Одним из символов Второй мировой войны для советских людей стала легендарная «Катюша». Данная установка реактивного залпового огня обеспечивала мощную поддержку в освободительных боях, поэтому она до сих пор ассоциируется с победой.
Серийное производство этих средств поражения началось с первого дня немецкой оккупации, поэтому они прошли всю войну. Данные артиллерийские системы пытались устанавливать на шасси тракторов, танков, автомобилей. Наиболее удачными стали два варианта грузовиков.
ЗИС-6 и другая техника
БМ-13 представляет собой металлическую раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой с помощью сварных лонжеронов. Шестнадцать реактивных мин, каждая из которых весила 42,5 килограмм, размещались на таком основании.
Изначально эта артиллерийская система должна была иметь высокую мобильность, быстро перемещаться по разбитым фронтовым дорогам, нанося сокрушительные удары по противнику в самый неожиданный момент. При этом место атаки должно быть всегда секретным.
Специально для этих целей на базе легендарной довоенной полуторки ЗИС-5 советскими конструкторами был создан автомобиль ЗИС-6:
- Повышенную проходимость обеспечивали 6 колес с формулой 6х4. Именно за счет двух задних ведущих мостов машина уверенно преодолевала самое страшное бездорожье, снежные сугробы.
- Грузоподъемность составляла 4 тонны.
- Этот грузовик получил усиленную раму, увеличенный объем радиатора и вместительный топливный бак емкостью 105 литров.
- Машина оснащалась тормозами с вакуумным усилителем. Кроме того, в штатную комплектацию входил компрессор для быстрой подкачки шин.
К сожалению, мощность силового агрегата осталась на уровне все тех же 73 «лошадок». По трассе ЗИС-6 разгонялся до 55 км/час, в то время, как бездорожье преодолевалось со скоростью 10 км/час. При этом в первом случае на 100 километров пути тратилось около 40 литров, а по разбитым проселочным колеям – до 70 литров топлива.
Общая масса автомобиля с полным боекомплектом составляла около восьми тонн. Его обслуживали 5-7 человек.
ЗИС-6 отличался повышенной проходимостью и вполне выдерживал интенсивную стрельбу реактивной системы. Эта версия выпускалась на отечественных заводах тыла до октября 1941 года. За этот промежуток времени было выпущено более 20000 единиц смертоносной техники.
С самого начала военных действий и после прекращения выпуска ЗИС-6 реактивная система «Катюша» устанавливалась на гусеницы, бронепоезда. Однако такие шасси тоже отошли на задний план после появления более мощного американского транспорта.
Авто-символы эпохи спецслужб в СССР: броня, погоня, слежка
Серая советская действительность не отличалась разнообразием и яркостью форм. Серийные марки автомобилей можно было…
«Студебеккер»
Уже с 1942 года Советский Союз начал получать масштабную помощь от английских и американских союзников по программе “Ленд-лиз”. Среди них был грузовик Studebaker US-6, отличительной особенностью которого было три ведущих моста.
На то время аналогов такому автомобилю во всем мире не было.
За годы войны СССР получил около двухсот тысяч машин. Именно эти грузовые «вездеходы» стали наиболее удачным вариантом шасси для «Катюши», поэтому такие батареи реактивных установок стали наиболее массовыми. Именно благодаря мощным качественным американским машинам, системы залпового огня получили наилучшую мобильность по тем временам.
Американцы выпускали несколько модификаций модели US-6, которые имели дополнительный ведущий передний мост (6х6), а также обычную колесную формулу 6х4.
Первый вариант был наиболее востребованным среди артиллеристов:
- Автомобиль Studebaker US-6 оснащался шестицилиндровым карбюраторным силовым агрегатом мощностью 95 лошадей.
- С полной загрузкой по трассе он разгонялся до 70 км/час.
- Отличительными особенностями этого грузовика были несравненная проходимость и грузоподъемность. Он мог без проблем преодолевать даже водные препятствия, поскольку имел достаточно большой дорожный просвет.
Все эти качества стали причиной того, что машины стали использовать как шасси для усовершенствованных систем БМ-13Н. Помимо этого, американские грузовики использовались в качестве тягачей, самосвалов, подъемных кранов вплоть до 80-х годов прошлого столетия. «Катюша» на американских колесах воевала до самого конца войны.
Лучший легендарный мотоцикл всех времен из СССР — Ява 350
В Советском Союзе насчитывалось более миллиона мотоциклов Jawa, их часто можно было увидеть не только на улицах, но и в…
А как же ЗИС-5 и ЗИС-150
Интересный факт: после войны для создания памятников “Катюшам” часто использовали ЗИС-5 и ЗИС-150. Но причина была, скорее всего, не в незнании истории, а просто в том, что ЗИС-6 не удавалось раздобыть для этих целей.
Например, “Катюша” в Кировограде как раз стояла некоторое время на ЗИС-5, а позже машину отреставрировали для восстановления исторической правды и заново торжественно открыли памятник.
До начала войны в Советском Союзе выпускалась только легендарная «полуторка» в разных модификациях под названием ЗИС-5. Эта машина отлично подходила для перевозки людей, небольших грузов, но в качестве шасси для систем залпового реактивного огня она была явно слабоватой. Силовой агрегат мощностью 73 лошадиные силы расходовал 33 литра бензина на 100 километров пробега.
При этом по асфальту автомобиль мог разгоняться до 60 км/час. Бездорожье он чаще всего не имел сил преодолевать. Из-за того, что установка могла стрелять только в поперечном положении, во время залпов машину сильно раскачивало. Это негативно влияло на точность попадания. По этим причинам на ЗИС-5 никогда не устанавливали систему реактивного залпового огня.
Какой советский грузовик самый проходимый
Грузовые советские автомобили можно и сегодня встретить на автострадах по всей территории РФ, а также на вооружении…
Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену легендарной «полуторке» ЗИС-5 еще в конце 30-х годов прошлого века. Это событие отложилось из-за начала войны, поэтому первые опытные образцы стали появляться только в 1944 году. Серийное производство началось лишь с 1947 года. В качестве шасси для легендарной «Катюши» эта машина, конечно, вообще не использовалась.
Таким образом, знаменитая «Катюша» приобрела наибольшую эффективность и надежность только на американских колесах, которые массово поставлялись в страну по программе “Ленд-лиз”.
Источник: lada-xray2.ru
Катюша — оружие Победы
На разгадку тайны «Катюши» были брошены лучшие немецкие ученые оружейники. Работавшие над захваченными русскими реактивными снарядами немецкие ученые не могли никак понять принципа ужасного огневого воздействия. Им так и не удалось решить «загадку «Катюши» до самого конца войны. Реактивный миномет «Катюша» является ярким символом Победы.
Объект исследования : история реактивного миномета — «Катюши»
Предмет исследования : создание и участие в Великой Отечественной войне реактивных минометов «Катюши».
Цель исследования : узнать о реактивных минометах «Катюшах»
1.Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
2.Оформить результаты исследования в форме презентации и исследовательской работы.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
1.Первый бой «Катюши»
Впервые во время войны «Катюши» вступили в бой 14 июля 1941 года. Батарея капитана Ивана Андреевича Флерова одним залпом уничтожила несколько эшелонов с топливом, боеприпасами и бронетехникой на станции Орша. Станция буквально перестала существовать. В дальнейшем капитан Флеров погиб после того как его часть попала в окружение.
Бойцы реактивной батареи подорвали машины и стали прорываться из «котла». Капитан получил тяжелое ранение и скончался. Однако тогда в 1941 году он написал в рапорте: «Сплошное море огня». Этот первый бой показал высокую эффективность нового оружия. «Катюша» на все последующие годы войны стала грозой для врага.
Эффект для находившихся там немецких войск, только что захвативших станцию Орша, оказался просто ошеломительным — им показалось, что накрыл чудовищный смерч, оставлявший после себя смерть и огонь. Хваленные гитлеровские вояки, победным маршем двигавшиеся вглубь советской территории, срывали с себя знаки отличия, бросали оружие и бежали в тыл — подальше от ужасного русского чудо-оружия. В то утро под Оршей немцы потеряли до батальона пехоты.
Почти сразу же фашистское руководство начало охоту за русским чудо-оружием. Гитлер требовал как можно скорее оснастить свою армию подобными «автоматическими многоствольными огнеметными пушками».
Какое новейшее оружие навело ужас на врага?
Реактивные снаряды для «Катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев. В 1938-1941 годы А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. 25 декабря 1939 г. реактивный снаряд М-13 и пусковая установка, позднее получившая название «Боевая машина 13» (БМ-13) были одобрены Артиллерийским управлением Красной Армии.
БМ-13 была принята на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». БМ-13 заряжалась 16 реактивными снарядами калибра 132 мм. Залп выполнялся в течение 15-20 секунд. Дальность стрельбы – 8-8,5 км. Скорость БМ-13 по хорошей дороге достигала 50-60 км/ч. За час одна боевая машина могла сделать 10 залпов и выпустить 160 снарядов.
Экипаж состоял из 5 — 7 человек: командир орудия — 1; наводчик — 1; водитель — 1; заряжающий — 2-4.
После осмотра образцов ракетного оружия Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей. За три с лишним года произвели почти 30 тысяч «Катюш» и 12 миллионов реактивных снарядов
3.Почему называется «Катюша»
Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Вот одна из них — по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Докладывая в штаб о выполнении Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично».
Значение только что придуманного кодового слова в штабе батальона поняли, и слово это пошло сначала в штаб дивизии, а потом и в штаб армии. Так после первого же боевого применения за установкой БМ-13-16 закрепилось название «Катюша».
Н аиболее вероятное из них связано с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна).
4.Катюши на фронте
Легендарные «Катюши» во время Великой Отечественной войны участвовали во всех крупных операциях.
Реактивная артиллерия использовалась для усиления стрелковых дивизий, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в бою.
В сентябре 1943 года в полосе целого фронта — 250 километров во время артподготовки было израсходовано 6000 реактивных снарядов.
В конце июля у станицы Мечетинская боевые машины столкнулись с главными силами 1-й немецкой танковой армии генерал-полковника Эвальда Клейста. Разведка донесла, что движется колонна танков и мотопехоты. Когда появились мотоциклисты, за ними машины и танки, батарейными залпами колонна была накрыта на всю глубину, подбитые и дымящиеся машины останавливались, на них, как слепые, налетали танки и сами загорались. Продвижение противника по этой дороге приостановилось. Группа капитана Пузика за два дня боёв уничтожила 15 вражеских танков и 35 автомашин.
Залпы «Катюш» возвестили о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом.
В 1945 году во время наступления советское командование стягивало на один километр фронта в среднем, 15-20 боевых машин реактивной артиллерии. Традиционно «Катюши» завершали артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Зачастую после нескольких залпов «Катюш» пехотинцы входили в опустевший населенный пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления.
«Катюши» успешно применялись до самого окончания Великой Отечественной войны, заслужив любовь и уважение советских солдат и офицеров и ненависть фашистов. Она стала одним из символов победы.
Таким образом, занимаясь исследовательской работой по данной теме, мы узнали, что во время Великой Отечественной войны применялось самое совершенное оружие – реактивные миномёты — «Катюши»;
— БМ-13 была принята на вооружение 21 июня 1941 года;
— именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша»;
-они стали на всё время войны грозным оружием для врага.
Собранный материал может использоваться на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Источник: nsportal.ru
Почему советскую реактивную установку назвали «Катюшей»?
«Катю́ша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Эти установки активно использовались Советским Союзом во время Второй мировой войны.
Но почему страшное фронтовое оружие получило столь ласковое прозвище: «Катюша»? И почему именно Катюша? По этому поводу существует несколько версий. Первая принадлежит фронтовикам. Мол, перед самой войной была очень популярна песня Матусовского и Блантера о девушке Катюше и красивое русское имя как-то само собой пристало к новой реактивной установке.
Вторую версию выдвинули военные специалисты.
Читая статью в «Правде», они строили догадки, что же за оружие применено под Оршей? Целый залп! Значит, пушка автоматическая и многоствольная. В сообщении указывалось, что в районе поражения все горело. Понятно: снаряды зажигательные – термические. Огненные хвосты?! Это же ракеты.
А кто тогда считался их «отцом», специалисты преотлично знали: Андрей Костиков. Полигонщики называли «БМ-13» по-своему: «Костиковские автоматические термические», сокращенно – «КАТ». И среди фронтовиков, приезжавших на полигоны, слово «кат» прижилось быстро. Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши».
Другой вариант версии, порожденной спецами, предполагает, что прозвище связано с индексом «К» на корпусе миномета – установки выпускались заводом имени Калинина.
Третья версия еще более экзотична и требует особого пояснения.
На шасси автомобиля установки «БМ-13» имели направляющие, которые на техническом языке назывались скатами. Сверху и снизу каждого ската устанавливалось по снаряду. В отличие от ствольной артиллерии, где расчёт пушки делится на заряжающего и наводчика, в реактивной артиллерии расчет не имел официальных названий, но со временем разделение солдат, обслуживающих установку, по выполняемым функциям тоже определилось. 42-килограммовый снаряд для установки «М-13» обычно выгружали несколько человек, а затем двое, впрягшись в лямки, подтаскивали снаряды к самой установке, поднимали их на высоту скатов и третий человек обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно вошёл в направляющие.
Двое солдат держали тяжеленный снаряд, и для них в этот момент сигнал «толкача-катилы-катюши» о том, что снаряд встал-закатился-накатился в направляющие скаты, означал благополучное окончание очень ответственной части работы по снаряжению установки для залпа. Разумеется, все солдаты таскали снаряды и каждый выполнял тяжёлую работу по их поднятию к скатам.
Специально выделенного человека, ответственного за установку снаряда в скаты, не было. Но сама работа приводила к тому, что в последний момент кто-то должен был брать на себя роль «катюши» по заталкиванию снаряда на направляющие, принимая ответственность, о благополучном завершении операции на себя. Ясно, что были случаи падения снарядов на землю и тогда его приходилось поднимать с земли и начинать все заново, если «катюша» в чем-то ошибался.
И еще одно. Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь», «залп» и тому подобное. Вместо этого звучали команды: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число, а потерь среди своих почти не будет. Вот так и пошло:
«Выходила на берег Катюша.
Выходила, песню заводила. »
Источник: veritas4.livejournal.com
«Катюши» в тельняшках — использование реактивных ракетных установок на катерах
Дебют «катюш» 14 июля 1941 года стал для немцев неприятным сюрпризом, и в дальнейшем репутация этого грозного оружия только укреплялась. Использование аналогичных реактивных ракетных установок на катерах не имело такого же резонанса, хотя оказалось не менее эффективным.
Еще до начала Великой Отечественной войны служивший в одном из управлений наркомата ВМФ будущий Герой Советского Союза Георгий Терновский предлагал использовать ракетные установки на катерах. Идея была встречена командованием прохладно.
Инициатива идет «снизу»
Морское начальство считало, что по дальности и точности огня ракетные системы уступают традиционной артиллерии, хотя для действующих на реках и в прибрежных акваториях катеров эти недостатки не имели большого значения.
К идее вернулись в январе 1942-го. На катера типа Г-5 водрузили уже имеющиеся «пехотные» БМ-8 и БМ-13 с ракетными снарядами. Однако на суше автомобиль простым разворотом мог направить установку в нужную сторону, а вот у двигавшихся по узким речным фарватерам катеров возможности маневрировать были весьма ограниченны. Следовало увеличить угол разворота самой установки. Впрочем, для конструкторов завода «Компрессор» работа оказалась не слишком сложной, поскольку еще до войны на этом предприятии была выпущена ракетная установка для танка, которую и взяли за основу флотского варианта.
В мае были изготовлены два опытных экземпляра, которыми вооружили бронекатера №314 и №315 Волжской военной флотилии. Основание установки с качающейся частью и сиденьем наводчика могло поворачиваться на все 360°.
Опробовать новинку в боевых условиях довелось 29 августа, что было отражено в журнале бронекатера №314: «Вели огонь по дер. Рынок из М-8. Израсходовано 45 реактивных снарядов. Уничтожен взвод автоматчиков». Три короткие фразы зафиксировали принятие ракет на вооружение советского флота.
К концу 1942 года были сконструированы еще две модифицированные установки для речных судов (M-13-MI и M-13-MII). В 3-й бригаде Волжской флотилии даже сформировали отдельный ракетный дивизион из 12 катеров типа «Ярославец». Однако зимой флотилия оказалась без надобности, а к началу февраля 1943 года Сталинградская битва закончилась.
Дивизион расформировали, распределив катера между Черноморским флотом, Онежской и Днепровской флотилиями.
Впрочем, централизованное производство и установка на катерах ракетных систем были лишь вершиной айсберга по сравнению с «живым творчеством масс», разворачивавшимся в боевых условиях.
Чаще всего за основу брали реактивное орудие РО-82, стрелять из которого можно было как «старыми» самолетными, так и новыми армейскими снарядами. Короткие направляющие надежно крепились на катере даже к небольшой жесткой опоре типа крышки моторного люка.
В Новороссийске снарядили четыре таких катера, совершивших 18 июня 1942 года налет на Ялту. Под прикрытием тумана мини-эскадра капитана 3-го ранга Константина Кочиева смогла незаметно приблизиться к берегу, обманула экипаж немецкого сторожевика произвольными сигналами и, выбрав момент, обстреляла прикрывавшие вход в порт береговые укрепления как штатными торпедами, так и неуставными «ракетами». У немцев были подавлены две огневые точки и повреждена мини-субмарина. Так что именно налет на Ялту де-факто и следует считать дебютом ракет на советском военно-морском флоте.
«Лучше смерть, чем увидеть такое!»
Поначалу ракеты служили своего рода дополнением к торпедам; этакое средство психологического прессинга — не очень точное и мощное, зато полыхающее огнем и шумное.
Первым уничтожить с помощью ракет вражеское судно сумел экипаж TKA №54 старшего лейтенанта Александра Куракина.
В ночь на 20 сентября 1942 года этот катер, оборудованный самодельной ракетной установкой, патрулировал Цемесскую бухту на пару с катером типа МО-4.
Обнаружив пытавшуюся пристать к берегу неизвестную шхуну, морской охотник повредил ее огнем своей артиллерии, а ТКА №54 добил двумя ракетными залпами (по шесть и четыре снаряда). Как выяснилось, со шхуны собирались высадить диверсионную группу, которой предстояло уничтожить знаменитую батарею морских 100-миллиметровых орудий капитана Андрея Зубкова на мысе Пенайский.
Конечно, речь шла всего лишь об используемом для диверсионных целей рыбацком судне, но бед ее экипаж и десант могли бы наделать серьезных.
Другой важный эпизод связан с первым использованием корабельных ракет для поддержки десанта. Произошло это также на Черном море 26 декабря 1942 года в районе хутора Алексин, неподалеку от Новороссийска. В операции участвовали четыре катера МО-4 под командованием капитана 2-го ранга Петра Давыдова. На каждом из них стояли по четыре восьмиснарядных установки, бившие осколочно-фугасными снарядами по площадям.
Катера по очереди дали пять залпов, отходя на перезарядку. Эффект был впечатляющим: настоящий огненный шквал, земля, содрогающаяся от взрывов.
Через месяц «пионер» корабельных ракетных орудий Георгий Терновский обеспечил монтаж аналогичных установок «вьючного» типа на переделанном из рыбацкой шхуны тральщике «Скумбрия». В ночь на 4 февраля 1943 года корабль прикрывал десант в районе Станичка — Мысхако. Морская «катюша» с расстояния примерно 1,5 километра буквально испепелила вражескую береговую батарею на мысе Любви. Как жаловался один из немногих уцелевших и попавших в плен немцев: «Мы писали об этом ужасном сухопутном оружии, но никто даже не предполагал, что оно уже есть на русских кораблях, лучше сразу смерть, чем увидеть такое!»
От Дуная до Курил
«Живое творчество масс» разворачивалось и на противоположном северном фланге советско-германского фронта.
Буквально в те дни, когда вокруг Ленинграда замыкалось кольцо блокады, инженер-судостроитель Борис Батковский предложил ракетную установку для строящихся торпедных катеров типа Д-3.
Конструкция ее была предельно простой — всего четыре направляющие для ракетных снарядов типа М8, которые крепились к стальному листу, раскатанному на носу катера. Оружие испытывалось в присутствии адмирала Леонида Исакова. С его легкой руки аналогичные установки появились на десятках торпедных катеров. А вот создатель оружия Батковский до Победы не дожил, умерев в блокадном Ленинграде.
По соседству на Онежском озере финнам давали «прикурить» упоминавшиеся выше катера типа Г-5 из бывшей Волжской флотилии.
14 сентября 1943 года у острова Лесного ими был потоплен вооруженный буксирный пароход, накрытый с дистанции 4600 метров. Это был противник посолидней рыбацкой шхуны.
22 октября Г-5 огнем «обработали» занятое противником побережье в районе Важероксы. Для большей точности каждому катеру заранее выверили угол возвышения пусковой установки и курсовой угол. В атаку катера ринулись в четыре утра, двигаясь на скорости 40 узлов тесным строем уступа. Залп в 192 снаряда произвел такой эффект, что уцелевшие финны, убегая с позиций, даже побросали оружие.
В марте 1943 года Главное артиллерийское управление советского флота приказало снять с катеров все «самодеятельные» ракетные установки, и, хотя приказ выполняли без фанатизма, унификация постепенно торжествовала.
Одновременно началось производство уже не речных, а морских катеров, способных преодолевать большие расстояния и выдерживать большую качку. Но главное, что ракетные установки на них были уже не вспомогательным, а основным оружием.
Такие суда отлично проявили себя в морских боях у Малой земли и в Керченско-Эльтигенской операции.
Обычно применялась тактика сближения на малые дистанции в условиях плохой видимости, когда, пользуясь своим преимуществом в скорости и маневре, катера вели сосредоточенный огонь по противнику из всех видов оружия.
Речным катерам работы тоже хватало. Большинство из них досталось сформированной весной 1944 года Дунайской флотилии, в составе которой они участвовали в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. Чаще всего речные «катюши» обстреливали с воды фланги вражеской обороны, прикрывали десанты. Использовались такие катера и во время молниеносной японской кампании: на Курилах и в Корее.
В общем, к концу войны советский флот имел такой опыт использования ракетных установок, какого не имел ни один другой флот в мире. И эта фора впоследствии очень пригодилась.
Возможно вам будет интересно:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
2 комментариев
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
3 лет назад
Один «Ярославец» из 3-й бригады Волжской флотилии с бортовым номером 772 жив до сих пор. Стоит в качестве памятника в Таганроге, с бутафорским вооружением. К сожалению вместо М-8 45-мм пушка и пара пулемётов ДШК.
10 месяцев назад
Источник: warfor.me