Как вязать морские узлы схемы для детей

Детям следует сообщить, что с давних пор веревка и узел на ней верно служат человеку. С их помощью путешественники преодолевают препятствия, альпинисты и туристы штурмуют горы, моряки швартуют корабли.

Можно научить детей завязывать несколько видов узлов. Каким узлам следует отдать предпочтение? Прежде всего тем, которые имеют практическую целесообразность для ребенка (завязывание шнурков на обуви, одежде и т.п.) и способствуют развитию ручной умелости.

Первый узел — простой

Как он используется? Портниха делает его на конце нитки (чтобы удержать нить в ткани). Туристы и альпинисты используют его, для того чтобы тормозить на спусках и крепить колышки на своей палатке. Такой узел можно увидеть на канате в физкультурном зале. Этот узел легко завязать, но если его затянуть крепко, то его трудно развязать.

Если же затянуть недостаточно — он быстро развяжется.

Для развития мелкой моторики мышц рук можно потренировать детей завязывать простой узел с помощью одной руки.

Фиксики — Фикси-советы — Как вязать морские узлы

При обучении придерживайтесь следующей последовательности, акцентируя внимание на пространственных ориентировках (рис. 5.2):

Последовательность завязывания простого узла

  • 1. Повесь веревку на кисть руки в 3 см от большого пальца (задний — более короткий — конец веревки на должен превышать 30 см).
  • 2. Качни руку справа налево. Короткий конец веревки по инерции пойдет вперед и вверх.
  • 3. Поймай короткий конец веревки, зажимая его средним и указательным пальцами.
  • 4. Крепко удерживая этот конец между пальцами, резко стряхни веревку с руки гак, чтобы удерживаемый пальцами конец веревки прошел через образовавшуюся петлю.

Рис. 5.2. Последовательность завязывания простого узла

Второй узел — простая петля (проводник)

С помощью этого узла можно устанавливать палатку (в петлю вставляется колышек). Такой узел можно завязывать и на конце и посередине веревки. Последовательность обучения такова (рис. 5.3).

Последовательность завязывания простой петли

  • 1. Сложи веревку пополам и сдвоенную часть сверни в виде петли.
  • 2. Протащи сдвоенный конец в виде петли.
  • 3. Затяни простую петлю.

Рис. 5.3. Последовательность завязывания простой петли

Третий узел — прямой

Популярный простейший узел. Главное его достоинство — он позволяет связывать две одинаковые веревки. Последовательность обучения следующая (рис. 5.4).

Последовательность завязывания прямого узла

  • 1. Скрести два конца веревок.
  • 2. Обвей ходовой конец (это не закрепленный конец веревки) одной веревки вокруг ходового конца другой.
  • 3. То же проделай с другим ходовым концом.
  • 4. Затягивай узел. Узел считается правильным, если оба конца одной веревки находятся с одной стороны.

КАК ВЯЗАТЬ МОРСКИЕ УЗЛЫ?

Рис. 5.4. Последовательность завязывания прямого узла

Начиная вязать узлы, помни правила, они просты: слишком тонкую веревку не бери; если боишься запутаться, всегда бери две веревки разного цвета.

Источник: studme.org

Морские узлы для начинающих

Морские узлы — это уже не игры, это серьёзно. 🙂 А начинать учиться их вязать можно уже в детстве — очень полезно и мальчикам, и девочкам. Мальчишки относятся к узлам с большим интересом — и резинку на рогатку привязать, и вообще уметь делать что-то необычное — очень здорово! А для развития ловкости рук работает великолепно. Рекомендую!

Для детей достаточно самой простой небольшой книжки по морским узлам, есть вот такой вариант (публикую в статье) — Морские узлы для начинающих. Книжка стоит очень недорого.

В продаже есть в Озоне и в Лабиринте. В , но нет в наличии.

Вообще книг о морских узлах издано много, это только один из многочисленных вариантов.

«Морские узлы для начинающих»

У не связанных с морем людей выражение «морской узел» ассоциируется, как правило, с хитроумными схемами переплетений веревок, которыми «с наскока» овладеть никак невозможно. Однако в действительности подавляющее большинство используемых в морской (да и не только в морской) практике надежных узлов отличаются на удивление простыми схемами вязания, не представляющими никакой сложности.

И хотя в арсенале морских узлов присутствуют и весьма заковыристые своей сложностью экземпляры, сфера их применения не настолько широка, как это представляется многим.

Но самое главное состоит в том, что, освоив несколько простых узлов, Вы поймете, что сложных узлов просто не существует! По той причине, что все они состоят из одних и тех же элементов, подобных ограниченному числу букв алфавита, из которых можно составлять неограниченное число слов.

В книге — 111 цветных рисунков, выполненных автором, большинство из которых публикуются впервые.

Источник: www.toybytoy.com

Вяжем морские узлы

Узлы служат для временного связывания растительных тросов, крепления швартовов или буксиров и других судовых работ, когда приходится иметь дело с тросами. Характерные особенности морских узлов — надежность, относительная простота вязания, способность многих из них не затягиваться при нагрузке и легко раздаваться даже намокшими.

В морском деле каждый узел имеет совершенно определенное назначение. Поэтому яхтсмен должен не только уметь вязать тот или иной узел (даже в темноте), но и твердо знать, в каком случае его применять и как быстро раздать. Все узлы можно разделить на три основные группы. В первую группу входят узлы для связывания двух концов между собой; вторая объединяет узлы, применяемые при швартовке и буксировке; третья — это узлы специального назначения (для подъема человека на мачту и т. п.).

Читайте также:  Pp t20 что это

Прямой узел предназначен для связывания тросов или снастей примерно одинаковой толщины при небольшой тяге. Узел считается правильным, когда концы каждого троса идут параллельно и вместе, а коренные концы направлены прямо противоположно друг другу.

Рифовый узел употребляется при связывании риф-штертов. Вяжется подобно прямому узлу, но с петлей, которую образует ходовой конец, пущенный в обратную сторону.

Шкотовый узел применяется при связывании тросов одинаковой толщины, один из которых имеет очко. Вяжется он как прямой узел, но ходовой конец не идет обратно в очко, а пропускается под коренной конец и зажимается им.

Брамшкотовый узел употребляется в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и отличается двойным охватом очка: ходовой конец два раза пропускают под коренной.

Плоский узел служит для связывания двух тросов разной толщины. На ходовые концы обоих тросов, после того как узел связан, накладывают бензели, иначе он затянется. Для швартовки за сваи, кнехты.

Штык — простейший узел, употребляемый при креплении швартовов. Ходовой конец троса следует прихватывать к коренному ворсой.

Штык с двумя шлагами употребляется в тех же целях, но когда необходимо более надежное крепление. Отличается от штыка тем, что ходовой конец обносится или продергивается в рым два раза, образуя таким образом два шлага.

Рыбацкий штык вяжется за скобы якорей. Он похож на штык с двумя шлагами, но второй шлаг захватывается первым полуштыком.

Буксирный узел служит для крепления буксирного троса на буксируемой яхте за битенг или мачту. Ходовой конец буксира обносится вокруг мачты, охватывает шлагом коренной конец и в том же направлении еще раз обносится вокруг мачты. Затем, обвив ходовым концом коренной несколько раз, прихватывают его к коренному.

применяется при буксировке шлюпок или швертботов за банку. Пропущенный под банку ходовой конец обносится вокруг нее, проводится над коренным концом и вновь пропускается под банку. После этого ходовой конец петлей закладывается под шлаг, опоясывающий банку.

Беседочный узел представляет собой незатяжную петлю. Используется вместо беседки для подъема человека на мачту (отсюда и его название); можно использовать его также вместо огона при закреплении троса на гаке или битенге.

Двойной беседочный употребляется только вместо беседки. Вяжется подобно беседочному, но конец берется вдвое. Петли делаются разной величины, чтобы в одной человек мог сидеть, а другая охватывала его за спину под мышками.

Удавка — самозатяжной узел. Он служит для подъема рангоутных деревьев или бревен.

Удавка со шлагом отличается от простой удавки наличием шлага, препятствующего сползанию узла. Вяжется при буксировке рангоута или бревен.

Выбленочный узел вяжется посередине рангоутного дерева, когда нужен сильно затягивающийся узел (например, фал за реек паруса). Раньше употреблялся при вязании выбленок на вантах.

Задвижной штык подобен выбленочному узлу, но имеет еще один шлаг, что делает его более надежным.

Восьмерка вяжется на концах снастей бегущего такелажа во избежание выхлестывания их из блоков, кипок и т. д.

Стопорный узел употребляется в качестве стопора какой-либо снасти, а также для крепления буксирного троса к перлиню. При вязании узла стопор можно накладывать как против спуска, так и по спуску троса, который необходимо застопорить.

Рыбацкий огон — узел, заменяющий обычный огон

Источник: nordparus29.ru

Презентация по курсу «Основы военно-морской подготовки» по теме: «Морские узлы, применяемые на шлюпках»
презентация к уроку (6 класс) по теме

Презентация предназначена для кадет 6 класса, изучающих основы военно-морской подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
ФайлМорские узлы, применяемые на шлюпке 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема 8.3 Морские узлы, применяемые на шлюпках. Вязание прямого, рифового узлов ОСНОВЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ Раздел 8 . Такелажные работы

Проверка домашнего задания 1 вариант 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 2 вариант

Проверка домашнего задания 1 вариант 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 2 вариант

Вопрос 1. История вязания узлов Завязывание узлов на веревке для ее практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений челове­чества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстро развязывающиеся , незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надеж­ностью и простотой. Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревни­во охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опас­ностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они таким образом вызывали на море ветер. Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки.

Читайте также:  12 калибр что это значит

До сих пор зу­лусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно на его хвосте завязывают узел. По их поверью, это пред­отвращает боли в животе после еды мяса убитого жи­вотного. С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют нам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими из них они пользовались.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как вы­бленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древ­него Египта еще пять тысячелетий назад.

Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых» — на самых древних моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, ши­роко был распространен в быту древних греков и римлян.

Его изображение часто встречается на осколках ваз и кув­шинов в виде их ручек. Древних обитателей Перу не только широко при­меняли прямой и шкотовый узлы при строительстве вися­чих мостов из волокон растений, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу — узелкового письма.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным оби­тателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще. Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса.

От каж­дого члена экипажа парусного судна требовалось безуко­ризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны , бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый мат­рос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вя­зания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами . К расцвету парусного флота в морском деле насчитыва­лось почти 500 узлов.

Наиболее простым и распространенным способом соединения двух растительных тросов является их связывание одним из морских узлов. Каждый морской узел должен отвечать следующим основным требованиям — быстро связываться и развязываться, не распускаться самопроизвольно . Для быстрого и надежного закрепления какой-либо снасти или соединения между собой двух растительных тросов на шлюпке применяют морские узлы (их должны уметь вязать и старшина, и все гребцы шлюпки). Вопрос 2. Морские узлы, применяемые на шлюпках

Морские узлы, применяемые на шлюпках: 1 — прямой; 2 — рифовый; 3 — шкотовый; 4 — брамшкотовый ; 5 — простой штык; 6 — рыбацкий штык; 7 — шлюпочный; 8 — стопорный; 9 — беседочный; 10 — выбленочный; 11 — затяжной (удавка); 12 — талрепный .

Прямой узел Прямой узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов . Во времена парусного флота он применялся в первую очередь для взятия рифов. Может использоваться для связывания тросов одинаковой толщины. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. « Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых» («Книга узлов Ашлея », Нью-Йорк, 1977).

Рифовый узел Свое название он получил от слова «риф- штерт » — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «берут рифы», т.е. связывают подобранную к нижней шкаторине часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. Риф- штерты связываются с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать («раздернуть»). Он очень схож с прямым узлом, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

Шкотовый узел Свое название он получил от слова «шкот» — снасть, которой управляют парусом, растягивая его один нижний угол. Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение —- надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли .

Брамшкотовый узел Cвое название он получил от наименования снасти — брамшкот , которой на старинных парусных кораблях растягивали шкотовые узлы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Брамшкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды. Брамшкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.

Читайте также:  Где заклеить лодку пвх

Простой штык Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Основное применение простого штыка — это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепления лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Максимальное количество полуштыков в подобном узле не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.

Шлюпочный узел Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

Беседочный узел Этим узлом крепится к подъемному тросу «беседка» — небольшая деревянная доска-платформа, служащая для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Он никогда не затягивается «намертво», даже при сильной тяге, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. Связывание с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным методом соединения двух тросов из различного материала Кадету нужно уметь завязывать беседочный узел одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2-3 секунды. Это спасет вам жизнь, если вы окажетесь за бортом в воде и вам бросили конец.

Способ вязки беседочного узла Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед.

Теперь , имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец.

Выводы: 1. Завязывание узлов на веревке для ее практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений челове­чества. 2. Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов являются моряки. Ведь именно им, а не постоянным оби­тателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще. 3. Для быстрого и надежного закрепления какой-либо снасти или соединения между собой двух растительных тросов на шлюпке применяют морские узлы (их должны уметь вязать и старшина, и все гребцы шлюпки). 4. Знание и умелое вязание морских узлов является признаком высокой морской культуры кадета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по курсу «Основы военно-морской подготовки» по теме: «Тросы и принадлежности такелажа»

Презентация предназначена для занятий с кадетами по изучению основ морской практики и раскрывает вопросы состава, классификации и свойств тросов и прандлежностей такелажа, используемых на кораблях и ш.

Презентация по курсу «Основы военно-морской подготовки по теме: «Такелажные работы и техника безопасности при их проведении»

В презентации дается определение такелажным работам, рассказывается об инструментах, применяемых при такелажных работах, а также освещаются основные направдления техники безопасности.

Подводные силы военно-морского флота России (презентация)

Призентация на тему: «Подводные силы военно-морского флота России».

Досуг ко Дню военно-морского флота России «Морское путешествие» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение знаний детей о военно-морском флоте России.Задачи:1. способствовать формированию интереса к профессии военного моряка;2. познакомить с новыми играми и эстафетами;3. развивать уме.

Тема: Узлы, применяемые в туризме.

Описание вязки узлов.

Узлы, применяемые в туризме.

Описание вязки узлов.

Презентация «Военно-Морской Флот России»

Информация для детей о ВМФ.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...