Т-80 что это такое — первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, способным работать на авиационном керосине, дизтопливе и обычном бензине. Он поступил на вооружение Советской Армии в 1976 году и на четыре года опередил американский «Абрамс» с аналогичной силовой установкой. Разработку сильно усовершенствованного варианта танка Т-64А вело КБ ленинградского Кировского завода.
Танк Т-80 — видео
За счет усиления бронирования масса танка возросла до 42 тонн, но двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. обеспечил Т-80 скорость 70 км/ч. Это была рекордная скорость для боевых машин с такой массой. В конструкции Т-80 использованы агрегаты танка Т-64А: 125-мм гладкоствольная пушка с гидроэлектромеханическим автоматом заряжания, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, боеприпасы, элементы бронезащиты. Пушка снабжена теплозащитным кожухом ствола. От Т-72 новый танк заимствовал ходовую часть — из-за повышения динамических качеств машины опорные катки стали меньшего диаметра, а беговые дорожки гусениц были обрезинены.
Газотурбинный двигатель танка Т80
Подобно Т-64, в 1978 году танк получил комплекс управляемого вооружения «Кобра» и систему управления огнем, состоящую из лазерного прицела-дальномера 1Г42, баллистического вычислителя 1В517, стабилизатора 2Э26М и других элементов. Это дало возможность подрывать осколочно-фугасные снаряды в самой выгодной точке траектории. Кроме того, комплекс обеспечивал поражение танков противника управляемой ракетой «Кобра» на дальности 4 км с вероятностью 80%.
Танк Т-80БВ
В 1985 году многие советские танки получили в обозначении дополнительную букву В, что говорило об установке на них системы динамической защиты. Множество прямоугольных коробочек, покрывающих башню, корпус и борта танка, содержали небольшие заряды специального взрывчатого вещества. При попадании в коробочку кумулятивного снаряда противника она детонировала и сводила эффективность снаряда к нулю.
Танк Т-80У
В том же году был запущен в серийное производство Т-80У с комплексом управляемого вооружения «Рефлекс», двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. и усовершенствованной многослойной комбинированной броней с встроенной динамической защитой. Пушка 2А46-М1 и система управления оружием «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42 и др.) увеличили дальность поражения танков противника до 5 км.
Танк Т-80УД
С 1987 года стали выпускать Т-80УД с дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л. с. вместо газотурбинного. Этот танк был лучше приспособлен к боевым действиям в пустыне, где воздух насыщен пылью. На ранних Т-80 двигатели имели малый ресурс в таких условиях из-за повышенного износа от воздействия песчаной пыли.
Танк Т-80УМ
Последним вариантом танка стал Т-80УМ образца 1992 года, оборудованный тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, а также комплексом активной защиты «Арена» (Т-80УМ1). Т-80 начали поступать в западные военные округа и зарубежные группы войск в конце 70-х годов и в составе Советской Армии участия в боевых действиях не принимали, но Россия использовала эти танки в чеченском военном конфликте.
Тактико-технические характеристики Т-80
- Экипаж, чел.: 3
- Компоновочная схема: классическая
- Разработчик: Кировский завод
- Производитель: Омсктрансмаш, Завод имени Малышева
- Годы производства: 1976—1998
- Количество выпущенных, шт.: более 10 000
Вес Т-80
Размеры Т-80
- Длина корпуса, мм: 6982
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9654
- Ширина корпуса, мм: 3525
- Высота, мм: 2193
- Клиренс, мм: 450.
Броня Т-80
- Тип брони: катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная
- Динамическая защита: Контакт-1, Контакт-5
Вооружение Т-80
- Калибр и марка пушки: 125-мм 2А46-1
- Тип пушки: гладкоствольная пушка
- Длина ствола, калибров: 48
- Боекомплект пушки: Т-80: 38; Т-80У: 42
- Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0; БОПС: 3,7
- Прицелы: оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49
- Пулемёты: 1 × 12,7-мм НСВТ; 1 × 7,62-мм ПКТ.
Двигатель Т-80
Тип двигателя: ГТД-1000Т
Мощность двигателя, л. с.:
- Т-80: 1000
- Т-80БВ: 1100
- Т-80У: 1250
Скорость Т-80
— Скорость по шоссе, км/ч: Т-80: 65; Т-80У: 70
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: Т-80: 50; Т-80У: 60
- Запас хода по шоссе, км: 350
- Запас хода по пересечённой местности, км: 250
- Удельная мощность, л. с./т: Т-80: 23,5; Т-80У: 27,1
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84
- Преодолеваемый подъём, град.: 32°
- Преодолеваемая стенка, м: 1,0
- Преодолеваемый ров, м: 2,85
- Преодолеваемый брод, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ).
Источник: arsenal-info.ru
Основной боевой танк Т-80
Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. Разработки танковых ГТД в СССР начались в 1955-1958 годах. Тогда были изготовлены и испытаны два опытных газотурбинных двигателя мощностью 1000 л. с. В дальнейшем работы по танковым ГТД проводились в Омске Отдельным КБ №29 (1961-1965 гг.), ОКБ Челябинского тракторного завода и с 1968 года Научно-производственным объединением им. Климова.Коллектив последнего создал газотурбинный двигатель, получивший наименование ГТД-1000Т. В конструкции боевой машины частично использованы отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, автомат заряжания, отдельные узлы системы управления огнем и броневой защиты.
Новый двигатель, увеличившаяся масса танка и изменившиеся динамические характеристики явились причинами разработки новой ходовой части: гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидроамортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками, опорных и поддерживающих катков, ведущих и направляющих колес новой конструкции.
Таким образом, по отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64А и Т-72, однако в целом это новая машина с повышенным уровнем боевых и технических характеристик. Рассмотрим подробнее модификацию танка Т-80БВ, который был принят на вооружение в 1985 году. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек.
Механик-водитель размещен в центре отделения управления. Улучшение обзорности с его места достигнуто установкой трех смотровых приборов вместо одного, как на танках Т-64 и Т-72. Предусмотрен обогрев рабочего места механика-водителя за счет отбора воздуха от компрессора ГТД.
Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64Б. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления). В моторно-трансмиссионном отделении продольно расположен моторный моноблок, что потребовало некоторого увеличения длины корпуса по сравнению с Т-64А. Газотурбинный двигатель выполнен в блоке со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, кинематически связан с двумя бортовыми планетарными коробками передач. В состав моноблока входят собственно ГТД, воздухоочиститель, масляные баки и радиаторы двигателя и трансмиссии, топливные фильтры и приводные агрегаты: топливоподкачивающий насос, компрессор, вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, генератор, стартер и масляный насос трансмиссии.
Моноблок массой 1050 кг крепится в корпусе на трех опорах. В МТО размещено четыре топливных бака емкостью 385 литров, общий запас топлива в забронированном объеме составляет 1140 литров. Основным вооружением танка является танковая 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка. Боекомплект состоит из 38 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 28 из которых размещены во вращающемся транспортере автомата заряжания такого же типа, как на танке Т-64БВ. Система управления огнем 1АЗЗ включает прицел-дальномер 1Г42 с электроблоком, танковый баллистический вычислитель 1В517, блок разрешения выстрела 1Г43, стабилизатор вооружения 2Э26М, комплект датчиков, преобразователь напряжения с регулятором частоты и напряжения.
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62-мм. Для стрельбы по воздушным целям имеется зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм, установленный на основании люка командира танка. Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные преграды, остальное бронирование корпуса и башни монолитная стальная броня, с большим дифференцированием толщин и углов наклона, дополнительная защищенность от кумулятивных снарядов достигнута установкой комплекта навесной динамической защиты. Защита от оружия массового поражения обеспечивается прочностью и жесткостью корпуса и башни, применением подбоя и надбоя, системой герметизации и подачи очищенного воздуха в обитаемые отделения.
Для постановки дымовых завес используются ТДА и дымовые гранатометы. Корпус танка сварной, верхняя лобовая деталь имеет угол наклона 68° от вертикали. Башня литая, борта корпуса защищены резинотканевыми противокумулятивными экранами. Танк оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала.
На Т-80БВ установлен газотурбинный двигатель ГТД -1000ТФ, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной силовой турбиной. Сопловой аппарат турбины регулируемый, что обеспечивает торможение танка двигателем, ограничивает частоту вращения турбины и предотвращает ее разнос при переключении передач. Мощность двигателя — 1100 л. с. Он приспособлен для работы на реактивных топливах ТС-1, ТС-2, дизельных топливах и автомобильных низкооктановых бензинах.
Процесс пуска двигателя автоматизирован, раскрутка роторов компрессоров осуществляется двумя электромашинами. Двигатель выполнен в одном блоке с понижающим редуктором, который обеспечивает связь с бортовыми коробками передач. Общая емкость топливной системы составляет 1840 литров. Трансмиссия танка механическая, планетарная.
Она состоит из двух агрегатов, каждый из которых включает бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидросервоприводы системы управления движением. В состав трансмиссии входит также масляная система, обеспечивающая смазку агрегатов и работу гидросервоприводов. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой БКП обеспечивают четыре передачи вперед и одну назад. Гусеничный движитель состоит из гусениц с обрезиненной беговой дорожкой и резинометаллическими шарнирами, опорных катков с резиновыми шинами и поддерживающих катков с наружной амортизацией, цельнометаллических направляющих колес и ведущих колес, механизмов натяжения червячного типа.
На танке применена индивидуальная, торсионная подвеска с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых, вторых и шестых узлах подвески. Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, обеспечивающим преодоление водных преград глубиной до пяти метров без ограничения ширины.
Характерна воздухопитающая труба увеличенного диаметра. Модернизация танка Т-80 привела к появлению основного танка Т-80У. Эта машина представляет собой дальнейшее развитие танка Т-80Б. Усовершенствования коснулись всех основных боевых и эксплуатационных свойств.
Прежде всего, значительно повышена живучесть танка за счет изменения конструкции броневых преград, включения встроенной динамической защиты, некоторого увеличения массы материала, отпущенного на бронирование. Улучшены возможности ведения как дальнего, так и ближнего огневого боя благодаря использованию нового комплекса управляемого вооружения, повышению характеристик оружия и системы управления огнем.
Показатели подвижности возросли вследствие применения более мощного ГТД (1250 л. с.), совершенствования трансмиссии и приводов управления движением. Танк принят на вооружение в 1985 году. С 1987 года в Харькове было освоено производство модификации с дизельным двигателем, получившей индекс Т-80УД.
Использование двухтактного дизельного двигателя привело к конструктивным изменениям в трансмиссии и приводах управления движением. Имеются и другие конструктивные отличия, например в установке зенитного пулемета. Основные же характеристики остались без изменений.
С целью улучшения противоминной стойкости танка сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а подвешивается к крыше (подбашенному листу). Слева за сиденьем установлен пиллерс, повышающий жесткость конструкции. В боевом отделении, в отличие от танка Т-80БВ, дополнительно размещено семь выстрелов (немеханизированная боеукладка). Несколько изменилось взаимное расположение приборов вследствие введения дублированного управления огнем и использования тепловизора.
Топливные баки размещены в отделении управления, в боевом отделении и в МТО. Емкость внутренних топливных баков составляет 1090 литров. Еще 680 литров топлива помещается в пяти наружных баках. Можно устанавливать на танк три дополнительные бочки по 200 литров каждая. Таким образом, возимый запас топлива достигает 2370 литров.
Для питания потребителей электроэнергией и подзарядки АКБ при неработающем основном двигателе, подачи электроэнергии совместно с АКБ при запуске и прокрутке основного двигателя, на танке имеется газотурбинный энергоагрегат с генератором мощностью 18 кВт он размещен в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке. Пульт управления энергоагрегатом находится в отделении управления. Основным вооружением является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М-1. Прицел-дальномер/прибор наведения имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях и панкратическую систему увеличения от 3,6 до 12 крат. Он обеспечивает наведение и стабилизацию информационного лазерного луча, измерение и индикацию дальности до целей и выработку сигналов управления приводами пушки и башни.
Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода экипажа из танка имеется устройство встроенного контроля, состоящее из целика на дульной части ствола, длиннофокусного объектива и призмы между защитным стеклом и головкой прицел-дальномера. Боекомплект к пушке состоит из 45 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.
В его состав входит выстрел с управляемой ракетой 9М119, имеющей кумулятивную боевую часть. Основная часть боекомплекта размещается во вращающемся транспортере механизма заряжания (28 выстрелов). Другие артиллерийские выстрелы находятся в немеханизированных укладках в корпусе и башне (7 снарядов и зарядов в отделении управления, остальные — в боевом отделении).
Комплекс управления огнем обеспечивает поиск целей и слежение за ними командиром и наводчиком, автоматический ввод поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных, наведение и стабилизацию пушки и спаренного с ней пулемета, пуск и автоматическое наведение ракеты, целеуказание от командира. Функционально он объединяет комплекс управления пушкой и спаренным пулеметом; комплекс управляемого оружия. Стабилизатор вооружения включает усовершенствованный малогабаритный электрогидравлический привод вертикального наведения пушки и электромашинный привод башни.
Ночной прицельный комплекс наводчика включает тепловизионный прицел, которым может пользоваться и командир танка с помощью своего видеосмотрового устройства, и параллелограммный привод с устройством ввода поправок в положение осветителя. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение за полем боя, приоритетное дублированное управление пушкой и спаренным пулеметом, стрельбу из пушки днем и ночью артиллерийскими снарядами, целеуказание.
Комбинированный дневной/ночной прицел ТКН-4С командира имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости. В состав прицела входят два дневных оптических канала (1-кратного и 7,5-кратного увеличения) и пассивно-активный ночной канал. В качестве вспомогательного оружия танк имеет спаренный с пушкой пулемет ПКТ калибра 7,62-мм и зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм.
Комплекс управляемого вооружения 9К119 состоит из аппаратуры, установленной в танке и выстрела с управляемой ракетой. Для наведения ракеты используется полуавтоматическая система дистанционного управления по лучу лазера. Дальность стрельбы ракетой — до 5000 метров. Корпус имеет сварную конструкцию с большими углами наклона носовых деталей.
Верхний лобовой лист — комбинированный, с углом наклона 68° от вертикали. Башня литая, в лобовом секторе имеет комбинированную броневую защиту.
Динамическая защита выполнена во встроенном варианте и обеспечивает прирост защищенности как от кумулятивных, так и от кинетических снарядов Защита экипажа от поражающих факторов ОМП обеспечивается системой коллективной защиты, аналогичной системе танка Т-80БВ. В комплект машины входят индивидуальные противорадиационные жилеты.
Танк оснащен быстродействующей системой ППО ЗЭЦ13 «Иней». На танке установлен 1250-сильный газотурбинный двигатель ГТД-1250, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми компрессорами и свободной силовой турбиной. Основным топливом считается дизельное. Кроме того, разрешается использовать низкооктановые бензины, реактивные топлива.
Трансмиссия имеет, по сравнению с танком Т-80БВ, некоторые отличия, обусловленные повышенной мощностью двигателя и использованием гидротормоза. Ходовая часть такая же, как у танка Т-80БВ.
Источник: pro-tank.ru
Т-80: почему до сих пор используется один из худших танков
Когда в феврале 2022 Россия начала “СВО” на Украине, ее наступление возглавляли танки Т-72 и Т-80. В основном из запасов времен холодной войны советского производства. Хотя оба внешне похожи, Т-80 был построен на инновационном двигателе, который оказался проблематичным и дорогим.
Теперь обе стороны используют эти стареющие, проблемные танки.
История Т-80
В середине 1960-х годов в Советском Союзе было принято решение создать новое, радикальное поколение технически совершенных боевых танков. Которые были легче своих зарубежных современников. И могли вести боевые действия с экипажем из трех человек. А не с обычными четырьмя.
Это началось в 1964 году с 38-тонного Т-64. Который, помимо прочего, отличался компактным расположением двигателя; автоматической 125-мм пушкой. Которая могла стрелять снарядами или противотанковыми ракетами. Цельностальные катки меньшего размера вместо подвески с большими колесами. Которая достигла своего практического предела в Т-62.
Композитная броня из слоев стали и керамического компаунда.
Произведенный в Харькове, Т-64 демонстрировал тревожную разницу между впечатляющим прототипом и серийной моделью, полной проблем. Наиболее известной из которых была склонность его автомата заряжания “съедать” левую руку невнимательных стрелков внутри тесной башни.
Еще один недостаток заключался в том, где должны были храниться снаряды. Сразу за кольцом крепления башни, но внутри боевого отделения. Что было бы смертельно для экипажа в случае попадания.
В период с 1964 по 1987 год было построено всего 13 108 Т-64. По сравнению с 22 096, построенными в Нижнем Тагиле в период с 1973 по 1990 год Т-72. Что является более простым, но более надежным шагом назад, производство которого стоило на 40% меньше, чем Т-64.
Хотя со времен Второй мировой войны в советских танках преобладали дизельные двигатели, в 1976 году СССР представил образец с газотурбинным двигателем SG1000. Но в остальном аналогичную конфигурации Т-64 и Т-72.
Также рекомендуем прочитать: Илья Муромец, российский самолет-великан
Перспектива создания трех ведущих танков, похожих по базовой конфигурации, но отличающихся друг от друга под обшивкой, представляла собой потенциальный кошмар для советской армии. И Т-80 время от времени становился мишенью для всех старших офицеров. Выступавших против его принятия на вооружение.
В ноябре 1975 года министр обороны Гречко заблокировал его принятие. Но пять месяцев спустя его преемник Дмитрий Устинов одобрил его. Первые 30 машин сошли с конвейера в Омске к концу 1976 года.
Самый быстрый танк СССР
В 1978 году Т-80Б называли “танком Ла-Манша”. Потому что в сценариях военных игр предполагалось, что они достигнут Ла-Манша за пять дней.
Хотя его газотурбинный двигатель сделал Т-80 первым танком, способным развивать скорость более 70 км/ч, он был легким и мог быстро прогреваться даже в разгар зимы. Он был дорогим, потреблял топливо с пугающей скоростью. И был гораздо более уязвимым к грязи и пыли, чем дизели.
Вдобавок ко всему, каждый Т-80 стоил 3 миллиона долларов, что в 3,5 раза превышает стоимость Т-64А.
Уравновешиванием всех доводов в пользу списания Т-80 как ошибки из лучших побуждений, были экономические последствия закрытия заводов и сокращения рабочих. Таким образом, продолжалось относительное сокращение производства, а также ряд попыток улучшить модель.
В 1991 году в Харькове, который считался главным советским танковым заводом, было построено 800 Т-80УД. Производство Т-80У на Ленинградском Кировском заводе прекратилось в 1990 году, незадолго до распада СССР.
А последние Т-80Б были выпущены на заводе “Трансмаш” в Омске в 2001 году. В результате чего их общее количество достигло 7066 единиц.
Среди усовершенствований Т-80 был Т-80БВ с динамической защитой “Контакт-1”. На Т-80У установлены обновленная система контроля за огнем 1А45 и управляемый ракетный комплекс 9К119 “Рефлекс”. В Т-80УД турбина была заменена на дизель.
Также рекомендуем прочитать: Трофим Лысенко, советский агроном, лженаука которого обрекла миллионы
Мрачный дебют в Украине
Боевой дебют Т-80 в Первой чеченской войне был крайне неудачным. Большое количество танков стало жертвой многочисленных атак гранатометами РПГ-7В и РПГ-18.
По большей части это было связано не столько с танками, сколько с тем, насколько плохо их экипажи были обучены действиям в условиях городской застройки. Боевому искусству, серьезно не практиковавшемуся с пор взятия Берлина в 1945.
Одной из универсальных проблем Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90 было относительно ограниченное движение основных орудий вверх и вниз. Что было серьезным недостатком в городских боях.
Из-за достаточно неудачного применения в Чечне, а также из-за стоимости, Т-80 не участвовали во Второй чеченской войне; российско-грузинском конфликте 2008 года; или на Украине в 2014.
Однако в 2022 году сильный износ Т-72 и Т-90 вынудил бросить в бой запасы Т-80. Практически по тем же причинам, что и их товарищи по конюшне они тоже понесли тяжелые потери.
К августу хроника из открытых источников сообщала, что общие потери российских Т-80 составили 178. Хотя не все они были уничтожены. Трофейные Т-80 использовалиcь против бывших владельцев.
В любом случае, обе армии сталкиваются с трудностями в поединках с Т-80. История которых может претендовать на одну из самых жалких историй с самого начала и до последних поставок среди всех когда-либо созданных танков.
Источник: diaryrh.ru
Самый быстрый Российский основной боевой танк Т-80 справляет 30 лет строевой службы
Тридцать лет назад, 6 июля 1976 года, на вооружение Советской армии был принят основной боевой танк Т-80. Новая машина стала продуктом длительной эволюции семейства советских средних танков, в основе которого стоит знаменитый Т-34. Дальнейшее развитие танков этого семейства шла по пути непрерывного совершенствования основных параметров танка: подвижности, защищенности, огневой мощи.
Изначально средний танк замышлялся как машина, гармонично сочетающая в себе все три параметра, в отличие от легких, где огневая мощь и защищенность приносились в жертву подвижности, и тяжелых, где, напротив, подвижностью жертвовали в пользу огневой мощи и тяжелого бронирования. В ходе постепенного совершенствования, средние танки приобрели следующие черты: развитое бронирование лба корпуса и башни и мощная артсистема, не уступающие бронированию и вооружению тяжелых танков, с одной стороны, и ходовые качества, аналогичные основной массе легких танков, с другой. Благодаря таким характеристикам, средние танки вытеснили из состава танковых частей легкие и тяжелые, а класс средних танков получил наименование «основных боевых».
Первым таким танком Советской армии стал принятый на вооружение в 1967 году Т-64. Его вариант Т-64А, оснащенный 125-мм пушкой с автоматическим заряжанием, появившийся в 1969 году, определил облик отечественных танков на десятки лет вперед. Т-64 отличался высокой огневой мощью, хорошей подвижностью и неплохой броневой защитой, но был сложен в эксплуатации и не слишком надежен. Армии требовалcя новый танк.
Альтернативой Т-64 стал пошедший в серию в 1971 году Т-72. С упрощенной и более надежной ходовой частью и освоенным в производстве дизельным двигателем В-46, он был равен Т-64 по защищенности и огневой мощи и уступал в подвижности. Но армии требовался скоростной танк, предназначенный для действия в составе маневренных механизированных групп, состоящих из танков, мотострелков на БТР или БМП и самоходной артиллерии. Таким танком стал разработанный в Ленинграде Т-80.
В отличие от Т-64, который был оснащен капризным дизельным двигателем 5ТДФ, и Т-72, который имел более надежный дизель В-46, Т-80 впервые в мире получил газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных сил. В результате скорость 42,5-тонной машины превысила 70 километров в час.
Спустя два года после начала серийного производства Т-80 первым среди отечественных и зарубежных танков получил комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», способный поражать цели на расстоянии в четыре километра.
Т-80 обладал значительным модернизационным потенциалом, и его развитие пошло одновременно по нескольким направлениям. Танк Т-80Б получил более мощный, 1100-сильный газотурбинный двигатель (впоследствии его мощность выросла и до 1250 сил), и усиленную броневую защиту. Танк Т-80БВ получил в дополнение к усиленной броне пластины динамической защиты, уничтожающие либо сбивающие с траектории встречным взрывом приближающиеся снаряды и противотанковые ракеты врага.
Огневая мощь следующей версии танка — Т-80У возросла за счет установки усовершенствованного варианта 125-миллиметровой противотанковой пушки, принятия на вооружение бронебойных подкалиберных снарядов нового поколения и комплекса управляемого вооружения 9К118 «Рефлекс», который позволил вести огонь управляемыми ракетами с ходу, в отличие от «Кобры», которая для стрельбы требует остановки.
Также Т-80У получил динамическую защиту измененной конструкции — из навесной она стала встроенной. Следующий вариант, Т-80УД, разработанный в Харькове, первым из машин «восьмидесятого» семейства получил усовершенствованный дизель, что позволило сократить расход топлива при сохранении высокой скорости.
Танки Т-80У и УД стали последними серийными вариантами Т-80, принятыми на вооружение в СССР. Дальнейшее развитие Т-80 в России и на Украине шло различными путями.
В настоящий момент танки Т-80БВ, Т-80У и Т-80УД наряду с Т-72 составляют основу боевой мощи сухопутных войск России. В конце 90-х годов был разработан и принят на вооружение модернизированный вариант Т-80 — Т-80УМ1 «Барс», до которого предполагается доработать имеющиеся в наличии машины. Танк оснащен газотурбинным двигателем увеличенной мощности (1250 сил), встроенной динамической защитой, усовершенствованной системой управления огнем. За счет гидрообъемной передачи (ГОП) «Барс» проще в управлении и более экономичен, чем предыдущие «восьмидесятки». Также танк имеет комплекс активной защиты «Арена».
В то же время на основе Т-80 был создан экспериментальный танк 4-го поколения, известный сейчас как объект 640 «Черный Орел». По сравнению с Т-80 «Черный Орел» имеет увеличенную массу и габариты, что необходимо для размещения в башне нового танка более тяжелого орудия. В настоящий момент «Черный Орел» соревнуется с уральским Т-95 за право стать перспективным основным боевым танком Российской армии.
Но и сам Т-80, отметивший свое тридцатилетие, не собирается сходить со сцены. Этот танк стоит на вооружении многих армий мира от Китая до Колумбии. Его варианты разработки 80-х — 90-х годов по своим основным характеристикам не уступают ни одному из современных танков западной разработки. Двадцать лет назад министр обороны Сирии Мустафа Тлас высказал свое мнение журналу «Шпигель», когда его попросили оценить новейший германский танк «Леопард-2»:
-Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире.
Эти слова сирийского генерала справедливы и сейчас, когда модернизированный «Леопард-2» и его ровесник Т-80 по-прежнему определяют высоту планки в мировом танкостроении.
Источник: lenta.ru