Как сушить березовый сувель

Кап березы

Древесина является ценным и красивейшим природным материалом. Но древесина капа и сувеля превосходит по красоте природного рисунка обычную древесину. Кап и сувель…Капы и сувели это наросты на деревьях, которые лесоводы называют пороками ствола дерева.

Зато в руках мастеров, таки «пороки» как кап и сувель, превращаются в великолепные произведения искусства.

Древесный кап (слева) и сувель (справа)

Что такое древесный кап

Кап образуется в виде нароста на стволе, обычно округлой формы, покрытого корой. Иногда нарост полностью окольцовывает ствол. Нарост образуют спящие, придаточные почки. Почки имеют форму бугорков с кольцевой структурой вокруг них. Иногда спящие почки «просыпаются», тогда из нароста могут появляться молодые побеги.

Появление капов наблюдается преимущественно на лиственных деревьях, едко такие наросты можно встретить на хвойных.. Из пород древесины, распространенных на территории России, капы чаще всего появляются на стволах липы, дуба, осины, клена, березы, вяза.

Заготовка и быстрая сушка березового сувеля и капа

Кап-и-сувель

Кап растет очень долго. Речь идет о десятках лет. Его размеры могут быть от пары сантиметров до метра, а то и двух. На одном стволе может быть два и более капа.

Разделяют два вида капа -прикорневой и стволовой, образующихся, соответственно у корня или выше, на стволе.

Почему появляется нарост, называемый капом

Есть три варианта происхождения капа. Но все они не 100%

  • Под корой растет придаточная почка, но кора, в силу высокой прочности, не дает почке развиваться. Поскольку «силы» уже брошены, к месту роста почки стремятся питательные вещества и растительные гормоны. Так одна за одной, придаточные почки, пытаются пробиться сквозь кору, формируя рост капа.
  • Придаточная почка под корой не может нормально развиваться из за механических повреждений, как то, рука человека, ураганы, животные и так далее. Поэтому продолжает рост с деформированным развитием.
  • После появления придаточной почки, дерево вскармливает кап, из за бактерий, грибов, насекомых, вирусов, ранних весенних морозов.

Природа возникновения капа не определена на 100%. Но нас больше интересует текстура капа, нежели чем его происхождение.

Текстура сувеля березы Шпальт карельской березы Груша, зараженная грибком и здоровая

Сушка

Для того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами.

Вот два самых популярных из них:

  1. Выварка в воде с поваренной солью. Такой способ подходит для небольших кусков березы. Заготовка очищается от всех ненужных наростов, лохмотьев и грязи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды нужно 2 ст.л. соли. Затем, в воду необходимо добавить смолистые опилки, которые в итоге придадут изделию оттенок охры. Кипятить необходимо 6-8 часов, затем осторожно вынуть и промыть заготовку под проточной водой. Через двое суток процедуру варки нужно повторить, но уменьшить время кипячения на пару часов. Через двое суток процесс кипячения нужно при необходимости повторить, убавив время еще на пару часов. После этого вынуть из кипятка и ободрать на горячей заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Такой метод подходит только для заготовок маленьких размеров!
  2. Заготовки более крупных размеров сушатся дольше. Ни в коем случае при домашней сушке нельзя заносить заготовку в сухое помещение. Подготовленные спилы нужно покрыть краской или олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при этом должна быть около 10-15 градусов. Затем их можно убрать в помещение, где они досохнут окончательно и будут готовы к обработке примерно через полгода.

Текстура капа

  • Сказочный природный рисунок древесины капа состоит из:
  • Перекрученных годичных слоев, как правило, ярко выраженных
  • Ярко выраженных сердцевиной мелких веток
  • Свилеватой сложной структурой

Кап-и-сувель

Кленовый кап
Каждый кап, как отпечаток пальца человека, имеет эксклюзивный рисунок и форму. Нет в природе не существует двух одинаковых наростов, именуемы капом. Причем, ни по форме нароста, ни по его структуре.

Сразу после спила капа, его богатая текстура практически не видна. Текстуру, древесина капа проявляет в полной своей мере после шлифовки, полировки и тонирования.

Изделие из березового капа

  • Стволовые капы имеют более изысканную текстуру, чем прикорневые.
  • Обработка капа сложна из-за большого наличия сучков и свилеватостей.
  • Кап, после обработки, похож на мрамор или малахит, имеет перламутровое сияние.

Цвет древесины капа бывает коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый, зависит от породы дерева и места его произростания.

Метод «Запаривание»

Важным является то, что спилить нарост необходимо только в сухое время сезона, в течении года (это период с конца августа до начала сентября).

  • Нужно спилить нарост. Процесс выполняется острой пилой. Объект напоминает камень, придется пилить долго. Кору счищать не нужно. После этой работы, не забудьте смазать дерево краской, да бы остановить соковыделение.
  • Вторым этапом будет нахождение емкости для выварки. Желательно подобрать не нужную кастрюлю. Ведь в процессе выделяются разные консистенции, смолы, из-за которых придется выкинуть посуду. Далее кидаете туда добытые экземпляры. Воды наливать необходимо столько, чтобы прикрыть все сантиметра на два (2 см). По мере кипения и испарения жидкости, по чуть-чуть доливать жидкости.
  • Третей частью будет добывание и добавление слои в наш суп. Задачей будет, довести до триперной солености. Это необходимо для того. чтобы выбрать всю имеющуюся влагу с обрабатываемого предмета. если живете у моря, налейте морскую воду. Так будет быстрее.
  • Для проявления структуры, придания крепости, хорошего запаха, нужно добавить в емкость стружки из сосны или ели. В них содержатся смолы, которых нет у обрабатуемых частях. К тому же, придадим цвет охристо-коричневый, розово-желтый.
  • В процессе вода будет испарятся. Добавлять в жидкости нужно по мере необходимости. Ее подливают ровно столько, сколько хватит до чуть более, чем бы она выкипела. В итоге получим красноватый бульон. Навар сливайте, так как ее будет невозможно вымыть.

Я постарался коротко описать основную часть выварки, важным фактором которого было наличие соли и смолы. Фотографию смотрите далее.

Ниже опубликую процесс просушки в быстром темпе. Она не сложна, но требует внимания. Результат превосходит все ожидания…

Что такое древесный сувель

Сувель это нарост, круглой формы, на стволе дерева, покрытый корой. Нарост состоит из деформированных и перекрученных волокон древесины.

Обычно, древесный сувель, образовывается в единичном виде, реже группой сувелей на одном стволе дерева. Иногда встречаются сувели, опоясывающие ствол дерева

В отличие от капа, сувель образовывается в равной степени на лиственных и хвойных породах деревьев. Плотность древесины сувеля ниже, чем у капа, поэтому его немного легче обрабатывать.

Удивительное явление

При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.

Рукояти ножей из сувеля

Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже — темно-коричневый с болотным отливом.

Почему появляется нарост, называемый сувелем

В результате внешнего воздействия на дерево, образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Это и есть сувель.

Сувелей на деревьях больше, чем капов. Под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, а не «пупырышками», как у капов

Сувели могут иметь разную текстуру, преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.

Кап-и-сувель

Сувель ясеня

Сувель может быть различных оттенков, в основном, это коричневый, желтый, серый, немного зеленоватый, или наоборот с розоватыми “нотками”

Как и капы, сувели могут быть стволовыми и прикорневыми. Стволовые сувели светлее и с менее выраженным природным рисунком, чем прикорневые.

Заготовка

В природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом.

На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени.

Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее.

Спилить сувель и кап довольно сложно, цепи тупятся быстро, поэтому необходима хорошая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой или лучковой пилой, но это потребует много физических усилий.

Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб.

Что изготавливают из капа и сувеля

Из “чудных” наростов, в виде древесины капа и сувеля мистера изготавливают декоративные поделки, сувениры, рукоятки ножей, пано, брелоки, запонки и украшения, заколки, чаши, вазы, посуду, шкатулки, трости, лампы, шахматы, рамки, табакерки и множество других небольших предметов. А также, изготавливают шпон. Капы и сувели хорошо сочетаются с металлами, перламутром, костью.

Ковш из капа березы

Кап-и-сувель

Пано из капа

Кап-и-сувель

Кап березы

Кап-и-сувель

Сувель березы

Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

Обработка

Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине.

Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

С чем не перепутать?

Новички из тех, кто не очень знаком с тем, что такое сувель березы, могут спутать его с капом. К слову, второй встречается гораздо реже и считается более ценным. Главным отличием их является наличие сучков при продольном срезе, отчетливо выделяющаяся сердцевина, мелкий узор, выраженные витиеватые слои. Более того, в природе нет повторяющихся узоров капов, все они имеют уникальный рисунок.

Поверхность сувеля под корой гладкая, реже — с крупными буграми. У капов она мелкопупырчатая, из нее растут мелкие веточки. Сувели не настолько плотные и легче поддаются обработке.

Как собрать сувель?

Люди, просто гуляющие в лесу, собирающие ягоды или грибы, совсем не замечают наростов на деревьях. Если же целенаправленно искать капы или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут быть расположены у подножия или в верхней части ствола, где достать их без лестницы практически невозможно. Если говорить о местности, это может быть заболоченная низина или песчано-каменная равнина.

Читайте также:  Как уменьшить шпулю катушки

Арт-декор из сувеля березы прикорневого

Нередко попадаются гниющие наросты, создавая впечатление, что дерево пытается избавиться от свилей. Если срезать какую-либо неповрежденную часть, она тоже сгниет через определенный отрезок времени.

Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее будут сплетения волокон и тверже материал. Невозможно предугадать рисунок сувели, но чем она корявее, тем красивее будет узор. При этом изготовить из него объемный кусок получается лишь в исключительных случаях.

Ввиду того что материал твердый, спилить его с первого раза довольно сложно, полотно быстро тупится. Со второго захода дело идет намного быстрее. При заготовке березового сувеля нужно стараться, чтобы срез был ровный, шел параллельно стволу. Чтобы дерево не погибло, желательно обработать спил ранозаживляющим раствором. Его можно приобрести в садовом отделе магазина.

Если нарост опоясывает ствол, то его спиливать нельзя, так как дерево может погибнуть.

Как сушить сувель березы?

От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.

Ваза из сувеля

Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева.

Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.

Как правильно варить?

Этим способом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить сушку или проявить имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из сувеля березы.

Процесс происходит следующим образом:

  1. В кастрюлю укладывают заготовки, предварительно очищенные от коры. Далее заливают водой таким образом, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. Затем добавляют 2 ст. ложки крупной соли на литр воды и ставят на огонь. Помимо этого в раствор добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки. Они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
  2. После того как вода закипит, огонь делают медленным и варят материал 4 часа, если заготовка крупная — 6 часов. Затем жидкость сливают и оставляют древесину подсыхать. На второй и третий день процесс нужно повторить. В результате должно получиться 12-18 часов варки за 3 суток.
  3. Варка в солевом растворе обусловлена простой физической реакцией. В дереве содержится сок, плотность которого ниже соляного раствора. Во время варки жидкость проникает в материал и обезвоживает его. Это происходит путем вытеснения древесного сока и впитывания раствора соли. В результате происходит диффузия жидкости и сувель высушивается. После варки древесину оборачивают газетой и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть чуть влажная, сувель можно оставить досыхать в естественных условиях. При желании можно еще один день подсушить материал с помощью газеты.

Источник: fanera-kmv.ru

Кап, сувель, шпальт — что это? Ликбез от Лесопилки Юркова

Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе.

Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок.

Кап березы

Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками.

Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве.

Древесный сувель

Сувелем называется нарост на березе или другом лиственном дереве, который образовывается в два или три раза быстрее роста дерева. Спровоцирован он, чаще всего, болезнью, которую называют древесной раковой опухолью. Причина его появления до конца еще не изучена.

В народе эти образования называют древесной костью. Такое название происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах напоминает кость.

Часто обыватели путают кап или сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе заключается в том, что чага — это не нарост, а гриб, который вырастает на стволе, после попадания его спор в поврежденную кору.Чагу можно срезать с дерева любыми подручными средствами, а вот кап будет сложно срубить даже топором из-за его высокой плотности.

Обработка капа и сувеля доставляет удовольствие мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап особенно труден в обработке, но рисунки, которые открываются при шлифовке материала, удивляют уникальностью и разнообразием.

Кап и сувель березы идеально подходят для создания декоративных изделий. Благодаря их оригинальной текстуре, нет необходимости создавать резные узоры. Поэтому из них делают цельные поделки и украшения — все то, что прекрасно смотрится в полированном состоянии.

Шпальт карельской березы Груша, зараженная грибком и здоровая Березовая сувель.jpg

Что такое чага?

Если вы замечали на стволе дерева нарост, наверняка вас интересовало что это такое. В случае, когда снаружи наросты черные и неправильной формы, а цвет внутренности от коричневого до рыжего скорее всего это березовый гриб – чага.

Он способен селиться на лиственных деревьях, например:

В результате попадания на пораженный участок коры патогенного гриба, в стволе растения начинает развиваться чага. Выглядит она как гребневидный нарост с прожилками внутри. Постепенно она поглощает дерево и проникает все глубже в ствол. Бывает, что чага опоясывает дерево по кругу. В результате, оно погибает.

Чага растет на протяжении не менее двадцати лет и при этом питается березовым соком и полезными веществами, находящимися в древесине.

К сожаление такие грибы часто массово поражают березовые рощи и лиственные леса. Однако, в народной медицине их высоко ценят. На их основе делают отвары, средство для ингаляций и другие лекарственные формы.

Они хорошо помогают при лечении различных болезней:

  • Онкологии;
  • Женских и мужских болезнях;
  • При ослабленном иммунитете;
  • Проблемах с суставами.

Однако, прежде чем приступить к сбору древесного гриба, ознакомьтесь с противопоказаниями.

Березовая чага и изделия из нее

Текстура

Кап и сувель березы отличаются своей текстурой от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе можно объяснить процессом образования.

Текстура сувеля березы

Кап вырастает на березе по разным причинам:

  1. Под корой начинает зарождаться почка, но из-за твердости коры не может ее пробить. К почке поступают питательные элементы, за счет которых образуются придаточные почки. Их развитие и невозможность пробиться, образуют нарост на дереве.
  2. Механические повреждения, причиненные человеком, животными, насекомыми или природными явлениями, тоже могут стать причиной остановки нормального развития почки. Но она стремится к жизни, несмотря на свою деформацию и образует новый нарост на стволе.
  3. На месте появления почки, дерево отдает все свои силы развитию капа из-за бактерий, грибов или поздних весенних заморозков.

Понимая схему образования капа, который растет очень медленно, но с годами становится все больше, можно предположить, что рисунок создаваемый приростом древесины и придаточными почками будет поистине уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые.

Годичные кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Рисунок на срезе сразу не виден. Он проявляется лишь после того, как древесину обработают посредством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют разные оттенки и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит.

Разделочная доска из капа березы

Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и изысканную. Изображение на срезе сувеля напоминает волны, полоски, пятна или изгибы. Такой рисунок получается из-за неровного образования колец древесины, вследствие болезни дерева или механических повреждений.

Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.

Удивительное явление

При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.

Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже — темно-коричневый с болотным отливом.

Заготовка

В природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом.

На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени.

Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее.

Спилить сувель и кап довольно сложно, цепи тупятся быстро, поэтому необходима хорошая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой или лучковой пилой, но это потребует много физических усилий.

Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб.

Сушка

Для того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами.

Вот два самых популярных из них:

  1. Выварка в воде с поваренной солью. Такой способ подходит для небольших кусков березы. Заготовка очищается от всех ненужных наростов, лохмотьев и грязи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды нужно 2 ст.л. соли. Затем, в воду необходимо добавить смолистые опилки, которые в итоге придадут изделию оттенок охры. Кипятить необходимо 6-8 часов, затем осторожно вынуть и промыть заготовку под проточной водой. Через двое суток процедуру варки нужно повторить, но уменьшить время кипячения на пару часов. Через двое суток процесс кипячения нужно при необходимости повторить, убавив время еще на пару часов. После этого вынуть из кипятка и ободрать на горячей заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Такой метод подходит только для заготовок маленьких размеров!
  2. Заготовки более крупных размеров сушатся дольше. Ни в коем случае при домашней сушке нельзя заносить заготовку в сухое помещение. Подготовленные спилы нужно покрыть краской или олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при этом должна быть около 10-15 градусов. Затем их можно убрать в помещение, где они досохнут окончательно и будут готовы к обработке примерно через полгода.
Читайте также:  На что можно поймать осетра

Как сушить сувель березы?

От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.

Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева.

Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.

Обработка

Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине.

Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

Применение капа и сувеля

Благодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.

Нож и кружка из капа березы Изделия из березового сувеля

Такие изделия очень долго пахнут деревом и не теряют свой внешний вид, даже при длительном использовании. Только настоящий художник и мастер своего дела может сотворить из простого куска дерева настоящее произведение искусства!

Как правильно варить?

Этим способом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить сушку или проявить имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из сувеля березы.

Процесс происходит следующим образом:

  1. В кастрюлю укладывают заготовки, предварительно очищенные от коры. Далее заливают водой таким образом, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. Затем добавляют 2 ст. ложки крупной соли на литр воды и ставят на огонь. Помимо этого в раствор добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки. Они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
  2. После того как вода закипит, огонь делают медленным и варят материал 4 часа, если заготовка крупная — 6 часов. Затем жидкость сливают и оставляют древесину подсыхать. На второй и третий день процесс нужно повторить. В результате должно получиться 12-18 часов варки за 3 суток.
  3. Варка в солевом растворе обусловлена простой физической реакцией. В дереве содержится сок, плотность которого ниже соляного раствора. Во время варки жидкость проникает в материал и обезвоживает его. Это происходит путем вытеснения древесного сока и впитывания раствора соли. В результате происходит диффузия жидкости и сувель высушивается. После варки древесину оборачивают газетой и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть чуть влажная, сувель можно оставить досыхать в естественных условиях. При желании можно еще один день подсушить материал с помощью газеты.

Источник: pilka-nn.ru

Сувель березы

Sano

Вот такой срез сувели березы привезли в мастерскую, пока предварительно планируем сделать журнальный стол.

P_20190122_184028.thumb.jpg.f5fa35eb33082ef0183e417ef1f8b18f.jpgP_20190122_184015.thumb.jpg.1fcb737b42452c89981bb4e9d126c9c7.jpg

Сама заготовка такого материала была не самым простым делом, мало того что его нашли в лесу, так ещё с трудом вывезли, затем сувель распилили на части, но и после этого по особой технологии варили пару недель, а потом ещё и сушили пару лет.

В общем это целая эпопея, и в виду того что столько всего было проделано только для заготовки и исходя из размера цена такого материала уже становится сильно высока. И это ещё не сам стол.

Нужно обдуманно подойти к работе, и с минимальными потерями в толщине заготовки сделать ровную столешницу.

Был бы кап таких размеров так ещё ценность выше была бы, но как считается кап редкость и вот так специально его ещё нужно поискать. И речь не про маленький кап, а таких размеров чтоб хватило на столешницу.

В кратце напишу тут в чем отличия капа и сувели, чтоб не залезать в wiki и прочие источники.

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») — это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования.

оздавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

В чем я убедился когда работал с каповым тополем.Вот на фото видно и это без окончательной обработки.

P_20181117_180919_HDR.thumb.jpg.a37a45daff98463de4bbf838a1b49083.jpgP_20181118_151650_HDR.thumb.jpg.8dc0e5e3b8e8fba9b28e17c2ec380104.jpg

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем.

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

А вот в чём красота сувели после обработки

Сувель (в народе еще называют древесной костью), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость.

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

P_20190122_184112.thumb.jpg.f0711210a7450a2e970ef7226195fc6e.jpg

В общем как то так, посмотрим после обработки как будет выглядеть готовое изделие. В данный момент пока особо не видно, но с каповым тополем была такая же ситуация, доска доской, а как вскрыл слой, шлифанул и даже без масло дерево стало красивым.

  • Нравится1
  • Спасибо1

Поделиться

Ссылка
Поделиться на другие сайты

5 Комментариев

Рекомендуемые комментарии

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Или войти с помощью одного из сервисов

Наши рекомендации

СЕРО-БЕЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ

Современная квартира для молодой пары с тремя детьми. Просторная гостиная, комфортная обеденная зона и роскошная кухня с островом. Три спальные комнаты, большая ванная комната и просторный гостевой санузел с душем. Помимо этого — просторная входная зона и две больших гардеробных. Весь дизайн интерьера выдержан в легкой классике.

Палитра основных помещений в основном варьируется от теплого-светлого до холодного-насыщенного серого цвета. Текстура натурального дерева и природный рисунок белого мрамора привносят в интерьер изысканности. Чистота линий и классический прием организации пространства придают интерьеру особый шарм. Архитектурой дома предусмотрены большие окна, дневной свет равномерно окутывает все пространство и позволяет всем текстурам заиграть особенными оттенками. Тщательно подобранное вечернее освещение позволяет осуществлять различные сценарии, подчеркивающие изящность интерьера.

Как сделать дом теплее.

Существуют мнения, что писать о косяках застройщиков — это негатив, а надо побольше позитива.

Но как же без негатива? Все должно быть сбалансировано, ибо все познается в сравнении. Если не говорить о косяках, и не работать над ошибками, желательно над чужими, то вполне вероятно, рано или поздно придется работать над своими. А вот если их выставить на всеобщее обозрение, весьма вероятно, что их станет меньше. По крайней мере те конкретные, которые я показал, точно исчезнут

Итак, после того, как перекрытие разобрано, начинаем восстановление.и утепление.

Делаем подготовку мест установки балок.Для этого используем разведенную уайтспиритом резинобитумную мастику и рулонную кровельную гидроизоляцию в качестве подкладок под балки.

Вдоль стен под балками с заходом на стены крепится сетка для защиты от проникновения в жилище мышей и прочей нечисти. В процессе монтажа все перекрытие первого этажа будет забронировано сеткой.

И балки и бруски и доска предварительно обрабатывается огнебиозащитой. (до этого древесина ничем не обрабатывалась).

После подготовки балки ставятся на фундамент одновременно выравниваясь по уровню.

После установки в уровень балок к ним прибиваются бруски основания чернового пола. Сверху укладывается и крепится сам черновой пол.

В центре жилой части дома оставлено место под заливку плиты основания для установки камина.

Затем укладывается ветрозащита. Края степлером пристегиваются к нижнему венцу, стык делается внахлест 10-15см и проклеивается. В нужных местах предварительно ставятся гильзы для прохода перекрытия кабелем.

После этого размышляем как будем укладывать утеплитель.

После укладки теплоизоляции и пароизолции ставим шпунт.

В перекрытие закладывается электропроводка. Между древесиной и кабелем прокладка из огнестойкого ГКЛ шириной не меньше 100мм под одну кабельную трассу. Для прохода кабелем сквозь деревянные конструкции используется гильза из стальной трубы с толщиной стенки не менее 3мм. Выступ гильзы за край конструкции не менее 10 мм.

  • Спасибо
  • Нравится

Беседка с террасной площадкой необычной формы.

Строим утепленный павильон необычной формы с конусообразной крышей на винтовых сваях.

Буду освещать процесс по мере продвижения.

Декоративный брусок на потолок

Декоративный брусок на потолок

Почему в доме холодно?

Не успел еще я разобраться с одним домом из оцилиндрованного бревна, как столкнулся еще с одним шедевром строительного мастерства, аналогичным описанному в этой истории:

Читайте также:  Ловля троллингом что это

Началось все как всегда совсем не с того, зачем приехали. Приехали сделать электропроводку, ну, и заодно определить, почему в доме пол бугром. При промере оказалось, что уровень пола гуляет в помещении 7*7 м на 8см, во всем доме на 13см.

В доме при внешней температуре около -1 градуса по Цельсию, сразу же включенных конвекторах, маслянному радиатору и трехкиловаттному тепловентилятору было жутко холодно. Из под наличников сквозило, из под пола тоже, особенно вдоль стен. Чтобы понять причину, надо вскрыть.

Вдоль стен щели, минвата уложена как попало, ветрозащита до стен не доходит, пароизоляция и вовсе отсутствует как класс. Этого достаточно, чтобы составить общее представление о качестве утепления. Но, как всегда, реальность превысила ожидания. Вскрываем дальше:

На этой картинке щель между балкой и стеной вместо минваты забутована обрезками вагонки.

Разобрав пол, обследовали подкровельное пространство:

Увидели следующую картину: на стропила врезанные в верхний венец, сверху. прибита вагонка. Поверх вагонки похоже положена ветрозащита, сверху обрещетка, контробрешетка и металлочерепица. Вагонку пока не вскрывали, но по виду снаружи, можно предположить, что утеплитель там отсутствует.

Как вы думаете, может быть в таком доме тепло?

Источник: homemasters.ru

Творчество

Резьба по капам и сувелям.
Сувель – дерево царское.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

Но моё особое пристрастие – резьба по сувелям и капам, и режу я уже не ручными стамесками, а хорошим электроинструментом. Окончательно обрабатываю изделия с помощью бормашины, а также приходится пользоваться инструментами, которые делаю сам. Это и различные шарошки на пробках, и «грибки» из наждачной бумаги, и полировочные приспособления на основе саморезов, и др. Получается под свою руку и дешевле.
Почему начал резать из сувелей и капов? Да просто пошёл как-то на вернисаж в Измайлово полюбопытствовать и увидел там интересные плошечки и вазы из красивейшего материала. Думал, карельская берёза, а оказалось – обычный березовый кап.
Решил попробовать поработать и с ним. Получилось. Понравилось. Начал экспериментировать. И вот родился свой собственный стиль резьбы – «Виксу».

резьба по сувели фото

Березовый кап без коры

Сразу хочу подчеркнуть, что работаю по сувели. Капы мне попадаются редко. В чем их различие? Знатоки говорят, что кап – это нераскрывшиеся почки, такой резервный пучок, созданный деревом про запас. Мол, при засухе или каких-то иных неблагоприятных условиях из этих почек вырастают новые веточки – и дерево спасено…

Однако некоторые учёные, много лет изучающие капы и сувели, придерживаются другого мнения. Да, это нераспустившиеся почки, но всё здесь не так просто. Например, в Пушкинском лесхозе Московской области в своё время были заложены опытные культуры каповой березы из семян от свободного опыления.

А в Ивантеевском дендрарии Московской области сохранилось около 60 прививок каповой берёзы в возрасте более 45 лет. Правда, сейчас, думаю, их осталось много меньше. Так что теорию наследования капообразований и даже их вирусное происхождение тоже имеет смысл рассматривать.

Сувели же образуются из плотно переплетённых годовых слоёв дерева. Этим и объясняется их свилеватость и неповторимая, уникальная текстура. Бывают они совсем маленькие и огромных размеров, доходящие иногда до двух и более метров в обхвате.

Вообще, сувель можно найти на любом дереве: на березе, клёне, рябине, грецком орехе, ясене, на культурных деревьях, но мне особенно близок березовый, с его неповторимой текстурой, удобством в обработке. Он всегда с загадкой. Никогда не узнаешь заранее, какой рисунок «вылезет» при обработке, какие сюрпризы тебя ожидают.

Часто спрашивают, почему мой стиль резьбы называется «Виксу». Это же очень просто: Виктор Суднов или, если хотите, Виктория сувелям. В чём суть этого стиля? Семь элементов резьбы, как семь нот, семь цветов радуги, – вот его простая составляющая. Но за этой простотой лежит некая магия числа семь и огромный труд с ошибками и удачами, победами и поражениями.

Да, я использую для создания своих изделий только семь элементов резьбы: лист, перевязка, шар (полусфера), ребро жесткости, протяжка, украшение дна и внутренний лист-завиток. Сочетание этих элементов позволяет выгодно подчеркнуть текстуру дерева и даёт возможность создавать множество разнообразных и, в общем-то, неповторимых вещей. Ведь у сувелей, как и у подушечек пальцев, никогда не повторяется рисунок.
Даже если вдруг захочется сделать копию какой-нибудь особо полюбившейся работы – ничего не получится. Все они в единственном экземпляре, и в этом их прелесть, ни одна работа не повторяется, хотя некоторая похожесть всё же просматривается. Но ведь это стиль такой. Меня по нему и узнают…

А вот вы, например, слышали, что сувель на Руси издревле называли царским деревом? Простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. И хотя скорее всего это лишь легенда, но все резчики, работающие с таким потрясающим материалом, верят в неё безоговорочно. Ведь это воистину уникальная вещь. Да и само слово, посмотрите, как красиво звучит: СУВЕЛЬ.

Из сувели можно вырезать всё: хлебницы и конфетницы, настенные панно и тарелки, подносы и часы, сигаретницы, ножи для бумаг и ручки охотничьих ножей, фигурки зверюшек, бижутерию… Очень благодарный материал, любимый…
И работаю я с ним с огромным удовольствием. Ведь как бывает – сидит человек на своём рабочем месте и думает: «Как же всё надоело, побыстрей бы домой убежать». А я думаю: «Как бы побыстрее в мастерскую, к своим сувелям…»

Уже почти семь лет я работаю с этим материалом. Никто меня не учил, и до всего приходилось доходить самому, методом проб и ошибок. Сколько стамесок поломано (ведь сувель очень прочный и твёрдый материал), сколько было порезов и травм – не перечесть. Зато теперь могу даже лекцию прочитать и по инструменту, и по технике безопасности…

С чего нужно начинать работу? Со знакомства с лесниками. Они, как никто, знают свой лес, и все деревья у них наперечёт. Ведь, когда идут лесозаготовки, куски деревьев с капами и сувелями просто сжигают, это – брак, негодный материал. А если у вас есть знакомый лесник, то он этот брачок с живого дерева спилит, место спила замажет варом и принесет вам за определённую плату.
Если же хотите начать заготавливать сувели сами, в лес лучше идти в апреле. Листьев на деревьях ещё нет, лес просматривается великолепно. А главное – с апрельских сувелей и капов очень хорошо снимается кора. Да и бродить по лесу в апреле гораздо приятнее, чем в зимние холода.

Храню я свои заготовки на балконе в шкафу или в гараже. Если они сырые, регулярно перекладываю их с места на место, проветриваю. Когда для определенного заказа попадается подходящий сувель, приступаю к подготовительному этапу работы, то есть просто варю его в большой ёмкости несколько дней. Если нужно изменить цвет заготовки, добавляю берёзовую кору, которую заготавливаю впрок, снимая с упавших, погибших деревьев. Интенсивность цвета зависит от времени варки: чем дольше варишь, тем цвет становится темнее.
С вываренного сувеля кора легко снимается стамесками или простой плоской отвёрткой. Но я для этой цели использую электростамески. Ведь живём уже в ХХI веке…

Работу над своими изделиями я разделил на два этапа: начальный – резьба по сырому сувелю и окончательная отделка уже сухого изделия.
Начинаю работу с выбора формы изделия. Как правило, форму диктует сама заготовка. Но бывает, заказчик просит что-то своё, вполне определённое, тогда идёшь наперекор природе материала и уступаешь вкусам заказчика. Иногда в заготовке попадаются различные дефекты: гниль, сколы, вкрапления коры – тогда тоже форму будущего изделия приходится немного видоизменять.

Основной, главный элемент стиля «Виксу» – это лист. Но прежде, чем начать работу над этим и другими элементами резьбы, я делаю выборку ямки вверху центральной части заготовки и удаляю лишнюю древесину с низа заготовки. Раньше эти работы приходилось выполнять с помощью стамесок № 8 и 10. Сейчас же с огромным удовольствием использую электрошабер с набором специальных стамесок и электрорубанок. Для создания большей глубины изделия работаю клюкарзой. Затем намечаю места остальных элементов: перевязки, листа-завитка, боковых полусфер (шара), ребер жесткости, выпуклой овальной протяжки…

Конечно, можно не использовать все элементы стиля в одной работе (особенно, если изделие маленькое), но на больших, объёмных работах все семь элементов выглядят гармонично, подчёркивая форму и красоту текстуры выбранного материала. Работа «по сырому» длится не один день, поэтому, откладывая начатую заготовку «на завтра», каждый раз смачиваю её водой и упаковываю в полиэтиленовый пакет…

После того как работа над композиционной составляющей изделия закончена, и все элементы резьбы нашли в нем своё место, его нужно высушить в течение 10 – 12 дней.
Плотно завернув изделие в 2 – 3 слоя газеты, сушу его сначала в полиэтиленовом пакете, а затем и без него, на тёплой батарее зимой, а летом – на улице на солнце. Газеты приходится менять на сухие два раза в день – утром и вечером. После сушки изделия приступаю к его отделке: шлифовке и полировке. Использую разнообразные фрезы и бормашину с насадками собственного изготовления.

Но окончательная «доводка» – конечно же руками. Ведь только тактильный контакт даёт возможность мастеру полнее ощутить материал и вложить в него всю свою энергетику и душу.

Заключительный этап работы – лакирование и полировка. У каждого резчика свои пристрастия, свои излюбленные материалы и приёмы. Раньше я только восковал свои изделия, но воск непрочен, а они должны служить людям, это не только декоративные, но ещё и прикладные вещи, а чтобы ими можно было пользоваться, нужно их защитить. Сейчас рынок предлагает самые разные лаки и защитные материалы. Выбирай любой.

Свои законченные вещи я часто демонстрирую на выставках. Много их в частных коллекциях у нас и за рубежом. Их с удовольствием покупают для подарков.

В 2007 году при поддержке Московской Палаты ремёсел организовал школу-студию «Сувель». За консультацией и помощью ко мне обращаются любители резьбы из всех городов России. Со всеми стараюсь поделиться опытом, помогаю, чем могу, и сам учусь: ведь у каждого резчика есть что-то своё, интересное, наработанное годами, своя «фишка».
Думаю, пока глаза видят, а руки делают, смогу ещё поработать и передать свои знания другим. Было бы здоровье…

Запись по тел. 8 495 337-76-03;
8 917 534-38-70 и 8 903-831-87-46
Вся необходимая информация на http://viksu.ru

Суднов Виктор Петрович, участник международных, региональных и московских выставок.
Член Международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Московской Палаты ремёсел.

Источник: dacha-olgino.narod.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...