«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.
- ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных различий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
- ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. Выпущено более 3000 ед.
- ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
- ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвёртой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
- ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
- ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
- ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
- ИС-8 (ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.
- Медиафайлы на Викискладе
Советский тяжёлый танк ИС-3. История, особенности, боевое применение
ЭВОЛЮЦИЯ ТАНКОВ ИС | Все танки семейства ИС | Обзор
Эта страница в последний раз была отредактирована 21 апреля 2022 в 19:26.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Источник: wiki2.org
Основоположник семейства – советский танк ИС-1
В далеком 1941 году танки, которые имелись на вооружении РККА, с легкостью боролись с любой бронетехникой Вермахта. Главным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, которая привела к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый известный танк «Тигр». С ним бороться на равных уже не получалось.
В 1942 году стали постепенно появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками большого калибра. Одним из самых успешных танков стал ИС-1, который в дальнейшем стал базой для еще более тяжелых танков.
ИС-1 – тяжелый советский танк второй половины Второй мировой войны. Аббревиатура «ИС» обозначает серию подобных машин и расшифровывается, как «Иосиф Сталин».
ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия.
Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.
История создания
В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.
Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.
Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.
Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.
К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.
При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).
Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.
Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.
Описание конструкции
Компоновка
Советский тяжелый танк ИС-1, который являлся усовершенствованной и модернизированной конструкцией тяжелого танка КВ-1, был скомпонован классически. При этом бронекорпус от носовой части до кормы последовательно разделялся на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из 4 человек.
Механик-водитель располагался в отделении управления на продольной оси танка, три члена экипажа танка (командир, наводчик и заряжающий) размещались в боевом отделении, которое распространялось на часть броневого корпуса и башню. Здесь так же устанавливалось орудие Д-5Т, располагался его боекомплект и часть топливных баков. Трансмиссия, двигатель и радиаторы жидкостного охлаждения располагались в кормовой части танка.
Бронезащита корпуса и башни
Броневая защита советского тяжелого танка ИС-1 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом она защищала экипаж танка и его основные агрегаты от поражения снарядами средних калибров на основных снарядоопасных направлениях, а так же средних и крупных осколков. Броневой корпус, за исключением лобовых деталей, сваривался из катаных бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 миллиметров, которые соединялись между собой и каркасом. Лобовая деталь корпуса ИС-1 была обтекаемой формы и имела рациональные углы наклона брони к вертикали. Она производилась путем литья.
Ее толщина в различных местах колебалась в диапазоне от 30 до 120 миллиметров. С другими деталями корпуса и бронеплитами она соединялась путем сварки. Башня тяжелого танка ИС-1 так же имела сложную обтекаемую форму. Борта башни имели толщину брони до 100 миллиметров и ориентировались с наклоном к вертикальной нормали, что повышало снарядостойкость.
Передняя (лобовая) часть башни с прямоугольной амбразурой для установки орудия образовывалась при пересечении четырех полусфер. Эта деталь производилась литьем и соединялась болтовыми соединениями с остальными деталями, которые формировали башню. Броневая маска орудия имела форму цилиндрического сегмента из катаной и изогнутой броневой плиты.
В ней выполнялось три отверстия различной формы и размеров для установки орудия, спаренного с ним пулемета и оптического прицела. Башня монтировалась на погон, который имел диаметр 1800 миллиметров в крыше боевого отделения и закреплялся крючкообразными захватами, что исключало отрыв или сваливания башни при опрокидывании танка или большом крене на борт. Со смещением влево от продольной оси танка на основной его башне монтировалась командирская башенка для обзора местности командиром с толщиной брони вертикальных стенок до 85 миллиметров. Для посадки в танк и высадки из него экипаж использовал два основных люка круглой формы: один двухстворчатый в командирской башенке и второй одностворчатый над местом расположения заряжающего.
Механик-водитель своего люка не имел, что уменьшало его шансы на спасение при подбитии машины. В днище корпуса имелся днищевый люк, который можно было использовать при экстренной эвакуации экипажа.
Вооружение
В качестве основного вооружения тяжелого танка ИС-1 использовалась 85-миллиметровая танковая нарезная пушка Д-5Т, разработанная в 1943 году на основе зенитного орудия 52-К. Она устанавливалась на цапфы в башню и полностью уравновешивалась. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки в диапазоне от −5° до +25°.
Спуск при выстреле был электрическим, но так же имелась возможность произвести выстрел и ручным спуском. Боекомплект в танке для орудия составлял 56 выстрелов унитарного заряжания. Боекомплект к пушке Д-5Т размещался по бортам боевого отделения. В качестве вспомогательного вооружения тяжелого танка ИС-1 были использованы три пулемета ДТ калибром 7,62 миллиметра.
Один из них устанавливался справа от места механика-водителя в корпус и жестко фиксировался, являясь курсовым, второй монтировался в броневую маску и спаривался с пушкой и третий был установлен в приливе задней части башни в шаровую установку. Боекомплект ко всем трем пулеметам ДТ состоял из 2520 патронов, которые снаряжались в диски. В более поздние периоды выпуска танка от курсового пулемета отказались, так как ведение огня из него было неэффективным, а его наличие существенно понижало бронеустойчивость корпуса. Кроме этого экипаж танка вооружался личным оружием, которое состояло из пистолетов ТТ и пистолета-пулемета ППС, а так же гранатами Ф-1 в количестве от 8 до 16 штук.
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия
Тяжелый танк ИС-1 в качестве силовой установки был оснащен четырехтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность в 520 лошадиных сил, что обеспечивало развитие танком максимальной скорости при движении по ровной местности или шоссе до 37 километров в час.
При запуске двигателя использовали инерционный стартер с ручным или электрическим приводом. Тяжелый танк ИС-1 имел три топливных бака, которые располагались в боевом отделении (два) и в моторно-трансмиссионном (один). Танк также мог быть в случае необходимости оснащен четырьмя дополнительными наружными баками общей емкости 360 литров, которые не связывались с общей топливной системой силовой установки.
Тяжелый танк ИС-1 был оснащен механической трансмиссией, которая состояла из:
- главного (основного) многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения стали по феродо;
- коробки передач (четырехступенчатой), оснащенной демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 – назад);
- двух двухступенчатых бортовых планетарных механизмов поворота, оснащенных многодисковым оптимизированным фрикционом блокировки, который работал по принципу сухого трения сталь по стали;
- тормозов ленточного типа;
- двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов.
Приводы для управления трансмиссией механиком-водителем танка были механические. По своему типу подвеска тяжелого танка ИС-1 была индивидуальная торсионная, работающая для каждого из 6 цельно литых опорных двускатных катков малого диаметра (550 миллиметров) применительно по каждому борту. По каждому опорному катку к броневому корпусу сваркой монтировался ограничитель хода для балансиров подвески.
Верхний рукав каждой гусеницы поддерживался тремя малыми цельно литыми катками с каждого борта. Ведущие колеса заднего расположения снабжались съемными зубчатыми венцами с цевочным типом зацепления. Ленивцы имели форму, идентичную форме опорных катков, располагались спереди. Механизм натяжения гусениц винтового типа располагался у ведущего колеса с обеих бортов. Каждая из двух гусениц собиралась из 86 траков, имевших одногребеневую форму и ширину в 650 миллиметров.
Технические характеристики ИС-1
Боевая масса, т | 44 |
Скорость хода, км/ч | 40 |
Вооружение | 1х85мм Д5-Т85, 3х7,62 мм ДТ |
Запас хода, км | 150 |
Экипаж, чел. | 4 |
Состояние | принят на вооружение в 1943 г. |
Разработчик | КБ ЧКЗ |
Изготовитель | ЧКЗ |
Производство | малая серия 1943 г. |
Длина, мм | – с пушкой вперед – 8560 |
Боевое применение
Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.
Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов — Белая Церковь.
Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.
В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.
Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.
След в истории и игромании
Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.
Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.
Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-1/
- https://topwar.ru/4740-tanki-serii-is-iosif-stalin.html
- https://warriors.fandom.com/ru/wiki/ИС-1
- https://war-book.ru/is-1-is-85-tyazhelyj-tank/
Источник: army-today.ru
Не ставшие легендой. Танки ИС.
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Кум Пампа написал 8 сентября 2011, 16:36
2 оценок, 1353 просмотра Обсудить (14)
Уже в Берлине.
В Праге. Обратите внимание-одного бортового катка нет, а машина едет хоть бы что.
В плену у немцев. Надпись на башне-предназначен для ОКВ.
Танк был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1 с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом.
Новая боевая машина обладала всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V «Пантера» с расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности «Пантеры», вышиб по швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины. ИС-2 снабжались радиостанцией 10-РК-26, прицелами ТШ-17, ПОП. Начиная с 1944 года на них стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Всего было выпущено 3750 ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.
Прародителями «Танка Победы» — ИС-2 — стали тяжелый танк КВ-1 и средний KB-13. Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких машин на всех дистанциях боя. В опытном порядке на ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Pz. Kpfw. V «Пантера».
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 т незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А. И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.
В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя — щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство танка ИС-1 прекратили.
С этого момента в производстве остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел) и расширили броневую маску пушки. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитныи пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой. Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.
ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великои Отечественной воины. 5 марта 1944 года 15 танков ИС-2 поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань. Во время боя 5 танков было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна при переезде моста перевернулась и упала в болото вниз башней.
Здесь же произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист одного ИС-2 был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20-мм. В ходе боев к 1 мая 1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины.
Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС-1 с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. Первая гвардейская танковая бригада, имевшая на вооружении ИС-85 вступила в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона.
В результате перестрелки с дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС-1 был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИС-ов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС , два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИС-а со 150-200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй — 4.
Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122.
Но, несмотря на отмеченные недостатки, машины все-таки оказались довольно неприятным сюрпризом для немецких панцерваффе. Снаряды 122-мм орудия Д-25Т обладали большим разрушительным действием против средних танков (а часто и тяжелых). Так в ноябре 1944 г. районе г. Мишкольц 2 танка ИС-122 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 7-10 танков PzKpfw IV, совершенно не пострадав от огня (в донесении танкистов о бое указано «уничтожено 10 танков», но пехотное командование указывает «подбито и уничтожено 7 вражеских танков»).
В открытом поле против немецких танков наши ИС применялись редко и их «золотой век» начался с ведением боев в городах и против немецких долговременных огневых точек. Для уничтожения этих объектов 122-мм пушка подходила как нельзя лучше.
В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.
Боевая масса 46.0 т
Размеры:
длина 6770 мм
ширина 3070 мм
высота 2730 мм
Экипаж 4 человека
Вооружение
1×122-мм пушка Д-25Т 3 х 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект 28 снарядов 2331 патронов
Бронирование:
лоб корпуса 120 мм
лоб башни 100 мм
Тип двигателя
дизель В-2-10
Максимальная мощность
520 л.с.
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода 180 км
Фридрих Вильгельм фон Меллентин, генерал -майор танковых войск вермахта, воевал под руководством Роммеля в Африке, потом на восточном фронте в известном 48 танковом корпусе, потом опять на западном фронте считал ИС-2 грозным соперником на поле боя. Но он не считал его равным Тигру Т-6. Он считал его слабей. Слишком маленькая скорострельность пушки. Он не годился для танковых поединков.
Источник: maxpark.com
ИС-1 – на смену КВ
В предыдущих работах мы поведали вам о линейке танков КВ, которые на третьем году Wow были признаны устаревшими и сняты с производства. Для их замены был создан новый тяжёлый танк, названный в честь главы советского государства. Об «Иосифе Сталине – 1» мы расскажем в этой статье.
Создание ИС-1
История ИС началась в феврале 43-го, когда Панцерваффе впервые применили в боях на Кубани новейшие Pz. VI и выяснилось, что советские танки качественно уступая в защищённости и огневой мощи просто не способны им противостоять.
Поэтому в начале марта ЦАКБ Грабина получило приказ, сначала на перевооружение КВ более мощным орудием, а когда стало ясно, что конструктивные особенности серийного «Ворошилова» попросту не позволяют это выполнить – на создание нового танка, максимально унифицированного с ним.
Прототип ИС (перекомпонованный КВ-13) катали по раскисшему весеннему полигону с обычной 76-миллиметровой ЗиС-5, однако когда в середине апреля прояснилась ситуация с бронированием «Тигра», начались эксперименты по установке на танк 85- и 122-миллиметровых стволов. Разумеется, это повлекло изменения в конструкции башни, так её вариант даже с орудием Д-5Т потребовал усиления корпуса «тринадцатого», который в результате вырос в длину на 420 мм.
В августе ИС-1 оснащённый новой арт-установкой продемонстрировали высшему военно-политическому истеблишменту страны и 4 сентября он был официально принят на вооружение РККА.
Компоновка тяжёлого танка ИС-1
Она была идентичной КВ-85: в передней части располагалось ОУ, в котором восседал мехвод управлявший движением танка и, дистанционно, огнём курсового пулемёта. В БО находились командир и расчет орудия, которым он руководил, кроме того здесь помещались БК и отчасти – два бака.
В МТО был установлен новый дизель В-2-ИС и основной бак, кроме того снаружи по бортам устанавливались четыре резервных. Экипаж попадал на свои рабочие места через башенные люки, для аварийного покидания «коробочки» был предусмотрен днищевый лаз.
ХЧ была практически полностью идентична таковой на КВ, однако ширина траков составляла 650 мм, замечу, что такой вариант обеспечивал достаточно высокую проходимость машины и почти полностью исключал проблемы характерные для её громоздкого прототипа.
ИС-1 имел следующие ТТХ:
- Габариты — 8,56 (с орудием)/3,07/2,74 м.
- Масса — 44,2 т.
- Бронирование — наклонное: 60-120 мм; вертикальное: 100; горизонтальное: 30 мм.
- Двигатель -1×520 л. с.
- Скорость — 37 км/ч.
- Запас хода — 150 км.
- Вооружение — 1×Д-5Т – 85 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
- Экипаж — 4 человека.
Всего было выпущено 130 экземпляров.
Основные модификации ИС-1
Все выпущенные машины были практически полностью идентичны, поэтому говорить о модификациях танка не приходится. Однако считаю необходимым отметить, что на базе ИС-1 была разработана ИСУ-152, кроме того, существует версия, что более поздняя ИСУ-122 также была создана на шасси «Сталина-1».
Однако, несмотря на некоторую унификацию с ним правильнее всё же будет считать, что прототипом «сто двадцать второй» послужил ИС-2, который «доводился до ума» одновременно с её конверсией, таким образом «навесив» САУ многие свои технические решения.
Боевое применение ИС-1
Фронтовой дебют ИС-1 состоялся в феврале 44-го и был весьма неудачен – пять «коробочек» брошенные в бой в районе Черкасска, напоролись на засаду «Пантер» и штурмовых орудий, в результате чего были уничтожены. Наиболее активно танк использовался в Уманской операции, где также понёс потери, которые были сочтены чрезмерными.
Впоследствии эти машины эпизодически появлялись на всех фронтах от Чёрного до Баренцева морей, что было обусловлено стремлением опробовать их в разном климате, однако особых успехов они не добились.
Полагаю, их фиаско было обусловлено как конструктивными недостатками, так и тем, что многие «штабные» до конца Wow воевали в соответствии с клише «танки могут всё», бросая их в атаку без необходимой подготовки.
Войну ИС закончили на улицах Берлина, впоследствии они использовались исключительно в качестве учебных машин для подготовки кадров своим более совершенным «потомкам» и созданным на их базе САУ. Официально танк был снят с вооружения только в 54-м, по причине выработки последними «коробочками» моторесурса.
Оценка ИС-1
Здесь должен отметить, что в плане противостояния новейшей германской бронетехнике «Сталин-1» мало чем отличался КВ-85: так, они оба имели не самый подходящий для тяжёлого танка 85-миллиметровый ствол и, несмотря на некоторое усиление бронирования, ИС-1 оставался весьма уязвимым для огня немецких длинноствольных орудий.
Таким образом, приходится сделать вывод о том, что этот танк и близко не смог изменить расклад сил на поле боя так, как сделали это двумя годами ранее КВ-1 и Т-34, по большому счёту став лишь вехой к созданию более совершенного ИС-2.
Источник: worldofhistory.ru
Тяжелый танк ИС-1
Этот танк, иногда называемый также ИС-85, стал первым тяжелым танком нового семейства. От КВ он отличался усиленной бронезащитой, новым двигателем и силовой передачей. Очертания корпуса и общая компоновка были заимствованы от разработанного ранее опытного танка КВ-13. В лобовой части корпуса толщина брони составляла 120-мм, в башне — 100-мм, а на бортах корпуса — до 90-мм. В центре выступающей вперед лобовой части корпуса было размещено отделение управления, доступ в которое осуществлялся через люк башни.
Для механика-водителя был оборудован люк для наблюдения, закрывавшийся выдвижной броневой крышкой с защитным стеклоблоком. Справа от механика-водителя размещался курсовой пулемет, а за сиденьем имелся в днище запасной люк на случай аварийного выхода из танка. Трансмиссия ИС отличалась от КВ двухступенчатым планетарным механизмом поворота.
Однако при всех отличиях от танка КВ в целях облегчения освоения машины в производстве новый танк по деталям и целым узлам был унифицирован со своими предшественниками. Так, из 340 деталей в коробке перемены передач танка ИС новых было всего 90, в установке двигателя имелось 70 общих с КВ деталей и только 30 новых и так далее. Танк ИС-1 выпускался в течение 1943 года сравнительно недолго, так как завершалась работа по установке на танк новой длинноствольной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Танк с этой пушкой получил название ИС-2 и был поставлен на серийное производство вместо ИС-1. Всего было выпущено 67 танков ИС-1.
История создания тяжелого танка ИС-1 (ИС-85, Объект 237 )
В конце февраля 1943 г. в Ставке состоялось экстренное совещание, причиной которого стало применение немцами на Тихвинском фронте тяжелого танка «Тигр». Начальник артиллерии Воронов назвал появление на Тихвинском фронте танков «Тигр» внезапным. Новые немецкие танки произвели на него, по его словам, потрясающее впечатление: «. У нас нет пушек, способных бороться с этими танками».
Через несколько дней И.Сталин позвонил в ЦАКБ В.Грабину (советский конструктор артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии) и поинтересовался у него в какой срок можно будет восстановить выпуск 107-мм танковой пушки ЗИС-6, производство которой для танка КВ-220 было подготовлено еще в 1941 г. В.Грабин заверил, что через пятнадпать-двадцать дней производство можно будет возобновить на заводе № 92.
В первых числах апреля 1943 г. когда еще не были завершены испытания пятикатковых ИС, ЧКЗ получил задание от ОГК НКТП на проектирование двух новых тяжелых танков. Согласно заданию танки должны были при сохранении существующей массы танка КВ (не более 46 т) нести более мощную броню (не менее 100-мм) и вооружены соответственно 85-мм танковой пушкой большой мощности (башенный погон диаметром не менее 1700-мм) и 107-мм танковой пушкой (башенный погон диаметром не менее 1850-мм).
15 апреля 1943 г. вышло постановление ГКО № 3187 сс, которое обязало Наркомат Вооружения создать мощное танковое орудие с целью противодействия немецким тяжелым танкам и САУ, а также организовать выпуск специализированных бронированных самоходных истребителей танков. Новое танковое вооружение должно было при калибре более 85-мм пробивать броню толщиной не менее 120-мм на дистанции 600 м и 102-мм на дистанции 1000-1200 м. Столь мощные орудия уже были спроектированы и даже частично изготовлены еще в 1941 г. на заводе № 92, но Государственных испытаний не проходили. Это были «самоходные» 85-мм пушка большой мощности ЗИС-25 107-мм пушка ЗИС-26 с нач. скоростью снаряда 1012 м/с. Но производством боеприпасов для орудий столь большой мощности не занимался никто, да и установка этих «самоходных» орудий в башне танка представляла значительные трудности.
Создаваемые на ЧКЗ новые танки ИС не предназначались специально для противодействия «немецкому зверинцу», а являлись именно танками прорыва, для которых главным была толстая броня, но в тот момент только эти танки могли быть вооружены мощной артсистемой, способной успешно бороться с «Тиграми» и «Пантерами».
После обсуждения в ОГК НКТП к изготовлению утвердили проекты танков «ИС образец № 3» с 85-мм пушкой и «ИС образец № 4» со 107-мм пушкой. В этих проектах конструкторы вернулись к хорошо отработанной шестикатковой ходовой части, по типу КВ-1, в конструкции корпуса было применено широко опробованное на КВ-13 и ранних прототипах ИС броневое литье.
Установка пушки Д-5Т
Танки спешили сделать к летней кампании 1943 г., но возникали трудности. Выяснилось, что 107-мм боеприпасы были сняты с производства еще в начале 1942 г., а возобновлять его не позволяет дефицит оборудования (тем более, что вместо одного 107-мм выстрела можно было сделать не менее 2-х 85-мм, или трех-четырех 76-мм). В имевшихся на складах запасах 107-мм выстрелов преобладали гранаты дореволюционного выпуска. ИС со 107-мм пушкой оказался бы без боеприпасов.
5 мая 1943 г., после очередного обсуждения проблем с танковой и противотанковой артиллерией, ГОКО выпустил повое постановление № 3289 сс, в котором устанавливались новые сроки создания артсистем для танков. Теперь для срочного перевооружения танков разрешалось ориентироваться на орудие с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г., но и с ним дело обстояло не лучше.
Еще в конце февраля 1943 г. ЦАКБ выполнило проект танко-самоходной пушки С-18, который был одобрен НКВ и в марте 1943 г. заводу № 9 поручили изготовить 2 опытных образца (ЦАКБ не имело собственной производственной базы). Но завод не справился с этим заданием в отведенный срок.
А когда первое орудие поступило заказчику — выяснилось, что пушка изготовлена с отступлениями от чертежей, выпущенных ЦАКБ. КБ завода № 9 оспорило правомерность внесенных изменений, но ЦАКБ в лице В.Грабина настаивало на своем. Дело окончилось традиционной волокитой. Для проведения заводской обкатки первого ИС с 85-мм пушкой, на него установили неработающий образец орудия С-18.
ЦАКБ создало новое 85-мм орудие для КВ- 1С, получившее индекс С-31. Пушка разрабатывалась сразу в двух вариантах — с нормальной (нач. скорость 790-800 м/с) и с увеличенной баллистикой (нач. скорость920-950 м/с). Варианте увеличенной баллистикой предполагалось установить в танк ИС со 107-мм пушкой (вместо ЗИС-6), но это решение натолкнулось на отсутствие для орудия специальных боеприпасов (орудию требовалась новая гильза).
В мае 1943 г. КБ завода № 9 НКВ под руководством Ф. Петрова предложило свой вариант 85-мм танкового орудия «спроектированного но типу немецких танкосамоходных пушек», отличавшийся малым весом и небольшой длиной отката. Справедливости ради следует заметить, что к проектированию этого орудия лично Ф.Петров не имел почти никакого отношения, так как пушка являлась лишь немного доработанным вариантом орудия У-12, разработанного конструктором Уралмашзавода В.Сидоренко еще в конце 1941 г.
Источник: pro-tank.ru