Выбор места для зимнего стойбища производится так, тюбы поблизости имелись в наличии:
– богатые ягелем пастбища;
– сухие дрова;
– источник воды или льда;
– ровное чистое место для отдыха и ловли оленей;
– тонкий молодой лес для строительства изгороди (кораля), палаток, лабазов.
При устройстве палаток снег расчищают до земли. Готовят жерди: 2 — для основных стоек, 1 — длинную продольную, 8— 10 — для боковых удерживающих стоек, 2 — внутренние длинные (сзади и спереди) и несколько коротких, внутренних жердинок. Для тепла нижние края палаток изнутри придавливают толстыми жердями или строят сруб из 3-х венцов. Снаружи края палаток заваливают снегом.
Устанавливают печку на толстых чурках или специальных подставках. Ветками деревьев устилают землю, расчищенную под палатку. Готовят дрова, приносят воду или лед.
Устройство летнего пастбища. Вблизи летнего стойбища должны находиться:
- Хорошие пастбища с богатым набором кормовых растений.
- Дрова и источник воды.
- Ровное сухое, чистое место для отдыха оленей и устройства дымокуров, где имеется тень от крон деревьев.
- Тонкий молодой лес для строительства изгороди (кораля), дымокуров, лабазов.
Также, как и зимой, выбирают место для установки палатки, готовят в таком же количестве жерди, землю в палатке устилают ветками. При установке печки в палатке, под ней обязательно убирают дерн до глины или устилают поверхность камнями или песком. Все жерди, предназначенные для устройства палаток, изгородей, дымокуров, лабазов, связывают с 4-х сторон, при этом удаляются часть коры жердей и все сучья.
Как выглядит ненецкий чум внутри
Дымокуры, предназначенные для защиты оленей от нападения гнуса и овода, устраивают по краям места отдыха животных. Их количество зависит от размера стада и колеблется от 3 до 6. Каждый дымокур огораживают жердями. Жерди втыкают в землю вокруг костра, верхние части жердей связывают наверху вместе крученым тальником или проволокой. Топливом для дымокуров служат сухие и сырые лиственницы, валежники, коряги, Сверху костра для медленного горения и густого дыма, отгоняющего гнусов, накладывают пластами болотные мхи.
Лабазы, предназначенные для хранения продуктов, вещей, снаряжения, бывают временные и постоянные. Для устройства временного лабаза выбирают 3—4 рядом стоящих дерева. На высоте 3-4 метров их срубают таким образом, чтобы на них положить две поперечные перекладины, на которые плотно друг к другу стелят жерди.
Укладывают на них продукты, вещи, предназначенные для временного хранения.Постоянный лабаз строится также на деревянных ошкуренных столбах высотой до 5 метров, с жердевым полом. Из жердей связывается двухскатный каркас, который покрывается корой из лиственниц. Обычно такой лабаз строится в начале лета, когда можно легко отделить кору лиственниц.
Кору лиственниц плотно прикладывают к каркасу, а сверху придавливают другими жердями, прицепляя их к каркасу, веревками или крученым тальником. Плотно пригнанные куски коры не пропускают дождь, снег и внутри лабаза всегда сухо, прохладно. Вход внутрь лабаза обычно делают через жердевой пол, куда приставляют лестницу, которую потом обычно убирают..
Ненецкий Чум. Как он Устроен Внутри. Каслание. Изгнание злых духов. Собрать чум за 30 минут | Факты
Желательно столбы обить листовым железом или жестью с целью защиты от медведей, росомах, мышей-Кочевые поселения в летнее и зимнее время имеют свои особенности. Урикит ~ летнее стойбище эвенков, располагалось на большой ровной шющади в сухом бору около ручьи или речки. Вокруг стойбища ставили чумы с дымокуром салтин. Дымокур делали из трех жердей, соединяли их.
Внутри разводили костери покрывали мхом. В жаркие дни олени собирались на стойбище около дымокура. Для оленей сооружали специальные навесы кал-тсшни из лиственницы. Размер навеса зависел от количества оленей. Зимнее снаряжение при перекочевке на летнее стойбище оставляли лабазе на зиминике.
Жилище эвенков дю имело вид конуса. Центральной опорой чума являются три-четыре больших крепких шеста, которые связаны на концах верхней части так, что могут прочие сшить на земле и образуют треножник (онган, туру). Наверху имеется открытое дымовое отверстие сона. Внутри чума устанавливаются жерди посередине и на задней части против входа, к которым привязывали поперечную жердь для сушки одежды.
Другими жердями ееран обкладывали треножник-остов. Их количество может достигать до двадцати и более. Величина чума зависит от количества членов семьи. Вход в чум находится как правило на южной стороне. Летом чум покрывали вываренной берестой тиски-тыски. Для изготовления покрытия летом снимали берестяную кору. Сворачивали в рулоны и кипятили в воде.
Затем полоски бересты сшивали между собой. На остов чума тиски накладывали друг на друга в виде спирали. Для прочности полоски привязывали к жердям ровдужными ремнями. Зимой дю покрывали ровдугой, сделанной Из лосиных шкур. Выделанные шкуры сшивали между собой.
Летний чум был прохладнее палатки, а зимний — теплее.
Внутренняя планировка чума оставалась неизменной. Почетное место против входа за костром называется молу, где располагались гости. Члены семьи находились справа и слева от костра бе, посередине — место для огня того, место для хозяйственных вещей находилось около входа чонал, дверное отверстие называется уркэ. Землю в чуме летом покрывали ветками лиственницы.
Корьевой чум утэн представлял собой усеченный конус. Сооружали его из плах, проконопаченных мхом. Конический чум в таежных местах соответствовал высоким конусам темных елей и черным зубцам горных хребтов. При перекочевке остов оставляли, покрытие умещалось на двух грузовых нартах. Бересту для чума и утвари снимали большими полосами ранней весной. Очищали снаружи.
Оставив только бархатистую желтоватую поверхность, затем парили в котлах, сушили. Получался легкий, мягкий, прочный и водонепронецаемый материал. Тиски делали из нескольких полос, обшитых по краям берестяным кантом. При перекочевке их скручивали в рулоны и перевозили, привязав поверх вьюков.
Зимние стойбища состояли из одного-двух чумов, а весной собиралось до десяти хозяйств, в праздники еще больше. Чумы располагались по кругу, в середине которого раскладывали дымокур для оленей. Чум состоял из трех соединенных и связанных сверху жердей, на которые опирались жерди в количестве 21-35 штук.
Конический остов покрывали нюком- полотнищами из ровдуги или из вываренной бересты (тикса). Нюксверху придавливали жердями. При кочевке нюк складывали и возили на вьюке, атик-сы сворачивали в трубки-рулоны и подсовывали под подпругу над вьюком. В середине чума находился очаг. На горизонтальных жердях подвешивали чайники и котлы, на других сушили обувь и одежду.
Слева от входа располагалось место хозяйки (чонга), дальше – места для членов семьи (бе), против входа за очагом – место для гостей-мужчин (малу). Безоленные эвенки, или имеющие только двух-трех оленей, строили жилье голомо-утэн из плах конической формы, крытое корой лиственницы. Для тепла жилище обкладывали дерном или землей, зимой еще и снегом.
Изготовление берестяного покрытия чума
Обработкой бересты для покрытия чума занимались женщины. Из бересты с трех берез получалось одно большое полотнище тикса, а всего такихтиксей было от 4 до 7 штук. Для покрытия одного чума требовалась береста примерно с двадцати берез. Заготавливали бересту весной, тщательно выбирая дерево без сучков и затесов.
Очищали бересту от мягкого слоя коры и мха ножом с внутренней и наружной стороны, затем смачивали ее водой и еще раз повторяли обработку ножом. Очищенную и туго свернутую в рулоны бересту ставили вертикально в большой медный котел, до половины заполненный водой. Котел подвешивали над костром на крюке, а рулон и верхнее его отверстие обкладывали мхом, чтобы замедлить выпаривание воды. Через 5-7 часов рулон вынимали из котла, раскатывали на доске и разминали руками. Затем бересту
вновь сворачивали в рулон и помещали в котел другим концом. Через некоторое время операцию повторяли, только бересту раскатывали на доске другой стороной. Варили бересту долго, иногда до трех дней, пока береста не станет мягкой и эластичной. Вываренную бересту еще раз разминали и чистили ножом, затем сворачивали в рулон и помещали под пресс – тяжелую доску с камнями.
После этого отмеряли необходимую длину и выравнивали ножом края. Влажные полосы складывали продольными рядами и сшивали сухожильными нитками, прокалывая отверстия шилом. Для прочности покрышки простегивали, а вдоль краев прошивали узкие берестяные полоски.
ЭВЕНКИЙСКИЕ СЛОВА, ОТРАЖАЮЩИЕ НАЗВАНИЯ ЖИЛИЩА. ПОСТРОЕК
- Инэн — место для длительного стояния
- Дюкча – чум, каркас чума
- Самнихан — место отдыха оленей
- Чирва – главные две стойки для палаток
- Сие — длинная продольная жердь
- Серан- – жердь
- Тэлбэ — наружные и внутренние боковые жерди
- Голобко – жердь для придавливания
- Малу – задняя часть палатки, чума
- Чонал — передний угол палатки, чума, где хранится различная утварь
- Уркэ – дверь
- Дэлкэн — временный открытый лабаз
- Колбо – закрытый лабаз
- Гулик — лабаз для сбора костей
- Огу – костер
- Самнин – дымокур
- Санян – дым
- Мо – дерево
- Такан — поваленное дерево
- Нэлгэ – коряга.
ОДЕХАЛ – ОБЕРЕГИ
Урикитту эннэкэл тэпкэрэ, дуннэ олоденон, тэлк этэшш кэтэе бултарэ.
Прикочевав на старое стойбище — не кричи, дух земли испугается.
Напугаешь духов этой земли — тебе на охоте не будет удачи.
Утэлэпты авдулди нэкумилди, голомомилди эннэкэл лотара, тар амакави удяван сокорденос — нэлэмо.
Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы – это следы твоих предков.
Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков потеряешь – грех.
Во время кочевки сделай маленький лабаз и сложи туда кости зверя, чтобы не отвернулся от охотника и дал убить себя.
Не проходи вдоль малу (священное место в чуме).
Если пройдешь, заболеет дух – хозяин лома.
Не плюй в огонь. Если плюнешь — будет рана или заболит язык.
Дым стелется по земле — будет плохая погода.
Ветер южный гонит облака – к дождевой погоде.
А.Н.Мыреева, В.П.Марфусалова, Ж.В.Захарова
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник: arctic-megapedia.com
Чумовой репортаж
Помните старую песенку про чукчу в чуме, который ждет рассвета? Авторы этой песни немного погорячились, переселив чукчу из яранги в чум, надеюсь тот чукча на них не сильно обиделся))
Ну а мы пожили в настоящем ( не лубочно-музейном) ненецком чуме и сейчас расскажем что и как там устроено внутри.
Основа любого чума это длинные деревянные жерди, собранные в виде конуса, ну примерно так мы в детстве строили шалаши из веток. Вместо стен на эти жерди натянуты шкуры оленей в зимнем чуме или брезент в летнем. Для облегчения веса шкуры стригут, при этом их теплоизоляционные качества не страдают. Сверху жерди закреплены веревкой, которая, собственно и держит всю эту нехитрую конструкцию. От безделья мы пересчитали все опоры в чуме и с этого момента стали его называть «Отель 43 жерди»
Мы спросили сколько времени нужно на то, что бы разобрать полностью зимний чум. Как оказалось на это уходить всего 2-2.5 часа и можно переезжать на новое место. Летом каслание, т.е. переезд с места на место, происходит ежедневно, поскольку оленям нужны новые пастбища, а вот зимой люди на одном месте живут по нескольку месяцев. Наши гостеприимные хозяева на этом месте стоят уже три месяца.
С наступлением весны оленеводы со стадом и летним чумом уходят в сторону Карского моря, а кто-то один остается на стойбище вместе с зимними вещами и ждет возвращения семьи, поскольку таскать лишний груз с собой смысла нет, а на зиму все возвращаются на свои привычные зимние стоянки.
Если в городах возле домов стоят припаркованные автомобили, то на стойбищах вместо них нарты и снегоходы.
На одном стойбище располагаются обычно 2-3 чума, чаще всего в них живут родственники, имеющие общее стадо оленей. Вот так выглядит стойбище сверху.
Как и дома в городах чумы бывают побогаче и победнее. Нам крупно повезло и мы жили в чуме побогаче. От чума победнее он отличался во-первых входом. В нашем сначала было нечто, напоминающее тамбур, в котором хранились вещи хозяев и потом уже вход внутрь самого чума. Такой предбанник защищает от попадания внутрь снега и холодного воздуха.
В чумах победнее вход сразу с улицы и потому во время сильных ветров и метелей снег может заметать в чум, да и тепло уходит гораздо быстрее.
Первое, чему мы учились это правильно заходить. Чтобы зайти правильно нужно поднять край полога ( оленья шкура, тяжелая зараза) правой рукой и вращаясь вокруг своей оси против часовой стрелки войти в чум, закрыв за собой «дверь». У ненцев это получалось очень ловко и быстро, мы же не входили, а вползали на четырех конечностях как беременные черепашки.
Правда нам есть оправдание — мы заметно выше ростом и у нас совершенно не было опыта такого попадания внутрь жилища. На третий день даже я с одной рукой уже смогла относительно грациозно вписать свой организЬм в наше временное пристанище.
Ну а теперь предлагаю зайти внутрь
Видео сделано на панорамную камеру Ricoh ThetaV
Чум поделен на две части — хозяйская и гостевая. На полу в зимнем чуме лежат доски, на хозяйской части был постелен еще и кусок линолеума. В летнем чуме полов обычно нет.
В центре стоит металлическая печка, она отапливает чум и на ней же готовят еду.
Стены обтянуты тканью, примерно так, как мы клеим на стены обои, только тут ткань это не только эстетика. но и дополнительная теплоизоляция.
Сидят в чуме в полу на матрасах или оленьих шкурах. спят точно так же. Для сна опускаются тканевые занавески и получаются небольшие спальни. По периметру есть жерди, на которых можно высушить одежду.
Свет в чум попадает из окна и отверстия в том месте, где сходятся жерди, а когда темнеет сначала зажигают настоящую керосиновую лампу и совсем уже к ночи включался генератор. Правда генераторы есть далеко не у всех, кто-то обходится лампой и налобными фонариками.
фото кликабельно. под ним панорама 360
Панорамное фото сделано на панорамную камеру Ricoh ThetaV
Одежда и обувь складывается на полу внутри перед входом в чум. Днем в чуме тепло. поэтому вполне можно ходить раздетым, а вот ближе к утру, когда печка совсем остывает, может быть и минусовая температура.
Это Ульяна — наше гостеприимная хозяйка. В промежутке между хозяйственными делами она успевала еще и шить обувь их оленьих шкур. А хозяйство у Ульяны немаленькое, помимо нас, свалившихся на ее шею, у нее муж и трое сыновей от 12 до 20 лет, которых нужно накормить,напоить ( чаем!) ну и чистоту и порядок в чуме навести. Кстати, внутри чума очень чисто, нет никаких запахов, пахнет лишь едой как и на любой нашей кухне.
Кстати, на Ямале законодательно утверждена должность «чумработница» для жён оленеводов, которые живут с ними в чумах, ведут хозяйство и помогают в разведении скота. Женщины с 2018 года будут получать ежемесячную зарплату в размере прожиточного минимума округа — около 15 тысяч рублей, и у них будет идти официальный трудовой стаж. В трудовой книжке специальность будет записана как «оленевод третьего разряда».
Едят ненцы понемногу, но часто. Видимо это обусловленно особенностями климата и образом жизни.
Основная еда — оленина вареная и оленина сырая — строганина. В качестве гарнира чаще всего макароны. Всегда на столе стоит сливочное масло, ненцы его едят просто ложками, возможно сказывается дефицит животных жиров. Воду для приготовления пищи получают путем растапливания снега, а потому отсутствие минеральных солей восполняют сырым мясом и сырой и соленой рыбой.
Я вам скажу, что вареная оленина это очень вкусно, сырая — на любителя, равно как и сырая рыба, но я честно по паре кусочков съела. Самое интересное, что мне всю дорогу постоянно хотелось сладкого. Дома я крайне редко пью чай с вареньем или сгущенкой, а там просто до трясучки пробирало.
Вот так в тундре ходят за водой)) Снег выпиливают кубами там, где нет людей и оленей и привозят к чуму. а потом от кубов отрезают нужные куски и растапливают на печи .
Ну и самый интимный момент, особенно актуальных для девочек. Правильно.. именно сюда.. под елочку))
Правда от чума до елочки надо еще и дойти, а потому ночью в пургу «елочкой» становилось то, куда успел добежать, пока ветром не унесло. Самой жестокой нашей ошибкой было привезти с собой влажную туалетную бумагу. которая на -30 давала самый неожиданный эффект))
А еще, идя к «елочке», нужно было смотреть. что бы рядом не было свободно гуляющих оленей, ибо желтые пятна на снегу для них самый лакомый источник минеральных солей.. Говорят. что барышни очень пугаются. когда в самый неожиданный момент оленьи носы тыкаются в оголенные филейные части тела.
Вот так живут люди, чья жизнь для нас, городских жителей нечто среднее между экзотикой и подвигом. А для них это та жизнь. которой жили их предки и которой, вероятнее всего, будут жить их внуки и правнуки.
Фото и видео 360 в репортаже сделаны на панорамную камеру Ricoh ThetaV, любезно предоставленную для тестирования компанией RICOH IMAGING COMPANY
Источник: lenorlux.livejournal.com
День и ночь в чуме
На Ямале есть возможность погостить в чуме. Трудно поверить, но уклад жизни тундровиков сохраняется с давних времен почти неизменным. Давайте совершим это путешествие, благо чум — недалеко от города, километров двадцать пять на машине и потом еще километр на снегоходе.
Стойбище на небольшом пригорке, чум. Нарты. Лежащие на земле хореи. Лай собак. Тишина, белизна. Вокруг лес.
Приехали, слезли с саней и сразу начали фотографировать.
Хозяева неспешны. Даже медлительны — в нашем восприятии. В чуме темень. Потом глаз привыкает, предметы хорошо видны через отверстие наверху.
Видимо, мы рановато приехали. К нашему приезду в чуме оперативно (но очень не спеша) делают уборочку. Невестка протирает влажной тряпкой пол из широких крашеных досок. Стелют ковер по обе стороны от печки. Выдвигают стол. Хозяйка готовит чай.
Красивый чайный сервиз, конфеты.
Страшно сделать что-то не то: начиталась Головнева, туда женщине нельзя ходить, это нельзя перешагивать. Хозяева не скажут, конечно, слишком сдержанны. Но все равно неловко.
Пьем чай. Чувствую себя совершенно зажатой, боюсь повернуться лишний раз.
— Сколько у вас оленей? — спрашиваю.
— На нашу семью хватает, — отвечает хозяйка. Нелепый и не вполне тактичный вопрос, как поинтересоваться, какую зарплату вы получаете.
Хозяйка Татьяна Семеновна очень общительная, что для тундровички не очень характерно. А вот сейчас мы принесем нашу одежду, наденете, поедете в стадо. Какое хотите надеть — ненецкое платье или зырянский сарафан? Выбираю платье, но примеряю и сарафан. Потом влезаю в малицу
Затем еще смотрю, как выгляжу в ягушке. Ягушка тяжелая, на ней тонна бисера, да и мех — не норка. Такая одежда не располагает к суете
Гостю из столицы Алексею тоже выдают малицу. Так мы будем ходить целый день. Теплее, уютнее и органичнее, чем в куртках
Так чум устроен внутри. Изысков и разнообразия, неожиданных дизайнерских находок нет, все чумы во всей тундре совершенно одинаковы. Деревянный пол. Посредине — печь. Труба выводится наружу. Перед печью — умывальник и тазик. За печью — небольшое пространство, которое нельзя перешагивать (хозяйка его всегда обойдет, если ей нужно на другую половину чума).
На стене напротив входа — занавеска, над ней — полочка с иконами. За занавеской — всякая домашняя утварь.
Пространство чума постоянно трансформируется. Для еды выдвигают стол, потом его ставят обратно. На ночь опускают полог, днем он скручен в жгут.
Снаружи очень солнечно и бело, глаза с трудом привыкают к свету
Заметили, из чего сварены сани? Из полосок от взлетной полосы старого аэропорта! Много где их встречала — на заборах и разных обшивках. Теперь тут
Сушатся летние кисы
Продукты хранятся на небольшом навесе над землей
А знаете, откуда в чуме вода? Дети приносят снег и топят в баке около печки
Старший, Игорь, рубит мясо на жаркое
Собакам тоже перепадает
Дети играют в перетягивание палки
Маленький Стас иногда прячет лицо в малицу. Такой тундровый дементор
В чуме живет кошка. Кормится мышами, леммингами. Гоняет собак. Драная, колтунявая, подвижная, пластичная, маленькая кошкадерка
Показали настоящую куклу, которая передается от одного поколения другому. Это какая-то невероятная удача: семейная кукла — реликвия, которую так запросто первому встречному не покажут.
Каждая новая хозяйка шьет для нее ягушку. Внутри — камень, обвязанный платочком, одна ягушка, другая, третья. Татьяна Семеновна сшила уже четвертую. Ее муж — четвертое поколение, обладающее мяд пухуця (кукла по-ненецки).
Едем в стадо. К снегоходу привязаны сани и двое нарт
Довольно быстро мы начинаем различать оленей в лицо. Теперь я охотно верю, что хозяин стада знает каждого из нескольких тысяч. Они очень разные.
Дети кормят оленей хлебом. Мы тоже. И гладим их. И фотографируемся
Взрослые тем временем ловят оленей — запрячь в упряжку
Одежда лежит на снегу — жарко!
И потом мы перегоняем стадо на другое место. Впереди стада — взрослые на двух упряжках. Сзади — шестнадцатилетний Игорь на снегоходе и мы в санях. Олени снегохода боятся и бегут быстрее
Время тут идет иначе. Мы долго гуляем по снегоходным следам. В одну сторону. В другую. Торопиться некуда.
Вот и луна. Темнеет быстро. Далеко ушли, пора возвращаться.
На шкуре спать так тепло! Утром просыпаюсь от возни в чуме. Девять утра. Кто-то уже встал. Дети ходят, переговариваются, выскакивают на улицу, снова заходят.
Неспешно бродим по стойбищу. Тишина, белизна, дзен, заданный одеждой и прочувствованный в образе жизни тундровиков. Пора уезжать.
Появляется трэкол, он привез новых туристов. Они выскакивают из вездехода и сразу начинают фотографировать собак и нарты.
— А сколько голов у вас стадо? — спрашивают гости хозяев.
Переглядываемся. Они будто с другой планеты с их тонкой зимней одеждой, чемоданами и смешными вопросами.
Поездка в чум — лучшее, что есть в арсенале Ямалтура вблизи Салехарда. Потрясает своих, запоминается приезжим.
Сложить в копилочку своего опыта путешествий и перебирать в памяти на следующий день, и через день, и после-после-после.
Источник: russkij-sever.livejournal.com
uCrazy.ru
Заходишь в чум, сразу же «захлопываешь» за собой полог, отряхиваешь обувь от снега, снимаешь пуховую куртку: внутри чума натоплено и жарко.
— Хозяйка, а где у вас можно руки помыть?
— А вон там, слева, у входа, посмотрите….
Ты видишь аккуратно отгороженное стенкой помещение с дверью. Поворачиваешь ручку, входишь.
Прямо перед тобой на стене красивое большое зеркало, шкафчик со скрабами, молочком и какими-то пузырьками, чуть ниже — небольшая белая раковина и аккуратный компактный смеситель. Повернешь налево — потечет горячая вода, направо — холодная.
Примерно в метре слева от умывальника — душ. Со стеклянными стенками и широкими дверями-стеклами. Огромная лейка на длинной хромированной трубе-гусаке высится над головой, рядом крепление, в котором можно увидеть обычную душевую лейку на гибком шланге.
Почти впритык к душевой кабине — унитаз. Пузатая белая копия шведского Густавсберг, гигиенический душ сбоку, ажурный ёршик в хромированом держателе и такой же держатель для туалетной бумаги. А в нём с ромашковым ароматом трёхслойная Zewa.
Представили себе примерно такую ванную комнату?
Как забыли наши девушки, с которыми мы гостили у ненецких оленеводов на Ямале.
О таком, или даже самом-самом простеньком санузле, как в старой обшарпанной и не ремонтированной с советских времён общаге, в чуме оленеводов можно только мечтать.
— А куда нам ходить в туалет, — спросили девушки.
— Пойдём покажу, ответила хозяйка чума и начала натягивать на плечи тёплую малицу.
— Мы что, на улицу пойдём? — брови девушек от удивления взметнулись до небес, — там же 10 мороза!
Людмила, хозяйка чума, только пожала плечами, давая понять: «А шо поделать»
На самом деле, туалет в тундре выглядит так.
Просто снег, и воткнутая посреди снега палка.
— А зачем там палка, — уточнили девушки.
— От волком отбиваться, пока делаешь свои дела, — ответил Виктор, хозяин чума.
Брови наших девушек взлетели до небес ещё раз. Они буквально застыли с открытыми ртами и им сразу перехотелось идти в туалет.
— А может есть какой-то другой туалет, — несмело попробовала уточнить Катя.
— Да я пошутил, — улыбнулся Виктор, — нет здесь волков. Палка, чтобы место обозначить, а заодно оленей отогнать, если те за вами увяжутся.
Почему олени должны увязаться за человеком, который идёт в туалет?
Потому что они довольно умные животные и понимают, что человек идёт именно в туалет, раз вдруг вышел из чума и пошел от него по прямой в сторону тундры, а не туда, где стоят нарты с имуществом или отдыхают олени.
А всё дело в том, что оленям не хватает соли, поэтому «желтый снег» для них — настоящее лакомство (как бы противно это не звучало). Вот они и увязываются за торопящимся в туалет человеком.
— Плохие у вас куртки, неудобно ходить в туалет, — покачала головой хозяйка чума, дополняя рассказ мужа, — ветер, однако. Холодно будет.
Оказывается, кажущиеся нам неудобными малицы, которые носят северные народы, из-за чего выглядят неуклюже и неповоротливо, очень помогают ходить в туалет.
Когда человек присаживается, они закрывают его открытые части тела от ветра и мороза, так что нет опасности что-то заморозить или простудить.
Теперь о том, как оленеводы моются и ходят в душ. С эти, слава Богу, все обстоит несколько проще: душ, всё-таки, не на улице, а внутри чума.
И, как и во многих наших квартирах — буквально сразу около входа.
Правда, выглядит здесь душ совсем по-другому.
Прямо у входа на одну из жердей подвешивают старый капельный умывальник, под который вниз ставится миска для грязной воды.
Здесь и моют руки, и чистят зубы, и … принимают душ.
Как пользоваться? В умывальник наливается вода. Поднятием штыря снизу ты открываешь отверстия, через которое вытекает вода (всё, как в советские времена в деревнях). Зачерпываешь ладонями воду и плескаешь себе на лицо.
Если нужно «принять душ», тогда хозяйка добавит в умывальник теплой воды, и можно поплескаться не только на лицо, но и освежить торс.
Ну а если нужно помыться более основательно, тогда применяется обычный метод тазика: ширмой отгораживается этот угол, в тазик набирается тёплая вода, и ты в нём и над ним моешься.
Скажете — дикость и средневековье? Сейчас я вас удивлю еще больше. Летом в тундре оленеводы вообще стараются пореже мыться, а маленьких детей и вовсе не моют аж до наступления холодов!
Источник: ucrazy.ru