м. одномачтовое парусное судно, тендер. | Гребное судно, о 8-24 веслах; на флоте, уступает он в величине только баркасу. | На реках, перевозное гребное судно, больше лодок и яликов. | Кавк. осляк, лошак, помесь от осла и кобылы. Мул, от жеребца и ослицы, но ученые наши путают эти названия.
В словаре Ожегова
КАТЕР, -а, мн. -а, -ов, м. 1. Небольшое гребное или моторное судно. Пассажирский к. 2. Малый военный корабль специального или вспомогательного назначения. Торпедный к. Сторожевой к. || прил. катерный, -ая,-ое.
В словаре Ефремовой
- Небольшое легкое моторное, паровое или парусно-гребное судно.
- Малый боевой корабль специального или вспомогательного назначения.
В словаре Фасмера Макса
I ка́терI. «большая гребная лодка, одномачтовое судно». Заимств. из англ. cutter (kʌtǝ), от сut «резать», т. е. «разрезающее волны (судно)», откуда и голл. kotter, нем. Kutter (ср. Преобр. I, 301; Клюге-Гётце 390). Менее вероятно происхождение из голл. (Корш, AfslPh 9, 507) или нем. (Маценауэр 199). Нужно отвергнуть сближение с ка́торга (вопреки Мi.
Галилео | Подводная лодка 🛳 [Submarine]
ТЕl. 1, 321; ЕW 113); см. Брандт, РФВ 22, 135.
II ка́терII. «мул», диал., др.-русск катырь, Пут. Кит. (1567 г.); см. Срезн. I, 1200. Заимств. из крым.-тат., азерб., кыпч., тур. kаtуr – то же (Радлов 2, 286).
В словаре Д.Н. Ушакова
КА́ТЕР, катера, мн. катера, ·муж. (·голланд. kater) ( мор. ). Небольшое судно (паровое, моторное, весельное), преим. для коротких поездок.
В словаре Энциклопедии
(от англ. cutter), общее название небольших (водоизмещением до 400 т), обычно быстроходных судов различного назначения (пассажирские, туристические, спасательные, грузовые, ракетные, сторожевые и др.).
В словаре Синонимы 4
катерок, корабль, мотокатер, погранкатер, сторожевик, судно
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
В словаре Словарь иностранных слов
а, мн. катера, ов, м.
1. Небольшое моторное или гребное судно.
2. Малый военный корабль специального или вспомогательного назначения. Торпедный к. Идти на катере. Катерок — уменьш. к к..
Катерный — относящийся к катеру, катерам.
Источник: glosum.ru
Катер. Виды и типы. Применение и материал судна. Особенности
Катер — термин, объединяющий довольно большое число разновидностей маломерных судов. Происходит от английского слова «cutter» — так первоначально именовали небольшие плавательные средства с одной мачтой. Сегодня главной конструктивной особенностью, отличающей катера от лодок, является наличие двигателя, а от моторных лодок — стационарная установка мотора. Возможна установка не одного, а нескольких подвесных двигателей, что значительно увеличивает их общую мощность.
Как это сделано? (Из чего это сделано?) Скоростные катера 🎞
Катер и его характеристики
Основные особенности катеров можно разделить на 3 группы:
- Мореходные.
- Ходовые.
- Эксплуатационные.
На характеристики первой группы влияет множество факторов: размер судна, его форма, распределение веса.
Главные мореходные качества, которыми обладает судно:
- Плавучесть. Подразумевает сохранение уровня осадки при допустимой нагруженности судна.
- Остойчивость. Это свойство противостоять крену, каждый раз возвращаясь в прежнее положение.
- Непотопляемость. Другими словами, это способность оставаться на плаву при попадании воды в один или несколько отсеков. С целью повышения этой характеристики корпус судна подразделяется на водонепроницаемые отсеки, а также оборудуется двойное дно.
К ходовым качествам относятся:
- Ходкость. Это способность развивать нужную скорость, затрачивая при этом некоторую мощность двигателя.
- Управляемость — свойство поддерживать курс или же изменять траекторию движения посредством использования рулевого управления.
- Инерция. Подразумевает способность продолжать движения после отключения мотора.
- Устойчивость на курсе — свойство сохранения прямолинейной траектории движения без отклонений в ту или иную сторону.
Не менее важны и эксплуатационные характеристики. Именно они определяют те сферы, где может использоваться судно.
К эксплуатационным особенностям относятся:
- Грузоподъемность. Это максимально допустимый вес груза, который может быть перевезен судном с сохранением заданного уровня осадки. Подразделяется на общую — вес груза вместе с запасами топлива, экипажа, багажа, запасов воды, провизии и пр., а также полезную — чистый вес транспортируемого груза.
- Пассажировместимость. Число людей, которое можно разместить на судне. Пассажировместимость прямо зависит от грузоподъемности.
- Скорость. В отношении катера принято рассчитывать 3 типа скорости: наибольшую (развиваемую при работе мотора на максимальной мощности), наименьшую (при которой судно еще управляемо при помощи руля) и экономичную.
- Дальность и автономность плавания. Определяют, какое расстояние может пройти судно в условиях ограниченности запасов.
Конструкция, а следовательно, и свойства катеров постоянно совершенствуются. Производители стремятся максимально удовлетворить запросы потребителей. Следует помнить, что большая часть характеристик взаимосвязаны: улучшение одних способно ухудшить другие. Поэтому здесь важно найти тот компромисс, который обеспечит требуемые транспортные и экономические показатели судна.
Типы катеров
Новые разновидности маломерных моторных судов появляются чуть ли не ежедневно. Рассмотрим основные виды из семейства плавательных средств, объединенных понятием «катер».
Дейкруизеры
Происходит от двух английских слов: «day» — день и «cruis» — путешествие, из чего понятно, что это судно для водного похода выходного дня. Это компактные катера, надувные либо с твердым корпусом, предназначенные для семейных прогулок в течение нескольких часов. Некоторые дейкруизеры оборудуются небольшим убежищем на случай изменения погодных условий.
Спортивно-прогулочные катера
Это большая группа лодок, предназначенных для непродолжительных путешествий с катанием на лыжах, купанием и т.п. К самым распространенным относятся:
- Боурайдеры. Главная особенность, отличающая такой катер, — кокпит в носовой части. Наилучшим образом подходит для районов с теплым климатом.
- С хардтопом. Это катера, оборудованные кабиной, открытой со стороны кормы. Такое судно обычно имеет спальные места, камбуз и туалет, поэтому может применяться для длительных автономных прогулок.
- «Кадди» — это закрытый боурайдер с кабиной и двумя кокпитами (на носу и на корме).
Спортивные буксировщики
Катер-буксировщик имеет ограниченную сферу применения. Они предназначены для спортсменов, занимающихся водными лыжами и вейкбордингом. Их отличительная особенность — форма корпуса, позволяющая создавать волны на пути движения лыжника.
Скоростные представительские катера
В принципе, это те же прогулочные, но отличающиеся большим размером, высокой мощностью и дизайном. В основу положены гоночные катера, а вот интерьер зависит от фантазии производителя.
Рыболовные катера
Это группа плавсредств с большим разнообразием подвидов. здесь можно найти и простейшие небольшие судна, и огромные «люксовые». Но цель их применения одна — обеспечить владельцу все условия для комфортной рыбалки.
Круизеры
Назначение данной группы катеров — комфортный отдых для компаний или семей. Такое судно имеет длину от 7 до 10 м, оборудовано каютами, камбузом, туалетом. Архитектура и планировка пространства отличаются многообразием: это может быть закрытая рубка, раздвижные люки на крыше или ходовой мостик для лучшего обзора.
Моторные яхты
Эта группа катеров считается поистине королевской и порождает целую субкультуру, именуемую яхтингом. Яхтой считается катер длиной более 10 м, конструкция которого схожа с круизером. Основное назначение такого судна — отдых и туризм.
Алюминий vs пластик
Выбирая катер, многие задаются вопросом: какой материал лучше — алюминий или пластик?
Алюминиевый
Сразу следует сказать, что алюминий, используемый в производстве катеров, совсем не тот, что применяется в быту. Это сплав магния и алюминия, именуемый магналием, а также корабельным (судовым) алюминием.
Материал обладает целым рядом преимуществ:
- Высокая стойкость к коррозии не только в пресной, но и в соленой воде.
- Устойчивость к механическим повреждениям в виде ударов о камни, о причал или другие плавсредства.
- Небольшой вес, за счет чего облегчается работа мотора, топливо расходуется более экономно, быстро набирает скорость.
- Малая осадка, позволяющая плавать и маневрировать на мелководье.
- Хорошие водоотталкивающие свойства.
Однако у катеров из магналия имеются и минусы:
- Высокая стоимость. Хотя при учете срока эксплуатации, высокой прочности и простоты ухода цену можно считать вполне разумной.
- Не слишком привлекательный дизайн. Алюминиевый катер кажется неказистым на фоне пластиковых собратьев, но зато существенно выигрывает по прочности.
- Сложность ремонта. Заделать пробоину в корпусе своими руками вряд ли получится. Радует то, что подобная необходимость если и может возникнуть, то крайне редко.
Все перечисленные нюансы вряд ли можно назвать недостатками. Однако именно они останавливают многих людей от приобретения такого судна.
Пластиковый
Пластик для производства катеров, как и алюминий, это не обычный, а композитный материал — сплав пластика с кварцевыми или стекловолоконными, а также синтетическими полимерами. Такой состав определяет высокую прочность на изгиб, что позволяет варьировать с формой и обводами.
Помимо этого стеклопластик обладает и другими преимуществами:
- Хорошая теплоизоляция. В жаркую погоду такой катер не нагревается, а в холодную — не выстуживается. Поэтому в нем комфортно путешествовать и днем, и ночью, и в любых погодных условиях.
- Высокая шумоизоляция и поглощение вибрации.
- Устойчивость к ультрафиолету, благодаря чему цвет катера не портится в процессе эксплуатации.
- Малый вес и легкость перевозки. Некоторые пластиковые катера вполне можно транспортировать на верхнем багажнике легкового автомобиля.
- Невысокая стоимость покупки и ремонта.
- Эстетичность. Прочное, гладкое, блестящее покрытие обеспечивает прекрасный внешний вид судна. А лакокрасочное покрытие защищает корпус от выцветания и деформирования. Отсутствие разного рода сварных соединений улучшает аэродинамику и повышает качество дизайна.
К недостаткам стеклопластика можно отнести:
- Пористую структуру, которая легко поглощает воду. На хранение пластиковый катер следует помещать в сухое отапливаемое помещение, поскольку влага может испортить внутреннюю поверхность корпуса.
- Высокая стираемость, усложняющая использование катера на мелководье, при большом скоплении песка, камней и т.п. Малейшая серьезная царапина на корпусе может стать причиной порчи судна.
И тот, и другой материал имеет свои минусы и плюсы. Однако производители предусмотрели и это, выпустив в продажу комбинированные катера, где присутствуют и магналий, и стеклопластик. Это позволило повысить прочность, комфортность и даже улучшить внешний вид.
Похожие темы:
- Глиссер. Виды и принцип работы. Применение и особенности
- Спортивный гидроцикл. Виды и производители. Как выбрать
- Ял. Виды и применение. Устройство и отличие от иола. Особенности
- Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение
- Катамараны и рафты. Виды и устройство. Особенности и отличия
- Водный мотоцикл. Виды и устройство. Применение и как выбрать
Источник: dlia-sporta.ru
Катер
небольшое судно или боевой корабль. Длина К. от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). По конструкции подводной части корпуса К. делятся на килевые и плоскодонные, с реданами (уступами) или без них. По принципу движения различают К. водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке.
По виду двигателей К. делятся на паровые, моторные, газотурбинные и парусно-гребные; в качестве движителей служат гребные винты, воздушные винты, водомёты. В ВМФ К. применяются как боевые корабли, вспомогательные суда и базовые плавучие средства.
Боевые К. современные ВМФ: ракетные, артиллерийские, торпедные, противолодочные, противоминные (тральщики), сторожевые, десантные и др.; в зависимости от назначения вооружены ракетами, артиллерией, торпедами (см. Корабль-ракетоносец, Торпедный катер, Противолодочные корабли, Тральщики, Сторожевой катер, Десантные корабли).
К., используемые как вспомогательные суда и базовые плавучие средства, бывают гидрографические, водолазные, санитарные, спасательные, буксирные, разъездные и др. Разъездные и спасательные К. могут находиться на вооружении крупных боевых кораблей, вспомогательных торговых и промысловых судов. В народном хозяйстве К. применяют для перевозки людей, небольших партий грузов, буксировки малых несамоходных судов, рыбного промысла, научных исследований, лоцманской, охранной службы и др. В водно-моторном спорте используются гоночные, туристские К. со стационарным или подвесным мотором; парусно-гребные К. — 10—14-вёсельные двухмачтовые морские. шлюпки с транцевой кормой.
Катера ВМФ. Торпедный катер (Швеция).
Катера ВМФ. Ракетный катер (ГДР).
Катера ВМФ. Сторожевой катер (Финляндия).
Катер на подводных крыльях (СССР).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Источник: dic.academic.ru
Катер что это такое
Катер. Виды и типы. Применение и материал судна. Особенности
Катер. Виды и типы. Применение и материал судна. Особенности
Катер. Виды и типы. Применение и материал судна. Особенности
Содержание статьи скрыть
Катер — термин, объединяющий довольно большое число разновидностей маломерных судов. Происходит от английского слова «cutter» — так первоначально именовали небольшие плавательные средства с одной мачтой. Сегодня главной конструктивной особенностью, отличающей катера от лодок, является наличие двигателя, а от моторных лодок — стационарная установка мотора. Возможна установка не одного, а нескольких подвесных двигателей, что значительно увеличивает их общую мощность.
Катер и его характеристики
Основные особенности катеров можно разделить на 3 группы:
- Мореходные.
- Ходовые.
- Эксплуатационные.
На характеристики первой группы влияет множество факторов: размер судна, его форма, распределение веса.
Главные мореходные качества, которыми обладает судно:
- Плавучесть. Подразумевает сохранение уровня осадки при допустимой нагруженности судна.
- Остойчивость. Это свойство противостоять крену, каждый раз возвращаясь в прежнее положение.
- Непотопляемость. Другими словами, это способность оставаться на плаву при попадании воды в один или несколько отсеков. С целью повышения этой характеристики корпус судна подразделяется на водонепроницаемые отсеки, а также оборудуется двойное дно.
К ходовым качествам относятся:
- Ходкость. Это способность развивать нужную скорость, затрачивая при этом некоторую мощность двигателя.
- Управляемость — свойство поддерживать курс или же изменять траекторию движения посредством использования рулевого управления.
- Инерция. Подразумевает способность продолжать движения после отключения мотора.
- Устойчивость на курсе — свойство сохранения прямолинейной траектории движения без отклонений в ту или иную сторону.
Не менее важны и эксплуатационные характеристики. Именно они определяют те сферы, где может использоваться судно.
К эксплуатационным особенностям относятся:
- Грузоподъемность. Это максимально допустимый вес груза, который может быть перевезен судном с сохранением заданного уровня осадки. Подразделяется на общую — вес груза вместе с запасами топлива, экипажа, багажа, запасов воды, провизии и пр., а также полезную — чистый вес транспортируемого груза.
- Пассажировместимость. Число людей, которое можно разместить на судне. Пассажировместимость прямо зависит от грузоподъемности.
- Скорость. В отношении катера принято рассчитывать 3 типа скорости: наибольшую (развиваемую при работе мотора на максимальной мощности), наименьшую (при которой судно еще управляемо при помощи руля) и экономичную.
- Дальность и автономность плавания. Определяют, какое расстояние может пройти судно в условиях ограниченности запасов.
Конструкция, а следовательно, и свойства катеров постоянно совершенствуются. Производители стремятся максимально удовлетворить запросы потребителей. Следует помнить, что большая часть характеристик взаимосвязаны: улучшение одних способно ухудшить другие. Поэтому здесь важно найти тот компромисс, который обеспечит требуемые транспортные и экономические показатели судна.
Типы катеров
Новые разновидности маломерных моторных судов появляются чуть ли не ежедневно. Рассмотрим основные виды из семейства плавательных средств, объединенных понятием «катер».
Дейкруизеры
Происходит от двух английских слов: «day» — день и «cruis» — путешествие, из чего понятно, что это судно для водного похода выходного дня. Это компактные катера, надувные либо с твердым корпусом, предназначенные для семейных прогулок в течение нескольких часов. Некоторые дейкруизеры оборудуются небольшим убежищем на случай изменения погодных условий.
Спортивно-прогулочные катера
Это большая группа лодок, предназначенных для непродолжительных путешествий с катанием на лыжах, купанием и т.п. К самым распространенным относятся:
- Боурайдеры. Главная особенность, отличающая такой катер, — кокпит в носовой части. Наилучшим образом подходит для районов с теплым климатом.
- С хардтопом. Это катера, оборудованные кабиной, открытой со стороны кормы. Такое судно обычно имеет спальные места, камбуз и туалет, поэтому может применяться для длительных автономных прогулок.
- «Кадди» — это закрытый боурайдер с кабиной и двумя кокпитами (на носу и на корме).
Спортивные буксировщики
Катер-буксировщик имеет ограниченную сферу применения. Они предназначены для спортсменов, занимающихся водными лыжами и вейкбордингом. Их отличительная особенность — форма корпуса, позволяющая создавать волны на пути движения лыжника.
Скоростные представительские катера
В принципе, это те же прогулочные, но отличающиеся большим размером, высокой мощностью и дизайном. В основу положены гоночные катера, а вот интерьер зависит от фантазии производителя.
Рыболовные катера
Это группа плавсредств с большим разнообразием подвидов. здесь можно найти и простейшие небольшие судна, и огромные «люксовые». Но цель их применения одна — обеспечить владельцу все условия для комфортной рыбалки.
Круизеры
Назначение данной группы катеров — комфортный отдых для компаний или семей. Такое судно имеет длину от 7 до 10 м, оборудовано каютами, камбузом, туалетом. Архитектура и планировка пространства отличаются многообразием: это может быть закрытая рубка, раздвижные люки на крыше или ходовой мостик для лучшего обзора.
Моторные яхты
Эта группа катеров считается поистине королевской и порождает целую субкультуру, именуемую яхтингом. Яхтой считается катер длиной более 10 м, конструкция которого схожа с круизером. Основное назначение такого судна — отдых и туризм.
Алюминий vs пластик
Выбирая катер, многие задаются вопросом: какой материал лучше — алюминий или пластик?
Алюминиевый
Сразу следует сказать, что алюминий, используемый в производстве катеров, совсем не тот, что применяется в быту. Это сплав магния и алюминия, именуемый магналием, а также корабельным (судовым) алюминием.
Материал обладает целым рядом преимуществ:
- Высокая стойкость к коррозии не только в пресной, но и в соленой воде.
- Устойчивость к механическим повреждениям в виде ударов о камни, о причал или другие плавсредства.
- Небольшой вес, за счет чего облегчается работа мотора, топливо расходуется более экономно, быстро набирает скорость.
- Малая осадка, позволяющая плавать и маневрировать на мелководье.
- Хорошие водоотталкивающие свойства.
Однако у катеров из магналия имеются и минусы:
- Высокая стоимость. Хотя при учете срока эксплуатации, высокой прочности и простоты ухода цену можно считать вполне разумной.
- Не слишком привлекательный дизайн. Алюминиевый катер кажется неказистым на фоне пластиковых собратьев, но зато существенно выигрывает по прочности.
- Сложность ремонта. Заделать пробоину в корпусе своими руками вряд ли получится. Радует то, что подобная необходимость если и может возникнуть, то крайне редко.
Все перечисленные нюансы вряд ли можно назвать недостатками. Однако именно они останавливают многих людей от приобретения такого судна.
Пластиковый
Пластик для производства катеров, как и алюминий, это не обычный, а композитный материал — сплав пластика с кварцевыми или стекловолоконными, а также синтетическими полимерами. Такой состав определяет высокую прочность на изгиб, что позволяет варьировать с формой и обводами.
Помимо этого стеклопластик обладает и другими преимуществами:
- Хорошая теплоизоляция. В жаркую погоду такой катер не нагревается, а в холодную — не выстуживается. Поэтому в нем комфортно путешествовать и днем, и ночью, и в любых погодных условиях.
- Высокая шумоизоляция и поглощение вибрации.
- Устойчивость к ультрафиолету, благодаря чему цвет катера не портится в процессе эксплуатации.
- Малый вес и легкость перевозки. Некоторые пластиковые катера вполне можно транспортировать на верхнем багажнике легкового автомобиля.
- Невысокая стоимость покупки и ремонта.
- Эстетичность. Прочное, гладкое, блестящее покрытие обеспечивает прекрасный внешний вид судна. А лакокрасочное покрытие защищает корпус от выцветания и деформирования. Отсутствие разного рода сварных соединений улучшает аэродинамику и повышает качество дизайна.
К недостаткам стеклопластика можно отнести:
- Пористую структуру, которая легко поглощает воду. На хранение пластиковый катер следует помещать в сухое отапливаемое помещение, поскольку влага может испортить внутреннюю поверхность корпуса.
- Высокая стираемость, усложняющая использование катера на мелководье, при большом скоплении песка, камней и т.п. Малейшая серьезная царапина на корпусе может стать причиной порчи судна.
И тот, и другой материал имеет свои минусы и плюсы. Однако производители предусмотрели и это, выпустив в продажу комбинированные катера, где присутствуют и магналий, и стеклопластик. Это позволило повысить прочность, комфортность и даже улучшить внешний вид.
Источник: clinica-opora.ru