Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.
Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.
В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый — золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.
Сувель и кап,берёзовые.Признаки и отличия.
Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.
Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.
Заготовка и быстрая сушка березового сувеля и капа
Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.
Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.
Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)
Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.
Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова «Svalbard», выполненный в Скандинавском стиле.
Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.
Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.
Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.
Материал использован с http://www.zadi.ru
Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.
Источник: fircone.ru
Кап березовый: что такое и как его обработать
Березовый кап это это такой нарост на дереве, без которого не обойтись в изготовлении поделок и мелких красивых вещичек. Именно этот нарост интересен мастерам в создании различных интересных вещей. Давайте в этой статье рассмотрим, что собой представляют березовые капы, а также поговорим о том, где их можно найти и как правильно заготовить.
Содержание
Что это такое кап березовый и чем отличается от сувеля
Кап – это своеобразный нарост на березе, обычно он имеет круглую форму. В народе кап часто называют «ведьминым веником», а само слово пришло к нам из старославянской речи, где слово «кап» переводилось как «голова».
Данное образование покрыто корой, иногда из него могут прорастать мелкие веточки с почками. Кап имеет невероятно высокую плотность (удельный вес), которая всегда больше, чем у самой березы.
Размеры также могут различаться: есть как совсем маленькие наросты, так и гигантские образования до 350 кг (береза пушистая).
Березовый кап – это уникальное явление, а среди мастеров он очень ценится. Если распилить нарост, станет видна невероятной красоты текстура, представляющая собой крупные круги концентрической формы и мелкие темные точки. Двух одинаковых образований в природе не найти, поэтому каждый кап является особенным. При этом капы, растущие на стволах, окажутся более привлекательными, нежели прикорневые. После обработки они приобретают вид малахита, красиво сияют.
Что касается сувеля, то это тоже образование на дереве, и его часто путают с капом. Следует рассмотреть, чем эти наросты отличаются.
Где найти кап березовый
Березовый кап распространен больше, нежели у других пород деревьев, поэтому найти его вполне реально. Лучше всего заниматься этим в середине осени. Оптимальное место поиска – березовая роща, также можно отправиться в лес, хотя там дело будет обстоять немного сложнее, поскольку сначала понадобится отыскать сами березы. Нередко капы можно встретить и в болотистой местности. Однако необходимо учитывать, что спиливание нароста может стать причиной гибели дерева.
Кроме того, если требуется большой кап, нужно заранее позаботиться о транспорте, поскольку даже 50 кг унести в руках будет проблематично. Понадобится и специальный инструмент, например, лучковая пила, так как капы обычно обладают большой твердостью и спилить их, не приложив усилий, не выйдет. Ввиду всех этих тонкостей специалисты рекомендуют искать капы не в лесу, а на лесопилках. Работников там интересует только древесина, поэтому все наросты отправляются в отходы.
А еще на лесозаготовках встречаются капокорни, которые вы точно не сможете отыскать в лесу самостоятельно.
Какие поделки делают из капа березового
Список изделий, которые можно сделать из капа, невероятно огромен. Рассмотрим, какие предметы окажутся самыми популярными:
- посуда: чаши, глубокие миски, кубки, пивные бокалы, половники, толкушки, салфеткодержатели на кухню и пр.;
- украшения: изысканные резные кулончики, бусы, серьги и браслеты;
- аксессуары: запонки, заколки для волос, брошки, брелоки, портсигары, ручки и многое другое;
- сувениры: трубки для курения, шкатулки, статуэтки, вазочки, настольные игры (шахматы или нарды), рамки для фото;
- другое: ножки для столиков, бруски для ножей, рукояти трости, деревянные панно и многое другое.
Полученные поделки, при хорошем уходе, служат много лет и восхитительно пахнут деревом. Они будут красиво смотреться и в современных, и в классических интерьерах домов и квартир. Не менее эффектно впишутся деревянные поделки и в дизайн придомовой территории. При наличии умения и фантазии мастер по дереву сможет изготовить из большого капа настоящее произведение искусства: сверкающую на солнце полированную кадку, искусственный пенек, садового гнома, лешего и любую другую уместную на природе поделку.
Комбинировать березовый кап можно с такими материалами, как металл, кость, перламутр.
Особенности обработки капа березового
Заготовить кап из березы не очень сложно. Вот несколько правил подготовки материала.
- Капы, которые опоясывают дерево или являются капокорнями, спиливать не рекомендуется. Практически в 100 процентах случаев дерево после этого гибнет, а еще вас могут оштрафовать. Если нужны именно такие образования, их берут на лесозаготовке, с разрешения сотрудников. В прочих случаях используют наточенный инструмент, после чего обрабатывают место спила садовым варом.
- Важно успеть спилить нарост до начала сокодвижения, это самый конец августа или начало осени. Кроме того, в день заготовки материала не должно быть дождя.
После того как вы достали и привезли домой кап, его нужно обработать. Для этого цельный фрагмент необходимо распилить на заготовки. Их размер и толщина определяются исходя из параметров будущего изделия. Стоит отметить, что распиливание капа – процедура непростая, поскольку новичку будет поначалу сложно раскрыть всю таящуюся в материале красоту. Специалисты рекомендуют пилить так, чтобы как можно больше спящих почек оказались рассеченными.
Кроме того, начинающих мастеров может смутить бледный и невыразительный рисунок, открывшийся их взору при распиливании. Однако пугаться не следует – в случае с капом это совершенно обыкновенная ситуация.
Чтобы древесная текстура наполнилась жизнью и заиграла новыми красками, ей потребуется пройти еще 2 этапа обработки: пропаривание и сушку. Оба этапа неотделимы друг от друга.
Сушка капа березового
Высушить березовый кап можно и своими руками, но стоит подготовиться к тому, что этот процесс окажется небыстрым. Рассмотрим, как правильно сушить заготовки.
- Возьмите тару, в которую поместится заготовка вместе с водой. Лучше подобрать что-то старое, поскольку отмыть ёмкость потом будет очень трудно.
- Очистите кап от веточек и обрывков свисающей коры. Сложите заготовки в кастрюлю и залейте водой так, чтобы она покрывала их не более чем на 2 сантиметра. Температура жидкости не имеет значения.
- После укладки заготовок возьмите обычную поваренную соль, можно самую дешевую. На литр воды нужно 2 полных столовых ложки, но и большее количество вреда не нанесет. Засыпьте соль в емкость с водой.
- Помимо соли и воды понадобится опил, оптимально, если он будет сосновым. Напилите две хороших горсти опилок, желательно со смолой и мелких. Опил нужен капу для проявления цвета, а также он придаст материалу прочности. Вся масса опилок сразу засыпается в кастрюлю.
- Включите огонь и дождитесь закипания. Как только вода забурлит, убавьте огонь и оставьте кастрюлю томиться на 7-8 часов. При этом важно следить, чтобы не выкипела жидкость. Время от времени ее надо подливать, ничего другого добавлять не требуется. Также необходимо своевременно удалять появляющуюся накипь, если хотите сохранить тару.
- Когда пройдет отведенное время, кастрюлю снимают с плиты и выливают из нее воду. Горячий кап вынимают и кладут в сухое место остывать. Накрывать его ничем не надо, а сохнуть он должен около суток.
- По истечении суток материал пропаривают по вышеописанной методике и снова сушат сутки. Повторять процедуру нужно от 2 до 4 раз, здесь все зависит от объема капа.
- Когда дерево вываривается последний раз, нужно ободрать с него всю оставшуюся кору, если она к этому времени уже сама не отвалилась. Будьте аккуратны, не забывайте про использование защитных рукавиц.
- После последней варки кап снова кладут на просушку в сухое место, на этот раз на 14 дней. По истечении этого срока материал будет полностью готов к дальнейшей обработке: шлифованию, резке, полировке. Обрабатывать готовое изделие нужно маслом или воском.
Стоит отметить, что такой способ сушки подходит только для небольших заготовок. Крупные куски сразу пойдут трещинами и окажутся непригодными к работе.
Помимо описанной методики, есть еще несколько вариантов, на которые можно обратить внимание.
- Парафинизация. Этот способ тоже приемлем только для мелких заготовок. Растапливают парафин, доводя его до температуры в 40 градусов, окунают в него заготовки и держат там несколько часов, постоянно поддерживая указанную выше температуру. После этого изделия сушат, процесс занимает несколько дней.
- Использование газет. Заготовки нужно обернуть газетами или газетной бумагой, потом сложить в полиэтиленовый пакет, хорошо загерметизировав его, чтобы не шел воздух. После этого сверток кладется в теплое (чем теплее, тем лучше) место. Каждые 8 часов мокрые газеты заменяют сухими. Процесс сушки занимает около 30 дней, и заканчивается тогда, когда газеты окажутся полностью сухими спустя 8 часов после смены. Более быстрая сушка путем увеличения числа газет нежелательна – дерево может пойти трещинами.
- Использование соломы. По этой методике можно сушить большие капы, выварить которые представляется проблематичным. Заготовки заносят в помещение с навесом, накрывают хорошим слоем соломы. Менять ее не надо, поскольку влага, которую дерево отдает, солома испаряет сама.
Источник: kaksdelatsvoimirukami.ru
Сувель березы: особенности, применение и заготовка
Сувель березы, или, как его часто называют в народе, древесная кость, — уникальное природное образование, которое представляет огромную ценность для мастеров. После обработки из этого материала резчики изготавливают красивейшие деревянные изделия. В статье рассмотрим, что такое сувель березы, для чего используется.
Что это такое?
Сувель (свиль) — это округлый нарост на стволах деревьев березы. Может встречаться и на других породах. Разрастается довольно быстро. Состоит из скрученных или деформированных древесных волокон. Сувели могут быть расположены по кругу дерева или находиться группами на одном участке ствола.
Вам будет интересно: AISI 304: свойства, характеристики, состав
Обычно заготавливают этот материал в местах бурелома или на лесопилках. Природа образования наростов до сих пор полностью не известна. Некоторые утверждают, что связано это с внешним воздействием на ствол дерева или болезнью, в результате чего образуется залом, который спустя некоторое время обрастает волокнами.
С чем не перепутать?
Вам будет интересно: Бескислородная медь: особенности, преимущества, применение
Новички из тех, кто не очень знаком с тем, что такое сувель березы, могут спутать его с капом. К слову, второй встречается гораздо реже и считается более ценным. Главным отличием их является наличие сучков при продольном срезе, отчетливо выделяющаяся сердцевина, мелкий узор, выраженные витиеватые слои. Более того, в природе нет повторяющихся узоров капов, все они имеют уникальный рисунок.
Поверхность сувеля под корой гладкая, реже — с крупными буграми. У капов она мелкопупырчатая, из нее растут мелкие веточки. Сувели не настолько плотные и легче поддаются обработке.
Удивительное явление
При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.
Вам будет интересно: Кран КС-4361А: обзор, устройство, технические характеристики и руководство по эксплуатации
Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже — темно-коричневый с болотным отливом.
От чего зависит внешний вид?
Цветовая гамма материала зависит от породы и условий местности произрастания древесины. Например, если сувель березы срезан в заболоченной местности, вероятнее всего, его цвет будет темный с зеленоватым оттенком.
А если он найден на комлевой части (10-20 см под землей или 10-20 см над поверхностью почвы) и покрыт мхом, чаще всего будет иметь темно-коричневый окрас с розоватыми прожилками либо желтовато-золотистый фон с темными годовалыми кольцами.
Как собрать сувель?
Люди, просто гуляющие в лесу, собирающие ягоды или грибы, совсем не замечают наростов на деревьях. Если же целенаправленно искать капы или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут быть расположены у подножия или в верхней части ствола, где достать их без лестницы практически невозможно. Если говорить о местности, это может быть заболоченная низина или песчано-каменная равнина.
Нередко попадаются гниющие наросты, создавая впечатление, что дерево пытается избавиться от свилей. Если срезать какую-либо неповрежденную часть, она тоже сгниет через определенный отрезок времени.
Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее будут сплетения волокон и тверже материал. Невозможно предугадать рисунок сувели, но чем она корявее, тем красивее будет узор. При этом изготовить из него объемный кусок получается лишь в исключительных случаях.
Ввиду того что материал твердый, спилить его с первого раза довольно сложно, полотно быстро тупится. Со второго захода дело идет намного быстрее. При заготовке березового сувеля нужно стараться, чтобы срез был ровный, шел параллельно стволу. Чтобы дерево не погибло, желательно обработать спил ранозаживляющим раствором. Его можно приобрести в садовом отделе магазина.
Вам будет интересно: Где добывают нефрит в России: самые большие месторождения, способы добычи и применение
Если нарост опоясывает ствол, то его спиливать нельзя, так как дерево может погибнуть.
Как сушить сувель березы?
От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.
Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева.
Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.
Как правильно варить?
Этим способом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить сушку или проявить имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из сувеля березы.
Процесс происходит следующим образом:
Черновая обработка
Перед тем как приступить к работе, важно определиться с видом будущего изделия. Если поделка из сувеля березы будет вертикальной (например, ваза, подсвечник), то лучше делать спил в этом направлении и сразу формировать дно изделия. При изготовлении чаши, шкатулки, блюда внутреннюю часть выбирают сверху вниз. Удаляют лишнюю древесину, двигаясь от стенок к центру под углом 45°. Оптимальным вариантом будет использование полукруглой стамески или дрели.
Обратите внимание: не стоит слишком истончать стенки. При высыхании они могут стать ломкими или растрескаться. Как правило, изделия с достаточной толщиной бортов смотрятся красивее, добротнее и служат дольше.
После предварительного придания формы древесину оставляют еще на 1-2 дня на открытом воздухе вдали от прямых солнечных лучей (или в помещении, снова обернув газетой). После этого приступают к следующему этапу.
Чистовая обработка изделия
Поскольку каждый кусок материала уникален по своей природе, перед тем как приступить к чистовой отделке, необходимо его тщательно осмотреть. Возможно, сучок, который изначально хотелось удалить, будет изюминкой готового изделия, например ручки из сувеля березы.
Во время чистовой отделки убирается угловатость форм материала с целью приблизить его к законченному виду и раскрыть структуру дерева. Если в процессе обработки выявятся природные недостатки или мелкие трещины, их придется заделывать смесью опилок и клея. В худшем случае нужно будет отступить от первоначальной задумки и видоизменить изделие.
После завершения внутренней и внешней обработки сувеля приступают к зачистке шероховатостей. Делать это можно скребком, проволочной щеткой, рашпилем. Движения должны быть частыми и мелкими, чтобы не испортить материал. В завершение выполняется шлифовка дрелью со специальными насадками.
Если таковой не имеется, обрабатывают вручную шкуркой, второй вариант даже больше приветствуется. Начинать нужно с крупной (пятерки), затем по убывающей переходить к самой мелкой зернистости.
Готовое изделие очищают от пыли, тонируют при необходимости. По желанию можно покрыть древесину лаком, натереть воском или горячей олифой. Процесс работы со свилями очень долгий и трудоемкий, именно поэтому изделия из него имеют высокую стоимость. Цена сувеля березы варьируется от 100 руб. за обработанный брусок размером 120×40×30 мм до 200 руб. за килограмм спиленного сырья.
Что можно изготовить?
Красота сувеля позволяет изготавливать из него самые разные предметы, все зависит от фантазии мастера. Очень часто можно увидеть оригинальную бижутерию, сделанную из этого древесного материала: серьги, кулоны, браслеты и кольца. В давние времена из него резчики изготавливали посуду, кружки, ложки, чаши. Все это использовалось в хозяйстве по назначению. К примеру, финны свои традиционные скандинавские куксы изготавливают именно из этого сырья.
Однако чаще всего берется сувель березы на рукояти ножей. Сыграли роль в этом неизменные качества материала, такие как плотность, простота в обработке, твердость, податливость полировке, красивейшая текстура, переплетение волокон и сияние.
Благодаря природному рисунку на древесине из сувеля вырезают фигурки животных и птиц. Узор удачно имитирует оперение, шерсть или кожу. Плавные изгибы сами наталкивают на мысль, что из него можно сделать, достаточно лишь убрать лишнее. Нередко древесный рисунок в обрамлении служит в виде декоративного панно или других арт-предметов.
Если говорить о функциональных вещах из сувеля березы, ножи стоят здесь на первом месте. Точнее, их рукояти. Далее идут шкатулки, рамки, мундштуки и трубки, основания тростей и инструментов, офисные принадлежности и многое другое. Такие предметы не только выполняют свою функцию, но и говорят о хорошем вкусе и статусе своего владельца.
Источник: vkmp.ru
Ценная утварь из капа и сувеля
Мало кто может остаться равнодушным, держа в руках изделия из капа и сувеля. Туристы увозят из Коми эксклюзивные чаши-утицы и прочие изделия из этого уникального природного материала – наростов на стволах деревьев. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля рассказал один из ведущих в Коми мастеров этого направления Василий Попов.
Мастер не успел увидеть этот материал в «Регионе»: его не стало 21 июня.
Б ытует легенда, что в древности на Руси простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. Так это или нет, но все резчики, работающие с таким материалом, в легенду верят. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели.
В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Знаменитый историк Н. И. Костомаров писал, что «каповые сосуды были в употреблении у бояр и даже у царей и считались роскошью». Кап нередко сочетали с другими материалами – его чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью…
Кап и сувель с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. В фондах Национального музея Республики Коми хранятся старинные предметы домашней утвари из сувеля и капа, преимущественно конца XIX-начала XX вв. На логотипе музея, кстати, изображена стилизованная утица – шестиголовый ковш из сувеля, изготовленный в единственном экземпляре и хранящийся в запасниках музея…
Традиционный промысел не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд мастеров в республике не просто режут из этого материала простые вещи для быта, но и создают изделия высокого художественного уровня, представляют их на профильных выставках и неизменно получают за них награды. Это Олег Махов, Виктор Кустов, Леонид Агеев, Олег Лялько, Андрей Шилько. И, конечно, наш собеседник – Народный мастер России Василий Васильевич Попов.
Л юди обычно называют наросты на дереве капом.
– На самом деле таких наростов несколько видов: кап, капокорень (кап, наросший не на стволе, а на корнях дерева), сувель (свиль), – рассказывает Василий Васильевич. – Есть даже капосувель – сувель, пронизанный почками, то есть нарост смешанного типа. Но вообще-то капосувеля в официальной классификации нет, это слово – из нашего профессионального слэнга.
Нарост – это резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения, – это защитная реакция дерева на какой-то произошедший с ним катаклизм.
По сути, кап – это скопление спящих почек, которые при благоприятных условиях могут дать поросль, то есть новую жизнь поврежденному или погибшему дереву. Нарост состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком.
Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура. Более ценные наросты – кап с изысканной, оригинальной текстурой, менее ценные – свиль, у которых рисунок расположения волокон обычно беднее, чем у капа.
Творческий процесс у Василия Попова начинается с добычи материала. В нашей природной зоне самые красивые наросты растут на стволах берез. Чтобы их добыть, нужно или взобраться на березу и отпилить сувель или кап, или свалить дерево и спилить наросты со ствола уже на земле. Чтобы не губить живые деревья, Василий Васильевич валит тонкий сухостой, тащит его к дереву с нужным наростом, привязывает жерди и с помощью этой конструкции забирается с бензопилой (прежде было с топором и ножовкой) наверх и выпиливает нарост, как бородавку. Место отпила потом зарастает и дерево остается жить дальше.
Работа по добыче сырья трудна и опасна сама по себе. В поисках деревьев с нужными «бородавками» приходится много часов бродить по лесам. Нужно знать места, где наростов побольше, да еще ведь и не каждый подойдет для работы – попадаются и некачественные, и просто маленькие. Затем с риском для здоровья и жизни забираться на высоту с пилой, спиливать нарост и спускаться обратно с инструментом и добычей, тащить тяжелое сырье домой, сколько влезет в мешок… Случалось притаскивать домой кусок сувеля весом под центнер.
Сколько раз к этим трудностям добавлялось еще и незапланированное соседство с хозяином тайги! «Бывает, отпиливаешь кап и вдруг ощущаешь, как волосы поднимаются дыбом, – усмехается мастер. – Значит, мишка рядом – я чувствую его приближение». К счастью, ни разу косолапые не нападали – были сыты и просто глазели из любопытства, что же такое делает человек. Но бензопилу Попов всегда прогревает заранее – чтобы быстро завелась, если медведь подойдет слишком близко…
П ринеся сырье домой, мастер снимает с него шиповатую кору, которой много, и добирается до чистого «тела» нароста. Затем идет черновая обработка материала до нужной формы – сначала бензопилой, иногда электрорубанком, затем на настольном профессиональном сверлильном станке. На вырезание чаши-утицы средних размеров уходит две-три недели.
После этого изделие отправляется в прохладный сухой подвал – на полгода, год, хоть на пять. Чем больше изделие, тем сушить его дольше, а в среднем – около года. В теплом помещении сушить ни в коем случае нельзя – сразу растрескается. Затем изделие досушивается в мастерской и постепенно шлифуется – так его стенки утоньшаются до нужных размеров, а формы оттачиваются. И если на вырезание изделия уходит примерно треть времени, то, чтобы его вышлифовать – две трети.
После шлифовки – тонирование анилиновыми красителями или морилкой, которое позволяет проявиться причудливой природной текстуре материала, его неповторимым «мраморным» узорам. Затем вещь из капокорня покрывается лаком, а из других материалов подвергается вощению (воском, маслом, олифой или иным жиром). Это и защита, и придание изделию законченного вида. Оно становится таким, каким мы привыкли его видеть на выставках и ярмарках: гладким, красивого оттенка, с благородным мягким блеском, тепловатым и необыкновенно приятным на ощупь.
П ервый опыт работы с сувелем Василий Попов получил в марте 1980 года. Толчком к творчеству стало его знакомство с этим материалом, когда довелось поработать на лесозаготовках. Там большие сувели просто закапывали бульдозером в землю, потому что на тот момент резьба из этого материала как вид народно-художественного промысла была непопулярна и практически забыта.
Василий заинтересовался совершенно неизвестными ему тогда «шишками» на спиленных деревьях – узнал, что из них вырезают различные изделия. Стал интересоваться темой глубже – пошел в музей и стал изучать старинные изделия из запасников. Появилось желание создать своими руками нечто такое, чего не могут другие. При этом Попов воспитывал в себе художественный вкус, скупая наборы открыток с образцами лучших изделий мастеров – из Золотого, Алмазного, Оружейного фондов страны.
Технологию резьбы Василий Попов осваивал тоже сам, методом проб и ошибок. Формы некоторых изделий к нему приходили в снах – потом мастер их воплощал. Между тем, сувель и кап гораздо прочнее, тверже обычной древесины, соответственно намного сложнее в обработке…
– Технология – дело наживное, – рассуждает Василий Васильевич. – Вот два сухожилия насквозь пробил себе стамеской – неправильно держал изделие. Один раз электроинструментом так повредился, что два месяца провел в гипсе. Тут как в армейской поговорке: если не хватает мозгов, будем доводить через ноги. У меня было через руки…
Инструментом тоже обеспечивал себя сам. Что-то заказывал выточить знакомым токарям, что-то ковал, точил и гнул своими руками… Сегодня основные помощники в работе – это бензо- и электропила, профессиональный сверлильный станок, горизонтальный шлифовальный станок с различными насадками. А также топоры, тесла, прямые, косые и полукруглые стамески разных размеров, клюкарзы, штихеля и наждачная ткань.
Когда Василий сделал с пару десятков изделий, решил, что пора начинать общаться на эту тему с коллегами. Узнал про центр народного творчества и при нем любительское объединение «Серпас» – мастера там собирались, делились опытом. В 1983 году проходила очередная городская выставка художников-любителей из «Серпаса», и начинающий мастер по резьбе из сувеля и капа Василий Попов впервые принял в ней участие. После нее музей сразу купил у Василия несколько работ. Следующей знаковой выставкой стала «Мы – молодые» в1987 году, после чего на мастера обратил внимание Союз художников Коми, начав закупать его работы через выставкомы….
Со временем мастерство Василия Попова выросло до уровня эксперта – его попросили написать статью о резьбе из сувеля и капа для популярного и очень авторитетного журнала «Наука и жизнь». Она вышла в 9-м номере за 1998 год. Секреты мастерства Василий Васильевич не утаивает – охотно делится ими со всеми, кто обращается с такой просьбой. Уже стали мастерами и его ученики.
Не все они, освоив ремесло, остались в нем – уж очень невыгодно оно с экономической стороны, если сопоставлять с конечной стоимостью изделий вложенные в них трудозатраты и время. Но, например, работы Олега Махова, который учился у Василия Васильевича, сегодня в числе лучших в регионе. В 2014 году в Государственном Эрмитаже была организована продажа более чем 30-ти изделий из капа, изготовленных Народными мастерами России и Республики Коми Василием Поповым и Олегом Маховым.
А однажды Василию Попову довелось пошлифовать одно изделие вместе с …Президентом России Владимиром Путиным. Эпизод вошел в историю под заголовком «Как два ВВП одну утицу шлифовали» – такая заметка вышла в июле 2007 года в одной из республиканских газет.
В Саранске, на I Международном фестивале культур финно-угорских народов, был обустроен «Город мастеров» с подворьями разных народов. На коми подворье был и Василий Васильевич. Путин обходил ряды вместе с президентом Финляндии Тарьей Халонен и премьер-министром Венгрии Ференцем Дюрчанем. Увидел Попова, который в это время шлифовал солонку-утицу из капа.
Шлифовкой в тот день были заняты все резчики по дереву: перед визитом руководителей стран им было строго наказано убрать под замок весь колюще-режущий инструмент, фильтр безопасности прошла только наждачная бумага. Ею и наводили красоту на изделиях все мастера-резчики. ВВП из Москвы подошел к ВВП из Сыктывкара и спросил, что и из чего тот делает.
Попов пояснил, что вырезать солонку из капа можно быстро, и это несложно. А отшлифовать – целое искусство. Путин попросил попробовать. Наш мастер дал ему утицу и «шкурку», накинул на колени холстину, и президент от души потрудился над отделкой вещицы, а затем предложил сделать то же самое руководителям Финляндии и Венгрии. Чиновники Мордовии потом пытались выпросить это изделие у Василия Васильевича, чтобы подарить Владимиру Владимировичу, но тот отказал: дескать, у президента уже есть вещи из капа, в том числе сделанные мастерами Коми.
За 40 лет счет изделиям, созданным Василием Поповым из сувеля и капа, идет на тысячи. Они разлетелись по всему миру в качестве сувениров и VIP-подарков. Их покупали российские руководители и бизнесмены всех рангов и иностранцы, многие изделия мастер сам дарил, да и сейчас дарит друзьям на праздники. Что-то ушло на обмен с другими мастерами. В Сыктывкаре его работы можно приобрести на сезонных и праздничных ярмарках, а еще в сувенирной лавке Центра «Югор».
Несколько лет назад Василий Попов устал от общественной работы в творческих союзах и перебрался на ПМЖ в Туапсе. Там познакомился с наростами южных деревьев – граба, ясеня, дуба и других, опробовал их в работе. Поучаствовал в тамошних выставках мастеров, затем принял участие в выставке «Город ремесел» в Вологде и занял там первое место в своей номинации.
Но очень скоро понял, что менталитет южных людей слишком далек от привычного ему, там мало кто по-настоящему интересуется искусством… И в феврале этого года мастер вернулся в Сыктывкар. Теперь вновь творит на родине. И на выставке «Мастер года» этой зимой его работы вновь заняли свое место среди лучших изделий умельцев региона.
Ирина САМАР
Фото автора, komirempalata.ru и из личного архива В. Попова
- ← Владимир Уйба оценил перспективы развития лесозаготовительной отрасли в Удоре
- Ушел из жизни народный мастер России Василий Попов →
Источник: ourreg.ru