Когда начинать дрессировать щенка

Купив щенка, многие новоиспечённые владельцы не задумываются о том, что ему необходимо получить воспитание. Порой размер собаки или её простодушный нрав говорит в пользу того, что она вырастет сама собой и не причинит никому неудобств. Однако дрессировка щенка подразумевает безопасность не только для окружающих, но и для самой собаки.

Для дрессировки питомца не имеет значения возраст, порода или темперамент. В диких условиях социализация начинается с первых самостоятельных шагов, и только этот фактор помогает выжить животным в естественной среде обитания. Преподать щенку навыки дрессировки в домашних условиях совсем несложно, если делать всё правильно и проявить терпение.

Несмотря на различия в поведении, характере, отношении к занятиям и степени доверия к людям, любая собака может (и должна) быть обучена правилам поведения в обществе.

Основные методы дрессировки, применяемые для щенков:

  • Механический: подразумевает телесный контакт с собакой (не означающий рукоприкладство!). Сюда входит одёргивание поводка, работа рукой с корпусом собаки и другие тактильные действия.
  • Пищевой. Хорошо работает для щенков с преобладанием реакции на еду. Лакомство работает как поощрение за выполненную команду, что в дальнейшем закрепляет рефлекс собаки на выполнение действия. Однако не нужно забывать, что собака должна впоследствии выполнять команды без пищевого подкрепления. Такой метод работает лишь на закрепление части навыков.
  • Игровой. Такой способ обучения хорош тем, что учёба воспринимается питомцем как забава, и команды отрабатываются с абсолютным позитивом. Суть метода состоит в том, чтобы сделать дрессировку увлекательным процессом, закрепив рефлексы на выполнение команд через игру.
  • Подражательный. Метод отлично работает при дрессировке щенка в группе. Собаки генетически настроены перенимать опыт соплеменников, а «подсмотренные» и «подслушанные» действия быстро закрепляются. Хорошим примером подражательной дрессировки является обучение работе пастушьих собак, когда щенки с детства наблюдают за опытными собаками и перенимают их опыт.
  • Комплексный или контрастный. Это основной метод дрессировки щенков, суть которого состоит в сочетании разных способов закрепления рефлексов и отработки навыков.

Для владельца важно соизмерять степень воздействия на собаку, чтобы не закрепить у неё нежелательную реакцию на приказ. В основном это относится к механическому методу обучения: особо эмоциональные питомцы в процессе работы начинают испытывать недоверие к тренеру или владельцу, теряют к учёбе интерес, что может осложнить взаимоотношения между хозяином и его питомцем.

Дрессировка щенка. Когда начинать дрессировать щенка.

Стоит понимать: несмотря на то, что собаки чрезвычайно умны и сообразительны, навыки обучения у них закрепляются с помощью выработки рефлексов.

Грамотной дрессурой можно добиться удивительных результатов, а неуважение к собаке и нетерпение зачастую являются первопричиной её замкнутости, трусости и неадекватного поведения.

Послушание при дрессировке в домашних условиях

К аспектам послушания относят обучение щенка навыкам поведения в доме и на улице. Первичная социализация подразумевает определение территориального разделения и знакомства с предметами и людьми, усвоение правил и границ дозволенного, а также расстановка приоритетов. Навыки послушания необходимо прививать собакам с первой минуты появления в новой семье.

Послушание и обучение командам тесно связаны. По сути, послушание и есть дрессировка. Первостепенные навыки, которые собака получает в новой семье – умение распознавать своё имя, приучение к туалету и образу жизни хозяев. Также щенка обучают командам «место», «нельзя», «фу» и учат ходить на поводке. Далее следуют более сложные команды – «сидеть», «лежать», «рядом», «ко мне» и другие.

Послушание собаки достигается за счёт безотказного усвоения ею команд, подаваемых человеком (владельцем или инструктором) с целью контроля поведения питомца и обеспечения безопасности, как для собаки, так и для окружающих её людей.

Социализация молодой собаки идёт по нескольким направлениям:

  • Щенок определяет свой статус, отличает себе подобных от других существ и усваивает приоритетность, где он и другие щенки – стая, вожак в которой – владелец и члены его семьи.
  • С возрастом формируется развитие самооценки, характера и личностных качеств.
  • Чуть позже щенок учится понимать разницу между «своими» и «чужими», и на этом этапе крайне важно, чтобы первичная социализация была успешно завершена.

Выработка навыков послушания – долгий процесс. Он начинается с самого первого дня появления собаки в доме и может длиться так долго, как пожелает хозяин. Современная дрессура включает не только общий курс послушания, но и множество других полезных и удивительных «отраслей» тренировок, таких, как спасение на воде или собачий фристайл.

Почти все детали методик, которым изначально следует владелец с целью воспитать послушного пса, самоустраняются по мере закрепления навыков. Порой удивительно наблюдать, как питомец ловит каждый взгляд хозяина и выполняет команды, посылы к которым трудно разглядеть со стороны: создаётся впечатление, что собака читает мысли хозяина и выполняет упражнения «телепатически». Это и есть высшая степень достижения навыков послушания, оценка «отлично», которую можно поставить как собаке, так и её хозяину.

Основные команды, которые должна знать каждая собака

Прежде чем приступить к описанию основных команд, необходимо обратить внимание на общие моменты для обучения любого рода.

Принципы таковы:

  • Щенок должен быть здоров. Вялое состояние и плохое самочувствие несовместимы с дрессировкой.
  • Обучение не проводится на сытый желудок: научно доказано, что после сытной еды мозг собаки «спит» и не может активно работать.
  • Дрессировка должна соответствовать состоянию, возраста и опыта питомца: первые уроки даются крайне дозированно, чтобы щенок не переутомился и не потерял интерес.
  • Пока не отработана предыдущая команда, к новой переходить нельзя.
  • Физическое насилие неприемлемо: вместо собаки, знающей себе цену и принимающей правила человеческого сообщества, владелец рискует получить злобное и трусливое создание, перевоспитать которое гораздо труднее, чем дать азы послушания.
  • Учить щенка нужно с пониманием его природных особенностей: при всём желании вряд ли получится сделать поводыря из бассета или афганской борзой, потому что генетически в некоторых породах заложены совершенно другие свойства. Но общий курс послушания доступен всем без исключения.
  • При правильном подходе собака получает от процесса дрессировки удовольствие и работает с отдачей. Залогом успеха будет выдержка, терпение, основанное на любви к питомцу.

Щенки – как дети. Каждый со своим характером, степенью стрессоустойчивости и желанием познавать мир. Малыши вырастают, но навыки, полученные в детстве, остаются у них на уровне рефлексов.

И, так же, как у людей, полученное воспитание поможет в общении с другими членами общества, будет залогом безопасности и взаимной приязни между собакой и человеком.

«Место»

Это одна из первых команд, которым обучают щенка. Она необходима собаке – для определения зоны отдыха, где ей никто не будет мешать, и человеку – для того, чтобы обеспечить собственный покой. Место в доме щенку определяет хозяин, но случается, что собака и сама его выбирает. Если у владельца нет претензий, место за щенком закрепляется. В любом случае, лежак не должен располагаться на проходе и у сквозняков, а также там, где нахождение питомца потенциально неудобно (кухня, ванная комната).

Приучение проводится в момент, когда щенок наелся или наигрался и собрался спать. В момент, когда он засыпает, его относят на подстилку и говорят: «место». Неоднократное повторение урока приведёт к тому, что у собаки выработается рефлекс: там, где уютно, спокойно и безопасно – её гнездо.

Нельзя закреплять команду едой, положив на подстилку вкусняшки или поставив миску с едой. Зоны отдыха и принятия пищи не тождественны.

«Ко мне»

Одна из команд, выполнение которой должно быть доведено до автоматизма. В дальнейшем навык может неоднократно спасти питомцу жизнь.

Щенки любопытны: даже малейший намёк, что хозяин хочет с ним пообщаться, вызовет желание подбежать. А если ко всему прочему щенка ждёт угощение, урок станет одним из любимых. Команда подкрепляется голосом, щенка ждёт угощение, похвала и ласка. Чтобы заинтересовать щенка, можно присесть на корточки и протянуть руку с угощением. Впоследствии вкусняшки убираются, и остаётся радость хозяина и похвала, как высшая награда.

Если в ситуации, когда щенок, несмотря на все усилия, не подходит к владельцу, может помочь «попытка к бегству». Владельцу нужно притвориться, что он убегает – очень часто такой метод провоцирует питомца догнать хозяина. Лакомство должно быть наготове.

Отработка команды начинается в домашних условиях, где у щенка гораздо меньше «раздражителей». При закреплении команды дрессировку продолжают на улице, изначально на длинном поводке. Щенок должен учиться до тех пор, пока он не станет подбегать к хозяину в любой ситуации, вне зависимости от отвлекающих факторов.

«Фу» и «Нельзя»

«Фу» и «Нельзя» – это команды абсолютного и временного запрета на некоторые действия или поступки. Степень серьёзности выбирает сам хозяин: например, для одного владельца кусание рук и хватание за ноги могут считаться временно неприемлемой игрой, а для другого это – табу. То, как собака отличит команду, зависит от интонации голоса хозяина.

Такие поступки, как порча вещей, подбирание с пола еды, упавшей со стола (а после и всего, что собака пытается проглотить на улице), прыжки на прохожих недопустимы и должны пресекаться немедленно командой «Фу». В случае если нежелательное действие имеет ограничение во времени, даётся команда «Нельзя».

Как научить щенка правильному поведению

Когда щенок сделал недопустимое (например, грызёт тапки), чётко и резко произнести «Фу!» и отобрать предмет. Следом стоит отвлечь малыша игрой. Отвлечение – хороший способ, однако щенок не всегда находится под контролем. Не стоит доводить до ситуации, когда собаке нечем заняться, и она портит вещи: у питомца должна быть много игрушек, а все «раздражающие» факторы нужно убрать с глаз долой.
Команда «Сидеть», озвученная вслед за «Фу» – хорошая возможность сбить с толку маленького хулигана и настроить его на другой лад.

Важно понимать: щенок не преследует злой умысел и не пакостит нарочно. Все нежелательные (с точки зрения владельца) поступки – лишь способ познать мир и найти своё место в социуме.

В период становления личности хозяину придётся проявить терпение и не злиться. Также недопустимы физические наказания. Активная жизнь с продолжительными прогулками и адекватная физическая нагрузка помогут избежать пустого времяпрепровождения с тапками в зубах.

Читайте также:  Как вязать узлы петлевязом

Категорический запрет на нежелательные действия не должен проводиться раз от раза: щенку необходимо усвоить, что поблажек не будет, и он не сможет повторить попытку. Главное – неотвратимость урока.

Команда «Фу»: брать еду у посторонних запрещено

Нельзя обойти вниманием такой аспект поведения людей, как желание угостить чужую собаку лакомством, не смотря на протест со стороны хозяина. Спорить порой бессмысленно, поэтому лучше научить своего питомца никогда не брать еду у незнакомых людей.

В чём же опасность подобных действий?

  • Непонимание важности ситуации может привести к тому, что собака вырастет навязчивой и невоспитанной по отношению к чужим людям: прыгать на грудь, совать нос в карманы будет для неё естественным поведением. Однако далеко не всем людям понравится испачканная слюнями и грязью одежда, не говоря уже о том, не намерения собаки могут быть не ясны.
  • Это небезопасно для собаки: не все члены человеческого сообщества настроены к животным лояльно, и желание отравить собаку не встретит никакого сопротивления, если она добровольно примет «угощение» из рук недоброжелателя.

Отучать брать еду у чужих начинают только после усвоения упражнения «Фу» в более простых ситуациях.

Для усвоения урока понадобится помощь постороннего человека, который вызовется стать участником «постановки». Щенка сажают слева от хозяина и при попытке постороннего человека дать щенку угощение владелец собаки командует «фу» и одёргивает поводок.

К щенкам постарше применяют другой метод (если первый не «работает»): собаке предлагается лакомство, хозяин командует «фу», а «союзник» несильно щёлкает собаку по носу или даёт шлепка по морде. Всякий раз, когда щенок не берёт вкусняшку у чужого человека, хозяин не скупится на похвалу и даёт угощение из своих рук.

«Рядом» и «Сидеть»

Команда «Рядом» необходима для того, чтобы пёс держался рядом с хозяином на прогулках, не рвался с поводка и не беспокоил прохожих. Также она важна в ряде случаев, когда человек и собака находятся в людном общественном месте или следуют вдоль проезжей части.

Щенок растёт, и зачастую его размеры сопоставимы с габаритами хозяина: человеку всё труднее управляться с питомцем и послушание просто необходимо. Воспитанная собака держится слева от хозяина, повторяя темп его ходьбы. Команда «Рядом» отрабатывается одёргиванием короткого поводка всякий раз, когда щенок пытается поменять направление движения. Механическое воздействие подкрепляется голосовой командой и похвалой.

При остановке человека собака выполняет команду «Сидеть», обучить которой совсем несложно: нужно при остановке немного надавить на поясницу щенка одной рукой, а второй поднести над его головой лакомство так, чтобы при попытке его взять, ему пришлось сесть. Воздействие также подкрепляется голосом.

Впоследствии эти два упражнения чередуются и доводятся до автоматизма: при движении щенок всегда идёт рядом с человеком, при остановке – садится.

«Дай»

Команде «Дай» собак учат в первую очередь, чтобы расставить приоритеты. Щенок должен усвоить урок, что любой предмет, находящийся в пасти – будь то мяч или кусок мяса, он должен отдать человеку по первому требованию. Так подсознательно закрепляются инстинкты повиновения, являющиеся основополагающим фактором при дрессировке любого типа и помогающие в бытовых ситуациях.

Это упражнение необходимо отрабатывать с того момента, как щенок впервые показал свои намерения доминировать в споре: в попытке отобрать вещь или перетянуть игрушку, схватить упавшую со стола еду. Чем моложе собака, тем проще навязать ей свою волю и установить правила поведения.

Команда отрабатывается так: в ситуации, когда пёс играет, со словами «дай» у него из пасти забирается предмет. Тут же следует похвала и ласка.

Правильно начинать отработку команды с несъедобного предмета, потому что еда для животных (любого возраста) – это одна из важнейших составляющих жизнеобеспечения и попытка её отобрать означает на подсознательном уровне смерть от голода. Поэтому собаки агрессивно реагируют на попытки отобрать еду и стремятся не допустить такой ситуации. Еду в стае может забрать только вожак: владельцу во что бы то ни стало нужно утвердиться в этой роли.

Простые правила установки доминирования:

  • Щенок и хозяин не спят в одной постели.
  • Человек всегда принимает пищу первым.
  • Хозяин проходит первым в узкие проходы, двери, поднимается и опускается по лестницам.
  • Владелец щенка может демонстративно взять из миски собаки часть еды.
  • Шутливые драки между собакой и хозяином нежелательны.
  • Установка режима помогает собаке понять, что правила диктует владелец.

Обучение простым командам не вызывает у щенков затруднений: если дрессировка проходит в атмосфере любви, а упражнения выполняются постепенно, без спешки, то результаты превзойдут все ожидания.

Источник: vashipitomcy.ru

Когда начинать дрессировать щенка

Сайт о собаках | Woofy Dog

Щенки постоянно учатся, будь то из окружающей среды, общения с людьми или другими животными, или непосредственного обучения.

Это создает критическую основу, которая подготовит почву для их взрослой жизни. Предоставление щенкам соответствующей социализации и базового обучения щенков позволяет им вырасти во взрослых уверенных в себе собак.

Обучение поводку

В этом возрасте можно начинать дрессировку к поводку в помещении. Поскольку щенки еще не прошли полную вакцинацию, им небезопасно гулять там, где гуляют другие собаки.

Начните с того, что позвольте им ненадолго надеть ошейник / шлейку, пока доставляет угощения. Медленно увеличивайте эту продолжительность. Как только ваш щенок научится подойти к вам, вы сможете ходить внутри на поводке, не отвлекаясь. Вы можете перенести дрессировку на улицу, как только щенок получит все прививки.

Общие правила обращения

Приучите щенка к прикосновениям. Поощряя их, осторожно потрите им уши и лапы. Это поможет им привыкнуть к прикосновениям к этим областям, а визиты к ветеринару и стрижка ногтей станут менее стрессовыми, когда они станут старше!

8-10 недель

Обучение клетки или будки

Ваш щенок должен рассматривать клетку как безопасное и спокойное место. Начните с того, что поднесите их к клетке на 10-минутные интервалы, пока они милые и спокойные. Наградите их за то, что они залезли в ящик Вы даже можете покормить их в ящике, чтобы создать благоприятную среду.

10–12 недель

Учимся не кусаться

В этом возрасте щенки становятся нахальными. Бросая вещи им в рот, они исследуют свой мир, но важно научить их не кусать вас за руки или лодыжки. Когда они начнут вас кусать, перенаправьте их к более подходящему объекту, например, к игрушке.

12–16 недель

Незначительное обучение

При приучении к горшку важно соблюдать график. Обязательно выводите щенка на улицу утром, после еды, а также после игр и сна в течение дня. На этом этапе они должны начать достаточно контролировать мочевой пузырь, чтобы научиться удерживать его. Награждайте щенка угощением каждый раз, когда он выходит в туалет на улице.

6 месяцев

К этому моменту щенки вступают в стадию подросткового возраста, и это самый сложный этап для начала обучения. Вот почему важно начинать тренировать их как можно раньше! На этом этапе вы продолжите обучение, чтобы закрепить и укрепить их навыки в более публичных и отвлекающих условиях, таких как парки для собак.

Источник: woofy.dog

Как приучить собаку выполнять команды? Советуют кинологи

В каком возрасте щенка лучше начинать дрессировку? Каким командам стоит обучить в первую очередь? Как вообще приучить собаку слушать хозяина? Спросили у кинологов и специалистов по дрессировке.

Алла Резяпова

Как приучить собаку выполнять команды? Советуют кинологи

bubikhaus / Freepik

С какого возраста можно дрессировать щенка?

«Самые простые команды можно давать щенку с младенческого возраста. Во время первых тренировок важно не сколько вы будете заниматься, а как — вы устанавливаете правила. Это самые простые упражнения: например, небольшая выдержка перед тем, как собака получит игрушку. Важно не перегружать малыша, первые тренировки должны быть очень короткими.

Следует различать воспитание и дрессировку. Воспитание — витальный навык, залог комфортной жизни с собакой. Она может не знать команд, но при этом быть идеальным компаньоном.

Если вы взяли собаку из приюта, правила будут немного отличаться. Причем зависит это не от возраста собаки, а от условий, в которых она вросла. Если она когда-то жила в доме, и ее выбросили — это одно. Если она выросла на улицах — это совершенно другой случай. Если это щенок с фобиями или просто подрощенный щенок из приюта — снова потребуется совершенно другой подход.

В зависимости от бэкграунда собаки, мы сначала ее адаптируем к новым условиям, и только потом предлагаем дополнительные усложнения жизни. Это правило будет общим для щеночка от заводчиков и для беспородной собаки из приюта.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Читайте также:  Где рыбачить на спиннинг

Если собака в стрессе, она перегружена, она не сможет воспринимать новую информацию. Сначала помогите ей адаптироваться к новой жизни, а потом занимайтесь дрессировкой. Когда собака начинает себя чувствовать себя комфортно, можно начинать ее воспитывать — учить правилам взаимодействия с миром. Только после этого мы вводим дрессировку — поведение по команд». — Марина Амбражейчик, кинолог, зоопсихолог.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Terricks Noah / Pexels
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как дрессировать щенка — основные правила

«Методов дрессировки несколько и их можно совмещать. Важно выбрать то, что подходит собаке и хозяину. «Механикой» называют более быстрый и более грубый метод дрессировки — так готовили служебных собак в Советском Союзе. Этот способ предполагает, что собаке показывают, что от нее нужно, с помощью рук, ног и натягивания поводка. Это не значит, что собаку бьют, но со стороны это выглядит не очень привлекательно — и этот метод запрещен в некоторых странах ЕС как негуманный. Но российские инструкторы не рекомендуют механику при самостоятельной дрессировке не из-за жестокости, а потому что хозяева часто используют ее неправильно — например, натягивают повод в неподходящий момент, закрепляя нежелательное поведение». — Мария Гербер, кинолог и тренер собак.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Памятка для хозяина

  • Не ждите быстрых результатов.
  • На улице вокруг собаки много раздражителей — запахов и звуков. Если собака выполняет команду дома, это не значит, что она сможет выполнить ее на улице. Так что постепенно добавляйте раздражающие факторы во время тренировок, и все получится.
  • Я бы советовала взять хотя бы одну консультацию специалиста, который внушает доверие, сходить на дрессировочную площадку.
  • Если вы не хотите использовать физическое наказание как отрицательное подкрепление к своей собаке — твердо сообщите об этом своему кинологу сразу. Если это хороший специалист, то он умеет работать в разных методах и подберет подходящий.
  • Очень важный совет про команду «Ко мне»: не используйте ее, чтобы увести собаку домой или взять на поводок, как бы собака себя не вела до этого. Потом выполнения команды вы не добьетесь.
  • Прочитайте книгу Андерса Халгрена «Альфа-синдром: лидерство или неоправданная жестокость» — она будет полезна всем хозяевам, которые хотят заниматься с собакой.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
chepté cormani / Pexels

Мария Гербер, кинолог и тренер собак.

  • Любые тренировки должны быть четко ограниченными по времени, желательно регулярными.
  • Если собака в стрессе, она перегружена, она не сможет воспринимать новую информацию. Сначала помогите ей адаптироваться к новой жизни, а потом занимайтесь дрессировкой.
  • Воспитание собаки — это обучение ее определенным жизненным правилам: например, на кровать нельзя, нельзя красть еду, выхватывать ее из рук, после того, как справила нужду, нельзя крутиться, а надо дать хозяйке спокойно прибрать. Эти правила должны быть неизменными.
  • Используйте поощрение, чтобы закрепить желательное поведение животного и будьте последовательны.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марина Амбражейчик, кинолог, зоопсихолог.

Каким командам научить щенка?

«Команда «Ко мне» — для всех. Остальное — по потребностям человека. Мне удобны, например, безоговорочное «Стоять» и «Рядом». Бывают курсы: УГС (управляемая городская собака) и ОКД (общий курс дрессировки). По ним можно сдать экзамен: все команды курсов удобны и будут полезны для жизни с собакой-компаньоном», — Мария Гербер, кинолог и тренер собак

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как дрессировать собаку в домашних условиях

«Самостоятельно можно обучить собаку любой команде — вопрос желания и терпения. Более того, любая работа с собакой, в первую очередь самостоятельная. Даже если вы не планируете брать очные уроки у кинолога, вы все равно «занимаетесь со специалистом» — когда берете уроки по видеосвязи, смотрите блоги или читаете книги. У разных пород есть индивидуальные особенности обучения.

Если очень грубо, то можно выделить группу аборигенных пород (хаски, самоеды и так далее) — у них есть нюансы в методике обучения. Но любую собаку можно тренировать: это вопрос опыта, подготовки и терпения.

Чем раньше собака начала учиться, тем проще и легче ей будет получать новые навыки. Если щенок тренируется с младенчества, то он в первую очередь учится учиться — и дальше ему будет легче осваивать новые навыки. Но даже дичка и собаку из приюта можно научить выполнять команды. Очень важно, насколько вкладывается хозяин: с собакой нужно разговаривать; если ей, как ребенку, повторять определенные слова, со временем она научится по-настоящему понимать человеческую речь ( до определенной степени, конечно). Это будет уже даже не выполнение команд, а именно общение.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неважно, какой команде учить собаку: есть определенная методика обучения, которая работает с любой командой. Разве что, есть команды более сложные и более простые; сложные нужно разбивать на несколько этапов и тренировать каждый в отдельности».

Как сделать команду «Лежать». Новичок будет стремиться положить собаку из «Сидеть» лакомством и это тоже вариант для бытовой долгой укладки. А можно использовать:

  • Маркер (данет, либо кликер)
  • Под ногой провести
  • Прутик
  • Резкое натягивание поводка
  • Прижимание

Посмотрите, к какому результату может привести хорошая тренировка — эти собаки буквально мелькают в воздухе! Кстати, если хорошо постараться, можно научить трюкам даже кошку: вот лучшее доказательство.

Источник: www.mentoday.ru

Тема: Когда начинать дрессировать щенка?

Ольга вне форума

Воспитание и дрессировку собаки лучше всего начинать в щенячьем возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее: обучение следует вести от простого к сложному, не требовать от щенка выполнения непосильных задач, не использовать сильные раздражители, чтобы не испугать щенка и не травмировать еще слабую нервную систему, следить за реакцией и вниманием щенка в процессе дрессировки, ограничивая влияние внешних раздражителей.

Чтобы выработать начальные навыки послушания, со шенками нужно заниматься по 15 минут в день. Некоторые шенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза в день. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие: незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится).

Приблизительно с 3-месячного возраста щенка во время регулярных прогулок знакомят с «факторами отвлечения» (новыми явлениями внешнего мира, пугающими или отвлекающими щенка). Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному, сюда же относится приучение к выстрелам.

С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно). В этот период особенно нужно «стремиться наглядно показать контрастные понятия «можно» и «нельзя», т.е. поощрения и запрещения, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

Самые главные команды

Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки — от дога до чихуахуа. Вы можете сами определить, какие команды следует знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд:

«Ко мне!» (так подзывают собаку к себе);

«Сидеть!» (собака должна сесть);

«Лежать!» (собака должна лечь);

«Рядом!» (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него);

«Гуляй!» (этой командой отпускают собаку побегать);

«Стоять!» (собака должна встать или остановиться, если она двигалась);

«Место!» (собака должна оставаться на указанном месте).

Приучение к имени

Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю. Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции. По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать. Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном.

Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания.

Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Щенок быстро поймет, что постукивание мисочки по полу — приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать произнесением имени щенка.

Малыш за считанные дни научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой «Ко мне!», которой собака должна немедленно повиноваться.

В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду. Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая «Сидеть!» (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску. Этот рефлекс закрепляется довольно быстро, поскольку щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво.

Приучение к поводку и ошейнику

Для маленькою шенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий. Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшись, шенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему. В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике.

Не снимайте ошейник по первому «требованию» щенка, лучше отвлеките его игрой. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки — снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен.

Читайте также:  Как собрать снасть на карася

Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для шенка не подходит тяжелая цепь, которая «согнет» шенка своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы щенку было удобно. Первое время не тяните и не дергайте за поводок — пусть он свисает свободно, а шенок следует за вами (или вы за ним) добровольно.

Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Шенок должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно.

Специальный ошейник — парфорс («строгий» ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но «строгий» ошейник может быть незаменим при отработке команды «Рядом!».

Идеальное время дня обучения подхода к владельцу — 7-16 недель. В этот период шенки нуждаются в присутствии «членов стаи» и могут быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее «стадии независимости» (своеобразный собачий «переходный возраст»), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года.

Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду «Ко мне!». Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство. Если шенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет внимание щенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить.

Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией.

Если собака не реагирует на команду «Ко мне!» и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду.

Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды «Ко мне!» существуют в общем курсе дрессировки.

Это «запретительная» команда, которая требует обязательного исполнения. «Фу!» не должно поощряться так как другие команды; скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений. Команда «Фу!» должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.

Когда шенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, например, на его коврик (но не на диван! Это уже будет поощрение). Если шенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (например, погремушкой) и также произнесите команду.

Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.

При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик «Фу!» должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.

Команда «Нельзя!» отличается от «Фу!» только названием: произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выбере те для запрещения — ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и «Фу!», и «Нельзя!», и «Хватит!», и другие запрещающие слова.

Эта команда, похожая на команду «Фу!», необходима для отучения от громкого, беспричинного лая. Принцип обучения здесь такой: лающую собаку отвлекают каким-либо образом, подают команду «Тихо!» и поошряют, когда собака прекратила лаять.

Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая и при этом попять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот. Для того, чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поошрите.

Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собаку, даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но «сторожить» можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая «Тихо, тихо», приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.

Место шенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки — ее «неприступная крепость». Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места. Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать.

В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: «Место!» и поглаживая. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.

Когда «отправление на место» отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду. Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок.

Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала. Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время «сидения» на месте. Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину.

По команде «Покажи зубы!» (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой шенка, а левую — сверху морды. Повторив команду еше раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы шенка и осматривает зубы. Если щенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство.

Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.

В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться, для чего четко, спокойным голосом произносят команду «Сидеть!» и одновременно приподнимают руку с лакомством над головой щенка, занося ее немного назад. Щенок поднимет голову, чтобы посмотреть на лакомство, и сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду вслед за ней ласковым тоном произносят «Хорошо!» и дают щенку лакомство. После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание «Хорошо!» и поглаживать щенка.

Дополнительные необходимые команды

Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение которым полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие необходимые команды. Вот несколько примеров.

Команда «Машина!» звучит, когда вы с собакой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указаний. В принципе, это тоже, что и команда «Стоять!». Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться.

Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действия собаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой-то предмет и т. д. Очень удобен ошейник с электрошоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар. Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие.

Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам «Рядом!», «Вперед!» и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам «Обойди!» и «Ногу!»- «Обойди!» значит обойти препятствие, например, дерево, чтобы не запутаться поводком.

По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте «Обойди!». Когда собака обошла препятствие и «распуталась» из поводка, похвалите ее. Через некоторое время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды.

Команда «Ногу!» подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: «Ногу, ногу!». Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила затгутавшуюся лапу.

Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду. Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: шенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием последует за вами или за другой собакой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже.

Другие необходимые команды, такие, как «Домой!», «Спать!», «Кушать!», «Дай мячик!» и так далее, выучиваются также методом поощрения и наказания.

Следующий этап обучения — общий курс дрессировки.

Источник: rottweiler-club.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...