1.Влага начинает испаряться, причем — неравномерно, из-за неоднородности строения древесины, что может привести к образованию трещин.
2.При сушке дерево дает «усадку», то есть – теряет объем, как результат – имеем щели между частями рукояти.
Поэтому любое свежее дерево необходимо просушить.
В промышленности для сушки древесины используются специальные сушильные камеры. Нам объемы не нужны, да и камеры, как правило, недоступны. Поэтому – будем говорить о способах, которые под силу рядовому городскому жителю.
Начнем с самого простого – естественная сушка. Лучше сушить дерево в «чурбачках» — обрезках стволов. Кору можно оставить, а торцы, обстучав молотком, для придания срезам плотности, и — замазать. Тут уже от фантазии зависит – можно применять смолу, деготь, масла, вплоть до машинного, масляную краску и даже пластилин.
Подготовленные «дрова» сначала надо сушить в сухом, неотапливаемом помещении, желательно, с стабильной температурой, например – подпол на даче, подвал. Позже, примерно через пол — года, можно переместить в помещение с более высокой температурой. Если сразу поместить «чурбачки» в высокую температуру – на чердак летом, например – растрескивание почти неминуемо.
Распил Сувеля Карельской березы Ясеня Как сушить
Следует учитывать и породу дерева — . Береза, ольха при естественной сушке не дают трещин. Граб, бук, ясень, клен, сирень при высыхании сильно растрескиваются. То же свойственно и плодовым деревьям.
Проще с капами, сувелями. В начале лета я спелил два некрупных березовых капа, и, вместе с обрезками веток забросил в машину. У меня универсал, поэтому места много. Провозил их все лето, как результат – хорошо просушенные деревяшки J
Но, это экстремальный способ J Обычно процесс занимает год – два.
Однако, процесс сушки можно ускорить. И даже несколькими способами.
Сушка в газетах.
Заготовки небольших размеров можно сушить дома, в целлофановом пакете. Заготовку нужно завернуть в сухую газету, поместить в пакет, плотно завязать и положить в теплое место – на батарею центрального отопления, на солнцепек. Через некоторое время – 6-8 часов, надо достать газету (она окажется чуть влажной), и, заменить на сухую. Эту операцию следует повторять до полного высушивания древесины. О точном времени процесса говорить сложно – оно зависит от размера куска дерева, от его начальной влажности, от температуры сушки.
Не следует торопиться – да, вкладывая в пакет большее количество газет, мы ускорим сушку. Но – слишком быстрое «обезвоживание» слоев дерева может привести к разрыву волокон – к трещинам.
По той же причине надо контролировать герметичное закрытие пакета. Влага, в умеренных количествах, должна впитываться в газету, а не испаряться неконтролируемо.
Выварка в масле.
Небольшие куски древесины можно выварить в масле. Масло можно использовать льняное, хлопковое, тунговое. Этот способ издавна применялся при изготовлении деревянной посуды. В процессе варки масло вытесняет из древесины воздух и воду, что предохраняет изделие от растрескивания. И в этом случае торопиться не следует – нагрев при варке должен быть допустимо минимальным.
Варка и сушка сувеля в различных условиях Сушка дерева в микроволновке
В противном случае можно получить ужарившиеся «шкварки» J Я через это прошел, так что не стоит повторять чужие ошибки. Процесс длится около 6-8 часов, в зависимости от размера заготовки.
Парафинирование.
Куски дерева погружают в растопленный парафин. При температуре 40С выдерживают несколько часов. Потом достают, и несколько дней досушивают при комнатной температуре. Подготовленное таким способом дерево пропитывается парафином, что выделяет его структуру и, слегка тонирует.
Выпаривание/вываривание.
Влага в живом дереве – это не просто вода, а растворы различных солей и веществ.
Мастера по дереву давно заметили, что, удалить эти растворы из древесины , намного сложнее, чем обычную воду. На этом и основаны следующие способы сушки.
Этот способ применялся с давних времен. Из оборудования понадобятся большой чугунок и… русская печь J С вечера в чугун укладываются куски дерева – так, чтобы между ними оставалось пространство для свободной циркуляции воздуха. На дно наливается немного воды, чугун плотно закрывается и ставится в печь – хорошо протопленную и освобожденную от углей. Печь закрывается.
Утром дерево можно достать, и досушивать при комнатной температуре.
Издавна применялся и способ вываривания. То есть, куски дерева просто варились в воде, иногда, с добавлением опилок того – же дерева. Задача – заместить растворы и соки живого дерева на воду – а воду испарить уже значительно легче.
Пименялся и способ вываривания с солью
Этот способ очень хорошо описал Serjant на ф о руме Guns.ru –
«1. Срезаем кап, сувель.
2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки
образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев
бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся.
Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по
той же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно
делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево естественно всплывает, но
прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно, какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно
накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки а не суммарный объём девесины.
3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет. А? ;). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду(именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.
4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд.
Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
Стружки подойдут от электрорубанка(можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую.
Они достаточно мелкие и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше.
И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут
сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят
текстуру.
5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не
выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки
образуется красный ‘бульончик’. И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.
6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.
7. Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки.
Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.
8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому
времени отвалиться. Осторожно. Горячо. используйте перчатки!
9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
Дерево ‘привыкнет’ к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его
можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.
10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут образоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
припуск на их удаление в последующей обработке.
11. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.
12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере, делаем ножик. Как это делается найдёте сами, не маленькие 😉 В любом поисковике набьёте «»как сделать нож»» и будет вам счастье. Пропитывать сувель и кап желательно маслом и если есть желание то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет» что называется, проявиться вся внутренняя красота. »
После всех этих вывариваний — запариваний можно просушить дерево и просто на шкафу, а можно комбинировать с способом «сушка в газетах»
Источник: www.knifehelp.net
Чем отличается кап от сувеля. Где найти, как заготовить и высушить без трещин. Сувель что это такое
Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.
Кап и сувель — как сделать заготовку для рукоятки ножа
Многие любители ножей или охотники изготавливают ножи самостоятельно, и в большинстве своем заказывают в интернет-магазинах необходимые комплектующие: клинок, больстер, затыльник, брусок экзотического дерева. Вот о последнем, то есть о дереве, я и хочу вам поведать.
Мне доводилось работать с разными сортами дерева: бубинго, мербао, разными видами ореха, бука, черного дерева… Но здесь речь пойдет совсем о другом сорте дерева. О нашем российском березовом капе и сувели. Что же это такое и как самому заготовить дерево для последующей обработки и достижения конечного результата – рукоятки ножа?
Способ заготовки не нов, и не я являюсь автором описанной технологии. Некоторую информацию я почерпнул из Интернета, а что-то вычитал из книг по художественной резьбе по дереву. Просто мне удалось систематизировать полученный опыт и адаптировать технологию сушки древесины капа и сувели к своим условиям.
В результате получилась вполне работоспособная и не слишком утомительная технология. Но сначала поясню, что есть кап, а что – сувель. Зачастую не только далекие от природы люди, но и бывалые охотники путают эти понятия. А девушки, те вообще почемуто кап и сувель именуют чагой. Хотя чага – это грибпаразит, вырастающий на поверхности дерева.
Сувель – это нарост на стволе дерева с причудливым свилевато переплетенным расположением волокон.
Кап – подобный сувели свилеватый по расположению волокон нарост, из которого растет к тому же множество мелких веточек. Благодаря этому структура капа приобретает не только свилеватость, но и красивые кольца, разводы и червоточинки.
При правильной обработке – сушке и пропитке (о чем речь пойдет ниже) такое дерево становится не только чрезвычайно красивым, но и вязким.
Как образуются кап и сувель на дереве, я не могу точно сказать. В разных источниках уважаемые люди, спецы в своем деле, выдвигают разные теории, я их читал достаточно много.
Где и как найти наросты капа и сувели
Первый этап – разведка, и мы с сыном еще летом, гуляя по лесу, примечаем перспективные, с нашей точки зрения, деревья. Лучшее время для заготовки – сентябрь – октябрь, когда движение соков замедляется и почти полностью прекращается.
- лучковая пила — я использую шведские полотна специально для быстрого реза;
- маленький, но очень острый топорик (600–800 г);
- нож;
- банка с масляной краской.
Сначала топориком аккуратно подрубаем по кругу кору дерева, заходя немного на сам кап (операции по заготовке сувели ничем не отличаются), затем берем лучковую пилу и начинаем кап отпиливать. Поскольку кап очень вязкий, о чем я упоминал выше, пилить приходится посменно и с отдыхом. И это несмотря на специальный, очень агрессивный зуб полотна, в народе называемый «волчий». Я как то попробовал отечественные и китайские полотна – резюме: если вы не садомазохист и не намерены использовать этот процесс как способ похудания посредством чрезвычайного потоотделения, то лучше таким инструментом никогда не пользоваться!
(Менее трудоемко и затратно по времени — использование цепной пилы, но учтите, что при спиливании среднего размера сувели, новая цепь полностью тупиться. Прим. Ред.)
Это интересно: Огурцы пчелоопыляемые и партенокарпические — в чем между ними разница. Что такое партенокарпический гибрид огурцов
После того как необходимый кусок отпилен, пристраиваемся на соседнем пенечке и аккуратно обрубаем кору. Тут главное не спешить, чтобы не только не испортить заготовку, но и пальцы себе в спешке не укоротить. Заготовка сферическая и довольно верткая.
Место спила на дереве замазываем краской. Мы взяли у леса нам необходимое, и портить дерево совсем ни к чему. Тем более что на одном дереве может быть не один кап. Мы так в течение нескольких лет с одного дерева спиливали заготовки по мере надобности, и дерево до сих пор здравствует.
Благодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.
Сувель
Сувель — это наросты без спящих почек. Иногда такие образования называют «сувельвал» или просто «свиль». В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли. Растет он в три-четыре раза быстрее капа и встречается на деревьях намного чаще.
Отличить сувель от капа довольно просто. Из него не пробиваются ни мелкие веточки, ни почки. Под мощным слоем коры поверхность совершенно гладкая, без конических выпуклостей, как у капа. Всю красоту текстуры здесь формирует хаотичная свиль из переплетенных волокон. Она не просто идет легкими волнами, как в некоторых породах деревьев, а сбивается в плотные складки, пучки, жгуты.
Вся красота рисунка усиливается благодаря особому отливу, который напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. У капа столь выраженных переливов нет.
Сувель сильнее меняет внешний вид после отделки. Например, при глубокой пропитке бесцветными маслами и тщательной полировке древесина приобретает особую «костную» текстуру. Из-за этого сувель иногда даже называют древесной костью. В некоторых породах после обработки свилеватые прожилки буквально насквозь просматриваются через структуру материала. Этот эффект очень ценят ножевые мастера: чаще всего они делают ручки для ножей из сувеля березы, грецкого ореха, ясеня.
Плотность сувеля ниже, чем у капа. При этом она на порядок превосходит твердость стволовой древесины. Обработка сувеля березы и других пород требует определенных навыков, поскольку, как и кап, это не самый податливый материал. Но несмотря на все трудности работать с ним — ни с чем несравнимое удовольствие. Сувель всегда с загадкой: невозможно предугадать какой удивительной красоты рисунок обнажиться после очередного прохода резца.
Где найти ценные наросты
Капы и сувели встречаются на всех породах, но в большей степени к их образованию склонны лиственные деревья. В наших широтах такие наросты чаще всего встречаются на березе, причем всех ее видах. Склонными к капообразованию также считаются клен, рябина, грецкий орех, ясень, граб, дуб, вяз. Но, повторимся, это не значит, что на других лиственных деревьях их не бывает.
Это интересно: Аквилегия из семян: 5 полезных подсказок по выращиванию. Аквилегия выращивание из семян когда сажать на рассаду
У хвойных пород способность к образованию наростов значительно ниже. С большей вероятностью их можно встретить на ели европейской, сибирской лиственнице и некоторых других хвойных породах. Сосновая сувель уступает по красоте наростам лиственных деревьев, а вот мороки с заготовкой и обработкой здесь намного больше, из-за высокого содержания смол и склонности к растрескиванию.
Отправляться искать капы лучше с апреля по май. Во-первых, в это время лес еще не покрылся зеленью и хорошо просматривается на предмет наростов. Во-вторых, именно в этот период в деревьях начинается активное сокодвижение, благодаря чему кора со спиленного нароста снимается намного легче. Это актуально в первую очередь для капов, которые, как мы уже выяснили, отличаются коническими выпуклостями, усложняющими съем мощной коры.
Но заготовка капов весной предполагает и некоторые сложности. Прежде всего в это время древесина сильно насыщена влагой и пилить ее тяжелее. Во-вторых, кап или сувель с избыточной влажностью могут преподнести много «сюрпризов» в процессе сушки: от сильного заплесневения до сложных сквозных растрескиваний, которые безнадежно испортят ценный материал. По этой причине многие мастера предпочитают отправляться на поиск капов в сентябре-октябре, когда интенсивность сокодвижения в деревьях снижается.
Капы и сувели чаще встречаются в лиственных лесах. Причем лесники отмечают некоторую закономерность: больше вероятность найти древесные наросты в районах с редким подлеском, и в особенности тех, которые затапливаются ранней весной.
Тем, кто настроен серьезно, лучше завести знакомство с лесниками и договориться о поставках материала. Здесь нужно понимать следующее. По меркам промышленной деревообработки капы и сувели расцениваются как брак. Из них не делают погонаж, а линия для изготовления, например, того же шпона есть далеко не на всех предприятиях.
Также капы не используют в качестве дров — они не податливы в обработке и больше тлеют, чем горят. Конечно, скорее всего лесник понимает, с чем он имеет дело. Но если человек сам не занимается резьбой или точением, он вряд ли будет подготавливать и хранить габаритные заготовки. В итоге капам и сувелям в ходе лесозаготовки нередко уготовлена участь обычных отходов, так что договориться о поставках на взаимовыгодных условиях обычно несложно.
Еще одна рабочая схема — поиск наростов в отходах санитарных вырубок. Кронирование деревьев во дворах, скверах, вдоль дорог является систематической процедурой в большинстве крупных городов. Этим можно пользоваться. Тем более найти общий язык с коммунальщиками часто куда проще, чем с теми же лесниками. Осмотрев отход и найдя ценный нарост, скорее всего, вы без проблем договоритесь, чтобы его отпилили прямо на месте.
Нижеописанный способ варки довольно популярен. Более того, он годится, и чтобы придать древесине желаемый оттенок, и чтобы форсировать сушку, и чтобы сделать выразительнее натуральный рисунок.
Чем отличается от капа?
Сначала стоит сказать, что такое кап. У него тоже есть альтернативное народное название – «ведьмин веник». Это образование, в отличие от сувеля, имеет доброкачественную природу. На березовом стволе или веточке вырастают узелки. Это не какой-то шар или большая капля, а узелковое образование, с множеством шишечек, которые создают спящие почки (либо придаточные).
Эти образования напоминают то ли шипы, то ли бугорки. Неудивительно, если на капе, прямо из его нутра, будут расти мелкие побеги и небольшие веточки. Со свилем это исключено.
Различия между этими образованиями существенны.
Например, кап – редкая и удачная находка. Считается, что обнаружить его можно на одном из 3-5 тысяч деревьев. Сувель найти проще. На березах чаще люди находят прикорневой кап, и он тоже может быть впечатляющих размеров. Обрабатывать кап не так просто, как сувель, все же бугорки, шишечки и шипы дают о себе знать.
Но вот со шлифовкой и полировкой проблем возникнуть не должно.
Это интересно: Все секреты выращивания рассады огурцов: для теплицы и подоконника. Как вырастить рассаду огурцов
Древесина у сувеля не так прочна, как у капа. Она крепче как минимум вдвое, нежели у той березы, на которой кап вырос. Из капа чаще делают портсигары и шкатулки, серьги, браслеты, заколки, мелкий декор. А вот резной узор на капе не создают никогда (ну, может быть, только отчаянные экспериментаторы), ведь он будет лишним.
Фактура и текстура этого редкого древесного элемента не нуждаются в избыточном декоре.
Особенности заготовки
Искать необычную выпуклость нужно, конечно же, в лесу. И кап, и свиль, кстати, очень часто путают с древесным грибом. Его название даже запомнить сложно – Инонотус скошенный. Но если говорить проще, это то, что люди называют чагой.
Такой гриб растет на березе, и его встретить на дереве можно чаще, чем сувель и тем более кап.
Вот несколько советов по поиску и заготовке свиля.
Спиливание свиля оптимально осенью (как и капа, впрочем). Если они уж очень корявые, осенняя заготовка особенно уместна.
Спиливать нарост непросто – возможно, придется привлечь для этого бензопилу. Правда, и тут может возникнуть проблема – цепи пилы быстро тупятся под действием упрямого, очень прочного нароста.
При отсутствии бензопилы подойдет и ручной инструмент, но только тот, зубья которого остро наточены. Если пила будет туповата, тяжко придется и мастеру, и дереву, которого такие манипуляции опасно ранят.
Чтобы на дереве не образовалось невзначай ненужное дупло, места среза сувеля нужно скорее замазать садовым варом. Вместо вара сгодится и глина, и замазка масляной краской.
Если найден свиль огромных размеров, стоит серьезно подумать, спиливать ли образование. Если отнять у дерева такой нарост, можно нанести ему сильный урон: рана будет столь серьезной, что дерево рискует погибнуть.
Начальная обработка вариативна. Можно оставить древесину на воздухе в самых натуральных условиях, но на естественную сушку уйдет год, а то и два. Можно ускорить процесс так: кора снимается с заготовки, оборачивается газетой, помещается в черный пакет из полиэтилена. Бумага не даст материалу поспешить с нагреванием, а пакет создаст парниковый эффект.
Если сувель сушится на улице, черный полиэтилен быстро нагреется от солнца, если дома – от батареи. Процесс равномерен, а значит, можно не переживать о растрескивании дерева. Пакет завязывается с оставлением небольшой отдушины. На все уйдет примерно 25 дней.
Но сбор, сушка – это еще только начало процесса. Далее сувель надо варить.
Источник: build-make.ru
Как мы сувель добывали
Знаете ли вы, что такое сувель? Любите ли вы сувель так, как люблю ее я?
Рассказываю: сувель — это нарост на дереве, достаточно редкий, образуется она в результате травмы ствола и может находиться на разной высоте дерева. Растет несколько десятков лет, имеет разную причудливую форму . На срезе древесина сувели достаточно красива, переплетенные волокна создают причудливый рисунок. Встречается она довольно редко. А используют сувель для разного рода красивых поделок — чаш и кубков, кулонов, ручек ножей, разнообразных фигурок.
После недельных холодных дождей выдался денек без осадков. Итак , бак автомобиля заправлен, бензопила в багажнике, и мы с женой отправляемся в путь по окрестностям.
Места наши — это холмистая равнина с лесами, рощами и перелесками, вперемешку с полями, и без внедорожника тут не обойтись.
Мы живем в селе Большое Болдино. Болдинская осень — это про нас. Вот это окрестности леса Резолюд, упомянутого Александром Пушкиным в «Дубровском». Слышите: резо-люд — там разбойнички баловались. Неподалеку, в селе Покровское проходили большие ярмарки, куда съезжался торговый народ. А через лес с полными после удачной торговли карманами возвращались домой — другого пути не было.
Ну вот, кто добирался домой, а кто и нет.
Вот оно, Покровское, внизу, за холмами и оврагами.
Удача улыбнулась в первом же перелеске. Не очень большая сувель на сломанной ветром березе на высоте около 4 метров.
Подъехать удалось достаточно близко, благодаря мудрому руководству моей жены. И тут же принялись за дело.
Некоторые вначале хотели отсидеться, вернее,отстояться в кустах.
Но все же потом совесть проснулась — оказали помощь.
Так как свежий думский закон разрешил собирать валежник и охотиться с луком в лесу, то закон мы не нарушили, а сломанная береза- уже почти валежник.
Еще немного , и сувель наша благополучно перекочевала в машину.
Можно сказать, что поездка уже удалась, но я решил продолжить поиски уже в другом лесном массиве и в соседней республике, благо до нее всего несколько километров.
И здесь удача не отвернулась. На окраине леса я обнаружил еще две сувели , достаточно больших и старых. Одна на очень старой березе и достаточно высоко.
Пилить такое дерево целиком достаточно проблематично, да и страна другая, можно напроситься на большие неприятности. Нарост на другой березе несколько ниже, и можно выпилить его, не сваливая дерево целиком. Похоже, кто-то лет 20-30 назад уже обнаружил его: к березе была прислонена сгнившая лесенка из толстых сучков . Но проблема возникла из того , что подьехать туда невозможно из-за оврагов, а сама сувель на глаз около пятидесяти килограммов, да и без лестницы не обойтись. Так что придется отложить добычу этой сувели – к тому же зарядили опять дожди, ну и подготовиться надо.
Осенний день клонится к вечеру. Отлично мы его провели. Флора шлет нам последние приветы от лета.
Солнце тоже не отстает: летом не получилось, так я уж хоть сейчас постараюсь.
И старается — украшает как может осенний лес.
Но на этом дело не окончилось. По пути домой, довольные прогулкой и сувелью в багажнике, мы заехали к соседу за молоком. А он, оказывается, целое стадо овец завел — шесть штук. Но главный у них, естественно, баран. Назвали Александром. Баран Александр ходит за хозяином везде как верный пес и всех людей и животных от него отгоняет.
Мы накормили его шоколадными конфетами, он их съел, но на нашу доброту не повелся. Пришлось срочно ретироваться — как бы чего не вышло.
А молоко-то и забыли.
PS: а кто всё же так и не понял, что такое сувель — посмотрите вот тут
Источник: www.livemaster.ru
Югорский геолог создает шедевры из наростов на деревьях
— Во время учёбы в техникуме я проходил практику на БАМе, а потом работал там три года. Обратил внимание на то, как некоторые мои коллеги в свободное время что-то мастерят из красивого куска дерева — капа. Ручку для ножа изготовил по подсказке коллег и надолго забыл об этом занятии.
Вторая «встреча» произошла в одном из центральных магазинов Москвы. Долго я стоял возле ваз и столов, рассматривая рисунки, чем-то напоминающие своей структурой рисунки камней. Третья «встреча» была уже на сургутской земле. После неё кап стал основой моего творческого увлечения. Сначала я просто искал наросты на деревьях.
Спиливал их, потом дома очень долго снимал с них кору, и не понимал, что дальше делать. Развешивал на стенах дачного домика, затем пытался обрабатывать, но изделия, высыхая, трескались.
— Где осваивали способы работы с капом?
— Технологию и секреты работы с капом и сувелью нашёл на форумах и сайтах в интернете. Блоггеры подсказали, что дерево нужно выварить. Варил кап долго, и увидел, что получается совсем другой рисунок. Иначе высвечиваются цвет и текстура. А учителем своим считаю Александра Ядрошникова. Это организатор Музея Природы и Человека в деревне Русскинская Сургутского района.
Он дал мне первые уроки работы с капом и первым оценивает плоды моего труда.
Кап – нарост на дереве с деформированными направле- ниями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого нароста на стволах, ветвях и корнях лиственных, реже – хвойных деревьев, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек.
Сувель – гладкий нарост со слабо свилеватой древесиной, без почек внутри. Встречается на всех породах деревьев, в большинстве случаев – лиственных.
Сокрытая красота
— Как Вы сейчас работаете с деревом?
— Оборудовал дома мастерскую. Процесс идёт почти непрерывный: одно дерево варится, другое сохнет, с третьим я работаю. Хочу понять, что кроется внутри капа. Ведь дерево даёт такое же преломление цвета, как и камень. Янтарь, к примеру, имеет множество оттенков от светлого до тёмного — таким его создала природа.
А игра цвета капа или сувели зависит от того, с какой стороны его отполируешь, как в нём лежат волокна, сколько положишь опилок в воду при выварке. Так я раскрываю скрытую красоту дерева, облачая её в некую форму.
— Вы создаёте изделия необычной формы …
— Кто-то вытачивает фигурки животных, кто-то режет ложки, картины из дерева. Я не художник. Я стремлюсь увидеть структуру и текстуру дерева. Бывает, что некоторые капы лежат до полугода, прежде чем я увижу, что из них можно сделать. Затем убираю часть дерева, которая не имеет рисунка — получаются разные выемки.
Это моё видение, которое выработалось с опытом.
Порой оставляю без обработки внешнюю часть капа. Для того, чтобы люди увидели, из чего получается рисунок. Иногда получается интересная по композиции вещь. Я иду по наитию.
— С какими породами деревьев работаете?
— В основном, с берёзой, осиной, сосной. Хочется сварить черёмуху, но надо найти хороший ствол. Был в Свердловске, смотрю, лежит спиленный боярышник. Купил ножовку, отпилил кусок, привёз в Сургут. Все удивлялись: зачем ты, мужик, дерево везёшь? Я ещё не знаю, что с ним делать, но главное, оно лежит у меня дома. Хочу рябину испытать.
Можжевельник — это дерево, в которое я влюблён после берёзы. Его много растёт вдоль реки Тром-Аган. В народе его называют «верест». Это дерево имеет очень высокую плотность, не требует выварки, достаточно просто просушить. Из него я ничего не делаю, просто любуюсь.
Считаю, что такое чудо природы надо беречь.
— Что даёт вам это занятие?
Успокоение. Я могу сесть и забыться. А голова при этом спокойно может решать стратегические вопросы. Инструменты есть, остаётся найти и заготовить капы для работы зимой.
Технология от Зырянова
— Ищем в лесу кап или сувель и спиливаем его. Лучше сделать это поздней осенью или ранней весной, когда у дерева остановлено сокодвижение. Тогда нарост будет иметь желтоватый цвет и не лопнет при высыхании.
— Очищаем кап от всего лишнего.
— Варим нарост в баке. В воду засыпаем большое количество соли и кладём опилки, чтобы придать дереву естественный янтарный цвет. Процесс варки длится 5-6 часов. Потом нарост сушат в течение месяца-полутора. Потом снова варят. И так до трёх раз.
Кора после этого снимается легко.
— Полируем нарост, придаём ему форму, покрываем лаком. Через некотороем время, после первого нанесения лак нужно «стереть» (оштукатурить). Эту процедуру повторять 3-5 раз. Лакировать удобнее тряпичными тампонами, а использовать лучше «Шеллак» — незаменимоеотделочное средство при работе с древесиной.
Смотрите также:
- 82 — это не возраст: Галина Лукина до сих пор работает почтальоном →
- Африканский экшн: югорские авиаторы помогают «чёрному континенту» →
- Сургутянин стал послушником в Афоне →
Источник: ugra.aif.ru
Главное – увидеть задуманное природой: йошкаролинец Павел Николаев создает прекрасные вещи из капа и сувели
Павел Николаев из Йошкар-Олы – едва ли не единственный мастер в нашей республике, для кого обработка естественных древесных наростов, капа и сувели, стала увлечением на всю жизнь, хобби, без которого он уже себя не представляет.
Случайная встреча
Мало кто знает, что бесформенные наросты на деревьях – это не бросовый материал, а ценное сырье для изготовления неповторимых изделий. На самом деле уродливый бородавчатый изъян на березе, дубе или вязе, коим являются кап и сувель, скрывает в себе фантастические узоры. Мастер только открывает этот необычайно красивый рисунок, создавая уникальные изделия, которые просто невозможно повторить дважды. За высокую прочность и удивительную текстуру кап и сувель еще называют «древесным мрамором».
Павел Николаев увлекся этим необычным и редким в наших краях делом еще в середине 80-х годов. Он, по образованию слесарь-инструментальщик, с молодости работал мастером по ремонту холодильников. И вот однажды поступила заявка по адресу в Йошкар-Оле. Он и не подозревал тогда, что рядовой вызов на ремонт бытовой техники станет судьбоносным: в квартире, куда пришел Павел Юрьевич, была масса изделий из капа и сувели.
— Я просто забыл, зачем пришел, — вспоминает сейчас мастер с улыбкой. – Часа два ходил по квартире, разглядывая сувениры, вазы, чаши. А хозяин квартиры Георгий Семенович Ткаченко, видя мою заинтересованность, с увлечением рассказывал мне о том, как обрабатывать такие наросты. Домой Павел Николаев вернулся тогда с инструментами и сувелью, полученными в подарок от нового знакомого, который объяснил основной принцип работы с необычным материалом. Попробовал – и завертелось, закрутилось. Втянулся.
Главный инструмент каповщика-сувельщика называется «клюкарза». Отправился к лесорубам, на пилораму договариваться, чтобы брали с собой на лесозаготовку или не выбрасывали древесные изъяны.
До сих пор хранится у мастера его первое изделие – необычайно красивая ваза, которая за десятилетия не раз осматривалась критическим взглядом Павла Николаева, переделывалась, меняла свои функции. Вот и теперь ее ждет новое предназначение: она станет основой для небольшого рождественского вертепа. Со временем изделий накопилось немало, Павлу Юрьевичу захотелось это показать широким массам, и он стал договариваться с музеями республики о выставках. Одна из первых была на открытии Царевококшайского кремля, затем – в Медведевском историко-художественном музее.
После таких мероприятий, как правило, аппетиты растут, хочется делать лучше, интереснее предыдущего, возникает желание общаться с такими же мастерами. Поэтому поехал на фестиваль «Родники России» в Чувашии. Но изделий из капа и сувели там было немного. Трудозатратное это дело, небыстрое, да и спрос на предметы из древесных наростов специфический: изделия стоят недешево. Так что в нашей республике, как говорит, Павел Юрьевич, этим, помимо него, занимаются еще один-два мастера, но не в таких масштабах, как он.
Варить или сушить
— Как говорит мой наставник Юрий Морозов, преподаватель Национальной президентской школы искусств, главное – не испортить то, что создала природа, — рассказывает Павел Николаев, показывая причудливую рыбку из сувели. – Вот здесь я только немного выделил хвост, рот и глаз, а плавники, голова и «чешуя» — природные.
Бывает, что попадаются почти готовые природные формы, которые немного лишь обработать нужно, а иногда надо увидеть какую-то завязку, от которой мастер отталкивается. Есть, к примеру, у Павла Юрьевича глухарь, у которого короеды в нужном месте прогрызли «глаз». Посмотрел он на эту сувель, увидел «глаз», и от него уже прорезал бородку, выделил голову. Самое сложное в этом деле – увидеть, что из нароста получится. Иногда на это могут уходить недели: вертит мастер в руках сувель или кап, откладывает, потом снова достает и смотрит свежим взглядом, думая, за что зацепиться.
У Павла Николаева в работе одновременно всегда сразу несколько изделий. Он объясняет это не только тем, что просто не интересно заниматься долгое время одной вещью, но еще и тем, что в таком деле спешка ни к чему. Технология обработки капа и сувели может быть разной. Если хочется быстрее, то древесный материал нужно отварить в воде, можно чуть подсоленной, в течение 5-6 часов.
Для лучшего результата сделать это стоит дважды. Термическая обработка позволяет быстрее снять кору, а еще температура действует на волокна дерева, содержащие смолы, так что при обработке наросты не трескаются, а узоры получаются ярче.
Но не всегда есть возможность варить. Сувель, порой, достигает огромных размеров. Павлу Юрьевичу однажды попался такой дефект на дереве весом больше 300 килограммов. Такую тяжесть ни в одном чане не сваришь. Оставил его в лесу сушиться и только после этого разделил на части, а затем вырезал несколько предметов.
Когда изделие готово, его нужно покрыть маслом, а можно еще лаком. Храниться будет вечно.
Дедова кровь
— Вы знаете, размышляя сейчас о том, откуда у меня вдруг появилась тяга к резьбе, я вспоминаю детство, — делится Павел Юрьевич. – Родился я в деревне Губино Сернурского района. Сколько помню, все деревенские мальчишки с наступлением весны что-то мастерили из дерева: лук и стрелы делали, свистульки, машинки, ножи.
Да и дома у нас всегда было много деревянных изделий: необычный валек для стирки, держатели для полотенец, кадка для теста. Мне они казались красивее, чем в других домах. Когда спрашивал о них у родителей, отвечали: «Да дед твой когда-то сделал». А он, Ефим Дмитриевич Губин, даже ткацкий станок сам смастерил.
Да и с бабушкой своей Надеждой Поликарповной, помню, делали шахматы из деревянных катушек для ниток. Так что, думаю, по наследству мне этот навык перешел.
Несколько лет назад Павел Николаев поставил перед собой задачу: смастерить 100 изделий. Это, можно сказать, его личная программа: выполнить определенное количество изящных, неповторимых работ и представить их на выставках во всех районах нашей республики. Сейчас у него около 80 изящных вазочек, чаш, тарелок, фигур птиц и животных, масок (делает даже автопортрет).
Имеется в наличии и стол. Большинство этих предметов уже побывали в девяти районах Марий Эл. Есть у него и желание наладить сотрудничество с Мордовским музеем им. С.Д. Эрзи.
Сожалеет мастер о том, что в Марий Эл фактически нет таких специалистов, как он. — Многие восхищаются, хвалят, но я бы хотел товарища, критика и конкурента в одном лице, — добавил Павел Юрьевич. – Я-то знаю, где какие изъяны в изделиях. Хочется профессионально общаться, делиться, совершенствоваться.
Фото автора и предоставлены Павлом Николаевым.
Источник: www.marpravda.ru