Какой мотор для лодки лучше

Выбор лодочного мотора связан с определенными сложностями. Винтовые двигатели приобретают, исходя из мощностных и других характеристик. Не меньшее влияние на выбор — способы управления лодкой. Следует учитывать регион преимущественной эксплуатации. Если лодочный мотор приобретается для передвижения по загрязненной реке, то рекомендуют выбирать силовой агрегат с надежным термостатом.

Выделяют несколько параметров, которые влияют на выбор мотора для лодки (резиновой, деревянной или другой):

  • мощность;
  • фирма (марка), выпускающая двигатель;
  • длина силовой установки и дейдвуда (подводная часть, где крепится винт);
  • тип установки (2-х или 4-х тактный);
  • способ управления.

Традиционно для рыбалки приобретают бензиновые двигатели. На замену подобных установок приходят электромоторы, которые не загрязняют воду.

Размеры и вес подвесного мотора

выбор мотора для лодки

Мощность лодочного мотора. Какой выбрать лодочный мотор? Лодочные моторы

Первый параметр, на который рекомендуют обращать внимание при подборе — размеры и вес навесного двигателя. Эти показатели должны соответствовать грузоподъемности конкретного плавсредства. Легкие модели следует приобретать для компактных надувных либо алюминиевых лодок. Подобные моторы отличаются небольшими размерами, что упрощает транспортировку и переноску агрегатов.

Тяжелые двигатели рекомендуют подбирать для лодок, которые эксплуатируются круглый год либо хранятся рядом с причалом.

От веса мотора зависит также максимальная мощность. Компактные двигатели имеют массу в пределах 13-46 кг. 30-60-сильные моторы весят в пределах 50-100 кг.

Еще один показатель, который определяет выбор агрегата — длина дейдвуда. Данный параметр должен соответствовать высоте транца. Если устанавливается мотор с длинным дейдвудом, то это негативно скажется на ходовых качествах лодки.

«Нога» силовых агрегатов может иметь следующие размеры:

  • 381 мм или 454 мм (S);
  • 508 мм или 572 мм (L);
  • 605 мм (X);
  • 635-762 мм (XX либо U).

Из-за высокого расположения двигателя винт будет бить по воздуху, что приведет к быстрому перегреву силового агрегата. При низкой посадке увеличится нагрузка на мотор, вследствие чего ухудшатся скоростные показатели плавсредства.

Мощность, как основная характеристика мотора

Часто собственники лодок, решая, что купить, обращают внимание исключительно на мощность силового агрегата. Данный показатель определяет скоростные характеристики плавсредства. Покупать двигатель, основывая собственное решение исключительно на мощности, не рекомендуется. Необходимо учитывать и условия эксплуатации лодки.

Для троллинга рекомендуют приобретать винтовой мотор мощностью до 5 л.с., позволяющий разогнаться до 3-5 км/ч. В случае если лодка эксплуатируется для преодоления длинных расстояний, следует учесть фактор глиссирования, при котором передняя часть не касается воды, что снижает общую нагрузку на мотор.

Покупка винтового двигателя оправдана, если силовая установка соответствует следующим условиям:

  • мощность 2-6 л.с. — для компактных лодок, которые передвигаются на небольших скоростях;
  • 8-15 л.с. — для плавсредств длиной 3-3,5 метра;
  • более 20 л.с. — для лодок с высокой грузоподъемностью, способных преодолевать большие расстояния.

Приведенные выше параметры являются условными, так как при выборе силовых агрегатов рекомендуют учитывать и другие характеристики.

2-6 л.с.

Силовые агрегаты такой мощности устанавливаются на лодки, которые эксплуатируются на озерах или тихоходных реках. Эти моторы позволяют развивать скорость на уровне 5-10 км/ч.

Маломощные агрегаты не способны удержать тяжелую лодку, если поднимается сильный ветер.

2-6-сильные двигатели отличаются следующими особенностями:

  • один цилиндр;
  • двухтактный (бывают четырехтактные модели);
  • наличие встроенного бака для топлива;
  • наличие шпоночной защиты гребного винта.

Маломощные лодочные двигатели не подлежат налогообложению.

С моторами этого типа плавучие средства не входят в режим глиссирования. Из-за длительной работы агрегат быстро изнашивается.

8-15 л.с.

Силовые установки этого типа характеризуются следующими особенностями:

  • два цилиндра;
  • наличие ручного механизма газораспределения;
  • управление осуществляется с помощью румпеля.

Моторные лодки такой мощности способны выходить в режим глиссирования. При высокой нагрузке мотор этого типа потребляет до шести литров топлива каждый час. Максимальная скорость плавательного средства с подобным агрегатом не превышает 30 км/ч.

Более 20 л.с.

Силовые установки большой мощности не востребованы у рыболовов. Объясняется это тем, что подобные модели потребляют много топлива. Моторы данного типа в основном четырехтактные с двумя цилиндрами. Нередко мощные двигатели дополняются функцией дистанционного управления и электрической системой запуска.

Выбор мотора для ПВХ лодки: двухтактный или четырехтактный?

Выбор мотора для ПВХ лодки зависит от условий эксплуатации плавательного средства. Четырехтактные модели стоят больше двухтактных. Однако первые отличаются хорошей экономичностью.

Двухтактный мотор

Двухтактные модели хорошо подходят для компактных плавательных средств, которые постоянно перевозят с одного места на другое. Силовые установки этого типа характеризуются следующими особенностями:

  • надежны;
  • выдерживают изменения температуры в пределах от -15 до +40 градусов;
  • недороги в обслуживании;
  • способны потреблять бензин марки АИ-92 (при условии наличия соответствующего фильтра);
  • небольшой вес.

За счет конструктивных особенностей двухтактные модели можно перевозить в любом положении.

Такие силовые установки неудобны тем, что имеют сильно дымный выхлоп, сильный шум при работе мотора, требуют смешения бензина с маслом.

Четырехтактный мотор

Выбор в пользу четырехтактных двигателей оправдан тем, что подобные модели отличаются следующими характеристиками:

  • средний расход топлива — от 0,4 л/час;
  • низкий уровень шума;
  • стабильная работа на низких оборотах;
  • меньший объем вредных выбросов.

Четырехтактные модели из-за конструктивных особенностей необходимо перевозить в определенном положении (указан производителем) и требуют обслуживания в специализированном сервисе.

Фиксация двигателя

Для рыболовных лодок рекомендуют приобретать двигатели с возможностью жесткого крепления к транцу. Однако такой вариант подходит для тех, кто отправляется на знакомые водоемы и реки. Жесткое крепление несет в себе определенную угрозу: из-за высоких волн или неожиданных подводных препятствий силовой агрегат может быть оторван от транца и утонет.

Из-за слабой фиксации двигатель постоянно подпрыгивает. Это приводит к частым мелким повреждениям, что сокращает срок службы силового агрегата.

Уровни наклона двигателя

От угла наклона зависит сила сопротивления воды. При неправильной установке силового агрегата уменьшается мощность. Проверить угол наклона можно, двигаясь на средней скорости. Правильной считается такая установка, при которой нос лодки приподнимается над водой на 3-5 градусов.

Уровень наклона влияет на характер эксплуатации плавсредства. При движении по мелководью киль мотор задевает дно или растительность. В подобных случаях рекомендуют изменить угол наклона.

Рейтинг популярных лодочных моторов с ценами

выбор мотора для лодки

Согласно сетевым отзывам и видео, представленным в интернете, в список популярных лодочных двигателей входят модели следующих марок:

Помимо приведенных марок хорошие двигатели выпускает компания Nissan. Под этим брендом на российском рынке представлена 15-сильная модель NS 15 D2 1, признанная самой удобной в управлении. Этот агрегат подходит эксплуатации как в морской, так и речной воде и при передвижении по неглубоким водоемам.

Tohatsu

лодочные моторы Tohatsu

Продукция марки Тохатсу входит в число самых экологичных. У этого бренда востребованным считается 10-сильный мотор М 9,8 B S стоимостью от 90 тысяч рублей. Данный двигатель выделяется на фоне аналогов лучшим сочетанием цены и качества. Силовой агрегат отличается за счет повышенной экономичности и простой конструкции (отсутствуют мощные клапаны и система непосредственного впрыска топлива).

Также к числу востребованных моторов марки Tohatsu относится модель М 5В DS (стоимость от 60 тысяч рублей), характеризующаяся следующими особенностями:

  • наличие встроенного бака для масла;
  • усовершенствованный карбюратор;
  • три передачи (вперед, назад и нейтральная);
  • электронный запуск;
  • шесть уровней наклона;
  • алюминиевый корпус с антикоррозийным покрытием;
  • повышенная экономичность.

Основной недостаток моторов марки Tohatsu – низкая популярность в России. Из-за этого в случае поломок двигателей возникают сложности с покупкой расходных материалов.

Yamaha Motor

лодочные моторы ямаха

Компания Ямаха находится в верхнем списке крупнейших производителей винтовых двигателей для лодок. Под этой маркой выпускаются карбюраторные и инжекторные силовые агрегаты мощностью 3-300 л.с. Часть моделей дополнена фирменной системой прямолинейного впрыска топлива, осуществляемого под высоким давлением.

Лучшим силовым агрегатом японской марки считается модель 15 FMHS (цена — 115 тысяч рублей), мощность которой составляет 15 л.с. Установка этого типа отличается следующими характеристиками:

  • удобное румпельное управление;
  • повышенная надежность;
  • наличие функции увеличения тяги;
  • низкий уровень шума;
  • электронное зажигание.

Сходными характеристиками обладает модель 9,9 GMHS, оцененная в 115 тысяч рублей.

Honda

лодочные моторы хонда

Среди лодочных моторов Хонда выделяется модель BF20DK2 SHSU стоимостью 220 тысяч рублей. Эта 20-сильная установка на 350 куб.см. дополняется электростартером и электрогенератором. Длина дейдвуда у модели составляет 433 мм.

Honda BF20DK2 SHSU выделяется за счет наличия эффективной системы охлаждения с водозаборниками, развернутыми по направлению движения. Такая особенность уменьшает уровень нагрузки, что испытывает помпа. Также в конструкции предусматриваются сетчатые фильтры, препятствующие проникновению в каналы посторонних предметов.

Suzuki

лодочные моторы сузуки

Модель Сузуки DF20AS, цена которого более 160 тысяч рублей, немного уступает Honda BF20DK2 SHSU. У этого мотора отсутствует электростартер.

Владельцы Сузуки DF20AS отмечали частые сбои в работе электроники в версиях модели, вышедших в первый год после запуска производства.

Данный двигатель объемом 327 куб. см. с двумя цилиндрами имеет трехлопастный винт на 10 дюймов, который обеспечивает хорошее ускорение с места и работает как в чистой, так и загрязненной воде.

Если возникла потребность в приобретении маломощного мотора, то можно остановить свой выбор на двухтактной модели Suzuki DT9.9AS, уровень тяги которой можно увеличить до 15 л.с. Стоит силовой агрегат 103 тысячи рублей.

Mercury

Для компактных лодок удачным вариантом считается двигатель Меркурий МЕ F 2,5 М стоимостью 50 тысяч рублей. Этот четырехтактный мотор, мощность которого достигает 3,5 л.с., отличается тем, что выхлоп располагается под винтом. Такая особенность снижает уровень шума, издаваемого рабочим агрегатом.

Другая особенность модели заключается в высокой экономичности. Кроме того, двигатель обеспечивает хорошую тягу на низких оборотах.

Какой лодочный мотор выбрать у китайских производителей?

Китайские лодочные двигатели популярны на российском рынке из-за сравнительно низкой цены. Среди компаний, собирающих подобные моторы, выделяется марка HDX, которая выпускает следующие востребованные модели:

  1. Т 2,6 CBMS (цена — менее 20 тысяч рублей). Компактная модель, обеспечивающая ускорение до 9 км/ч. Этот двигатель потребляет в среднем 1,3 л/час. Выхлоп размещен в районе винта, а на румпеле расположен регулятор газа.
  2. Т 5 BMS (цена — 45,5 тысячи рублей). 5-сильная модель марки HDX дополняется топливным баком объемом 1,5 литра, что недостаточно для длительных путешествий по воде. Двигатель в сравнении с другими подобными продуктами из Китая выделяется надежной конструкцией.
  3. Т 9,9 BMS (цена — 79,5 тысячи рублей). Третья модель марки HDX, мощность которой ограничена 9,9 л.с. При необходимости этот показатель можно довести до 15 л.с., внеся незначительные изменения в конструкцию силового агрегата. Основу двухтактного мотора составляет двигатель марки Yamaha.

Другая китайская марка Hidea, как и HDX, также выпускает «клоны» популярных лодочных агрегатов. Продукция этой компании зарекомендовала в себя в России как надежная и прочная.

Зачем необходим электрический мотор?

Российские владельцы компактных лодок предпочитают электрическим двигателям бензиновые. Но в последние годы тенденция изменилась. И вдобавок к мощным бензиновым моторам берут небольшие электрические.

Электромоторы выделяются на фоне бензиновых аналогов бесшумной работой. Также подобные модели не загрязняют окружающую среду. По цене электромоторы и маломощные бензиновые аналоги практически одинаковы, так как вместе с первыми необходимо приобретать зарядное устройство и аккумулятор.

Основная задача электромоторов удерживание лодки при дрейфе или использование в качестве основного мотора для небольшой лодки в стоячем водоеме и при троллинге. Электромоторам посвящена отдельная подробная статья на нашем сайте.

Прочитайте ещё:

  1. Замена масла в редукторе подвесного лодочного мотора
  2. Тахометр точно знает всё про обороты лодочного мотора
  3. Лодочные моторы ведущих фирм-производителей
  4. Виды электромоторов для надувных лодок
Читайте также:  Дамасская сталь что это википедия

Источник: slobfishunt.ru

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), личной безопасности, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

четверг, 25 апреля 2019 г.

Как выбрать лодочный мотор (подвесной лодочный мотор)

При выборе лодочного мотора нужно обратить внимание на множество факторов и деталей. Выбор зависит и от целей, с которыми вы его приобретаете. Будет намного проще, если в этом вам поможет специалист, консультант в магазине или просто человек, который в этом неплохо разбирается.

Мощность лодочного мотора

Мощность — это основной параметра, который решает какой мотор будет стоять на вашем плавсредстве.
В общих чертах он измеряется в лошадиных силах, как и любой другой.

Диапазон лодочных двигателей по этому критерию составляет от 2х л.с. до 300 л.с. Не стоит устанавливать на лодку мотор с большей мощностью, чем указана в ее паспорте, это может привести к плачевным последствиям. При выборе руководствуйтесь техническими параметрами лодки

При покупке водного средства, оно располагает паспортом, в котором указаны все технические данные. В каждом паспорте указывается с какой максимальной мощностью мотор можно установить на лодку.

Условно их можно разделить на несколько групп.

Лодочные моторы мощностью от 2-х до 8 лошадиных сил

Лодочный двигатель
HDX T 2.6 CBMS
мощностью 2,6 л.с.

Если вы не хотите установить мотор на тазик и кататься на нем по стоячей воде, то сразу оставьте их в стороне. Но все же, их скорость составляет 5-10 км/ч на стоячей воде. Против течения эти показатели и того меньше. Если в лодке есть какой-то груз или же больше одного человека, то имеется возможность застрять. Следовательно, подходят такие моторы для озер или спокойных рек.

Один цилиндр не всегда обеспечивает стабильное функционирование. Работают такие моторы довольно громко, что тоже не трактует в их пользу. И все-таки нужно отметить преимущества: относительно низкая цена; маленькой вес; меньшая потребление; неприхотливость и на права сдавать для вождения с таким мотором на воде не нужно.

Как правило, моторы имеют следующие характерные отличия: количество цилиндров – 1; тип двигателя – двухтактный и четырехтактный (но чаще двухтактный); топливный бак встроенный; защита гребного винта шпоночного типа; небольшой вес.

Лодочные моторы мощностью от 8 до 15 лошадиных сил

Эта категория считается самой оптимальной и востребованной у рыбаков.
Уже, будучи двухцилиндровым, он обеспечит стабильную работу и перемещение даже в критических условиях и при холостом ходе. С ним вы точно нигде не заглохните.

Лодочный мотор
Mercury ME F 9.9 M
мощностью 9,0 л.с.

Тут уже более правдоподобно звучит термин глиссирование (движение лодки по поверхности воды в приподнятом состоянии, при котором она удерживается наплаву только за счет большой скорости, которая оказывает сопротивление) и тем более троллинг (вид лодочной рыбалки, при котором судно движется по поверхности воды плавно, зачастую на минимальной скорости), даже с каким-то дополнительным грузом.

Устроить катание на водных лыжах эта категория все еще на сможет, конечно, но шума будет меньше однозначно.

При использовании 75% потенциала их потребление составляет 4-6 л/час. Троллинг возьмет не более 10 литров за весь день.

Такие лодочные моторы развивают скорость от 3 до 30 км/час.
Их вес составляет 30-35 кг, что в принципе подъемный вес.
Естественно, цена на моторы этой категории уже более значительна, чем предыдущая.

Такие двигатели характеризуются: наличием двух цилиндров; ручным управлением газа; весом от 25 до 55 кг; довольно высокой стоимостью относительно самых слабосильных агрегатов; обеспечивают скорость движения лодки или катера от 3 до 30 км/ч (одновременно есть возможность троллингаи глиссирования); управляются с помощью румпеля.

Моторы мощностью более 20 лошадиных сил

Лодочный двигатель
Лодочный мотор
Mikatsu MF30HS
мощностью 30 л.с.

Этот большой диапазон можно рассматривать вместе, потому что к ним прибегают намного реже: профессиональные рыбаки на больших лодках. Их устанавливают на катера, яхты и другие судна с металлическим корпусом с учетом того, что они практически не снимаются после установки и не перемещаются отдельно от судна.

Пригодны для транспортировки существенных грузов.
Высокая производительность оправдывает громкость работы моторов данной категории.

Некоторые при себе два мотора. С минимальной мощностью для троллинга, потому что мощные даже на холостом ходу не могут его обеспечить. И с высокой мощностью для передвижения по реке из места в место. Их просто по необходимости меняют.

Такты лодочного мотора

Существуют двухтактные и четырехтактные двигатели. Этот фактор не меняет мощности, то есть и при 10 л.с. и один тип и другой обладают одинаковой производительностью. Но при этом они отличаются в других параметрах. Для лучшего понимания и помощи с выбором просто рассмотрим плюсы и минусы каждого.

Двухтактные двигатели

  • вес – он значительно меньше чем у четырехтактных;
  • неприхотливость – они не так привередливы к качеству топлива, как четырехтактные;
  • простота перевозки – не нужно будет транспортировать его стоя или только конкретным образом. Можно в любом положении, кроме вверх ногами
  • чувствительность – резок и лучше реагирует на ручку газа
  • цена значительно ниже.
  • смесь топлива – перед каждым выездом на воду он нуждается в приготовлении топливной смеси
  • шумное функционирование
  • потребление – оно больше относительно четырехтактных (расчёт по формуле 350гр X Кол-во лошадиных сил)

Четырехтактные двигатели

  • топливная смесь – ее не нужно готовить
  • тишина в работе
  • стабильная работа в любом режиме (троллинг, глиссирование, холостой ход)
  • экологичность — меньшее количество выхлопных газов
  • экономичность – можно произвести расчет потребления по формуле 250 гр X Кол-во лошадиных сил
  • надежность – считается что они более практичны в применении.
  • вес
  • прихотливость перевозки – его моно перевозить только стоя или на определенном боку, что затрудняет транспортировку
  • отзывчивость – ручка газа менее чувствительна

Глубина погружения винта (длина дейвуда) лодочного мотора

Глубина погружения винта (длина дейвуда) – это важный параметр, при выборе лодочного мотора. Самые распространенные это дейвуды 2-х типов: с длинной ногой и короткой ногой.

Короткая нога

Короткая нога доходит до 381 мм.

Подходит для всех типов плавсредств. Чаще всего приоритет отдают именно ему, потому что он неприхотлив к глубине.

Обеспечит стабильный ход как на большой глубине, так и на мелкой воде. Если он не будет находиться на нужной глубине, тогда мотор имеет шанс перегреться или вовсе сгореть, так что слишком короткую ножку выбирать не стоит (зависит от высоты лодки).

Длинная нога

Длинная нога доходит до 767 мм.
Применяется к судам, предназначенных для плавания в глубоких водах.

Сам мотор не отличается основными характеристиками, поэтому это главное, чем стоит руководствоваться при выборе длины ноги мотора – глубина.

При чрезмерном погружении в воду, его КПД будет маленьким. Потребление максимальное, а отдача наоборот.

Размеры двигателя

Внешние габариты двигателя напрямую связаны с его мощностью и другими характеристиками. Например, может быть установлен бак для горючего на 3 литра, который и занимает большое количество места.

Для небольшой лодки этот параметр является одним из важных, так как при больших размерах и весовых показателях она будет чрезмерно наклонена в заднюю часть. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно сопоставить его размеры с будущим местом установки.

Система управления двигателем

При установке любого мотора на лодку имеет большое значение система управления. Она может быть румпельная, то есть управление непосредственно ручкой поворота самого двигателя. Также есть варианты удалённого управления за счёт передаточного механизма. Каждый из них имеет определённые особенности, которые позволяют управлять лодкой в разных ситуациях.

Удалённое управление больше подойдёт для длинных лодок, у которых руль установлен в средней части.

В простых небольших лодках преимущественно используется задний тип управления. Румпельная система более надёжная, так как имеет меньше механизмов взаимодействия.

Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно определиться с типом его управления и подобрать более подходящий для конкретной лодки.

Электрические лодочные двигатели

Последнее время в моду входят электродвигатели. Они сменяют своих «братьев» из-за ряда причин и преимуществ. Их практичность в использовании притягивает рыболовов.

Собой они подразумевают электроприбор, который работает посредством электроэнергии, а не топлива, что уже говорит о выгоде и более дешевом содержании. Размеры и масса тоже радуют, потому что они компактны и просты в перемещении. Их выбирают из-за бесшумности, они практически беззвучны в работе. Но не все так просто.

Отличаются они и рядом спорных характеристик. Цена – она значительно выше, хоть эта разница в ходе использования и окупается сполна. Относительно топливных моторов они маломощные. Максимальная скорость, которую они развивают: 5-6 км/час. Они не предназначены для перемещения на лодке в качестве транспорта.

Идеальные условия использования это троллинг.

Как установить и настроить лодочный мотор

Разнообразие лодочных двигателей в наше время не может подразумевать универсальную инструкцию для установки и настройки этого компонента на лодку, но все же есть несколько обязательных правил и требований, которые нужно выполнить в любом случае.

  1. Двигатель устанавливается на задней части лодки, в вертикальном положении, винтом вниз.
  2. Перед выходом на воду и непосредственное использование, «почувствуйте» ручку газа. На холостых оборотах посмотрите на что способен мотор. При большой чувствительности натяжной тросик газа можно ослабить или же наоборот натянуть.
  3. Проверка трансмиссионного масла. Заливной винт должен быть полон при запуске двигателя.
  4. Проверка уровня масла в двигателе.
  5. Страховочный тросик. Один его конец (в форме прищепки) должен быть присоединён к двигателю, а другой (зачастую на подобии карабина) к вам. Это делается для того, чтобы в случае вашего падения за борт лодки, она не продолжила двигаться без вас с заведенным двигателем. Без него лодку и не заведешь.
  6. Регулировка положения. На ножке каждого мотора есть фиксатор, который регулирует положение винта относительно лодки. Нужно обратить на это внимание до спуска на воду. Важно: расстояние от антикавитационного крыла (гидрокрыла) до дна лодки не должно превышать 2,5-3 см.

По возможности, первый спуск на воду должен проводиться под контролем и руководством специалиста, который сориентирует вас в разных ситуациях.

Источник: lik-o-dil-es.blogspot.com

Рейтинг лучших двухтактных лодочных моторов (ТОП-8) 2022

Профессиональный Рейтинг

В фильмах и мультиках чуть ли не всегда главные герои гребут веслами на лодках. Но то время давно ушло в небытие, и сейчас все пользуются моторами.

Лодочный мотор это особая конструкция, которая не занимает лишнего места. Она прикрепляется к лодке и позволяет ей двигаться с большой скоростью без каких-либо весел. Это отличный вариант для маленьких лодок, которые владельцы собираются использовать для любования природой или рыбачества.

Как правильно выбрать, на что обратить внимание

Лодочных моторов разное множество, отличаться друг от друга они могут чуть ли не всем: видом, конструкцией, производителем, мощностью и так далее.

В первую очередь при выборе мотора нужно обратить внимание на его характеристики, а также на производителя. К характеристикам относятся:

– каким способом управляется мотор.

Помимо всех указанных характеристик также важен и производитель. Не стоит выбирать бренд, который только-только появился на рынке и не успел зарекомендовать себя. Наиболее надежный вариант – это бренды с достаточной историей и хорошей репутацией. Но и с другой стороны, не нужно бросаться в другую крайность и покупать излишне дорогие лодочные моторы только лишь из-за известного производителя.

Читайте также:  Почему не работает фрикцион на катушке

Лучше всего работают изделия японские и европейские. Они более надежные и служат в среднем большее количество времени. не стоит забывать, что и стоить они будут на порядок выше. Именно поэтому важно покупателю важно определиться с суммой, которую он готов потратить на лодочный мотор. Ситуации бывают разные: кто-то хочет купить, чтобы лодка была на всякий случай, когда захочется покататься и пользуется ею раз-два в год; кто-то, наоборот, занимается рыболовлей и пользуется чуть ли не каждый день.

Если покупатель знает, что пользоваться лодкой он будет редко, и, соответственно, мотор никак не успеет быстро износиться, то тратить большие деньги на японские и европейские марки ни к чему. Лучшим вариантом будет обратить свое внимание на азиатские марки, тем более их не стоит недооценивать – среди них часто встречаются отличные варианты.

Для тех, кто планирует кататься по воде часто, будет разумнее купить более дорогие, но надежные товары. Если продешевить, ремонт или замена могут в итоге выйти гораздо дороже варианта, что был изначально.

Классификация

Перед выбором лучшего мотора нужно для начала определиться с типом, который необходим для лодки, поскольку каждый из них существенно между собой различается и для каждого свои критерии.

Существует два вида лодочных моторов: бензиновые и электрические.

Бензиновые бывают как раз двухтактные или четырехтактные. Средние цены на них практически совпадают, поэтому в данном случае важно разобраться в существенных отличиях. Двухтактные моторы, как правило, проще в эксплуатации и ремонте, а также у них куда более выше производительность, чем у четырехтактных. К тому же, они меньше весом.

Четырехтактные моторы более сложные в конструкции, поэтому починить их самостоятельно без специфических знаний будет проблематично. Они больше по габаритам, но при этом служат в среднем дольше и более экономичные в расходовании ресурсов.

Для тех, кто заботится об окружающей среде, есть также свой вариант – электрические моторы. Цена самих моторов – как бензиновых, так и электрический – в среднем совпадает, но при этом стоит учитывать, что к электрическому владельцу будет необходимо также аккумулятор и зарядка. Основное преимущество этого типа моторов в его экологичности и бесшумности.

Рейтинг лучших двухтактных лодочных моторов (ТОП-8)

Двухтактные лодочные моторы отлично подойдут для продолжительных дальних поездок. Предварительно взяв с собой запас топлива, на нем можно пройти достаточно длительное расстояние.

Также двухтактные двигатели отлично подойдут для небольших лодок ПВХ.

Порой двухтактные моторы значительно дешевле четырехтактных, поэтому отличным вариантом будет купить недорогой моторов с хорошими отзывами прошлых покупателей.

Еще к лучшим двухтактным лодочным моторам можно отнести те, у которые взаимозаменяемые запчасти. Это одно из преимуществ двухтактного мотора – возможность взять деталь с одного мотора на и перенести ее на другой. Мастера ремонта рекомендуют подобного не делать, но нужно учитывать,что ситуации возникают разные и предвидя такой сценарий, обращать внимание на фирму и какие детали она использует – универсальные или авторские.

Предлагаем обзор по 8 лучшим моделям 2-х тактных моторов для лодки, по мнениею нашей редакции, на основе анализа отзывов владельцев.

Toyama T9.8BMS

Toyama T9.8BMS

Оптимальное сочетание мощности и веса – 36 кг, для удобства оснащен ручкой для переноски инновационная система зажигания CDI и новая конструкция стартера для легкого и безопасного запуска, переключение передач ВПЕРЕД/НЕЙТРАЛЬ/НАЗАД прочный алюминиевый винт вывод выхлопных газов через винт снижает уровень шума управление на румпеле, для маневренности и безопасности предусмотрена защита от запуска двигателя при включенной передаче, термостат в системе водяного охлаждения стабилизирует температурный режим двигателя, 5 положений изменения угла дифферента (наклона двигателя), 2 положения для движения по мелководью не подлежит регистрации в ГИМС МЧС

  • Лёгкий, можно возить на боку в отличие от 4х тактного
  • Соотношение цена/качество
  • мощь
  • скорость
  • экономичный расход бака
  • При обкатке на средних оборотах появляется не понятный металлический звук из редуктора

Toyama T9.8BMS

Двухтактный бензиновый мотор с мощностью 9.8 л.с, 3680 Вт. Максимальные обороты двигателя достигают 5000 об/мин. Транец S типа, 381 мм.

В моторе два цилиндра диаметром 50 мм. Запуск ручной. Топливный бак удобен тем, что он внешний и к тому же довольно вместительный – 12 л.

Для удобства владельца также есть возможность регулировки угла наклона мотора и передвижения по мелководью. Вес у мотора сравнительно небольшой – 26 кг. Средняя цена – 100 000 рублей.

Гарантийный срок 1 год.

GLADIATOR G9.9FHS

GLADIATOR G9.9FHS

Мотор питается от внешнего топливного бака, с которым соединяется топливным шлангом через быстроразъемные коннекторы (возможно переключение с одного бака на другой без выключения двигателя). В качестве топлива используется заранее подготовленная смесь (предварительное смешивание) в соотношении 50:1 (на 50 л. бензина — 1 л. масла).

  • Мощный. Не сильно ревет,
  • Запускается легко
  • Просто устанавливается на лодку
  • Адекватная цена
  • Большой топливный бак. Экономичный

GLADIATOR G9.9FHS

Данных двухтактный лодочный мотор запускается вручную, а управляется с помощью руля. В комплекте также предлагается к рулю анти-соскальзывающие наконечники и гашетка мотоциклического типа для поворота ручки газа.

Для того, чтобы двигатель не перегревался в его системе предусмотрен термостат. Возможности данного мотора позволяют фиксировать его для движения по мелководью или в полностью поднятом состоянии.

Мощность мотора – 9.9. л.с., 7.3 кВт. Максимальные обороты двигателя – 4500-5500 об/мин. Вес – 37.5 кг.

Средняя цена – 96 900 рублей.

HDX T 5 BMS

HDX T 5 BMS

Модель T5 BMS – это классика. С одной стороны маленький мотор весом в пределах 20кг, а с другой стороны уже целых 5 л.с., с которыми можно вывести 4-метровую лодку ПВХ на глиссер и развить скорость до 30 км/ч. Его козыри – надежность, доступность, качество сборки и низкий уровень шума. От своих менее мощных собратьев данная модель отличается наличием задней передачи.

Оптимальное сочетание мощности, габаритов и расхода бензина. Есть возможность подключения внешнего топливного бака на 9, 12 или 24 литра.

  • Мотор выглядит отлично, все везде промазано с завода
  • работает довольно тихо
  • Легкий ,простой и недорогой
  • Экономичность
  • Легкий запуск в любую погоду
  • Отсутствие внешнего топливного бака
  • На полном ходу расход больше чем хотелось бы
  • При продолжительной езде на полном ходу против ветра периодически захлебывается

HDX T 5 BMS

Этот мотор обладает мощностью 5 л.с., 3600 Вт. Максимальные обороты достигают показателей, которые выше среднего – 5500 об/мин.

Цилиндр в моторе один, но достаточно больших объемов. Запуск ручной, при этом есть электронная система зажигания.

Топливный бак удобен для использования, поскольку он встроенный, объемом 1.5 л. Расход топлива не такой большой – 2.6 л/ч.

Предусмотрена регулировка угла наклона мотора, а также наклон румпеля.

Средняя стоимость – 74 000 рублей. Гарантийный срок в три раза больше обычного и составляет 3 года.

SEA-PRO ОТН 9.9S

SEA-PRO ОТН 9.9S

Лодочный мотор Sea-Pro (TARPON) OTH 9.9 S – этот 2-х тактный мотор является одним из самых популярных в линейке Sea-Pro. Он хорошо зарекомендовал себя на водоемах нашей страны. По большому счету Сиа про ОТН 9.9 является хорошей копией Yamaha 9.9-15.

  • Внешний вид, похож на ямаху
  • экономичность
  • Заводится с первого раза в любую погоду
  • Очень мощный, все болты затянуты с завода, масло по уровню
  • Защелка на крышке колпака не держит, пришлось изрядно с ней повозится, чтобы как-то держалась

SEA-PRO ОТН 9.9S

Этот лодочный мотор имеет огромные мощности – 9.9 л.с., 7300 Вт. Максимальные обороты двигателя также очень высокие – 5500 об/мин.

В моторе два цилиндра объемом выше среднего. Запуск ручной, при этом в моторе предусмотрено охлаждение на случай сильного перегрева. Топливный бак внешний и впечатляющ по размерам – аж 24 л. Есть электронная система зажигания, регулировка угла наклона мотора и возможность передвижения по мелководью.

Для непредвиденных ситуаций предусмотрен аварийный выключатель двигателя. Вес – 36 кг. В комплекте прилагаются набор инструментов и запасные свечи.

Средняя стоимость мотора – 105 000 рублей. Гарантийный срок – 3 года.

Mikatsu M5FHS

Mikatsu M5FHS

Подвесные лодочные моторы Mikatsu — разработка, являющаяся эталоном качества и доверия потребителей. Основное внимание компании обращено на обслуживание собственных двигателей. Каждая модель подвергается техническому контролю на каждом этапе производства, что снижает риск получения неисправной техники.

  • Дизайн
  • На холостом ходу тихий
  • Легкий пуск
  • Задняя скорость
  • расход топлива
  • Цена высокая
  • Качество сборки низкое
  • Сильные вибрации при некоторых режимах работы

Mikatsu M5FHS

Подвесной лодочный мотор, в котором отлично сочетаются цена и характеристики. Мощность мотора – 3.6 л.с., 2640 Вт. Максимальные обороты двигателя очень высокие – 5300 об/мин.

Цилиндр один, запуск ручной. Предусматривается водяное охлаждение и электронная система зажигания. Бак встроенный, с объемом 1.5. л. При этом расход топлива очень низкий – 1.8 л/ч.

Вес у мотора небольшой – 12 кг, как и цена – 47 900 рублей.

MARLIN MP 9.8 AMHS

MARLIN MP 9.8 AMHS

Надёжный и легкий лодочный подвесной двухтактный мотор MARLIN MP 9.8 AMHS отличается высоким качеством изготовления и удобством эксплуатации. Термостат позволяет поддерживать оптимальную температуру мотора на всех режимах и продлевает ресурс благодаря снижению термических нагрузок.

  • Заводится с полпинка и с одного раза
  • экономичный
  • легкий
  • Работает очень тихо
  • Плохо фиксируется румпель затяжным болтом

MARLIN MP 9.8 AMHS

Надежный и легкий подвесной мотор. Термостат дает поддерживать необходимую температуру на всех режимах.

Конструкция устойчива к коррозии. Мотор имеет огромные мощности – 9.8 л.с., 7200 Вт, а также высокие максимальные обороты двигателя – 5500 об/мин.

Топливный бак внешний и очень вместительный – 24 л. Есть возможность передвижения по мелководью, вес сравнительно небольшой – 25 кг.

Средняя цена – 120 000 рублей. Гарантийный срок – 2 года.

Huter GBM-35

Huter GBM-35

Лодочный мотор HUTER GBM-35 – бензиновый двухтактный двигатель подвесного типа для установки на лодки и маломерные суда. С помощью многофункциональной рукоятки можно регулировать обороты двигателя и при необходимости выключать зажигание. Мотор оборудован транцевым креплением высотой 38 см., можно регулировать по высоте и углу установки. Включение передач – центробежное сцепление.

  • Лёгкий, без нареканий по ходовой
  • Кушает” мало
  • компактный
  • Мощный
  • ручной запуск
  • Хрупкий корпус, сборка
  • Очень громко работает
  • Вал слабый

Huter GBM-35

Недорогой лодочный мотор с хорошими характеристиками. Мощность – 3.5 л.с., 2500 Вт.

Максимальные обороты двигателя очень высоки – 8500 об/мин. Возможна регулировка угла наклона мотора. В комплектацию входят: лодочный мотор, винт и паспорт устройства (инструкция по эксплуатации). Вес у мотора совсем небольшой – 9.4 кг.

Средний срок службы очень долог – 10 лет. Средняя цена – 12 000 рублей. Гарантийный срок – 1 год.

BRAIT ВОМ-63

BRAIT ВОМ-63

Лодочный мотор Brait ВОМ-63 используется как навесное оборудование для лодок. Лодочный подвесной мотор – это бензиновый, 2-тактный агрегат для установки на небольших лодках. Станет прекрасным вариантом для любителей рыбной ловли. Устройство легко запускается и управляется, газ регулируется с помощью ручки (как на мотоциклах).

Читайте также:  Как правильно закидывать спиннинг с кормушкой

Имеет достаточный объем топливного бака для продолжительной работы. Хромированная цилиндро-поршневая группа не подвержена разрушению коррозией, что значительно увеличивает срок службы лодочного мотора.

  • легко запускается
  • газ регулируется с помощью ручки (как на мотоциклах)
  • большой бак
  • Мощнее карвера на 30 процентов

BRAIT ВОМ-63

Недорогой мотор с мощностью 3 л.с. и с очень высокими максимальными оборотами – 7000 об/мин. В моторе предусмотрено воздушное охлаждение и встроенный топливный бак. Запуск ручной, есть электронная система зажигания.

Вес у мотора совсем небольшой – 9 кг. Средняя стоимость – 13 000 рублей. Гарантийный срок – 1 год.

Какой двухтактный лодочный мотор купить?

При покупке мотора не нужно совершать необдуманных действий. Нужно для начала определиться со своим бюджетом, а также целями покупки. Для тех, кто собирается пользоваться лодкой часто или в профессиональных целях лучшим вариантом будет купить мотор подороже, который сможет по своим параметрам подойти для такого режима использования.

В ином случае разумнее будет выбрать вариант, который подходит по характеристикам, не перевыполняя их, и при этом достаточно экономичен.

Источник: proreyting.ru

Лодочный мотор — муки выбора. Как купить хороший ПЛМ?

4 мотора в связке

К выбору ПЛМ (подвесного лодочного мотора) нужно относиться очень ответственно. Хорошенько взвесить все за и против. Посоветоваться с более опытными водномоторниками, которые имели реальный опыт ремонта и обслуживания и двухтактного и четырехтактного двигателя.

Любой рыбак, сталкиваясь с выбором мотора, решает для себя несколько непростых вопросов.

Какой мотор купить:

  • Двухтактный.
  • Четырехтактный.
  • Новый японский.
  • Б/У японский.
  • Новый китайский.

Казалось бы, выбор очевиден, идем в магазин и покупаем себе новый японский мотор на гарантии и все проблемы решены! Эх, если было все так просто, то и эта заметка не появилась бы тут.

Не всегда наши желания совпадают с возможностями, и из-за этого подчас возникает множество проблем.

Катер на закате

Двухтактный или четырехтактный мотор?

Для начала нужно четко понимать и разобраться в достоинствах и недостатках обоих типов устройств.

Плюсы двухтактных моторов

Первое и самое главное достоинство этих моторов в том, что они дешевле своих собратьев в 4 тактном исполнении.

  • Простота конструкции, неубиваемость.

Даже если вы купили не новый мотор, и в нем что-то вышло из строя, вы потратите на ремонт гораздо меньше денег и сил, чем при ремонте 4 тактного агрегата. Дубликаты запчастей на двухтактник сейчас можно подобрать от новых «копий» выпускаемых в Китае.

  • Требовательность к качеству бензина и масла.

Большинство 2 тактных моторов — карбюраторные (если мы не говорим о таких моторах как Еvinrude, Jonson и некоторых моделях Tohatsu), устроены достаточно просто. Способны лучше переваривать некачественный бензин. Это преимущество обычно играет роль в удаленный уголках, тайге. Там, где бывают проблемы с качественным топливом и его разводят не пойми чем. В большом мегаполисе это нивелируется стабильным качеством топлива на заправках.

Фотография E-tec

Ввиду простоты конструкции весят такие моторы меньше, чем свои более сложные собратья. Это может иметь решающую роль, когда вы выбираете мотор для ПВХ-лодки, мобильного комплекта, и вам придется его таскать на себе. К тому же, общий вес судна всегда лучше облегчить — это тоже влияет на расход топлива.

2 тактный мотор более оборотист со старта и лучше подхватывает, выводит лодку в глиссирующее положение.

На этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются.

Минусы двухтактных моторов

  • Большой расход топлива и масла.

2 тактные моторы жрут больше бензина, чем 4 тактные, и в дополнении к этому требуют смешивания бензина с маслом для смазывания цилиндров, что приводит к дополнительным затратами. Масло не самое дешёвое. Это два самых главных и существенных недостатка этих агрегатов.

Расход топлива на 2Т ПЛМ

Таблица расхода топлива двухтактных моторов

2 тактные моторы куда больше загрязняют окружающую среду, поэтому в развитых странах на них распространяются высокие налоги, или они вообще запрещены к эксплуатации.

  • Шумно, жестко работает, особенно на низких оборотах.

2 тактники обычно издают больше шума, чем их 4 тактные братья. Если вы ловите троллингом или перемещаетесь постоянно на низких скоростях, лучше вам отказаться от такого приобретения.

Здесь стоит отметить, что 3 цилиндровые моторы работают мягче и менее шумно, чем их 2 цилиндровые 2 тактные собратья. Двухтактные моторы бывают как с одним карбюратором, двумя и тремя. С системой автоматического смешивания масла (аutomix) и чаще без нее, что также усложняет конструкцию. Появляются дополнительные элементы для поломки и ремонта. Обращайте внимание на простоту и неприхотливостью конструкции при покупке, если вы хотите раскрыть этот плюс двухтактного мотора в деле.

Схема 2 тактного ПЛМ

Разрез двухтактного мотора.

Плюсы четырехтактного мотора

Основной и самый весомый аргумент в пользу выбора 4 тактного мотора — это его низкий расход топлива. Но нужно учесть во внимание, инжекторный это мотор или карбюраторный. Старые карбюраторные моторы ненамного экономичнее своих двухтактных друзей. Лично я не вижу смысла в покупке старого карбюраторного 4 тактного мотора.

Мне не нужна сложная, тяжелая конструкция, при сомнительной экономии топлива. Если уж покупать 4 тактный мотор, то он должен быть с инжекторным впрыском, чтобы раскрыть полноценно все достоинства этого класса двигателей. Но вы можете поспорить со мной в комментариях и попробовать доказать обратное 😉

Конкретные цифры проводить не буду, они разные для разных моторов, производителей и режимов эксплуатации, но экономия достаточно существенна. Особенно это играет решающую роль, если вы постоянно на воде и наматываете очень много моточасов.

Таблица разница в расходе топлива

Сравнение расхода топлива двух и четырехтактных ПЛМ Yamaha

  • Менее шумные в эксплуатации. Лучше справляются с работой на низких оборотах.

Любителям троллинга и тишины рекомендуется.

Об этом мало кто у нас задумывается, но это так.

Минусы четырехтактных моторов.

  • Цена — главный недостаток.

Ввиду сложности конструкции, 4 тактные моторы стоят дороже.

Устройство четырехтактного ПЛМ

Устройство ПЛМ Yamaha

  • Сложность конструкции и дорогой ремонт.

Запасные части на 4 тактный мотор стоят дороже, в общем и целом, и найти их в наличии сложнее, чем от двухтактных моторов.

Перед покупкой откройте каталоги, прайс-листы, посмотрите цены на расходные материалы, фильтра, насосы, инжекторы и прочее. Возможно цены вас неприятно удивят. Сравните их с расходниками на двухтактные моторы. Еще раз пересчитайте амортизацию и прикиньте стоимость ремонта, если что-то пойдет не так с вашим ПЛМ.

  • Требовательность к качеству бензина и октановому числу.

Считайте выгоду

При покупке вы должны оценить, сколько вы накатываете в сезон моточасов. Переведите на расход топлива. Сравните, возможно, на разницу в цене моторов, вы можете купить под тысячу галлонов бензина, которого вам хватит на несколько сезонов, тем самым вы нивелируете завышенный расход двухтактного агрегата.

Для примера, допустим, 100 000 рублей разницы в цене мотора, это почти 2 500 литров топлива. На сколько вам хватит такого количества бензина, и когда вы начнете выигрывать на экономии 4 тактного двигателя? Но не забывайте посчитать и стоимость масла для двухтактника из расчета 1 л масла на 50 л бензина. Четырехтактный мотор тоже требует замены масла в картер раз в сезон, и разумеется, он может его подъедать, особенно Б/У, так что это тоже нужно учитывать.

Устройство лодочного мотора Хонда

Устройство ПЛМ Honda

Общие выводы и советы

В целом, не вдаваясь в подробности, общие советы таковы. Если вы не согласны с моими выводами — напишите свои комментарии, обсудим, дополним статью вместе 😉

  • Покупку 4 тактного мотора целесообразно совершать, если вы много проводите время на воде, выкатываете много моточасов. Тогда расход топлива со временем отобьёт и его цену, и амортизацию.
  • Выгода от покупки 4 тактного мотора будет ощутима, когда разговор идет о мощных моторах, начиная от 50-60 л.с, тут вы заметите разницу в расходе топлива, и экономия может быть уже существенна, если вы часто выезжаете на лодке.
  • Если вы выбираете мотор для ПВХ-лодки в пределах 8-20 л.с., или какой-то мобильный комплект алюминиевой/пластиковой лодки. Я лично не вижу смысл покупать 4 тактный двигатель, хотя бы по тому, что он весит больше своего аналогичного по мощности «брата». Зачем мне таскать на себе лишний вес? И разница в расходе топлива на таких мощностях не настолько существенна, чтобы вы ощутили серьезную выгоду и отбили разницу в цене между 2 тактной и 4 тактной конструкцией при покупке. Если только вы не любитель ловить троллингом.
  • Если вас не поджимают финансы, вам нужен мощный мотор 50+ л.с., и вы можете себе позволить покупку нового мотора — берите 4 тактник на гарантии и наслаждайтесь его работой многие годы. Ухаживайте, вовремя проводите ТО, берегите его, и он прослужит вам долго. А в случае каких-либо проблем, они вылезут, скорее всего, в первый сезон вашей дружбы и вы сможете исправить их по гарантии, не сильно попав на «бабки».

2 ПЛМ Evinrude 250 л.с.

  • Если вы скованны в финансах и выбираете Б/У мотор, как минимум очень серьёзно задумайтесь, стоит ли вам брать 4 тактный двигатель в непонятном состоянии и на последние деньги. Очень многие покупаю такие моторы, и потом еще вкладывают половину стоимости (не считая нервов, времени и сил пока приведут его в рабочий вид). Если вы уверены в истории и работоспособности такого агрегата, знаете продавца, это может иметь смысл. Но покупая у незнакомого человека, и не дай Бог из Владивостока по Интернету соленый мотор, вы практически наверняка обречены на проблемы. Запомните одно простое правило – «хорошие моторы — дёшево не продаются». Поэтому если вы не готовы вкладывать свои силы и деньги в ремонт 4 тактного двигателя, рассмотрите лучше двухтатный агрегат. Его проще привести в достойное состояние и это обойдется вам дешевле. А на разницу вложенных средств вы можете купить себе много бензина и масла, чтобы нивелировать расход. Покататься пару сезонов, подкопить денег и купить свежий 4 тактный инжекторный двигатель.
  • Ищите Б/У дилерский мотор, который куплен у вас в регионе и не видел соли. Таких моторов мало и их живые конструкции разбирают сразу как горячие пирожки, чаще всего между знакомыми и друзьями. Если такой мотор долго не продаётся и попал в объявления, к нему нужно отнестись с особым вниманием.
  • Если вы покупаете мотор для ПВХ-лодки или другой небольшой лодки, на которой вы будете выезжать несколько раз за сезон по выходным, то лично я не вижу никакого криминала в приобретении нового китайского агрегата. Имею положительный опыт общения с такими моторами. И именно для небольших пробегов вполне могу рекомендовать китайские аналоги (здесь должна была быть реклама :). Сейчас они идут вполне достойного качеств и имеют много положительных отзывов на форуме. Возможно, они и имеют немного меньший ресурс и качество металла, но зато новые и на гарантии, а если вы эксплуатируете их не часто – навряд ли вы выработаете весь их моторесурс.

Со временем сложилось очень много стереотипов касательно правильного выбора мотора. Многие думают, что выбор всегда только за 4 тактными двигателями, другие полагают, что китайские моторы вообще не имеют право на жизнь. Обычно столь резкие заявления, плод суждения диванных капитанов 😉 Выбор всегда очень сложный и неоднозначный, все имеет свою цену, которую приходится платить, и порой очень немалую.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: vseorybalke.mirtesen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...