Когда появились реактивные снаряды на самолетах

Крючков, Я. В. Применение ракетного вооружения в советских ВВС в годы Великой Отечественной войны / Я. В. Крючков, С. В. Аверченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 184-188. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79311/ (дата обращения: 01.12.2022).

Ракетное оружие является неотъемлемой частью современного ведения воин. Оно является универсальным средством поражения наземных, воздушных и морских целей. Ракеты используются и как оружие устрашения, и как оружие защиты, например — зенитные ракеты. Но еще во время Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Советского Союза использовались реактивное оружие.

Оно хорошо проявило себя на море, земле и в воздухе. В авиации реактивные снаряды применялись в воздушных боях, а также для ударов по наземным целям. Они дали толчок в развитии авиационного вооружения и сформировали новые тактические приёмы применения авиации.

Работы по созданию реактивных снарядов велись в 30-е годы прошлого столетия. Особенно активно велась разработка 82- и 132-мм бронебойных и осколочно-фугасных реактивных снарядов — РБС-82, РБС-132, РОФС-132 (РБС — реактивный бронебойный снаряд, РОФС — реактивный осколочно-фугасный снаряд).

Зажигательные боеприпасы. Зачем противоборствующие стороны обстреливают ими города. Наш комментарий

Данные снаряды имели высокую по тем временам кучность стрельбы, отличались бронепробиваемостью и мощным осколочно-фугасным поражением. НИИ-3 наркомата боеприпасов являлся основным их разработчиком. РБС-82 и РБС-132 при удачном попадании в танк чаще всего обеспечивали пробитие 55-мм и 75-мм брони, а РОФС-132–30-мм, размеры пробоины в броневых пластинах составляли примерно 20‑25 х 35‑80 мм. Эти снаряды планировалось применять с истребителей И-16 и И-15 для нанесения ударов по речным и морским судам противника, с толщиной брони 35–40 мм.

При испытаниях РБС-82 на полигонах в 1940 году отмечалось то, что снаряд устойчив при полете, а также эффективность его боевой части, так как в большинстве случаев 50-мм броню снаряд пробивал на вылет. По итогам испытаний нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов принял реактивные снаряды РБС-82 на вооружение. Испытания данного снаряда показали, что при расходе в 237 РБС-82, всего 20 снарядов попали в бронеплиты и 6 попали в края плит. Но с учетом того, что испытания новых ракет были оценены положительно, вопрос о их массовом производстве не решался вплоть до самой войны.

Проводились стрельбы с бомбардировщиков СБ снарядами РБС-132, превосходившими РБС-82. Их вес был на 23 кг больше, чем у последнего, что было сделано с целью увеличения боевой мощи и обеспечения поражения труднодоступных и наземных целей. Предполагалось вооружить данными снарядами штурмовую авиацию, а также ударные истребители.

По результатам этих испытаний было принято решение вооружать снарядами РОФС-132 самолёты класса «И» (истребители), но выпускать залпом не более 4 снарядов. На самолете Ил-2 было предложено устанавливать по 12 таких ракет.

В это время реактивные снаряды были практически единственным действующим, и достаточно дешёвым в производстве авиационным средством поражения бронированной техники. Авиационные пушки крупного калибра были не совершенны и требовали дальнейшей работы над ними, а бомбы не обладали достаточной точностью для поражения бронетехники.

Активно-реактивные снаряды с прямоточными двигателями конструкции А. Липпиша Германия

Из-за этого командование ВВС КА предлагало обеспечить боевые машины ракетными орудиями РО-82. Но по состоянию на апрель 1941 г. выполнить данную работу в полном объёме не удалось, и лишь 732 самолёта типа «И» были вооружены данными боеприпасами. Его устанавливали также на штурмовике Ил-2, что обуславливалось особенностями его применения, а также на бомбардировщики СБ. На другие самолёты авиапарка ВВС КА установка реактивных снарядов не предусматривалась. Лишь в ходе начавшейся войны, боевые действия вскрыли потребность в ракетных снарядах, что заставило выпускать истребители Миг-3, ЛаГГ-3 и Як-1 с пусковыми установками РО-82 и монтировать их на самолёты сразу же на заводе. Но снаряды РОФС-132 стали поступать в авиационные части лишь в 1942 г., а РБС-132 — с 1943 г.

Калибры 82- и 132-мм были выбраны не случайно, т. к. опыты велись с пороховыми шашками диаметром 24 мм. Если плотно уложить 7 определенных расчётов шашек в цилиндрическую камеру сгорания, о внутренний диаметр последней будет составлять 72 мм, а стенки по 5 мм добавляют еще 10 мм, отсюда и формируется диаметр (калибр) снаряда равный 82 мм. Калибр 132 мм появился точно таким же образом.

Первоочередным вопросом стала стабилизация и устойчивость полёта ракеты. В связи с этим проводились испытания с турбореактивными ракетами и кольцевыми стабилизаторами, но испытания не показали ожидаемого результата и впоследствии чего, было принято решение перейти к четырёхлопастному оперению. В ходе испытаний на полигоне и в аэродинамических трубах использовалось оперение с размахом от 120 до 200 мм. При размахе менее 120 мм устойчивого полёта не получалось, а при размахе более 200 мм центр тяжести смещался назад и точно также не обеспечивалась устойчивость полёта. В итоге были приняты размах оперения 200 мм для 82-мм снарядов и 300 мм для 132-мм ракет.

В 1937 году в РНИИ для пусковых установок РСов была разработана направляющая желобкового типа с одной Т-образной планкой. Конструкция получила название «Флейта». В пусковой установке для 132-мм РС от опорной балки-трубы отказались, заменив её П-образным профилем, что обеспечило улучшение аэродинамических и эксплуатационных характеристик снарядов, обеспечив надёжность и упростив их изготовление.

Боевое крещение нового оружия произошло в 1939 году во время вооружённого конфликта с Японией на реке Халхин-Гол с 20 по 31 августа. Там успешно действовало и хорошо зарекомендовало себя первое в истории авиации звено истребителей-ракетоносцев из 5 истребителей И-16, вооружённых снарядами РС-82.

20 августа 1939 г. в 16 час. советские летчики С. Пеминов, В. Федосов, И. Михайленко и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарева выполняли боевую задачу по прикрытию советских сухопутных войск. Пролетая над линией фронта, они встретились с японскими истребителями. Все пять советских истребителей провели одновременный ракетный залп и сбили два японских самолёта. Успешное применение РС-82 было обусловлено тем, что японские истребители двигались горизонтально с постоянной скоростью в плотно сомкнутом строю. В 14 воздушных боях истребители-ракетоносцы сбили 13 японских самолётов, не потеряв ни одного своего.

В 1942 году авиационные снаряды РС-82 и РС-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13. Одно из самых широких применений реактивные снаряды нашли в истребительской авиации. Наряду со штурмовиками Ил-2, для штурмовых действий использовались истребители И-153, И-16, а также разведывательные самолеты Р-5. С началом боевых действий, авиапарк в строевых частях дорабатывался самостоятельно, пусковые установки переносились со старых самолётов на новые, не предназначенные для установки на них заводом РС.

Истребительный полк, где воевал будущий Герой Советского Союза К. В. Сухов, лично сбивший 22 немецких самолёта, был вооружен И-153 «Чайка». Реактивное вооружение в его полку зарекомендовало себя настолько высоко, что спустя некоторое время, когда их пересадили на новые И-16, они сразу затребовали вооружить машины реактивными орудиями.

В начале войны РС успешно использовали для ударов по вражеским бомбардировщикам, например в районе Севастополя. Так, однажды группа советских истребителей их четырёх самолётов выпустила 16 реактивных снарядов в сторону группы немецких Ju-88. Те тут же не целясь сбросили бомбы и с разворотом стали уходить, а один из Ju-88 загорелся и упал.

В. Ф. Голубев в начальный период войны воевал на истребителе И-16. В своей книге «Крылья крепнут в бою» он так описывает применение РС: «Я выбираю одного, подхожу на метров 400, посылаю два РС. Сближаюсь на короткую снайперскую дистанцию, стрелки «Юнкерса» молчат, видимо, оба убиты. Длинная очередь из трёх пулеметов пробивает самолёт врага от хвоста до кабины. Ju-88, медленно заваливаясь на крыло, уходит вниз».

Советские истребители И-15 бис, И-153, И-16, хотя на начало войны уже морально устарели, благодаря ракетному вооружению успешно противостояли современным истребителям противника. В. Ф. Голубев описывает это так: «Мессеры тоже увидели нашу пару, но только одну, верхнюю, и начали заходить в атаку с двух сторон.

Плахута резко развернулся в сторону ближней пары и, прицелившись, выпустил сразу четыре РС. Пуск оказался удачным. Один «Мессер» сделал переворот и, не выходя из пикирования, врезался в лёд. Но враг боя не прекратил. Вторая пара Ме-109 пошла в атаку на отставшего в развороте Бугова.

Вот теперь Бакиров оказался на месте, он снизу атаковал ведущего второй пары. «Мессер» пролетел немного по прямой и упал, к радости шоферов движущейся рядом вереницы машин. Остальные два Ме-109 вышли из короткого боя и исчезли».

Использование в истребительской авиации РС калибром 132-мм не замечено, но применение их по наземным целям было обычной практикой лётчиков на истребителях. При немецком наступлении от Солнечногорска на Литвиново, а также под Каменкой и Тулой с 28 по 30 ноября 1941 г. ракетами уничтожались небольшие группы и одиночные самолёты врага, которые пытались прорваться к Москве. Примерно в то же время при проведении штурмовых ударов истребительной авиацией с использование РС было уничтожено 77 танков, 163 автомобиля с личным составом и грузами, 13 полевых орудий, и был подавлен огонь трёх зенитных батарей противника.

Надо отметить, что эффективная атака истребителей по бронетехнике оставалась для лётчиков практически мечтой. Машин с 20-мм автоматическими пушками ШВАК практически не было, а реактивное оружие позволяло уничтожать танки противника даже «фанерно-тряпочными» истребителями, вооружёнными только пулемётами.

Более предпочтительным применением РСов была штурмовка аэродромов противника. Так, например, 20 июля 1941 г. по аэродрому в Зарудинье был нанесён удар реактивными снарядами, в результате были уничтожены 14 фашистских самолётов, а через день ещё 15, а в Крестах, Веретенье и Малитино еще 26 самолётов.

К началу боёв на подступах к Ленинграду, появлялись смешанные истребительные авиагруппы. Наиболее типичный состав: И-153 с бомбами, И-16 с пушками и РС, МиГ-3 с РС, МиГ-3, ЛаГГ-3 и ЯК-1 без РС. Это обеспечивало наилучшее взаимодействие и эффективность огня. Такая группа делилась на ударную и прикрывающую. Ударная вооружалась пушками, бомбами, реактивными снарядами.

А прикрывающая только стрелковым вооружением. Первая наносила штурмовые, пикирующие и бреющие удары, а вторая прикрывала ударные самолёты с воздуха.

В это время на аэродромах велись споры об установке РС на новые самолёты, что было одобрено лишь в 1942 году и то, только на старых самолётах. Як-1 с РС впервые применили под Москвой. Из-за большого рассеивания и отсутствия надёжного прицела, вероятность попадания в маневренную воздушную цель снижалась. Применяли РС по большим группам бомбардировщиков.

Читайте также:  Сколько метров от реки можно ставить машину

При прямом попадании те рассыпались в воздухе. Из-за этого немецкие лётчики ломали строй, а с ним и систему взаимной обороны, что облегчало выполнение атаки советским истребителям. Для сопровождения штурмовиков часто использовали МиГ-3, и в этом случае они сами использовались как штурмовики, ведя огонь РСами.

К концу первого периода Великой Отечественной войны и в начале второго применение ракетных снарядов в истребительной авиации уменьшалось в связи с тем, что происходило перевооружение с устаревших И-5, И-15, И-153, И-16 на более новые и современные истребители Як-1, Як-3, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3, на которых реактивное оружие не предусматривалось, а в последствии от применения РС на истребительных самолётах вовсе отказались.

В соответствии с постановлением ГКО № 1721 «Об истребителях» говорилось о срочном снятии с Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3 РСов, для того чтобы не терялась скорость самолётов и могла обеспечиваться конкуренция и преимущество над немецкими истребителями.

Широкое применение ракетные установки получили в штурмовой авиации, что характеризовалось характером их применения, так как использование в истребительной авиации было менее эффективно из-за скоротечности воздушного боя, а применение по наземным целям, давало более точную возможность прицелиться и произвести более точный выстрел.

Советские истребители Ил-2 в немецкой пехоте называли «Чёрная смерть», а реактивное вооружение штурмовиков «Хвостатая смерть». Советские лётчики применяли осколочные, осколочно-фугасные и бронебойные ракетные снаряды, а машины оснащали ими порой в самых неожиданных комбинациях. Ил-2 в западной литературе называли «Tankbusters» — некое чудо-оружие, способное уничтожать танки «пачками». Но эффективность данного самолёта сильно преувеличена.

Во время боевого вылета 28 ноября 1941 года было израсходовано порядка 340 ракетных снарядов различного калибра и класса. Снарядами РБС-132 было выведено из строя не меньше 20 танков, 35–40 автомашин и разрушено несколько зданий, но по единодушному мнению летчиков РОФС-132 являлось более эффективным в условиях отсутствия скопления бронетехники. Но надо заметить, что системы прицеливания на Ил-2 того времени отсутствовали и появились гораздо позднее.

В результате испытаний в боях в 47-й авиадивизии с ноября по январь 1941–1942 гг. ракетными снарядами были выведены из строя: танки, автомобили, бронеавтомобили, здания. При каждом вылете штурмовиков Ил-2, будь то одиночный вылет на «свободную охоту» или действия в составе группы, немецкая армия несла значительные потери. Снаряды РБС-132 признали мощным оружием для борьбы с бронированными целями при различных условиях атаки. Но лётчиков больше впечатляли снаряды РОФС-132.

Например, младший лейтенант Балашов в боевом вылете 9 января 1941 года обстрелял ракетными снарядами колонну автомашин и гужевых повозок. Их попадания вызвали большой взрыв, уничтоживший весь транспорт в колонне на протяженности 50 метров, а обломки автомобилей взлетали на высоту до 70 метров. В этот же день командир звена старший лейтенант Баранов атаковал железнодорожный состав, ударив по погрузочной площадке с танками и автомобилями противника, а также по вагонам, уничтожив их.

В результате вылетов на «свободную охоту» успешно уничтожались транспортные колонны автомашин, такни, живая сила, укрепления и сооружения. Лётчики оценивали высокую эффективность ракетных снарядов. Вывод комиссии заключался в том, что применение РОФС-132 на штурмовом самолёте Ил-2 увеличивает его огневую мощь в 8–10 раз, а со штатным РОС-82 в 3–4 раза.

Моторизированные колонны атаковали под углом 15–20 градусов и с высоты над целью 25–30 м. Первый удар наносили по голове колонны. Прицеливались по трассирующими пулями из пулемётов ШКАС, а затем открывали огонь из пушек и РС. Вооружением большинства эскадрилий штурмовиков Ил-2 и Ил-10 оставались РС-82.

Характерным полётом можно считать налёт на аэродром под Курском в 1942 году. Вот что о нём говорит его участник летчик-штурмовик Одинцов: «Тогда я замыкал строй, ракетные снаряды были установлены на два залпа по четыре снаряда. В неразберихе боя я оказался в створе ВПП, на которую в этот момент выруливали на взлёт два Ju-88.

Выпустив в обоих залпах весь боезапас РС, я в одном заходе поочередно уничтожил оба Юнкерса. По-видимому, попадание было очень удачным, поскольку в моей машине оказалось достаточное количество пробоин и осколков, от взрыва полностью заправленного топливом и боеприпасами самолёта противника…».

Вспомогательные функции РС заключались в психологическом воздействии этого оружия на пехоту и зенитчиков, особенно когда по нашим атакующим самолётам с земли вели сосредоточенный огонь. Также встречались случаи дуэли двух видов техники: наземной и воздушной. Дуэли между танками и самолётами-штурмовиками.

М. П. Одинцов вспоминал о вылете на ИЛ-2, вооружённом противотанковыми бомбами и РС М-13: «Мы застали колонну на марше и «поработав» над ней, уничтожили 4–5 машин противника. При стрельбе РС колонну наземной техники атаковали в развёрнутом строю поперек или под близкими этому ракурсу углами… Немцы знали, что наши противотанковые бомбы с взрывателями мгновенного действия, поэтому решили укрыться в лесном массиве, рассчитывая на срабатывание авиабомб по верхним ветвям деревьев. При этом стрелять из пушек и реактивными снарядами вслепую было невозможно. Тогда мы вызвали эскадрилью штурмовиков с зажигательными авиабомбами и ампулами. В лесу были сожжены все танки».

Применение штурмовиков Ил-2 в первые дни войны показало, что подготовленный лётчик снарядом РС с дистанции 300–400 метров в среднем поражал два танка, с хорошей подготовкой — один-два, с посредственной — не более одного. Таким образом, мы видим, что применение ракетных снарядов в штурмовой авиации проявило себя выше всего и обеспечило их применение на протяжении всей войны. РС-ами уничтожались наземные и морские объекты противника.

Использование ракетных снарядов в бомбардировочной авиации Красной Армии было не так широко, как в истребительной и штурмовой. В начале войны системы калибром 132-мм устанавливались на пикировщиках для ударов по наземным целям. В середине войны ракеты калибра 82-мм и 132-мм избирательно применялись на ближних и ночных бомбардировщиках. На бомбардировщиках дальней авиации, а позже и на пикирующих бомбардировщиках, ракетные снаряды калибра 82-мм использовались для обороны от вражеских истребителей. В авиации ВМФ с тяжёлых морских ближних разведчиков, используя РС 82-мм, наносились удары не только по подводным целям, но также и по авиации противника.

Надо сказать и о недостаточной защищенности задней полусферы наших СБ и Пе-2. В связи с этим полковые умельцы самостоятельно довооружали бомбардировщики ракетными снарядами малого калибра для стрельбы назад. В документах того времени зафиксировано несколько случаев, когда атаки немецких истребителей были сорваны данным способом.

Во время войны 14 самолётов У-2 вооружили ракетами РС 82- и 132-мм. Часто У-2 летали ночью, группами по 5–6 самолётов, 3–4 из которых были с бомбами, а 1–2 с РС. Противник освещал прожекторами переднюю группу и вёл по ней огонь, тем самым обозначая себя для идущей позади группы. Такая тактика обеспечивала успех, так как после удара несколькими РС прожектора и огневые точки зачастую прекращали работу. Придя на цель, группа бомбардировщиков начинали поочередно бомбардировать объект.

Применение ракетных снарядов в бомбардировочной авиации было не таким успешным, но поставленные задачи они выполнили в требуемых объемах, и поэтому РС стало универсальным средством для всех видов авиации.

Реактивные снаряды РС-82, РС-132, впоследствии: М-8 и М-13, отлично проявляли себя на полях сражений Великой Отечественной войны, обусловив собой новую эру ракетного оружия. В годы войны РС чаще и более успешно применялись по наземным целям, малая точность попадания в маневренную цель компенсировалась мощью боевой части снаряда и мощью ракетного залпа. Данное оружие явилось универсальным средством поражения, показав всему миру находчивость и гениальность советских конструкторов, техников и инженеров.

  1. Растренин О. Советское авиационное вооружение. Самолет против танка. М.: Эксмо; Яуза, 2017. 368 с.
  2. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного реактивного оружия 1817–2002 / Под ред. А. Е. Тараса. Глава 11.
  3. Резниченко С. Н. Реактивное вооружение советских ВВС 1930–1945 гг. М.: Изд-во «Бедретинов и Ко», 2007. 1056 с.

Основные термины (генерируются автоматически): снаряд, истребитель, Великая Отечественная война, время, истребительная авиация, реактивное оружие, танк, удар, штурмовая авиация, Советский Союз.

Источник: moluch.ru

От «Катюши» до «Торнадо»: как появились реактивные «боги войны»

От

8 марта не только Международный женский день, но и день создания реактивных систем залпового огня (РСЗО). 80 лет назад появились первые ракетные снаряды, которые потом использовались на БМ-13 — легендарных «Катюшах» времен Великой Отечественной войны. Именно их называют оружием Победы, а артиллерию — «богом войны».

Сегодня на вооружении Ракетных войск и артиллерии Российской армии стоят создаваемые госкорпорацией «Ростех» реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч» и «Торнадо» различных модификаций.

ТАСС рассказывает о том, с чего началось развитие РСЗО в России и какие комплексы до сих пор считаются уникальными.

РОЖДЕННАЯ ПОБЕДОЙ

Заместитель наркома обороны М.Н. Тухачевский был сторонником современных способов ведения войны. В 1933 году он создал Реактивный научно-исследовательский институт, в котором 8 марта 1937 года были разработаны эффективные ракетные снаряды (РС).

75 лет «Катюше»: что известно о знаменитой артиллерийской установке

Необычное оружие никак не вписывалось в советскую военную доктрину тех лет. И лишь благодаря настойчивости некоторых инженеров и высших военных руководителей на свет появились опытные образцы РС-132.

Изначально ракеты ставились на самолеты, где доказали свою эффективность. Однако в 1939 году с выходом новых осколочно-фугасных снарядов М-13, которые имели большую мощность и дальность, было принято предложение установить заряды на транспорт. Так появилась первая советская машина реактивной артиллерии БМ-13, известная как «Катюша». Приказ о ее серийном производстве был подписан за считаные часы до начала Великой Отечественной войны.

Впервые она показала себя 14 июля 1941 года. По железнодорожной станции города Орша, куда съехались фашистские эшелоны, был открыт шквальный огонь. Новейшее советское оружие своей боевой мощью и эффективностью привело в смятение противника. За считаные минуты транспортный узел превратился в «огненное море».

Так было положено начало развитию советской реактивной артиллерии, прародителем которой была БМ-13.

Установки смонтировали на базе маневренного ЗИС-6. Однако позже в ходе модификаций шасси поменяли. Так, на смену ЗИСам пришел Studebaker, в конце 1940-х годов использовался ЗИС-151, в конце 50-х — ЗИЛ-157 и в финальной версии БМ-13НММ роль шасси выполнял ЗИЛ-131.

«Катюша» дошла до Берлина, в операции было задействовано более 1500 установок.

После окончания Wow она успела еще поучаствовать в военных действиях. Так, осенью 1952-го на стороне китайских добровольцев БМ-13 внесла значительный вклад в битве за гору Шинган. Участвовала в крупнейшей китайской артиллерийской операции за весь период Корейской войны. Последний раз «Катюша» продемонстрировала свою силу в период Афганской войны на стороне правительственных войск, но во второй половине войны ее сменил новый БМ-21 «Град».

Читайте также:  Где хорошая рыбалка в ленинградской области

ВРЕМЯ «ГРАДОВ» И «СМЕРЧЕЙ»

После Великой Отечественной войны не останавливались работы, направленные на усовершенствование систем залпового огня. Требовалось обеспечить компактное размещение ракет и хорошую высокую кучность стрельбы. В результате была создана БМ-21 «Град», которая отвечала всем этим требованиям, а также имела большую дальность, чем «Катюша». Он был принят на вооружение Советской армии 28 марта 1963 года.

Появилось видео беспилотника-разведчика РСЗО «Смерч»

Полевая реактивная система БМ-21 стала базовой для ряда других отечественных систем для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм — «9К59 Прима», «9К54 Град-В», «Град-ВД», «Легкая переносная реактивная система Град-П», 22-ствольная корабельная «А-215 Град-М», «9К55 Град-1», БМ-21ПД «Дамба» — и некоторых иностранных систем, включая: RM-70,RM-70/85, RM-70/85М, Type 89 и Type 81. Также сама БМ-21 имеет более пяти вариантов модификаций.

9К51М «Торнадо-Г» — самая модернизированная версия БМ-21 «Град». В сравнении со старым образцом она обладает значительно большей дальностью и маневренностью, но основное отличие — в современной системе навигации. Используя спутниковую навигацию и компьютерный расчет баллистических показателей, система может наводиться на цели автоматически.

На смену «Граду» в 1975 году пришла РСЗО «Ураган» . Калибр снаряда — 220 мм, дальность стрельбы — 35 км. Боевой расчет машины составляет всего три человека, в то время как у «Града» — шесть. Машина была сделана на базе ЗИЛ-135ЛМ и имела 16 зарядов в одном залпе. «Ураган» предназначен для поражения различных целей: от открытой и закрытой живой силы до тактических ракет и зенитных комплексов.

«Ураган» прошел боевое крещение в Афганистане, не раз помогал Советской, Российской армии, а также союзникам. Использовался во время чеченских кампаний. Последним испытанием для него стала миссия по освобождению Пальмиры в Сирии.

Первый «Смерч» сошел с конвейера в 1987 году, и с тех пор неизменно служит не только Вооруженным силам РФ, но и ряду других стран. Он показал свою эффективность во время второй чеченской войны, также применялся Сирийской армией в миссии по освобождению Пальмиры.

«Смерч» обладает лучшими характеристиками среди РСЗО. Дальность его стрельбы в различных модификациях — 70–90 км. Время подготовки к залпу составляет 3 минуты, время на перезарядку — 13. Точность попадания превышает точность аналогов в два-три раза. За счет своей эффективности и дальности «Смерч» близок к тактическим ракетным комплексам, а по точности схож с артиллерийским орудием.

9К58 «Кама» — РСЗО с шестиствольным пакетом направляющих в составе артиллерийской части на шасси КамАЗа. Эта модернизация направлена на увеличение мобильности «Смерча». КамАЗ обладает меньшим весом и габаритами, чем МАЗ, это и позволило добиться большей мобильности.

РСЗО нового поколения «Торнадо-С» — эта модификация, направленная на максимальную автоматизацию огня. Она представляет собой дальнейшее развитие «Смерча». На вооружение Российской армии «Торнадо-С» поступило в конце декабря 2016 года.

Как сообщил генеральный конструктор НПО «Сплав» (входит в госкорпорацию «Ростех») Николай Макаровец, в настоящее время ведется работа над усовершенствованием РСЗО «Смерч», оно возможно за счет применения новых видов топлива, повышения точности аэродинамики и облегчения корпуса снаряда.

  • Война моторов: оружие Красной армии перед началом Великой Отечественной войны
  • «Смерчи», «Ураганы» и «Искандеры»: чем вооружены «боги войны»

Источник: tass.ru

Вооружение для самолетов: От пулемета до ракеты

На российском ТВ были показаны видеокадры с истребителями «Су-35С», приступившим к полетам и боевому дежурству в составе группировки ВКС РФ на авиабазе «Хмеймим» в Сирии. Самолет имеет очень мощное ракетное вооружение, состоящее из шести ракет класса «воздух-воздух», малой и средней дальности, а также двух новейших ракет средней дальности РВВ-СД с активными радиолокационными головками самонаведения, способных поражать цели на расстоянии 130 км.

Вооружение для самолетов: От пулемета до ракеты

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Гаагская конвенция и Первая мировая война

Отличный показатель, не так ли? Но какой путь пришлось пройти авиации, прежде чем она получила столь современное и впечатляющее по сложности вооружение? Об этом мы сегодня и расскажем.

Начнем с того, что Гаагской конвенцией 1907 года все виды авиационного оружия вообще запретили, так что самолеты летали совершенно безоружными. Еще раньше, а именно в 1899 году Гаагская конвенция ограничила и развитие автоматических пушек малого калибра. Теперь только пушки калибром выше калибр 37 мм могли стрелять разрывными снарядами. Все, что было меньше по калибру, считалось пулей и взрывчатки содержать не могло. Поэтому и 37-мм зенитные автоматические пушки Хайрама Стивенса Максима ее в своих снарядах не имели!

Началась Первая мировая война и оказалось, что кроме табельного оружия, то есть револьверов и пистолетов, летчикам не из чего друг в друга стрелять. Двухместные аэропланы, правда, тут же вооружили пулеметом, из которого мог стрелять второй пилот-наблюдатель или бомбардир, а вот как можно было бы вооружить одноместный самолет либо двухместный, чтобы он мог стрелять вперед? Пулеметы начали ставить над кабиной на крыле, а стреляли из них встав во весь рост или… дергая за шнурок, но все понимали, что это, разумеется, не выход.

Первым реальным техническим новшеством, превратившем тогдашний аэроплан в истребитель, стало изобретение пилота французского Роланда Гарро, который в том месте, где через винт проходила трасса пулеметных пуль, установил стальные пластины, от которых часть из них рикошетировала! Правда, это понизило КПД винта, часть пуль теперь «улетало в молоко», но зато самолет, по сути дела, превратился в летающий пулемет!

Затем был придуман прибор синхронизатор, который просто не давал пулемету стрелять, когда перед его стволом находился пропеллер, так что теперь на самолеты начали ставить и по два, и по три пулемета. И все они стреляли через винт!

Тогда же самолеты стали вооружать и пушками, все теми же 37-мм орудиями малого калибра. Типовым же вооружением в конце войны стали два пулемета винтовочного калибра и… все! Правда, на некоторых самолетах применялись ракеты с длинными деревянными хвостами-шестами, но, естественно, никакого управления они не имели и могли поразить цель только лишь прямым попаданием.

В 30-е годы количество пулеметов, установленных в крыльях самолета-истребителя, могло достигать 8 и даже 12, и они извергали просто ливень свинца, однако уже накануне Второй мировой стало ясно, что… так как прочность самолетов растет, одних только пуль для их поражения становится недостаточно.

Появились специальные авиационные пушки калибра 20-37-мм, которые устанавливали опять же как в крыльях, так и в фюзеляже. В этом случае они стреляли либо через винт, либо через полый внутри вал воздушного винта.

Последнее решение было наиболее удобным: куда смотрел нос самолета, туда он и стрелял. Если пушки находились на крыльях, пилот должен был иметь в виду, что их трассы сходится в одну точку на каком-то расстоянии от его самолета, и стрелять именно с этой дистанции!

Ракеты тогда уже тоже применялись, в частности советские летчики применили реактивные снаряды РСы в боях с японской авиацией на реке Халхин-Гол, но были они тоже неуправляемыми и имели дистанционный (подрывавший снаряд на расстоянии) и ударный взрыватели, чтобы снаряд либо так, либо эдак, но взорвался бы обязательно!

Вторая мировая война

В годы Второй мировой войны на советских и германских истребителях применялась установка пушек, стреляющих через вал винта (если мотор имел водяное охлаждение) и через плоскость винта, если охлаждение мотора было воздушным. Англичане ставили по 2-4 пушки в крыльях, а вот американцы пошли по пути установки в крыльях 4-6 крупнокалиберных пулеметов, поливавших противника просто ливнем свинца. Например, атакуя германские реактивные самолета Ме-262, они просто палили в его сторону, даже особо не целясь в расчете на то, что какая-нибудь их пуля непременно попадет в большие воздухозаборники его двигателей, а оттуда в турбину и выведет ее из строя и… так обычно и случалось!

В свою очередь немцы создали даже специальный реактивный перехватчик «Наттер», который пушек вообще не имел, а должен был уничтожать американские бомбардировщики залповым пуском множества неуправляемых реактивных снарядов — НУРСов.

Уже тогда действовали эти снаряды по целям на земле и в воздухе очень хорошо, разнося в щепы и танки и самолеты, вот только точность их попадания была очень низкой.

И опять же именно германские военные инженеры первыми начали работу над реактивными управляемыми снарядами. Были созданы снаряды, управлявшиеся по радио и по проводам. Последние должны были применяться с самолетов «Фокке-Вульф-190» против американских «летающих крепостей», однако довести их до ума прежде, чем закончится война, к счастью для союзников, не удалось.

Ракеты на военных самолетах

В США также были начаты работы по созданию управляемых ракет для самолетов, но до окончания войны ни один из созданных образцов на вооружение принят не был. Первенствовала здесь Великобритания, принявшая на вооружение первую управляемую ракету «воздух-воздух» в 1955 году.

Год спустя сразу три таких ракеты приняли на вооружение ВВС и ВМС США, а ракету РС-1У — ВВС СССР. А вскоре состоялся и первый воздушный бой с применением управляемого ракетного оружия, когда 24 сентября 1958 года истребитель ВВС Тайваня F-86 атаковал «МиГ-15» ВВС Китая ракетой AIM-9B «Сайдвиндер» и сбил его.

Наиболее широкое распространение вначале получили самонаводящиеся ракеты с «тепловыми» системами наведения. Суть такого «самоуправления» в том, что ракета «видит» тепловое излучение самолета и соответственно на него и наводится.

Правда, первые такие ракеты нужно было запускать только сзади, где выхлоп раскаленных газов из двигателя позволял приборам, находящимся на ракете, его «захватить». Ракету можно было «обмануть». Для этого применяли маневр в сторону cолнца и сброс горящих ловушек, на которые в итоге и наводилась ракета.

Именно поэтому попробовали и другие системы наведения, например — радиокомандную. Там все было просто, как с управляемыми по радио китайскими автомобильчиками, но в реальной жизни эта простота оказалась хуже воровства, потому что пилот не мог одновременно управлять самолетом и наводить ракету на маневрирующую цель.

К тому же цель могла ставить помехи. Поэтому появились ракеты с радиолокационной системой наведения, которые также сами ищут цель, захватывая ее при помощи своего собственного радара в ее носовой части под радиопрозрачным обтекателем.

Ну, а самые современные ракеты с инфракрасными головками наведения стали всеракурсными, то есть для того, чтобы их запускать в хвост противнику, заходить уже не нужно, поскольку чувствительность ее инфракрасного датчика настолько велика, что позволяет улавливать тепло, возникающее даже в процессе трения обшивки самолета о воздух!

Читайте также:  Кто был организатором республиканского общества времен года

Появились и оптико-электронные системы наведения, матрица в которых также «видит» воздушный объект. Ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) имеют вероятность попадания в круг диаметром 10 м равный 0,8 — 0,9. Ошибки самонаведения ракет обычно имеют вполне случайный характер.

Что же касается ракеты РВВ-СД, то она как раз и разработана для борьбы с самолетами, вертолетами и даже ракетами «земля — воздух» и «воздух — воздух», причем в любое время суток, и как в простых, так и в сложных метеоусловиях, при наличии самых разнообразных, в том числе и активных, радиолокационных помех.

Вероятность поражения цели составляет 0,6 — 0,7, на дальности до 130 км, хотя, конечно, для более надежного поражения целей эту дистанцию следует уменьшить хотя бы вдвое.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.

Источник: www.pravda.ru

Реактивные системы залпового огня

Нравится нам или нет, но впервые в Великой Отечественной войне реактивные системы залпового огня применили немцы 22 июня 1941 года под Брестом. «И вот стрелки показали 03.15, прозвучала команда «Огонь!», и начался дьявольский танец. Заходила ходуном земля. Девять батарей 4-го полка минометов специального назначения тоже внесли свой вклад в адскую симфонию. За полчаса 2880 снарядов со свистом промчались над Бугом и обрушились на город и крепость на восточном берегу реки.»

Так историк Пауль Карель описал первое массовое боевое применение 15-см реактивных минометов.

Надо отметить, что до этого 15-см Nb.W.41 уже применялись во время французской кампании — но это применение не было массовым.

Разумеется, важен не столько приоритет по времени, сколько соревнование между двумя идеологиями в создании реактивных снарядов и пусковых установок. У советской М-13 (на картинке в заголовке) и немецкой 15-см Nb.W.41 общим было только первоначальное назначение – стрельба химическими снарядами. Все остальное было принципиально разным.

М-13 установлена на автомобиле ЗИС-6, а Nb.W.41 на буксируемом лафете, взятом от 37-мм противотанковой пушки. Благодаря этому установка получилась легкой и мобильной. Подрессоренный ход позволял ехать за тягачом по шоссе со скоростью до 45–50 километров в час, а на поле боя расчет вручную легко перемещал установку на небольшие расстояния.

Снаряд М-13 имел крыльевые стабилизаторы и запускался с рельсовых направляющих. А 15-см снаряд стабилизировался вращением и запускался из шести трубчатых направляющих.

В 1936 году в НИИ-3 для полевой артиллерии создан ракетно-химический снаряд РХС-132. Химические 132-мм снаряды снаряжались стойким – СОВ (иприт) и нестойким – НОВ (синильная кислота) веществами. Вес снаряда 39,5–43,1 килограмма. Дальность стрельбы составляла 8165–8900 метров.

В 1938 году появились автомобильные установки МУ-132 с 24 направляющими для химснарядов. Боевая часть одного РХС вмещала 8 литров ОВ, а в артиллерийских снарядах аналогичного калибра помещалось всего 2 литра. Для создания мертвой зоны на площади 12 гектаров было достаточно одного залпа с трех грузовиков, что заменяло 150 гаубиц или три артполка. На дистанции 6 километров площадь заражения ОВ одним залпом составляла 6–8 гектаров.

Недостатком была необходимость вставлять капсулы с ОВ незадолго до пуска, то есть ОВ не могли постоянно находиться в ракетах.

132-мм химические снаряды РХС-132 испытали на Павлоградском артполигоне 1 августа 1938 года. Огонь вели одиночными боеприпасами и сериями по 6 и 12 снарядов. Продолжительность стрельбы серией полным комплектом не превышала четырех секунд. За это время цели достигло 156 литров ОВ, что в пересчете на артиллерийский калибр 152 мм было равноценно 63 артиллерийским снарядам при стрельбе залпом 21 трехорудийной батареи или 1,3 артполка при условии, что огонь велся нестойкими ОВ.

Испытания показали, что расход металла на 156 литров ОВ при стрельбе реактивными снарядами составлял 550 килограммов, в то время как при стрельбе химическими 152-мм снарядами вес металла составлял 2370 килограмма, то есть в 4,3 раза больше.

Однако начать химическую войну ни Германия, ни СССР так и не решились. А установки надо было куда-то использовать.

Из данных брошюры «Таблицы стрельбы реактивными снарядами М-13» издания 1942 года следует, что при дальности стрельбы на 3000 метров отклонение по дальности составляло 257 метров, а боковое – 51 метр. На самом деле оно было еще больше — в талицах 1957 года указано отклонение М-13 по дальности 135 метров, а вот боковое — 300 метров. Очевидно, что таблицы 1957 года точнее.

Вот пример боевой эффектвности установок БМ-13, рассказанный ветераном Дмитрием Лозой. В ходе Уманьско-Ботошанской наступательной операции 15 марта 1944 года два «Шермана» из 45-й механизированной бригады 5-го мехкорпуса застряли в грязи. Десант с танков спрыгнул и отступил.

Немецкие солдаты обступили застрявшие танки, «замазали грязью смотровые щели, залепили черноземом прицельные отверстия в башне, полностью ослепив экипаж. Стучали по люкам, пытались их открыть штыками винтовок. И все горланили: «Рус, капут! Сдавайся!».

Но тут выехали две боевые машины БМ-13. «Катюши» передними колесами быстро спустились в кювет и ударили прямой наводкой. Огненные стрелы с шипением и свистом устремились в лощину. Через мгновение ослепительное пламя заплясало вокруг танков. Когда дым от взрывов ракет рассеялся, машины стояли, на первый взгляд, невредимыми, только корпуса и башни были покрыты густой копотью. Исправив повреждения гусениц, выкинув обгоревшие брезенты, танкисты ушли на Могилев-Подольский».

Итак, по двум «Шерманам» в упор выпустили тридцать два 132-мм снаряда М-13, и у них… лишь обгорел брезент.

Немцы еще в 1941 году захватили несколько ПУ БМ-13 и сотни снарядов 132-мм М-13 и 82-мм М-8. Однако командование вермахта после испытаний считало, что немецкие реактивные снаряды и трубчатые пусковые установки лучше советских с крыльевой стабилизацией и направляющими рельсового типа. А вот в СС заинтересовались М-8 и М-13, и приказали чешской фирме «Шкода» их скопировать.

В 1942 году на базе 82-мм советского снаряда М-8 в Зброевке создали реактивные снаряды 8 cm R.Sprgr. Фактически это был новый боеприпас, хотя внешне германский снаряд был очень похож на М-8. Перья были поставлены косо под углом 1,5 градуса к оси снаряда, благодаря чему снаряд вращался в полете. Скорость вращения была во много раз меньше, чем у турбореактивного снаряда и не играла никакой роли в стабилизации полета, но устраняла эксцентриситет тяги односоплового ракетного двигателя. А ведь смещение вектора тяги двигателя из-за неравномерного горения пороха в шашках и было основной причиной низкой кучности советских ракет типа М-8 и М-13.

Затем на базе советских М-13 фирма «Шкода» создала для СС и люфтваффе ряд 15-см ракет с косо поставленными крыльями, но их чехи выпускали малыми сериями.

Войска РККА захватили несколько образцов германских 8-см снарядов, и наши конструкторы на их базе сделали собственные ракеты М-13 и М-31 с косо поставленным оперением. Они приняты на вооружение Красной Армии в 1944 году, с присвоением специальных баллистических индексов ТС-46 и ТС-47 «повышенной кучности».

В конце 1941 – начале 1942 годов в Германии создали 21-см пятиствольный реактивный миномет Nebelwerfer 21 cm Nb.W 42, в РККА его называли «Ванюша» или «ишак» за характерный рев при полете мины.

Блок из пяти 21-см труб установили на лафете миномета 15 cm Nb.W 41, в который внесли небольшие изменения. В боекомплект «ишака» входила только 21-см реактивная осколочная мина образца 42 (21 cm Wgr.42 Spr). В отличие от 15-см снаряда в 21-см снаряде ВВ и топливо размещалось по классической схеме: в головной части взрывчатка, в хвостовой – топливный бак.

Впервые 21-см пятиствольные минометы немцы применили в конце 1942 года под Сталинградом. К марту 1945-го в войсках было 845 ПУ калибра 21 см и 110 700 реактивных снарядов к ним.

Вторая мировая война закончилась под грохот тысяч «Катюш», и мало кто из высших генералов и военных историков обратил внимание на две новые германские неуправляемые ракеты. Авиационную 5,5-см ракету R4M «Оркан»: полная длина 812 мм, вес 3,85 килограмма. Осколочно-фугасная БЧ содержала 0,52 килограмма гексогена.

Твердотопливный двигатель с 0,815 килограмма топлива в баке сообщал ракете скорость 525 метров в секунду (при нулевой скорости самолета-носителя). Принципиально новым был складывающийся шестиперый стабилизатор. До пуска стабилизатор укладывался в калибр ракеты, а в поле раскрывался и имел размах 242 мм.

Ракету R4М могли запускать с трубчатой или простейшей деревянной балочной направляющей. Под крыльями реактивного истребителя Ме-262 размещалось до 24 R4М, баллистика которой была близка к германской 30-мм авиационной пушке MK-108, что позволяло использовать при стрельбе ракетами тот же прицел Rebu-16B.

Ну а доктор Вильгельм Бурхардт создал неуправляемую зенитную ракету «Тайфун». По своим весогабаритным характеристикам «Тайфун» был близок к советской «Катюше» (М-13): длина составила 1970–2000 мм, диаметр корпуса (калибр) 100 мм, размах стабилизаторов 220 мм. Стабилизация полета осуществлялась четырехкрылым стабилизатором.

Крылья были косонаправленные (около 1 градуса). За счет этого ракета имела небольшое вращение, до 150 оборотов в минуту. Рассеивание на больших высотах стрельбы составляло 1/140 от наклонной дальности выстрела.

Ракета выпускалась в вариантах «Тайфун Р» и «Тайфун F», основное различие было в двигателе. Модификация Р снаряжалась твердотопливным (пороховым) двигателем, а F – жидкостным. БЧ обоих образцов содержала 0,7 килограмма взрывчатки.

Твердотопливный «Тайфун Р» имел одношашечный двигатель весом 11,6 килограмма. Двигатель развивал тягу 2100 кг в течение 1,5—1,7 секунд, за это время ракета набирала скорость порядка 1150 метров в секунду, что позволяло достигать высоты около 13 километров, горизонтальная дальность полета при этом составляла 12 километров.

Немцы планировали до сентября 1945 года сформировать 400 батарей по 12 пусковых установок и изготовить соответствующее количество ракет. Предполагалось ежемесячно производить до полутора миллионов снарядов, но фактически немцы успели изготовить лишь 600 ракет.

Пусковая же установка была изготовлена лишь в одном экземпляре, а работы над модификациями, предназначенными для размещения на кораблях и шасси танка Pz.Kpfw.V «Пантера» были прекращены с вступлением в Плезень советских войск.

R4M, «Тайфун» и их создатели летом 1945 года оказались в КБ «Берлин» в советской оккупационной зоне Германии. И тут началась не менее интересная история. Но это уже тема другого рассказа.

PS. Любопытно, что во время войны в Корее (1950-1953) северокорейцы предпочитали шестиствольные 15-см Nb.W.41 советским «Катюшам» – выкатил из пещеры, дал залп и опять закатил. Китайцы потом это учли.

Источник: new.topru.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...