Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.
Что влияет на управление лодкой
На уровень безопасности при обращении с лодкой влияют такие её характеристики, как обводы корпуса, конструкция винта и руля, а также сама мощность используемого двигателя.
Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.
Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.
У новичков часто возникают проблемы, связанные с осуществлением поворотов, а также с рулевым управлением.
Основы управления катером.
При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.
Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой, следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.
Подготавливаемся к отплытию
Все необходимое у вас с собой, вы на берегу, и укладываете все вещи в непромокаемые мешки, которые смогут послужить сиденьем во время путешествия. Выберете безопасное место для спуска на воду, привяжите якорь к леерному ограждению и закрепите его как швартовый канат.
Аккуратно распределите груз по всей площади дна и привяжите так, чтобы во время большой волны ничего не вылетало и не принесло вреда. Распределяйте ближе к корме. Оденьте спасательные жилеты, проверьте, чтобы всё было закреплено. Все производители предусматривают страховочную остановку двигателя, в виде троса при выдёргивании которого мотор сразу глушится.
Это делается для того, чтобы человек попавший в воду не получил серьёзных или смертельных травм. Тот, кто управляет лодкой, обычно прикрепляет трос к своему жилету. Отчаливайте с поднятым мотором, управляя вёслами.
Спасательные жилеты
Для организации безопасного плавания стоит позаботиться о наличии нужного количества спасательных жилетов. Совсем не помешает предварительно поинтересоваться у пассажиров, все ли умеют плавать, и в дальнейшем учитывать это при планировке маршрута.
На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива.
⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникам
Также для безопасности следует прихватить подробную карту, если вы плохо знаете акваторию, по которой будет совершать плавание.
Отмели, различные препятствия, перепады глубины и прочее могут не просто спровоцировать неожиданные поломки и мелкие проблемы, но и вовсе стать угрозой для жизни.
Перед отплытием стоит продумать комплекс действий в случае выхода из строя мотора. Курс лучше прокладывать так, чтобы при поломке ветер подогнал судно к берегу, а не от него. Не будет лишним прихватить хороший якорь с определённой длиной каната.
Безопасное управление лодочным мотором
Безопасное управление лодочным мотором
Управление лодкой — это увлекательный и захватывающий процесс, однако он крайне опасен для новичков.
Если при управлении веслами риск невелик, то в случае с мотором могут быть серьезные последствия. Необходимо грамотно выбирать модель. Для новичка в управлении точно не стоит брать товары, которые обладают большой мощностью, ведь он рискует не справиться с ними.
Опытным пользователям также не стоит перебирать с количеством лошадиных сил. Мотор следует выбирать, исходя из тех целей, которые вы наметили. Выбрав компактное устройство, можно не только получить наслаждение от прогулок по воде, но и быть в безопасности. Даже относительно небольшое количество лошадиных сил (3-4) позволит развить немаленькую скорость, не подвергая себя угрозе.
Несмотря на то, есть ли опыт или нет, необходимо соблюдать правила поведения на воде.
Чтобы управлять устройством необходимо:
1. Располагаться ближе к мотору. При необходимости следует сидеть с расставленными ногами.
2. Нужно завести двигатель. Сожмите шарик зажигания, расположенный на топливном проводе. Делать это стоит до тех пор, пока не будет ощущаться сопротивление. Не стоит сдавливать шарик уже в процессе функционирования устройства.
3. Стоит удостовериться, что агрегат стоит на нейтральной скорости.
4. Дроссель следует установить на специальную позицию «старт». Зачастую ее отмечают разработчики. Если же таковой пометки не имеется, то его следует повернуть приблизительно на треть мощности.
5. Если мотор холодный, то необходимо достать ручку подсоса. Двигатель находится в таком температурном режиме, когда долгое время простаивает.
6. Нужно встать на ноги. Потом следует потянуть за ручку, осуществив быстрый и долгий рывок тросом. Велика вероятность, что сразу устройство не заведется, поэтому такую процедуру необходимо будетповторять до тех пор, пока не услышите характерный звук.
7. В том случае, если двигатель не запустился после 3-4 попыток, нужно нажать на подсос. После этого вновь повторите попытку. Если опять постигнет неудача, то необходимо чередовать включение и отключениеподсоса.
8. Когда мотор заработает, нужно вставить заслонку внутрь. Это обеспечит плавный и комфортный холостойход. Далее стоит отрегулировать работу заслонки и выставить небольшой показатель скорости.
9. Учитывая место нахождения, необходимо поставить мотор на переднюю или заднюю передачу.
10. Управление лодкой возможно с помощью специальной ручки. Если покрутить ее на себя, то скорость будет увеличиваться, а если от себя, то она станет уменьшаться.
Такие нехитрые правила позволят обеспечить приятную и безопасную прогулку по водоему. Находясь на таком устройстве впервые, лучше взять с собой того, кто уже обладает опытом его управления. Он будет помогать с этим, давать необходимые практические советы.
Очень полезно пройти курсы подготовки, получив соответствующий сертификат и права. Даже если ваша лодка обладает небольшим мотором и на ней просто невозможно развить большую скорость, такие занятия являются полезным навыком. После них можно будет себя чувствовать на воде гораздо увереннее.
Советы по эксплуатации:
1. На топливном баке установлен воздушный клапан. Его следует открыть. Это разрешает воздуху войти туда, сменив уже отработанное горючее. Если этого не сделать, то существует риск, что уже в ближайшее время двигатель заглохнет или возникнут проблемы с его запуском.
2. При отчаливании первым делом стоит отвязать корму, а затем носовую часть. Следует повернуть иотплывать на задней передаче, так как это минимизирует возможный риск получения царапин и повреждений.
3. Необходимо удостовериться, что топлива хватит на всю поездку. Лучше пусть будет небольшой запас, поскольку погодные условия и течение реки играют свою роль в расходе горючего. Профессионалы советуют иметь в резерве 1/3 от общего объема бака. Такого количества топлива хватит на небольшое путешествие. Убедитесь, что шланг плотно прилегает, он должен издать характерный звук (щелчок) на разъеме двигателя.
Чтобы избежать рисков:
1. Убедитесь, что все используемые детали являются качественными и сертифицированными.
2. Необходимо разместиться в лодке таким образом, чтобы поддерживался ее баланс.
3. Убедитесь, что масло и бензин используются в правильных пропорциях.
4. Переключаться стоит исключительно на низких скоростях.
Таким образом, приняв во внимание все вышеуказанные моменты, удастся сделать свою прогулку по водоему приятной и безопасной. Выбирая мотор, опирайтесь не только на свои желания, но и на советы профессионалов. Это позволит найти ту модель, которая полностью соответствует всем критериям и подарит радость и наслаждение от пребывания на воде.
Проверяйте двигатель
Перед выходом в плавание проверяйте двигатель и давайте ему пару минут поработать на холостом ходу. Проверяйте работу двигателя на реверсе.
Периодически проводите профилактический осмотр мотора. Не забывайте хорошо фиксировать швартовый трос, дабы тот не попал в винт.
Как и в случае с автомобильным движением, существуют определенные правила обгона других суден, расхождения с ними. С этими правилами также в обязательном порядке стоит ознакомиться.
Следуя указанным советам, вы сможете значительно обезопасить себя от опасных и попросту неприятных происшествий при плавании на моторной лодке.
Статья по теме: лучшие лодки для рыбалки
С чего начать? Изучаем законодательство
- Регистрация. Процедуру придется проходить, если мощность двигателя лодки превышает 10,88 л. с. Регистрация плавстредства происходит в ГИМС. Необходимо иметь при себе паспорт, ИНН, документы, подтверждающие право на собственность, техпаспорта на лодку и силовой агрегат, квитанцию об оплате госпошлины.
- Получение водительского удостоверения. Права нужны, если мощность мотора превышает 5 л. с. Удостоверение также выдает ГИМС. Пройти обучение можно как в специализированных центрах, так и самостоятельно. Главное — успешно сдать экзамен.
Управление лодкой ПВХ, на которую установлен двигатель мощностью в 5 л. с. и ниже, не потребует получения прав и, соответственно, регистрации.
Не забудьте ознакомиться с местными законодательными актами. В них вы найдете ответы на вопросы:
- с какой скоростью двигаться возле берега;
- на каком расстоянии держаться от других плавсредств;
- каких дополнительных правил придерживаться.
Эти знания позволят избежать проблем и обеспечат вашу безопасность.
Управление при ветре и шторме
Всегда следите за поведением ветра! Ветер влияет на скорость движения и может сильно противодействовать, а боковой ветер – это прямая опасность переворачивания. При вынужденном движении против ветра усиливается дрейфование лодки, то есть скорость сильно падает. При большой волне нельзя двигаться против ветра и по ветру.
Старайтесь двигаться под косым углом своеобразными зигзагами, чтобы избежать переворачивания, и увеличить скорость движения. Соблюдайте дифферент — разница осадок судна между носом и кормой, чтобы избежать заливания водой, и избежать опасности во время поворота против волны. Следите за тем, чтобы пассажиры сидели держась за леерные ограждения и сидели равномерно от центра к корме. Можно добавить, что ветер одинаково влияет и на гребные лодки, поэтому поведение должно быть одинаковым.
Запуск двигателя и начало путешествия
Если вы пользуетесь GPS-навигатором, настройте место отправки и включите эхолот, не забывайте, у него есть определённый допуск на задержку, поэтому следует немного подождать прежде чем заводить мотор. Выйдя на глубину заведите мотор и прежде чем начать плавание проверьте чтобы обзор и посадке всех пассажиров была правильной, вдоль леерного ограждения.
Вначале не спешите брать резкий разгон, проверьте, как реагирует лодка, отрегулируйте плавность поведения лодки и продолжайте движение. Старайтесь удерживать обороты двигателя в экономном режиме, топливо вам всегда пригодится.
Консоль и приборная панель
- Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
- Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
- Стандартный набор приборов на панели – тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.
Нелишними будут и различные индикаторы:
- температуры головки блока;
- температуры воды за бортом;
- давления воды в системе охлаждения;
- угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.
Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.
Манёвренность моторных и гребных лодок при течении
Отдельно нужно рассмотреть поведение вёсельных лодок при движении в сторону берега, с сильным течением. Это делается под углом, в сторону выше причала против течения, таким образом, лодка движется именно к месту назначения. В сильный ветер попутно течению, отпускайте плавательное средство по течению и держите курс, в сторону берега. Потом вдоль берега вы всегда сможете вернуться.
Не нужно опускать вёсла поглубже, вместо желаемого плавного и быстрого хода вы получите рывки и остановки, при этом быстро будете терять силы. Важно! Распределите силы и старайтесь наладить плавный ход. Опускайте вёсла на минимально допустимую глубину. Пользуйтесь перчатками, чтобы избежать ненужных мозолей.
Скоростные лодки, движущиеся в сторону причала, проходят ниже по течению, делают разворот и возвращаются левым бортом к причалу.
Самое главное помните: при любом ухудшении погодных условий старайтесь держаться берега максимально близко!
Глиссирование
Самый распространённый способ передвижения с приподнятым носом лодки — это глиссирование, днище постоянно «отбивается» от воды. Если у вас модель длиной 3.5‐м, конструкция дна плоская или с малым килем, а центр тяжести правильно развешен, с развитием вашей рабочей скорости лодка сама примет нужное положение относительно воды. Всегда нужно помнить, что судно это не автомобиль и развивая скорость около 20км /час, вы не сможете резко остановиться. Нужно запомнить два основных фактора влияющие на остановку:
— быстрый старт против волны или сильного ветра может опрокинуть лодку;
— в результате резкого сброса набегающая волна может накрыть судно.
Передвигаясь в режиме глиссирования, нельзя допускать прыжков лодки с гребня волны, когда транец отрывается от поверхности воды, выберите оптимальную скорость. Если вы новичок, то с ухудшением погоды старайтесь как можно быстрее плыть в сторону берега. Не подвергайте лишний раз опасности свою жизнь и жизни ваших пассажиров! Если вы попали в тёмное время суток обязательно включите сигнальные огни.
b) Боудены + привод дистанционного управления (выбор, виды, различия)
Тип боудена | Диаметр троса, мм | Ход троса, мм | Мин радиус сгибания, мм | Совместимость |
C2 | 7 | 87 | 200 | до 200 сил все Японские + Sail+ Selva |
C8 | 8,5 | 87 | 200 | больше 200 сил |
C5 | 7 | 95 | 200 | до 200 сил Mercury, Mariner, Mercruiser |
C14 | 7 | 75 | 200 | до 200 сил Johnson, Evinrude |
C16 | 7 | 75 | 200 | Mercury, Mariner, некоторые Япония |
Самое распространенное решение дистанционного привода манеток газа и реверса на двигателе – применение тросов в боуденовской оболочке типа «тяни – толкай», то есть тросов передающих как тянущее, так и толкающее усилие.
-
Подбор троса по длине:
- Зависит от типа используемого двигателя. Подвесной мотор для обеспечения свободного поворота и откидывания требует тросов большей длины, чем стационарные двигатели. Для определения необходимой длины троса, измеряем расстояние от пульта Д/У до центра транца двигателя, добавляем к полученному значению 90-120 см. (необходимы для создания петли троса, обеспечивающей свободный ход двигателя), переводим полученную величину в футы и округляем в большую сторону.
Для стационарного двигателя петля не требуется т.к он неподвижен.
Источник: guarantee-dostavka.ru
Правильное управление лодкой ПВХ
Как правило, при движении лодку ПВХ с мотором уводит влево. Это характерная особенность движения всех лодок с V-образным корпусом. К этому просто нужно привыкнуть.
Если вы только что приобрели давно желанное судно, не спешите разгоняться. Исследуйте ее поведение и маневренность на низких скоростях, постепенно наращивая ход.
От того, как установлен мотор, зависит качество движения. Например, чтобы приподнять корму, которая сидит слишком глубоко, и выровнять плавность движения, необходимо изменить угол наклона дейдвуда на моторе. Если при глиссировании лодка поднимает слишком много брызг, значит двигатель слишком сильно погружен в воду и его нужно закрепить выше. В этом поможет специальная накладка, которая регулирует высоту транца.
Если во время глиссирования ощущается проседание кормы, или лодка начинает дельфинировать, то необходимо заглушить мотор и перераспределить нагрузку на кокпит. Перенесите часть веса — груз, пассажиров — на нос лодки. Если же при движении, наоборот, нос опускается в воду, то распределение нагрузки происходит в обратную сторону.
Что делать, если попал в шторм
Если в то время, когда вы путешествуете по широкой реке, большому озере или морю, поднялся сильный ветер в совокупности с высокими волнами, следует выполнять следующую инструкцию:
- Снизить скорость до минимальной подходящей для управления. Не забудьте, что лодка ПВХ имеет парусность.
- Не поддавайтесь панике — от вас зависит здоровье ваше и ваших пассажиров. Убедитесь, что людям и грузу не грозит опасность выпадения за борт.
- Аккуратно ведите лодку в сторону бухты или другого укрытия, которое позволит переждать непогоду.
- Если укрытия нет, то отойдите подальше от берега: на открытом пространстве волны меньше, а ветер не толкнет вас на прибрежные скалы.
- Маневрируйте, чтобы всегда оказываться носом к волне. Оптимальный вариант — движение зигзагом.
- Если на дне лодки скапливается вода, то появляется риск засорения сливного отверстия. Если на борту есть пассажиры, поручите одному из них прочистить слив. Если вы плывете один, то обязательно выделите несколько минут для прочистки клапана.
Базовые моменты при управлении моторной лодки ПВХ
Основной принцип управления лодкой ПВХ с подвесным мотором схож с управлением катера — маневрирование происходит кормой. То есть, если вы хотите повернуть лодку вправо, то корму необходимо увести влево, а при повороте штурвала влево лодка развернется вправо. Этот навык необходимо отработать на воде в месте, где нет других участников движения.
Особенно важно не запутаться вблизи пловцов, при движении к причалу и вблизи других судов. Если на вашей лодке 2 двигателя, то есть возможность один из них включить на задний ход, а другому позволить вести судно вперед. Тогда повороты будут выполняться практически на месте.
Нужно принять во внимание, что при заднем ходе поворот штурвала влево повернет лодку также влево. Соответственно разворот кормы вправо повлечет за собой поворот лодки вправо. Если вы одновременно используете два двигателя, левый из которых ведет вперед, а на правом включен задний ход, то лодка повернется по часовой стрелке.
Если вам необходима быстрая остановка, поставьте переключатель передач на нейтралку. Когда двигатель начнет работать на холостых оборотах, плавно двигайте переключатель на “задний ход” до полной остановки судна. Последний шаг — перевод регулятора газа в нейтральное положение.
Если у вас появилась необходимость подобрать человека в воде, приближайтесь к нему крайне осторожно. Лучше всего делать это на холостом ходу. Маневрируйте кормой в сторону от пловца. Не подплывая нескольких метров необходимо перевести переключатель передач на нейтральную и заглушить двигатель.
Выход на глиссер
Чтобы плавно и устойчиво скользить по воде на высокой скорости нос лодки должен быть задран по отношению к корме на 1-3 градуса. Чтобы добиться такого положения нужно грамотно провести развесовку и оптимально настроить угол наклона мотора. помните, что эти два фактора гарантируют вам плавный ход и высокую маневренность.
Если вы не умеете выходить на глиссер, советуем вам почитать статью что такое глиссер, в которой мы рассказываем все тонкости этого метода.
Бывают случаи, когда во время движения давление воздуха в некоторых отсеках падает. Это может произойти, к примеру, вечером, когда температура воздуха заметно снижена. В этом случае заглушите мотор и подкачайте их баллоном, который входит в комплектацию лодки. Если сдулся только один отсек, возможно он поврежден. Если вы найдете место прокола, то починить лодку можно собственными силами подручными материалами.
Источник: blog.lodki-pvh.com
Рекомендации по управлению лодкой ПВХ
Во время управления лодкой ПВХ под мотором, её правый борт может немного уводить влево. Это типичное явление для моторных лодок с V-образными корпусами, поэтому оснований для беспокойства нет.
Однако, несмотря ни на что, после первого спуска судна на воду, постарайтесь опробовать его в движении, постепенно наращивая скорость, привыкая к особенностям управления данного комплекта.
Если Ваша лодка при движении «садится» кормой и хлопает днищем по волнам, выберете оптимальный угол наклона дейдвуда подвесного мотора, что немедленно отразиться на дифференте судна. Если во время крейсерского хода на глиссировании наблюдается фонтан брызг за кормой, это следствие того, что двигатель установлен слишком низко. Исправить высоту подвески лодочного мотора можно с помощью специальной накладки для регулировки высоты транца.
Обратите внимание на дифферент лодки
Если во время управления моторная лодка на ходу имеет чрезмерный дифферент на корму на крейсерской скорости либо дельфинирует, то Вам необходимо остановиться и переместить часть снаряжения и пассажиров в переднюю часть кокпита. Еще можно постараться достичь желаемого результата наклоном подвесного мотора наружу (т.е., прижатием дейдвуда мотора к транцу). Если во время движения лодка ПВХ имеет дифферент на нос, то есть, зарывается в воду, выполните обратные действия.
Оптимальное распределение груза в кокпите
Правильное распределение груза на борту – гарантия не только ровного хода моторной лодки, но и комфортного управления. Не следует сосредотачивать весь имеющийся на борту груз на корме или в носу лодки, особенно если у Вас подвесной мотор большого веса и высокой мощности. Но при правильном распределении груза в лодке необходимо учитывать не только это, но и тип лодки. Идеальное распределение в каждом конкретном случае достигается опытным путём.
Управление моторной лодкой в штормовую погоду
Если Ваша лодка ПВХ на реке, в море или на большом озере попала в сильный ветер, сопровождающийся волнами, то для эффективного управления соблюдайте следующие правила:
- Уменьшите скорость моторной лодки до минимума, при котором можно сохранить управление. Помните, что корпус имеет большую парусность.
- Не паникуйте и сохраняйте спокойствие. Ещё раз проверьте, надежно ли держатся в кокпите пассажиры, хорошо ли закреплено снаряжение на борту.
- Осторожно управляя лодкой ПВХ, постарайтесь найти бухту или другое защищённое место для укрытия от волн.
- Если такового нет, держитесь подальше от берега, так как, если заглохнет мотор, во время сильного прибоя лодку или дейдвуд подвесного мотора может разбить о прибрежные скалы.
- Управляя моторной лодкой, ведите судно носом под углом к волнам. Двигаться в этом случае рекомендуется зигзагом.
- В шторм в лодке скапливается слишком много воды и возрастает вероятность того, что забьется сливное отверстие. Поэтому при первом же удобном случае постарайтесь прочистить сливной клапан, расположенный на транце судна.
Основы управления моторной лодкой ПВХ
Следует помнить, что, как и катера, все моторные лодки управляются движением кормы. Это означает, что корму нужно поворачивать в направлении, противоположном направлению желаемого движения. Например, при повороте штурвала налево корма лодки ПВХ будет двигаться вправо, и наоборот. Это особенно важно иметь в виду при управлении лодкой ПВХ на подходе к причалу, при маневрировании в стеснённом пространстве или вблизи людей, находящихся в воде. Если лодка оснащена двумя моторами, можно один мотор пустить вперёд, а на другом включить задний ход, что позволит выполнить разворот корпуса практически на месте.
Важно знать, что управление поворотом моторной лодки с включённой задней передачей выполняется совсем не так, как у судна, мотор которого двигает его вперёд. Двигаясь задним ходом, маневрировать особенно затруднительно в стеснённом пространстве. В общем, при включённой задней передаче поворот штурвала влево повернёт корму тоже влево. Если же судно оснащено двумя моторами, и двигатель правого борта включён вперёд, а левый мотор – назад, то лодка будет поворачиваться против часовой стрелки.
Чтобы быстро остановить моторную лодку, переведите переключатель передач в нейтральное положение. Когда двигатель перейдёт на холостые обороты, медленно переведите переключатель передач в положение «задний ход». Когда судно остановится, переведите регулятор газа в нейтральное положение.
Осуществляя управление лодкой пвх, максимально осторожно приближайтесь к пловцу в воде. Это можно делать только с мотором на холостых оборотах. Уводите корму в сторону от человека. На расстоянии в несколько метров от пловца переключатель передач нужно перевести на нейтраль и выключить мотор.
Управление лодкой пвх при выходе на глиссирование
Для длительного и устойчивого глиссирования моторной лодки необходимо, чтобы корпус судна при движении имел небольшой дифферент (примерно 1-3°) на корму. Это достигается оптимальным расположением груза в лодке, а также изменением угла установки (наклона) мотора. Необходимо помнить, что правильная загрузка лодки ПВХ в сочетании с правильным наклоном мотора станут гарантией желаемой управляемости моторной лодки и минимального расхода топлива на крейсерской скорости.
Если в ходе управления моторной лодкой ПВХ в одной или нескольких из её надувных оболочек заметно упало давление, это может стать следствием уменьшения температуры воздуха, например, в случае, когда движение осуществляется вечером, после жаркого солнечного дня. В этом случае необходимо остановиться и подкачать баллоны с помощью насоса из базовой комплектации. При этом, если давление упало только в одной из оболочек, осмотрите её на предмет повреждений или проверьте работоспособность воздушного клапана. Если в поверхности материала имеется прокол, вполне реально провести ремонт лодки ПВХ своими руками в походных условиях.
Источник: fish.team
Управление лодочным мотором
Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.
Безопасное управление лодкой с мотором
Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.
Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.
Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды.
Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.
Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.
Ручное управление лодкой
Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:
• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;
• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;
• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;
• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;
• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;
• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;
• лодку отталкивают от берега, отплывают не несколько метров;
• мотор опускают дейдвудом в воду, чеку вставляют в кнопку «стоп»;
• открывают (при наличии) топливный кран. Установленной на бензошланге «грушей» накачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;
• рычаг скорости устанавливают в положение «нейтраль»;
• вытягивают ручку подсоса, рычажок (или ручку) газа устанавливают на 1/3, румпель направляют вдоль лодки;
• несколько раз дергают за ручку стартера. Как правило, исправный двигатель заводится со второго – третьего рывка;
• несколько минут двигатель прогревают на холостом ходу, далее ручку подсоса ставят в режим рабочего хода, убавляют газ до минимума и включают необходимую передачу. На маломощных моторах для движения назад двигатель разворачивают на оси на 180°;
• прибавляя газ начинают движение лодки. Для изменения направления движения мотор румпелем поворачивают на оси. Для изменения скорости лодки двигают рычажок или поворачивают ручку газа.
Система дистанционного управления лодкой
Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.
Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:
• консоль или рулевая стойка с штурвалом;
• система электрического запуска мотора;
• машинка газа-реверса и переключения скоростей.
Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).
Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.
Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.
Источник: kayak-market.ru
Как управлять лодкой с мотором
Как управлять надувной лодкой с мотором, чтобы не попасть в чрезвычайную ситуацию, находясь на воде, и не заработать штраф от ГИМС? На этот вопрос мы ответим в нашей новой статье.
Как управлять надувной лодкой с мотором, чтобы не попасть в ЧС на воде и не заработать штраф от представителей ГИМС? Приводим самые важные сведения по данной теме, фактически это краткая инструкция по управлению маломерным судном.
Начнём с основ, знать которые начинающему водномоторнику будет очень полезно — о регистрации ПВХ лодки с мотором.
Говоря вкратце: если мощность вашего подвесного мотора составляет более 10,88 лошадиных сил, то и весь водно-моторный комплект подлежит обязательной госрегистрации в ГИМС, а его владельцу придётся получать права на управление маломерным судном.
Соответственно при выходе на воду с таким комплектом у вас должен быть при себе подобный набор документов:
— паспорт или другое удостоверение личности,
— документ, подтверждающий владение водным транспортным средством (договор купли-продажи на лодку и мотор),
— паспорт на лодку с подвесным лодочным мотором,
— квитанция об уплате государственной пошлины,
— удостоверение судоводителя.
Если ваш комплект имеет массу менее 200 кг и оборудован мотором мощностью менее 10 л.с. регистрация необязательна.
Но документы и бумаги, заверяющие ваше право владения судном, нужно держать при себе на случай проверки — пригодятся.
Что нужно дополнительно уточнить в вашем местном отделении ГИМС:
— какова разрешённая скорость передвижения у береговой линии,
— каково безопасное расстояние между маломерными судами у берега,
— прочие правила регулирования движения маломерного водного транспорта на акватории, где вы собираетесь отдыхать.
При управлении моторным судном необходимо точно придерживаться следующих правил, соблюдение которых важно в первую очередь для сохранения вашей безопасности:
1) Перед выходом на воду изучите местную акваторию на предмет выявления скрытых подводных препятствий и помех движению. Местные рыбаки должны знать о подводных камнях и плитах, поинтересуйтесь у них, не поленитесь, это большой плюс к безопасности отдыха.
2) Грузоподъёмность судна должна быть известна вам до выхода на воду. Превышение лимита этого показателя является критичным нарушением, которое с большой степенью вероятности приведёт к затоплению судна. Посчитайте вес рыбаков, мотора, топлива, всех элементов снаряжения, запасов еды и питьевой воды — всё это должно укладываться в обозначенную в паспорте изделия (лодки) максимально допустимую величину — 200 кг/220 кг/300 кг и тд.
3) Используйте мотор только вместе с аварийной чекой, надлежащим образом пристёгнутой к вашему спасательному жилету (все пассажиры моторной лодки должны быть в спасжилетах).
4) Возьмите с собой: ЗИП-набор для мотора и лодки, якорь, черпак, вёсла, средства для подачи сигналов (свистки), аптечку, запас топлива, питьевой воды, заряженные телефоны и средства для внесетевой подзарядки в непромокаемых гермоупаковках. Приобрести специальные водонепроницаемые карманы для хранения документов, запасов и гаджетов можно в «Лодки-Питер». Проведите небольшой инструктаж для новичков, объясните им, как правильно забираться на борт лодки, какое место занять, как перемещаться в кокпите.
5) Без спешки установите мотор на транце, тщательно закрутив струбцины, заведите его, прогрейте несколько минут на холостом ходу, перед стартом убедитесь, что двигатель работает стабильно. При движении для проверки будет не лишним иногда включать реверс: если мотор в порядке, переключение не вызовет сбоев, резкого изменения звука работы и тд.
Как управлять моторной лодкой?
6) Начиная движение, удаляясь от береговой линии, не газуйте сразу. Сначала выйдите на открытую воду. Так же осторожно и не торопясь причаливайте. Соблюдайте дистанцию по отношению к другим судам и рыбакам. До начала движения желательно убедиться в отсутствии на акватории рыбаков, занимающихся подводной охотой, они могут попасть под винт вашего двигателя.
7) Прокладывайте маршрут, избегая параллельного большим волнам хода, удар сильной волны в борт способен опрокинуть даже крупную моторную лодку. Перед выходом на глиссер убедитесь, что впереди достаточно пространства и мотор работает корректно.
8) Рыбалка в тёмное время суток требует наличия достаточно мощного фонаря и/или установленных на ваш борт огней навигации. Без этих средств ночные покатушки на моторной лодке — очень опасное занятие, увлёкшись которым легко нечаянно врезаться в берег, препятствие или соседнее судно.
9) Трос для швартовки должен быть тщательно закреплён таким образом, чтобы ни в коем случае не соскользнуть за транец и не попасть в винт.
10) В любой непонятной ситуации сбавляйте ход и останавливайте мотор. Перегазовка не так страшна, как полный ход на сбоящем двигателя. Важно: всегда имейте при себе запасные свечи для вашей модели ПЛМ, это касается и 2-тактных модификаций, и 4-тактных моторов. Чтобы свечи не промокли, лучше хранить их в гермоупаковке.
Вместо послесловия: согласно информации от ГИМС, значительная часть ЧС на водно-моторных комплектах происходит по вине судоводителей, теряющих бдительность и контроль за ситуацией вследствие опьянения. Рыбаки, берегите себя, своё здоровье и свою жизнь и не увлекайтесь алкоголем, управляя моторной лодкой!
Источник: lodki-piter.ru