Этимология слов «каска» и «шлем» близки, оба слова означают головной убор, призванный защитить голову от механического воздействия. Защитный головной убор для военных в русском языке было принято называть шлемом. А вот шлем во французском и испанском языках звучит как «каска». Одно время «каской» в Европе называли открытый шлем типа бургиньот.
Шлем типа бургиньот
С развитием огнестрельного оружия доспехи стали не актуальны. Казалось, что слово обречено прозябать на задворках истории, как и предмет, им обозначенный. И вдруг, в эпоху мировых войн, слово обрело второе дыхание, быстро проникнув во все европейские языки. Все дело в том, что эволюция военного дела связана с противостоянием технологий нападения и обороны, оружия и брони.
В XVII-XVIII веках огнестрельное оружие дало колоссальное преимущество технологиям нападения, сводя на нет роль стен и доспехов. Однако с переходом от точечного поражения к стрельбе по площади, от ядра к шрапнели, от винтовки к пулемету, огнестрельное оружие породило и новые технологии защиты. Войска начинают зарываться в землю, война превращается в позиционную.
ВОССТАНОВИЛИ ВОЕННЫЙ ШЛЕМ 1941 ГОДА!
Французская каска пожарного XIX века
В окопах Первой мировой погибали не только от пуль, но и от шрапнели, осколков снарядов и разлетающихся камней при взрыве. Вот тут французам и пришла в голову идея защитной каски, благо еще со времен Наполеона пожарные во Франции снабжались бронзовыми шлемами для защиты головы от падающих предметов.
Можно заметить, что подобные головные уборы, только преимущественно из кожи, носили в XIX веке в русской и прусской армии, а в колониальных войсках получили распространение пробковые шлемы. Металлические шлемы носили кирасиры и драгуны. Однако все головные уборы рассматривались и разрабатывались, скорее, в качестве элемента униформы, а не в качестве элемента защиты, и не годились для позиционной войны.
Испанцы в пробковых шлемах 1912 г.
Каска Адриана
Итак, уже в 1915 году все французские войска получили «каски Адриа́на» M1915. Эта военная каска состояла из четырех частей: полусферического свода шлема, переднего и заднего козырька и гребня, прикрывающего вентиляционное отверстие. Шлем изготавливался из стального листа толщиной 0,7 мм, имея вес около 700—800 грамм. Кожаный подшлемник состоял из 6 — 7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень был изготовлен из кожи.
Каска Адриана оказалась дешевой, простой, удобной. Она вчетверо уменьшила количество ранений в голову от шрапнели и осколков во французских войсках. Шлем определенно произвел впечатление на воюющие стороны. Бельгия, Греция, Италия, Польша, Япония, Российская империя и ряд других стран стали закупать эти каски для своих вооруженных сил. Германия и ее союзники так же озаботились созданием подобных шлемов.
Каска Адриана
Наряду с достоинствами, каска Адриана имела ряд недостатков. Ее защита от пуль была совершенно недостаточной, а наличие нескольких элементов не только снижало прочность, но и усложняло производство.
Украинские солдаты проверили на прочность российский шлем #shorts
Штальхельм и шапель
В 1916 году в войска Германии поступили стальные шлемы Stahlhelm М16. Немцы создали более совершенную, цельноштампованную каску из никелевой стали. Изнутри к ней на трех заклепках крепилось стальное кольцо для подшлемника и подбородочного ремешка. Несмотря на гораздо лучшие характеристики, чем у каски Адриана, Stahlhelm оказался также неспособен сдерживать винтовочную пулю. Поэтому на М16, М17 и М18 устанавливали специальные втулки, на которые должна была крепиться дополнительная броневая пластина.
Штальхельм М16
«Рогатые» шлемы создали особенный образ немецкого солдата на всю Первую мировую войну. Важность узнаваемости силуэта «своего» солдата осознавали и в Великобритании. Раскритиковав каску Адриана, англичане порылись в богатых закромах традиций и выудили оттуда капеллину или шапель (по-нашему – железную шапку), снискавшую популярность у средневековой пехоты на излете средневековья.
По имени «вспомнившего» про шапель изобретателя, устройство назвали «каска Броди» Mk.I. Главным достоинством этой цельноштампованной каски была ее простота и соответственно – дешевизна. Эти металлические тарелки имели широкие поля, хорошо защищающие от осколков сверху, и неплохо рикошетили. Однако во время атаки защитные свойства шлема были минимальны.
Каска Броди
Каска Броди пережила две модификации (Mk.II в 1939 и Mk.III в 1943 г.) и была принята на вооружение в Великобритании, Португалии, США, а также СССР в виде шлема бойца ПВО (1938 г.). Причем советская модификация отличалась более толстым металлом (1,8 мм. против 0,9) и, соответственно, гораздо большим весом – 1,2 кг.
Шлем легионера
Если немцы и англичане, рисуя силуэт своих шлемов, вдохновлялись средневековой историей, то итальянские фашисты апеллировали к Римской империи. В 1931 году была создана опытная модель М31, которая своим внешним видом напоминала шлем римских легионеров. После определенной доработки новый шлем был принят под обозначением М33. Официально этот шлем был введен только в 1934, а в армию начал поставляться в 1937-м.
Итальянский диктатор Бенито Муссолини в парадном шлеме M31
Для М33 использовался сплав никеля и стали. Вес его составлял 1100 — 1200 грамм, толщина стенок 1,2 мм. Шлем имел три или четыре вентиляционных отверстия, а на фронтальную часть наносились эмблемы родов войск, к которым принадлежали носившие каску. По старой традиции, головные уборы итальянских стрелков (берсальеров), в том числе и шлемы М33, украшались боковым султаном из перьев глухаря или фазана.
Итальянский М33 получился достаточно надежным, простым и эффективным. Он послужил образцом для некоторых шлемов других армий, в том числе для СШ-40 Красной Армии.
Эксперименты с формой
Испанцы, не участвовавшие в Первой мировой войне, озаботились касками только в 20-е годы. Они попытались объединить удачный контур Stahlhelm М16 и широкие защитные поля каски Броди. Так родилась M26 с «Con Ala» («с крыльями»). Модификация без крыльев тоже существовала, но не получила широкого распространения.
М26 поступила в войска только в 1930 г. Она была выполнена из прокатной стали, имела толщину от 1,1 до 1,8 мм и вес чуть более 1 кг. С самого начала эксплуатации эту каску преследовали жалобы на неудачную конструкцию подшлемника и отсутствие вентиляции. С учетом того, что испанцам часто приходилось вести военные действия в Африке, эти факты стали весьма досадным недоразумением для использующих их солдат.
М26 с крыльями
Пожалуй, самым ярким эпизодом конструирования каски с «национальным характером» можно признать потуги швейцарцев. Местное военное министерство хотело получить шлем, сравнимый по характеристикам с зарубежными образцами, но обеспечивающий узнаваемость и «эстетическое превосходство».
Прототип шлема был заказан французскому художнику Л’Эплатенье. Конечный результат напоминал франко-американский шлем Дюнана 1916 года, однако он был глубже по бокам и длиннее над бровями. Как и у шлема Дюнана, каска имела опускающееся забрало с продолговатыми отверстиями.
Шлем Л’Эплатенье
По мысли авторов забрало должно было защищать глаза пехотинца от осколков. Характерный же швейцарский крест, отштампованный на лбу, предназначался для повышения узнаваемости. Шлем был представлен заказчикам в 1917 году, его расхвалили за красоту, оригинальность и швейцарский характер, но его форма и штампованный крест оказались неудобны в производстве, а забрало и вовсе приводило стрелков к дезориентации из-за расположения отверстий. В итоге шлем так и не пошел в серию.
Восточный взгляд
Впрочем, лихорадочная разработка касок велась не только в Европе. Японцы внимательно следили за развитием событий на континенте, но какое-то время тема бронирования пехоты казалась им неинтересной. Интервенция на Дальнем Востоке против Советской России, а затем война в Китае, вынудили Страну восходящего солнца озаботиться снаряжением своих бойцов.
М1922 «Кабуто предварительного стандарта» с цветком сакуры
Первый вариант шлема М1922 «Кабуто предварительного стандарта» появился в 1922 году и был быстро модифицирован, так как многочисленные дырки вентиляции на куполе пропускали много воды. Шлем внешне напоминал каску Адриана, но был цельноштампованным. Во втором варианте 1922 года на куполе появилась накладка в виде цветка сакуры, закрывающая вентиляционные отверстия.
Наконец, в 1930 году, с небольшими переделками, шлем был окончательно принят армией как «Кабуто тип 90». Наиболее явным его отличием стало исчезновение с купола цветка сакуры.
Кабуто тип 90
До 1932 года японцы рассматривали каски именно как оборонительное оружие для штурмовых отрядов. Поэтому первые поставленные в армию образцы вызвали разочарование – каски не останавливали пули! Разработчикам пришлось не только вести разъяснительную работу по правилам применения касок, но и действительно разрабатывать штурмовые варианты.
Однако в разработке такой каски японцы столкнулись с тем же ограничением, что и европейцы. Постоянно носить каску более килограмма весом было невозможно, из-за начинающихся проблем со здоровьем солдата. Поэтому штурмовую каску стали рассматривать как вариант специального снаряжения, применяемого только в конкретной боевой ситуации.
В отличии от немцев, которые просто вешали броневую пластину на лоб каски, японцы создали специальные шлемы, в которых пластина крепилась изнутри. Толщина металла самой каски была увеличена до 2 мм, вес увеличился примерно до 2 кг. Лобовая съемная пластина добавляла еще 2 мм и 0,8 кг веса.
Эти штурмовые каски стали обозначаться как «Тип 98» и должны были сочетаться со стальным бронежилетом. Они не заменяли тип 90, а дополняли его как специальное снаряжение.
Японцы в касках «тип 90»
Каски Второй мировой
В целом, многочисленные эксперименты с касками в разных армиях мира показали, что для максимальной защиты нужно меньше оригинальности и больше технологичности. Вес, размер, форма, металл наиболее удачных касок все больше сближался. Рассмотрим самые совершенные и массовые каски Второй мировой войны.
На первом месте стоит немецкая М35. Являясь развитием М16, она изготавливалась из углеродистой стали, легированной молибденом. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Внешне она имеет более обтекаемый силуэт, избавилась от рожек, внутри получила качественное подтулейное устройство образца 1931 года. Каска изготавливалась в двух размерах и имела 7 размеров «подшлемника», что позволяло практически идеально подгонять ее под голову владельца.
Штальхельм М35
М35 и пришедшая на смену М40 были весьма комфортными касками, но расплатой была высокая цена и невозможность быстрой замены каски на чужую.
В Советском союзе сначала была создана СШ-36, похожая на немецкий Stahlhelm М16, но с более широкими полями. Только накануне Великой Отечественной войны она была заменена на более совершенную, похожую на итальянскую М33 каску под обозначением СШ-39 (СШ-40 с новым подтулейным устройством). Она изготавливалась из легированной броневой стали с толщиной стенок 1,9 мм и весом в 1,25 кг.
Юрий Никулин в каске СШ-40
Уже по характеристикам каски видно, что она уступала немецкой в удобстве, но несколько выигрывала в бронезащите. И разумеется, была дешевле и универсальнее.
Американская каска М1 начала разрабатываться только в 1941 году. Шлем М1 изготавливался из стали Гадфильда, и в сборе представляет собой двухкомпонентный шлем со стальной оболочкой толщиной около 1 мм. Края шлема закреплены отбортовкой. Внутреннее оборудование — это второй шлем массой 350 гр., из прессованного картона, на котором закреплен подшлемник — набор петель из тканых лент, зашнурованных сверху. Все связано с помощью девяти заклепок.
Американские актёры в касках М1
Общая масса шлема достигала 1,45 кг. Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Оригинальная конструкция каски не только эффективно защищала бойца, но и решила проблему подгонки размера каски под конкретную голову, что делало каску удобной и универсальной.
По понятным причинам немецкая каска не смогла стать «долгожителем», в отличии от американской и советской модели. В этом одна из причин ее особой «культовости» в среде любителей военной истории и коллекционеров. Большинство других военных касок времен Второй мировой не претерпевали серьезных изменений вплоть до появления кевларовых шлемов.
Источник: www.monetnik.ru
Военная каска или как правильно защитить голову бойца
Каждый мужчина, особенно тот, кто служил, согласится, что военная одежда считается залогом высокой боеспособности военных сил. В России военная форма всегда отвечает всем необходимым требованиям: она надежна, удобна и выполняет все свои основные функции. Сегодня в России военной формой экипирован каждый боец военных сил. Все-таки обмундирование – это один из важных моментов службы.
Рассмотрим, что же такое военные каски, когда начали их использовать, первые военные английские, французские и немецкие шлемы.
Как появилось понятие “каска”?
Специальный убор, предназначенный для защиты головы воина во время сражения, изначально назывался шлемом. Поскольку он являлся продолжением доспехов и был также изготовлен из железа, то военным командованием он был внесен в стандартный боевой комплект под официальным названием “стальной шлем” и признан эффективным средством индивидуальной защиты бойца.
С появлением различных видов войск и усовершенствованием военного ремесла стали модернизироваться и шлемы. Изделия имели куполообразную форму. Для их изготовления использовалась сталь. Но история знает образцы, изготовленные из фетра и кожи, защитные свойства которых обеспечивались большим количеством прикрепленных к ним металлических элементов.
Из-за наличия этих стальных деталей головной убор ассоциировался с железом. Со временем в обиходе появилось более удобное слово “каска”, что на латыни значит «металлический шлем».
Устройство касок
Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.
В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.
Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:
- обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
- предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
- смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.
Военные современные шлемы более комфортны и безопасны для солдата, поскольку лепестки содержат прикрепленные к ним дополнительные, усиливающие мягкость подушечки из пенопласта или кожи.
Появление боевых шлемов во Франции
Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.
Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.
Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:
Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал.
Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:
- Россия;
- Румыния;
- Италия;
- Португалия;
- Великобритания.
Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.
Английские солдатские шлемы
Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».
Просмотрев несколько вариантов, английское военное командование выбрало разработку Джона Броди, который представил собственную модель шлема, очень сильно напоминающую средневековую английскую железную шляпу Капеллина. В таких шлемах ангийские солдаты сражались в 11-16 веках. После небольших доработок, шлем был принят на вооружение английской армии под названием «Helmet Steel Mk1».
В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:
- Соединённые Штаты Америки;
- Канада;
- Австралия.
Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».
Военные шлемы в Германии
Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.
В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.
Однако, как оказалось, прямого попадания в лоб лучше было всё-таки избегать. Каска прекрасно выдерживала попадание даже пулемётной пули, но шеи солдат оказались абсолютно не готовыми к подобным проверкам на прочность. Травмировались или даже ломались шейные позвонки, что в ряде случаев приводило к летальному исходу.
Среди солдат существовала интересная техника, которая позволяла сохранить шею целой при лобовом попадании пули. Для этого ремешок на каске не застёгивался, и она просто слетала с головы солдата. В результате подобной хитрости многим удалось выжить после получения пули в голову.
Дальнейшие попытки создать более прочный шлем также не увенчались успехом, потому как увеличение толщины брони придавало каске лишний вес, а шея всё равно ломалась.
Какие каски были в СССР после революции
Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.
Первый советский железный шлем был создан в 1929 году. Внешне он напоминал знаменитый М-17 «Sohlberg», который выпускался в Царской России. Была выпущена опытная партия экспериментальных шлемов, получивших название М-29. В связи с тем, что процесс производства был очень трудоёмкий и дорогостоящий, данная модель так и не стала производиться серийно.
Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:
- Польский поход;
- Халхин-Гол;
- Финская война;
- Гражданская война в Испании;
- Битвы на озере Хасан.
Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.
Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:
- Он изготавливался из легированной броневой стали;
- Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
- При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
- Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.
В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.
В дальнейшем каска СШ-40 несколько раз модернизировалась. Данные модификации проходили в 1954 и 1960 годах. В обоих случаях модернизация заключалась в замене подтулейного устройства на более совершенное, но по сути, все данные модификации являлись немного доработанной моделью СШ-39.
Источники
- https://militaryarms.ru/obmundirovanie/kaski-voennye/
- https://dubki-nk.ru/tehnika/voennye-kaski-ili-kak-effektivno-zashhitit-golovu-bojtsa.html
- https://wow-cool.ru/raznoe/shlem-vojna-istoriya-voennoj-kaski-ili-kak-pravilno-uberech-golovu.html
Источник: army-today.ru
masterok
Со времен Первой мировой войны пехотинцы носят на полях сражений защитные стальные каски. В наше время каски все чаще сделаны из синтетических и керамических материалов, в том числе кевлара. При этом на фотографиях разных военных времен то и дело попадаются снимки защитных касок, пробитые на вылет.
Возникает справедливый вопрос: а действительно ли каска может уберечь от пули или нужна она только для этакой формы самоуспокоения солдат?
Есть много свидетельств о том, что в годы Второй мировой войны некоторые советские солдаты игнорировали ношение стальных шлемов, считая их обременительно бесполезными. От прямого попадания пули никакая каска все равно не спасала.
В итоге советское командование даже было вынуждено начать настоящую дисциплинарную войну с этим явлением, так как низовой отказ от индивидуальных средств защиты увеличивал количество тяжелораненых и убитых в подразделениях. Так что, забегая вперед. стоит сразу сказать: даже стальная каска на голове может спасти от попадания пули.
Каска тяжела и неудобна, она постоянно звенит и норовит сползти куда-нибудь, даже будучи правильно закреплённой. Особенно, если это каска времен XX века, разработанная и созданная для ношения в «массовой армии», где не сильно заморачиваются на индивидуальные физиологические данные отдельного солдата. Однако, все перечисленное не делает ее бесполезной. И ключевое в данном вопросе – как именно попадет пуля.
Вся фишка в том, что если взять всю статистику попаданий в живую силу, то далеко не каждое попадание будет прямым. Нередко пули попадают в людей после рикошета о какую-то поверхность или предмет. Более того, ведь пуля будет лететь необязательно в лоб каски. Скорее всего она угораздит в какой-нибудь изгиб.
Не будь этого изгиба – в голове человека гарантированно образовалась бы роковая дыра. Другое дело, когда на пути пули попадается металлический изгиб каски, способный вызвать спасительный рикошет.
Собственно, в этом и заключается главная функция каски. Она не должна «топить» пулю в своем материале. В первую очередь, она должна провоцировать тот самый рикошет и спасать человека за счет него. Любой непрямой угол из материала достаточной жесткости и твердости способе отклонить летящую пулю.
Увы, даже самая дешевая и низкокачественная сталь справляется с этой задачей лучше, чем человеческий череп. Кроме того, когда стрельба ведется на большом расстоянии, каска вполне может и «утопить» пулю в себе, если так уже будет на излете.
Другое дело — каски, сделанные в наше время с использованием современных керамических и синтетических материалов. Такие каски не только способны провоцировать рикошет, но и вполне себе имеют неплохие шансы «утопить» полю в материале. Современная «синтетика» справляется с поглощением кинетической энергии намного лучше обычных металлов.
Приятных ощущений от такого попадания в голову точно не будет. Более того, скорее всего солдата все равно придется госпитализировать с тяжелой травмой шеи, головы или с контузией. Но главное в том, человек останется жив и его можно будет снова поставить в строй.
Источник: masterok.livejournal.com
Шлемы и каски военные: описание, виды и особенности
Еще в древние времена воины пользовались специальными защищающими головы стальными шлемами. Ими укомплектовывались легионеры Юлия Цезаря, скифы, средневековые рыцари в Европе. Свое широкое применение стальной шлем получил и в Киевской Руси, в которой он был представлен большим разнообразием видов.
В наше время защищающие во время сражений головные уборы уже не называют стальным шлемом. Сегодня это название не используется. Современные шлемы известны потребителям как каски. Военные составляют основной процент всех пользователей данного вида головных уборов. Кроме них, касками пользуются шахтеры, строители, полицейские, пожарные и участники экстремальных видов спорта.
Как появилось понятие “каска”?
Специальный убор, предназначенный для защиты головы воина во время сражения, изначально назывался шлемом. Поскольку он являлся продолжением доспехов и был также изготовлен из железа, то военным командованием он был внесен в стандартный боевой комплект под официальным названием “стальной шлем” и признан эффективным средством индивидуальной защиты бойца.
С появлением различных видов войск и усовершенствованием военного ремесла стали модернизироваться и шлемы. Изделия имели куполообразную форму. Для их изготовления использовалась сталь. Но история знает образцы, изготовленные из фетра и кожи, защитные свойства которых обеспечивались большим количеством прикрепленных к ним металлических элементов.
Из-за наличия этих стальных деталей головной убор ассоциировался с железом. Со временем в обиходе появилось более удобное слово “каска”, что на латыни значит «металлический шлем».
Устройство касок
Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.
В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.
Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:
- обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
- предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
- смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.
Военные современные шлемы более комфортны и безопасны для солдата, поскольку лепестки содержат прикрепленные к ним дополнительные, усиливающие мягкость подушечки из пенопласта или кожи.
Влияние моды
В период со времен легионеров Юлия Цезаря до европейских рыцарей средневековья солдатами активно использовались каски. Военные действия тех лет проводились с большой интенсивностью, и спрос на защищающие головные уборы был особенно велик. Но со временем каски стали выполнять и эстетическую функцию. Появилась мода на красивые головные уборы.
Вопрос безопасности отошел на второй план. Шлемы были вытеснены шляпами с перьями, киверами и фуражками с красивыми лакированными козырьками.
Французская каска
Военные действия в Первую мировую войну носили окопный характер. Мишенями стали незащищенные головы солдат. Неосторожное передвижение вдоль окопа грозило серьезным ранением или смертью. Неприкрытая голова была уязвимым местом для стрельбы из винтовки или пулемета, для шрапнели и фугасов. Впервые в эти годы снова вспомнили о высокой эффективности шлемов.
К этому времени мода на красивые шляпы и кивера прошла, и на службу опять вернулись каски.
Военные Франции первыми были укомплектованы новыми, более усовершенствованными моделями. Французские изделия содержали три элемента: колпак, юбку и гребень. “Адриана” – такое официальное название получили эти каски. Военные французы с 1915 года укомплектовывались данными защитными изделиями, что существенно снизило потери личного армейского состава. На 13% уменьшилась смертность и на 30% снизилось количество раненых. В годы Первой мировой войны французскими касками пользовались солдаты Англии, России, Италии, Румынии и Португалии.
Английский шлем
Военное руководство Англии было не удовлетворено французским шлемом “Адриана”. Было решено создать свой собственный вариант военной каски. Разработчиком такого защитного изделия стал Джон Леопольд Броди, который за основу взял средневековую шляпу Капеллина, широко используемую военными в период с одиннадцатого по шестнадцатый век. Каска получила название “шлем стальной первой модификации” и представляла собой цельноштампованное изделие с широкими полями.
Подобная форма каски была очень удобна для окопных сражений, поскольку поля создавали солдату эффект зонтика, укрывали от падающих сверху осколков. Но данная модель была неудобна, когда нужно было атаковать, так как ее посадка на голове осуществлялась очень высоко и совершенно не защищала височную и затылочную части головы. Но, несмотря на этот недостаток, английский шлем Броди был принят на вооружение армиями Канады, Соединенных Штатов Америки и Австралии.
Немецкий вариант каски
В отличие от других стран, Германия до 1916 года не тратилась на производство, по мнению ее экспертов, некачественных низкосортных касок. Ее оружейники в Ганновере занимались конструкцией действительно качественной продукции. В 1916 году Германия увидела знаменитый шлем Stahihelm, который впоследствии стал символом немецкого солдата, поскольку использовался в двух мировых войнах.
Немецкий шлем значительно превосходил по удобству и защитным качествам французские и английские модели. Характерной особенностью конструкции в шлеме Stahihelm было наличие в нем стальных рожек в височных областях. Они выполняли несколько функций:
- обеспечивали прикрытие вентиляционных отверстий в шлеме;
- осуществляли крепеж специального бронированного щитка, защищающего голову немецкого солдата от прямых попаданий винтовочных и пулеметных пуль.
Несмотря на отсутствие недостатков в конструкции и форме, немецкий вариант шлема не гарантировал абсолютной безопасности личного состава. Хоть каски и выдерживали прямые пулевые попадания, но не обеспечивали сохранности шейных позвонков солдата. Удары при попадании в шлем имели настолько высокую энергию, что травмировались шейные позвонки. А это, в свою очередь, влекло за собой летальный исход. На улучшение этой ситуации не влиял тот факт, что энергию ударов при прямых попаданиях спокойно выдерживала сама каска.
Военная советская модель
Для производства касок в СССР использовалась легированная броневая сталь. Советская модель получила название СШ-39 и представляла собой изделие весом 1,25 кг. Стенки имели толщину 1,9 мм. Испытания каски были проведены лично С. М. Буденным и дали хороший результат. Советская модель была способна выдержать прямые попадания с дистанции десять метров от револьверной пули “Наган”.
В 1940 году СШ-39 подвергся модернизации. Тулейка укомплектовывалась дополнительными ремнями, сетками и подкладками. СШ-40 — такое официальное название получила усовершенствованная каска. Последующие изменения и новшества производились в 1954 и 1960 годах. Результатом стало появление новых касок СШ-54 и СШ-60, изменения в которых коснулись только тулейки.
Сама конструкция с 1939 года оставалась неизменной.
Усовершенствованная модель СШ
Существенная доработка СШ-39 была произведена в 1968 году. Модернизации подлежала форма, которую имела каска. Военная российская модель теперь обладала увеличенным наклоном лобной стенки купола и укороченными выгнутыми наружу бортами. Для ее изготовления использовался броневой сплав с большей прочностью. Наклон лобной стенки усиливал стойкость каски при осколочных попаданиях.
Подобную конструкцию шлема использует для укомплектования своего личного состава Китай, Северная Корея, Российская Федерация, Индия и Вьетнам.
Одними из самых эффективных военных касок, используемых силовыми структурами России, считаются:
- СШ-68 М предназначена для внутренних войск;
- СШ-68 Н используется вооруженными силами РФ.
Оба варианта имеют современные тулейки. Несмотря на то что вес у этих касок около двух килограммов, они отвечают первому классу стойкости, поскольку способны выдержать прямые пулевые попадания из пистолета Макарова и осколков, летящих со скоростью 400 м/с, масса которых не превышает одного грамма.
Современный российский шлем
Шлем СТШ-81 “Сфера”, начиная с 1981 года, и по сей день используется внутренними войсками Российской Федерации.
Для производства его корпуса была взята титановая пластина толщиной 0,3 см. Шлем весит 2,3 кг и применяется только для защиты от механических травм. Отвечает второму классу, поскольку не гарантирует защиты от огнестрельного оружия. Конструкция купола представляет собой три бронированных элемента, которые содержатся в специальных чехлах.
Шлем “Сфера” имеет модификацию “Сфера-П”, в которой была произведена замена титановых бронированных пластин стальными, что существенно повысило вес модели (3,5 кг). Недостатком в конструкции считается отсутствие ее целостности. Возможны черепно-мозговые травмы. Специальные чехлы с бронированными титановыми или стальными элементами быстро изнашиваются. Это приводит к их смещению и понижению защитных качеств шлема.
Как сделать военную каску?
В первую очередь нужно обзавестись необходимыми материалами. Второй шаг — сделать чертеж, по которому будет создаваться военная каска. Своими руками ее изготовить не трудно. Лучше, если каска будет иметь сферическую форму. Это снизит разрушительную энергию при ударе.
Поглотить ее или существенно уменьшить поможет также удачно выполненная подкладка.
Основой для каски может быть болванка из дерева или детский мяч, обработанный гипсовыми связующими и эпоксидными смолами с отвердителем. После затвердения гипса каркас считается готовым, и болванку можно убирать.
Одна из задач, которую выполняет каска, заключается в перераспределении удара по всей ее площади. Поэтому материал для внешней оболочки должен иметь высокий показатель прочности и вязкости. Идеально подойдет пенополиуретан. Его предел прочности составляет 5 кг/см 2 , что делает очень эффективным поглощение им удара.
Можно использовать стеклоткань, которую в несколько слоев наклеивают на поверхность каски и промазывают эпоксидной смолой. После затвердения смолы излишки снимаются шпателем, а остатки стеклоткани срезаются ножом.
Внутренняя часть каски должна содержать блоки из пенопласта, что увеличивает защиту при ударах. Они крепятся с помощью клея. Рекомендуется это делать после тщательной подгонки. Важно, чтобы не было во внутренней части шлема пустот, пенопластовые блоки не должны давить на височную область.
Блоки в затылочной и лобной части клеятся в последнюю очередь. Они предотвращают возможное смещение каски от удара. Если в шлеме имеются пустоты, они заполняются кусками ППУ. Перед тем как приступить к оклейке внутренней части, монтируются с помощью винтов и шайб специальные крепежные ремешки.
Последним штрихом будет покраска самодельной каски. Для этого можно использовать аэрозольную нитрокраску или нитроэмаль. Но перед этим поверхность изделия нужно обработать автомобильной нитрогрунтовкой.
Недостатками самодельных касок считаются отсутствие теплообмена и слабая звукопроницаемость.
Прежде чем приступить к работе, нужно уяснить, что каска не гарантирует безопасности головы, она только смягчает удар. К тому же существенное значение имеет сила удара. Вырабатываемая при этом энергия составляет приблизительно 25 Дж. Это предел выносливости человека, его превышение грозит потерей сознания и более серьезными последствиями.
Источник: fb.ru