Уважаемые,какой материал подойдёт для ручки молотка ,кроме ясеня и гикори ?
Бук ,ножки табуреток , от старой мебели самое простое . Дуб ,( клен можно ) .
Граб, бук, береза. Предпочтение в этом порядке.
Именно так комплектовались кувалдами субмарины.(До перестройки, в процессе перестройки и после )
Ясень однако хрупкий, и руки сушит.
Я в своё время выпендрился, сделал дубовое топорище.
Топорище — супер! Но руки ОТШИБАЕТ.
Так что лучше берёзу.
Вот в Бауклотце и ОБИ продаются ручки для молотков и кувалд,интересно из чего
их делают за бугром.
В обще ручки для: молотков, кувалд, топоров, делают из:граба, берёзы, бука, клёна и ясеня. (Граб и бук) кто не знает лиственная порода деревьев, очень распространённая на заподной Украине (в Карпатах). Древесина у них самая плотная и крепкая. У граба древесина чем то напоминает пластмассу, волокна практически не заметны на изломе гладкая.
Мне больше всего нравится акация, в применении к ручкам инструмента. Твёрдая( твёрже дуба) и вязкая. И для лопаты отлично подходит.
Из тех, что в изобилии растёт у нас, на Северо-Западе, использую берёзу и черёмуху. Хорош так же клён — обычный, местный. По свойствам ничуть не хуже пресловутого Гикори.
Можно порекомендовать и рябину, только у нас почему-то она в основном с чёрной серединой в комлевой части — выбрать достойный кусок очень трудно.
Вообще, любую заготовку нужно брать из комлевой части и дерево должно расти на бедной почве или на болоте — тогда древесина будет мелкослойной и более прочной.
Ну и подготовка древесины классическая занимает около года. Тогда рукоятки получаются наиболее прочными и долговечными. Где-то я уже описывал старинную технологию подготовки древесины на рукоятки. Не найду — повторюсь.
К стати, ясень бы очень не советовал использовать на рукоятки к ударному инструменту. Очень «злые» и ломаются в самый неподходящий момент. Это из собственного горького опыта.
Спасибо, узнал много интересного,а я думал,что ясень более крепок.
Но где-то в книжке видел ,что излом у ясеня с короткими волокнами.
И про подготовку древесины желательно узнать подробнее.
А я березу использую. У нас около дома лесок есть, так после холодов полно берез попадало. Делаю из них. Подготовку лучше на деревообрабатывающих сайтах почитать — вкратце- торцы чурбачков залить ПВА или краской и оставить сохнуть. Если дерево сухое, то ничем не обрабатываю, и так не трескается.
Можно чурбачкам придать форму будующей ручки и так оставить сохнуть.
Для стамесок, ножей делаю их орешин лесных
МУЛЬТИК написал :
про подготовку древесины желательно узнать подробнее.
Ну, это не наука, просто в наших краях всегда так делали: комлевая древесина заготавливается весной, где-то до начала сокодвижения, или чуть в начале (словом, с последними дровами) (хотя, честно говоря, делал рукоятки и из «зимних» палок — не заметил особого отличия). Чурки выбираются наиболее прямослойные и плотные. Колются вдоль с большим запасом по толщине, очищаются от коры (кое-как). Недели 2 — 3 валяются под навесом в тени, после чего помещаются на чердак деревенского жилого дома. И до следующей весны валяются там (желательно в районе дымовой трубы).
Я пробовал придавать палкам форму предполагаемой ручки — не понравилось, всё-равно трескаются и из половины не выходит ничего стоящего. Ну, а весной — выбираем более или менее подходящую палку, вытёсываем из неё грубую заготовку и — в тепло дня на 3 — 4, пусть досохнет.
А у меня ещё своя технология, чтобы уже насаженная рукоятка была более долговечной:
Насаживаю только досушенную в доме, расклиниваю деревянными клиньями на клею (естественно, кроме рукояток кувалд). Устанавливаю на пару дней в небольшую плоскую баночку с маслом — пропитаться. После этого держу ещё несколько дней в тепле просто так, а потом крашу торец масляной краской. Много раз, пока не перестанет впитываться.
И пару раз на несколько см до инструмента со стороны рукоятки. Сушу 2 — 3 дня, и в работу.
Возни очень много, но на самом деле — не столько, сколько кажется на первый взгляд.
Вот тут кое чего про рручки -были и еще очень подробные статьи(ссылок не сохранил) про рукоятки-наберите по поиску «топоры»
Я из березы делаю,благо сухого бурелома счас хватает,сходил выбрал.
Из плодовых деревьев тоже неплохие рукоятки получаются: Яблоня, вишня, слива. Яблоня после года просушки как текстолит.
При союзе завозили в модельный цех, из нашей средней азии, саксаул и карагач вагонами- на рукоятки инструмента. Ох и крепкие же получались рукоятки, этим инструментом ЗиП ИМР-ров(инженерных машин разграждения) комплектовался. Что тот бакаут (железное дерево)- не плавает. На даче пару, лопат «конверсированных» мной в 90-м,до сих пор, как новые.
Граб, бук, дуб. как уже писали выше- классика в порядке предпочтения. Дубовые- по рукам отдают не слабо, да и хрупковаты немного. Неплох- орех, но его выбирать нужно тщательно. Топорища из вишни и черешни- видел и в работе пробовал, жестковато слегка показалось. Береза- в России, по дефолту, иногда удачно.
Акация, на мой вкус самый лучший вариант,- очень прочная, довольно твердая и эластичная(отдачи практически нет).
И небольшое лирическо-практическое отступление, пост советской поры.
Сломалась ручка у семейной реликвии- немецкого молотка-гвоздодера, времен первой мировой войны. Пораскинул мозгами, взял топорик и ножовку, да пошел в лесопарк. Нашел упавшую старую акацию, вырезал пару веток немного большего размера чем ручка молотка, окорил.
Дома на три часа поместил их в приоткрытую духовку газовой плиты (150*С примерно), предварительно сжав возле торцов автомобильными хомутами. Через пару часов острогал ошкурил, насадил расклинил и в кювету с олифой положил на сутки. Потом дал стечь и немного подсохнуть олифе еще часов 8-10. Затем опять в духовку на три часа, при 80-90*С. Немного клинья подбил и сухари на шурупы взял (там таких два язычка спереди и сзади рукоятки).
Лет пятнадцать в домашнем хозяйстве и по шабашкам- «полет нормальный».
Источник: mastergrad.com
Древесный кап. Материал для изготовления рукоятей ножей
Современный нож ручной работы – это нечто большее, чем полезный и функциональный инструмент. Это статусная и дорогостоящая вещь. Поэтому высокие требования к ножу предъявляются не только к качеству стали клинка, но и к материалу рукояти. Ведь нож должен быть не только практичным, надежным и долговечным, но ещё и эстетичным.
Рукоять ножа из капа – как шкура леопарда в дизайне одежде – смотрится богато, задаёт тон и формирует целостный образ изделия. Из капов получают необычную древесину с красивым узором и сложной текстурой волокон.
Кап, наравне с другими премиальными материалами для изготовления рукоятей ножей с богатым декоративным оформлением, не только увеличивает стоимость изделия, но и повышает его художественную ценность. Кап – один из самых востребованных, практичных и высоко ценимых натуральных материалов. Он обладает массой достоинств и даёт уникальную палитру узоров и расцветок, которые определяются породой и условиями произрастания дерева.
Что такое кап и где его купить?
Древесный кап или капокорень — это округлый шишковидный нарост на стволе дерева или ветке, который сформирован из огромного количества древесных узелков формирующихся почек. Характерная особенность капа – неправильные, искаженные направления роста древесных волокон, которые определяют четкий и контрастный рисунок. Прикорневой кап, расположенный у корня дерева, не такой выраженный. По сравнению с капом со ствола и ветвей, он отличается более мягким и однородным рисунком и текстурой.
Какие бывают типы капа. Поскольку кап произрастает на различных деревьях (в том числе и плодовых), типы капа различаются по виду дерева – клен, орех, дуб, береза, яблоня, вишня, тополь, вяз и т.д.
В природе кап встречается довольно редко. Дефицитность обуславливает довольно высокий спрос на материал. Купить кап можно в интернете – на форумах и в группах, посвященных изготовлению авторских ножей и топоров, предложения о продаже заготовок капокорня появляются с регулярной периодичностью. Что, как правило, сопровождается высоким ажиотажем среди пользователей.
Где и для чего используют кап?
Древесный кап широко используется в декоративно-прикладном искусстве. Он всегда был в цене. Но сегодня спрос на кап подстёгивается активным развитием кустарных промыслов, которое можно наблюдать в последние годы.
Древесина капов высоко востребована скульпторами, мебельщиками и краснодеревщиками, а также другими мастерами, которые так или иначе связаны с обработкой древесины и резьбой по дереву. В том числе и ножевых дел мастерами, которые используют кап для изготовления рукоятей ножей. В ножах особенно гармонирует кап с дамасской сталью (дамаском).
Цвет, рисунок и текстура обработанного капа художественно и эстетически обогащают и насыщают готовое изделие. Кап очень ценят за его естественную красоту и отменные технологические свойства, что возводит его на один уровень с экзотическими породами дерева. Практичность и редкость делает кап ещё более дорогостоящим.
Применение капа. Большое разнообразие типов капа и предсказуемое поведение при ручной или машинной обработке, открывает огромный простор для их применения. Из капа делают различные изделия:
- натуральный шпон – используют для изготовления мебели, бильярдных столов и декоративной отделки интерьера;
- настольные игры – шахматные доски и фигурки для шахмат, нард, шашек и т.п.;
- предметы декора и интерьера;
- картинные рамы и рамки для фотографий;
- шкатулок и различных хозяйственных предметов;
- рукояток ножей;
- элементы внутреннего оформления автомобилей;
- бижутерии и мелких поделок – бусы, браслеты, амулеты, прочее.
В зависимости от условий произрастания деревьев – на равнине или в горах – текстура капов получается очень разнообразной. Это делает рисунок капов неповторимым. Очень удачное сочетание с таким качеством как прочность.
Прочность – преимущество и недостаток капа.
Кап – очень твердый и прочный материал. Это является одновременно его преимуществом и недостатком. Несмотря на свою предсказуемость, древесина капа отличается высокой твердостью и чрезвычайно трудна для обработки на токарном станке или ручным инструментом. Всему виной разнонаправленный рост волокон: это причина уникальной текстуры капа и его удивительной прочности. При этом старый кап может быть очень твердым, поскольку его закрученные волокна со временем уплотняются.
Поэтому чтобы в полной мере раскрыть всю естественную красоту капа, придётся изрядно попотеть. Но этот кропотливый труд будет с лихвой оплачен желающими купить кованый нож ручной работы с каповой рукоятью.
Источник: craftheca.com