Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире
Среди разнообразных образцов оружия всегда будут свои «чемпионы». Кто-то самый быстрый, кто-то самый дорогой, кто-то самый тяжелый, но мы поговорим о самых крупных.
Самая огромная пушка в мире
Когда весной 1453 года армия турецкого султана Мехмета II осадила Константинополь, успеху осады способствовало применение сверхтяжелых, по меркам тех времен, артиллерийских орудий. Именно с помощью пушек, стрелявших каменными ядрами массой 600 кг, туркам удалось разрушить неприступные стены византийской столицы и завоевать город.
С тех пор во многих странах создавались орудия больших калибров – можно вспомнить и знаменитую отечественную «Царь-пушку». Но настоящей королевой артиллерии стало немецкое орудие Dora. Эта гигантская сверхтяжелая пушка была разработана фирмой Krupp в 1936–1937 годах (было изготовлено два орудия, получивших имена Dora и Gustav). До сих пор эти пушки остаются самыми большими в мире и останутся в этом статусе навсегда.
Нужна ли Армате 152 мм пушка? Орудие будущего — какой идеальный калибр для танка| Танк Т14 со 152 мм
Оба орудия предназначались для уничтожения укреплений французской линии Мажино, но в 1940 году вермахт попросту обошел французские укрепления, так что немецкие супер-пушки пришлось использовать в войне против СССР. Каждое орудие базировалось на железнодорожной платформе, причем приходилось прокладывать сразу две параллельных колеи. Вес всей установки составлял 1350 тонн, а тело 807-мм орудия длиной 32,4 метра весило 400 тонн. Для сравнения орудие весило больше, чем миноносец времен русско-японской войны!
Фирма Krupp разработала и выпускала два типа снарядов: фугасный, весом 4,8 тонны и бетонобойной, весом 7,1 тонны. Последний мог пробить броню толщиной 1 метр или слой бетона толщиной 7 метров. Пороховой заряд массой 900 кг выстреливал бетонобойный снаряд на дальность 35 км, а фугасный – на 48 км. Всего было изготовлено чуть больше сотни снарядов калибра 807 мм. Расчет самого орудия состоял из 250 человек, но общая численность обслуживающего персонала могла достигать 4000 человек!
Для перевозки артиллерийской установки, боеприпасов и персонала требовалось 106 вагонов, подготовка позиции с прокладкой двухпутной железной дороги могла занимать до 2,5 месяцев, на сборку пушки требовалось трое суток. Стоит отметить, что помимо расчета и обслуживающего персонала, привлекался ещё дивизион ПВО и истребительное прикрытие.
Мало того, что Dora и Gustav сами по себе были очень дорогостоящими изделиями, так и их эксплуатация требовала огромных сил и средств. Первое боевое применение «Доры» произошло под Севастополем в июне 1942 года. После почти двухмесячных подготовительных работ немецкая пушка открыла огонь по осажденному Севастополю 5 июня 1942 года с дистанции 25 километров. За несколько дней было выпущено 48 снарядов, но только пять из них поразили цель. Все остальные снаряды особого ущерба обороняющимся не нанесли, зато «Доре» потребовался ремонт ствола орудия, и она убыла на завод-изготовитель.
В следующий раз супер-пушка открыла огонь только осенью 1944 года по восставшей Варшаве и выпустила 30 снарядов. Также без особого успеха. Немецкие генералы, наблюдавшие за стрельбой пушки ещё в Севастополе, пришли к выводу, что «Дора» не продемонстрировала ничего выдающегося, а в большинстве случаев бомбардировочная авиация способна действовать более эффективно и с куда меньшими затратами. К этому же выводу пришли после войны и советские специалисты, изучив трофейные немецкие супер-пушки. Чудовищно дорогие Dora и Gustav показали невысокую боевую эффективность и стали наглядным примером гигантомании и попыткой создать «чудо-оружие».
Танк Т72Б против железобетонных стен / T72B tank vs concrete walls
Самый большой танк
Точно таким же «чудо-оружием» замышлялся и сверхтяжелый немецкий танк Pz.VIII Maus – самый большой танк из когда-либо созданных. Как и в случае с пушками Dora и Gustav, заказчиком сверхтяжелого «Мышонка» выступил Адольф Гитлер.
Несмотря на то, что Maus разрабатывал Фердинанд Порше, он изначально представлял собой тупиковый проект. Фактически это был не танк, а самоходный противотанковый форт. Вот почему «Мышонок» получил две пушки калибра 128 мм и 75 мм, каждая из которых должна была уничтожать свой тип танков.
128 миллиметровая – советские тяжелые самоходки ИСУ-152 и тяжелые танки ИС-2, а 75 миллиметровая, позаимствованная у «Пантеры» – Т-34 и другую бронетехнику. На бумаге всё выглядело логично, вот только Maus весил 182 тонны, на хорошей дороге разгонялся всего до 20 км/ч, а о преодолении водных преград или перевозке по железной дороге речь вообще не шла. В ходовой части Порше использовал электромоторы, а генератором служил 1800-сильный бензиновый турбомотор. То есть «Мышонок» фактически был гибридным танком.
Лоб корпуса прикрывала 200 миллиметровая броня, башня защищалась уже 250-миллиметровыми броневыми плитами. Для большинства пушек «Мышонок» был неуязвим.
Но если шанс пробить Maus бронебойным снарядом из 85-миллиметровой пушки Т-34 или 122-миллиметровой пушки ИС-2 был небольшим, то не исключалось использование других средств, например, 152-миллиметровой пушки самоходки ИСУ-152, кумулятивных снарядов или авиабомб. В случае подрыва на мине Maus оставалось только бросить, потому что эвакуировать 182-тонную машину было нереально.
Весьма неуютно чувствовал себя экипаж, находясь в окружении бензина – баки «Мышонка» вмещали 3200 литров топлива. Ну а цена Maus приводила в бешенство немецких генералов, которым всю войну не хватало танков, а тут миллионы марок были выброшены на изначально тупиковый проект. Принять участие в боевых действиях Maus не успел, так как до конца войны не смог завершить положенный цикл испытаний и стал трофеем Красной Армии. В настоящее время в Кубинке демонстрируется единственный сохранившийся «Мышонок» – самый большой и бесполезный танк за всю историю мирового танкостроения.
Самый большой военный корабль
После русско-японской войны началась так называемая «дредноутная гонка»: Англия, Германия, Франция, США и другие страны соревновались, кто построит самые мощные линкоры. Так на свет появились огромные линкоры, но только Япония смогла построить два мега-линкора, которые могли в одиночку сражаться сразу против нескольких противников. Речь идет о кораблях класса Yamato – самых мощных артиллерийских кораблях за всю историю человечества.
Строительство этих кораблей началось в обстановке строжайшей секретности в 1937 году, первый линкор Yamato вступил в строй в 1941 году, а его собрат Musashi годом позже. Водоизмещение бронированных гигантов достигало 72 800 тонн, длина – 263 метра, ширина – 39 метров, борта защищал броневой пояс толщиной 410 миллиметров, а башни – 650 миллиметров.
Японские мега-линкоры вооружались девятью орудиями калибра 460 миллиметров, способными поражать противника на дальности 42 км. Ствол каждого 21-метрового орудия весил более 150 тонн, а масса каждого снаряда составляла почти полторы тонны. Затратив колоссальные деньги на строительство Yamato и Musashi, Япония так и не получила «чуда-оружия».
Во Второй мировой войне линкоры показали если и не полную бесполезность, то уж точно больше не претендовали на роль главной ударной силы флота. На первые роли вышли авианосцы, которые могли атаковать противника самолетами, не вступая с ним в контакт. И первые же сражения между японским и американским флотом доказали превосходство авианосцев над всеми другими кораблями, включая линкоры.
Линкор «Ямато» после бомбовой атаки в море Сибуян. 24 октября 1944 года
Всё это привело к тому, что третий корабль этого класса по имени Shinano был достроен не как линкор, а как авианосец. Но повоевать ему не удалось, так как 29 ноября 1944 года он был потоплен американской подводной лодкой. Ещё раньше – 24 октября того же года, линкор Musashi стал жертвой американских бомбардировщиков и торпедоносцев, которые после нескольких атак отправили его на дно. Правда, повозиться американским летчикам пришлось изрядно – Musashi затонул только после попадания 20 бомб и 11 торпед.
Гибель линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года
31 августа 1945 года в аналогичных условиях погиб и Yamato. Американские палубные самолеты потопили его, добившись попаданий 23 бомб и десяти торпед. Несмотря на то, что зенитная артиллерия японских кораблей в совокупности сбила и повредила около тридцати американских самолетов, их стоимость не шла ни в какое сравнение с ценой двух мега-линкоров. Которые оказались сверхдорогими, но практически бесполезными кораблями, не причинившие за годы войны серьезного ущерба противнику. Не случайно, что после окончания Второй мировой войны все страны дружно отказались от строительства новых линкоров.
Самый большой истребитель
Ещё со времен Первой мировой войны сложился облик самолета-истребителя, который должен быть небольшим, маневренным и скоростным. Все эти качества делали истребители королями неба. Многие страны нередко отходили от общепринятых канонов, но только в СССР в конце 50-х годов прошлого века разработали истребитель-перехватчик, который нарушил едва ли не все общепринятые каноны. А по размерам мог соперничать с бомбардировщиками.
Речь идет о Ту-128, поступившем на вооружение частей ПВО в 1965 году. Вообще-то ОКБ Туполева всегда специализировалось на создании либо бомбардировщиков, либо пассажирских самолетов, а истребители строили ОКБ Яковлева, Лавочкина, Микояна и Сухого. Однако военным приглянулся проект фронтового бомбардировщика Ту-24, который, по их рекомендациям, вскоре был переделан в истребитель Ту-128.
Двухместный перехватчик весил 43,7 тонны, развивал максимальную скорость 1900 км/ч и вооружался всего четырьмя ракетами «воздух-воздух». Длина Ту-128 составляла 30 метров, размах крыльев – 17 метров. Для сравнения перехватчик Су-15 был на восемь метров короче, а размах крыльев составлял 9,3 метра. Особых плюсов у Ту-128 не было, зато минусов хоть отбавляй.
Он не выдерживал больших перегрузок, следовательно, не был приспособлен для ведения воздушного боя, его эксплуатация была сравнима по стоимости с эксплуатацией бомбардировщиков, небольшая максимальная скорость не позволяла догнать и перехватить высокоскоростную цель, кроме того, очень быстро появились куда более совершенные перехватчики, например, тот же Су-15 и МиГ-25. Поэтому было выпущено всего 188 Ту-128 и по мере выработки ресурса их без особого сожаления списывали, заменяя более современными перехватчиками. За годы службы Ту-128, в отличие от Су-15 и МиГ-25, в перехватах и уж тем более в боевых действиях не участвовал, но вошел в историю как самый большой истребитель-перехватчик в мире.
Самая большая подводная лодка
К «вечным чемпионам» стоит отнести и советские атомные стратегические подводные крейсера типа «Акула» (проект 941). Разработка этих огромных подлодок началась в начале семидесятых годов прошлого века, а первая субмарина была заложена в Северодвинске в 1976 году.
Длина подводной лодки составляет 172 метра, ширина – 23,3 метра, надводное водоизмещение 23 000 тонн, подводное – 48 000 тонн. Каждый из двух ядерных реакторов питает энергией свою турбинную установку, развивающую мощность в 50 000 л.с., что позволяет лодке в подводном положении разгоняться до 25 узлов или 46,3 км/ч. Главное оружие субмарины – 20 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Даже находясь в своей базе, подлодка может «достать» противника своими ракетами, благо что дальность стрельбы в 8300 километров позволяет это сделать. Кроме того, субмарина оснащена шестью торпедными аппаратами и может действовать как классическая подлодка, уничтожая надводные цели.
С 1980 по 1989 годы были построены шесть подлодок проекта 941, достройка седьмой лодки прекращена из-за изменившейся международной обстановки. Мало того, в 90-х годах три подлодки были утилизированы. В настоящее время рассматривается вопрос о дальнейшей эксплуатации подводных ракетоносцев класса «Акула». Во всем мире за последние десятилетия наметилась тенденция к созданию стратегических подлодок «средних» размеров, вооружение которых составляет не более 16 баллистических ракет, так что вряд ли кто-то в будущем будет строить сверхдорогие субмарины-гиганты. Это означает, что советские подлодки класса «Акула» так навсегда и останутся самыми большими в мире подводными ракетоносцами.
Источник: quto.ru
Танк Т-90 – последний советский и первый российский
После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.
Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект “Чёрный орёл”). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.
Краткая история создания
Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.
Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.
Наиболее современным и эффективным считался Т-80 – в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.
Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.
Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был – Т-90.
Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.
Устройство танка
Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм – вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).
Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично – блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.
В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично – бортов и крыши.
Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.
На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если он облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.
Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.
Негативно на живучести сказывается плотная компоновка – баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания – он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.
Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.
Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.
Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.
Вооружение Т-90
Главный калибр танка – “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия – двухплоскостной.
Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) – в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.
Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.
Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.
Ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М “Инвар” с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.
С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.
Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность – до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.
Электронное оборудование
Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника – Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.
Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.
На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители – он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.
Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.
На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.
Тактико-технические характеристики
В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.
Длина/Ширина, мм | 9530/3780 | 6670/3700 | 11570/3520 |
Боевая масса, т | 46,5 | 68,5 | 62,5 |
Экипаж, человек | 3 | 4 | 4 |
Основное вооружение, боекомплект | 125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела | 120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела | 120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела |
Автомат заряжания | Есть | — | — |
Вспомогательное вооружение | 1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД | 2 x 7.62 мм пулемёта MG3 | 2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37 |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | — | — |
Подвеска | Торсионная | Торсионная | Гидропневматическая |
Тип двигателя | 12-цилиндровый дизель В-92С2 | 12-цилиндровый дизель MB 873 | 12-цилиндровый дизель CV-12 |
Мощность силовой установки, л. с. | 1000 | 1500 | 1200 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 72 | 56 |
Запас хода, км (по шоссе) | 550 | 550 | 400 |
Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.
Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.
Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.
У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.
Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.
Модификации
За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант – Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.
Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений – штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.
А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку – топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.
Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.
Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.
Применение в боях и след в истории танкостроения
Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте – факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.
За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.
Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.
Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников – безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.
Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.
Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” – совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.
Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.
Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.
Источник: warbook.club
Огневая мощь танков
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Александр Пшеничнов перепечатал из warfiles.ru 4 декабря 2013, 21:48
2 оценок, 2880 просмотров Обсудить (0)
Владимир Войтов – председатель военно-научного комитета БТВТ и АТ ГАБТУ МО РФ, полковник
Журнал «Военный парад» март-апрель 2009
Современные танки приспособлены для ведения боевых действий практически в любых условиях (природно-климатических, астрономических, почвенно-грунтовых и т.п.). В качестве целей для танков на поле боя выступают, как правило, бронированные наземные объекты (в т.ч. подвижные), живая сила противника, летательные аппараты, долговременные огневые точки и другие. Вооружение позволяет экипажам с закрытых огневых позиций поражать как видимые цели, так и находящиеся в укрытиях (окопах) или за складками местности на дальностях более пяти километров.
Можно с уверенностью утверждать, что с появления танков и по настоящее время наиболее динамично развивалось их вооружение и улучшались его характеристики. Так, только в послевоенное время танки приобрели возможность вести эффективную стрельбу с ходу, поиска целей как днем, так и ночью и в сложных погодных условиях, высокоточно стрелять на дальностях до пяти километров и т.п. Более чем в 3 раза возросла бронепробиваемость танковых боеприпасов, в составе вооружения появились комплексы управляемого подрыва осколочно-фугасных (шрапнельных) снарядов, комплексы управления полетом ракет, тепловизионные прицелы (каналы).
Вооружение современных танков – это сложная техническая система, объединяющая оружие, систему управления огнем (СУО), боеприпасы, систему боепитания.
Оружие подразделяется на основное, вспомогательное и дополнительное. В качестве основного на современных танках используются высокобаллистические пушки калибра 120 – 125 мм (см. таблицу 1).
Большинство танковых пушек гладкоствольные. Исключение составляет английская пушка L30E4 с нарезным стволом, устанавливаемая на танк «Челленджер-2».
Основные ТТХ танковых пушек
Т-90
(Россия)
М1А2
(США)
«Леопард-2А5»
(Германия)
«Леклерк»
(Франция)
«Челленджер-2»
(Великобр.)
Характеристики
Длина ствола, мм (калибров)
Длина отката, мм
Тип продувки канала ствола
Живучесть ствола, выстрелов БПС
Гладкоствольная пушка 2А46М танка Т-72
Танк «Челленджер-2» со 120-мм нарезной пушкой
Для повышения могущества системы «танковая пушка – боеприпас» разработчики стремятся повысить начальную скорость снарядов за счет увеличения длины ствола пушки (2А46М – Россия, L-55 – Германия, L30E4 – Великобритания, CN-120-26 – Франция).
Для продувки канала ствола и снижения загазованности боевого отделения на большинстве танковых пушек применяются эжекторы. Исключение составляет пушка CN-120-26 танка «Леклерк» (Франция), на которой ствол после выстрела вентилируется за счет задержки времени открывания клина и продувки сжатым воздухом, что дополнительно охлаждает внутреннюю поверхность трубы.
Живучесть стволов современных танковых пушек составляет от 400 до 700 выстрелов. Наибольшие значения достигаются на пушках с внутренним защитным хромовым покрытием канала ствола.
Вспомогательное оружие современных танков – спаренные пулеметы калибра 7,62 мм – более эффективно поражает некоторые типы целей по сравнению с основным вооружением (см. таблицу 2). Только на танке «Леклерк» (Франция) устанавливается 12,7-мм спаренный пулемет.
В качестве дополнительного оружия, поражающего огневые цели, для которых основное и вспомогательное оружие не приспособлено (самооборона от воздушных целей, поражение живой силы, находящейся на обратных скатах, в окопах, и других), используются вынесенные на башню автономные зенитные пулеметы калибра 12,7 мм (6П49 «Корд» – отечественные танки, М2НВ «Браунинг» – танки «Абраме» М1А2 и «Челленджер-2»), минометы калибра 60 мм (танк «Меркава» – Израиль).
Основные ТТХ танковых спаренных пулеметов
Наименование
Т-90С
(Россия)
М1А2
(США)
«Леопард -2А6»
(Германия)
«Леклерк»
(Франция)
«Челленджер-2»
(Великобр.)
Темп стрельбы, выстр./мин.
12,7-мм зенитный пулемет танка Т-90С
Зенитный пулемет танка «Меркава»
Спаренный пулемет ПКТМ танка Т-90
На отечественных, кроме этого, применяются комплексы управляемого ракетного вооружения, которые с высокой вероятностью поражают бронированные цели на дальностях до 5000 м.
Наряду с традиционно применяемыми артиллерийскими средствами появляется информация об использовании в комплексах вооружения современных танков («тип 98» – Китай) лазерного нелетального оружия, которое планируется применять для вывода из строя оптико-электронных приборов и поражения органов зрения незащищенной живой силы противника.
На повышение поисковых возможностей, точности стрельбы и быстродействия вооружения значительное влияние оказывают состав и характеристики СУО. Современные СУО отечественных и зарубежных танков построены на принципах повышения автоматизации поиска и подготовки к стрельбе, многоканальности (способности выполнения нескольких однотипных функций одновременно), комплексирования (создания многофункциональных устройств), повышения качества и быстродействия управляющих процессов, расширения диапазона эффективного применения вооружения в бою и др.
Для реализации этих принципов СУО современных танков включает, как правило: многоканальный, многоспектральный, многофункциональный комплекс приборов разведки целей и прицеливания (комбинированные прицел наводчика, панорамный прицел командира танка с независимой стабилизацией линии визирования и оптический прицел-дублер с механической связью линии визирования с оружием для стрельбы в аварийных режимах); систему стабилизации и наведения оружия; систему учета и выработки поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных. При модернизации современных танков в состав СУО разработчики включают системы автоматического слежения за целями.
Необходимо отметить, что общее построение СУО современных танков имеет некоторые принципиальные отличия (см. таблицу 3). Так, в составе отечественных систем управления вместо единого комбинированного прицела (EMES-15 – типа «Леопард-2А5(6)», EPS – «Абрамс» М1А2, HL-60 – «Леклерк») применяются основные дневные прицельные комплексы наводчика с независимой стабилизацией линии визирования (1Г46 – типа Т-80У и Т-90, 1Г42 -типа Т-80Б, 1А40 – типа Т-72Б) и ночные прицелы с механической связью линии визирования и оружия (ТПН4-49 – типа Т-80У и Т-90, ТПН3-49 – типа Т-80Б, 1К13 – типа Т-72Б), а вместо панорамных прицелов командира (PERI-17A1 -типа «Леопард-2А5(6)», HL-70 – «Леклерк», CITV– «Абрамс» М1А2) – комбинированные (день – ночь), не имеющие кругового обзора (ТКН-4С – Т-80У и Т-90, ТКН-3 – типа Т-72 и Т-80Б).
Состав СУО современных танков
Т-80У, Т-90
(Россия)
Т-72Б
(Россия)
Т-80Б
(Россия)
М1А2
(США)
«Леклерк»
(Франция)
«Леопард-
2А5(6)»
(Германия)
«Челлен-
джер-2Е»
(Великобр.)
Состав СУО танков
Прибор командира, тип, марка
Панорамный комбинированный прицел
— стабилизация линии визирования
ЭОП 2-го поколения
Тепловизор 2-го поколения
Оптический, методом «база на цели»
Прицел наводчика, тип
— стабилизация линии визирования
оптический и телеви-
тепловизор 2-го поколения
— информационный канал управляемой ракеты
Зенитный прицел, тип, марка
Оптический, монокулярный ПЗУ-7
Оптический монокулярный М-938
Оптический монокулярный PERI D53
Стабилизатор оружия, тип
Электромеханический привод ГН
Электрогидравлический привод ВН
Система учета и выработки поправок
с распределенной топологией
вычислитель с датчиковой аппаратурой
устройство поправок с датчиковой аппаратурой
вычислитель с датчиковой аппаратурой
Состав СУО современных танков
Выстрелы к современным танковым пушкам
В состав отечественных СУО входит аппаратура управления полетом танковых ракет, отсутствующая на зарубежных образцах. Системы стабилизации и наведения оружия наших танков имеют электрогидравлический привод оружия в плоскости вертикального наведения, в то время как за рубежом применяются электромеханические приводы.
На современных серийных зарубежных танках последних разработок («Леклерк» – Франция, «Леопард-2А5(6)» – Германия) в составе СУО используются сетевые компьютерные технологии внутримашинного обмена информационными и управляющими сигналами, что обеспечивает интеграцию СУО с другими элементами танка, упрощает реконфигурируемость структуры СУО при повреждениях или модернизации, позволяет наращивать возможности системы при эксплуатации только за счет совершенствования программного обеспечения, а также повышать качество процессов управления и обслуживания СУО.
В состав боезапаса современных отечественных и зарубежных танков входят выстрелы с бронебойными (кинетического, фугасного действия и кумулятивными), осколочно-фугасными (шрапнельными) снарядами. На отечественных, кроме этого, имеются выстрелы с управляемыми ракетами.
Основным отличием отечественных выстрелов для пушек от зарубежных является разделение заряда и снаряда для размещения в автоматах (механизмах) заряжания, расположенных в корпусе танков. Отсутствие на зарубежных танках автомата заряжания (М1А2, «Леопард-2А5(6)», «Ариете» – Италия и др.) или его размещение в нише башни («Леклерк») позволило использовать унитарные выстрелы для танковых пушек. Выстрелы с раздельно-картузным заряжанием также имеются в составе боезапаса танков «Челленджер-2», что повышает плотность размещения и, как следствие, увеличивает объем боеприпасов.
На зарубежных танках, в отличие от отечественных, вместо выстрелов с бронебойными кумулятивными снарядами, как правило, применяются многоцелевые выстрелы с кумулятивно-осколочными снарядами (выстрел М-830 – США, DM12 – Германия).
Размещение и заряжание боеприпасов обеспечивается системой боепитания, конструкция которой значительно влияет на такие свойства, как быстродействие, безопасность, эргономичность и др.
В мировом танкостроении существует несколько принципиальных компоновочных схем размещения боеприпасов в танке, а также конструктивного исполнения систем автоматического заряжания выстрелов. Так, например, у зарубежных танков М1А2, «Леопард-2А5(6)», «Леклерк», «Ариете» часть боезапаса размещается в нише башни, остальные расположены рядом с механиком-водителем в наиболее защищенном броневыми лобовыми деталями корпуса месте. При этом экипаж отгорожен от боеукладки броневой перегородкой, что обеспечивает ему защиту в случае детонации. В нише башни зарубежных танков для этого установлены вышибные панели. В целях повышения защиты экипажа на «Челленджер-2» заряды выстрелов размещены в бронированных контейнерах, имеющих «рубашку», заполненную огнетушащей жидкостью.
На зарубежных образцах боезапас составляет 40 – 52 выстрела. Объем боезапаса на современных отечественных танках – от 30 до 45 выстрелов к пушкам. Конструкция танков предусматривает его размещение в автоматах (22 выстрела на танках типа Т-72) или механизмах (28 выстрелов на танках типа Т-80) заряжания, расположенных в корпусе и в немеханизированных боеукладках.
Применение автоматов и механизмов заряжания на отечественных танках и на французском «Леклерк» обеспечивает им высокий уровень технической скорострельности, не зависящий от физических качеств заряжающего. Это позволило сократить численность экипажа до трех человек.
Таким образом, вооружение является одним из основных наиболее динамично развивающихся элементов, обеспечивающих боевой системе «танк–экипаж» достижение успехов в бою – поражение целей.
Очевидно, что к настоящему времени имеются предпосылки для революционных изменений состава и характеристик вооружения танков, которые в будущем кардинально повысят его пространственно-временную досягаемость, расширят номенклатуру и увеличат количество поражаемых целей не только последовательно, но и одновременно.
Источник: maxpark.com
Боевой танк Т-90, описание и характеристика
В данной статье рассмотрим, последний советский и первый российский танк Т-90. Какая у него история создания, особенности конструкции, вооружение, модификации и боевое применение.
Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект «Черный орел»). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.
История создания
Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевленный и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения танк Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.
Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.
Наиболее современным и эффективным считался Т-80 — в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надежного и безотказного Т-72.
Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.
Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещен был — Т-90.
Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьезно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.
Устройство танка Т-90
Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм — вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).
Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично — блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решеток, широко распространившихся в последнее десятилетие.
В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично — бортов и крыши.
Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.
На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.
Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжелых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают ее эффективность почти до “реликтового” уровня.
Негативно на живучести сказывается плотная компоновка — баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остается автомат заряжания — он находится за слабозащищенным бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.
Размещение экипажа неизменно со времен появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.
Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.
Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объемом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменен на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.
Комплекс вооружения Т-90
Для выполнения поставленных командованием задач танк Т-90 может использовать обычные снаряды, управляемые ракеты и пулеметы. Кроме того, на борту имеется небольшой комплект вспомогательного вооружения. Применять его следует уже после того, как экипаж покинет выведенную из строя боевую машину.
Артиллерийское оружие
Основным вооружением танка Т-90 является 2А46М, пушка с гладким стволом, использующаяся также в качестве пусковой установки для управляемых ракет. У этого орудия со временем появлялись новые модификации. В частности, на Т-90А устанавливалась пушка 2А46М-5, а на Т-90МС допускается использование 2А46М-6.
Баллистические характеристики этого орудия позволяют вести огонь осколочно-фугасными снарядами на расстояние до 10 километров, однако при этом не обеспечивается прицеливание. Поэтому стрельба обычно осуществляется на следующие дальности:
- Осколочно-фугасными снарядами – до 4000 метров;
- Бронебойными подкалиберными снарядами – до 3000 метров;
- Кумулятивными снарядами – до 3000 метров.
Орудие стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести огонь в движении. Имеется система, определяющая изгиб ствола из-за нагрева при выстрелах и вносящая соответствующие поправки в ходе прицеливания. Пушка сопряжена с автоматом заряжания, которым управляет командир экипажа.
Боекомплект к орудию состоит из сорока двух выстрелов. Часть из них – это управляемые ракеты. Сколько именно их берется на борт, определяет командир экипажа. Двадцать два выстрела помещаются в карусель автомата заряжания, остальные хранятся в различных боеукладках, находящихся внутри корпуса и башни.
Управляемые ракеты
В боекомплект Т-90 входят противотанковые ракеты «Инвар-М», запуск которых выполняется через ствол пушки. Наведение – полуавтоматическое, с необходимостью удержания лазерного луча непосредственно на цели. Характеристики комплекса позволяют запускать ракеты во время движения (скорость – не более 30 км/ч). Скорость перемещения цели может достигать семидесяти километров в час.
Дальность поражения достигает пяти километров, то есть намного больше, чем при ведении огня обычными снарядами. Вероятность попадания почти стопроцентная.
Дополнительное оружие
Танки Т-90 оснащаются двумя пулеметами. Один из них – это ПКТМ, спаренный с гладкоствольной пушкой. Калибр пулемета – 7,62 мм, питание – ленточное. Боекомплект достигает двух тысяч патронов (восемь лент).
Второй пулемет – крупнокалиберный (12,7 мм). Вначале это был «Утес» (НСВТ), впоследствии Т-90 получил более новый пулемет «Корд» (6П49). Основное предназначение этого оружия – защита от вертолетов и штурмовиков противника. Наведение на цель – дистанционное, с использованием электромеханического привода. Количество патронов – до трехсот (две ленты).
Вспомогательное вооружение – это десять гранат Ф-1, укороченный вариант автомата Калашникова и ракетница для подачи сигналов при неисправной связи.
Система управления огнем
Первоначально танки Т-90 оборудовались комплексом управления огнем «Иртыш» 1А45Т. Наряду с телевизионной системой, обеспечивающей задний обзор, командирской «панорамой» и прицелом ночного видения в этот комплекс входила система управления огнем 1А42. С ее помощью осуществлялся поиск целей, передача данных от командира к наводчику, прицеливание, внесение необходимых поправок и ведение стрельбы.
Программное обеспечение и электронное оборудование позволяют учитывать не только скорость движения самого танка и цели, но и крен в момент выстрела, воздействие влажности воздуха, ветра и других внешних факторов. При этом обеспечивается точное наведение на цель не только орудия, но и спаренного пулемета – такой возможности у танков Т-64 и Т-80 не имелось.
Т-90МС и Т-90АМ оснащаются еще более совершенной системой управления огнем «Калина», позволяющей реализовать самую оптимальную на сегодняшний день схему ведения боя «охотник- стрелок». Кроме того, танки с такой СУО могут использоваться в рамках реализации концепции «сетецентрической войны», обеспечивающей хорошее взаимодействие отдельных машин и целых танковых соединений на поле боя.
Средства защиты и маскировки
С целью предотвращения поражения танка управляемыми ракетами с лазерным наведением Т-90 оснащается комплексом «Штора-1». Главной частью этого комплекса является станция оптико-электронного подавления. Она создает ложную подсветку, уводящую ракету, выпущенную по танку, в сторону от цели.
Если атакующий управляемый боеприпас использует наведение по отраженному лучу, можно воспользоваться системой постановки завес. Она фиксирует факт облучения танка лазером и может, действуя в автоматическом режиме, выпустить в опасном направлении специальную аэрозольную гранату 3Д17, создающую маскировочное «облако». При использовании полуавтоматического режима решение о применении 3Д17 принимает командир экипажа.
Тактико-технические характеристики танка Т-90
Танк Т-90 с годами становился все более совершенным, и его технические характеристики улучшались. Тем не менее основные показатели оставались более или менее постоянными:
Боевая масса | 46,5 тонны |
Длина танка | 6,86 м по корпусу, 9,53 м с учетом пушки |
Ширина | 3,78 м |
Высота | 2,23 м |
Клиренс | 0,404-0,467 м на Т-90А, 0,426-0,492 м на Т-90С |
Ширина колеи | 2,79 м |
База | 4,27 м |
Скорость по шоссе | До 70 км/ч |
Скорость по пересеченной местности | До 50 км/ч |
Запас хода по пересеченной местности | От 345 до 520 км |
Запас хода по шоссе | 550 км (с внешними баками – до 650 км) |
Максимальный угол наклона при подъеме | 30 градусов |
Глубина преодолеваемого брода | 1,2 м |
Ширина преодолеваемого рва | До 2,8 м |
Преодолеваемая стена | До 0,85 м |
Максимальная скорость, приведенная в таблице, достигается на модификации Т-90АМ, у более ранних танков она составляла до 65 км/ч по шоссе и до 40 км по пересеченной местности. Цена экспортных танков Т-90С составляла около 2,5 млн. долларов, в то время как у наиболее новой модификации Т-90МС этот показатель вырос до 4,5 млн. долларов (примерно 288 млн. рублей). Для сравнения можно отметить, что французские «Леклерки» могут стоить до 10 млн. евро.
Модификации
За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант — Т-90К, оснащенный дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной броней и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.
Проект “Прорыв” привел к появлению серьезно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений — штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.
А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку — топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.
Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.
Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.
Применение в боях и след в истории танкостроения
Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.
За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.
Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остается его уязвимой зоной.
Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя все лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.
Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал ее завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.
Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” — совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.
Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.
Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжелые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.
Источник: army-today.ru