МАДОУ МО г. Нягань «Центр развития ребенка-детский сад №4 «Веснянка».
Исследовательский работа на тему «Есть ли у птиц память?»
Проект выполнили : Борозна Мария
Руководитель проекта : Ибадова Д. С.
Здравствуйте, нас зовут Борозна Мария и Носов Никита. Мы из детского сада «Веснянка». Мы очень любим читать сказки. Однажды в детском саду, наш воспитатель Дарья Салимжановна прочитала нам сказку Д. И. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Сказка очень интересная, всем было жалко Серую Шейку.
Но нам стало интересно: «А как же мама-утка найдет обратно дорогу к своей дочери, когда прилетит с юга весной». Всем стало интересно. Мы решили узнать о птицах побольше.
Цель исследования : есть ли у птиц память?
— узнать откуда появились птицы;
-узнать побольше о строении птиц;
— провести свой опыт с голубями.
У птиц, как и у людей, есть память, поэтому они запоминают нужные им дороги.
2. Основная часть
2.1 Как появились птицы на Земле
Что посадить для кур на огороде ? Готовимся к сезону заранее.
Чтобы узнать откуда появились птицы, Дарья Салимжановна предложила нам посмотреть энциклопедию о птицах. В энциклопедии мы увидели картинку большой ящерицы. Оказывается, птицы произошли от этих древних ящериц –архозавров. Это очень интересно, ведь ящерица совсем не похожа на птицу, ни на какую.
Дарья Салимжановна объяснила нам, что прошло много лет и постепенно ящерицы превратились в птиц. Никита, давай расскажем всем, как ящерицы превращались в птиц? Менялась природа и жизнь ящериц, и чтобы выжить они должны были научиться летать. И со временем у них вместо передних лап появились крылья, а вместо чешуи перья.
Ученые считают, что это случилось 170-190 миллионов лет назад. У птиц до сих пор на ногах и пальцах осталась чешуя, как у ящериц.
2.2 Острое зрение
После того как мы посмотрели энциклопедии, Дарья Салимжановна предложила нам поговорить с учителем биологии. Поэтому мы пошли в «Гимназию», потому что эта школа находиться рядом с нашим детским садом. Учитель биологии Нургалеева Роза Абелкановна рассказала о строении птиц. Кое-что мы уже знали.
Например, что у птиц есть клюв, два крыла, хвост, голова, две ноги и тело покрыто перьями. И что летают они, потому что у них есть крылья. Маша, а ты знаешь, что не все птицы летают? «Почему у курицы есть крылья, а она не летает, у пингвина есть, но он тоже не летает. Учитель биологии нам объяснила.
Оказывается, у птицы на груди есть киль. Это такое устройство, которое помогает летать, у каких птиц он тяжелый те летать не умеют, а у каких легкий те умеют. А еще, птицы видят как люди, у них цветное зрение. И их зрение очень хорошее, говорят «острое» зрение. Для того чтобы видеть врагов, находить с высоты еду.
Глаза у всех птиц разные и они очень большого размера. Например, у голубя глаза почти во всю голову, просто мы этого не видим, они прикрыты перьями. А у страуса глаза такого размера, как у слона. А еще птицы могут смотреть на солнце, не мигая. Мы тоже попробовали посмотреть на солнышко, но не выдержали, сразу же захотелось закрыть глаза.
Курица: Самая распространенная птица на Планете Земля | Интересные факты про курицу
Правда, Никита? Да!Сова может охотиться ночью и с высоты увидеть в темноте мышь. А еще мы узнали, что совы могут видеть и днем. Это потому что у всех птиц в глазу находиться такая ямка, похожая на лупу, увеличительное стекло. И она увеличивает все предметы. Поэтому птицы хорошо видят. Мы решили это проверить.
Для этого мы взяли лупу, посмотрели через нее на мелкие детали конструктора. И правда, детали стали крупнее. Мы сделали вывод, птицы лучше видят, чем люди.
2.3 Прекрасный слух
Еще мы узнали, что птицы слышат лучше, чем мы люди. Мы думали, что мы умнее и сильнее, а оказывается это не так. Нам учитель биологии объяснила это так. Нам ведь не надо охотиться за едой, прятаться от врагов. А птицам надо.
Вот поэтому их уши так устроены чтобы можно было услышать самые тихие звуки и понять их. Никита, расскажи всем, что мы узнали о том, что могут слышать птицы. Например, сова услышит писк мышей, который не можем услышать мы. Воробьи если услышат крик вороны или сороки, то поймут что враг где-то рядом. Это может быть кошка или ястреб, или сова.
Они услышат этот сигнал и спасутся. Вороны легко узнают по волчьему вою, когда волки находят добычу. Могут прилететь и поесть их добычу. Птицы, как и люди умеют петь и понимают друг друга. А еще и нам их песни нужны.
Веселее идти по улице, когда услышишь простое чириканье воробья или песню синички.
2.4 Живой прибор
Мы сделали вывод, птица лучше человека может видеть и слышать. Поэтому, мы снова задали свой вопрос Розе Абелкановне. Раз птица, умное животное, значит у нее есть мозг и память? Роза Абелкановна показала нам фильм про голубей, которые помогали людям во время войны. Оказывается раньше, были почтовые голуби, которые приносили письма, как почтальоны.
Письмо привязывали к лапке. Голуби находили нужную дорогу, потому что у всех птиц, есть внутренний компас. У человека тоже есть компас, только он не в голове, мы его видели и он похож на часы. У птиц он невидимый, потому что находиться в голове. Как человек находит себе путь в лесу по компасу, так и птицы находят себе дорогу.
С этим компасом они рождаются. Когда голуби летят куда-то, они могут запоминать дорогу по солнцу, по деревьям, по запахам и звукам. Значит у них есть память. А еще она показала нам макет головного мозга птиц. У птиц он большой, поэтому они могут запоминать дорогу, человека, звуки.
2.5 Опыт с голубями
Мы решили сами убедиться в этом и провести свой эксперимент. Для этого мы несколько дней подряд ходили кормить голубей в наш двор, на одно и тоже место. И вот что у нас получилось. В первый день прилетело несколько голубей. Во второй и третий день, когда мы вышли кормить, голуби прилетели не сразу, пришлось ждать.
А вот в четвертый и пятый день как только мы пришли во двор, голуби сразу же к нам слетелись. Ну конечно Маша, ведь голуби запомнили не только место, но и нас. А помнишь ты мне рассказывала, что ты кормила голубей с окна и они запомнили его и до сих пор прилетают к нему. Наконец-то мы убедились, что у птиц есть память. Теперь мы знаем, как мама-утка найдет дорогу к своей дочери.
Благодаря своей работе, мы узнали много интересного о птицах. И для игры в группе мы изготовили специальную папку с разными вопросами и заданиями о птицах. Эта папка называется «Лэпбук». Желаем вам успехов! Спасибо за внимание!
Источник: www.maam.ru
Какая память у курицы
Исследователи из Бристольского университета доказали, что куры способны различать числа от одного до пяти и знакомы с логикой. То есть они прекрасно осознают, что если A больше, чем В, и В больше, чем С, то A больше, чем С.
Курица отнюдь не примитивное создание. Те, кто внимательно наблюдал за этими птицами, знают, что они могут быть такими же хитрыми и изворотливыми, как люди. Когда им это необходимо.
2. Они способны различать и узнавать до 30 своих сородичей
Эти птицы действительно могут распознавать до 30 куриц и цыплят по отдельности. Птенцы запечатлевают образ своей матери в период 24 36 часов после вылупления.
Между собой куры общаются не только голосом, но и с помощью языка тела, используя сложные сигналы.
3. Они понимают, что объект, который исчез из их поля зрения, по-прежнему существует
Куры осознают, что если что-то исчезло из их поля зрения, это не значит, что оно перестало существовать. Человек этого не понимает, пока ему не исполнится 1 год или больше.
Они стайные птицы и имеют сложную социальную иерархическую структуру. У каждой особи в стае есть свой социальный статус, признаваемый другими членами стаи.
4. Все они произошли от банкивской джунглевой курицы
Любой цыпленок или взрослая курица, которых вы когда-либо видели, являются потомками банкивской джунглевой курицы, «очень застенчивой птицы из джунглей, которая обитает в Южной Азии на всем пути от Пакистана до Суматры и Индонезии» (Эндрю Лоулер, автор книги «Почему курица пересекла мир: эпическая сага о птице, которая питает цивилизацию») . По словам автора книги, эти птицы настолько стеснительны, что, будучи пойманными, могут умереть от сердечного приступа из-за ужаса.
5. Цвет яиц кур-несушек обычно зависит от цвета их ушных мочек
Цвет мочки уха, по-видимому, в большинстве случаев связан с цветом яйца. Породы с белыми мочками уха обычно несут белые яйца (за исключением пород Penedesencas и Empordanesas). Куры с красными мочками уха обычно несут яйца коричневого цвета (за исключением нескольких специфических пород, таких как «пасхальная», амераукана и араукана, которые несут голубые или зеленые яйца).
6. Им больше нравятся люди с привлекательной внешностью
Ученые провели необычное исследование, обучив нескольких кур реагировать на изображения симметричного, «правильного» женского и мужского лица. А затем показали им фотографии лиц с явно преувеличенными женскими или мужскими чертами — и птицы выбирали те изображения, где лица были наиболее симметричными. Таким образом, куры демонстрировали ту же естественную склонность к симметрии, что есть и у людей, и которая коренится в нервной системе.
7. Они, по всей видимости, имеют базовое представление о физике
В проведенных экспериментах домашние куры проявляли больший интерес к реалистичным диаграммам, чем к тем, которые бросали вызов законам физики.
8. Петухи исполняют специальный «танец»
Во время этого танца они издают специфические звуки (призывы к еде) и двигают головой вверх и вниз, подбирая и роняя кусочки пищи. Ученые выяснили, что самки предпочитают самцов, наиболее искусных в этом танце. А еще у них должны быть большие и яркие гребни.
9. На Земле кур больше, чем людей
Более того: их больше, чем любых других птиц в мире. Шутка ли, 25 миллиардов.
10. Многие археологи уверены, что первоначально кур одомашнивали не для еды, а для петушиных боев
Петушиные бои в древности были религиозным ритуалом, который проводился между двумя деревнями или другими группами людей, которым нужно было что-то выяснить между собой. Собственно, как и коррида.
Источник: — переведено специально для fishki.net
Источник: m.fishki.net
6 фактов, которые изменят ваше представление о курах
Интеллектуальные способности кур сильно недооценены: оказывается, они имеют полноценный язык, умеют считать и чувствовать; они также крайне разборчивы в вопросе воспроизведения рода. Вот несколько любопытных фактов об этой домашней птице.
Ни одно домашнее животное не изучено так хорошо, как курица. В 2004 году она даже стала первой птицей (и первым домашним животным), для которой были построены генетическая и физическая карты и секвенирована полная геномная последовательность. Эксперты журнала Modern Farmer предлагают познакомиться с некоторыми сторонами куриной жизни, о которых люди, как правило, не задумываются.
1. Как они общаются?
То, что человеческому уху слышится как щелчки или кудахтанье, на самом деле является настоящим языком. Ученые определили минимум 30 различных значений куриной «речи», начиная от «мне пора отложить яйцо» или «все сюда, здесь много червяков!» до призывов партнера в брачный период. Особым звуковым образом куры реагируют на стрессовые ситуации (например, появление хищника), а матери даже негромко разговаривают с птенцами, находящимися в яйце. В свою очередь, цыпленок еще за несколько дней до вылупления начинает звуковое общение с наседкой, используя для этого около десятка сигналов, в том числе сигнал удовольствия или высокий писк как реакция на тревожный сигнал куры о появлении врагов.
2. Есть ли у них чувства?
Орнитолог из Великобритании Джо Эдгар обнаружил у домашних кур способность испытывать эмпатию. Он провел эксперимент, в рамках которого цыпленок подвергался стрессу, притом его мать вела себя так, будто проблему испытала она сама. Также известно, что куры грустят, оказавшись вдали от своей группы или в случае гибели цыпленка.
3. Снятся ли курам сны?
Точно это неизвестно, однако процесс сна у кур изучен достаточно хорошо. Как люди и прочие птицы, они также имеют фазу быстрого сна, которая характеризуется повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. В рамках изучения сна человека выяснилось, что около 85% разбуженных через 4 минуты после начала БДГ-фазы, видели красочные сны.
Еще одна разновидность сна, свойственная курам и многим другим представителям фауны (но не человеку) — это «сон медленной волны»: способность спать с одной половиной мозга, в то время как другая остается бдительной. Этот инструмент выработался в процессе эволюции для того, чтобы вовремя заметить приближение хищника даже в период собственного отдыха.
4. В чем кроется привлекательность петуха?
Куры способны спариваться с несколькими петухами; при этом они обладают способностью извергать семенную жидкость наименее «интересных» партнеров, задерживая лишь ту, которая принесет самое здоровое потомство. Потому самые высокие шансы на продолжение рода имеют крупные и выносливые петухи: самки также понимают, что они смогут обеспечить семейству больше пищи. Оценка размеров партнера включает форму и цвет гребешка.
5. Насколько умны куры?
Куры и петухи обладают достаточным уровнем интеллекта: они способны удержать в памяти отличительные черты более 100 особей (как других кур, так и людей) — таким образом, они могут запомнить тех, кто относится к ним плохо или хорошо. Они обладают острым (телескопическим) зрением, свойственным хищным птицам, а в процессе принятия решений учитывают накопленный ранее опыт и свое знание окружающей обстановки. Помимо того, эти птицы способны к арифметическому счету и различают некоторые геометрические фигуры. Они являются потомками тираннозавра — одного из самых крупных наземных хищников всех времен.
6. Их очень, очень много
Наконец, численность домашних кур превосходит количество людей на планете в соотношении 3:1. Некоторые люди имеют алекторофобию (alektorophobia) — навязчивую боязнь кур и цыплят; возможно, это не лишено смысла.
Источник: sci-hit.com
Способны ли куры к сочувствию?
Эксперименты, проведенные британскими биологами, показали, что куры, по-видимому, обладают элементами эмпатии по отношению к своим цыплятам. Когда курица видит, что цыпленку угрожает опасность, меняется не только ее поведение (что было известно и раньше), но и физиологические параметры организма, такие как пульс и температура глаз. Это свидетельствует о наличии эмоционального отклика на состояние птенца. Возможно, эмпатия в ходе эволюции изначально развилась как адаптация, способствующая эффективной заботе о потомстве.
Вопрос о наличии у животных способности к эмпатии (эмоциональному отклику на состояние другого живого существа) остается малоизученным. Что и неудивительно, поскольку изучать субъективные психологические состояния можно только по их внешним проявлениям, которые, как правило, могут быть интерпретированы по-разному. Считается, что существуют разные уровни эмпатии, от простейшей «эмоциональной заразительности» (emotional contagion) до высших, осознанных форм, характерных для людей и, возможно, других приматов.
Эмпатию у животных чаще всего изучают по ее поведенческим проявлениям. Например, если крыса видит страдания другой крысы и имеет возможность их прекратить, нажав на рычаг, то обычно она это делает. Но что она при этом чувствует — желание спасти ближнего или потребность избавиться от раздражающего фактора в виде визжащего над ухом существа — остается неясным.
В других экспериментах было показано, что мыши сильнее реагируют на свои собственные болевые ощущения, если видят рядом другую страдающую мышь, причем этот эффект проявляется только в том случае, если две мыши достаточно долго жили вместе. Страдания незнакомцев не производят впечатления на мышей (см.: Мыши чувствуют чужую боль, «Элементы», 03.07.2006). Подобные факты наводят на мысль, что способность к эмпатии могла развиться как одна из адаптаций к общественному образу жизни.
Особенно важную адаптивную роль эмпатия может играть во взаимоотношениях между родителями и детенышами. Чувствительность к эмоциональному состоянию, понимание желаний и намерений детеныша могли бы помочь матери обеспечить потомству наилучший уход, защиту и воспитание. Хотя в принципе тут можно обойтись и одними врожденными или выученными поведенческими реакциями, без эмоционального отклика — как это, вероятно, происходит у насекомых, заботящихся о своем потомстве.
Биологи из Бристольского и Лондонского университетов в качестве объекта для изучения эмпатии выбрали обычных домашних кур. Такой выбор был обусловлен несколькими соображениями. Если у кур есть эмпатия, это может иметь практическое значение для птицеводства.
В этом случае вид страданий себе подобных — обычное зрелище для кур на птицефермах — мог бы вызывать у них стресс и влиять, скажем, на яйценоскость или скорость роста птиц. Во-вторых, об эмпатии у птиц известно пока очень мало; это делает задачу интересной с теоретической точки зрения (ранее были получены результаты, указывающие на наличие сочувствия у гусей: Wascher et al., 2008.
Heart rate modulation in bystanding geese watching social and non-social events и воронов: Fraser, Bugnyar, 2010. Do Ravens Show Consolation? Responses to Distressed Others). В-третьих, поведение кур, в том числе родительское, изучено весьма подробно, что облегчает интерпретацию новых результатов.
Известно, что куры-матери внимательны к поведению своих цыплят. Например, они целенаправленно учат их клевать «правильные» (съедобные) объекты и меняют свое поведение, когда видят, что цыплята клюют что-то несъедобное (Nicol, Pope, 2006. The maternal feeding display of domestic hens is sensitive to perceived chick error). Это говорит о когнитивной чувствительности курицы к состоянию цыпленка, но не обязательно о ее эмоциональной вовлеченности: курица понимает, что происходит с цыпленком, но переживает ли она за него?
Чтобы хоть немного приблизиться к ответу на этот трудноразрешимый вопрос, авторы изучили не только поведенческие, но и физиологические реакции кур, видящих, как их цыпленок подвергается слабому стрессовому воздействию.
В эксперименте приняли участие 14 кур со своими выводками. Каждую мамашу и цыплят сначала долго приучали к экспериментальной обстановке, чтобы она не вызывала у них беспокойства. Опыты проводились в деревянном ящике, разделенном пополам перегородкой из оргстекла. К курице ремешками приматывали прибор для измерения пульса; при помощи тепловизора регистрировалась температура глаз и гребешка.
Использовались 4 экспериментальные ситуации:
1) Контроль: курица и цыплята в течение 20 минут находились в своих отсеках и не подвергались никаким воздействиям.
2) Первые 10 минут ничего не происходило, а затем на цыплят направляли струю воздуха. Это продолжалось одну секунду, затем следовала 30-секундная пауза, после чего на цыплят снова дули одну секунду, и так далее.
3) В третьем случае всё было так же, как во втором, только струю воздуха направляли не на цыплят, а на курицу.
4) В четвертом случае птицы слышали шипение воздушной струи, вырывающейся из контейнера со сжатым воздухом, но струю ни на кого не направляли.
Каждая курица с выводком в течение двух недель была протестирована по два раза во всех четырех ситуациях. В каждом тесте сравнивались поведенческие и физиологические параметры в течение первого и второго 10-минутных периодов («до воздействия» и «во время воздействия»).
Поведение курицы в контрольных ситуациях 1 и 4 было одинаковым в оба периода. В ситуациях 2 и 3 курица в течение второй десятиминутки («во время воздействия») достоверно меньше времени тратила на чистку перьев, чаще принимала настороженную позу и в целом издавала больше звуков, однако специфическое «материнское квохтанье», которым курица подзывает к себе цыплят, усиливалось только в ситуации 2, когда ветер дул на птенцов. Квохтанье выполняет как минимум две функции: во-первых, оно помогает матери уводить цыплят от опасности, во-вторых, ранее было показано, что эти звуки способствуют обучению: цыплята лучше запоминают те ситуации и события, которые сопровождаются «материнским квохтаньем».
Пульс курицы достоверно учащался только в ситуации 2 и оставался ровным во всех остальных случаях. Температура глаз снижалась в ситуациях 2 и 3, гребешка — только в ситуации 3. Как и учащение пульса, охлаждение глаз и гребешка является признаком стресса (периферические сосуды сужаются, что ведет к оттоку крови от периферии к мышцам и внутренним органам).
Таким образом, куры продемонстрировали характерный набор физиологических и поведенческих реакций на стресс и испуг как в ситуации 3, когда ветер дул на них самих, так и в ситуации 2, когда ветер дул на цыплят. Самое интересное, что учащение сердцебиения и «материнского квохтанья» было отмечено только в ситуации 2, тогда как охлаждение гребешка наблюдалось только в ситуации 3. Авторы отмечают, что эти различия нельзя объяснить реакцией матери на звуки, издаваемые цыплятами, потому что цыплята в ситуации 2 пищали не больше, чем во всех остальных ситуациях. Кроме того, не было выявлено никаких корреляций между цыплячьим писком и поведением матери.
По-видимому, всё это означает, что у кур имеется специфическая эмоциональная реакция на опасность, угрожающую потомству, причем она отличается от реакции на точно такие же стимулы, направленные на саму птицу. Это можно рассматривать как довод в пользу того, что куры обладают способностью к эмпатии или, по крайней мере, некоторыми ее ключевыми элементами.
Какие особенности поведения цыплят, подвергавшихся действию воздушной струи, вызывали материнский отклик, осталось неясным, потому что авторы не отслеживали реакции птенцов, за исключением количества писка.
Чтобы окончательно доказать, что неприятная ситуация, в которую попали птенцы, вызывает у курицы-матери отрицательные эмоции (а не нейтральные реакции, такие как «интерес» или «повышенное внимание»), следовало бы проследить за работой ее мозга. Пока же нейробиологи не подключились к этим исследованиям, приходится довольствоваться косвенными аргументами. В частности, авторы отмечают, что куры целенаправленно избегают ситуаций, на которые они реагируют так же, как на струю воздуха в эксперименте. Следовательно, эти реакции, скорее всего, связаны с отрицательными эмоциями.
Источник: elementy.ru