исследователь Арктики. В начале 1913 года Вилькицкий был назначен командиром ледокольного парохода «Таймыр» и начальником гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В 1913 году экспедиция открыла архипелаг Северная Земля, острова Старокадомского и Малый Таймыр. В 1914–1915 годах Вилькицкий совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.

Фото: wikimedia.org Поднятие российского флага над Северной Землей, 1913 г.

Отто Шмидт

(1891-1956)

Советский астроном, географ, геофизик, математик, исследователь Памира и Севера, а также главный редактор «Большой советской энциклопедии» в 1924–1941 годах. Возглавлял арктические экспедиции в 1930–1934 гг., которые изучали полярные территории на ледокольных пароходах «Сибиряков», «Седов», «Челюскин».

Читайте также:  Как готовить перепелок дома

На одном из них, на судне «Александр Сибиряков», Шмидт и капитан Владимир Воронин совершили первое в истории плавание по Северному морскому пути. В 1932 году они совершили сквозной проход из Белого моря в Берингово, причем успели сделать это за одну навигацию. Через год Шмидт и Воронин повторили плавание на более крупном судне. За заслуги перед советской наукой ученого наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Фото: wikimedia.org Ледокольный пароход «А. Сибиряков», советская марка.

Иван Папанин

(1894–1986)

Полярный исследователь, доктор географических наук, контр-адмирал и дважды Герой Советского союза. Впервые Папанин оказался на Севере в 1931 году как член экспедиции на Землю Франца-Иосифа на пароходе «Малыгин». На следующий год он зимовал в бухте Тихой уже в качестве начальника полярной станции.

Мировую славу Папанину принесло руководство первой дрейфующей станцией «Северный полюс» (1937–1938 гг.). Четверо полярников жили на льдине 274 дня и вели наблюдения за магнитным полем Земли и процессами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана. В 1939 году Папанин стал начальником Главного северного морского пути, обеспечивавшего движение судов вдоль арктического побережья СССР.

Фото: wikimedia.org Папанинцы на почтовой марке СССР.

Валерий Чкалов

(1904-1938)

Легендарный советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Экипаж самолета АНТ-25, командиром которого был Чкалов, в 1937 году впервые в мире совершил беспересадочный перелет из Москвы в Ванкувер, проходящий через Северный полюс. Протяженность маршрута составила более 8,5 тыс. км, перелет занял 63 часа. В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем названы города и улицы.

Памятник Валерию Чкалову в Нижнем Новгороде.

Артур Чилингаров

(1939 г. р.)

Известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, Герой Советского Союза и РФ. В 1969 году Чилингаров возглавил станцию «Северный полюс-19», созданную на дрейфующих льдах, с 1971 года работал в должности начальника станции «Беллинсгаузен», а с 1973 года – начальником станции «Северный полюс-22. В 1985 году помог выручить из ледового плена судно и привел к нему ледокол «Владивосток», за что ему было присвоено высшее звание Героя Советского Союза.

  • # Арктика
  • # АрктическиеСтраны
  • # РоссийскаяАрктика
  • # КрайнийСевер
  • # Первооткрыватели
  • # Полярники
  • # ЛегендыСевера
  • # Экспедиция

Источник: arctic-children.com

Человек и пароход. Как Семен Челюскин открыл самую северную точку России и не получил награды при жизни?

Семен Челюскин — один из немногих исторических деятелей, чье имя в подавляющем большинстве случаев вызывает ассоциации с названным в его честь пароходом, а не с ним самим. Во вторую очередь может вспомниться из уроков географии мыс Челюскин как самая северная точка России. И лишь немногие знают выдающегося первооткрывателя и штурмана XVIII века Семена Ивановича Челюскина.

Точная дата рождения Семена Челюскина, несмотря на достаточно знатное придворное происхождение, до сих пор не установлена — или 1704-й, или 1707 год. Место рождения тоже нельзя назвать с достоверной точностью: или село Борищево, расположенное в Калужской губернии, или уездный город Белев в Тульской губернии. Одно известно наверняка: он был зачислен в Школу математических и навигацких наук в очень раннем возрасте, до десяти лет.

Мальчик проявлял недюжинные способности и хорошо зарекомендовал себя, поэтому его быстро перевели в навигацкий класс и начали серьезно готовить к морской службе. Талант Челюскина пригодился ему, когда семья попала в немилость после стрелецкого бунта: стране были нужны профессиональные мореплаватели, а Семен Иванович подавал большие надежды.

После окончания школы будущий первооткрыватель получил должность навигатора на Балтийском флоте, тогда единственном в стране. Это была не самая престижная работа, однако благодаря своим трудовым успехам и отличному умению ориентироваться по солнцу, звездам и планетам Семен Иванович быстро продвигался по службе, накапливая нужный опыт. Так молодой офицер-картограф Челюскин попал в Великую Северную экспедицию, задачей которой было исследование северных берегов страны от Лены до Енисея на корабле «Якутск».

Надо понимать, что в те времена на карте эти территории были обозначены просто линиями — то есть были совершенно неизвестными. Семену Ивановичу, помимо прочего, было поручено вести дневник путешествия: его записи содержали много описаний природы и животного мира Севера. Из 45 человек команды многие страдали цингой, на корабле погибли друг и покровитель Челюскина Василий Прончищев и его жена, после чего руководство экспедицией полностью перешло к Челюскину.

Корабль пережил опаснейший дрейф, закончившийся его гибелью. Экипажу пришлось возвращаться к месту зимовья пешком, это был тяжелый, а для некоторых гибельный маршрут — почти 800 километров по ледяной пустыне, однако люди вопреки всему продолжали исследование новых земель и составление карт. Казалось бы, такие приключения могут надолго отбить желание участвовать в дальнейших исследованиях, но только не у Челюскина: суровые испытания лишь подстегнули интерес мореплавателя к открытию новых земель. После Великой Северной экспедиции он еще два года готовился к новому походу на Север — в неисследованный Таймыр.

В этот поход Челюскин отправился в сопровождении троих солдат на нартах — специальных санях, запряженных ездовыми собаками. Путь был невероятно трудным: в то время такие походы держались только на энтузиазме участников, плохо снаряжались и, конечно, не имели никакой опытной базы: люди не знали, что их ожидает и как влияет на здоровье отсутствие света и тепла. Да и вообще мало кто понимал смысл подобных походов и оказывал путешественникам содействие.

Понадобилось около четырех месяцев сложной дороги, чтобы добраться до края земли северной оконечности полуострова мыса, который Семен Иванович назвал Восточный Северный мыс и поставил там бревно — как знамя. После этого важнейшего для страны покорения, которое по достоинству оценили только после смерти Семена Ивановича, отряд землепроходцев отправился на запад, где спустя два месяца встретился с другой частью экспедиции под руководством Харитона Лаптева.

Мыс Челюскин

В 1742 году Челюскин вернулся в Петербург с отчетом о походе и поступил на службу в Балтийский флот. Спустя четыре года он вышел в отставку, а спустя еще восемь лет умер. Место захоронения путешественника до сих пор неизвестно, но его имя осталось в истории. Следующим на Восточном Северном мысе побывал спустя почти век академик Александр Миддендорф — именно по его инициативе мыс переименовали в честь первооткрывателя.

Спустя время мыс Челюскин появился и на международных картах. Чтобы удостовериться, что это действительно самая северная точка Евразийского полуострова, понадобилось еще 40 лет: в 1919 году экспедиция во главе с полярным исследователем Руалем Амундсеном шла Северным морским путем, застряла во льдах неподалеку от мыса Челюскин и установила его точные координаты: 77 градусов 43 минуты северной широты.

Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году была названа в честь Челюскина, не получившего при жизни за свои подвиги никакой награды. В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина. В 1933 году в честь Семена Челюскина был назван пароход, позже ставший знаменитым.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Источник: lenta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...