Ремонтируя автомобиль самостоятельно, требуется зачастую очищать детали от ржавчины. Удалять продукты коррозии безусловно сложно!
- очистка «болгаркой» трудоемка, длительна, часто неэффективна;
- пескоструйная обработка дает хороший результат, но предполагает наличие оборудования, подготовки места, материалов;
- травление кислотами требует длительного времени обработки, соблюдения мер безопасности, часто способ дает низкий эффект.
Электролиз ржавчины — метод очистки оптимальный по затратам, доступности, эффективности даже в домашних условиях.
Электролиз — процесс пропускания электрического тока через водный раствор. На электродах при этом протекают электрохимические реакции. В нашем случае такие реакции способствуют быстрому отслоению ржавчины на границе неповрежденного металла.
УБИРАЕМ РЖАВЧИНУ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ ТИСКИ 60ЛЕТ КАК НОВЫЕ! ПРОВЕРЯЕМ ДЕТЕКТОР СКРЫТОЙ ПРОВОДКИ
Плюсы очистки ржавчины электролизом:
- высокая эффективность
- малые затраты
- доступность
Минусы очистки ржавчины электролизом:
- относительная длительность процедуры
- ограниченные размеры очищаемых деталей
Необходимые материалы/оборудование для электролиза коррозии:
- Емкость, позволяющая полностью погрузить деталь в раствор. Удобнее использовать пластиковую тару — размером от обыкновенного ведра до еврокуба…
- Источник постоянного тока. Самый доступный — блок питания персонального компьютера. Оптимальный — зарядное устройство автомобильных аккумуляторов.
- Электрические провода и металлические пластины (можно использовать куски жести);
- Вода и кальцинированная сода ( Na₂CO₃ карбонат натрия) — доступное дешевое санитарное средство очистки.
Очищаемая деталь выступает отрицательным электродом (катодом). Подключается к минусу источника тока.
Положительным электродом (анодом) служит расходный металл (например, пластина жести). Подключается к плюсу источника тока.
Анод и катод соприкасаться не должны!
Скорость электрохимической реакции электролиза зависит от:
- площади катода, анода, их взаимного расположения;
- концентрации кальцинированной соды в воде;
- напряжения — силы тока.
Можно влиять на каждый из параметров, управляя процессом электролиза ржавчины.
Подаваемое напряжение — 12 или 5 вольт.
УБИРАЕМ РЖАВЧИНУ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ ПИСТОЛЕТ 80 ЛЕТ ЭЛЕКТРОЛИЗ
Оптимальная сила тока (из опыта) 3-9 ампер.
Желательно иметь подключенные вольтметр — амперметр, не допуская выход значений напряжения и силы тока за пределы максимальных для источника питания (лучше всего ориентироваться на значения пониженные на 20-30% от максимальных).
Места креплений проводов к катоду/аноду имеет смысл предварительно очистить механически, обеспечив надежность электроконтакта.
Периодически следует извлекать деталь и механически (щеткой) отделять рыхлые слои ржавчины.
После очистки детали возможно наличие черного налета — оксидов железа. После электролиза можно использовать травление детали кислотой, дочистив остатки коррозии.
Чистое железо — активный металл, стремительно образующий другие соединения. Очищенное железо быстро корродирует, покрываясь свежим налетом ржавчины. Имеет смысл обработать деталь, например, ортофосфорной кислотой, образующей тонкий слой защитной фосфатной пленки на поверхности. Не стоит затягивать также с покраской. Остатки кислоты можно нейтрализовать содой или мыльным раствором.
В результате электрохимических реакций образуются взрывоопасные газы — водород и кислород.
Следует соблюдать меры безопасности при работе с электричеством и вредными веществами. Проводить процедуру электролиза ржавчины желательно на открытом воздухе или в проветриваемом помещении, контролируя сам процесс и его параметры.
Результаты очистки ржавчины электролизом можно видеть на фото. Способ действительно рабочий, эффективный, доступный, дешевый.
Источник: go4gu.ru
Удаление ржавчины электрохимическим способом: особенности
Ржавчина представляет собой красный налет на железе и его сплавах, состоящий из оксидов железа. Она образуется при разрушении поверхности металла и нуждается в удалении, иначе через некоторое время весь металлический предмет проржавеет насквозь и сломается. Убрать ржавчину можно разными способами, один из которых — электрохимический.
Как убирать ржавчину электрохимией
Удалить ржавчину можно разными способами:
- Самый простой — механический, при помощи специальной насадки дрели, наждачной бумаги, шлифовальной машинки или напильника. Этот способ подходит только для ровных и гладких поверхностей, так как резьбу или фигурное литье легко поцарапать при снятии верхнего слоя.
- Химический способ с использованием «народных» рецептов: лимонной или соляной кислот, яблочного уксуса, кока-колы (в которой содержится ортофосфорная кислота). Но более эффективно и безопасно использовать специальные пасты. Под воздействием кислоты окислы железа растворяются и превращаются в соли. Однако кислоты негативно влияют и на само железо, разрушая его, а потому важно соблюдать указанное время и тщательно промывать детали и сушить их.
Важно! Электролиз применяют в промышленности и в домашних условиях.
Преимущества и недостатки
К плюсам метода электролиза относятся:
- Безопасность для детали: поверхность предмета не будет поцарапана механическими щетками и не пострадает при воздействии химикатов;
- Эффективность: этот способ удаляет даже многолетнюю и многослойную ржавчину;
- Дешевизна: несмотря на кажущуюся сложность, необходимые для процедуры вещи недороги (например, емкость можно использовать любую пластиковую, воду набрать из крана);
- Отсутствие усилий: необходимо подсоединить провода, включить ток и регулярно проверять деталь. Не нужно прилагать усилия и счищать коррозию руками;
- Можно очищать предметы любой фирмы, без ограничений.
Важным недостатком является сам процесс: поскольку работать придется с электричеством и активными химическими веществами, необходимо соблюдать технику безопасности и быть крайне внимательным в процессе.
Что понадобится для удаления ржавчины
Как удалить ржавчину электролитом? Для этого потребуется подготовить несколько предметов:
- Пластиковая или резиновая емкость;
- Источник питания с напряжением 12-24 В, например, подойдет блок питания компьютера или аккумулятор автомобиля;
- Провода с зачищенными концами или клеммами;
- Вещество, которое будет выполнять функцию электролита. Подойдет любой порошок, в которой содержится натрий: пищевая или кальцинированная сода, соль, едкий натрий;
- Положительный электрод-анод: подойдет кусок нержавейки или оцинковки. Рекомендуют использовать именно соду, так как она наиболее эффективна и при этом безопасна;
- Вода.
Важно! Подойдет любая емкость из диэлектрика.
Порядок очистки
Провести процедуру очистки несложно:
- Нужно налить в емкость воду и растворить в ней соды в пропорции 1 ст. ложка соды на 1 литр воды;
- Счистить с ржавой детали небольшой участок при помощи наждачки и присоединить к нему отрицательный провод или клемму;
- Опустить деталь в воду так, чтобы часть с подключенным проводом не ушла под воду;
- Присоединить к нержавейке положительный провод или клемму;
- Включить ток.
После подачи тока начнется реакция. Определить это можно по активному выделению в воду пузырьков воздуха. Если пузырьков немного, значит, реакция слабая и удаляться коррозия будет долго. Усилить процесс можно, добавив больше соды.
Важно! Для ускорения процедуры можно заранее удалить с ржавой детали краску и верхний рыхлый слой ржавчины.
Время проведения процедуры индивидуально — от нескольких минут до 10 часов. Временами необходимо отключать электричество, вынимать деталь из воды и промывать ее. При промывки с нее будут отлетать хлопья ржавчины. Если деталь очистилась, ее необходимо просушить, если нет — можно опустить обратно и продолжить.
Техника безопасности
При использовании электролиза необходимо соблюдать меры безопасности:
- Проводить процедуру в хорошо проветриваемом помещении, лучше на улице;
- Важно обеспечить заземление всему аппарату: посуда должна быть резиновой или пластиковой, на руках должны быть плотные резиновые перчатки;
- Провода не должны иметь случайных контактов, чтобы не нарушить связь, также важно не перепутать местами клемма;
- Если ржавый предмет имеет какую-либо ценность, лучше не применять для чистки электрохимический способ, стоит остановиться на чистке химическим средством, так как велика вероятность не уследить и испортить.
Также нельзя забывать о технике безопасности при работе с электричеством.
Важно! Продаются готовые наборы для удаления ржавчины «Цинкор-Авто», в которых есть все необходимое для проведения реакции на 1 кв. метре ржавой поверхности.
Частые ошибки и как их избежать
Лучший способ избежать ошибок — четко следовать инструкции и не забывать о защите.
К частым ошибкам относятся:
- Неправильное закрепление клемм. Крайне важно правильно присоединить провода (положительный — к нержавейке, отрицательный — к детали), лучше перепроверить это до включения тока;
- Использование вместо соды соли. Ничего страшного не произойдет, но многие отмечают, что с солью реакция менее активна и хуже очищает;
- Использование слишком слабого или сильного тока. В первом случае реакция будет слабой и малополезной, во второй — источник тока может выйдет из строя, «спалиться»;
- Слишком долгое воздействие. В худшем случае деталь почернеет и не отмоется. Поскольку время воздействия невозможно определить даже примерно, стоит почаще проверять, как проходит процесс. Даже одинаковые на первый взгляд детали могут повести себя по-разному.
Удаление ржавчины электрохимическим способом является самым безопасным и эффективным. Суть электрохимии заключается в пропускании слабого тока через раствор соды, благодаря чему происходит электролитическая реакция. Провести очистку таким образом можно в домашних условиях при соблюдении техники безопасности.
Источник: kliningovyj-raj.ru
Электролиз (очистка от ржавчины) в домашних условиях. Краткое пособие без претензии на научную ценность.
Третьего дня занимался своими новыми-старыми суппортами 54-22. В связи с отсутствием лишних средств и реальной возможности (никто не делает) отдать на пескоструйку, а так же по причине личного интереса опробовал интересный метод очистки от ржавчины черных металлов под названием электролиз.
(Кто-то может назвать его иначе, но сути не меняет).
Вскользь я описывал процесс в предыдущих записях, но так как сам при подготовке долго искал инфу, решил вывалить на вас все что мне стало известно в одной записи. Мало-ли, может кому пригодится.
Итак, начнем.
1. Физика процесса. Подчинена простейшему закону гражданина Фарадея:
Как видно из формулы — чем больше ток и время его воздействия, тем больше «ржавчины» перенесет магическая сила электролиза. Из этого можно сделать два важных для нас вывода:
1. По-любому есть какая-то определенная сила тока, оптимальная для очистки. Да, она есть и лежит в пределах 4 — 10А при напряжении 12В. Установлено это экспериментально и не только мной. К тому же при использовании обычного БП от компьютера нагружать его свыше 10-12А… ну я лично не стал бы).
2. Величина тока зависит от площади анода и катода (куска металла и самой детали), а так же от плотности электролита (количества чистящего средства, погруженного в раствор). Таким образом если у вас есть только БП от компа, где токнапряжение регулировать в стоке невозможно — меняем либо площадь, либо плотность электролита для достижения «золотого тока».
2. Схема подключения.
Ну тут все просто. Минус — на деталь. Плюс на металл. Кстати с металлом попрощайтесь заранее, если только это не нержавейка. Сожрет его ржа)
3. Материалы.
1. Понадобится в идеале емкость из нержавейки, но у меня ее нет, поэтому я использую оцинкованные ведра. Надолго их не хватает конечно.
Полный размер
Советую прикупить еще пластиковое ведро, ибо когда из дырок в оцинковке польется ржавая вода прямо на пол будет не очень приятно)
Полный размер
2. Некое вещество, которое поможет создать «очищающий элексир».
Я использовал поначалу «САНОКС». В принципе чистит хорошо, но воняет и оставляет черные окислы в местах, где было совсем уж много ржы. (Хотя возможно я не доварил).
Полный размер
Также пробовал «КРОТ» для очистки труб. Шляпа полная, не чистит по сравнению с САНОКСом вообще. Не рекомендую категорически.
Ну и недавно в магазине, название которого означает «пересечение нескольких дорог» рекламная пауза нашел короля электролиза — пачку кальцинированной соды.
Полный размер
Лучшее из всего что пробовал. Почти не воняет, нет окислов на металле. Чистит лучше санокса. Рекомендую.
Полный размер
3. Соединительные провода на деталь — лучше использовать стальные. Меньше окисляются, как мне кажется. Но темного налета однозначно меньше стало, когда я поменял медные провода на стальные.
4.Щетки ручные для очистки в промежуточных этапах. Лучше парочку с различным «ворсом».
4. Сроки очистки и результаты.
Сроки напрямую зависят от того, как сильно деталь «окружена» анодом — поэтому я использую ведро. Так очистка идет веселее и со всех сторон. Если просто поставить пластинку — обратная к ней сторона будет очищаться медленнее.
Так же, само собой, чем больше ток, тем быстрее очистка. В целом при токе 5-6А на очистку средних размеров суппорта нужно 2-3 дня. Да, вот так)
5. Пример промежуточной очистки и пара заключительных наблюдений.
Берем наш суппорт. Или что вы там собрались чистить) В первую очередь разбираем и вынимаем все резинки. Не скажу, что на них электролиз влияет отрицательно, но санокс точно)))
Источник: www.drive2.ru
Чистка от ржавчины электролизным способом
Привет всем. О электролизном способе очистки заржавевших деталюшек слышали многие. Но, наверное есть и такие которые имеют слабое представление о этом крайне полезном действии, которое запросто заменяет щетку и пескоструйную обработку.
Вот есть у нас очень заржавленный, но ровный диск. Можно конечно было поработать над ним болгаркой с корщеткой часик-полтора, но я пошел путем для более ленивых — методом электролиза.
Для этого нужно:
1.Емкость для раствора — я приобрел большой тазик из резины (в принципе подойдет из любого диэлектрика) 2.Вещество, водный раствор который будет электролитом — лучше всего сода, пищевая или кальцинированная, она не вызывает химических ожогов (как например щелочи) и легко отмывается, не способствует дальнейшей коррозии (как например поваренная соль, хлорид-ионы который потом сложно отмыть. 3. Вода. Обычная из водопровода.
4. Источник ПОСТОЯННОГО тока. Лучше всего в пределах 12-24 вольт и с регулировкой и индикацией тока. Зарядное устройство или блок питания от компа подойдут.
Я использую старое ЗУ для аккумуляторных батарей на 20 А, с индикацией тока и напряжения и ступенчатой регулировкой. 5. Положительный электрод-анод. Материалом для него лучше всего будет нержавейка. Если нет нержи, то на крайняк можно взять чернуху. Но электрод из обычной стали будет быстро растворятся.
Заливаем воду в сосуд. Делаем раствор. Сколько идёт соды на литр воды сказать сложно. Это зависит от формы детали, расстояния между электродами, напряжения. Я ориентируюсь по току. На тазик который я брал ушло около 600 г кальцинированной соды.
Крепим «-» от источника на деталь (она у нас будет катодом). Способов есть куча. Можно струбциной ( со струбцины может облезть краска), можно болтом как я. Главное чтобы был хороший контакт. Опускаем деталь в раствор.
Крепим «+» от источника на анод. Анод, как я уже писал, лучше всего из нержавейки. Обычная сталь будет растворятся, но если нет под руками старой ненужной ложки/вилки или корыта от старой стиралки то на один раз пойдет и чернуха. Заметил, правда, что если использовать обычную сталь для анода, то на обрабатываемой детали оседает темный налет, который потом нужно смывать.
В идеале форма анода должна быть такой, чтобы охватывать всю площадь обрабатываемой детали, в противном случае процесс будет идти с разных сторон не равномерно и деталь придется переворачивать. На практике сделать такой электрод сложно, особенно если чистим крупногабаритное изделие, поэтому крутить детальку скорей все равно придётся.
Лично я, в данном случае делал электроды из чернухи, так как нержавейки в этот момент не нашел. Вот форма электрода для очистки лицевой стороны диска : Для обратной: Опускаем анод в раствор. ВНИМАНИЕ! Анод и обрабатываемая деталь не должны касаться, должен быть промежуток из раствора или диэлектрика.
Включаем наш источник тока. Всё начинает бурлить в тазике — процесс начинается. Если есть показометры то смотрим на них. Скорость очистки зависит от силы тока, который идет через электроды. А она в свою очередь, зависит от мощности источника.
Регулировать ток можно 3-мя способами:
1. Самим источником (если конечно есть на нем возможность регулировки)
2. Концентрацией соды — больше соды в растворе больше ток.
3. Расстоянием между анодом о изделием которое мы чистим. Чем ближе они тем больше ток.
Какой максимальный ток ставить тут зависит от вашего источника. Можно хоть 100А, но лучше без фанатизма, лучше подождать часок-другой, чем спалить устройство, особенно если оно без защиты по перегрузке и перегреву. Лично я ставлю 10-15 А.
Нужно ещё учесть то, что при большом токе раствор нагревается (получается солевой обогреватель). Вот как выглядит раствор после часа очистки, борщик варится отличный))) После нескольких часов чистки достаем деталь и металлической щеткой под проточной водой чистим отошедшую ржавчину и смотрим на результат. Если ржавчина еще присутствует то оставляем еще на пару часиков. Вот результат: Лицевая сторона Внутренняя сторона
Ржавчины нет совсем.
Вот пример очистки скобы тормозного механизма ВАЗ 2108
После
ВНИМАНИЕ! Газы которые выделяются в процессе электролиза это водород и кислород. Их смесь зовётся гремучим газом, хоть и совсем не ядовитая, но очень ВЗРЫВООПАСНАЯ! Поэтому работы проводить в очень хорошо проветриваемом помещении, либо на свежем воздухе!
Автор; Владимир Бездух г.Тернополь, Украина
Как вам статья?
Источник: xn--100—j4dau4ec0ao.xn--p1ai