Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 30.09.2022) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 (ред. от 30.09.2022) «Вопросы организации полиции»
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 16.11.2022 N 2073 «Об утверждении Правил проведения аудита в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 г. N 723»
Поручение Правительства РФ от 16.11.2022 «Михаил Мишустин дал поручения по реализации стратегических инициатив для обеспечения роста численности населения Дальнего Востока»
Основания применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции -Адвокат по уголовным делам
Распоряжение Правительства РФ от 16.11.2022 N 3492-р «Об утверждении изменений в распределение иных межбюджетных трансфертов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27.10.2022 N АПЛ22-407 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18.07.2022 N АКПИ22-365, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 72.6 пункта 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660»
Решение Верховного Суда РФ от 12.10.2022 N АКПИ22-653 «Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующей Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (приложение N 1), утв. приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009»
Приказ МВД России от 29.09.2022 N 711 «О признании утратившими силу приказа МВД России от 25 июня 2019 г. N 415 и отдельного предписания нормативного правового акта МВД России»
Источник: rulaws.ru
Какая статья применение оружия
44.4. Проверяет знание командируемыми сотрудниками положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» , иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и других управленческих документов МВД России, применение которых необходимо для успешного выполнения служебного задания.
ст.23 (Аудио) ПрИмЕнЕнИе ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.
рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.
рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.
1. Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В частности, поскольку названный Федеральный закон связывает увольнение по данному основанию исключительно с отсутствием возможности перемещения сотрудника по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел, несоответствием профессиональных качеств сотрудника требованиям, предусмотренным для занятия имеющейся вакантной должности, и другими обстоятельствами, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности (с учетом квалификационных требований по каждой из них) должны быть предложены.
В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а также подзаконных нормативных правовых актов.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст.
3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст.
1021, 1022; N 10, ст. 1393; N 14, ст. 2008; N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870; N 27, ст. 4160, 4238.
Далее — «Федеральный закон «О полиции».
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции».
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции».»;
При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.
Источник: legalacts.ru
Статья 23. Закона о Полиции РФ. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
- для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
- для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
- для освобождения заложников;
- для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
- для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
- для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
- для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
- для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
- для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
- для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
- для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Комментарий к ст. 23 Закона о Полиции
1. Групповым нападение считается в случае, когда его осуществляют два и более физических лица. Групповым оно будет вне зависимости от того, был ли у данных лиц предварительный сговор о совместных действиях (нападении), и даже в случае, если они затем будут признаны невменяемыми.
2. Несовершеннолетний, о котором речь идет в комментируемом Федеральном законе, — это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
3. В случае применения или использования табельного боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.
4. Если будет доказано, что боевое ручное стрелковое оружие и (или) боеприпасы применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.
5. Каждый сотрудник должен знать и беспрекословно соблюдать установленные меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
6. В пункте 3 ч. 1 ст. 23 анализируемого Федерального закона употреблено понятие «заложник». Под таковым подразумевается физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
7. Значительным скопление граждан будет во всех случаях, когда надзирающими и (или) контролирующими деятельность сотрудника полиции должностными лицами (органами) данное количество людей может быть расценено как значительное скопление граждан.
8. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
9. О понятиях «оружие», «боеприпасы», «взрывчатые вещества» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
10. Огнестрельным оружием является оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.
11. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
12. О понятиях «подозреваемый» и «обвиняемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
13. О понятии «радиоактивные вещества» см. комментарий к ст. 16 настоящего Федерального закона.
14. О понятии «инвалид» см. комментарий к ст. 22 настоящего Федерального закона.
15. См. также комментарий к ст. ст. 20 — 22 настоящего Федерального закона.
Источник: consultant-mos.ru
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием или внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Источник: www.zakonrf.info
Статья 24. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об оружии»
Статья 24 Закон РФ об Оружии . Применение оружия гражданами Российской Федерации
Статья 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации
Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту применения оружия.
Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается ношение оружия в состоянии опьянения, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, которые участвуют в культурно-развлекательных и иных публичных мероприятиях и которым предоставлено право ношения с военной формой одежды отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков), лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Запрещается обнажение оружия в случае, если отсутствуют основания для его применения, предусмотренные частью первой настоящей статьи (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Запрещается использовать старинное (антикварное) оружие для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения.
Запрещается использовать оружие, имеющее культурную ценность, не относящееся к старинному (антикварному) оружию, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия, за исключением случаев его ношения и имитации его использования вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий.
Комментарий к статье 24 Закон РФ об Оружии
1. Комментируемая статья — это основа института правомерного применения оружия гражданами РФ. Применение оружия — это использование его боевых качеств по прямому назначению .
Платошкин Н.А. Признак вооруженности в составе хулиганства // Военно-юридический журнал. 2008. N 5.
В гл. 4 Уголовного кодекса РФ перечислены обстоятельства, исключающие преступность деяния: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск и исполнение приказа или распоряжения. За исключением последнего, возникновение всех других обстоятельств может быть связано с правомерным применением оружия для защиты жизни, здоровья и собственности (к примеру, доставление преступника под угрозой применения оружия в отдел полиции). Однако законодатель по необъяснимой причине ограничился указанием лишь на необходимую оборону и крайнюю необходимость. Комментируемая статья ограничивает право на применение оружия гражданами лишь случаями необходимой обороны и крайней необходимости. Применить оружие для задержания лица, совершившего преступление, а также в ситуациях обоснованного риска нельзя — делают вывод С. Милюков и А. Никуленко .
Милюков С., Никуленко А. Применение огнестрельного оружия при охране объектов животного мира и среды их обитания // Уголовное право. 2011. N 1.
Под необходимой обороной в соответствии со ст. 37 Уголовного кодекса РФ понимается причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. Запрещено применять оружие в случае необходимой обороны, если существует реальная угроза причинению вреда третьим лицам.
Крайняя необходимость согласно ст. 38 Уголовного кодекса РФ — это причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
Часть 1 комментируемой статьи допускает применение оружия только в том случае, если оно находится у граждан РФ на законных основаниях. Представляется, что данное положение является весьма спорным. При наличии у лица нелегального оружия и его применении им в случае реальной угрозы жизни, здоровью или собственности вследствие преступного посягательства, являющегося тяжким или особо тяжким, ответственность будет наступать только за незаконное хранение и ношение оружия.
2. Обязанность предупреждения посягающего или задерживаемого лица о своем намерении применить оружие является предварительным условием такого применения. Предупреждение может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника) . При этом необходимо предоставить достаточное время для ответной реакции на это предупреждение, для того чтобы посягающий убедился в серьезности намерений лица, применяющего оружие . Исключение составляют случаи, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.
Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М., 2000.
Случаями, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, следует признавать, в частности, внезапное нападение, вооруженное нападение, нападение с использованием транспортных средств, летательных аппаратов и т.п. Под непосредственной опасностью понимается угроза, которая может осуществиться незамедлительно, без каких-либо опосредующих звеньев или участников (занесенный над гражданином металлический прут, попытка сбросить с высоты, нанести удар топором, вытолкнуть на проезжую часть либо железнодорожные пути перед близко идущим транспортом, удержание под водой и т.д.) .
Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции». М., 2011.
3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении:
— женщин (если это очевидно или известно гражданину);
— лиц с явными признаками инвалидности (к примеру, отсутствие конечности, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя затрудненность, слепота и т.п.);
— несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен .
Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч.
Исключение из общего правила: совершение указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ вооруженным нападением признается нападение, совершаемое с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. Групповым считается нападение, предпринятое двумя и более лицами .
О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее 24 часов с момента его применения сообщить о случившемся в орган внутренних дел по месту применения оружия. У гражданина истребуется объяснение, в котором должны быть отражены обстоятельства, которые привели к применению оружия; вид оружия, время и место его применения; имеющиеся сведения о лицах, против которых оно применялось; условия, цели и результаты применения оружия; сведения о возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего и др. .
4. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Часть 3 комментируемой статьи дополнительно содержит запреты на ношение оружия на религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях. Исключение составляют:
— лица, принимающие непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия (напр., спортсмены, занимающиеся стрелковыми видами спорта (биатлон, пулевая стрельба и др.), сотрудники правоохранительных органов, участвующие в показательных выступлениях);
— казаки, участвующие в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы. Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, а также Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой»;
— лица, участвующие в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма (напр., на Северном Кавказе);
— лица, уполномоченные организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении (частные охранники).
5. Часть 4 комментируемой статьи вводит в оборот термин «использование оружия». В отличие от применения оружия (направленность на поражение посягающего лица), использование оружия осуществляется в целях охоты и занятий спортом.
Правила безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны утверждены Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 и обязывают его владельца:
— обращаться с оружием так, как будто оно заряжено и готово к выстрелу;
— приступать к стрельбе из оружия только после изучения его устройства, порядка взаимодействия составных частей, приемов разборки, сборки, заряжания и разряжания, методов прицеливания и ведения стрельбы, а также Правил безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны;
— соблюдать требования безопасности, изложенные в паспорте (инструкции по эксплуатации) конкретного образца оружия;
— проверять каналы стволов до и после стрельбы на наличие в них посторонних предметов и при необходимости удалять их;
— в случае осечки открывать затвор оружия не ранее чем через 5 секунд во избежание последствий затяжного выстрела при открытом затворе.
Владельцу огнестрельного оружия самообороны запрещается:
— направлять оружие на человека, даже если оно не заряжено, либо в сторону людей, домашних животных, зданий и сооружений, за исключением случаев самообороны;
— досылать патрон в патронник ствола силой либо забивать его;
— стрелять из неустойчивых положений или одновременно из двух стволов двуствольного оружия;
— применять патроны, не предназначенные для стрельбы из данного образца оружия;
— использовать для стрельбы неисправные патроны, патроны с истекшим сроком годности и осечные патроны либо патроны, снаряженные предметами, не предназначенными для использования в качестве поражающих элементов;
— самостоятельно производить ремонт основных узлов и механизмов оружия, вносить в них конструктивные изменения;
— хранить оружие и патроны в одном помещении с горючими, легковоспламеняющимися и химически агрессивными материалами;
— осуществлять ношение, транспортирование и использование оружия, а также снаряжение патронов в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и иного), под воздействием лекарственных препаратов, ставящих под угрозу безопасность владельца оружия и окружающих его людей.
Владелец газового оружия должен:
— при выстреле держать оружие на вытянутой руке, а после выстрела сразу же отойти на несколько метров от места выстрела во избежание воздействия аэрозольного облака;
— после стрельбы оружие необходимо разрядить, почистить тканью, смоченной спиртом или спиртовым раствором, содержащим не менее 40% спирта, и поместить в полиэтиленовый пакет.
Владельцу газового оружия запрещается:
— использовать газовые патроны с истекшим сроком годности;
— применять газовое оружие на расстоянии менее 1 метра от дульного среза до объекта поражения, поскольку в этом случае твердые частицы снаряда могут причинить вред здоровью нападающего;
— производить выстрелы при встречном ветре и внутри замкнутого ограниченного пространства (в комнате, лифте, автомобиле и т.п.).
Под обнажением оружия понимается извлечение его из кобуры, чехла или из иного скрытого от посторонних глаз места (напр., кармана куртки) в целях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, а также иных целях (охота, занятия спортом).
Незаконное применение (использование) оружия влечет за собой уголовную или административную ответственность.
В.И. Сургутсков, Е.В. Зайцева
«КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 13 ДЕКАБРЯ 1996 ГОДА № 150-ФЗ «ОБ ОРУЖИИ»
Источник: bazanpa.ru